Ответы на вопросы на стр.316-317 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)














Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 316-317
1. Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворений Ф. И. Тютчева? На-
пишите сочинение-эссе.
Какие чувства возникают у меня при чтении стихотворений Ф. И. Тютчева
Чтение стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева открывает передо мной удивительный мир, где природа и человек сливаются в неразрывное единство. Каждое стихотворение поэта – это не только художественный шедевр, но и философский взгляд на мир, в котором чувствуются глубокие переживания и размышления. В его стихах природа перестаёт быть просто фоном; она становится живым существом, полным эмоций, тайн и смыслов. Эти строки пробуждают во мне самые разнообразные чувства, начиная с умиротворения и заканчивая грустью, смешанной с восхищением.
Одним из первых чувств, которое вызывает поэзия Тютчева, является трепет перед величием природы. Например, стихотворение «Весенняя гроза» наполняет душу восторгом и восхищением перед силой и красотой природных явлений. Гроза здесь не просто метеорологическое явление, а символ энергии и жизни, мощной и прекрасной. При чтении я чувствую, как строки будто переносят меня на лоно природы, заставляя пережить её дыхание и динамику. Это погружение в природу через поэтическое слово вызывает радость и благодарность за возможность быть частью этого великого мира.
Ещё одно яркое чувство, которое рождает творчество Тютчева, – это осознание гармонии мира. Его стихотворения, такие как «Не то, что мните вы, природа…», пробуждают во мне ощущение, что мир устроен по каким-то высшим законам, недоступным для полного понимания, но очевидным в своей красоте. Это вызывает покой и умиротворение, словно я чувствую, что всё в мире имеет свой смысл и предназначение, даже если он скрыт от человеческого взгляда.
Однако в поэзии Тютчева звучат не только светлые и гармоничные мотивы. Его размышления о бренности человеческой жизни и о её скоротечности вызывают во мне чувство грусти. Например, стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» напоминает о неизбежности времени и смерти, но вместе с тем в этих строках чувствуется принятие и мудрость. Я ощущаю, что эти мысли, несмотря на их печальность, придают особую глубину восприятию жизни и помогают задуматься о её истинной ценности.
Философская лирика Тютчева вызывает также чувство восхищения перед глубиной его мысли. Его способность выразить сложные идеи о жизни, времени, судьбе и природе в лаконичных, но чрезвычайно выразительных строках поражает. Стихи Тютчева – это своеобразный диалог с читателем, где каждое слово несёт важное значение. Например, стихотворение «Silentium!» приглашает задуматься о ценности внутреннего мира человека и о невозможности полностью выразить свои чувства словами. При чтении этого произведения я чувствую восхищение перед тайной человеческой души и уважение к её глубине.
Ещё одним важным аспектом творчества Тютчева является его умение сочетать в поэзии индивидуальное и универсальное. Личные переживания поэта часто становятся отражением вечных вопросов бытия, таких как любовь, судьба, гармония и конфликт. Это делает его стихи близкими и понятными каждому, кто готов вдуматься в их содержание. Например, в «Денисьевском цикле» поэт делится своими глубокими личными чувствами, но через них он раскрывает общечеловеческие эмоции – страсть, боль, тоску и радость.
Таким образом, чтение стихотворений Тютчева вызывает у меня палитру самых разных чувств – от восхищения и умиротворения до грусти и раздумий. Его поэзия напоминает о сложной и прекрасной природе мира, о значимости человеческой души и о той гармонии, которая скрыта за кажущимся хаосом. Для меня стихи Тютчева – это не просто литературное произведение, а способ глубже понять мир и себя в нём.
2. Напишите рецензию на одну из книг или статей (по вашему выбору) о Ф. И. Тютчеве.
Рецензия на письмо Ф. И. Тютчева доктору Густаву Кольбу
Письмо Ф. И. Тютчева к доктору Густаву Кольбу, редактору «Аугсбургской Всеобщей Газеты», написанное в 1844 году, представляет собой не только политический документ, но и яркий пример философского и публицистического творчества выдающегося русского поэта. Это произведение можно рассматривать как глубокое размышление о месте России и Германии в европейской политической системе XIX века. Оно сочетает в себе личное обращение к собеседнику и попытку донести до широкой аудитории взгляд автора на судьбы Европы.
Основной темой письма является анализ политических отношений между Россией и Германией, а также их роли в сохранении европейского порядка. Тютчев не ограничивается описанием текущего положения дел, но идет дальше, рассматривая исторические корни этих отношений и пытаясь определить их будущее. Его рассуждения основаны на понимании глубокой связи между этими двумя государствами, которая, по мнению автора, должна способствовать укреплению мира и стабильности в Европе.
Одним из ключевых аспектов письма является критика негативных стереотипов, сложившихся в немецком общественном мнении по отношению к России. Тютчев отмечает, что эти стереотипы подпитываются публицистикой, далекой от объективности, и призывает к трезвому и беспристрастному взгляду на Россию. Он отмечает, что Россия, будучи страной с уникальной исторической миссией, играет важную роль в европейской политике. В этом контексте автор отводит особое место Германии как естественному союзнику России в борьбе с дестабилизирующими силами.
Тютчев уделяет большое внимание критике Франции, которую он видит источником революционного духа, подрывающего традиционные устои европейского общества. Франция, по его мнению, выступает в роли дестабилизирующего элемента, противопоставленного «великой законности», которую символизирует Россия. Такое противопоставление придает письму антиреволюционное звучание и отражает консервативные взгляды автора.
Стилистически письмо поражает своим разнообразием. Тютчев мастерски использует риторику, насыщая текст философскими аллюзиями, историческими примерами и яркими метафорами. Например, он сравнивает Россию с «третьей силой», появление которой способствовало восстановлению баланса в Европе. Это сравнение не только подчеркивает важность России в международных отношениях, но и отражает представление автора о ее особой миссии.
Историческое значение письма трудно переоценить. Оно было написано в период, когда Европа находилась в состоянии политической нестабильности, вызванной последствиями Наполеоновских войн и революционных движений. Тютчев, как представитель русского дворянства, глубоко приверженного идеям монархизма, выступает за сохранение традиционного порядка. Его идея «великой законности», основанной на уважении прав и обязанностей каждого государства, звучит как призыв к объединению усилий России и Германии во имя стабильности.
Особую ценность письма придает его эмоциональная составляющая. Тютчев не только рассуждает о политических и исторических вопросах, но и выражает искреннюю озабоченность судьбой Германии и Европы в целом. Его слова пронизаны патриотизмом, но этот патриотизм не агрессивен, а открыт к диалогу и сотрудничеству.
Письмо Тютчева можно рассматривать и как литературное произведение. Его структура напоминает диалог, в котором автор обращается не только к Кольбу, но и ко всей немецкой интеллигенции. Такой подход делает текст более универсальным и подчеркивает его гуманистическую направленность. Использование образного языка, философских размышлений и риторических приемов превращает письмо в своего рода литературный манифест, отражающий мировоззрение Тютчева.
Таким образом, письмо Тютчева — это не только политический документ, но и произведение высокого литературного и философского уровня. Оно демонстрирует широту взглядов и глубину мышления автора, его умение соединять личное и общественное, конкретное и универсальное. Этот текст остается актуальным и сегодня, поскольку поднимает вопросы, касающиеся не только международных отношений, но и общечеловеческих ценностей.
3. Напишите эссе на тему «„Стихийное" и „катастрофическое" в природе и их воплощение в лирике Ф. И. Тютчева.
Эссе на тему «Стихийное» и «катастрофическое» в природе и их воплощение в лирике Ф. И. Тютчева
Лирика Федора Ивановича Тютчева отражает глубокое философское восприятие природы, в которой стихийное и катастрофическое становятся важнейшими категориями, объясняющими суть мироздания. Поэт воспринимает природу как сложную систему, в которой сочетаются созидание и разрушение, порядок и хаос, жизнь и смерть. Эти противоположности не только сосуществуют, но и взаимно дополняют друг друга, образуя фундаментальную основу бытия.
Стихийное в лирике Тютчева проявляется через описание мощи природы, её энергии и способности выходить за пределы человеческого понимания. Одним из ярких примеров такого подхода является стихотворение «Весенняя гроза», где гроза представлена как неотъемлемая часть природного обновления. Громы, молнии и буря символизируют динамику жизни, её постоянное движение. Тютчев изображает эти природные явления как очищающие, возвышенные и даже одухотворённые силы. В его представлении, гроза — это не просто явление, а акт общения природы с человеком, момент, когда мир становится особенно близким и живым.
Однако стихийное у Тютчева никогда не бывает полностью лишено элемента угрозы. Эта угроза проявляется в образах катастрофического — разрушительной силы, которая может в одно мгновение нарушить порядок и уничтожить всё вокруг. В стихотворении «Стихийные бедствия» поэт описывает хаотическое поведение природы, её способность внезапно разрушать. Здесь Тютчев демонстрирует, как хрупок баланс между спокойствием и хаосом, как стремительно гармония природы может смениться разрушением. Он подчёркивает, что перед лицом этой мощи человек оказывается бессильным, и его существование зависит от капризов стихии.
Катастрофическое в лирике Тютчева имеет не только физическое, но и метафизическое значение. Оно воплощает внутренние противоречия человеческой души, духовные кризисы и трагедии. Например, стихотворение «Умом Россию не понять...» иллюстрирует одновременно величие и хаотичность исторического пути России. Страна представлена как огромная, стихийная сила, которую невозможно подчинить логике или правилам. Этот образ говорит о том, что катастрофическое присутствует не только в природе, но и в человеческой истории, культуре и сознании.
Стихийное и катастрофическое у Тютчева тесно связаны с идеей хаоса и порядка. Поэт рассматривает хаос не как абсолютное зло, а как необходимую составляющую бытия. Для него хаос — это первопричина, из которой рождается порядок. Природные явления, такие как бури, ураганы и грозы, становятся у него метафорами тех изменений, которые происходят в мире и в человеческой жизни. Они символизируют не только разрушение, но и возможность обновления, перехода к новому состоянию гармонии.
Особое место в лирике Тютчева занимает противопоставление стихийного и рационального. В стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» поэт размышляет о роли человека в мире, где господствуют стихийные силы. Он подчёркивает, что человек, несмотря на свою слабость перед природой, обладает уникальной способностью осмысливать её. Человеческое сознание, по мнению Тютчева, — это единственный инструмент, который позволяет понять и принять двойственную природу мира, соединяющую хаос и порядок.
Вместе с тем, Тютчев передаёт в своей лирике ощущение трагичности существования. Природа у него часто изображается равнодушной к человеку, неспособной учитывать его желания и потребности. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» поэт развенчивает романтические иллюзии о том, что природа может быть гуманной и доброжелательной. Наоборот, природа у Тютчева — это сила, которая живёт по собственным законам и не принимает во внимание человеческую жизнь. Катастрофическое в этом контексте становится символом непредсказуемости и неизбежности, с которыми человек вынужден мириться.
Лирика Тютчева поднимает также вопрос о связи стихийного и катастрофического с историей и культурой. Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» природные образы приобретают символическое значение, отражая не только физическую, но и духовную мощь. Волны, как и вся природа, несут в себе одновременно порядок и хаос, показывая, что эти начала неразрывно связаны.
Таким образом, стихийное и катастрофическое в лирике Ф. И. Тютчева — это не просто описания природных явлений, а глубокие философские категории, через которые поэт исследует устройство мира. Они символизируют динамику жизни, где хаос и гармония, созидание и разрушение являются равноправными частями единого целого. Тютчев напоминает читателю о том, что мир — это сложная система, в которой стихийное порождает катастрофическое, а катастрофическое — открывает путь к новому порядку. Его поэзия учит нас принимать эту двойственность и видеть в ней источник истинной красоты и мудрости.
4. Подготовьте развернутый ответ на тему «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева: стихийная сила и „поединок роковой"*.
Любовь в лирике Ф. И. Тютчева: стихийная сила и "судьбин роковой"
Любовь в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева — одна из центральных тем, которая раскрывается в его произведениях с удивительной глубиной и многогранностью. Для поэта это чувство, подобно природным стихиям, выходит за рамки обычных человеческих переживаний. Любовь у Тютчева — это мощная и всепоглощающая сила, часто трагическая, которая напоминает необузданный природный хаос. Именно в любви поэт видит соединение человеческого и космического, временного и вечного, подчеркивая её неизбежность и подчинение высшему закону судьбы.
Любовь как стихия
В лирике Тютчева любовь неоднократно уподобляется природным явлениям: буре, морю, грозе. В стихотворении "О, как убийственно мы любим..." любовь изображается как разрушительная стихия, которая оставляет за собой "следы смертельной грозы". Для поэта любовь подобна грозе, которая очищает воздух, но одновременно причиняет боль и разрушение. Это чувство всепоглощающее, оно невозможно для контроля или укрощения, так же, как нельзя подчинить себе природные катаклизмы. Любовь у Тютчева — это не только эмоция, но и великая природная сила, которая действует независимо от человеческой воли.
Стихотворение "Певучесть есть в морских волнах…" раскрывает эту тему через символику моря. Морская стихия, как и любовь, загадочна и необъятна, в ней сочетаются мощь и мелодия, гармония и хаос. Поэт создает образ любви, который одновременно вдохновляет и пугает, восхищает своей красотой, но требует жертвенности и подчинения. Любовь становится частью великого мироздания, силой, которая объединяет человеческое с природным.
Тема "судьбины роковой"
Тютчев часто рассматривает любовь как предопределение, которое невозможно избежать. В его стихотворениях любовь связана с идеей рока, судьбы, которая не оставляет выбора. Особенно ярко это проявляется в стихах "О, как убийственно мы любим…" и произведениях "денисьевского цикла", посвящённых Елене Денисьевой. Эти стихотворения пропитаны трагизмом, ведь их лирический герой переживает внутренний разлад. Он осознаёт, что его любовь — это дар и наказание одновременно. С одной стороны, любовь дарит счастье, делает жизнь наполненной, но с другой — она разрушает, оставляя глубокие душевные раны.
В "денисьевском цикле" тема "судьбины роковой" раскрывается через трагическую историю любви. Эти отношения между Тютчевым и Денисьевой были невозможными с точки зрения общественных норм того времени. Поэт испытывал глубокую привязанность к своей возлюбленной, но их любовь была обречена на осуждение и страдания. В стихотворении "Я встретил вас – и все былое…" любовь изображается как воспоминание о прошлом счастье, которое оживает благодаря встрече. Но это счастье уязвимо, оно связано с болью утрат и сожалений.
Любовь в стихах Тютчева становится частью философского осмысления жизни. Она изображается как неразрывная связь между земным и космическим. Например, в стихотворении "Silentium!" поэт говорит о том, что настоящая любовь должна оставаться тайной, ведь любое слово может разрушить её тонкую природу. Эта идея подчеркивает сакральный характер любви, её принадлежность к высшему порядку бытия. Тайна любви, как и природы, непостижима, её невозможно передать словами, она требует молчания и уважения.
Любовь как гармония и хаос
Тютчев видит в любви сочетание противоположностей. С одной стороны, она создаёт гармонию, делает человека лучше, возвышает его душу, но с другой стороны, приносит страдания, разрушает внутренний мир. В стихотворении "Последняя любовь" поэт говорит о том, что любовь приходит неожиданно, она нарушает привычное течение жизни, но при этом она дарует ощущение полноты бытия. Этот конфликт между радостью и болью, вдохновением и разрушением пронизывает всю любовную лирику Тютчева.
Тема "роковой любви" находит продолжение в стихотворении "О, как убийственно мы любим...", где любовь становится источником гибели. Она подавляет волю, поглощает личность, превращаясь в неотвратимую силу, которой невозможно противостоять. Но при этом любовь у Тютчева — это ещё и путь к высшему пониманию жизни, к гармонии с миром.
Философская основа любви
Любовь в лирике Тютчева тесно связана с философией природы. Она, как и природные явления, подчиняется законам хаоса и космоса. Тютчев осмысливает любовь не только как личное переживание, но и как часть мироздания, где всё взаимосвязано. Чувства лирического героя выходят за пределы субъективного опыта, превращаясь в универсальную категорию. Любовь, подобно природе, обладает разрушительной и созидательной силой, она является источником страдания, но одновременно вдохновляет, очищает душу.
Таким образом, любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева — это мощная и противоречивая стихия. Она раскрывается как явление космического масштаба, в котором человек становится частью великого мироздания. Эта любовь неизбежна, предопределена судьбой, она приносит как счастье, так и боль, разрушая внутренний мир, но создавая возможность для глубокого осмысления жизни. Через свои стихотворения Тютчев передаёт не только трагизм любви, но и её величие, силу, которая делает человека сопричастным к тайнам вселенной.
5. Подготовьте развернутый ответ на тему «Эпитет и метафора в лирике Тютчева*. В известных вам философско-пейзажных стихотворениях Тютчева выберите эпитеты и метафоры и постарайтесь определить их роль в создании картины мироздания.
Эпитет и метафора в лирике Тютчева
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева отличается не только глубоким философским содержанием, но и богатством художественных средств, среди которых важную роль играют эпитеты и метафоры. Эти выразительные средства помогают создавать многогранные образы и формируют уникальную картину мироздания в его лирике. Тютчев использует эпитеты и метафоры не просто как украшение текста, а как инструмент для выражения сложных философских и эмоциональных идей.
Роль эпитетов в создании картины мироздания
Эпитеты у Тютчева часто подчеркивают взаимосвязь природы и человеческого состояния. Например, в стихотворении "Silentium!" поэт описывает "тайные думы", "затаённые звезды" и "всю неизреченную красоту". Эти эпитеты передают сложность и многозначность мира, который невозможно полностью постичь и выразить словами. Через использование эпитетов Тютчев создаёт впечатление мистической тайны, скрытой в природе и человеческой душе.
В стихотворении "Певучесть есть в морских волнах…" эпитеты "певучие", "дремлющие", "необъятные" помогают показать величие и необъятность морской стихии, которая одновременно олицетворяет мироздание и внутренний мир человека. Природа в лирике Тютчева часто изображается через сочетание эпитетов, подчёркивающих её изменчивость и величие.
Метафора как средство философского осмысления
Метафоры в лирике Тютчева играют ключевую роль в передаче философских идей. Например, в стихотворении "Умом Россию не понять…" Россия представлена как метафора тайны, непостижимого явления. Поэт использует эту метафору, чтобы выразить сложность национального характера и уникальность исторической судьбы России.
В стихотворении "Не то, что мните вы, природа…" метафоры помогают раскрыть глубокие философские идеи о природе как живом организме. Природа здесь представлена не как мёртвая материя, а как "живой храм", полный внутренней жизни и гармонии. Эта метафора подчёркивает духовное единство человека и мира, которое пронизывает лирику Тютчева.
Сочетание эпитетов и метафор
Особенность поэзии Тютчева заключается в гармоничном сочетании эпитетов и метафор. В стихотворении "Последняя любовь" любовь представлена через метафоры света и огня: "поздний свет", "прощальный луч". Эпитеты "поздний", "прощальный" придают образам трагическую окраску, подчеркивая хрупкость и красоту последних мгновений счастья. Эти художественные средства создают атмосферу, в которой любовь воспринимается как часть вечного космоса, подчинённого законам времени и судьбы.
Эпитеты и метафоры в картине мироздания
Тютчев использует эпитеты и метафоры для создания целостной картины мироздания, где человек, природа и космос связаны неразрывными узами. Эпитеты передают эмоциональные и смысловые оттенки, а метафоры помогают выразить философскую глубину поэтических образов. Например, в стихотворении "Как хорошо ты, о море ночное…" море становится метафорой вечности, а эпитеты "таинственное", "загадочное" подчеркивают его мистическую природу.
Через эти средства Тютчев не только описывает явления, но и раскрывает их скрытую суть, позволяя читателю ощутить величие и многослойность мироздания. Художественные приёмы делают поэзию Тютчева насыщенной, многозначной, помогая передать его философские размышления о месте человека в мире.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением