Ответы на вопросы на стр.316-317 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 316-3171. Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворений Ф. И. Тютчева? На-пишите сочинение-эссе.Какие чувства возникают у меня...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 316-317
1. Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворений Ф. И. Тютчева? На-
пишите сочинение-эссе.
Какие чувства возникают у меня при чтении стихотворений Ф. И. Тютчева
Чтение стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева открывает передо мной удивительный мир, где природа и человек сливаются в неразрывное единство. Каждое стихотворение поэта – это не только художественный шедевр, но и философский взгляд на мир, в котором чувствуются глубокие переживания и размышления. В его стихах природа перестаёт быть просто фоном; она становится живым существом, полным эмоций, тайн и смыслов. Эти строки пробуждают во мне самые разнообразные чувства, начиная с умиротворения и заканчивая грустью, смешанной с восхищением.
Одним из первых чувств, которое вызывает поэзия Тютчева, является трепет перед величием природы. Например, стихотворение «Весенняя гроза» наполняет душу восторгом и восхищением перед силой и красотой природных явлений. Гроза здесь не просто метеорологическое явление, а символ энергии и жизни, мощной и прекрасной. При чтении я чувствую, как строки будто переносят меня на лоно природы, заставляя пережить её дыхание и динамику. Это погружение в природу через поэтическое слово вызывает радость и благодарность за возможность быть частью этого великого мира.
Ещё одно яркое чувство, которое рождает творчество Тютчева, – это осознание гармонии мира. Его стихотворения, такие как «Не то, что мните вы, природа…», пробуждают во мне ощущение, что мир устроен по каким-то высшим законам, недоступным для полного понимания, но очевидным в своей красоте. Это вызывает покой и умиротворение, словно я чувствую, что всё в мире имеет свой смысл и предназначение, даже если он скрыт от человеческого взгляда.
Однако в поэзии Тютчева звучат не только светлые и гармоничные мотивы. Его размышления о бренности человеческой жизни и о её скоротечности вызывают во мне чувство грусти. Например, стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» напоминает о неизбежности времени и смерти, но вместе с тем в этих строках чувствуется принятие и мудрость. Я ощущаю, что эти мысли, несмотря на их печальность, придают особую глубину восприятию жизни и помогают задуматься о её истинной ценности.
Философская лирика Тютчева вызывает также чувство восхищения перед глубиной его мысли. Его способность выразить сложные идеи о жизни, времени, судьбе и природе в лаконичных, но чрезвычайно выразительных строках поражает. Стихи Тютчева – это своеобразный диалог с читателем, где каждое слово несёт важное значение. Например, стихотворение «Silentium!» приглашает задуматься о ценности внутреннего мира человека и о невозможности полностью выразить свои чувства словами. При чтении этого произведения я чувствую восхищение перед тайной человеческой души и уважение к её глубине.
Ещё одним важным аспектом творчества Тютчева является его умение сочетать в поэзии индивидуальное и универсальное. Личные переживания поэта часто становятся отражением вечных вопросов бытия, таких как любовь, судьба, гармония и конфликт. Это делает его стихи близкими и понятными каждому, кто готов вдуматься в их содержание. Например, в «Денисьевском цикле» поэт делится своими глубокими личными чувствами, но через них он раскрывает общечеловеческие эмоции – страсть, боль, тоску и радость.
Таким образом, чтение стихотворений Тютчева вызывает у меня палитру самых разных чувств – от восхищения и умиротворения до грусти и раздумий. Его поэзия напоминает о сложной и прекрасной природе мира, о значимости человеческой души и о той гармонии, которая скрыта за кажущимся хаосом. Для меня стихи Тютчева – это не просто литературное произведение, а способ глубже понять мир и себя в нём.
2. Напишите рецензию на одну из книг или статей (по вашему выбору) о Ф. И. Тютчеве.
Рецензия на письмо Ф. И. Тютчева доктору Густаву Кольбу
Письмо Ф. И. Тютчева к доктору Густаву Кольбу, редактору «Аугсбургской Всеобщей Газеты», написанное в 1844 году, представляет собой не только политический документ, но и яркий пример философского и публицистического творчества выдающегося русского поэта. Это произведение можно рассматривать как глубокое размышление о месте России и Германии в европейской политической системе XIX века. Оно сочетает в себе личное обращение к собеседнику и попытку донести до широкой аудитории взгляд автора на судьбы Европы.
Основной темой письма является анализ политических отношений между Россией и Германией, а также их роли в сохранении европейского порядка. Тютчев не ограничивается описанием текущего положения дел, но идет дальше, рассматривая исторические корни этих отношений и пытаясь определить их будущее. Его рассуждения основаны на понимании глубокой связи между этими двумя государствами, которая, по мнению автора, должна способствовать укреплению мира и стабильности в Европе.
Одним из ключевых аспектов письма является критика негативных стереотипов, сложившихся в немецком общественном мнении по отношению к России. Тютчев отмечает, что эти стереотипы подпитываются публицистикой, далекой от объективности, и призывает к трезвому и беспристрастному взгляду на Россию. Он отмечает, что Россия, будучи страной с уникальной исторической миссией, играет важную роль в европейской политике. В этом контексте автор отводит особое место Германии как естественному союзнику России в борьбе с дестабилизирующими силами.
Тютчев уделяет большое внимание критике Франции, которую он видит источником революционного духа, подрывающего традиционные устои европейского общества. Франция, по его мнению, выступает в роли дестабилизирующего элемента, противопоставленного «великой законности», которую символизирует Россия. Такое противопоставление придает письму антиреволюционное звучание и отражает консервативные взгляды автора.
Стилистически письмо поражает своим разнообразием. Тютчев мастерски использует риторику, насыщая текст философскими аллюзиями, историческими примерами и яркими метафорами. Например, он сравнивает Россию с «третьей силой», появление которой способствовало восстановлению баланса в Европе. Это сравнение не только подчеркивает важность России в международных отношениях, но и отражает представление автора о ее особой миссии.
Историческое значение письма трудно переоценить. Оно было написано в период, когда Европа находилась в состоянии политической нестабильности, вызванной последствиями Наполеоновских войн и революционных движений. Тютчев, как представитель русского дворянства, глубоко приверженного идеям монархизма, выступает за сохранение традиционного порядка. Его идея «великой законности», основанной на уважении прав и обязанностей каждого государства, звучит как призыв к объединению усилий России и Германии во имя стабильности.
Особую ценность письма придает его эмоциональная составляющая. Тютчев не только рассуждает о политических и исторических вопросах, но и выражает искреннюю озабоченность судьбой Германии и Европы в целом. Его слова пронизаны патриотизмом, но этот патриотизм не агрессивен, а открыт к диалогу и сотрудничеству.
Письмо Тютчева можно рассматривать и как литературное произведение. Его структура напоминает диалог, в котором автор обращается не только к Кольбу, но и ко всей немецкой интеллигенции. Такой подход делает текст более универсальным и подчеркивает его гуманистическую направленность. Использование образного языка, философских размышлений и риторических приемов превращает письмо в своего рода литературный манифест, отражающий мировоззрение Тютчева.
Таким образом, письмо Тютчева — это не только политический документ, но и произведение высокого литературного и философского уровня. Оно демонстрирует широту взглядов и глубину мышления автора, его умение соединять личное и общественное, конкретное и универсальное. Этот текст остается актуальным и сегодня, поскольку поднимает вопросы, касающиеся не только международных отношений, но и общечеловеческих ценностей.
3. Напишите эссе на тему «„Стихийное" и „катастрофическое" в природе и их воплощение в лирике Ф. И. Тютчева.
Эссе на тему «Стихийное» и «катастрофическое» в природе и их воплощение в лирике Ф. И. Тютчева
Лирика Федора Ивановича Тютчева отражает глубокое философское восприятие природы, в которой стихийное и катастрофическое становятся важнейшими категориями, объясняющими суть мироздания. Поэт воспринимает природу как сложную систему, в которой сочетаются созидание и разрушение, порядок и хаос, жизнь и смерть. Эти противоположности не только сосуществуют, но и взаимно дополняют друг друга, образуя фундаментальную основу бытия.
Стихийное в лирике Тютчева проявляется через описание мощи природы, её энергии и способности выходить за пределы человеческого понимания. Одним из ярких примеров такого подхода является стихотворение «Весенняя гроза», где гроза представлена как неотъемлемая часть природного обновления. Громы, молнии и буря символизируют динамику жизни, её постоянное движение. Тютчев изображает эти природные явления как очищающие, возвышенные и даже одухотворённые силы. В его представлении, гроза — это не просто явление, а акт общения природы с человеком, момент, когда мир становится особенно близким и живым.
Однако стихийное у Тютчева никогда не бывает полностью лишено элемента угрозы. Эта угроза проявляется в образах катастрофического — разрушительной силы, которая может в одно мгновение нарушить порядок и уничтожить всё вокруг. В стихотворении «Стихийные бедствия» поэт описывает хаотическое поведение природы, её способность внезапно разрушать. Здесь Тютчев демонстрирует, как хрупок баланс между спокойствием и хаосом, как стремительно гармония природы может смениться разрушением. Он подчёркивает, что перед лицом этой мощи человек оказывается бессильным, и его существование зависит от капризов стихии.
Катастрофическое в лирике Тютчева имеет не только физическое, но и метафизическое значение. Оно воплощает внутренние противоречия человеческой души, духовные кризисы и трагедии. Например, стихотворение «Умом Россию не понять...» иллюстрирует одновременно величие и хаотичность исторического пути России. Страна представлена как огромная, стихийная сила, которую невозможно подчинить логике или правилам. Этот образ говорит о том, что катастрофическое присутствует не только в природе, но и в человеческой истории, культуре и сознании.
Стихийное и катастрофическое у Тютчева тесно связаны с идеей хаоса и порядка. Поэт рассматривает хаос не как абсолютное зло, а как необходимую составляющую бытия. Для него хаос — это первопричина, из которой рождается порядок. Природные явления, такие как бури, ураганы и грозы, становятся у него метафорами тех изменений, которые происходят в мире и в человеческой жизни. Они символизируют не только разрушение, но и возможность обновления, перехода к новому состоянию гармонии.
Особое место в лирике Тютчева занимает противопоставление стихийного и рационального. В стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» поэт размышляет о роли человека в мире, где господствуют стихийные силы. Он подчёркивает, что человек, несмотря на свою слабость перед природой, обладает уникальной способностью осмысливать её. Человеческое сознание, по мнению Тютчева, — это единственный инструмент, который позволяет понять и принять двойственную природу мира, соединяющую хаос и порядок.
Вместе с тем, Тютчев передаёт в своей лирике ощущение трагичности существования. Природа у него часто изображается равнодушной к человеку, неспособной учитывать его желания и потребности. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» поэт развенчивает романтические иллюзии о том, что природа может быть гуманной и доброжелательной. Наоборот, природа у Тютчева — это сила, которая живёт по собственным законам и не принимает во внимание человеческую жизнь. Катастрофическое в этом контексте становится символом непредсказуемости и неизбежности, с которыми человек вынужден мириться.
Лирика Тютчева поднимает также вопрос о связи стихийного и катастрофического с историей и культурой. Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» природные образы приобретают символическое значение, отражая не только физическую, но и духовную мощь. Волны, как и вся природа, несут в себе одновременно порядок и хаос, показывая, что эти начала неразрывно связаны.
Таким образом, стихийное и катастрофическое в лирике Ф. И. Тютчева — это не просто описания природных явлений, а глубокие философские категории, через которые поэт исследует устройство мира. Они символизируют динамику жизни, где хаос и гармония, созидание и разрушение являются равноправными частями единого целого. Тютчев напоминает читателю о том, что мир — это сложная система, в которой стихийное порождает катастрофическое, а катастрофическое — открывает путь к новому порядку. Его поэзия учит нас принимать эту двойственность и видеть в ней источник истинной красоты и мудрости.
4. Подготовьте развернутый ответ на тему «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева: стихийная сила и „поединок роковой"*.
Любовь в лирике Ф. И. Тютчева: стихийная сила и "судьбин роковой"
Любовь в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева — одна из центральных тем, которая раскрывается в его произведениях с удивительной глубиной и многогранностью. Для поэта это чувство, подобно природным стихиям, выходит за рамки обычных человеческих переживаний. Любовь у Тютчева — это мощная и всепоглощающая сила, часто трагическая, которая напоминает необузданный природный хаос. Именно в любви поэт видит соединение человеческого и космического, временного и вечного, подчеркивая её неизбежность и подчинение высшему закону судьбы.
Любовь как стихия
В лирике Тютчева любовь неоднократно уподобляется природным явлениям: буре, морю, грозе. В стихотворении "О, как убийственно мы любим..." любовь изображается как разрушительная стихия, которая оставляет за собой "следы смертельной грозы". Для поэта любовь подобна грозе, которая очищает воздух, но одновременно причиняет боль и разрушение. Это чувство всепоглощающее, оно невозможно для контроля или укрощения, так же, как нельзя подчинить себе природные катаклизмы. Любовь у Тютчева — это не только эмоция, но и великая природная сила, которая действует независимо от человеческой воли.
Стихотворение "Певучесть есть в морских волнах…" раскрывает эту тему через символику моря. Морская стихия, как и любовь, загадочна и необъятна, в ней сочетаются мощь и мелодия, гармония и хаос. Поэт создает образ любви, который одновременно вдохновляет и пугает, восхищает своей красотой, но требует жертвенности и подчинения. Любовь становится частью великого мироздания, силой, которая объединяет человеческое с природным.
Тема "судьбины роковой"
Тютчев часто рассматривает любовь как предопределение, которое невозможно избежать. В его стихотворениях любовь связана с идеей рока, судьбы, которая не оставляет выбора. Особенно ярко это проявляется в стихах "О, как убийственно мы любим…" и произведениях "денисьевского цикла", посвящённых Елене Денисьевой. Эти стихотворения пропитаны трагизмом, ведь их лирический герой переживает внутренний разлад. Он осознаёт, что его любовь — это дар и наказание одновременно. С одной стороны, любовь дарит счастье, делает жизнь наполненной, но с другой — она разрушает, оставляя глубокие душевные раны.
В "денисьевском цикле" тема "судьбины роковой" раскрывается через трагическую историю любви. Эти отношения между Тютчевым и Денисьевой были невозможными с точки зрения общественных норм того времени. Поэт испытывал глубокую привязанность к своей возлюбленной, но их любовь была обречена на осуждение и страдания. В стихотворении "Я встретил вас – и все былое…" любовь изображается как воспоминание о прошлом счастье, которое оживает благодаря встрече. Но это счастье уязвимо, оно связано с болью утрат и сожалений.
Любовь в стихах Тютчева становится частью философского осмысления жизни. Она изображается как неразрывная связь между земным и космическим. Например, в стихотворении "Silentium!" поэт говорит о том, что настоящая любовь должна оставаться тайной, ведь любое слово может разрушить её тонкую природу. Эта идея подчеркивает сакральный характер любви, её принадлежность к высшему порядку бытия. Тайна любви, как и природы, непостижима, её невозможно передать словами, она требует молчания и уважения.
Любовь как гармония и хаос
Тютчев видит в любви сочетание противоположностей. С одной стороны, она создаёт гармонию, делает человека лучше, возвышает его душу, но с другой стороны, приносит страдания, разрушает внутренний мир. В стихотворении "Последняя любовь" поэт говорит о том, что любовь приходит неожиданно, она нарушает привычное течение жизни, но при этом она дарует ощущение полноты бытия. Этот конфликт между радостью и болью, вдохновением и разрушением пронизывает всю любовную лирику Тютчева.
Тема "роковой любви" находит продолжение в стихотворении "О, как убийственно мы любим...", где любовь становится источником гибели. Она подавляет волю, поглощает личность, превращаясь в неотвратимую силу, которой невозможно противостоять. Но при этом любовь у Тютчева — это ещё и путь к высшему пониманию жизни, к гармонии с миром.
Философская основа любви
Любовь в лирике Тютчева тесно связана с философией природы. Она, как и природные явления, подчиняется законам хаоса и космоса. Тютчев осмысливает любовь не только как личное переживание, но и как часть мироздания, где всё взаимосвязано. Чувства лирического героя выходят за пределы субъективного опыта, превращаясь в универсальную категорию. Любовь, подобно природе, обладает разрушительной и созидательной силой, она является источником страдания, но одновременно вдохновляет, очищает душу.
Таким образом, любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева — это мощная и противоречивая стихия. Она раскрывается как явление космического масштаба, в котором человек становится частью великого мироздания. Эта любовь неизбежна, предопределена судьбой, она приносит как счастье, так и боль, разрушая внутренний мир, но создавая возможность для глубокого осмысления жизни. Через свои стихотворения Тютчев передаёт не только трагизм любви, но и её величие, силу, которая делает человека сопричастным к тайнам вселенной.
5. Подготовьте развернутый ответ на тему «Эпитет и метафора в лирике Тютчева*. В известных вам философско-пейзажных стихотворениях Тютчева выберите эпитеты и метафоры и постарайтесь определить их роль в создании картины мироздания.
Эпитет и метафора в лирике Тютчева
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева отличается не только глубоким философским содержанием, но и богатством художественных средств, среди которых важную роль играют эпитеты и метафоры. Эти выразительные средства помогают создавать многогранные образы и формируют уникальную картину мироздания в его лирике. Тютчев использует эпитеты и метафоры не просто как украшение текста, а как инструмент для выражения сложных философских и эмоциональных идей.
Роль эпитетов в создании картины мироздания
Эпитеты у Тютчева часто подчеркивают взаимосвязь природы и человеческого состояния. Например, в стихотворении "Silentium!" поэт описывает "тайные думы", "затаённые звезды" и "всю неизреченную красоту". Эти эпитеты передают сложность и многозначность мира, который невозможно полностью постичь и выразить словами. Через использование эпитетов Тютчев создаёт впечатление мистической тайны, скрытой в природе и человеческой душе.
В стихотворении "Певучесть есть в морских волнах…" эпитеты "певучие", "дремлющие", "необъятные" помогают показать величие и необъятность морской стихии, которая одновременно олицетворяет мироздание и внутренний мир человека. Природа в лирике Тютчева часто изображается через сочетание эпитетов, подчёркивающих её изменчивость и величие.
Метафора как средство философского осмысления
Метафоры в лирике Тютчева играют ключевую роль в передаче философских идей. Например, в стихотворении "Умом Россию не понять…" Россия представлена как метафора тайны, непостижимого явления. Поэт использует эту метафору, чтобы выразить сложность национального характера и уникальность исторической судьбы России.
В стихотворении "Не то, что мните вы, природа…" метафоры помогают раскрыть глубокие философские идеи о природе как живом организме. Природа здесь представлена не как мёртвая материя, а как "живой храм", полный внутренней жизни и гармонии. Эта метафора подчёркивает духовное единство человека и мира, которое пронизывает лирику Тютчева.
Сочетание эпитетов и метафор
Особенность поэзии Тютчева заключается в гармоничном сочетании эпитетов и метафор. В стихотворении "Последняя любовь" любовь представлена через метафоры света и огня: "поздний свет", "прощальный луч". Эпитеты "поздний", "прощальный" придают образам трагическую окраску, подчеркивая хрупкость и красоту последних мгновений счастья. Эти художественные средства создают атмосферу, в которой любовь воспринимается как часть вечного космоса, подчинённого законам времени и судьбы.
Эпитеты и метафоры в картине мироздания
Тютчев использует эпитеты и метафоры для создания целостной картины мироздания, где человек, природа и космос связаны неразрывными узами. Эпитеты передают эмоциональные и смысловые оттенки, а метафоры помогают выразить философскую глубину поэтических образов. Например, в стихотворении "Как хорошо ты, о море ночное…" море становится метафорой вечности, а эпитеты "таинственное", "загадочное" подчеркивают его мистическую природу.
Через эти средства Тютчев не только описывает явления, но и раскрывает их скрытую суть, позволяя читателю ощутить величие и многослойность мироздания. Художественные приёмы делают поэзию Тютчева насыщенной, многозначной, помогая передать его философские размышления о месте человека в мире.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением