Ответы на вопросы на стр.316-317 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)



















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Приведите примеры использования разговорно-бытовой и просторечной лексики в стихотворениях Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Венеция» и «Я понял жизни цель и чту...».
Примеры использования разговорно-бытовой и просторечной лексики в стихотворениях Бориса Пастернака
Борис Пастернак, один из крупнейших поэтов XX века, нередко использует в своих произведениях разговорно-бытовую и просторечную лексику. Это позволяет ему не только подчеркнуть эмоциональную насыщенность текста, но и придать ему интонацию живой, искренней речи. Благодаря таким лексическим элементам стихи становятся ближе к читателю, сохраняя при этом философскую глубину и образность. Рассмотрим, как эти приемы проявляются в его произведениях «Февраль. Достать чернил и плакать», «Венеция» и «Я понял жизнь: цель и чуть…».
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»
В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать» разговорная лексика занимает центральное место, подчёркивая простоту и естественность эмоций. Само название стихотворения включает слова, которые можно отнести к бытовой речи: «достать» и «плакать». Эти слова акцентируют внимание на спонтанности и искренности чувств.
«Достать чернил и плакать» — ключевая строка стихотворения, в которой глагол «достать» переносит философские переживания лирического героя в область повседневности. Эта простота, однако, усиливает драматичность состояния героя: плач отзывается чем-то личным и интимным, будто часть жизни каждого.
В выражении «писать о феврале навзрыд» глагол «навзрыд» имеет оттенок разговорной речи. Он добавляет эмоциональности, подчёркивая душевный надлом героя, его непосредственность и желание выразить всё, что на душе, простыми словами.
Вместе с разговорной лексикой Пастернак использует художественные образы, например, метафору «пока грохочущая слякоть весною чёрною горит». Это сочетание разговорного и образного уровней языка делает текст насыщенным и многослойным.
Таким образом, в этом стихотворении разговорная лексика служит для выражения простоты и искренности человеческих чувств, дополняя сложные поэтические образы.
Стихотворение «Венеция»
В этом стихотворении Борис Пастернак рисует яркий, динамичный и несколько тревожный образ Венеции. Использование разговорно-бытовой лексики подчёркивает реалистичность описания и создаёт ощущение живого присутствия в городе.
Просторечные элементы и их роль
В стихотворении используются слова, близкие к разговорной интонации:
«Щелчком» — описание звука пробуждения, передающее бытовую конкретику. Это слово вносит элемент повседневности и делает повествование более приземлённым;
«Торчал по черенок во мгле» — слово «торчал» имеет оттенок просторечности и придаёт тексту лёгкость, усиливая ощущение конкретной и повседневной детали.
Бытовая конкретика
Описания, такие как «размокшей каменной баранкой», включают элементы, которые связывают высокий поэтический образ с обычной жизнью. «Баранка» — символ чего-то привычного и простого, неожиданно помещённый в поэтическое описание.
Динамика и действие
Глаголы «шелестя», «шли волны», «швырялась» оживляют стихотворение, наполняя его движением. Эти слова усиливают ощущение присутствия в мире стихии — воде, которая как бы живёт своей жизнью.
Напряжение через разговорную лексику
Слова «женщину оскорблённой», «выбросилась» добавляют трагизма, связывая лирический образ с человеческими эмоциями. Здесь разговорная речь сочетается с философскими размышлениями о судьбе и тревоге.
В результате использование бытовой и разговорной лексики в «Венеции» делает стихотворение динамичным, ярким и близким читателю, соединяя возвышенное и повседневное.
Стихотворение «Я понял жизни цель
В этом стихотворении Борис Пастернак размышляет о смысле жизни, показывая, как человек находит гармонию в понимании окружающего мира. Разговорная лексика здесь подчёркивает простоту и естественность философских идей.
Простота ключевых строк
«Я понял жизни цель и чуть» — слово «чуть» имеет оттенок разговорности, подчёркивая непринуждённость мысли. Оно указывает на тонкость восприятия и интуитивное понимание, которое не требует сложных философских конструкций.
Бытовые образы
В строках «кузнечные мехи», «уголь в пальцы кузнеца» появляются элементы из повседневной жизни. Они подчёркивают связь человека с трудом, природой, физическим миром.
Чувственные детали
Описание звуков, таких как «в берксовен церковный зыб», создаёт атмосферу непосредственного восприятия, которое знакомо каждому. Эти строки наполнены лёгкостью и интонацией живой речи.
Философия через разговорную интонацию
Использование слов «вздрагивает», «капели» помогает Пастернаку передать идею гармонии жизни через простые явления. Эти слова делают текст доступным, но при этом сохраняют его глубину.
Контраст возвышенного и простого
Фраза «Зари без края и конца» звучит возвышенно, но соседствует с повседневными элементами — «уголь», «олень», «кузнец». Такое сочетание подчёркивает, что красота и смысл жизни раскрываются через обыденное.
Таким образом, стихотворение «Я понял жизни цель» использует бытовую лексику, чтобы сделать философские размышления доступными и эмоционально близкими читателю.
Общая роль разговорно-бытовой и просторечной лексики в поэзии Пастернака
Разговорная и просторечная лексика играет важную роль в творчестве Бориса Пастернака, помогая ему достичь нескольких целей:
Сближение с читателем. Простота и непринуждённость слов создают интонацию доверия, делая стихи доступными каждому;
Эмоциональная искренность. Использование бытовой речи подчёркивает непосредственность переживаний лирического героя;
Динамика и реализм. Просторечие оживляет текст, наполняя его движением и звуками, приближая к реальности;
Контраст с возвышенными образами. Соединение разговорной лексики с философскими размышлениями и сложными метафорами усиливает художественное воздействие стихотворения.
Пастернак показывает, что разговорная лексика, будучи частью повседневной речи, может стать мощным инструментом в руках поэта. Она помогает передать сложные философские идеи через понятные каждому образы, делая поэзию доступной и одновременно многослойной.
2. Составьте синтаксическую схему предложения, занимающего первые три строфы стихотворения «Я понял жизни цель и чту...» и сравните сё с синтаксическими схемами предложений, занимающих первые три строфы стихотворения «Иней». Сформулируйте, в чём состоит различие между поэтическим синтаксисом раннего и поэтическим синтаксисом позднего Пастернака.
В стихотворении Бориса Пастернака «Я понял жизни цель и чту» первые три строфы представляют собой одно сложное синтаксическое предложение с разветвлённой структурой. Главное предложение: «Я понял жизни цель и чту ту цель, как цель, и эта цель — признать». Далее следуют несколько придаточных изъяснительных предложений, раскрывающих суть этой цели:
1. «что мне невмоготу смириться с тем, что есть апрель,»
2. «что дни — кузнечные меха,»
3. «и что растёкся полосой от ели к ели, от ольхи к ольхе, железный и косой, и жидкий, и в снега дорог, как уголь в пальцы кузнеца, с шипением впившийся поток зари без края и конца.»
Таким образом, структура предложения включает главное предложение и несколько придаточных изъяснительных, каждое из которых дополняет и уточняет основную мысль.
В стихотворении «Иней» первые три строфы состоят из трёх отдельных предложений:
1. «Глухая пора листопада, последних гусей косяки.»
2. «Не надо расстраиваться: у страха глаза велики.»
3. «Пусть ветер, рябину занянчив, пугает её перед сном.»
Каждое из этих предложений относительно короткое и содержит одну основную мысль.
Сравнение синтаксиса:
В раннем стихотворении «Я понял жизни цель и чту» Пастернак использует сложные синтаксические конструкции с множеством придаточных предложений, создавая насыщенные и многослойные образы. Это придаёт тексту динамичность и глубину, отражая сложность восприятия мира.
В более позднем стихотворении «Иней» наблюдается тенденция к упрощению синтаксиса. Пастернак предпочитает короткие, лаконичные предложения, каждое из которых выражает отдельную мысль или наблюдение. Это придаёт стихотворению ясность и сдержанность, отражая зрелость и стремление к простоте в выражении.
Таким образом, можно отметить эволюцию поэтического синтаксиса Пастернака от сложных и многосоставных конструкций в ранних работах к более простым и лаконичным формам в позднем творчестве.
3. Приведите примеры использования просторечных слов, выражений и церковно-религиозной лексики в стихотворениях «На Страстной» и «Рождественская звезда».
Стихотворение «На Страстной»
Просторечная лексика: Просторечные выражения в данном стихотворении используются для создания эффекта живой речи и передачи непосредственности описания. Например:
«Раскачивать колокола» — сочетание, которое звучит обыденно и динамично, вызывая представление о действиях на фоне церковных событий;
«Всё облезло» — просторечное слово, которое вносит в текст элемент простой, повседневной речи, усиливая визуальное впечатление о запустении и сырости пейзажа.
Эти элементы делают повествование более близким читателю, перенося его в атмосферу описываемых событий.
Церковно-религиозная лексика: Стихотворение насыщено словами и фразами, связанными с религиозной тематикой:
«Чтение Псалтыри» — религиозное действие, указывающее на традиции и обычаи Великого поста;
«Христосовых» — употребление слова в контексте Страстной недели подчёркивает главную тему стихотворения — духовное очищение и страдание;
«Свет царских врат» — отсылка к православным церковным традициям и обрядам.
Лексика передаёт атмосферу священной значимости времени Страстной недели, связывая конкретные образы с религиозными символами.
Стихотворение «Рождественская звезда»
Просторечная лексика: В этом стихотворении просторечные слова помогают передать повседневность и простоту описываемой картины:
«Дул ветер из степи» — фраза звучит просто и лаконично, напоминая бытовую речь, что усиливает эффект достоверности;
«Отблеск поджога» — метафорический образ, который также ассоциируется с языком повседневности;
«Запряды с осьмью верблюдов» — простота конструкции подчёркивает близость текста к народной традиции.
Просторечные элементы добавляют тексту жизненности, связывая религиозное событие с конкретными повседневными реалиями.
Церковно-религиозная лексика: Как и в «На Страстной», текст насыщен религиозными терминами, которые подчёркивают духовный смысл события:
«Звезда по пути в Вифлеем» — прямая отсылка к библейской истории о Рождестве;
«Ангелы в тени» — образ, связанный с небесным миром, подчёркивает сакральный характер происходящего;
«Небо над кладбищем» — метафора вечности и религиозного размышления о загробной жизни.
Церковная лексика связывает повествование с рождественским событием, создавая возвышенное настроение.
Общие черты и различия
Общие черты:
Оба стихотворения используют религиозные термины для создания сакрального контекста;
Просторечная лексика служит для изображения реальности, подчёркивая связь религиозного события с повседневной жизнью;
Образы, связанные с религией (Псалтырь, звезда, царские врата), создают символическое измерение.
Различия:
В «На Страстной» больше акцента на обряды и церковные действия (Псалтырь, колокола), что подчёркивает торжественность времени Страстной недели;
В «Рождественской звезде» религиозные образы смешиваются с бытовыми, создавая атмосферу чуда в обыденности.
Вывод
Использование просторечной и церковно-религиозной лексики в обоих стихотворениях служит для передачи глубокой связи между духовным и повседневным. Просторечные слова делают тексты ближе к читателю, а религиозная лексика подчёркивает сакральность изображаемых событий. Пастернак мастерски соединяет возвышенное и обыденное, создавая уникальный поэтический мир.
4. Выделите все случаи использования однородных членов предложения в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...».
Анализ использования однородных членов в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…»
Однородные члены предложения в стихотворении Бориса Пастернака играют ключевую роль, структурируя текст и усиливая его эмоциональное воздействие. Они используются для создания ритма, перечисления, выделения ключевых идей и образов.
Примеры однородных членов и их функции
Первая строфа:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»
Однородные члены: «в работе», «в поисках пути», «в сердечной смуте».
Эти элементы объединены предлогом «в» и передают разносторонние области человеческой деятельности, которые для автора важны.
Однородные члены создают перечисление сфер, в которых автор стремится «дойти до сути», акцентируя внимание на искренности и всеобъемлющем поиске.
Вторая строфа:
«До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.»
Однородные члены: «до их причины», «до оснований», «до корней», «до сердцевины».
Однородные дополнения передают стремление автора к глубокому осмыслению жизни.
Перечисление усиливает идею последовательного проникновения к истокам, к главному.
Третья строфа:
«Все время схвачены нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.»
Однородные члены: «жить», «думать», «чувствовать», «любить», «свершать открытия».
Глаголы, выражающие действия, подчеркивают активную жизненную позицию лирического героя.
Использование глаголов в одном ритме делает перечисление динамичным и создает ощущение целостности человеческой жизни.
Пятая строфа:
«О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.»
Однородные члены: «беззаконьях», «грехах», «бегах», «погонах», «нечаянностях впопыхах», «локтях», «ладонях».
Перечисление передает хаотичность, напряженность жизни, использование противопоставления разных аспектов человеческого опыта.
Контраст между абстрактными («беззаконья», «грехи») и конкретными («локти», «ладони») образами подчеркивает масштабность размышлений автора.
Шестая строфа:
«Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.»
Однородные члены: «закон», «начало», «имен инициалы».
Перечисление передает порядок действий автора, его попытку структурировать и осмыслить жизнь через слова.
Восьмая строфа:
«В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.»
Однородные члены: «роз», «мяты», «луга», «осоку», «сенокос», «грозы раскаты».
Перечисление природных образов создает гармоничный и живописный пейзаж, наполняя текст эмоциями и ощущением свежести.
Роль однородных членов в стихотворении:
Создание ритма: Перечисления создают ритмическую структуру, помогая упорядочить текст и сделать его более мелодичным.
Выражение полноты и целостности: Однородные члены помогают автору показать всеобъемлющий характер его размышлений: охват сфер жизни, природы, действий.
Эмоциональное воздействие: Перечисления усиливают впечатление от поэтических образов, делают их более запоминающимися.
Идея гармонии: Через однородные члены Пастернак передает стремление к целостному восприятию жизни и природы, выражая философскую глубину текста.
Таким образом, однородные члены в стихотворении Бориса Пастернака не только структурируют текст, но и передают ключевые идеи и настроения автора, связывая воедино размышления о жизни, природе и творчестве.
5. В описаниях русской природы найдите качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Найдите употребление сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных. Объясните необходимость употребления всех форм имени прилагательного.
Качественные прилагательные
Качественные прилагательные передают свойства, которые могут варьироваться по интенсивности (яркий, свежий, тёплый). Они играют ключевую роль в создании выразительных образов природы.
Примеры:
«свежий воздух» (изображает ощущение чистоты и легкости);
«тёплая дымка» (создает уютный, мягкий образ природы);
«золотые нивы» (метафора богатства природы, её изобилия);
«зелёная трава» (передает жизнь и весеннее пробуждение).
Роль:
Качественные прилагательные необходимы для эмоциональной окраски текста;
Они помогают передать настроение (меланхолия, радость, покой);
Используются для усиления ассоциативности и образности описания.
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные указывают на принадлежность или связь с каким-либо предметом или явлением (деревянный, речной, летний). Они описывают конкретные характеристики природы.
Примеры:
«лесная тропа» (указание на связь с лесом);
«речной поток» (связывает описание с водой, движением);
«весенний день» (передаёт сезонный характер сцены).
Роль:
Относительные прилагательные уточняют описания, делая их конкретными;
Они помогают читателю чётче представить образы.
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные выражают принадлежность к лицу или существу (птичий, заячий, звериный).
Примеры:
«птичий хор» (звуковая деталь, связанная с образом природы);
«заячья тропа» (уточнение, создающее динамичность);
«лисий след» (подчёркивает присутствие живого существа в природе).
Роль:
Используются для создания ощущения жизни и динамики в описании природы;
Связывают природу с её обитателями, создавая целостную картину.
Сравнительная степень качественных прилагательных
Сравнительная степень используется для сопоставления объектов или явлений природы.
Примеры:
«чище воздух» (усиливает представление о чистоте);
«светлее день» (подчеркивает развитие действия, переход к свету);
«ярче закат» (создаёт контраст между элементами природы).
Роль:
Сравнительная степень помогает выделить объект или явление на фоне других;
Используется для передачи изменений или динамики в пейзаже.
Превосходная степень качественных прилагательных
Превосходная степень прилагательных выражает высшую степень качества или свойства.
Примеры:
«самая прекрасная звезда» (подчёркивает уникальность);
«наиболее яркий луч» (сосредотачивает внимание на конкретной детали).
Роль:
Превосходная степень усиливает значимость объектов в описании природы;
Выделяет кульминационные моменты пейзажа.
Объяснение необходимости всех форм прилагательных
Разнообразие прилагательных обогащает текст, делая описание природы многогранным:
Качественные прилагательные отвечают за эмоциональный фон и образность;
Относительные придают точность и конкретность;
Притяжательные связывают природу с её обитателями.
Сравнительная и превосходная степени помогают выделить динамику и акценты:
Сравнение подчёркивает изменения (светлее, ярче);
Превосходная степень усиливает смысловые и эмоциональные акценты.
Комплексное использование прилагательных позволяет создать живую и многослойную картину природы:
Чередование разных типов прилагательных делает текст более насыщенным и выразительным.
Таким образом, прилагательные в описаниях природы играют ключевую роль, помогая передать красоту, динамику и эмоциональность изображаемого пейзажа. Их использование подчёркивает богатство языка и тонкость наблюдений автора.
6. Перечислите основные черты, составляющие жанровое и стилевое своеобразие романа «Доктор Живаго.
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» обладает уникальными жанровыми и стилевыми чертами, которые формируют его оригинальность и художественную ценность. Это произведение невозможно однозначно классифицировать, поскольку оно объединяет в себе несколько жанров и стилей, создавая уникальную литературную форму.
Во-первых, роман можно отнести к жанру романа-эпопеи благодаря широте охваченного исторического контекста. События произведения охватывают значительный временной период, включая предреволюционную Россию, Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. Пастернак описывает изменения в обществе, судьбы множества героев и переломные моменты русской истории. Однако это не классическая эпопея, в которой главной темой являются сами исторические события. В «Докторе Живаго» исторический фон выступает не как цель, а как средство показать, как крупные общественные потрясения влияют на личные жизни людей. История здесь преподносится через призму частных судеб, а не глобальных процессов, что сближает роман с жанром лирического романа.
Во-вторых, роман обладает ярко выраженным философским характером. Юрий Живаго не только участник событий, но и мыслитель, рефлексирующий о жизни, смерти, любви, искусстве и предназначении человека. Его размышления создают глубокий философский пласт романа. Вопросы о свободе выбора, значении человеческой личности, взаимосвязи природы и человека, конечности жизни и вечности искусства становятся центральными темами произведения. Через Живаго Пастернак исследует не только трагедию человека, попавшего в водоворот истории, но и возможность сохранения нравственных и духовных ценностей в условиях хаоса и насилия.
Стилевое своеобразие романа проявляется в изысканном поэтическом языке, насыщенном метафорами, символами и живописными описаниями. Пастернак уделяет большое внимание описаниям природы, которая становится не просто фоном событий, а участником повествования. Например, зимние пейзажи символизируют замедление и застой, весна — обновление и надежду, осень — печаль и утрату. Через природу Пастернак передает внутренние состояния героев, их переживания и эмоции. Такой поэтический стиль делает текст романа многослойным, требующим внимательного прочтения и анализа.
Еще одной важной чертой является полифония повествования. В романе звучат разные голоса: не только голос автора, но и мысли и чувства героев, письма, дневники, размышления. Это придает тексту многогранность и объем, позволяя взглянуть на события с разных точек зрения. Полифония особенно заметна в сценах, где судьбы героев пересекаются, например, в трагическом переплетении судеб Юрия Живаго и Лары Антиповой. Это делает роман глубоко личным и одновременно универсальным.
Структура романа отличается сложностью и многослойностью. В основе — чередование крупных исторических событий и частных драм. Пастернак показывает, как глобальные катаклизмы изменяют жизнь героев, но при этом акцентирует внимание на их внутреннем мире. Это придает роману особую динамику и драматизм. Ключевые моменты жизни героев вплетены в историческую канву, но не теряют своей автономии, что позволяет Пастернаку сохранить баланс между личным и общественным.
Финальная часть романа — сборник стихов Юрия Живаго — подчеркивает лирическую и философскую природу произведения. Стихи обобщают основные темы романа: любовь, смерть, природу, человеческую душу, вечность искусства. Они добавляют роману завершенность, подчеркивая значение творчества как формы сопротивления хаосу и разрушению. Стихи Живаго служат своего рода эпилогом, в котором герой раскрывает свои взгляды на жизнь и искусство.
Таким образом, «Доктор Живаго» объединяет в себе жанровые элементы эпопеи, лирического романа и философского произведения. Стилевое своеобразие романа заключается в его поэтическом языке, многослойной структуре, полифоничности и глубоком философском содержании. Это делает роман одним из выдающихся произведений русской литературы, который продолжает вдохновлять читателей своей многогранностью и глубиной.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением