Ответы на вопросы на стр.319 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Почему поэзия Н. Клюева, С. Есенина. С. Клычкова, А. Ширяевца вызвала живой интерес А. Ремизова, Н. Рериха, С. Городецкого? Сопоставьте стихотворения новокрестьянских...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Почему поэзия Н. Клюева, С. Есенина. С. Клычкова, А. Ширяевца вызвала живой интерес А. Ремизова, Н. Рериха, С. Городецкого? Сопоставьте стихотворения новокрестьянских поэтов с картинами художников и произведениями писателей начала XX в.
1.
Поэзия Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, А. Ширяева и других новокрестьянских поэтов вызвала живой интерес таких художников и писателей начала XX века, как А. Ремизов, Н. Рерих, С. Городецкий, благодаря её эстетическим, философским и духовным качествам, которые нашли отражение в творчестве этих деятелей культуры.
Темы, близкие русскому символизму и модернизму. Новокрестьянская поэзия связана с символизмом, который широко распространился в искусстве начала XX века. Например, Николай Рерих, чьи картины часто обращались к темам вечности, космоса и народных традиций, находил в поэзии Клюева и Есенина глубокую близость к своим идеям. Их образы природы и человека наполнены мифологической символикой, которая совпадает с мистической атмосферой рериховских картин, таких как «Гималаи» или «Звезда героя».
Мифологизация крестьянского быта. Поэты обращались к крестьянской жизни как к источнику сакрального знания, создавая образ идеализированной русской деревни. Это вызывало интерес у таких писателей, как Алексей Ремизов, который в своих произведениях также стремился возродить русскую мифологию и сказочную традицию. Например, в его рассказах часто присутствуют образы древних духов и легендарных героев, созвучные мифологическим символам, которые использовали новокрестьянские поэты.
Художественные образы природы и её духовная значимость. Сергей Есенин и Николай Клюев через образы природы стремились выразить духовную связь человека с миром. Эти образы были близки многим художникам, например, Рериху, который в своих картинах запечатлел величие природы и её мистическую глубину. Также творчество новокрестьянских поэтов отражалось в произведениях таких художников, как Кузьма Петров-Водкин, чьи картины, например, «Купание красного коня», передают чувство величия простого деревенского мира.
Пантеистическая идея единства человека и природы. Поэты, такие как С. Клычков и А. Ширяевец, создавали произведения, где природа становилась не просто фоном, а активным участником действия. Это перекликалось с живописью таких мастеров, как Михаил Нестеров, чьи картины, например, «Видение отроку Варфоломею», наполнены атмосферой единства человека и природы.
Социально-революционная тема. Новокрестьянские поэты, несмотря на приверженность традиционным крестьянским мотивам, активно откликались на социальные изменения начала XX века. Их видение революции часто было мистическим и философским, как у Клюева в «Песни о Великой Матери». Это находило отклик у таких писателей, как С. Городецкий, который в своих произведениях также сочетал революционные настроения с архаикой народной жизни.
Эстетика архаики и модерна. Новокрестьянские поэты стремились сочетать архаические образы с модернистскими поисками формы и содержания. Это перекликалось с тенденциями в живописи, где художники искали новые формы выражения, вдохновляясь древними традициями. Например, картины Рериха и творчество поэтов в равной степени демонстрируют желание осмыслить современность через архаическое наследие.
Таким образом, новокрестьянская поэзия была для многих писателей и художников источником вдохновения, объединяя в себе черты традиции и модернизма, мифологии и революции. Эти аспекты сделали её уникальным явлением, которое нашло отклик в искусстве начала XX века.
2.
Новокрестьянская поэзия начала XX века органично вписывается в широкий культурный контекст эпохи, включающий в себя изобразительное искусство, литературу и философию. Эта поэзия, представленная такими авторами, как Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, А. Ширяевец, демонстрирует глубинное единство с художественными поисками представителей изобразительного искусства (Н. Рерих, М. Нестеров) и литературных направлений (А. Ремизов, С. Городецкий). Рассмотрим основные точки соприкосновения.
Связь с живописью Николая Рериха
В творчестве Николая Рериха часто присутствует мотив сакральности природы и духовного преображения. Например, его картины, такие как «Гималаи» или «Зов небес», передают идею величия природы и духовного поиска. Эти же идеи находят отражение в стихах Н. Клюева («Не будет ни снега, ни света...»), где природа становится не только местом действия, но и носителем духовного смысла. Поэтические образы сакральных деревьев и рек у Клюева перекликаются с изображением священных гор и долин у Рериха.
Соприкосновение с картинами Михаила Нестерова
Мотивы единения человека с природой, характерные для поэзии С. Есенина, находят отражение в работах Михаила Нестерова. Например, его картина «Святая Русь» передаёт идею глубокой связи человека с духовными и природными основами. В стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» природа изображена как вечная опора и источник вдохновения, что перекликается с идейной основой творчества Нестерова.
Фольклорно-мифологические образы и их параллели в искусстве
Поэзия С. Клычкова и А. Ширяевца насыщена фольклорными мотивами, которые также присутствуют в творчестве таких писателей, как А. Ремизов. Например, сказовая стилистика Ремизова («Посолонь», «Крестовые сестры») созвучна с поэзией Клычкова, где используются образы ярилы, лесовика, лешего, взятые из русского фольклора. Картины Н. Рериха с изображением народных легенд, таких как «Князь Игорь», также перекликаются с поэтическими образами новокрестьян.
Тема революции в искусстве и поэзии
Революционные изменения начала XX века нашли отражение и в литературе, и в живописи. В поэзии Н. Клюева тема революции изображается не как социальное событие, а как сакральное обновление («Песнь о Великой Матери»). Аналогичные идеи можно найти в работах Н. Рериха, где революция воспринимается как глобальный духовный перелом.
Эстетика традиции и модернизма
Новокрестьянская поэзия, как и картины Рериха, Нестерова, отражает соединение традиционной русской культуры с модернистскими поисками. Поэты обращались к древним символам, таким как вода, огонь, солнце, что также было характерно для художников.
Заключение
Сопоставление новокрестьянской поэзии с произведениями художников и писателей начала XX века показывает единство их художественных исканий. Эти произведения объединяет глубокая связь с народной традицией, фольклором и поиском национального самосознания, которое выражалось через образы природы, мифологию и религиозные символы. Новокрестьянские поэты, художники и писатели создавали культурное пространство, где традиции переплетались с модернистскими идеями, отражая стремление к духовному возрождению.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением