Ответы на вопросы на стр.32 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки1. Почему нельзя считать дело Клыковых одним из источников сюжета «Грозы»?Долгое время считали, что основой пьесы послужило нашумевшее в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Почему нельзя считать дело Клыковых одним из источников сюжета «Грозы»?
Долгое время считали, что основой пьесы послужило нашумевшее в Костроме дело Клыковых (ноябрь 1859 г.). Жители тех мест даже показывали место трагедии (самоубийства Катерины), дом, где она жила.
Костромские краеведы изучали документы, связанные с «Делом Клыковых», и доказали, что именно эта история легла в основу «Грозы» Островского. Однако в начале 20-го века было установлено, что «Гроза» была написана до того, как произошли трагические события в Костроме. Вот поэтому «Дело Клыковых» нельзя считать одним из источников сюжета «Грозы».
2. Когда была впервые опубликована пьеса и где состоялась премьера спектакля по «Грозе» Островского?
Впервые пьеса А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году – она появилась в журнале «Библиотека для чтения» (№1). В том же году пьеса вышла отдельным изданием.
Премьера спектакля по «Грозе» состоялась 16 ноября 1859 года в московском Малом театре. Спектакль прошёл в бенефис актёра Сергея Васильева, которому досталась роль Тихона.
Поиск информации
Подготовьте подробное сообщение об участии Островского в этнографической экспедиции по заданию Морского ведомства.
Сообщение
Участие Островского в этнографической экспедиции
по заданию Морского ведомства
В 1855 – 1857 годах при поддержке Морского министерства Российской империи состоялся ряд экспедиций с единым замыслом – описать жизненные уклады населения побережий русских морей и великих рек. Замысел исходил великого князя Константина Николаевича, который хотел увидеть описательные очерки в Морском сборнике – ведомственном журнале, на страницах которого после ослабления цензуры развивалась живая дискуссия на совершенно различные (не только морские) темы. Великий князь поручил ведомственным чиновникам отобрать литераторов, которые по своему ремеслу должны были более красноречиво и доступно описать результаты экспедиции. И скоро в разные уголки России отправились поэты и прозаики. Например, А.Н. Островский – на верхнее течение Волги, A.Ф. Писемский – на Каспий, и ещё более 10 писателей охватили густонаселенные реки Урал, Дон, Днепр, Днестр, Буг. Только С.В. Максимов, самый молодой и ещё малоизвестный автор, отправился на Север в Архангельскую губернию.
Итак, в 1856 году Островский по предложению Морского министерства отправился в путешествие по Волге от Твери до Нижнего Новгорода. Островскому предстояло ознакомиться с особенностями быта приволжан, подметить характерные детали и черты их жизни, выявить типичные особенности внешнего вида, физического состояния русского человека, обусловленные местом обитания и социальными обстоятельствами. Ему предстояло изучить конкретные этнографические факты, дать описание жилищ, промыслов, судов и разных судоходных орудий и средств, с обозначением их названий и даже изображением на рисунках; предстояло изучить нравы, обычаи, привычки, особенности речи, поговорки, характер мировоззрения обитателей волжских сел.
За время экспедиции (с апреля по август 1856 года и с начала мая по август 1857 года) Островским были собраны значительные материалы, а к декабрю 1857 года написано несколько статей для журнала «Морской сборник», одна из которых – «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» – была опубликована в 1859 г. в «Морском сборнике» № 2
Дневник путешествия содержит бесценные для историков сведения о Поволжье. Островский отмечает бедность промышленного класса (мещан) и ничтожность заработной платы и выручки. Причину этой бедности автор видит в недостатке значительных капиталов и излишестве рабочих рук. Главными промыслами жителей являлись: перевоз через Волгу, перевоз до Рыбинска на лодках (цена 75 коп.), разгрузка (в Твери этим было занято 250 человек), судостроение, находившееся в упадке, в зимнее время – кузнечное ремесло, очень тяжелое, малодоходное, «спят не более 3 часов в сутки», женщины занимались вязанием чулок из грубой шерсти.
Что касается «проездных» городов, то, по мнению Островского, «физиономия их всегда обманчива и легко принять суету от проезда за промышленное движение, а праздничную веселость за довольство».
Подробно описано судоходство на Волге, которое было двух типов: подъемное (взводное) – против течения, осуществлялось оно тягою лошадей или людей, и сплавное – по течению (на веслах). Из судов были распространены барки и полубарки, служащие для перевозки грузов: пеньки, сала, зернового хлеба, льняного семя, конопляного масла, сальных свечей, колбасы., ветчины, тряпья, кожи, солода. Обслуживали судоходство лоцманы, управляющие кораблем, коренные/водоливы – следящие за чистотой судна и целостью товара, коноводы.
Рыбная ловля была небогатой, во всех населенных пунктах автор отмечает дороговизну и малочисленность рыбы. Это объясняется судоходством и частым обмелением реки. Не редко добывали рыбу при помощи мора – шариков, хотя это и было запрещено законом. Основные способы ловли рыбы подробно описаны: поездом (два человека тянут растянутую сеть), удочкой, вершами (в зависимости от населенного пункта: морда, мережа, ванда, рукав, кувшин, кошель, хвостуша и пр.) – сплетенными из ивняка корзинами в виде кувшина, саками (подобием мешка), зимой использовалось устройство пазов – в фарватере реки на дне устраивалась стенка из кольев, подкрепленная мхом. Щуки, налимы, окуни, голавли, язи, лещи, плотва, ерши – то, что попадалось чаще всего. Редкостью считалась белорыбица (стерлядь).
Отмечает Островский и обычаи, характерные для жителей Поволжских сел и городов. Например, от Троицы до Ильина дня никто не работал по пятницам, которые назывались ильинские. Всю неделю перед Ильиным днем постились. В эти дни обходили с иконой дома, дабы уберечь их от пожара. В Торжке автора удивило свободное поведение девушек, которые вечерами сидели на лавочках со своими воздыхателями – «предметами», миловались, вели «сладкие беседы», а вот замужние женщины жили иначе – были они невольницами, рабынями мужа, свекра и свекрови, лишенные радости, воли и счастья.
Под впечатлениями, полученными от путешествия, драматург задумал ряд пьес с обобщающим названием «Ночи на Волге». Об этом он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла Островским созданы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»). Путешествие по Волге также дало материал и для ряда других пьес драматурга («На бойком месте», «Бесприданница»). Одним из ярких впечатлений поездки оказалась для писателя смиренная молодуха, что шла обок с неказистым мужем под холодным, осуждающим и строгим взглядом свекрови где-то на воскресном гулянье в одном из уездных волжских городишек. Еще один образ – образ грозы над Волгой тесно переплелся с семейной драмой в одном из таких городков. Дать точное название этому городу исследователи не берутся, но мы не можем не провести параллели между историей Катерины (пьеса «Гроза») и историей Аннушки Грошевой из Плеса. Пусть нет прямых совпадений дат: пьеса была поставлена в 1859 г., а история Аннушки стала известна, благодаря воспоминаниям С.П. Кувшинниковой, сопровождавшей И. Левитана в поездках на Волгу в Плес летом 1888, 1889 гг.
С.П. Кувшинникова сообщает: «... Судьбе было угодно впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки. Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами, она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе. Невольно мы очень сдружились, и когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи, нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать. Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало, я брожу с ней в подгородней рощице, а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком…». Эта история свидетельствует о том, что случаи семейных драм, заканчивающихся побегом непокорной жены из нелюбимого дома, в купеческих семьях были не редкостью. В рукописи пьесы «Гроза», рядом со знаменитым монологом Катерины «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса...», есть приписка Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон...».
Л.П. – это актриса Любовь Петровна Косицкая. Она, как и Катерина, выросла на Волге. Будучи родом из семьи крепостных (позже выкупившейся), Любовь Петровна шестнадцати лет сбежала из дома, чтобы стать актрисой.
Таким образом, участие Островского в этнографической экспедиции дало богатейший материал для его творчества, живые образы русских крестьян стали прототипами героев пьес драматурга. Также участие в экспедиции помогает нам полнее представить многогранные интересы и деятельность великого драматурга.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением