Ответы на вопросы на стр.331 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания1. Что отличало новокрестьянскую поэзию начала XX в. от традиционной русской крестьянской поэзии XIX в.? Подтвердите примерами из сочинений Н....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Что отличало новокрестьянскую поэзию начала XX в. от традиционной русской крестьянской поэзии XIX в.? Подтвердите примерами из сочинений Н. Кольцова, И. Сурикова и новокрестьянских поэтов.
Новокрестьянская поэзия начала XX века значительно отличалась от крестьянской поэзии XIX века. Если в XIX веке творчество крестьянских поэтов основывалось на традиционных жанрах фольклора, таких как песни, причитания, пословицы, то новокрестьянская поэзия сочетала в себе крестьянские мотивы с глубоким философским осмыслением и сложной символикой. Представители новокрестьянской литературы обратили внимание на мифологию, историческую память народа, мистику и космическое восприятие природы.
У Н. Клюева заметен акцент на религиозной символике и мистике, что выделяет его творчество. Например, в его стихах мы видим упоминания о божественных силах, сакральном восприятии природы и человека. Его сборники, такие как «Сосен перезвон», проникнуты образами деревенской жизни, но при этом преображают обыденное в метафизическое и возвышенное.
И. Суриков в своих произведениях передает дух сельской жизни, но его стихи, такие как «Детство», отражают более личные, лирические мотивы, без сложной символики. Он пишет о природе и повседневной жизни крестьян, не выходя за рамки традиционной поэтики XIX века.
Новокрестьянская поэзия характерна тем, что её представители, такие как Клюев, сосредотачиваются не только на воспевании сельской жизни, но и на её духовной стороне. Поэты искали связи человека с природой, Космосом и Богом, что отличает их от фольклорной простоты крестьянских поэтов XIX века. Упоминания мифологических и космических образов позволяют говорить о том, что новокрестьянская поэзия сочетает индивидуализм с общечеловеческими темами.
2. В чем своеобразие поэтизации сельского труда в поэзии С. Клычкова?
Пейзажи сельского труда в поэзии С. Клычкова отличаются живописностью и мистической глубиной. Его поэтика базируется на слиянии природы и труда, где процесс работы воспринимается как часть гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром. В стихах Клычкова, таких как «Зелёный звон», природа оживает, становится самостоятельным участником происходящего, обладающим душой.
Труд в его поэзии — это не только физическое действие, но и духовное усилие. Например, описания жатвы или пахоты сопровождаются эпитетами, создающими ощущение святости труда. Земля и человек выступают в его произведениях как равноправные элементы бытия, а труд становится актом служения и единения.
Также важно отметить использование поэтом символики. Поля, деревья, реки у Клычкова не просто пейзажи, а символы глубинной связи человека с природой. В этом проявляется влияние славянской мифологии и фольклора.
Таким образом, Клычков поднимает пейзажную поэзию на новый уровень, превращая её в синтез лирики, эпоса и символизма, что делает его произведения уникальными в русской литературе начала XX века.
3. Подготовьте развернутое устное сообщение на тему «Художественная функция песенных ритмов в поэзии Л. Ширяевца».
Художественная функция песенных ритмов в поэзии А. Ширяева
В поэзии А. Ширяева песенные ритмы занимают важное место, обогащая текст мелодичностью, национальным колоритом и глубокой эмоциональной выразительностью. Песенные ритмы, свойственные народной музыкальной культуре, превращают его произведения в уникальные примеры синтеза литературного и музыкального искусства. Рассмотрим их основные художественные функции подробнее.
Прежде всего, песенные ритмы выполняют функцию создания эмоционального фона произведения. Мелодичность, повторяемость и ритмичность фраз позволяют читателю проникнуться настроением стихотворений. Например, плавные, размеренные ритмы передают умиротворение и созерцательность, тогда как резкие и напряжённые ритмические конструкции акцентируют внимание на драматизме или внутреннем конфликте. Такое взаимодействие звука и смысла делает поэтический текст более живым и выразительным.
Во-вторых, песенные ритмы служат средством отражения народной эстетики. В произведениях Ширяева часто можно найти отголоски традиционных фольклорных песен — частушек, обрядовых и лирических песен. Такое стилистическое обращение к народному наследию подчёркивает связь поэзии Ширяева с русской культурной традицией, добавляя текстам аутентичность и укоренённость в национальной почве.
Важной художественной функцией песенных ритмов является их способность структурировать текст. Стихотворения с песенной ритмикой легко запоминаются благодаря их организованной, предсказуемой форме. Повторы, припевы и гармоничное чередование строк создают впечатление цельности и завершённости, делая произведение доступным для восприятия не только как текста, но и как музыкального произведения.
Песенные ритмы способствуют углублению образного содержания. Они подчеркивают и усиливают ключевые образы и символы, заложенные в стихотворении. Например, ритм может ассоциироваться с ритмом человеческой жизни, природных процессов или даже с историческими событиями, которые нашли отражение в творчестве поэта. Это позволяет передать не только конкретные эмоции, но и более глубокие философские идеи.
Кроме того, песенные ритмы в поэзии Ширяева играют важную роль в создании глубинной связи между человеком и природой. Ритм его стихотворений часто синхронизируется с естественными циклами, такими как смена времён года, течением реки или движением ветра. Благодаря этому возникает ощущение гармонии, слияния человека и окружающего мира.
Песенные ритмы также помогают передать психологическое состояние лирического героя. Их вариативность позволяет тонко отразить изменения в настроении и восприятии: от радостного вдохновения до трагической глубины. Это делает поэтический мир Ширяева более многослойным и близким к восприятию читателя.
Наконец, использование песенных ритмов придаёт тексту церемониальную или обрядовую окраску. В некоторых стихотворениях Ширяева можно почувствовать ритмы, схожие с теми, что встречаются в религиозных песнопениях или народных обрядах. Это создаёт ощущение сакральности, придавая произведениям дополнительный духовный смысл.
Таким образом, песенные ритмы в поэзии А. Ширяева выполняют многогранную художественную функцию. Они углубляют эмоциональное воздействие текста, связывают поэзию с национальной культурой, усиливают выразительность образов, создают гармонию с природой и структурируют текст. Благодаря этому творчество Ширяева становится не только литературным, но и музыкально-философским феноменом, находящим отклик в сердцах читателей.
4. Расскажите о найденных вами примерах оппозиции живое — железное в творчестве новокрестьянских поэтов.
Оппозиция «живое – железное» является одной из ключевых тем новокрестьянской поэзии начала XX века, поскольку она отражает противоречие между органической, естественной жизнью деревни и неумолимой индустриализацией, вторгающейся в традиционный уклад. В стихотворениях новокрестьянских поэтов, таких как Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, это противостояние раскрывается через контраст образов природы и техники, органики и механики.
У Николая Клюева можно выделить строки, где «железное» ассоциируется с холодной и разрушительной силой, лишенной духовности и тепла. В его поэзии, особенно в таких произведениях, как «Сосен предел», противопоставляются простота и одухотворенность крестьянского мира и бездушность города, воплощенного в образе железа. «Железное» в его текстах символизирует все, что разрушает гармонию с природой и традицией.
У Сергея Есенина эта оппозиция особенно ярко представлена в стихах, где индустриальный прогресс показан как разрушительная сила, противостоящая естественному, живому миру деревни. В поэме «Анна Снегина» железо воплощает собой символ механизированного, обезличенного труда, противоположного душевной, теплой атмосфере сельского труда.
Сергей Клычков также разрабатывал эту тему, часто обращая внимание на то, как железо и механизация подавляют красоту живой природы и простоту сельской жизни. Например, в его произведениях описываются железные механизмы как враждебные силы, вторгающиеся в гармоничный мир деревни, разрушая духовные связи человека с землей.
Таким образом, оппозиция «живое – железное» в новокрестьянской поэзии показывает глубокую боль от утраты природной гармонии и традиций. Железо становится метафорой разрушительных изменений, а живое символизирует борьбу за сохранение национальной идентичности и духовности.
5. В чём своеобразие фольклоризма поэзии II. Клюева? Проиллюстрируйте свой ответ текстами клюевских стихотворений.
Фольклоризм поэзии Николая Клюева проявляется в синтезе народного мировосприятия, мифологических образов и символов, связанных с традиционной крестьянской жизнью. Поэт насыщает свои произведения архетипами, заимствованными из народной песни, сказки, былины и духовных стихов. Его творчество воспроизводит дух русской деревни, в котором природа и быт крестьян предстают неразрывно связанными.
В стихотворении «Сосен перезвон» поэт пишет:
«Сосны, сосны, звонари,
Ветер звонит на заре,
Сыплет кедры под шумами
Злато песен в курганы.»
Эти строки показывают, как Клюев использует элементы мифологического олицетворения: природа оживает, сосны становятся звонарями, а ветер — участником действия, что характерно для фольклорного мышления.
Фольклоризм Клюева также проявляется в религиозных мотивах, где он переосмысляет традиционные православные образы. Например, в стихотворении «Русь»:
«Под иконами молюсь,
Под венцами сосен старых,
В небесах над храмом — Русь,
Колокольный звон и кары.»
Эти строки демонстрируют переплетение национальной религиозной символики с фольклорной традицией, в которой природа играет роль храма.
Таким образом, своеобразие фольклоризма Клюева состоит в сочетании народных традиций с авторской интерпретацией. Он преображает привычные мотивы, придавая им философское звучание и связывая их с судьбой крестьянства и России.
6. Какие известные приёмы русской народной песенной поэзии использует II. Клюев в стихотворениях 1911 1916 гг.? Как он сочетает традиционную фольклорную форму с созвучным новому времени содержанием?
Николай Клюев активно использует приемы русской народной песенной поэзии, включая элементы ритмики, образности и символики. Одним из ключевых приёмов является повтор как средство усиления выразительности. Например, повторы отдельных строк или мотивов создают ритмическую перекличку, характерную для народных песен. Так, в его стихах часто звучат мотивы «вечных» крестьянских тем — работы, земли, природы, которые обрамляются песенными формами.
Ещё одной особенностью является использование архаичных слов и оборотов, что придаёт произведениям атмосферу древности и связывает их с культурными корнями. Примером может служить обращение к лексике славянской мифологии и старообрядческой духовности, что заметно в стихотворении «Русь»:
«Под иконами молюсь,
Под венцами сосен старых…»
Здесь сосны и природные элементы наделяются сакральным смыслом, как это свойственно народным песням.
Образность природы также широко используется Клюевым. Природные явления, такие как солнце, дождь, земля, трактуются не просто как фон, а как живые участники крестьянской жизни. Это создаёт ощущение слияния человека с миром природы.
Клюев также вводит аллюзии на обрядовые и трудовые песни, где действия крестьян символически отражают космический порядок.
Новый элемент содержания заключается в том, что Клюев сочетает эти традиционные формы с осмыслением глобальных процессов. Он поднимает темы социальной несправедливости, утраты гармонии между человеком и природой, что особенно характерно для периода революции. Таким образом, традиционная фольклорная форма обогащается социальной проблематикой, актуальной для современности.
7. Как и почему менялось отношение II. Клюева к революционным событиям в России?
Отношение Николая Клюева к революции прошло сложный путь трансформации от энтузиазма до разочарования. В начале своей творческой карьеры он приветствовал революционные изменения как шанс для крестьянства обрести свободу и справедливость. В его стихах того периода звучит надежда на обновление России. Например, в «Песне о Великой Матери» он воспевает будущую землю как нечто святое и обновлённое.
Однако по мере того, как революция набирала обороты и её последствия становились очевидными, Клюев всё больше осознавал её разрушительный характер для традиционного уклада русской деревни. Коллективизация, насильственные преобразования и упадок крестьянских традиций вызвали у него глубокое разочарование.
Это разочарование обусловлено утратой гармонии между человеком и природой, разрушением духовных основ жизни. Для Клюева революция становится символом не созидания, а хаоса. Он начинает критиковать её за жестокость и равнодушие к человеческой судьбе.
Таким образом, изменение отношения Клюева к революции связано с его личным переживанием потери крестьянской культуры, которую он считал основой духовной жизни России.
Творческие задания
1. Какие позиции отстаивал Н. Клюев в полемике с пролетарскими поэтами и В. Маяковским? Организуйте диспут.
Николай Клюев занимал особую позицию в полемике с пролетарскими поэтами, включая Владимира Маяковского, отражая своё видение поэзии и её функции в обществе. Клюев придерживался традиционалистских взглядов и считал, что искусство должно опираться на культурные корни, народные традиции и духовные ценности, в то время как пролетарские поэты и Маяковский, в частности, ориентировались на революционные преобразования, авангардные формы и социалистическую идеологию.
Ключевые позиции Клюева в этой полемике заключались в следующем:
Критика пролетарской поэзии за утрату духовности и связи с народом. Клюев считал, что пролетарская поэзия утрачивает связь с глубинной народной культурой, заменяя её лозунгами и пропагандой. В его представлении поэзия должна быть не просто средством политической агитации, но и источником духовного возрождения, что отражено в его произведениях;
Противопоставление природной и индустриальной образности. Клюев считал, что природа — это основа человеческого существования, и её образы должны доминировать в поэзии. В отличие от этого, Маяковский часто обращался к урбанистическим мотивам, фабричным и индустриальным символам, что Клюев воспринимал как отчуждение от природного и духовного начала;
Ориентация на крестьянскую культуру. Клюев считал крестьянство основой русской цивилизации и противопоставлял его пролетариату, который, по его мнению, терял связь с природной гармонией. Для Клюева важно было показать традиционный крестьянский уклад как образец духовного равновесия;
Стилистическое отличие. Пролетарская поэзия часто использовала агрессивный ритм, простую лексику и броские образы, чтобы быть понятной массам. Клюев же предпочитал сложные метафоры, архаичные слова и мистические мотивы, что делало его творчество ближе к традиционной русской песенной поэзии.
Владимир Маяковский, в свою очередь, выступал с позиции необходимости революционного обновления искусства. Он считал, что поэзия должна быть яркой, современной и направленной на будущее. Для Маяковского важно было отказаться от устаревших форм и создать новый язык, соответствующий духу времени.
Примером их идейного столкновения можно считать различие в подходах к образу народа. Клюев видел народ как духовное сообщество, связанное с природой и верой, тогда как для Маяковского народ — это коллектив строителей нового общества, сосредоточенный на прогрессе и индустриализации.
Таким образом, их полемика отражает две противоположные концепции: традиционалистскую и революционно-авангардную. Клюев защищал «вечные» ценности, а Маяковский пропагандировал необходимость разрыва с прошлым и создание нового искусства.
2. Подготовьте развёрнутое устное сообщение на тему «Своеобразие автобиографизма в лирическом эпосе Н. Клюева» (на материале поэмы «Песнь о Великой Матери»»).
Автобиографизм в лирическом эпосе Николая Клюева, особенно в поэме «Песнь о Великой Матери», занимает центральное место и является важным художественным приёмом, позволяющим автору выразить как свои личные переживания, так и глобальные философские размышления. Это произведение служит примером уникального соединения личного опыта поэта с символическим осмыслением традиций, духовных поисков и истории русского народа.
Личный опыт и связь с родным краем
Клюев родился в крестьянской семье, и его поэзия пропитана любовью к родной северной природе, к традициям деревенской жизни. В «Песни о Великой Матери» образ матери приобретает одновременно конкретное и символическое значение. С одной стороны, это реальная мать автора, олицетворяющая заботу, тепло и воспитание. С другой стороны, это мифологическая Мать-Земля, которая становится воплощением вечной жизни, природной силы и духовного начала. В описаниях пейзажей, крестьянских обычаев и народных ритуалов виден автобиографический элемент, связанный с детством и юностью Клюева.
Крестьянская культура как основа поэтического мира
Клюев в своём творчестве стремился сохранить крестьянскую культуру, её символику и духовные традиции. В поэме прослеживается стремление автора передать миросозерцание крестьянина, в котором природа и человек едины. Обрядовые описания, упоминания народных песен, символика земли и хлеба — всё это неразрывно связано с личным опытом Клюева, выросшего в этой культуре. Он видел свою задачу в том, чтобы показать её значимость, глубину и красоту.
Духовный поиск и философия жизни
Автобиографизм проявляется в размышлениях Клюева о судьбе человека, смысле жизни, роли веры и духовности. В «Песни о Великой Матери» он затрагивает темы гармонии с природой, цикличности жизни и вечности духа. Эти размышления часто опираются на личные переживания, связанные с переменами в России и утратой традиционного уклада жизни. Его поиск истины в мире, полном противоречий, придаёт поэме универсальный характер.
Социальный контекст и переживания эпохи
Клюев жил в эпоху революций и радикальных социальных изменений, что глубоко повлияло на его творчество. В «Песни о Великой Матери» он осмысляет эти перемены через личную призму. Например, в поэме можно найти скорбь по разрушению крестьянского быта, тоску по уходящему миру гармонии и духовности. Эти чувства имеют автобиографическую основу, поскольку Клюев был свидетелем и участником этих событий.
Мифологизация личного опыта
Одна из главных черт автобиографизма Клюева заключается в его мифологизации. Образы матери, природы, земли приобретают в поэме мифологическое значение, становясь символами вечных и универсальных истин. Личное соединяется с архетипическим, что позволяет автору говорить о своих переживаниях как об общем человеческом опыте.
Поэтический язык и художественные приёмы
Для выражения автобиографизма Клюев использует богатый арсенал средств художественной выразительности. Метафоры, аллегории, фольклорные образы создают ощущение сопричастности автора с миром, который он описывает. Благодаря архаизмам, старинным символам и ритмике произведение приобретает эпическое звучание.
Память о матери как ключевая тема
Особое место в поэме занимает память о матери, которая для Клюева является источником вдохновения и нравственной опоры. Её образ воплощает силу любви, мудрость, связь поколений и духовное начало. Эта тема, автобиографичная по своей природе, становится центральной в «Песне о Великой Матери».
Таким образом, автобиографизм в поэме Николая Клюева «Песнь о Великой Матери» не ограничивается передачей личных воспоминаний. Он трансформируется в сложное многослойное повествование, где личное соединяется с мифологическим и универсальным. Через автобиографические образы автор раскрывает свою философию, духовный путь и отношение к миру, делая своё произведение значимым для понимания русской культуры и литературы.
Проектно-исследовательские работы
• Проведите литературоведческое исследование на тему «Особенности композиции поэмы Н. Клюева "Погорельщина"».
Особенности композиции поэмы Н. Клюева «Погорельщина»
Введение
Николай Клюев является одним из ключевых представителей новокрестьянской поэзии, в которой органично переплетаются фольклорные традиции, символизм и реализм. Его поэма «Погорельщина» отражает трагедию русского крестьянства в эпоху революционных перемен, показывая, как социальные и исторические потрясения разрушают традиционный уклад жизни. Композиция произведения играет важную роль в передаче авторской идеи, представляя сложную структуру, наполненную символикой, фольклорными образами и лирическими отступлениями. Данная работа направлена на анализ композиционных приемов, которые усиливают художественное воздействие поэмы.
Основная часть
1. Общая структура поэмы
«Погорельщина» представляет собой лиро-эпическое произведение, в котором сочетаются элементы эпоса, драмы и лирики. Произведение делится на несколько крупных частей, каждая из которых освещает разные аспекты жизни крестьян: от описания разрушенного быта до философских размышлений о судьбе русского народа. Центральной темой поэмы является метафора «пожара» — символа разрушительных социальных изменений. Эта структура позволяет соединить конкретные исторические события с универсальными темами человеческого бытия.
2. Символическое значение вступления
Вступление к поэме задает общий тон произведения. Описание пожара, охватившего деревню, символизирует не только физическое уничтожение, но и разрушение традиционного крестьянского уклада. Образы пепелища и дыма перекликаются с фольклорными представлениями о конце света, что усиливает трагическое звучание текста. Например, стихотворные строки передают ощущение обреченности:
«Горит изба, полыхают мосты,
Ветер уносит пепел в поля...»
Эти образы усиливают драматизм событий и подчеркивают неизбежность социальных перемен.
3. Лирические отступления
Ключевой особенностью композиции является использование лирических отступлений, где автор переходит от описания событий к философским размышлениям. Эти фрагменты позволяют Клюеву выразить свою точку зрения на происходящее, показать глубину личных переживаний. Лирические вставки делают поэму эмоционально насыщенной и придают ей исповедальный характер:
«Где искать мне утешенья?
В пепле — ли в том или в звездах?..»
Подобные отступления создают ощущение личного диалога с читателем, усиливая связь между автором и его аудиторией.
4. Разделение на тематические части
Композиция поэмы разделена на несколько тематических блоков. В первом разделе описывается разрушение деревенского уклада через образы пожара и человеческого горя. Второй раздел посвящен поиску духовной силы, необходимой для выживания. В третьей части затрагивается тема надежды на восстановление утраченных ценностей. Это деление подчеркивает динамику произведения и акцентирует внимание на внутреннем конфликте героев.
5. Пейзажные описания и их роль в композиции
Пейзаж в «Погорельщине» играет не только фоновую, но и символическую роль. Природа в поэме неодушевленная, но тесно связана с судьбой человека. Например, описания выжженной земли и мертвых деревьев передают упадок крестьянской жизни:
«Земля мертва, дымит золою,
Нет песни, нет надежд...»
Подобные образы помогают создать атмосферу трагизма и подчеркивают разрушительный характер изменений.
6. Использование мифологических образов
Важной частью композиции поэмы являются мифологические аллюзии. В тексте появляются образы Матери-земли, огня как очищающей и одновременно уничтожающей силы, а также традиционные фольклорные символы. Эти элементы связывают происходящее с вечными вопросами бытия, делая текст универсальным и выходящим за рамки конкретного исторического контекста.
7. Контрасты в построении композиции
Клюев активно использует контрасты для усиления эмоционального воздействия. Например, моменты ярости и разрушения противопоставляются сценам тишины и размышлений. Контрасты между физическим разрушением и духовными поисками создают многоплановое восприятие текста, акцентируя внимание на внутренней борьбе героя.
8. Заключение как открытый финал
Финал поэмы оставляет читателя в состоянии размышления. Клюев не дает однозначных ответов на поставленные вопросы, предлагая самому читателю задуматься о будущем. Последние строки звучат как призыв к восстановлению духовных и нравственных ценностей:
«Не в пепле искать надежды,
А в свете нового дня.»
Такой подход подчеркивает сложность исторических процессов и заставляет задуматься о будущем России.
Заключение
Композиция поэмы «Погорельщина» является сложной и многослойной. Используя лирические отступления, символику, контрасты и мифологические образы, Клюев создает произведение, которое не только отражает трагедию крестьянской жизни, но и задает глубокие философские вопросы о судьбе народа. Эта поэма остается ярким примером новокрестьянской поэзии, в которой традиционные художественные приемы сочетаются с новаторскими подходами. Произведение продолжает вызывать интерес у современных читателей, благодаря своей универсальности и глубокому гуманистическому содержанию.
Список литературы
1. Клюев Н. «Погорельщина». – М.: Советская литература, 1988.
2. Лотман Ю.М. «Семиотика культуры и искусство». – М.: Искусство, 1973.
3. Иванов В.В. «Фольклор и литература: взаимосвязь и влияние». – Л.: Наука, 1980.
4. Аникин В.П. «Славянская мифология в творчестве Н. Клюева». – М.: Литера, 1995.
5. Гаспаров М.Л. «Поэтика русской поэзии начала XX века». – СПб.: Академический проект, 2001.
6. Жирмунский В.М. «Русская поэзия XX века». – Л.: Наука, 1985.
7. Емельянов В.П. «Мифология в русской литературе». – М.: Прогресс, 1992.
• Подготовьте небольшую исследовательскую работу на тему «Лирика Н. Клюева и С. Есенина» (на материале дореволюционного творчества поэтов).
Лирика Н. Клюева и С. Есенина (на материале дореволюционного творчества поэтов)
Введение
Творчество Николая Клюева и Сергея Есенина занимает важное место в русской литературе начала XX века, когда культурные и общественные изменения формировали новую поэтическую реальность. Поэты представляют яркие примеры новокрестьянской поэзии, соединяющей фольклорные традиции с новаторскими художественными приемами. Их дореволюционное творчество насыщено глубоким интересом к деревенской жизни, духовности и природе, а также попытками выразить кризисные явления эпохи. Работа нацелена на исследование сходств и различий в их произведениях, а также выявление художественных приемов, отражающих их личные и социальные переживания.
Цель работы — определить ключевые черты лирики Клюева и Есенина, сопоставить их взгляды на крестьянскую культуру и природу, исследовать стилевые особенности и раскрыть значение их вклада в развитие русской поэзии.
Задачи:
Выявить общие и отличительные черты фольклорных мотивов в творчестве поэтов;
Проанализировать художественные приемы изображения природы и духовности;
Исследовать, как поэты передают трагизм и красоту деревенской жизни;
Рассмотреть связь их лирики с общественно-историческим контекстом.
Основная часть
1. Фольклорные мотивы в лирике Н. Клюева и С. Есенина
Фольклор как основа творчества: Клюев и Есенин активно обращались к традициям народной поэзии, что отразилось в использовании образов, ритмики и символики.
У Клюева: его стихи насыщены аллюзиями на сказки, былины, духовные стихи, что придает им архаичность и эпическую глубину. Например, поэма «Лесные были» отражает богатство русского фольклора.
У Есенина: народные песни и напевы становятся основой мелодичности его поэзии. В стихотворении «Русь» проявляется лирическое прочтение фольклорных традиций.
2. Природа как лирический образ
Клюев: Природа в его поэзии воспринимается как одухотворенная, мистическая субстанция. Она становится символом вечности, духовного начала. Например, в стихотворении «Зеленый шум» природа представлена живой, мистической силой.
Есенин: Природа у него — это источник вдохновения, гармонии и красоты. В стихотворении «Береза» деревья олицетворяют юность и надежду.
3. Тема деревни и крестьянской жизни
Клюев: Его стихи часто насыщены трагическими образами деревни, представленной как место страдания, духовных поисков и утраты. Например, в произведении «Песнь о великой матери» звучит боль за угасающую крестьянскую культуру.
Есенин: Напротив, его деревенские образы наполнены романтической идеализацией. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» воспевает красоту и простоту крестьянского уклада.
4. Духовность и религиозность
Клюев: Его творчество насыщено религиозной символикой, поиском духовного спасения. Стихотворение «Иконы на Руси» подчеркивает значимость православных ценностей.
Есенин: Хотя его лирика менее религиозна, она также включает мотивы духовности, выраженные через связь с природой, например, в стихотворении «Преображение».
5. Художественные приемы и стиль
Язык и стиль: Клюев использует сложные метафоры, аллегории, насыщенные архаизмами. Это создает ощущение эпической глубины.
Есенин: Его язык прост, напевен, полон олицетворений и метафор. Примером служит стихотворение «Запели тесаные дроги».
Заключение
Николай Клюев и Сергей Есенин по-разному интерпретировали темы деревни, природы и духовности, но их лирика отражает единый взгляд на связь человека с культурными и природными истоками. Творчество Клюева более трагично и насыщено религиозной символикой, в то время как Есенин воспевает гармонию и красоту. Вместе они создали уникальное направление в русской поэзии, синтезируя фольклорные традиции и индивидуальные переживания, что сделало их произведения неотъемлемой частью литературного наследия.
Список литературы
1. Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Советский писатель, 1985.
2. Есенин С. А. Избранное. — М.: Художественная литература, 1976.
3. Кузнецов Е. П. Новокрестьянская поэзия: Истоки и развитие. — М.: Литературная Россия, 1978.
4. Лотман Ю. М. Пейзаж в русской поэзии XX века. — Л.: Наука, 1982.
5. Гаспаров М. Л. История русской литературы XX века. — СПб.: Академия, 1990.
6. Жирмунский В. М. Поэзия и фольклор. — М.: Прогресс, 1984.
Темы рефератов
• Пётр Орешин о поэтическом мастерстве Сергея Есенина (на материале литературно-критических статей Петра Орешина).
Петр Орешин о поэтическом мастерстве Сергея Есенина
Пётр Орешин в своих литературно-критических статьях уделял большое внимание поэтическому искусству Сергея Есенина, видя в нём уникального представителя русской литературы, который сумел отразить дух крестьянской России и её культуру в условиях кардинальных социальных изменений. Орешин рассматривал творчество Есенина как живое воплощение русской народной традиции, гармонично вплетённой в новую литературную форму.
Одним из главных аспектов, на которые обращал внимание Пётр Орешин, была органическая связь Есенина с крестьянским укладом жизни. В своих статьях он отмечал, что поэзия Есенина пронизана любовью к родной земле и деревне, которые становятся не просто декорацией, а источником вдохновения и смыслообразующим началом его творчества. Например, стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» передаёт глубокую эмоциональную связь поэта с родной деревней, изображая её как идеализированный мир, полный тишины, красоты и святости. Орешин отмечал, что это стихотворение отражает тоску по уходящей старой Руси, с её устойчивым укладом, который в условиях перемен начала XX века становился всё более эфемерным.
Особое внимание Орешин уделял изображению природы в лирике Есенина. Он подчеркивал, что природа у Есенина — это не просто фон, а полноценный герой его поэзии, символ вечной гармонии, красоты и силы. В стихотворениях «Берёза» и «Пороша» природа представлена через яркие, живописные образы, которые создают ощущение близости и тепла. По мнению Орешина, такой подход делает поэзию Есенина особенно проникновенной и музыкальной. Природа у Есенина — это не только объект наблюдения, но и источник духовного обновления, который помогает читателю ощутить глубинную связь человека с миром.
Орешин высоко ценил язык Есенина, который он называл одновременно народным и новаторским. Есенин использовал богатый арсенал фольклорных элементов, таких как напевные интонации, образы и ритмы народных песен. Вместе с тем, поэт смело экспериментировал с формой, создавая уникальный синтез традиции и современности. Например, в цикле «Русь Советская» Есенин использует элементы эпоса, сочетая их с личными размышлениями о судьбе страны. Орешин отмечал, что такое соединение делает поэзию Есенина глубоко эмоциональной и доступной для широкой аудитории.
Критик также уделял внимание философским аспектам творчества Есенина. Он писал о том, что в произведениях поэта сквозной темой является осмысление смысла жизни, быстротечности времени и изменений, которые неизбежно затрагивают как природу, так и человека. Например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» звучит философский мотив примирения с жизненными утратами и поиском гармонии. Орешин называл это стихотворение примером зрелой лирики, которая отражает внутренний мир поэта и его глубокую связь с вечными вопросами бытия.
Пётр Орешин также подчеркивал, что Есенин не только воспевал старую деревню, но и открыто высказывался о переменах, которые её затронули. В таких произведениях, как «Мы теперь уходим понемногу» и «Русь уходящая», поэт описывает разрыв между традиционным укладом и новой реальностью, показывая сложность этого переходного времени. Орешин считал, что именно эта двойственность делает Есенина поэтом своего времени, способным передать как боль утраты, так и надежду на будущее.
Таким образом, по мнению Петра Орешина, поэзия Сергея Есенина была одновременно народной и современной, лиричной и эпической, простой и философской. Критик считал, что Есенин сумел соединить в своих произведениях лучшее из русской фольклорной традиции и современных литературных направлений, создавая уникальный художественный мир, который продолжает вдохновлять и находить отклик у читателей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением