Ответы на вопросы на стр.334 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение В чём выразилось кровное родство поэзии Есенина с русским фольклором? Как это родство сказалось на особенностях его лирики? Какие фольклорные традиции прослеживаются в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
В чём выразилось кровное родство поэзии Есенина с русским фольклором? Как это родство сказалось на особенностях его лирики? Какие фольклорные традиции прослеживаются в есенинских исторических поэмах «Песнь о Евпатии Коловрате» (первоначально называлась «Сказание о Евпатии Коловрате»), «Марфа-посадница», «Ус», «Песнь о великом походе»?
1.
Кровное родство поэзии Сергея Есенина с русским фольклором выражается в глубокой связи его лирики с традициями народной поэзии, песенной культурой и образами крестьянской жизни. Поэт родился и вырос в крестьянской среде, что предопределило его творческое восприятие мира. Уже с ранних стихотворений заметна его способность воплощать русскую душу через язык и образы, восходящие к фольклорным традициям.
Фольклорные мотивы и образы. В поэзии Есенина присутствуют образы, связанные с природой, крестьянским трудом, народной религиозностью и мифологией. Например, в его стихах часто встречаются образы русской деревни, берёз, полей, рек, символизирующих связь человека с землёй. Такие мотивы, как «родная деревня», «поле», «берёза», создают особую атмосферу национальной идентичности.
Фольклорный язык. Есенин широко использовал народные речевые обороты, пословицы, поговорки и простую, «говорящую» лексику. В его стихах встречаются инверсии, повторы, звуковые сочетания, характерные для русского народного стиха. Это делает его творчество близким и понятным простому читателю.
Музыкальность лирики. Поэт заимствует из фольклорных песен характерные ритмы и мелодику. Есенинские строки звучат как песня, легко ложатся на музыку, что делает их особенно выразительными. Эту музыкальность можно увидеть, например, в его поэмах «Русь», «Гой ты, Русь моя родная».
Природа как центральный элемент. В фольклоре природа — это живой организм, связанный с человеком. У Есенина природа становится важнейшим персонажем его поэзии. Поля, леса, реки, птицы, животные — все они оживают в его стихах, создавая ощущение единства человека и природы.
Традиционная образность. Есенинские образы нередко имеют глубокий символический подтекст, что восходит к фольклорной мифологии. Например, «золотая роща», «берёза» — символы родины и крестьянской жизни.
Романтизация крестьянского труда и быта. В отличие от революционных поэтов, воспевавших индустриальный прогресс, Есенин оставался верен своим корням. Его поэзия — это воспоминания о крестьянской Руси, где труд и традиции были неотделимы от жизни.
Эмоциональность и лиризм. Фольклорное влияние проявляется в особой душевной теплоте и искренности его поэзии. Есенин передавал не только радость, но и тоску, боль за разрушающийся деревенский уклад.
Таким образом, родство поэзии Есенина с фольклором не только обогатило его лирику, но и сделало её уникальной. Оно выразилось в языковой простоте, музыкальности и образности, благодаря которым его творчество стало символом исконно русской поэтической традиции.
2.
Фольклорные традиции в исторических поэмах Сергея Есенина — "Песнь о Евпатии Коловрате", "Марфа-посадница", "Ус", "Песнь о великом походе" — проявляются в использовании характерных для народного эпоса и былин черт. Эти произведения насыщены мотивами, структурой и образами, восходящими к русскому фольклору.
Эпический характер повествования
Есенин использует эпический размах, характерный для фольклорных былин и сказаний. В поэмах подчёркивается значимость событий для народа, на первый план выдвигаются подвиги героев и их связь с судьбой всей Руси. Например, в "Песни о Евпатии Коловрате" подвигается патриотизм героя, защищающего родную землю от врагов. Этот эпический стиль роднит произведение с традиционными русскими былинами, такими как "Садко" или "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
Образ героев
Герои Есенина обладают чертами эпических богатырей: они смелы, решительны, преданы своей родине и народу. Евпатий Коловрат из одноимённой поэмы изображён как символ сопротивления татаро-монгольскому нашествию, а Марфа-посадница — как образ воплощения народной воли и борьбы за независимость Новгорода. Эти персонажи напоминают фольклорных героев, которые часто олицетворяли моральные и духовные идеалы народа.
Народная символика
В поэмах широко используются фольклорные символы, которые имеют глубокий смысл в контексте народной культуры. Например:
Русская земля — как символ родины, которую необходимо защищать;
Природные образы — небо, реки, леса — подчеркивают связь человека с родной природой;
Свет и тьма — символизируют борьбу добра и зла, характерную для народных сказаний.
Ритмика и язык
Есенин заимствует из фольклора характерный ритм и музыкальность. Его строки созвучны народным песням и былинам, что придаёт текстам особую мелодичность. Язык поэм насыщен архаизмами, оборотами и эпитетами, характерными для устного народного творчества, например: "широка Русь", "честной народ", "лютая беда".
Коллективное сознание
В духе фольклорных традиций, народ в поэмах Есенина выступает как коллективный герой. Индивидуальные действия персонажей подчёркивают важность защиты общего блага. В "Марфе-посаднице" образ героини отражает идею единства Новгорода перед лицом угрозы. В "Песне о великом походе" главной ценностью становится народное единство.
Традиционная композиция
Исторические поэмы Есенина имеют композицию, схожую с фольклорной. Тексты начинаются с введения, описывающего героический контекст или угрозу, затем переходят к основному действию (подвиг героя), а заканчиваются обобщением или призывом, что напоминает структуру былин.
Мотив судьбы и божественной защиты
Фольклорный мотив судьбы или божественного промысла часто прослеживается в поэмах Есенина. В "Усе" и "Песни о Евпатии Коловрате" герои изображены как божьи избранники, исполняющие высшую миссию защиты родной земли, что перекликается с мотивами народных молитвенных песен и духовных стихов.
Патриотический пафос
Как и в фольклоре, поэмы Есенина пронизаны чувством глубокой любви к родной земле, её природе, народу. Патриотизм героев подчёркивает основную идею фольклорного эпоса — единство человека и народа перед лицом исторических испытаний.
Таким образом, фольклорные традиции в исторических поэмах Есенина проявляются в эпическом размахе, образах героев, символике и патриотическом пафосе. Эти черты делают его произведения созвучными духу русской народной культуры и близкими к её древним корням.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением