Ответы на вопросы на стр.339 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Каково было первоначальное отношение Есенина к революционным событиям в России? Почему? Что такое «скифство»? Как идеи «скифов» отразились в революционных поэмах Есенина...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Каково было первоначальное отношение Есенина к революционным событиям в России? Почему? Что такое «скифство»? Как идеи «скифов» отразились в революционных поэмах Есенина 1917 — начала 1919 г.?
Как менялось отношение поэта к революционным событиям, как это отразилось в его творчестве? Проследите изменение отношения поэта к революционным преобразованиям в стране по его письмам.
1.
Первоначальное отношение Сергея Александровича Есенина к революционным событиям в России было во многом положительным и даже вдохновлённым. Причины такого отношения кроются как в личных убеждениях поэта, так и в социальных и культурных реалиях эпохи.
Вера в обновление России
Есенин воспринимал революцию 1917 года как шанс для возрождения и обновления России. Он верил, что новые социальные и политические условия смогут обеспечить справедливость, равенство и лучшую жизнь для простых людей, в особенности крестьянства, чьим представителем он себя чувствовал. В своих ранних стихах, таких как "Инок", "Мы теперь уходим понемногу", он выражает надежду на новую, свободную и справедливую Россию.
Крестьянское происхождение
Есенин происходил из крестьянской среды, и крестьянский мир занимал центральное место в его творчестве. Революция обещала дать крестьянам землю, освободить их от гнёта помещиков и улучшить условия жизни. Это соответствовало его идеалам, что сформировало начальное позитивное восприятие революционных преобразований.
Эстетическое и духовное вдохновение
В первые годы после революции Есенин обращается к революционным темам в своём творчестве. Он пытается найти в этих событиях духовное и эстетическое вдохновение, рассматривая их через призму национальной судьбы и русской культуры. Например, в поэме "Пугачёв" (1921) он проводит параллели между народными движениями прошлого и современными событиями, что отражает его заинтересованность в революции как явлении, связанном с исторической справедливостью.
Романтическое восприятие изменений
Революция в начале представлялась Есенину как нечто романтическое, связанное с возрождением России. Это соответствовало его поэтическому мироощущению, где значительное место занимали образы русской природы, деревни и народных традиций, которые он хотел видеть обновлёнными в новом обществе.
Разочарование и изменение отношения
Однако со временем отношение Есенина к революции начало меняться. Он увидел, что реальность революционных преобразований часто шла вразрез с его представлениями о духовном и культурном возрождении России. Политические репрессии, разрушение традиционного крестьянского уклада, насильственная коллективизация вызвали у него разочарование и боль. Это особенно заметно в поздних стихах, таких как "Возвращение на родину", где он выражает тоску по уходящему крестьянскому миру.
Итог
Первоначально Есенин воспринимал революцию как возможность для возрождения России, улучшения жизни народа и достижения социальной справедливости. Его положительное отношение объяснялось верой в идеалы крестьянской свободы, романтическим видением революционных перемен и надеждой на духовное обновление страны. Однако его взгляд на революцию со временем стал более критическим, что отражает сложность и трагизм восприятия этих событий в русской культуре.
2.
"Скифство" — это культурно-литературное и философское направление, сложившееся в России в начале XX века, особенно после революции 1917 года. Оно основано на образах и идеях, связанных со скифами — древними кочевыми народами, которые ассоциировались с мощью, свободой, дикостью и загадочной природной силой. В литературном контексте "скифство" стало символом своеобразного "русского пути", противопоставленного западной культуре и рационализму. Оно выражало идеи синтеза христианства и язычества, азиатской и европейской культур, а также символизировало стремление к духовному обновлению через революцию.
"Скифы" как литературное течение было связано с символизмом, неоромантизмом и даже акмеизмом, при этом его участники ориентировались на мощь народного начала, разрушение устаревших форм культуры и создание новой, революционной эстетики. Среди ярких представителей "скифства" были Александр Блок, Андрей Белый и другие. Поэма Блока "Скифы" стала манифестом этого направления.
Сергей Есенин активно использовал идеи "скифства" в своих революционных поэмах 1917–начала 1919 годов, что проявилось в следующих аспектах:
Образы разрушения и созидания
В революционных поэмах, таких как "Песнь о Евпатии Коловрате", "Марфа-посадница", "Пугачёв", "скифство" отразилось в мощных образах разрушения старого мира ради создания нового. Есенин, вдохновлённый идеями скифской свободы, видит революцию как силу, способную уничтожить устаревшие традиции, но также дающую начало чему-то новому и живому.
В "Пугачёве" образы народного бунта и стихийного мятежа напоминают скифскую дикую мощь. Пугачёв выступает не просто как исторический герой, но как символ необузданной силы народа, разрушающей старую систему ради нового мира.
Слияние язычества и христианства
Есенин в своих поэмах соединяет христианские и языческие мотивы, что соответствует идеям "скифства" о синтезе культур. В его произведениях христианская символика переплетается с древними архетипами языческого бунта и природной силы, что особенно заметно в "Пугачёве" и "Песне о великом походе". Например, в "Пугачёве" можно увидеть образы степей и бескрайних просторов, которые символизируют необузданную свободу, характерную для скифского духа.
Идея русской уникальности
Подобно скифам, Есенин подчёркивает уникальность русского пути. В поэмах он говорит о революции как о событии, которое глубоко связано с национальной душой России. Есенин показывает, что народная энергия и сила революции черпают вдохновение из древнейших традиций, коренящихся в русской земле. Например, в "Песне о Евпатии Коловрате" прослеживается мотив героического прошлого, объединяющего народ перед лицом испытаний.
Символика степи и природы
"Скифство" тесно связано с образами природы, в частности, степи как символа свободы и силы. У Есенина природа всегда играет ключевую роль в раскрытии революционных идей. В его поэмах революция ассоциируется с природной стихией, мощной, разрушительной и одновременно обновляющей.
В "Марфе-посаднице" образы природы подчёркивают народную мощь, близость крестьянского мира к земле и его силу перед лицом перемен.
Романтизация народного бунта
Идеи "скифства" нашли отражение в романтизации бунта как проявления народного духа. В "Пугачёве" Пугачёв становится символом "скифской" силы — неуправляемой, стихийной и одновременно вдохновляющей. Есенин не просто описывает исторические события, но вдыхает в них скифский дух, делая их универсальным символом борьбы за свободу.
Пафос свободы и противостояние Западу
В своих революционных поэмах Есенин, как и другие "скифы", противопоставляет русскую силу и свободу западному рационализму и меркантилизму. Образ скифа, воплощённого в народе, символизирует духовную мощь, которой не хватает Западу. Это противопоставление пронизывает многие его произведения, где Россия изображается как мощная и загадочная сила.
Идеи "скифства" нашли яркое отражение в революционных поэмах Есенина 1917–1919 годов. Через образы разрушения, синтез языческих и христианских мотивов, пафос свободы и романтизацию народного бунта Есенин воплотил скифскую идею о России как уникальной духовной силе. Революция в его поэмах предстала не только как историческое событие, но и как стихийное, мистическое явление, связанное с древними архетипами русского народа.
3.
Сергей Есенин пережил сложный и неоднозначный путь восприятия революционных событий в России, которые кардинально изменили жизнь страны в начале XX века. Его отношение к революции эволюционировало от восторженного одобрения до глубокого разочарования, что ярко проявилось как в его творчестве, так и в личных письмах.
Ранний этап: Восторг и надежда (1917–1919 годы)
На первых порах революции Есенин воспринял её как возможность обновления России, возрождения крестьянской культуры и исконных традиций. Это связано с его идеализацией народного восстания и верой в крестьянскую революцию, которая, по его мнению, должна была привести к справедливому устройству общества.
Отражение в творчестве:
Революционные поэмы: В этот период Есенин создал такие произведения, как «Песнь о великом походе», «Пугачёв» и «Песнь о Евпатии Коловрате». Эти тексты насыщены пафосом народного восстания и романтизацией образов крестьянских мятежников;
Тематика стихов: Есенин изображает революцию как стихию, которая разрушает старый мир, чтобы создать новый, более справедливый. Например, в поэме «Пугачёв» главный герой становится символом борьбы народа против угнетения.
Письма:
В своих письмах 1917–1918 годов Есенин высказывал оптимистичные взгляды на революцию, связывая её с крестьянским освобождением. Он пишет:
«Революция — это возвращение России к своей исконной силе и природе. Это надежда на новый мир, где крестьянин станет свободным хозяином».
Средний этап: Разочарование (1920–1923 годы)
К началу 1920-х годов Есенин начинает осознавать, что революция не принесла ожидаемого освобождения и возрождения крестьянства. Он видит, как разрушение старого мира сопровождается потерей культурных и духовных ценностей, которые были ему дороги. Советская власть, с её акцентом на индустриализацию и коллективизацию, отдалилась от крестьянских идеалов, к которым стремился поэт.
Отражение в творчестве:
Негативные образы: В стихотворении «Сорокоуст» (1920) появляется мотив разрушения крестьянского уклада. Есенин скорбит о гибели деревни как центра русской культуры;
Резкое изменение тематики: Стихи этого периода пронизаны горечью и тоской по исчезающему миру природы, народной поэзии и традиционного уклада жизни.
Письма:
В письмах этого времени Есенин делится своим разочарованием в новых порядках. Он пишет о том, что революция уничтожает деревню:
«Я больше не вижу того, что хотел: крестьянин раздавлен, деревня рушится. Где же Россия, которую я так любил?»
Поздний этап: Примирение и трагизм (1924–1925 годы)
К концу своей жизни Есенин приходит к трагическому осознанию, что революция необратимо разрушила тот мир, который он считал основой русской души. Он принимает неизбежность перемен, но видит их как утрату исконного крестьянского духа и духовного единства.
Отражение в творчестве:
Лирика последних лет: В стихах, таких как «Анна Снегина», Есенин прощается с прошлым, но сохраняет тоску по утраченному миру. Темы разлуки, утраты и ностальгии становятся главными в его поэзии;
Философская лирика: В последних произведениях Есенин размышляет о судьбе России, пытается осмыслить её путь в революционное время.
Письма:
В письмах 1924–1925 годов он пишет о своём внутреннем конфликте. С одной стороны, Есенин понимает, что возврат к старому невозможен, но с другой — он не может смириться с потерей духовных ценностей. В одном из писем он пишет:
«Я чувствую себя изгнанником в своей собственной стране. Деревня, которую я любил, умирает, и я не могу это остановить».
Итог
Эволюция отношения Сергея Есенина к революционным событиям отражает глубокий конфликт между его идеалами и реальностью. Сначала он видел в революции надежду на возрождение России, но позже осознал, что она принесла разрушение дорогого ему крестьянского уклада. Этот процесс ярко отразился как в его письмах, так и в творчестве, которое прошло путь от восторженного одобрения до трагической рефлексии о потерянной России.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением