Ответы на вопросы на стр.347 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Этические и эстетические истоки поэзии: темы, образы, мотивы поэзии: художественный мир поэта; сказочный, песенный, обрядовый фольклор; форма и содержание поэзии: литературная традиция: пейзажная поэзия: сквозной образ: лирический герой; антропоморфизм («очеловечивание» природы); психологический параллелизм; жанровый диапазон: историческая поэма: лирическая поэма: лироэпическая поэма, легенды и предания: былина, историческая песня: портретная и речевая характеристика персонажа: славянская мифология: эмоциональная доминанта; духовный стих: цветопись: колорит: «скифство»; почвенничество; имажинизм: «органичный образ»: драматическая поэма: стихотворный цикл; лирический сюжет: аллюзия; импрессионистская поэтика; «восточная» строфика.
1.
Этические и эстетические истоки поэзии
Этические истоки поэзии — это моральные принципы, которые определяют позицию автора в его произведениях. У Сергея Есенина этические истоки связаны с его крестьянским происхождением и любовью к родной земле. Он воспевает честный труд, уважение к природе, человеческое достоинство, крестьянские обычаи. Эстетические истоки — это его стремление передать красоту мира через поэзию, создавая гармонию между формой и содержанием. Есенин черпает вдохновение из русской народной культуры, сохраняя её традиции и одновременно преобразуя их в высокое искусство. Его поэзия сочетает простоту и утонченность, что делает её близкой как простому читателю, так и ценителям литературы. Таким образом, этические и эстетические истоки его творчества отражают уникальное сочетание народного и авторского мировоззрения.
2.
Темы, образы, мотивы поэзии
Темы поэзии Сергея Есенина включают природу, любовь, крестьянскую жизнь, революцию и судьбу России. Он часто обращается к темам тоски по родной земле, перемен и утраты. Образы в его поэзии символичны: берёза воплощает Русь, река — течение времени, конь — свободу. Мотив дороги, характерный для его стихов, отражает поиски смысла жизни и свободы. Мотивы природы и гармонии с ней передают восхищение красотой окружающего мира. Тема любви часто звучит как боль утраты или восторженное чувство. Таким образом, темы, образы и мотивы создают многослойность поэзии Есенина, соединяя личное с общечеловеческим.
3.
Художественный мир поэта
Художественный мир Сергея Есенина уникален благодаря его способности совмещать народные традиции с современными веяниями. В его стихах природа занимает центральное место, становясь действующим персонажем, наделённым чувствами и эмоциями. Русская деревня представлена как место, где человек сохраняет связь с истоками и духовными корнями. Особенностью художественного мира Есенина является сочетание простоты и глубокого философского содержания. Реальность и фантазия переплетаются, создавая образы, которые символизируют любовь, свободу и гармонию. Этот художественный мир позволяет читателю погрузиться в особую атмосферу русского быта и философских размышлений.
4.
Сказочный, песенный, обрядовый фольклор
Фольклорные элементы играют ключевую роль в творчестве Есенина. Сказочный фольклор выражается в использовании мифических образов, таких как кони, птицы, деревья, наделённые волшебными свойствами. Песенный фольклор проявляется в ритмике и мелодичности его стихов, напоминающих народные песни. Обрядовый фольклор присутствует в описаниях традиционных обрядов и праздников, таких как жатва или свадебные ритуалы. Эти элементы не только усиливают национальный колорит его поэзии, но и передают глубокую связь с народной культурой. Включение фольклора делает его стихи понятными и близкими каждому читателю.
5.
Форма и содержание поэзии
Форма поэзии Есенина характеризуется простотой и мелодичностью, что делает её доступной и легко запоминающейся. Он часто использует ритмику народных песен, короткие строки и традиционные размеры, такие как хорей и ямб. Содержание его стихов богато образами природы, размышлениями о жизни, любви и Родине. Есенин умело сочетает форму и содержание, добиваясь гармонии между звучанием и смыслом. Его стихи впечатляют яркостью метафор и глубиной философских размышлений. Эта гармония позволяет ему создавать произведения, которые трогают читателя и остаются актуальными на протяжении времени.
6.
Литературная традиция
Литературные традиции в творчестве Есенина связаны с русской классикой, фольклором и модернистскими течениями. Он опирался на творчество Пушкина, Некрасова, Лермонтова, но при этом разрабатывал собственный стиль. Включение фольклорных элементов и народного языка делает его стихи близкими к крестьянской культуре. Одновременно он использует символику и аллегории, характерные для модернизма. Литературная традиция у Есенина — это мост между прошлым и настоящим, который соединяет классику и новаторство.
7.
Пейзажная поэзия
Пейзажная лирика Есенина — это отражение его любви к родной природе и деревне. Его стихи насыщены образами лесов, полей, рек, которые становятся символами Родины и духовной чистоты. Описание природы у Есенина часто антропоморфно: берёза «плачет», река «поёт». Природа в его стихах оживает, приобретая эмоциональные черты. Пейзажная поэзия помогает ему выразить личные переживания, тоску и радость через образы окружающего мира. Эти произведения вызывают у читателей глубокое чувство сопричастности и восхищения красотой русского пейзажа.
8.
Сквозной образ
Сквозной образ в поэзии Есенина — это повторяющийся символ, который проходит через несколько произведений, создавая единство и цельность творчества. Например, образ берёзы символизирует Русь, её чистоту и красоту. Сквозные образы помогают поэту передать свои основные идеи и темы. Они делают его творчество более связанным и легко узнаваемым. Использование таких образов усиливает эмоциональное воздействие его стихов.
9.
Лирический герой
Лирический герой в поэзии Сергея Есенина отражает самого автора, его мировоззрение, переживания и чувства. Этот герой тесно связан с природой, Родиной и народной жизнью. Он ностальгирует по прошлому, выражает боль от утраты традиционных ценностей, ищет гармонию в окружающем мире. Часто лирический герой выступает как рассказчик, размышляющий о судьбе своей страны и своего народа. Через него поэт передаёт свои философские и этические взгляды. Таким образом, лирический герой становится связующим звеном между читателем и внутренним миром поэта.
10.
Антропоморфизм ("очеловечивание" природы)
Антропоморфизм — это наделение природных явлений и объектов человеческими качествами. В поэзии Есенина это проявляется особенно ярко: река «поёт», берёза «плачет», поле «грустит». Такое очеловечивание природы усиливает эмоциональную окраску стихотворений, делая их ближе и понятнее читателю. Антропоморфизм помогает поэту выразить своё отношение к миру, показать взаимосвязь человека и природы. Этот приём создаёт ощущение, что природа — это живой организм, с которым можно разговаривать и делиться чувствами.
11.
Психологический параллелизм
Психологический параллелизм — это приём, при котором состояние природы соотносится с переживаниями лирического героя. Например, осенняя грусть природы в стихах Есенина часто отражает тоску или размышления героя. Этот приём создаёт гармонию между внешним миром и внутренним состоянием персонажа. Психологический параллелизм усиливает драматизм и глубину стихотворений, позволяя читателю ощутить эмоциональную связь между человеком и природой. Этот приём широко используется в народной лирике и фольклоре, что подчеркивает связь поэзии Есенина с национальными традициями.
12.
Жанровый диапазон
Жанровый диапазон творчества Есенина удивительно широк. Он писал лирические стихи, эпические поэмы, песни, философские размышления и даже драматические произведения. Такое разнообразие жанров позволяет ему выразить свои мысли и чувства разными способами. Лирика передаёт эмоции и настроения, эпические поэмы отражают исторические события, а драматические произведения исследуют сложные человеческие конфликты. Этот жанровый диапазон показывает универсальность поэта и его способность обращаться к разным аудиториям.
13.
Историческая поэма
Историческая поэма — это жанр, в котором Есенин обращается к ключевым событиям прошлого, используя элементы фольклора. Его поэмы «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа-посадница» — примеры такого жанра. Историческая поэма позволяет поэту показать связь времён, осмыслить прошлое и провести параллели с настоящим. Она наполнена героическими образами, символикой и мотивами борьбы за справедливость. Используя этот жанр, Есенин передаёт свою любовь к Родине и уважение к её истории.
14.
Лирическая поэма
Лирическая поэма сочетает элементы эпоса и лирики, объединяя повествование с глубокими эмоциональными переживаниями. В поэзии Есенина этот жанр проявляется в произведениях, где личные чувства автора переплетаются с размышлениями о судьбе страны. Лирическая поэма позволяет поэту выразить не только своё отношение к событиям, но и передать универсальные идеи, понятные каждому читателю. Этот жанр характеризуется яркими образами и мелодичностью языка.
15.
Лироэпическая поэма
Лироэпическая поэма соединяет эпические события с лирическим восприятием мира. У Есенина этот жанр особенно заметен в поэме «Пугачёв», где исторический контекст совмещён с личными размышлениями и переживаниями. Лироэпическая поэма помогает поэту сочетать масштабные описания с интимной эмоциональной глубиной. Этот жанр делает его произведения многослойными и интересными для анализа.
16.
Легенды и предания
Легенды и предания — важная часть художественного мира Есенина. Они вдохновляют его на создание образов героев и событий, наполненных символизмом и фольклорным колоритом. Легенды помогают поэту подчеркнуть национальные черты, показать связь прошлого и настоящего. Включение легенд в поэзию позволяет усилить её эмоциональное воздействие и показать богатство русской культуры.
17.
Былина
Былина — это жанр русского устного народного творчества, который Есенин активно использовал в своём творчестве. В его поэмах чувствуется влияние эпического стиля былин: величие героев, масштабность событий, использование характерных речевых оборотов. Былины помогают поэту передать дух времени и показать силу и стойкость русского народа. Этот жанр создаёт атмосферу величия и уважения к историческому прошлому.
18.
Историческая песня
Историческая песня — жанр народного творчества, в котором через простые мелодии и стихи рассказываются события прошлого. В творчестве Есенина историческая песня является вдохновением для написания таких произведений, как «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа-посадница». Эти поэмы включают элементы народной песни, такие как героические образы, лаконичность выражений и мелодичность. Историческая песня помогает поэту выразить идеи национальной гордости и единства народа. Есенин использует её структуру для передачи духа времени и народных переживаний.
19.
Портретная и речевая характеристика персонажа
Портретная и речевая характеристика персонажа в литературе представляет собой описание его внешности и манеры речи, которые раскрывают внутренний мир и характер героя. У Есенина эти элементы помогают создавать живые и эмоционально насыщенные образы. Например, его герои часто описываются как представители крестьянской среды с простым, но выразительным языком. Речевая характеристика указывает на социальный статус, личностные черты и эмоциональное состояние персонажа. Такие детали делают героев убедительными и понятными для читателя. Речь персонажей в поэзии Есенина насыщена фольклорными оборотами, что усиливает связь с народной культурой. Портретные и речевые описания позволяют создать эффект присутствия и погрузить читателя в мир произведения.
20.
Славянская мифология
Славянская мифология — это совокупность верований, легенд и преданий древних славян, отражающих их представления о мире. Есенин активно использует образы славянской мифологии в своих произведениях. Например, духи природы, боги, символы земли и воды часто встречаются в его стихах. Эти мифологические элементы помогают поэту подчеркнуть национальный колорит и показать связь прошлого с настоящим. Через мифологию он выражает идеи гармонии человека с природой и уважения к традициям. Такие образы, как дерево жизни или река как символ времени, придают его стихам многозначность. Использование мифологии делает его поэзию глубокой и философски насыщенной.
21.
Эмоциональная доминанта
Эмоциональная доминанта — это главная эмоция, которая пронизывает произведение и задаёт его общее настроение. В поэзии Сергея Есенина эмоциональная доминанта часто связана с тоской по утраченной деревенской Руси, любовью к природе или ощущением разрыва между прошлым и настоящим. Например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» доминирующее настроение связано с философским смирением и грустью по уходящей молодости. Эмоциональная доминанта создаёт особый настрой, который легко передаётся читателю. Есенин достигает этого эффекта через яркие метафоры, цветопись и мелодичность. Этот приём позволяет поэту сделать своё произведение целостным и выразительным. Эмоциональная доминанта не просто отражает чувства автора, но и формирует у читателя определённое восприятие текста. Это делает его стихи глубоко эмоциональными и трогающими душу.
22.
Духовный стих
Духовный стих — это жанр русской народной поэзии, который включает религиозные темы, размышления о душе, грехе и спасении. Есенин не писал традиционных духовных стихов, но черпал из этого жанра вдохновение для своих произведений. Например, в его поэзии часто появляются мотивы поиска гармонии, осмысления жизни и смерти, прощения. Такие темы подчёркивают философскую глубину его творчества. Элементы духовного стиха также проявляются в его обращении к образам креста, храма, небес. Этот жанр усиливает связь поэта с народной культурой и делает его стихи понятными каждому. Духовные мотивы помогают выразить идеи о вечности, добродетели и вере, что придаёт поэзии Есенина дополнительный смысловой слой. Через эти элементы он создаёт универсальные образы, отражающие человеческую душу.
23.
Цветопись
Цветопись — это приём в литературе, при котором автор использует яркие цветовые образы для создания визуальных эффектов и усиления эмоций. У Есенина цветопись играет важную роль, особенно в его пейзажной лирике. Например, он часто использует выражения «золотая рожь», «голубая Русь», «белый снег», чтобы подчеркнуть красоту природы и передать настроение. Цветовые образы в его стихах не только украшают текст, но и выполняют символическую функцию. Белый цвет ассоциируется с чистотой, золотой — с богатством природы, синий — с грустью и тоской. Цветопись помогает Есенину передать глубину своих чувств, создавая у читателя яркие и запоминающиеся картины. Этот приём делает его поэзию живописной и усиливает её эмоциональное воздействие.
24.
Колорит
Колорит в литературе — это совокупность элементов, создающих общее впечатление от произведения. У Есенина колорит его стихов связан с русской природой, деревенским укладом и народными традициями. В его поэзии яркие картины природы сочетаются с глубокими философскими размышлениями. Например, в стихотворении «Берёза» через описание дерева передаётся идея гармонии и красоты простого мира. Колорит его произведений создаёт особую атмосферу, близкую читателю, вызывая чувство ностальгии и умиротворения. Этот приём делает его поэзию особенно выразительной и эмоционально насыщенной. Благодаря колориту стихи Есенина становятся художественно цельными и эстетически привлекательными.
25.
"Скифство"
"Скифство" — это культурное и философское направление, которое ассоциирует Россию с наследием скифов — древних кочевников. Эта идея подчеркивает особый путь России, её связь с природой, свободой и древними традициями. Есенин использует элементы скифства в своих произведениях, например, в поэме «Пугачёв», где образ восставшего народа напоминает дух кочевых племён. В его стихах идея скифства проявляется через мотивы силы, независимости и стихийной энергии. Есенин через это направление показывает, что Россия черпает свою мощь из прошлого, соединяя его с настоящим. Этот культурный подход усиливает философское и историческое содержание его творчества. Скифство также подчёркивает его любовь к Родине и её уникальной миссии в мире.
26.
Почвенничество
Почвенничество — это литературное и философское направление, акцентирующее внимание на связи человека с землёй, природой и национальными традициями. Есенин ярко выражает идеи почвенничества в своих стихах, воспевая деревенскую жизнь, природу и крестьянский быт. Например, его стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» полно любви к деревенскому укладу и простоте. Почвенничество проявляется в его произведениях через глубокую связь с землёй, уважение к крестьянскому труду и природе. Этот подход делает его поэзию национально самобытной и искренней. Через почвенничество Есенин стремится сохранить традиционные ценности, которые, по его мнению, являются основой русской культуры. Эта идея придаёт его стихам философскую глубину и универсальность.
27.
Имажинизм
Имажинизм — это литературное течение, характеризующееся использованием ярких и выразительных образов, чтобы передать эмоции и впечатления. Есенин был одним из ярких представителей этого направления. В его стихах образы природы и людей приобретают новое, неожиданное звучание благодаря метафорам и сравнениям. Например, в стихотворении «Чёрный человек» он создаёт атмосферу отчуждения и тревоги через сложные образы. Имажинизм помогает Есенину выразить своё мировоззрение, передать глубокие философские мысли и личные переживания. Этот стиль сделал его творчество ярким, запоминающимся и новаторским.
28.
"Органичный образ"
"Органичный образ" — это образ, который естественно вписывается в структуру произведения и гармонирует с его содержанием. У Есенина органичные образы чаще всего связаны с природой, такими как берёза, река, поле. Эти образы неотделимы от общего настроения его стихов и помогают передать их смысл. Например, берёза символизирует чистоту и Русь, река — течение времени, поле — широту и простор души. Органичные образы усиливают художественное воздействие и делают произведения целостными. Они помогают читателю глубже понять поэтический мир Есенина.
29.
Драматическая поэма
Драматическая поэма — это жанр, сочетающий элементы лирики, эпоса и драмы, позволяющий автору создавать произведения с глубоким эмоциональным и философским содержанием. У Сергея Есенина драматическая поэма проявляется в таких произведениях, как «Пугачёв». Здесь сюжет развивается как театральное действие, наполненное внутренними конфликтами героев, диалогами и драматическими событиями. В этом жанре автор может исследовать сложные темы, такие как революция, борьба за справедливость и человеческая жертвенность. Элементы драмы позволяют усиливать эмоциональную насыщенность текста, а лирические отступления делают его более философским. Драматическая поэма создаёт впечатление живой сцены, что делает её особенно выразительной. Этот жанр помог Есенину раскрыть тему народных движений и показать их значение для судьбы России.
30.
Стихотворный цикл
Стихотворный цикл — это группа стихотворений, объединённых общей темой, настроением или сюжетной линией. У Сергея Есенина примером такого цикла является «Персидские мотивы». В этом цикле автор раскрывает свои чувства к Востоку, восхищение его культурой, природой и людьми. Стихотворный цикл позволяет углубить тему, показать её с разных сторон и через разнообразные образы. Каждое стихотворение цикла обладает собственной ценностью, но вместе они создают целостное впечатление. Этот жанровый приём помогает автору выстроить сложную эмоциональную и смысловую структуру. Стихотворные циклы делают творчество Есенина многослойным и позволяют читателю проследить развитие его мыслей и чувств.
31.
Лирический сюжет
Лирический сюжет — это развитие идей или эмоций внутри одного произведения или их последовательность в цикле стихотворений. У Есенина лирический сюжет часто строится вокруг внутреннего конфликта, личных переживаний или изменений в восприятии мира. Например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» сюжет раскрывается через философское принятие неизбежности утрат. Лирический сюжет позволяет автору создать динамику текста, несмотря на его краткость. Этот приём помогает передать сложные чувства, показывая их развитие от начала к концу произведения. Лирический сюжет усиливает эмоциональное воздействие на читателя, делая стихотворение цельным и выразительным.
32.
Аллюзия
Аллюзия — это намёк на известные литературные, исторические или культурные события, помогающий усилить смысл произведения. В стихах Есенина аллюзии часто связаны с русским фольклором, библейскими образами или историческими фигурами. Например, в «Пугачёве» он отсылает к народным преданиям о восстании и героизму. Аллюзия позволяет автору насыщать текст дополнительными смыслами, делая его более многослойным. Этот приём помогает связать поэзию с культурным контекстом и усилить её философскую значимость. Аллюзии делают произведение более выразительным, поскольку читатель узнаёт знакомые образы и интерпретирует их в новом ключе.
33.
Импрессионистская поэтика
Импрессионистская поэтика — это стиль, характеризующийся передачей мимолётных впечатлений, эмоций и настроений через образы. У Есенина этот приём проявляется в пейзажной лирике, где природа описывается как живая и изменчивая. Например, в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом» поэт создаёт атмосферу весны через яркие и мгновенные впечатления. Импрессионизм в его стихах позволяет передать не только визуальные образы, но и звук, запах, настроение. Такой подход делает поэзию Есенина особенно эмоциональной и визуально яркой. Импрессионистская поэтика помогает читателю ощутить присутствие в описываемых сценах, что усиливает эффект сопричастности.
34.
"Восточная" строфика
"Восточная" строфика — это поэтическая форма, характерная для литературы Востока, с использованием коротких строф, повторов и музыкальности. В поэзии Есенина этот приём ярко выражен в цикле «Персидские мотивы». Он вдохновляется восточной культурой, включая её мелодику и образность, создавая стихи с яркими описаниями природы и любви. "Восточная" строфика помогает передать особую эмоциональность и ритмическую лёгкость. Этот приём усиливает выразительность стихов, делая их более изысканными и необычными. Восточные мотивы расширяют художественные границы поэзии Есенина, показывая его как автора, открытого новым культурным влияниям. Через такие строфы он соединяет восточную традицию с русской поэтической школой, создавая уникальный синтез.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением