Ответы на вопросы на стр.357 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Сатира, юмор. «Сатирикон», «Новый Сатирикон», юмористическая и сатирическая журналистика, театральная сатира, пародия.
1.
Сатира
Сатира — это литературный жанр, использующий комические приёмы для обличения и критики человеческих пороков, общественных недостатков или политических явлений. Термин происходит от латинского слова "satura", означающего "смесь" или "смесь разных вещей", что подчёркивает разнообразие тем и приёмов, используемых в сатирических произведениях. Сатира стремится не только развлекать, но и побуждать к размышлениям, изменению поведения или социальных норм. Она может принимать различные формы: от литературных произведений и театральных постановок до карикатур и фильмов. Классическими примерами сатиры являются произведения Джонатана Свифта, такие как "Путешествия Гулливера", где автор высмеивает человеческие слабости и политические институты. В русском литературном контексте сатира была широко представлена в творчестве таких авторов, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин. Сатира часто использует такие приёмы, как ирония, гипербола и пародия, чтобы подчеркнуть абсурдность или нелепость определённых явлений.
2.
Юмор
Юмор — это способность воспринимать или выражать смешное, вызывающее улыбку или смех. Он проявляется в различных формах: от анекдотов и шуток до комедийных фильмов и театральных постановок. Юмор может быть добродушным, направленным на развлечение и поднятие настроения, или же носить более острый характер, приближаясь к сатире. В литературе и искусстве юмор используется для создания лёгкой и непринуждённой атмосферы, а также для смягчения серьёзных тем. Способность понимать и создавать юмор считается важным аспектом человеческой коммуникации и культуры. Юмор может быть вербальным, основанным на игре слов, или ситуационным, возникающим из комичных обстоятельств. Известные юмористы, такие как Марк Твен и Антон Чехов, использовали юмор для тонкого и глубокого исследования человеческой природы.
3.
«Сатирикон»
«Сатирикон» — это еженедельный журнал сатиры и юмора, издававшийся в России с 1908 по 1914 год. Название журнала отсылает к древнеримскому произведению «Сатирикон» Петрония, что подчёркивает его сатирическую направленность. Журнал стал площадкой для многих известных писателей и художников того времени, включая Аркадия Аверченко, Тэффи, Сашу Чёрного и других. «Сатирикон» отличался острой социальной и политической сатирой, высмеивая пороки общества, бюрократию и мещанство. Его публикации сочетали литературные произведения, карикатуры и фельетоны, что делало его популярным среди широкой аудитории. Журнал оказал значительное влияние на развитие русской сатирической литературы и журналистики начала XX века. После раскола редакции в 1913 году часть сотрудников основала «Новый Сатирикон», продолжив традиции оригинального издания.
4.
«Новый Сатирикон»
«Новый Сатирикон» — это продолжение журнала «Сатирикон», издававшееся с 1913 по 1918 год после раскола оригинальной редакции. Журнал сохранил сатирическую направленность, усилив акцент на политической сатире, особенно в период Первой мировой войны и революционных событий в России. В «Новом Сатириконе» продолжали публиковаться такие авторы, как Аркадий Аверченко, Тэффи и Саша Чёрный. Издание стало важным культурным феноменом своего времени, отражая настроения и проблемы общества через призму сатиры и юмора. Журнал сочетал литературные произведения, карикатуры и фельетоны, предлагая читателям остроумный и критический взгляд на происходящие события. «Новый Сатирикон» оказал значительное влияние на развитие русской сатирической журналистики и литературы начала XX века.
5.
Юмористическая и сатирическая журналистика
Юмористическая и сатирическая журналистика — это направления в журналистике, использующие юмор и сатиру для освещения и критики различных аспектов общества, политики и культуры. Такие публикации часто направлены на обличение пороков, недостатков и противоречий, привлекая внимание аудитории через комические приёмы. Журналы, такие как «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», являются примерами изданий, специализировавшихся на таком подходе. В современном мире сатирическая журналистика представлена в различных форматах, включая телевизионные шоу, интернет-мемы и карикатуры. Она играет важную роль в обществе, способствуя критическому осмыслению происходящих событий и поощряя свободу выражения. Однако баланс между юмором и уважением к чувствам различных групп остаётся важным аспектом в этой сфере.
6.
Театральная сатира
Театральная сатира — это жанр сценического искусства, направленный на обличение и высмеивание человеческих пороков, социальных недостатков или политических явлений посредством комических средств. Она использует такие приёмы, как ирония, сарказм, гипербола и гротеск, чтобы подчеркнуть абсурдность или нелепость определённых ситуаций или поведения. Истоки театральной сатиры можно проследить ещё в древнегреческих комедиях Аристофана, который в своих пьесах критиковал общественные и политические порядки Афин. В России ярким примером театральной сатиры является Московский академический театр сатиры, основанный в 1924 году, который специализируется на постановках, высмеивающих социальные и политические реалии. Театральная сатира часто отражает актуальные проблемы общества, предлагая зрителям задуматься над ними через призму юмора и комедии. Она может принимать различные формы: от коротких скетчей и миниатюр до полноценных пьес и мюзиклов. Важной особенностью этого жанра является его способность быстро реагировать на современные события, что делает его особенно востребованным в периоды социальных перемен. Таким образом, театральная сатира не только развлекает, но и выполняет важную общественную функцию, побуждая зрителей к критическому осмыслению окружающей действительности.
7.
Пародия
Пародия — это художественный приём или жанр, заключающийся в комическом или сатирическом подражании какому-либо произведению, стилю, жанру или автору с целью их высмеивания или критики. Термин происходит от древнегреческих слов (para) — "возле, кроме, против" и (ode) — "песня", что можно перевести как "противопеснь" или "песня рядом". Пародия может проявляться в различных видах искусства: литературе, музыке, кино, театре и даже живописи. В литературе пародия часто представляет собой текст, который имитирует стиль или форму другого произведения, подчёркивая его особенности и доводя их до абсурда для создания комического эффекта. Например, автор может использовать характерные черты стиля известного писателя, чтобы создать юмористическое произведение, высмеивающее оригинал. В музыке пародия может проявляться через изменение текста или мелодии известной песни с целью её комического переосмысления. Пародия играет важную роль в культуре, так как она не только развлекает, но и способствует критическому осмыслению и переоценке известных произведений или явлений. Она позволяет аудитории увидеть знакомые вещи под новым углом, выявляя их скрытые недостатки или абсурдные стороны. Таким образом, пародия является мощным инструментом художественной критики и самовыражения, способным сочетать в себе элементы юмора, сатиры и глубокого анализа.
Вопросы и задания
1. Назовите главные фигуры русской сатиры до образования «Сатирикона». Дайте их характеристики. Найдите в рекомендованных книгах имена В. П. Буренина (Граф Алексис Жасминов), А. А. Измайлова (Смоленский), II. Ф. Василевского (Буква), В. М. Дорошевича, Л. Г. Мунштейна (Lolo) и познакомьтесь с их фельетонами, пародиями и др.
В. П. Буренин (Граф Алексис Жасминов)
Виктор Павлович Буренин (1841–1926) был одним из самых известных сатириков дореволюционной России. Его творчество связано с критикой литературных направлений, социальных явлений и политической жизни того времени. Под псевдонимом «Граф Алексис Жасминов» он писал пародийные произведения, высмеивавшие стилистику и идеи популярных авторов. Буренин активно участвовал в полемике с представителями символизма, часто нападая на их произведения с язвительными комментариями. В своих фельетонах он использовал иронию, сарказм и гиперболу, что делало его произведения острыми и запоминающимися. Его стиль был жёстким, иногда провокационным, что вызывало споры в литературных кругах.
А. А. Измайлов (Смоленский)
Алексей Алексеевич Измайлов (1873–1921), известный под псевдонимом Смоленский, был выдающимся сатириком, который писал рассказы, фельетоны и комедии. Он сосредотачивался на обличении недостатков бюрократии, чиновничества и общественных порядков. Его произведения отличались тонким юмором и иронией, которые придавали сатире мягкость, но сохраняли её обличительный характер. Измайлов также работал драматургом, создавая комедии и водевили, в которых высмеивал пороки и нелепости современного ему общества.
И. Ф. Василевский (Буква)
Иван Фёдорович Василевский (1849–1941) писал под псевдонимом Буква и был известен своими фельетонами и пародиями. Его творчество отличалось критикой общественных пороков и лицемерия. Василевский активно сотрудничал с сатирическими журналами, где его произведения пользовались большой популярностью. Он использовал гротеск, гиперболу и аллегории для того, чтобы обнажить абсурдность и несовершенства окружающей действительности.
В. М. Дорошевич
Владимир Михайлович Дорошевич (1865–1922) — журналист, писатель и сатирик, известный своими острыми фельетонами и очерками. Его творчество сочетало тонкий юмор, сарказм и глубокую социальную критику. Дорошевич высмеивал чиновничество, бюрократию, человеческие слабости и общественные пороки. Его произведения отличались живым языком и динамичностью, что делало их популярными у широкой аудитории.
Л. Г. Мунштейн (Lolo)
Лев Григорьевич Мунштейн (1868–1947) был писателем, журналистом и сатириком, который публиковал свои произведения под псевдонимом Lolo. Он создавал сатирические рассказы, фельетоны и пародии, высмеивавшие недостатки современного ему общества. Его произведения отличались лёгкостью, остроумием и выразительным языком.
Общая характеристика:
Эти писатели сыграли важную роль в становлении русской сатиры и юмора, подготовив почву для появления таких изданий, как «Сатирикон». Их творчество объединяет острая критика социальных пороков, язвительный юмор, использование аллегорий, иронии и гротеска. Они создали яркие примеры сатирической литературы, которые оставили след в русской культуре.
2. Расскажите о том, как образовались «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Когда между ними произошёл раскол?
Образование журнала «Сатирикон»
Журнал «Сатирикон» был основан в 1908 году. Это издание стало значительным явлением в русской сатирической журналистике начала XX века. Журнал сосредоточился на публикации сатирических произведений, фельетонов, пародий, карикатур и юмористических рассказов, обличающих пороки общества, бюрократию, несправедливость, а также критикующих политику и социальные явления. «Сатирикон» объединил талантливых писателей и художников, среди которых были Аркадий Аверченко, Тэффи, Корней Чуковский, Лев Бакст и другие. Издание стало популярным благодаря своему остроумному стилю, актуальным темам и уникальной способности сочетать юмор с серьёзной критикой.
Образование журнала «Новый Сатирикон»
В 1913 году из-за внутренних конфликтов между редакцией и частью авторского коллектива произошёл раскол, который привёл к созданию нового журнала — «Новый Сатирикон». Это издание продолжило традиции «Сатирикона», но стало ещё более острым в своей критике и сатире, особенно в период революционных событий. Оно унаследовало самые популярные рубрики из старого журнала, такие как «Вооты этуды» и «Почтовый ящик», что позволило сохранить аудиторию. Многие авторы «Сатирикона» перешли в новое издание, что усилило его позиции.
Причины раскола между «Сатириконом» и «Новым Сатириконом»
Основной причиной раскола стали разногласия в редакционной политике, связанные с различным видением тем и подходов к сатире. Часть авторов, включая Аркадия Аверченко, не согласились с изменениями, предложенными руководством «Сатирикона», и ушли, основав «Новый Сатирикон». Таким образом, раскол был обусловлен борьбой за творческую свободу и разными взглядами на содержание сатирических материалов.
Значение раскола
Появление «Нового Сатирикона» стало важным этапом в развитии русской сатирической журналистики. Оба издания существовали параллельно, привлекая читателей разнообразием подходов к сатире. «Сатирикон» продолжал фокусироваться на сатирической критике и карикатурах, тогда как «Новый Сатирикон» уделял больше внимания злободневным вопросам и политической сатире.
Итог
«Сатирикон» прекратил существование в 1914 году, а «Новый Сатирикон» просуществовал до 1918 года, закрывшись в условиях революционных изменений и установления новой власти. Несмотря на короткий срок их существования, оба издания внесли значительный вклад в развитие русской литературы, юмора и сатиры, оставив глубокий след в истории русской культуры.
3. Прочитайте о «Сатириконе» и «Новом Сатириконе» в воспоминаниях К. Чуковского и в рекомендованных вам книгах и познакомьтесь с произведениями сатириконцев по книге «Поэты "Сатирикона"» (М.; Л.: Советский писатель, 1966. («Библиотека поэта». Большая серия) или используя ресурсы Интернета. Дайте общую характеристику поэтов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона».
Аркадий Аверченко
Аркадий Аверченко был ключевой фигурой как «Сатирикона», так и «Нового Сатирикона». Его творчество стало символом русской сатирической литературы начала XX века. Он писал фельетоны, рассказы, пародии, высмеивающие человеческие пороки, бюрократию, лицемерие и общественные проблемы. Его юмор отличался лёгкостью, остроумием, но при этом оставался добродушным и проникновенным. Аверченко мастерски использовал гротеск и гиперболу для создания ярких и запоминающихся образов. Его произведения, такие как «Шутка мецената» и «История болезни Иванова», являются классикой русского сатирического жанра.
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
Тэффи — одна из самых ярких и талантливых писательниц «Сатирикона». Её произведения отличались тонким юмором, лёгким стилем и глубоким пониманием человеческой природы. Она писала рассказы и фельетоны, в которых высмеивала мещанство, лицемерие и обыденность повседневной жизни. Её творчество выделялось добродушной иронией и умением находить комичное даже в трагических ситуациях.
Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)
Саша Черный был известным поэтом и сатириком «Сатирикона». Его стихи часто высмеивали лицемерие, обыденность, мещанский образ жизни. Используя яркий язык и саркастические образы, он создавал произведения, которые становились зеркалом для его современников. Среди его произведений популярностью пользовались сатирические стихи, направленные против политических и социальных проблем того времени.
Корней Чуковский
Корней Чуковский не только был автором сатирических произведений, но и писал воспоминания о своей работе в «Сатириконе». Его творчество выделялось аналитическим подходом, острой критикой общественных порядков и умением преподнести серьёзные темы через призму иронии и сарказма. Его воспоминания помогают понять атмосферу и стиль работы сатириков того времени.
Общие черты творчества сатириконцев
Поэты и писатели «Сатирикона» и «Нового Сатирикона» объединяли глубокая сатирическая направленность и умение остро реагировать на социальные, политические и культурные явления. Они высмеивали бюрократию, мещанство, человеческие слабости, отражая реалии начала XX века. Их произведения отличались живым языком, лёгкостью стиля, иронией и добродушным юмором. Несмотря на различные авторские подходы, всех объединяло стремление через смех и сатиру заставить общество задуматься над своими недостатками.
Значение их творчества
Творчество авторов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона» оказало большое влияние на развитие русской сатирической литературы. Они сумели соединить остроумие, юмор и серьёзный социальный анализ, сделав свои произведения актуальными и в то же время развлекательными. Их работы остаются востребованными до сих пор, так как пороки, которые они высмеивали, не теряют своей актуальности.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением