Ответы на вопросы на стр.357 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияСатира, юмор. «Сатирикон», «Новый Сатирикон», юмористическая и сатирическая журналистика, театральная сатира,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Сатира, юмор. «Сатирикон», «Новый Сатирикон», юмористическая и сатирическая журналистика, театральная сатира, пародия.
1.
Сатира
Сатира — это литературный жанр, использующий комические приёмы для обличения и критики человеческих пороков, общественных недостатков или политических явлений. Термин происходит от латинского слова "satura", означающего "смесь" или "смесь разных вещей", что подчёркивает разнообразие тем и приёмов, используемых в сатирических произведениях. Сатира стремится не только развлекать, но и побуждать к размышлениям, изменению поведения или социальных норм. Она может принимать различные формы: от литературных произведений и театральных постановок до карикатур и фильмов. Классическими примерами сатиры являются произведения Джонатана Свифта, такие как "Путешествия Гулливера", где автор высмеивает человеческие слабости и политические институты. В русском литературном контексте сатира была широко представлена в творчестве таких авторов, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин. Сатира часто использует такие приёмы, как ирония, гипербола и пародия, чтобы подчеркнуть абсурдность или нелепость определённых явлений.
2.
Юмор
Юмор — это способность воспринимать или выражать смешное, вызывающее улыбку или смех. Он проявляется в различных формах: от анекдотов и шуток до комедийных фильмов и театральных постановок. Юмор может быть добродушным, направленным на развлечение и поднятие настроения, или же носить более острый характер, приближаясь к сатире. В литературе и искусстве юмор используется для создания лёгкой и непринуждённой атмосферы, а также для смягчения серьёзных тем. Способность понимать и создавать юмор считается важным аспектом человеческой коммуникации и культуры. Юмор может быть вербальным, основанным на игре слов, или ситуационным, возникающим из комичных обстоятельств. Известные юмористы, такие как Марк Твен и Антон Чехов, использовали юмор для тонкого и глубокого исследования человеческой природы.
3.
«Сатирикон»
«Сатирикон» — это еженедельный журнал сатиры и юмора, издававшийся в России с 1908 по 1914 год. Название журнала отсылает к древнеримскому произведению «Сатирикон» Петрония, что подчёркивает его сатирическую направленность. Журнал стал площадкой для многих известных писателей и художников того времени, включая Аркадия Аверченко, Тэффи, Сашу Чёрного и других. «Сатирикон» отличался острой социальной и политической сатирой, высмеивая пороки общества, бюрократию и мещанство. Его публикации сочетали литературные произведения, карикатуры и фельетоны, что делало его популярным среди широкой аудитории. Журнал оказал значительное влияние на развитие русской сатирической литературы и журналистики начала XX века. После раскола редакции в 1913 году часть сотрудников основала «Новый Сатирикон», продолжив традиции оригинального издания.
4.
«Новый Сатирикон»
«Новый Сатирикон» — это продолжение журнала «Сатирикон», издававшееся с 1913 по 1918 год после раскола оригинальной редакции. Журнал сохранил сатирическую направленность, усилив акцент на политической сатире, особенно в период Первой мировой войны и революционных событий в России. В «Новом Сатириконе» продолжали публиковаться такие авторы, как Аркадий Аверченко, Тэффи и Саша Чёрный. Издание стало важным культурным феноменом своего времени, отражая настроения и проблемы общества через призму сатиры и юмора. Журнал сочетал литературные произведения, карикатуры и фельетоны, предлагая читателям остроумный и критический взгляд на происходящие события. «Новый Сатирикон» оказал значительное влияние на развитие русской сатирической журналистики и литературы начала XX века.
5.
Юмористическая и сатирическая журналистика
Юмористическая и сатирическая журналистика — это направления в журналистике, использующие юмор и сатиру для освещения и критики различных аспектов общества, политики и культуры. Такие публикации часто направлены на обличение пороков, недостатков и противоречий, привлекая внимание аудитории через комические приёмы. Журналы, такие как «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», являются примерами изданий, специализировавшихся на таком подходе. В современном мире сатирическая журналистика представлена в различных форматах, включая телевизионные шоу, интернет-мемы и карикатуры. Она играет важную роль в обществе, способствуя критическому осмыслению происходящих событий и поощряя свободу выражения. Однако баланс между юмором и уважением к чувствам различных групп остаётся важным аспектом в этой сфере.
6.
Театральная сатира
Театральная сатира — это жанр сценического искусства, направленный на обличение и высмеивание человеческих пороков, социальных недостатков или политических явлений посредством комических средств. Она использует такие приёмы, как ирония, сарказм, гипербола и гротеск, чтобы подчеркнуть абсурдность или нелепость определённых ситуаций или поведения. Истоки театральной сатиры можно проследить ещё в древнегреческих комедиях Аристофана, который в своих пьесах критиковал общественные и политические порядки Афин. В России ярким примером театральной сатиры является Московский академический театр сатиры, основанный в 1924 году, который специализируется на постановках, высмеивающих социальные и политические реалии. Театральная сатира часто отражает актуальные проблемы общества, предлагая зрителям задуматься над ними через призму юмора и комедии. Она может принимать различные формы: от коротких скетчей и миниатюр до полноценных пьес и мюзиклов. Важной особенностью этого жанра является его способность быстро реагировать на современные события, что делает его особенно востребованным в периоды социальных перемен. Таким образом, театральная сатира не только развлекает, но и выполняет важную общественную функцию, побуждая зрителей к критическому осмыслению окружающей действительности.
7.
Пародия
Пародия — это художественный приём или жанр, заключающийся в комическом или сатирическом подражании какому-либо произведению, стилю, жанру или автору с целью их высмеивания или критики. Термин происходит от древнегреческих слов (para) — "возле, кроме, против" и (ode) — "песня", что можно перевести как "противопеснь" или "песня рядом". Пародия может проявляться в различных видах искусства: литературе, музыке, кино, театре и даже живописи. В литературе пародия часто представляет собой текст, который имитирует стиль или форму другого произведения, подчёркивая его особенности и доводя их до абсурда для создания комического эффекта. Например, автор может использовать характерные черты стиля известного писателя, чтобы создать юмористическое произведение, высмеивающее оригинал. В музыке пародия может проявляться через изменение текста или мелодии известной песни с целью её комического переосмысления. Пародия играет важную роль в культуре, так как она не только развлекает, но и способствует критическому осмыслению и переоценке известных произведений или явлений. Она позволяет аудитории увидеть знакомые вещи под новым углом, выявляя их скрытые недостатки или абсурдные стороны. Таким образом, пародия является мощным инструментом художественной критики и самовыражения, способным сочетать в себе элементы юмора, сатиры и глубокого анализа.
Вопросы и задания
1. Назовите главные фигуры русской сатиры до образования «Сатирикона». Дайте их характеристики. Найдите в рекомендованных книгах имена В. П. Буренина (Граф Алексис Жасминов), А. А. Измайлова (Смоленский), II. Ф. Василевского (Буква), В. М. Дорошевича, Л. Г. Мунштейна (Lolo) и познакомьтесь с их фельетонами, пародиями и др.
В. П. Буренин (Граф Алексис Жасминов)
Виктор Павлович Буренин (1841–1926) был одним из самых известных сатириков дореволюционной России. Его творчество связано с критикой литературных направлений, социальных явлений и политической жизни того времени. Под псевдонимом «Граф Алексис Жасминов» он писал пародийные произведения, высмеивавшие стилистику и идеи популярных авторов. Буренин активно участвовал в полемике с представителями символизма, часто нападая на их произведения с язвительными комментариями. В своих фельетонах он использовал иронию, сарказм и гиперболу, что делало его произведения острыми и запоминающимися. Его стиль был жёстким, иногда провокационным, что вызывало споры в литературных кругах.
А. А. Измайлов (Смоленский)
Алексей Алексеевич Измайлов (1873–1921), известный под псевдонимом Смоленский, был выдающимся сатириком, который писал рассказы, фельетоны и комедии. Он сосредотачивался на обличении недостатков бюрократии, чиновничества и общественных порядков. Его произведения отличались тонким юмором и иронией, которые придавали сатире мягкость, но сохраняли её обличительный характер. Измайлов также работал драматургом, создавая комедии и водевили, в которых высмеивал пороки и нелепости современного ему общества.
И. Ф. Василевский (Буква)
Иван Фёдорович Василевский (1849–1941) писал под псевдонимом Буква и был известен своими фельетонами и пародиями. Его творчество отличалось критикой общественных пороков и лицемерия. Василевский активно сотрудничал с сатирическими журналами, где его произведения пользовались большой популярностью. Он использовал гротеск, гиперболу и аллегории для того, чтобы обнажить абсурдность и несовершенства окружающей действительности.
В. М. Дорошевич
Владимир Михайлович Дорошевич (1865–1922) — журналист, писатель и сатирик, известный своими острыми фельетонами и очерками. Его творчество сочетало тонкий юмор, сарказм и глубокую социальную критику. Дорошевич высмеивал чиновничество, бюрократию, человеческие слабости и общественные пороки. Его произведения отличались живым языком и динамичностью, что делало их популярными у широкой аудитории.
Л. Г. Мунштейн (Lolo)
Лев Григорьевич Мунштейн (1868–1947) был писателем, журналистом и сатириком, который публиковал свои произведения под псевдонимом Lolo. Он создавал сатирические рассказы, фельетоны и пародии, высмеивавшие недостатки современного ему общества. Его произведения отличались лёгкостью, остроумием и выразительным языком.
Общая характеристика:
Эти писатели сыграли важную роль в становлении русской сатиры и юмора, подготовив почву для появления таких изданий, как «Сатирикон». Их творчество объединяет острая критика социальных пороков, язвительный юмор, использование аллегорий, иронии и гротеска. Они создали яркие примеры сатирической литературы, которые оставили след в русской культуре.
2. Расскажите о том, как образовались «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Когда между ними произошёл раскол?
Образование журнала «Сатирикон»
Журнал «Сатирикон» был основан в 1908 году. Это издание стало значительным явлением в русской сатирической журналистике начала XX века. Журнал сосредоточился на публикации сатирических произведений, фельетонов, пародий, карикатур и юмористических рассказов, обличающих пороки общества, бюрократию, несправедливость, а также критикующих политику и социальные явления. «Сатирикон» объединил талантливых писателей и художников, среди которых были Аркадий Аверченко, Тэффи, Корней Чуковский, Лев Бакст и другие. Издание стало популярным благодаря своему остроумному стилю, актуальным темам и уникальной способности сочетать юмор с серьёзной критикой.
Образование журнала «Новый Сатирикон»
В 1913 году из-за внутренних конфликтов между редакцией и частью авторского коллектива произошёл раскол, который привёл к созданию нового журнала — «Новый Сатирикон». Это издание продолжило традиции «Сатирикона», но стало ещё более острым в своей критике и сатире, особенно в период революционных событий. Оно унаследовало самые популярные рубрики из старого журнала, такие как «Вооты этуды» и «Почтовый ящик», что позволило сохранить аудиторию. Многие авторы «Сатирикона» перешли в новое издание, что усилило его позиции.
Причины раскола между «Сатириконом» и «Новым Сатириконом»
Основной причиной раскола стали разногласия в редакционной политике, связанные с различным видением тем и подходов к сатире. Часть авторов, включая Аркадия Аверченко, не согласились с изменениями, предложенными руководством «Сатирикона», и ушли, основав «Новый Сатирикон». Таким образом, раскол был обусловлен борьбой за творческую свободу и разными взглядами на содержание сатирических материалов.
Значение раскола
Появление «Нового Сатирикона» стало важным этапом в развитии русской сатирической журналистики. Оба издания существовали параллельно, привлекая читателей разнообразием подходов к сатире. «Сатирикон» продолжал фокусироваться на сатирической критике и карикатурах, тогда как «Новый Сатирикон» уделял больше внимания злободневным вопросам и политической сатире.
Итог
«Сатирикон» прекратил существование в 1914 году, а «Новый Сатирикон» просуществовал до 1918 года, закрывшись в условиях революционных изменений и установления новой власти. Несмотря на короткий срок их существования, оба издания внесли значительный вклад в развитие русской литературы, юмора и сатиры, оставив глубокий след в истории русской культуры.
3. Прочитайте о «Сатириконе» и «Новом Сатириконе» в воспоминаниях К. Чуковского и в рекомендованных вам книгах и познакомьтесь с произведениями сатириконцев по книге «Поэты "Сатирикона"» (М.; Л.: Советский писатель, 1966. («Библиотека поэта». Большая серия) или используя ресурсы Интернета. Дайте общую характеристику поэтов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона».
Аркадий Аверченко
Аркадий Аверченко был ключевой фигурой как «Сатирикона», так и «Нового Сатирикона». Его творчество стало символом русской сатирической литературы начала XX века. Он писал фельетоны, рассказы, пародии, высмеивающие человеческие пороки, бюрократию, лицемерие и общественные проблемы. Его юмор отличался лёгкостью, остроумием, но при этом оставался добродушным и проникновенным. Аверченко мастерски использовал гротеск и гиперболу для создания ярких и запоминающихся образов. Его произведения, такие как «Шутка мецената» и «История болезни Иванова», являются классикой русского сатирического жанра.
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
Тэффи — одна из самых ярких и талантливых писательниц «Сатирикона». Её произведения отличались тонким юмором, лёгким стилем и глубоким пониманием человеческой природы. Она писала рассказы и фельетоны, в которых высмеивала мещанство, лицемерие и обыденность повседневной жизни. Её творчество выделялось добродушной иронией и умением находить комичное даже в трагических ситуациях.
Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)
Саша Черный был известным поэтом и сатириком «Сатирикона». Его стихи часто высмеивали лицемерие, обыденность, мещанский образ жизни. Используя яркий язык и саркастические образы, он создавал произведения, которые становились зеркалом для его современников. Среди его произведений популярностью пользовались сатирические стихи, направленные против политических и социальных проблем того времени.
Корней Чуковский
Корней Чуковский не только был автором сатирических произведений, но и писал воспоминания о своей работе в «Сатириконе». Его творчество выделялось аналитическим подходом, острой критикой общественных порядков и умением преподнести серьёзные темы через призму иронии и сарказма. Его воспоминания помогают понять атмосферу и стиль работы сатириков того времени.
Общие черты творчества сатириконцев
Поэты и писатели «Сатирикона» и «Нового Сатирикона» объединяли глубокая сатирическая направленность и умение остро реагировать на социальные, политические и культурные явления. Они высмеивали бюрократию, мещанство, человеческие слабости, отражая реалии начала XX века. Их произведения отличались живым языком, лёгкостью стиля, иронией и добродушным юмором. Несмотря на различные авторские подходы, всех объединяло стремление через смех и сатиру заставить общество задуматься над своими недостатками.
Значение их творчества
Творчество авторов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона» оказало большое влияние на развитие русской сатирической литературы. Они сумели соединить остроумие, юмор и серьёзный социальный анализ, сделав свои произведения актуальными и в то же время развлекательными. Их работы остаются востребованными до сих пор, так как пороки, которые они высмеивали, не теряют своей актуальности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением