Ответы на вопросы на стр.359 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)














Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 359
1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов.
Алексей Константинович Толстой (1817–1875) был одним из выдающихся представителей русской литературы XIX века. Его жизненный путь и творчество характеризуются многогранностью интересов, сочетанием глубокой философской мысли, художественного мастерства и сатирической остроты.
Жизненный путь
А. К. Толстой родился в семье с богатым дворянским наследием. С ранних лет на его мировоззрение оказали влияние не только семейная среда, но и природа, окружавшая его. Детство Толстого прошло в имении Перовских, где он впервые познакомился с миром русской деревни. Его мать, образованная и культурная женщина, а также дядя А. А. Перовский (известный как писатель Антоний Погорельский), сыграли значительную роль в развитии его личности. Дядя особенно привил Толстому любовь к литературе и искусству.
В 1834 году Толстой поступил в Московский университет, но вскоре оставил его и продолжил учебу самостоятельно. Его европейское образование и путешествия по Европе расширили его кругозор. Однако именно российская история и культура оставались основными источниками вдохновения.
В течение своей жизни Толстой занимал различные должности при императорском дворе, что позволило ему наблюдать за политической системой и обществом изнутри. Эти наблюдения сформировали его критическое отношение к бюрократическому аппарату и самодержавию.
Творческий путь
Толстой известен своим разнообразным вкладом в литературу: от лирики и драм до сатирических произведений. В его лирике преобладали темы любви, природы, исторической памяти и философских размышлений. Его драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис») является выдающимся примером исторической драматургии, отражающей глубокие историко-философские взгляды автора. Эти пьесы ставят вопросы о власти, совести, судьбе России, противопоставляя гуманизм и жестокость эпохи.
Сатирические произведения Толстого, такие как баллада «Порой весёлой мая» или образ Козьмы Пруткова, стали ярким выражением его критического взгляда на современное общество. Сатира Толстого направлена на бюрократизм, политическую инертность, ограниченность мышления, что делает её актуальной и сегодня.
Эстетические и общественные взгляды
Толстой придерживался взглядов, которые можно назвать романтически-гуманистическими. Он считал, что искусство должно не только отражать действительность, но и возвышать человека, пробуждать в нём лучшие качества. Его стихи и драмы проникнуты глубокой верой в духовные ценности, красоту природы и силы человеческой души.
В исторических взглядах Толстой часто обращался к идеалам Киевской Руси, рассматривая её как пример гармоничного устройства общества. Ему был близок образ народной монархии, в которой власть должна служить людям, а не эксплуатировать их.
Толстой критиковал современное ему общество за бюрократизм, лицемерие и духовное оскудение. Его сатира высмеивала как конкретные исторические реалии, так и общечеловеческие пороки.
Значение творчества
Творчество А. К. Толстого является уникальным явлением в русской литературе. Его произведения не только отражают дух своего времени, но и ставят вечные вопросы о смысле жизни, предназначении человека и роли искусства в обществе. Будучи разносторонним художником, Толстой соединил в своих работах поэтическую изысканность, философскую глубину и сатирическую остроту, что делает его творчество актуальным и сегодня.
2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край...» с «Родиной» М. Ю. Лермонтова. Определите их сходство и различие в раскрытии патриотической темы.
Стихотворения А. К. Толстого «Ты знаешь край…» и М. Ю. Лермонтова «Родина» по-разному раскрывают тему патриотизма, опираясь на личное восприятие авторов.
А. К. Толстой изображает родину через яркие, детализированные картины природы, сельской жизни и исторических воспоминаний. Основное внимание уделяется красоте русского пейзажа: реки, сады, нивы, вишнёвые рощи. Он связывает образы природы с исторической памятью и культурным наследием: упоминаются славянские корни, подвиги предков, вера православная. Здесь патриотизм выражается через гордость за землю, природу и связь с прошлым. Лирический герой стремится вернуться к родным местам, чтобы ощутить эту гармонию с природой и историей.
М. Ю. Лермонтов, напротив, в «Родине» обращает внимание не столько на эстетическую красоту, сколько на эмоции и чувства, вызванные обыденной, простой жизнью русской деревни. Любовь к родине у него иррациональна и противоречива: он отвергает её славное прошлое, «купленное кровью», и сосредотачивается на бытовых, простых моментах. Лирический герой находит очарование в повседневных деталях: запах жгутой соломы, деревенские избы, песни пьяных мужиков. Это подчёркивает, что любовь к родине основана не на рациональном понимании её величия, а на глубоких, подсознательных чувствах.
Таким образом, основное сходство между стихотворениями заключается в том, что оба автора искренне выражают свою любовь к родине, опираясь на личные переживания. Различие же проявляется в подходе: Толстой акцентирует внимание на гармонии природы и историческом величии, тогда как Лермонтов — на чувственном восприятии обыденной жизни и её эмоциональном резонансе.
3. Дайте целостный анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной...», обратив внимание на живописность, точность поэтических деталей, яркость словесного рисунка, лёгкость стиха, мелодичность, непосредственность (импровизаци-онность) в изображении всеохватывающего любовного чувства.
Анализ стихотворения А. К. Толстого «То было раннею весной»
Стихотворение «То было раннею весной» принадлежит к поздней лирике А. К. Толстого и является ярким образцом поэзии, где природа и чувства героя сливаются в единый поток. Толстой с помощью пейзажа не только создает живописный фон, но и раскрывает глубокие переживания лирического героя.
Живописность и точность поэтических деталей
Стихотворение буквально оживает перед глазами читателя благодаря тщательно прописанным деталям. Каждая строка передает ощущение пробуждения природы и зарождения новой жизни. Например, строки:
«Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной...»
демонстрируют первые дни весны, когда природа только начинает просыпаться от зимнего сна. Автор акцентирует внимание на хрупкости и тонкости окружающего мира. Даже мельчайшие элементы природы, такие как «папоротник тонкий», вплетены в ткань стиха и придают ему ощущение утонченности. Толстой мастерски использует такие выразительные детали, как «труба пастушья», «зелен рощ сквозила», «свежий дух березы», чтобы подчеркнуть непосредственность и подлинность пейзажа.
Образ весны многогранен: это и пробуждение земли, и метафора пробуждения любви, и символ надежды. Природа здесь не просто фон, а участник событий, который отражает внутренние переживания героя.
Яркость словесного рисунка
Стихотворение наполнено яркими эпитетами и образами, которые усиливают эмоциональную выразительность текста. Например, «свежий дух березы», «труба пастушья поутру», «папоротник тонкий» — все эти элементы делают картину весны объемной, насыщенной и реалистичной. Поэтические образы словно оживают перед глазами, вызывая у читателя ощущение присутствия в описываемой сцене.
Примечательно, как Толстой передает состояние природы через динамичные картины: «зелень рощ сквозила», «в завитках еще в бору». Это движение природы передает идею постоянного обновления и создает ассоциативный ряд с зарождением жизни и любви.
Легкость стиха и мелодичность
Музыкальность стихотворения достигается через плавный ритм и повторяющиеся фразы. Ритм стихотворения легко ложится на слух благодаря чередованию коротких и длинных строк. В этом проявляется мастерство Толстого в создании поэтической мелодии, которая способствует более глубокому восприятию текста.
Особую роль играют повторы: «То было раннею весной», «О жизни! О лес! О солнца свет!», которые создают эффект ритмической завершенности и подчеркивают ключевые моменты стиха. Восклицания, такие как «О счастье! О слезы!», усиливают экспрессию текста и передают восторг героя перед красотой природы и пробуждением жизни.
Непосредственность и импровизационность
Одной из ключевых особенностей стихотворения является его неподдельная искренность. Чувства героя выражены просто, но глубоко, без искусственной патетики. Это достигается благодаря импровизационности текста, которая создает впечатление, будто автор делится своими переживаниями непосредственно в момент их возникновения. Например:
«И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый...»
Эти строки не только описывают эмоции героя, но и переносят читателя в атмосферу пробуждающейся весны, когда чувства человека и природа оказываются в полной гармонии.
Темы стихотворения:
Природа. Образы весны играют центральную роль в стихотворении. Толстой обращает внимание на возрождающуюся жизнь, символом которой становятся «зелень рощ» и «свежий дух березы». Природа здесь представлена в своем первозданном виде, как источник гармонии и вдохновения.
Любовь. Любовная тема тесно связана с весной и пробуждением природы. Чувства героя даны через призму весеннего обновления, что делает их свежими, искренними и непосредственными.
Юность и надежда. Герой с ностальгией вспоминает свою молодость, свои первые чувства, которые ассоциируются у него с весной. Это подчеркивается фразой «То было утро наших лет».
Символика весны и любви
Весна в стихотворении становится символом обновления и надежды. Она отражает внутренний мир героя, его стремление к гармонии и счастью. Через весну Толстой передает идею неразрывной связи человека и природы, где чувства героя сливаются с окружающим миром. Это подчеркивает строки:
«О счастье! О слезы!
О свежий дух березы!»
Весна становится воплощением духовного подъема и вдохновения.
Заключение
Стихотворение «То было раннею весной» — это не просто воспоминание о природе, но и глубокое размышление о связи человека и окружающего мира. Толстой мастерски передает чувства героя через природные образы, создавая гармоничную картину, где весна становится символом любви, надежды и обновления. Легкость, мелодичность и искренность стиха делают его одним из ярчайших образцов поэзии А. К. Толстого.
4. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня, во мраке и в пыли...». Покажите, как в нём развивается тема перерождения человека, обретающего новое зрение.
Стихотворение А. К. Толстого «Меня, во мраке и в пыли...» раскрывает глубоко философскую тему духовного перерождения человека, его обретения нового взгляда на мир и постижения вселенской гармонии через любовь. Это произведение можно рассматривать как лирическое размышление о пути души, которая, находясь в состоянии темноты и оков, обретает свободу и духовное просветление.
Начало стихотворения описывает состояние героя, находящегося в духовной тьме. Слова «мрак» и «пыль» символизируют внутреннюю ограниченность, утрату смысла жизни и оторванность от высших идеалов. Герой осознаёт свою связанность «влачиливыми оковами», которые лишают его возможности познать мир в его истинном свете. Это состояние воспринимается как духовный кризис, в котором человек ощущает пустоту и бессилие.
Ключевой момент стихотворения — освобождение героя. Это событие происходит благодаря любви, которая, как мощная сила, разрушает его прежние внутренние преграды. Любовь символизируется в стихотворении как крылья, возносящие героя «в отчизну пламени и слова». Здесь «пламя» и «слово» можно интерпретировать как символы человеческой страсти и гордыни, которые заменяются гармонией и ясностью восприятия.
Дальнейшее описание сосредоточено на изменившемся восприятии мира. Герой начинает видеть окружающий мир как «нерушимый». Его взгляд становится ясным и просветлённым, он открывает для себя новые детали и смыслы, ранее недоступные. Упоминание о «сердце каменного гор» и «струях поднебесной» передаёт глубину соединения человека с природой. Природа в этом контексте становится не только внешней средой, но и отражением внутреннего состояния героя. Эти образы подчёркивают гармонию между человеком и мирозданием, создавая атмосферу величественного спокойствия.
Особое внимание в стихотворении уделено звукам и свету. Герой «слышит» мир, как если бы он впервые обрёл способность замечать его красоту. Этот акцент на звуке и восприятии создаёт ощущение пробуждения чувств и обострённого восприятия жизни. Природа представлена как живое существо: «струя поднебесной», «листья ос живой», «голубой тверди». Эти образы усиливают чувство целостности мира, в котором всё связано и гармонично.
Особенно значима центральная идея произведения о том, что всё в мире рождено из любви. Слова «всё рожденное от Слова» отсылают к библейскому мотиву, где «Слово» символизирует творческую силу Бога. Любовь выступает не только как эмоциональное чувство, но и как универсальный закон, объединяющий всё существующее. Это понимание наполняет жизнь героя новым смыслом, позволяя ему почувствовать себя частью вселенского замысла.
В финале стихотворения акцент сделан на гармонии любви, которая пронизывает всю природу. Герой осознаёт, что «ничего в природе нет, что бы любовью не дышало». Эти строки отражают основную мысль стихотворения: любовь — это основа бытия, связывающая человека, природу и Бога в единое целое.
Поэтические особенности произведения делают его особенно выразительным. Толстой использует множество метафор и образных описаний, чтобы передать состояние героя и его взаимодействие с миром. Яркость и точность поэтических деталей, таких как «струя поднебесной», «тучи голубой тверди», создают яркие картины, пробуждающие воображение читателя. Мелодичность стиха достигается за счёт плавного ритма, аллитерации и звуковой гармонии, что подчёркивает идею всеобъемлющей гармонии мира.
Таким образом, стихотворение «Меня, во мраке и в пыли...» — это глубокая философская медитация о духовном пути человека, его стремлении к свету, гармонии и любви. Толстой показывает, как через преодоление внутренней тьмы человек приходит к осознанию своей связи с мирозданием, постигая высший закон любви, который объединяет всё сущее.
5. Дайте характеристику историческим балладам Толстого. Какие взгляды на историческое прошлое России он в них утверждал? Подтвердите свой ответ целостным анализом баллады Толстого «Василий Шибанов» или другой его баллады (былины) по собственному выбору.
Алексей Константинович Толстой, создавая свои исторические баллады, отразил в них глубокую философскую концепцию о роли прошлого в формировании национального сознания. Его взгляд на историческое прошлое России характеризуется романтической идеализацией определённых эпох, особенно Древней Руси. Для Толстого история — это не только хронология событий, но и символическая летопись нравственных уроков, героических подвигов и духовных исканий. Автор стремился показать историю как борьбу высших моральных и духовных начал с низменными проявлениями человеческой натуры — тиранией, предательством и корыстью.
В балладах Толстого, таких как «Василий Шибанов», основное внимание уделено теме долга, верности и жертвенности. Эти произведения напоминают о героическом прошлом России, где основой общества была преданность идеалам чести, свободы и справедливости. Василий Шибанов, центральный герой одноимённой баллады, олицетворяет не только личный героизм, но и моральный идеал. Он становится символом абсолютной верности своему князю и Родине, даже в условиях смертельной опасности.
Баллада «Василий Шибанов» описывает трагический момент, когда герой принимает на себя миссию донести волю своего господина, князя Курбского, к Ивану Грозному. Однако исполнение этого долга сопряжено с угрозой его жизни. Толстой подчёркивает важность личного выбора героя: он добровольно идёт на жертву, оставаясь верным своим убеждениям. Василий Шибанов погибает с молитвой на устах, не предав своих принципов и долга перед Родиной. В этих образах Толстой акцентирует внимание на противостоянии силы духа и жестокости государственной машины, олицетворяемой в фигуре Ивана Грозного. Это создаёт контраст между моральным величием героя и деспотичной реальностью его времени.
Исторические баллады Толстого не ограничиваются одним сюжетом. Они наполнены философскими размышлениями о судьбе России, её историческом пути и моральных уроках прошлого. Автор стремился не просто оживить исторические предания, но и придать им символическое значение. Толстой верил в важность сохранения исторической памяти для воспитания нравственности и патриотизма в обществе. В его представлении историческое прошлое России — это духовный фундамент, который должен быть примером для современных людей.
Баллада «Василий Шибанов» — это также произведение высокой поэтической формы. Лексика и образы, используемые Толстым, наполнены символизмом и драматизмом. Язык баллады возвышен, а ритм подчёркивает трагическую судьбу героя. Например, сцены, где Шибанов предстаёт перед Иваном Грозным, насыщены эмоциональной напряжённостью и подлинным трагизмом. Автор использует контрасты: светлый образ преданного слуги противопоставлен тёмной фигуре деспота. Эти художественные приёмы усиливают драматизм повествования и делают балладу символом борьбы за справедливость.
Исторические баллады Толстого выделяются среди произведений русской литературы тем, что они не только воссоздают исторические события, но и предлагают философское осмысление национального пути России. В балладах ощущается стремление автора найти в прошлом ответы на вопросы современности, переосмыслить уроки истории. Через образы героев Толстой подчёркивает важность духовной свободы, верности нравственным принципам и внутренней силы, которые, по его мнению, определяют величие народа.
Таким образом, исторические баллады Толстого, такие как «Василий Шибанов», являются не только памятниками художественного творчества, но и мощным выражением патриотических идей автора. Через свои произведения Толстой обращается к читателю с напоминанием о том, что истинное величие России заключается в её моральных и духовных ценностях, сохранение которых необходимо для будущих поколений.
6. Можно ли причислить А. К. Толстого к поэтам-романтикам? Почему? Каково место поэта в противостоянии гражданской поэзии и чистого искусства?
Алексей Константинович Толстой может быть причислен к поэтам-романтикам благодаря его глубокой связи с идеалами романтизма, которые пронизывают его творчество. Основу его романтического мировоззрения составляют несколько ключевых аспектов. Прежде всего, это обращение к историческому прошлому России, которое Толстой воспринимал как источник нравственного идеала. Поэт уделял особое внимание таким эпохам, когда, по его мнению, национальная жизнь находилась в гармонии с природой и человеком. В его произведениях романтизм проявляется через изображение героев, обладающих высокой моральной стойкостью, внутренней свободой и верностью своим принципам. Эти герои, часто черпающие вдохновение из фольклора, выступают как хранители духовных ценностей, противостоящие несправедливости и деспотизму. В частности, баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» показывают самопожертвование ради Родины, возвышая образ человека, для которого личные интересы уступают место нравственным обязательствам.
Важным элементом романтического подхода Толстого является идеализация нравственных качеств личности. В его произведениях герои не только борются с внешними обстоятельствами, но и преодолевают внутренние противоречия. Лирика Толстого, например стихотворение «Меня, во мраке и в пыли…», раскрывает темы духовного преображения, обретения гармонии с собой и осознания любви как высшего закона мироздания. Это свидетельствует о том, что Толстой рассматривал внутренний мир человека как одну из ключевых тем романтизма, подчёркивая значимость личного опыта и духовных поисков.
Место Толстого в противостоянии гражданской поэзии и «чистого искусства» определяется его уникальной позицией, которая сочетала в себе элементы обоих направлений. С одной стороны, он разделял идею о том, что поэзия должна нести высокую нравственную миссию, воспитывать человека через искусство. Однако Толстой считал, что этот процесс должен происходить через красоту и гармонию, а не через прямую агитацию. Его произведения, наполненные философскими размышлениями и тонкими образами, не укладываются в рамки традиционной гражданской поэзии. С другой стороны, Толстой не принимал крайностей теории «чистого искусства». Для него поэзия должна была оставаться полезной для общества, отражая высокие нравственные идеалы, но при этом не утрачивать художественного совершенства.
Его творчество характеризуется утончённой мелодичностью, живописностью описаний и философской глубиной. Эти черты делают произведения Толстого уникальными в русском литературном процессе XIX века. Он стремился объединить идею нравственного воспитания с принципами эстетической красоты. Толстой отвергал утилитарный подход к искусству, полагая, что истинная поэзия способна влиять на человека через создание гармоничного и возвышенного мира.
Толстой занял промежуточное положение между гражданской поэзией и концепцией «чистого искусства», выступая за гармоничное соединение этих двух подходов. Его произведения воспитывают, возвышают душу и пробуждают эстетическое восприятие через обращение к вечным темам природы, любви, истории и внутренней гармонии. Такой подход позволил ему стать уникальной фигурой в русской литературе, объединяющей глубокую философию с изяществом поэтической формы.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением