Упр.368 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
368. Диктант без ошибок. 1. Выразительно прочитайте текст и расскажите, какая картина предстаёт в вашем воображении. Проведите текстовед-ческий анализ. Отметьте выразительные языковые средства.
Было шесть часов прелестного тропического вечера на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, местами подёрнутому маленькими перистыми облачками, быстро поднимается жгучий и ослепительный шар солнца, заливая радостным блеском холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль. Как-то торжественно-безмолвно кругом. Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, плавно переливаются. Они ласково нашёптывают, что в этих широтах вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа. Бережно, словно заботливый пестун, несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.
Пусто вокруг!
(По К. Станюковичу)
При чтении этого текста перед глазами возникает прекрасный тропический вечер на Атлантическом океане. Небо — бирюзовое, украшенное легкими перистыми облаками. Солнце — жгучее и ослепительное, медленно опускается за горизонт, освещая океан радостным блеском. Океан — спокойный, бескрайний, его поверхность кажется холмистой из-за неспешных волн. Горизонт — голубой, мягко огибающий океан, создаёт ощущение бесконечности. Волны — сверкают серебристыми вершинами, словно мягко покачиваются, отражая солнечный свет. Общее впечатление — умиротворённость, покой, гармония, как будто вечный старик-океан находится в добром расположении духа.
Текст рисует завораживающий и спокойный пейзаж, где океан кажется заботливым и добрым гигантом, несущим на своих волнах корабли, не угрожая им бурями и ураганами.
Текстоведческий анализ
Композиционно-содержательный анализ текста
1. Тема текста: Величие и спокойствие Атлантического океана в вечерний час.
2. Основная мысль: Океан вызывает восхищение, он спокоен, красив и полон внутренней силы, несмотря на свою мощь.
3. Можно дать название: «Вечер над Атлантикой» или «Могучий океан».
4. Микротемы и план текста:
• 1-й абзац: Появление солнца и сияние над океаном.
• 2-й абзац: Образ горизонта и его бесконечность.
• 3-й абзац: Спокойствие волн, их цвет и движение.
• 4-й абзац: Олицетворённый образ океана — могучего старика.
• 5-й абзац: Заключение — тишина и величие вокруг.
5. Связи между предложениями:
1) Смысловые отношения:
o пояснительные (второе раскрывает первое);
o соединительные;
o причинно-следственные.
2) Вид связи:
o последовательная (одно за другим);
o частично параллельная (мотивы развиваются рядом).
3) Средства связи:
o Повторы: «океан», «волны», «солнце»;
o Олицетворения и сравнения: «старик-океан», «не угрожая бурями»;
o Союзы: «что», «словно», «как-то».
III. Типологический анализ текста
Тип речи: Описание с элементами рассуждения (например, о характере океана — «в добром расположении духа»).
IV. Стилистический анализ текста
1) Функциональная разновидность речи: Преобладает язык художественной литературы.
2) Особенности стиля:
• Используются эпитеты: «прелестного тропического вечера», «жгучий и ослепительный шар солнца», «светло-синие волны»;
• Много метафор и олицетворений: «старик-океан», «бережно несёт», «в добром расположении духа»;
• Сравнения: «словно заботливый нянька»;
• Используются выразительные образы, создающие величавое и торжественное настроение.
В тексте использованы различные художественные приемы, которые создают живой образ океанского пейзажа:
1. Эпитеты (образные прилагательные):
o прелестный тропический вечер;
o бирюзовое небосклон;
o жгучий и ослепительный шар солнца;
o радостный блеск;
o голубые рамки горизонта;
o могучие светло-синие волны;
o серебристые верхушки;
o доброе расположение духа.
2. Метафоры:
o «солнечный шар, заливая радостным блеском холмистую поверхность океана»;
o «старик-океан в добром расположении духа»;
o «бережно несёт корабли на своей исполинской груди».
3. Олицетворение (приписывание океану человеческих черт):
o океан пребывает в добром расположении духа;
o он несёт корабли, не угрожая бурями.
4. Сравнения:
o «бережно, словно заботливый пестун».
2. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста и напишите его под диктовку. Проверьте и оцените свою работу.
Было шесть часов прелестного тропического вечера на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, местами подёрнутому маленькими перистыми облачками, быстро поднимается жгучий и ослепительный шар солнца, заливая радостным блеском холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль. Как-то торжественно-безмолвно кругом. Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, плавно переливаются. Они ласково нашёптывают, что в этих широтах вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа. Бережно, словно заботливый пестун, несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.
Пусто вокруг!
3. Кто лучше? Попытайтесь подобрать репродукцию картины русского художника, которая совпадала бы по теме и настроению с текстом Константина Михайловича Станюковича. Подготовьте два вопроса по этой картине.
Картина Аркадия Александровича Рылова «В голубой просторе» (1918) удивительно точно передаёт настроение текста Константина Михайловича Станюковича. Оба произведения посвящены величию и красоте природы, создавая ощущение бесконечности, свободы и покоя.
В тексте описан тёплый тропический вечер на Атлантическом океане. Бирюзовое небо с лёгкими облаками отражается в спокойной водной глади. Солнце ласково освещает морские просторы, наполняя их мягким золотистым светом. Океан предстает не грозной стихией, а добрым и величественным старцем, который бережно несёт на своих волнах корабли, не угрожая им бурями.
В картине Рылова также изображён просторный, безграничный морской пейзаж. Небо занимает большую часть полотна, подчёркивая необъятность пространства. Белые облака плывут по голубому куполу, создавая ощущение лёгкости и покоя. В этом огромном небе парят чайки, свободные, гордые, наполненные силой и жизнью. Вдали, у самого горизонта, виднеется корабль, одинокий странник в этом безграничном пространстве.
Настроение текста и картины перекликается. Оба произведения передают ощущение умиротворённости, покоя и гармонии. Нет тревоги, нет тревожных волнений, есть только бесконечное море, небо и свободные птицы, наслаждающиеся полётом. В тексте волны описаны как мягкие, играющие солнечными бликами, а в картине их ритм передан через плавные линии. Светлые тона создают ощущение лёгкости, воздушности, а прозрачность воздуха наполняет пространство глубиной.
Эти два произведения не только схожи по своему настроению, но и несут глубокую философскую идею. Океан, небо, ветер, птицы, корабль – всё это символы пути, бесконечного движения, которое наполнено покоем и величием. Здесь нет бури, нет тревог, есть только гармония природы и человека, который, подобно кораблю в картине, идёт своим путём в этом огромном мире.
По картине можно задать несколько вопросов. Как художник использует цвет и свет, чтобы передать ощущение лёгкости и бескрайности пространства? Почему корабль изображён таким маленьким на фоне огромного неба – символизирует ли это что-то, или просто является частью композиции?
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением