Ответы на вопросы на стр.406 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Учимся читать выразительно
1. Обратите внимание на слова и словосочетания, характерные для героев «Белых ночей»; объясните их, включите в предложения собственной конструкции: поверить мне на слово, не отвергнуть робкой мольбы, у меня стеснилось сердце, братское сострадание, непременно приду.
Вот объяснение характерных для героев «Белых ночей» словосочетаний и примеры предложений с ними:
1. Поверить мне на слово
Означает довериться словам другого человека без необходимости в дополнительных доказательствах. В контексте повести это выражает искренность и желание быть понятым.
o Настенька просила мечтателя поверить ей на слово, когда говорила о своей любви к другому человеку.
2. Не отвергнуть робкой мольбы
Эта фраза выражает просьбу, высказанную с неуверенностью, и надежду на понимание. Для мечтателя это проявление его нерешительности и стремления к признанию.
o Мечтатель надеялся, что Настенька не отвергнет его робкой мольбы о том, чтобы она осталась с ним.
3. У меня стеснилось сердце
Означает чувство внутренней тяжести, тревоги или печали. Эта фраза часто описывает эмоциональные страдания героя.
o Когда Настенька ушла к своему возлюбленному, у мечтателя стеснилось сердце, и он почувствовал, как снова остаётся один.
4. Братское сострадание
Означает глубокое чувство сочувствия, словно между родственниками, и часто выражает готовность помочь или поддержать.
o Мечтатель с братским состраданием слушал рассказ Настеньки о её тяжёлых переживаниях.
5. Непременно приду
Указывает на обязательство, твёрдую уверенность в том, что действие будет выполнено. В повести эта фраза подчёркивает искренние намерения героев.
o Настенька обещала, что непременно придёт на встречу с мечтателем на следующий вечер.
Эти словосочетания подчёркивают эмоциональную искренность и напряжённость отношений героев, которые находятся на грани между фантазией и реальностью, надеясь на светлое будущее, но неизбежно сталкиваясь с разочарованиями.
2. Объясните следующие слова и словосочетания, подберите к ним синонимы: чудная ночь, любезный читатель, сердитые господа, удивительная тоска, завести знакомство, покидать, изучил их физиономии, в известный час, хандрить, затуманиться, почтенный господин, неизъяснимо-трогательное, сострадательная любовь, затаив дыхание, остановился как вкопанный, неотразимый резон, мельком взглянул, мигом очутился, в энергических терминах, сердце моё трепетало, господин солидных лет, летит со всех ног, срывается с места.
Вот объяснения и синонимы к указанным словам и словосочетаниям:
1. Чудная ночь — необычная, волшебная ночь.
Синонимы: дивная, удивительная, прекрасная.
2. Любезный читатель — вежливое и уважительное обращение к читателю.
Синонимы: дорогой читатель, уважаемый читатель.
3. Сердитые господа — раздражённые или разгневанные люди.
Синонимы: злые, рассерженные, недовольные.
4. Удивительная тоска — необычная, странная или глубокая печаль.
Синонимы: необъяснимая грусть, странная печаль.
5. Завести знакомство — начать общение с кем-то, познакомиться.
Синонимы: познакомиться, наладить контакт, установить знакомство.
6. Покидать — уходить или оставлять место.
Синонимы: оставлять, уходить, покинуть.
7. Изучил их физиономии — внимательно рассмотрел их лица.
Синонимы: проанализировал выражения лиц, рассмотрел лица.
8. В известный час — в заранее определённое время.
Синонимы: в назначенный момент, в определённое время.
9. Хандрить — чувствовать уныние или меланхолию.
Синонимы: грустить, тосковать, впадать в уныние.
10. Затуманиться — стать неясным или мутным.
Синонимы: помутнеть, стать размытым, потерять чёткость.
11. Почтенный господин — человек, заслуживающий уважения.
Синонимы: уважаемый человек, достойный господин.
12. Неизъяснимо-трогательное — невыразимо нежное или волнующее.
Синонимы: несказанно трогательное, чрезвычайно волнующее.
13. Сострадательная любовь — любовь, наполненная сочувствием и заботой.
Синонимы: жалостливая любовь, заботливое чувство.
14. Затаив дыхание — в напряжённом ожидании или волнении.
Синонимы: с замиранием сердца, в трепетном ожидании.
15. Остановился как вкопанный — неожиданно застыл на месте.
Синонимы: замер, застыл, остановился резко.
16. Неотразимый резон — убедительный и веский аргумент.
Синонимы: неопровержимый довод, веское доказательство.
17. Мельком взглянул — быстро и невнимательно посмотрел.
Синонимы: бросил взгляд, скользнул взглядом.
18. Мигом очутился — очень быстро оказался в каком-то месте.
Синонимы: немедленно появился, мгновенно оказался.
19. В энергических терминах — выразился с напором и силой.
Синонимы: решительно, в страстных словах, напористо.
20. Сердце моё трепетало — сердце сильно волновалось или переживало.
Синонимы: сердце дрожало, душа волновалась.
21. Господин солидных лет — мужчина среднего или старшего возраста.
Синонимы: пожилой человек, уважаемый мужчина.
22. Летит со всех ног — быстро и стремительно бежит.
Синонимы: мчится, несётся, бежит стремглав.
23. Срывается с места — резко начинает двигаться.
Синонимы: вскочил, бросился, стремительно стартовал.
Литература и другие виды искусства
С чем сравнивает герой петербургскую природу? Удалось ли М. Добужинско-му это сравнение подчеркнуть? Какие «краски» используются для этого сравнения писателем и художником?
В повести «Белые ночи» герой, мечтатель, сравнивает петербургскую природу с чем-то серым, тусклым и унылым, особенно в контексте осенней меланхолии. Природа Петербурга для героя — это отражение его внутреннего состояния, где холодные улицы и серые здания передают его одиночество и душевные страдания. Например, мечтатель часто говорит о сером небе, тусклых красках города и пустынных улицах. Петербургская природа у Достоевского словно лишена жизни, и герой описывает её в сдержанных, холодных тонах, что подчёркивает его собственную отчуждённость от мира.
Сравнение природы у писателя:
Герой часто использует для описания природы серые и тусклые краски: холодный свет, мокрые улицы, бесконечные дожди. Эти образы усиливают ощущение внутренней пустоты и одиночества. Петербургская природа символизирует эмоциональное состояние мечтателя, передавая его меланхолию и ощущение потери. Герой словно застрял в этом холодном, неизменном пейзаже, не находя выхода.
Визуализация у М. Добужинского:
На иллюстрациях Мстислава Добужинского чувствуется этот холодный и унылый образ Петербурга. В его работах доминируют серые и чёрные тона, которые точно передают настроение города, описанное Достоевским. Архитектурные детали на заднем плане, изгибы рек и мостов — всё это подчёркивает тяжесть и подавленность атмосферы. Краски у Добужинского — это чёрно-белая гамма, которая идеально соответствует той серости и однообразности, которую ощущает мечтатель. Эти «краски» символически связывают город и душевное состояние героя, что усиливает художественный эффект повести.
Таким образом, Добужинскому удалось передать то сравнение, которое заложено Достоевским, используя в своих иллюстрациях сдержанную цветовую палитру и атмосферу пустынного, холодного города, который отражает внутреннюю тоску и одиночество главного героя.
Творческое задание
Что хотел сказать автор читателю рассуждением своего героя?
«Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам Господь чаще на душу!..»
Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
В этом рассуждении мечтателя, героя повести «Белые ночи», Фёдор Михайлович Достоевский через его слова хочет передать несколько важных мыслей, которые касаются не только внутреннего мира героя, но и глубоких философских вопросов о жизни, людях и мире.
1. Противоречие между внешним и внутренним миром:
Главный герой, наблюдая за звёздным небом, задаётся вопросом: как под таким красивым, бесконечно мирным небом могут существовать люди, которые сердиты, раздражены и капризны? Это противоречие между внешним миром (красивое небо) и внутренним миром людей (негативные чувства) подчёркивает то, насколько несовершенным и сложным является человеческое существование. Достоевский через героя показывает, что люди часто не гармоничны с окружающей природой — их внутренние тревоги, страсти и пороки не соответствуют той гармонии, которую представляет собой природа.
2. «Молодой вопрос» и вера в добро:
Герой сам признаёт, что его вопрос — «молодой», то есть наивный и простодушный. Однако, несмотря на его наивность, этот вопрос отражает важное желание мечтателя верить в лучшее, стремление к гармонии и счастью. Он мечтает о том, чтобы все люди были добрыми, честными и чистыми, как это прекрасное звёздное небо. Достоевский через это размышление указывает на важность сохранения в душе человека таких «молодых» и наивных вопросов, потому что именно они помогают поддерживать стремление к добру и внутренней чистоте.
3. Критика человеческой природы:
Рассуждение мечтателя также можно воспринимать как мягкую критику человеческой природы. Он удивляется тому, что в мире, где есть такая красота, люди продолжают быть раздражёнными и сердитыми. Это подчёркивает одну из ключевых тем творчества Достоевского — человеческие пороки и противоречия, которые не исчезают даже в окружении гармонии. Достоевский часто обращается к этой теме в своих произведениях, исследуя, почему люди не могут жить в согласии друг с другом, несмотря на то, что окружающий мир предлагает им эту возможность.
4. Призыв к духовному обновлению:
Фраза «пошли его вам Господь чаще на душу» — это призыв к читателю сохранять в себе способность удивляться красоте мира и стремиться к гармонии. Достоевский через своего героя говорит о том, что этот «молодой» вопрос — это напоминание о духовных идеалах и чистоте души, которые не должны исчезать с возрастом или под давлением жизненных трудностей. Он надеется, что люди будут чаще задумываться над такими вопросами, чтобы сохранять в себе простоту, доброту и стремление к внутреннему миру.
Заключение:
Достоевский через рассуждения мечтателя передаёт сложные и важные философские идеи о противоречиях между красотой мира и человеческой природой, о наивной вере в добро и необходимости духовного обновления. Он не просто описывает звёздное небо как природное явление, а использует его как метафору для глубоких размышлений о смысле жизни, гармонии и внутреннем мире человека.
Проект
Работа в группе. Используя материалы сайтов http://gotourl.ru/12212, http:// gotourl.ru/12213, а также другие ресурсы Интернета, подготовьте электронный альбом «„Белые ночи“ Ф. М. Достоевского в иллюстрациях русских художников» со вступительной статьёй и биографическими справками о художниках.
Электронный альбом:
«Белые ночи» Ф. М. Достоевского в иллюстрациях русских художников
Вступление:
Повесть «Белые ночи» Ф. М. Достоевского — это глубоко лирическое произведение, которое рисует картины душевных терзаний и надежд молодого героя-мечтателя. Петербург здесь выступает не только как место действия, но и как активный участник событий, отражающий внутренние переживания героев. В течение десятилетий множество художников стремились визуализировать эту тонкую атмосферу, в том числе Илья Глазунов и Мстислав Добужинский, чьи иллюстрации стали классикой жанра. Их работы придают произведению дополнительную глубину, передавая не только сюжетные моменты, но и эмоциональный подтекст повести.
Илья Глазунов:
Справка:
Илья Сергеевич Глазунов (1920–2017) — выдающийся советский и российский живописец, педагог и общественный деятель. Глазунов известен своими работами по русской классике, среди которых выделяются иллюстрации к произведениям Достоевского. Художник умел передать не только внешний мир героев, но и их внутренние переживания, уделяя внимание атмосфере и эмоциональной насыщенности. Иллюстрации Глазунова к «Белым ночам» выполнены в чёрно-белой гамме, что подчёркивает меланхолию и трагизм произведения.
Работы к повести:
1. «Настенька уходит»:
o Это иллюстрация запечатлевает момент, когда Настенька, выбрав своего возлюбленного, уходит, оставив мечтателя одного. Вся сцена наполнена ощущением потери и одиночества. Глазунов использует минималистичные линии, чтобы подчеркнуть безмолвие и трагичность момента. Мечтатель, стоящий вдалеке, выглядит потерянным и подавленным, а пара Настеньки и её возлюбленного изображена как точка, уходящая в светлую даль.
o Эмоциональный акцент: чувство тоски, печали и неизбежности разлуки. Чёрно-белая гамма усиливает контраст между мечтателем и уходящей парой.
2. «Дождь»:
o Эта работа Глазунова изображает Петербург в дождь, который усиливает чувство отчуждения и меланхолии. Дождь символизирует несбывшиеся мечты и душевные страдания. Фигура мечтателя на фоне города, погружённого в мокрую, серую атмосферу, подчёркивает его внутреннее состояние — одиночество и потерянность.
o Эмоциональный акцент: печаль и одиночество в суровом петербургском пейзаже, дождь символизирует слёзы и неразделённые чувства героя.
3. «Мечтатель»:
o Глазунов изображает мечтателя как романтического героя, погружённого в свои фантазии. Его лицо отражает смесь надежды и безысходности. В этом изображении герой показан бледным, с выражением наивности и отчаяния, что подчёркивает его оторванность от реальности.
o Эмоциональный акцент: романтизм и душевная уязвимость мечтателя, его неспособность жить в реальности.
Мстислав Добужинский:
Справка:
Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) — русский и литовский художник, мастер городского пейзажа и участник творческого объединения «Мир искусства». Его работы отражают глубокую привязанность к урбанистическим мотивам, в частности, к Петербургу. В своих иллюстрациях к «Белым ночам» Добужинский акцентирует внимание на эмоциональной и атмосферной составляющей повести, используя тонкие линии и темные оттенки для создания мрачного и романтичного образа города.
Работы к повести:
1. «Петербургская набережная»:
o На этой иллюстрации Добужинский изображает главного героя, одиноко стоящего у реки. Набережная Петербурга представлена как пустынное и холодное место, где каждый элемент архитектуры усиливает чувство одиночества мечтателя. Чёрные и серые оттенки создают мрачную атмосферу, в которой душа героя кажется ещё более уязвимой.
o Эмоциональный акцент: урбанистический пейзаж как отражение внутренней пустоты и тоски героя.
2. «Настенька у реки»:
o Добужинский изображает Настеньку, стоящую у реки, погружённую в свои мысли. Здесь передан момент её уязвимости и ожидания возвращения возлюбленного. Архитектура Петербурга в этой работе словно давит на фигуру девушки, подчёркивая её хрупкость и душевную ранимость.
o Эмоциональный акцент: ожидание, надежда и одиночество на фоне величественного и холодного города.
Заключение:
Иллюстрации Ильи Глазунова и Мстислава Добужинского к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского не только точно передают сюжетные моменты, но и помогают глубже понять внутренний мир героев. Художники по-разному подчеркивают тему одиночества и тоски: Глазунов — через эмоциональные сцены разлуки и меланхолии, Добужинский — через мрачные пейзажи Петербурга. Их работы усиливают впечатление от произведения и помогают погрузиться в его атмосферу.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением