Ответы на вопросы на стр.41 Часть 1 ГДЗ Кац 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кац 4 класс, Просвещение:
1. Почему мужик пошёл к царю рассказывать сказку?
Мужик пошёл к царю от безысходности. Был он очень бедным. Не жил, а горе мыкал. Не было у него ни дома своего, ни хозяйства. Жил мужик, где приведётся, пил и ел, что придётся. А когда и вовсе голодным был.
И вот как-то раз зашёл мужик в трактир погреться да чаю горячего выпить. Трактирный слуга, целовальник, начал посмеиваться над мужиком. Что, мол, не идёт мужик царю сказки сказывать. Царевна-то, мол, видно, все глаза проглядела, его, жениха, поджидаючи.
А мужик слушает насмешки и думает, что терять ему нечего. Решил пойти счастья попытать. Понимая, что зятем царским ему никогда не быть, решил, что хоть денёк-другой поест хорошо.
2. Как ты думаешь, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке? Можно ли это объяснить жадностью мужика? Обсуди вопрос с товарищем.
Мужик закончил рассказ историей о сундуке, потому что прознал про заговор царя с боярами да князьями. Царь никогда не слышал сказку, которую мужик рассказывал. Но и отдавать свою дочь и полцарства в придачу не хотел, поэтому и решил его обмануть. А мужик, узнав про заговор, надумал деньги хитростью забрать, чтоб жить ему полегче было.
3. Какие слова, встречавшиеся в других сказках, использованы в этом произведении?
В этом произведении используются слова, встречавшиеся в других произведениях: «жил-был царь», «велел царь кликнуть клич», «женю на своей дочери и полцарства отдам», «горе мыкал», «вели сперва накормить, напоить меня», «царь-государь», «мужик-лапотник», «стал жить-поживать».
4. Объясни смысл поговорки «Что написано пером, того на вырубишь топором».
«Что написано пером, того не вырубишь топором» – смысл пословицы заключается в том, что, если написанное стало известно или вошло в силу, его уже не изменишь или не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу или тому, что написано, зафиксировано. Пословица свидетельствует о высокой народной оценке письменного слова, которому придается значение документа, обязательства.
5. Сравни царей из сказок «Находчивый солдат» и «Мужик и царь». Можешь построить рассказ по следующему плану.
1) Чем определяются поступки царей?
2) Как относятся они к простым людям?
3) Какие качества царей раскрываются в сказках?
4) Как к ним относятся люди, сочинившие эти произведения?
Если сравнивать царей из сказок «Находчивый солдат» и «Мужик и царь», то мы увидим, что они отличаются.
Во-первых, поступки царей определяются разными мотивами. Царём из сказки «Находчивый солдат» руководило желание узнать получше свой народ. У царя из сказки «Мужик и царь» было сильное желание услышать новую сказку.
Во-вторых, с большим уважением относится к простым людям царь из сказки «Находчивый солдат». А вот царь из сказки «Мужик и царь» к простому народу относился с презрением.
В-третьих, цари отличаются по своим человеческим качествам. Основное качество царя из сказки «Находчивый солдат» – доброта, а у царя из сказки «Мужик и царь» – лицемерие.
Люди, сочинившие эти сказки по-разному относятся к героям. К царю из сказки «Находчивый солдат» относятся с большим уважением, а к царю из сказки «Мужик и царь» – с иронией.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением