Ответы на вопросы на стр.41 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)
































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
Русский язык и литература
• «Он вышел из русских недр, он кровно-духовно связан с родимой землей и родимым небом, с природой русской...» (И. Шмелёв об И. Бунине).
Тема предполагает всестороннюю характеристику личности II. Бунина как человека и творца, выявление духовных связей писателя с родной землёй как во время жизни в России, так и в годы эмиграции.
Сочинение
«Он вышел из русских недр, он кровно-духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской…» (И. Шмелёв об И. Бунине)
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно занимался литературной деятельностью, написал лучшие свои произведения. Чувство родины и русского языка у него было огромно, и он пронёс его через всю жизнь. «Россию, наше русское естество мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не чувствовать её», – говорил Иван Алексеевич о себе и о миллионах таких же вынужденных эмигрантов, покинувших отечество в лихие революционные годы.
Поставив имя Бунина в один ряд с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого, Лескова, Гончарова, Чехова, – Шмелёв утверждал: «Наша великая литература, рождённая народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, – И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами... – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это – в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, – родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой».
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души». Эти слова принадлежат Максиму Горькому. Талант Бунина уподобляли «матовому серебру», язык – «ледяной бритве». И это при том, что первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы не окончил даже полного курса гимназии! Тем не менее его литературный дар был необозрим.
Возможно, талант произрос от живительной отечественной природы, рождавшей многих гениев. Язык Бунина – чистейший, как струя серебряной воды из колодца, словно глоток лесного воздуха, отдающего разнотравьем. Кто-то из критиков назвал его творчество одним «из последних лучей чудного русского дня». Впрочем, были и другие суждения – не только блистающие словами, но еще и зрившие в корень. К примеру, Александр Куприн выделял, главное, по его разумению, в творчестве Бунина: «Тихая, мимолетная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но легкая, ясная «печаль минувших дней» и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть ее красок, цветов, запахов».
Бунин впитал в себя красоту и богатство родной земли и использовал это в своём творчестве, выражая всё точным и мерным словом – родной речью. Писатель был духовно связан с родимой землёй и небом, с русской природой: просторами, полями, далями, русским солнцем и вольным ветром, снегом и бездорожьем, курными избами и барскими усадьбами. Всё это он впитал и использовал в своих произведениях, часто освещая метким народным словом целую картину.
Например, в рассказе «Антоновские яблоки» Бунин использует слова и выражения, которые создают неповторимый колорит изображаемой эпохи и характеров, придавая речи яркий колорит и правдоподобие. Автор использует художественные определения («Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…»); своеобразные синтезы («букеты») запахов, причём с течением художественного времени характер запахов меняется: от тонких и едва уловимых («тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести») – к резким и неприятным («запах дешёвого табака, запах псины»); фразеологические единицы («путь-дорога», «вали – ешь досыта!», «на сливанье все мёд пьют»); оценочную лексику («молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова»).
Пророческими стали слова И. Шмелёва: «Умейте же беречь...» Бунин сумел сберечь – и запечатлеть, нетленно. Вот кто подлинно собиратели России, её нетленного: наши писатели и между ними – Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах».
• Образ Родины в поэзии И. Бунина.
На основании анализа лирики И. Бунина следует представить целостный образ Родины, создаваемый поэтом: показать художественные особенности этого образа: выделить стихотворения, непосредственно обращённые к Родине: «В стороне далекой от родного края...», «Родина», «Родине» и др.
Сочинение
Образ Родины в поэзии И. Бунина
Лучшее, что писал И.А. Бунин, написано о России. Образ России один из центральных в его творчестве. Он всегда жил и творил с любовью к ней.
Мальчик с детства видел красоту русской природы, наблюдал жизнь крестьян, что потом отразилось в его творчестве. Для Бунина природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту. Красоту природы он описывал в своих произведениях:
В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый. (Молодость.)
В вечности природы Бунин видел источник гармонии и красоты:
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. (Листопад.)
Свою любовь к Родине, к России, поэт передаёт в строках:
Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие… (Запустение)
Но в творчестве Бунина образ Родины представлен не одной пейзажной лирикой. Детские воспоминания о жизни русской деревни, темноту и нищету, царивших в ней, он резко и мужественно передаёт в стихотворении «Родине».
С самых первых строк стихотворения «Родине» ощущается переживание поэта за свою страну, за дом, где он родился. В первом четверостишии Бунин дает понять, что Родина его убога и слишком проста на первый взгляд. Читаешь строчки, и представляются заброшенные избы глубокой осенью, из которых валит трубою дым. Полевые работы закончены. Люди мирно создают уют у себя дома, создают из того, что есть. А есть у них не так уж много – простота да «черные хаты». Стихотворение было написано в молодые годы поэта, Бунину было тогда всего 21 год. Но уже в этом возрасте, судя по стихотворению, Иван Бунин чувствовал свой гражданский долг и не мог оставаться равнодушным к положению дел в России.
Но какая бы ни была эта Родина, она остается Родиной навсегда. Как мама... И поэт без скорби дает понять, что гордится такой матерью, которая последние гроши бережет «ко дню свиданья». А вы, глумящиеся над ней, глумитесь дальше. И «стыдитесь», если вам этого так хочется...:
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
В творчестве Бунина всегда выделяли его любовь к родной природе. Так он раскрывал свою истинную любовь к России, трепетное отношение к ее природному богатству и красоте, показывая, насколько сильна его духовная связь с Родиной.
Судьба обрекла Бунина на расставание с ней. И в эмиграции не только не прервалась внутренняя связь Бунина с Россией, но и ещё более обострилась любовь к родной земле и страшное чувство потери дома.
В своем творчестве Бунин отразил беззаветную, преданную любовь к Родине. Видя социально-политическое положение России, он сочувствовал ей, стране с великими возможностями. Его как истинного патриота притягивали, а не отталкивали «убогие хаты», равно как – величие природы, сила духа страны, её богатая история. И сохранившаяся на века живая естественность.
• Символические образы в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Следует обратить внимание на развитие второго, скрытого плана наряду с планом видимым, внешним. Важно показать, что главными автор считает проблемы отношения человека с миром, природными силами, жизнью Вселенной с её предвечным распорядком: символы бушующего океана, «бесчисленных огненных глаз» корабля, его названия — «Атлантида» и др.
Сочинение
Символические образы в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин – замечательный писатель русской литературы начала ХХ века – был известен как гениальный поэт и выдающийся прозаик. Все произведения Бунина так или иначе носят философский характер. И не важно, о любви или о социальных явлениях они. Автор заставляет читателей задуматься о смысле человеческого существования, о месте человека в этом мире. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» – произведение Бунина, наиболее насыщенное символами и метафорами. За простым сюжетом рассказа скрыты глубокий философский смысл и воззрения писателя на судьбу человеческой цивилизации.
«Господин из Сан-Франциско» – это философский рассказ-притча о месте человека в мире, об отношениях человека и окружающего мира. По мнению Бунина, человек не может противостоять мировым потрясениям, не может сопротивляться потоку жизни, который несёт его, как река – щепку. Такое мировоззрение выразилось в философской идее рассказа «Господин из Сан-Франциско»: человек смертен, поэтому человеческие претензии на господство в природе, на понимание законов природы беспочвенны. Все замечательные научные и технические достижения современного человека не избавляют его от смерти. В этом вечная трагедия жизни: человек рождается, чтобы умереть.
В рассказе присутствуют символические детали, благодаря которым история о смерти отдельного человека становится философской притчей о гибели всего общества, в котором правят господа, подобные главному герою. Конечно, символичен образ главного героя, хотя его никак нельзя назвать деталью бунинского рассказа. Предыстория господина из Сан-Франциско изложена в нескольких предложениях в самом общем виде, в рассказе нет его подробного портрета, его имя ни разу не упомянуто. Таким образом, главный герой становится символом современной цивилизации. Он символизирует буржуазное общество, лишённое нравственных ценностей. Отсутствие имени у героя – знак его внутренней бездуховности, опустошённости.
Город Сан-Франциско, в котором разворачивается действие, олицетворяет богатство, где нет места духовным ценностям.
Важно обратить внимание, на каком корабле плывут герои новеллы. Судно носит название «Атлантида», что символизирует мироустройство буржуазного общества, которое ведёт к гибели – поклонение богатству, роскошь, обжорство, отсутствие духовных ценностей. На корабле как бы два мира – верхний (белоснежная палуба) и нижний (трюм, ад).
Чтобы показать, что все люди равны перед смертью, автор решает сделать гробом для умершего господина из Сан-Франциско «ящик из-под содовой». Так, хорошо обеспеченный господин, ставящий свои интересы и самого себя выше других, умирая, оказывается в обычном «ящике из-под содовой», чтобы не вызвать отвращения и не уменьшить посетителей отеля, в котором он умер, и пассажиров корабля. Этим автор хотел показать, что все люди равны перед смертью, у всех один исход – гроб.
Настоящую, правильную жизнь, а не извращённую деньгами и богатством, в новелле символизирует природа.
Таким образом, автор специально вводит символы в повествование новеллы. Ивану Алексеевичу Бунину было важно показать, что никакие деньги не в силах спасти человека от смерти и духовно возродить душу.
• Деталь в пейзажной лирике И. Бунина.
На конкретных примерах необходимо показать значение подробностей в изображении картин природы, стремление объять все уголки мироздания, запечатлеть их в первозданной, неповторимой красоте и связать с мировоззрением автора.
Сочинение
Деталь в пейзажной лирике И. Бунина
Пейзажная лирика Ивана Бунина является одним из наиболее выдающихся проявлений его поэтического таланта. В своих стихотворениях Бунин обращается к природе, передавая ее красоту и гармонию, а также отражая свои эмоции и настроения.
В пейзажной лирике Бунина преобладают описания русской природы. Поэт передает ее разнообразие и красоту, описывая леса, поля, реки и озера. Он обращает внимание на детали и нюансы, создавая яркие образы природы. В его стихах можно почувствовать запах леса, слышать шум реки и видеть игру света на воде.
Одной из особенностей пейзажной лирики Бунина является его умение передать настроение и эмоции через описание природы. Он использует природные явления и элементы для выражения своих чувств. Например, в стихотворении «Зимнее утро» Бунин описывает зимний пейзаж, чтобы передать свою грусть и одиночество. Он пишет о «белых деревьях» и «сизых тучах», создавая атмосферу холода и пустоты.
В пейзажной лирике Бунина также присутствует тема уходящей природы и времени. Поэт описывает осень и зиму, передавая их меланхолию и уходящую красоту. Бунин с особым вниманием относится к деталям природы. Он описывает каждый листок на дереве, каждую травинку на поле, каждую волну на море. Это создает ощущение реальности и присутствия в моменте, о котором поется. Он говорит о «золотых листьях», «морозной дымке» и «серебристых ветрах», создавая образы, которые символизируют прошлое и уходящее время. Он также использует метафоры и символы, чтобы передать свое восприятие и эмоции от природы.
В стихотворении «Мартовские мои вечера» поэт описывает весенний пейзаж, передающий ощущение пробуждения природы после зимы. Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать свои эмоции и чувства.
В другом стихотворении «Осень» Бунин описывает осенний пейзаж, передавая его меланхоличное настроение. Он использует образы увядания и умирания природы, чтобы выразить свои мысли о времени и преходящем существовании.
В пейзажной лирике И. Бунина деталь охватывает облик предмета на цвет, вкус, на ощупь, с его красками, формами и запахами. Например, в стихотворении «Листопад» автор использует художественную деталь для точного описания осеннего леса: «Лес пахнет дубом и сосной», «Лес стоит в оцепененье»; «запах мёда и осенней свежести», «запах талых крыш», «свежего тёса», накалённых печей, ветра («Осенний ветер, запах соли…»)
Также Бунин замечает мельчайшие подробности жизни природы и передаёт их читателю. Например, он показывает, что в лунную ночь белые лошади кажутся зелёными, а глаза у них – фиолетового цвета.
Многие пейзажные стихотворения Бунина проникнуты еще и философскими мотивами. Показывая красоту природы, поэт признается в любви к жизни, говорит тем самым, какое это счастье – жить. Вот, например, стихотворение «Рассвет» (1900 г.). Бунин изумительно передает смену красок в рассветном небе: сначала бледные небеса с белеющим полумесяцем, потом появляется солнце, все тонет в блеске. Рождается новый день, и от этого радостно, и жизнь тоже заиграла новыми красками.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты», – отзывался о пейзажной лирике И.А. Бунина А.А. Блок. Действительно, стихи Ивана Алексеевича о природе очень зримы, в них – богатство красок, оттенки различных цветов.
В стихотворении «Высоко в просторе неба…» нарисован изумительный образ сияющего белизной облачка на фоне «синей стали океана», а значит, и ярко синего неба, которое в воде отражается. Небо – один из главных образов поэзии Бунина, символ вечного, возвышенного. По контрасту с ним облачко быстро «угасло в ярком зное». Так в пейзажной лирике Бунин говорит о быстротечности и мимолетности жизни.
Таким образом, пейзажная лирика Ивана Бунина является важной частью его творчества. Она передает красоту и глубину природы, а также эмоции и чувства, которые она вызывает у человека. Бунин умел передать в своих произведениях не только внешнюю красоту природы, но и ее внутреннюю суть, ее вечность и непреходящую красоту.
Проектно-исследовательские работы
• Опыт литературоведческого исследования. Сопоставьте две одноимённые повести: «Деревня» (1816) Д. Григоровича и «Деревня» (1910) И. Бунина. Какие периоды в истории литературно-общественного развития отражают эти повести? Отличается ли деревня времён Бунина от деревни времён Григоровича? Что общею и различного во взглядах писателей на деревню как особый мир, на мужика и народ в целом?
Повести «Деревня» Д. В. Григоровича и И.А. Бунина отражают разные периоды в истории литературно-общественного развития.
Д.В. Григорович опубликовал свою повесть в 1846 году, в ней он затрагивает актуальную для литературы XIX века тему – жизнь крепостных, показывая бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками.
И.А. Бунин работал над повестью на протяжении 10 лет: с 1900 по 1910 годы, находясь под впечатлением от крестьянских бунтов, вспыхнувших в России в 1905 году. В его произведении поднимаются такие актуальные проблемы того времени, как исторические судьбы крестьянства, своеобразие национального русского характера, пути русской жизни.
Деревня времён Бунина и времён Григоровича отличается, так как отражает разные исторические процессы и социальные условия.
Д.В. Григоровичв повести «Деревня» (1846) показывал бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и их прихотями. Он стремился раскрыть богатство и поэтичность души простой крестьянки, сложность её внутренней жизни.
И.А. Бунин в повести «Деревня» (1910) изображал тяжёлую крестьянскую жизнь, обнищание и упадок в дореволюционной деревне. Он показывал, как в жизни деревни всё оказывается лишённым смысла, сложившийся уклад рушится, семейные и общественные связи разрываются.
Общее во взглядах писателей на деревню как особый мир заключается в том, что оба автора затрагивали актуальную для своего времени тему жизни крестьян: показывают слабость деревни, отсталость и социальные конфликты,
Различное во взглядах на деревню, мужика и народ в целом заключается в следующем:
1) Д.В. Григорович показывает бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и их прихотями, стремится раскрыть богатство и поэтичность души простой крестьянки, сложность её внутренней жизни.
2) И.А. Бунин развенчивал славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа. Он показывал, как в жизни деревни всё оказывается лишённым смысла, сложившийся уклад жизни рушится, семейные и общественные связи разрываются.
• Опыт анализа. Проанализируйте поэтику заглавий в цикле рассказов «Темные аллеи». Каков символический смысл заглавия цикла в целом? Прислушайтесь к высказыванию И. Бунина: «Все рассказы этой книги только о любви, о сё „тёмных" и чаще всего очень мрачных аллеях». Какое содержание заключаю! в себе заглавия рассказов и есть ли связь между ними и содержанием произведений? Покажите, что названия произведений И. Бунина включают в себя несколько смысловых значений. Какие смыслы, например, усматриваете вы в названии рассказа «Лёгкое дыхание»? Найдите другие примеры символической многозначности названий и отдельных деталей в его произведениях и поясните их. Например, «Атлантида» — это и опустившийся на дно океана полулегендарный остров, и название роскошного парохода, на котором путешествует герой. Напишите небольшую работу о роли символизации в прочитанных вами произведениях Бунина.
Поэтика заглавий в цикле рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунина многопланова. Тёмные аллеи – это не только дорожки для гуляющих в тенистом вечернем парке, но и тёмные закоулки человеческой души, в которых гнездится то, о чём никто не подозревает. Это тайные мысли, желания, определяющие изгибы и причудливые повороты судьбы героев.
Символический смысл заглавия цикла в целом заключается в том, что тёмные аллеи – это отражение жизненного пути, тёмного и скрытого от посторонних глаз. Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент.
Заглавия рассказов в «Тёмных аллеях» тесно связаны с текстом. Они соответствуют повторяющейся логике развёртывания сюжета и банальности самих историй. При этом Бунин, используя банальные названия, обыгрывает значение слов и даёт им необычную трактовку.
Заглавие рассказа «Кавказ» содержит в себе несколько смыслов. С одной стороны, Кавказ – это место, где долгое время происходили военные конфликты. Главный герой рассказа умирает именно здесь, но не в сражении, а по собственному желанию. Таким образом, в самом названии произведения актуализируется тема смерти. С другой стороны, Кавказ – это ещё и место курортных романов, краткосрочных и мимолётных отношений. Именно сюда, в Сочи, в Гагры, в Геленджик едут герои-любовники. В этом случае актуализируется мотив измены.
Таким образом, между заглавием и содержанием произведения есть связь: Кавказ в рассказе обретает абсолютно разные значения для героев. Главная героиня и её возлюбленный находят здесь счастье взаимного чувства, свободу и долгожданное уединение, в то время как обманутый муж, отчаянно пытаясь найти свою жену, встречает здесь свою смерть.
Заглавие «Баллада» в рассказе И.А. Бунина играет значительную роль. Оно задаёт тон всему произведению и ассоциирует его с традициями устного народного творчества. Содержание заглавия подразумевает наличие не только сюжета, но и глубоких переживаний, что очевидно в тексте. История о князе приоткрывает непонятный мир человеческого подсознания, необъяснимых порывов.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: по мере чтения происходит приращение смысла заглавной конструкции, она наполняется содержанием всего текста. Кроме того, заглавие «Баллада» создаёт новый контекст с названием «Тёмные аллеи», подчёркивая легендарную тему с мрачным таинственным колоритом.
Заглавие рассказа «Стёпа» вводит в заблуждение, так как это имя считается мужским, но в произведении так зовут девушку. Содержание заглавия заключается в том, что это история о трагической любви, когда молодой купец воспользовался наивностью и неопытностью девушки и растоптал её надежды.
Связь между заглавием и содержанием произведения есть, так как главная мысль рассказа заключается в том, что не нужно доверять всем подряд и вступать в интимные отношения с человеком только после того, как вы достаточно его узнали.
Таким образом, заглавие подчёркивает основную идею произведения: не стоит доверять малознакомым мужчинам, они могут воспользоваться доверчивостью и наивностью в своих целях, а после бросить как использованную вещь.
Заглавие рассказа «Муза» содержит метафору, которая отражает влияние главной героини на жизнь главного героя. Подобно музе, героиня оказывает невероятное влияние на жизнь человека неопределённого, даёт надежду и ведёт за собой рассказчика, но счастье проходит невероятно быстро.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: название рассказа порождает большое количество мыслей и рассуждений о любви, заставляет читателя задуматься о том, как отличить истинные чувства от быстротечного увлечения. Также слово «муза» в контексте произведения ассоциируется с гармонией, вдохновением, творчеством. Вероятно, героиня находится в поиске талантливого человека, который мог бы создать шедевр.
Таким образом, название рассказа отражает основную идею произведения: любовь может врываться в жизнь человека, разрушая его привычный уклад, но у отношений без каких-либо обязательств нет будущего.
Заглавие рассказа «Поздний час» содержит глубокий смысл. Оно объединяет время действия и запоздалость посещения родных мест. Автор использует название как рефрен, неоднократно подчёркивая, что все события, к которым возвращается в памяти герой, происходят именно «в поздний час».
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: в центре рассказа «Поздний час» – тема памяти, повествователь вновь переживает события давно минувших дней, воссоздавая их в мельчайших чувственных подробностях, отчего прошлое кажется более ярким, реальным, чем настоящее.
Таким образом, заглавие как бы указывает на то, что герой возвращается к воспоминаниям о давно минувших событиях именно в поздний час, что соответствует содержанию произведения.
Заглавие рассказа «Руся» содержит информацию о центральной героине – это женское уменьшительно-ласкательное имя давней возлюбленной мужа, тогда ещё молодого и неженатого. Странное именование привносит в текст элемент загадки, тайны, непознанности. Имя Руся созвучно с древним названием «Русь».
Связь между заглавием и содержанием произведения выражается в том, что имя героини подчёркивает её родство с миром природы, не только животным, но и растительным. Мир Руси – это мир природы со всеми его загадочно-таинственными, удивительными и пугающими шорохами и звуками.
Заглавие «Красавица» в рассказе И.А. Бунина заключает в себе тему подлинной и мнимой красоты, несоответствия внешнего вида и внутреннего содержания. Автор использует слово «красавица» не с восхищением, а скорее с горькой иронией, подчёркивая, что героиня вовсе не красива, а, скорее, безобразна, так как помимо внешней красоты у человека должна быть красота внутренняя.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: антитеза названия и содержания текста усиливает драматичность повествования. Главная мысль рассказа заключается в том, что одной красоты недостаточно для счастливой жизни, нужны любовь и тёплое отношение к близким людям.
Заглавие «Дурочка» в рассказе подчёркивает наивность и доверчивость главной героини. Автор словно таким образом жалеет её.
Связь между заглавием и содержанием произведения в том, что «слывшая дурочкой» женщина пожалела больного ребёнка, а отец – отличник – выгнал и обрёк на голодную смерть.
Заглавие рассказа «Антигона» заключает в себе иронию. В греческой мифологии Антигона – дочь царя Фив Эдипа, последовавшая в изгнание за отцом. У Бунина героиня повсюду вынуждена сопровождать своего беспомощного пациента. При этом она оставляет его под ложным предлогом необходимости ухаживать за раненным братом.
Связь между заглавием и содержанием произведения есть: в свете идеи рассказа смысл названия дополняется: И. Бунин обращается к нравственным проблемам, проблеме выбора. Авторская ирония направлена против лжи и фальши, их пагубного влияния на личность и общество. Кроме того, в рассказе есть внешняя связь с античным мифом: и у Бунина, и в греческой мифологии Антигона повсюду следует за своим отцом.
Заглавие рассказа «Смарагд» содержит в себе большую смысловую и символическую нагрузку. Слово «смарагд» в переводе на русский язык означает изумруд, именно так назван изумруд в Апокалипсисе, где описывается Небесный Град Иерусалим после событий Страшного Суда. Содержание заглавия заключается в том, что по названию камня в стене Небесного Града названо состояние героини – влюблённость и отражение этого состояния в небесном пейзаже и наоборот (небесным пейзажем определяется душевное состояние героини).
Между заглавием и содержанием произведения связь в том, что герои не говорят о любви, они говорят о небе, о красках неба, а получается, что о любви, и каждый выражает себя через понимание неба. Так сталкиваются два диаметрально противоположных представления о любви: для неё любовь – небо, рай, для него – земное, плоть.
Заглавие рассказа «Гость» может заключать в себе следующее содержание: гость как символ чего-то неземного и неопределённого, который может олицетворять смерть, рано или поздно настигающую каждого. Также гость может представлять собой символ поисков смысла и понимания в жизни.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: за простым сюжетом скрываются более серьёзные философские размышления о жизни, одиночестве и поиске смысла. Например, в рассказе гость Адам Адамыч называет главную героиню Сашу «фламандской Евой», что указывает на то, что во всём произведении проходит нить отсылок к фламандскому искусству и библейским мотивам.
Таким образом, заглавие «Гость» помогает передать некоторые философские идеи и символику рассказа.
Заглавие рассказа «Волки» содержит в себе информацию о теме произведения: в нём рассказывается о первой любви, которая, словно зарница, вспыхнула в памяти главной героини.
Связь между заглавием и содержанием произведения в том, что волки в рассказе выступают символом разлуки, препятствия, жестокости и безысходности жизни.
Заглавие рассказа «Визитные карточки» несёт в себе лирическую тему. В имени на визитке скрыта наивная надежда на воплощение невоплотившегося в жизни. Содержание заглавия заключается в провинциальных мечтаниях героини, связанной с её желанием испытать нечто столичное, великосветское. Визитные карточки в этом случае выступают эмблематическим, печатным воплощением этих мечтаний.
Связь между заглавием и содержанием произведения в том, что мотив провинциальных мечтаний героини, связанный с её желанием испытать нечто столичное, великосветское, получает в заглавии эмблематическое, более того, печатное, как бы литературное, воплощение.
Заглавие рассказа «Зойка и Валерия» отражает тему влечения молодого человека к девочке-подростку. По сюжету юная Зойка Данилевская неотступно манит 24-летнего студента-медика Жоржика Левицкого.
Связь между заглавием и содержанием произведения в том, что в рассказе напрямую затрагивается мотив тёмных аллей, который связан с чувствами, связывающими Валерию Остроградскую, героиню рассказа, и Левицкого, героя того же рассказа. Например, последняя встреча героев, апофеоз их мучительных отношений, происходит поздно вечером среди аллей деревьев в саду.
Таким образом, заглавие даёт предварительное общее представление о произведении и помогает раскрыть некоторые аспекты его содержания.
Заглавие рассказа «Таня» указывает на главную героиню. Именно она становится той психологической «средой», на фоне которой могут быть раскрыты потаённые слагаемые характера и сознания главного героя. Содержание заглавия заключается в том, что история посвящена несбыточным мечтам о счастье главной героини Тани. Писателя интересует рождение в ней нового чувства – любви.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: женские имена, стоящие в названиях рассказов, становятся своеобразной «ширмой» – тем ёмким и обширным фоном, на котором выразительнее и пластичнее вырисовывается писателем образ главного героя, центрального — сквозного для всего цикла «Тёмные аллеи» – мужского персонажа.
Заглавие рассказа «В Париже» указывает на место действия произведения. Отталкиваясь от этой детали, читатель сразу выстраивает ряд ассоциаций: русские эмигранты, город – центр эмигрантского движения, ностальгия по России, деятельность единомышленников, мечта о возвращении.
Между заглавием и содержанием рассказа есть связь: действие происходит в Париже, что связывает героев произведения темой трагически оборвавшейся жизни и любви. Бунин намеренно выбирает местом действия политизированный Париж, где его герои утверждают вечные ценности, на первом месте среди которых – любовь. То, что действие происходит в Париже, усиливает мысль о том, что нужно думать о вечных ценностях, а не жить сиюминутным.
Заглавие рассказа «Галя Ганская» содержит информацию о главной героине – дочери богатого, но неудачливого художника-самоучки, хорошенькой, стройной, русоволосой и голубоглазой, резвой, импульсивной и страстной. Содержание заглавия отражает основную идею произведения: герой, художник, рассказывает другу о самом счастливом и самом трагичном своём воспоминании – о любви к Гале Ганской.
Между заглавием и содержанием рассказа есть связь: заглавие указывает на то, что в центре повествования – история любви к Гале Ганской, которая выражает бунинскую философию любви: любовь – самое прекрасное в жизни, но она всегда заканчивается расставанием.
Заглавие рассказа «Генрих» заключает в себе игру с именем и псевдонимом. В первой части единственное упоминание о Генрих как об «отличном товарище» вводит читателя в заблуждение. В действительности Генрих – литературный псевдоним журналистки и переводчицы Елены Генриховны.
Связь между заглавием и содержанием произведения есть: венецианский фрагмент новеллы может служить ключом к инверсированному смыслу заглавия. Сама идея карнавала, играющая в загадочном мире Венеции значимую роль, предполагает подлог: одно выдаётся за другое.
Таким образом, заглавие подчёркивает тему подмены, которая присутствует в сюжете: Генрих связана с другим человеком и должна встретиться с ним в Вене, где и умирает от ревности своего любовника.
Заглавие рассказа «Натали» связано с содержанием произведения. По словам писателя, сначала он хотел назвать рассказ фамилией и именем героини, но в конечном счёте остановился только на имени и назвал «Натали». Такое простое название по имени главной героини подтверждает, что рассказ написан в направлении реализма. Почему произведение названо именно «Натали», хотя главных героев три? Именно в этой девушке выражается лучшее, что было в герое, его мыслях и чувствах. Его отношение к Натали, в отличие от отношения к Соне, было чистым и серьёзным. И она стала для него главной женщиной в жизни.
Таким образом, заглавие отражает основную идею рассказа: не стоит размениваться на мимолётные отношения, а настоящие чувства пронизывают всю жизнь, их легко потерять и разрушить.
Заглавие рассказа «В одной знакомой улице» отсылает к стихотворению Я. Полонского «Затворница». Поэтический текст выступает движущей силой повествования: герой соотносит строки из стихотворения с моментами своей молодости. Содержание заглавия заключается в том, что «одна знакомая улица» выполняет для читателя роль безымянного города, характерного для типичного обобщения русской действительности в классической литературе XIX века.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: стихотворный текст Полонского оказал влияние на ритмику бунинского рассказа, превращая его, по сути, в стихотворение в прозе. Бунин включает в произведение фрагменты стихотворения не только для того, чтобы соотнести их со своей историей и придать особую романтику моменту, но и для того, чтобы текст получился более ритмизованным, мелодичным.
Заглавие рассказа «Речной трактир» подчёркивает контраст между известным, респектабельным московским рестораном и провинциальным кабаком на Волге. Автор хотел показать разницу в коннотациях этих двух слов: известный московский ресторан и заведение пусть дорогого, но низкого пошиба.
Содержание заглавия заключается в том, что по мере чтения произведения смысл заглавной конструкции наполняется содержанием всего текста. Так, в «Речном трактире» доктор вспоминает встречу с незнакомой привлекательной девушкой, которую спас от связи со старым пьяницей и развратником.
Между заглавием и содержанием произведения связь в том, что появление в речном трактире таинственной незнакомки, совсем не вписывающейся в контекст кабацкой жизни, отдаленно намекает на блоковскую «Незнакомку» («По вечерам над ресторанами…»).
Заглавие рассказа «Кума» содержит информацию о том, что произведение рассказывает о людях, которым свойственно поступать не очень разумно, следуя эмоциям и импульсу.
Между заглавием и содержанием рассказа есть связь: заглавие указывает на то, что в центре сюжета – запретные отношения между хозяйкой дорогой дачи и другом мужа.
Заглавие рассказа «Начало» заключает в себе информацию о начале чего-то нового в жизни героя. По сюжету рассказчик вспоминает, как впервые почувствовал физическое влечение к женщине в двенадцатилетнем возрасте.
Связь между заглавием и содержанием произведения в том, что по мере чтения рассказа заглавие обрастает новыми смыслами и наполняется содержанием всего текста.
Заглавие рассказа «Дубки» указывает на содержание произведения: в нём упоминается заброшенная усадьба, которая говорит об упадке и мрачности. Заброшенный дом, пустыри вырубленного сада, старая изба, древние дубы, окраина усадьбы – всё это говорит о том, что кульминация рассказа должна произойти именно здесь – в тёмном, страшном месте.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: по мере чтения художественного произведения происходит приращение смысла заглавной конструкции: она наполняется содержанием всего текста.
Таким образом, заглавие «Дубки» уже содержит информацию о том, что в рассказе будет описываться мрачное и заброшенное место, что соответствует содержанию произведения.
Заглавие рассказа «Барышня Клара» заключает в себе информацию о главной героине – барышне лёгкого поведения. Это соответствует сюжету произведения, в котором сын грузинского купца знакомится в петербургском ресторане с такой девушкой и едет к ней домой.
Между заглавием и содержанием рассказа есть связь: случайное убийство, которое происходит в произведении, можно рассмотреть в том числе как наказание героине за профанацию страсти.
Таким образом, заглавие указывает на основную тему рассказа и подчёркивает его сюжетную линию, связанную с взаимодействием героя и героини, где страсть героя приводит к трагическим последствиям. Важно отметить, что Бунин не хотел убивать, это происходит само собой, от силы страсти.
Заглавие рассказа «Мадрид» указывает на то, что действие будет происходить в гостинице «Мадрид». Содержание произведения заключается в истории о юной девушке, торгующей своим телом, и ночи, проведённой с ней в одном из номеров отеля «Мадрид».
Таким образом, между заглавием и содержанием рассказа есть связь: название указывает на то, что в центре сюжета – ночь в гостинице, где встречается главный герой и девушка, предлагающая свои услуги. На примере героини Бунин хочет показать, что даже в такой ситуации может зародиться истинное чувство. Несмотря на всю трагичность ситуации, в девушке играет жизнь, она простая, несмышлёная, доверчивая и по-детски с нежностью и доверием относится к каждому, с кем ей приходится делить своё ложе.
Поэтическая цитата, вынесенная в название рассказа И. А. Бунина «Второй кофейник», выполняет коммуникативную функцию. Она активизирует в памяти героини историю из прошлого, благодаря чему читатель больше узнаёт о чувствах девушки, её окружении и социальном статусе. Заглавие рассказа Ивана Бунина «Второй кофейник» отражает сюжет произведения: в перерыве, готовя кофе, натурщица вслух вспоминала, как осиротела, попала в Москву, лишилась невинности, позировала известным художникам.
Между заглавием и содержанием рассказа Бунина «Второй кофейник» есть связь. Название произведения указывает на то, что в нём рассказывается о воспоминаниях натурщицы, которая в перерыве, готовя кофе, вслух вспоминает свою жизнь: как осиротела, попала в Москву, лишилась невинности, позировала известным художникам
Заглавие рассказа «Железная шерсть» содержит информацию о медведе по прозвищу Железная Шерсть, который обитает в северных лесах, силён, опасен и притягателен для женщин. Содержание заглавия заключается в том, что медведь является аллегорией животной телесности, которая калечит судьбы людей.
Сюжет произведения рассказывает о самоубийстве девушки из богатого крестьянского двора, выданной замуж и изнасилованной женихом в первую же брачную ночь. Когда муж заснул, девушка сбежала в лес и повесилась, а когда её нашли, у босых ног девушки сидел «склонив голову, великий медведь».
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: в рассказе говорится, что на Севере некоторые называют медведей «Железная шерсть».
Заглавие рассказа «Холодная осень» многозначно. С одной стороны, это конкретное название времени года, когда развернулись события произведения. Но в переносном смысле «холодная осень» – это отрезок времени, самый важный в жизни героев, это и состояние души.
Связь между заглавием и содержанием произведения есть: название является повторением первой строки стихотворения А. А. Фета «Какая холодная осень!..». Стихотворение становится не только творческим импульсом для создания рассказа, но и его тематико-композиционной основой. Фетовский образ «холодной осени» конкретизируется, преломляется и развивается в ходе повествования.
Заглавие рассказа «Пароход «Саратов» содержит в себе символическое значение. Пароход «Саратов» перевозит заключённых через Индийский океан во Владивосток, и, пребывая на нём, герой оказывается в промежуточном состоянии между свободой и заключением. Это переход от причины к следствию, от преступления к наказанию. Пароход может олицетворять как наказание за месть главного героя, так и несчастный финал любой любовной истории.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь. По мере чтения художественного произведения происходит приращение смысла заглавной конструкции: она наполняется содержанием всего текста. В заглавии «Пароход «Саратов» автор акцентирует внимание на центральной, кульминационной сцене, когда главный герой оказывается на этом корабле, неся своё наказание за необдуманный поступок на почве ревности.
Заглавие рассказа «Ворон» обозначает тёмное, мрачное начало, разлучающее героев, и беспощадный рок.
Это следует из традиционной символики образа ворона, который в славянской мифологии олицетворяет злую силу, а в христианской – зловещее, хищное начало. Отец-ворон, воронёнок-дочь наделены зооморфными свойствами. Трагизм всей сюжетной коллизии придаёт именно отец-ворон, который к тому же «пророчествует» о судьбе Елены Николаевны и возможном повороте в жизни сына.
Также в рассказе присутствует интертекстуальная аллюзия к стихотворению Эдгара Аллана По «Ворон». Поддаваясь увещеванию ворона Э.А. По, бунинский герой приходит к осознанию всеобщего закона любви – «Никогда!».
Содержание заглавия заключается в том, что нельзя мешать счастью детей во благо своего, нельзя быть вором чужого. В рассказе юноша влюбился в девушку, но в итоге отец был помехой счастью молодых. А вторая мысль в том, что нельзя любовь продавать за богатство. Девушка стала женой отца своего любимого за драгоценности.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: название произведения можно считать «говорящим», оно несёт в себе определённую информацию о смысловых доминантах текста. Образ ворона в фольклоре всегда имел двойное значение – с одной стороны, тёмных сил, а с другой – мудрости. Кроме того, слово-символ, вынесенное в заглавие, неоднократно повторяется в тексте, при этом сквозной образ варьируется.
Таким образом, заглавие выражает авторскую оценку изображаемого и конденсирует в себе содержание произведения. Главная мысль рассказа заключается в том, что родители несут ответственность за своих детей.
Заглавие рассказа «Камарг» обозначает название местности, с которой связана героиня произведения. Камарг – природная, заповедная территория в Провансе.
Содержание заглавия заключается в том, что героиня воплощает в себе полноту бытия, которая связывается с телесно-чувственной стороной человека, особым состоянием погружённости в себя и «пребывания» в мире, с природными ценностями и укоренённостью в пространстве.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: повышенное внимание к камаргианке, объединяющее рассказчика, провансальца и большинство пассажиров в вагоне, обусловлено нехваткой той полноты бытия, которую воплощает в себе героиня.
Заглавие рассказа «Сто рупий» отражает идею о том, что любовь – это чувство, не имеющее счастливого конца, подразумевающее под собой больше разочарований и потрясений.
В произведении герой описывает красоту тропической девушки и удивляется тому, что её невероятной красотой может наслаждаться и обладать каждый, у кого в кармане найдётся сто рупий.
Таким образом, заглавие и содержание рассказа связаны тем, что оно подчёркивает идею о трагичности любви и её неспособности принести счастье.
Заглавие рассказа «Месть» заключает в себе ожидание классической истории возмездия. Однако автор иронично обходит это ожидание: в процессе рассказа читатель понимает, что «месть» героини – не более чем навязчивая идея, симптом глубокой душевной боли.
Между заглавием и содержанием произведения есть связь: это не история мести, а притча о потерянном достоинстве, о любви, превратившейся в горькое разочарование, и о неожиданном спасении, найденном в случайной встрече.
Таким образом, заглавие не соответствует прямому смыслу, так как героиня планировала встретить своего бывшего любимого, чтобы отомстить, но в итоге разговор с рассказчиком помогает ей забыть о мести и обрести освобождение.
Заглавие «Качели» в рассказе И.А. Бунина символизирует стремительный взлёт счастливой влюблённости над обычной жизнью и столь же быстрое «соскакивание на землю». Оно определяет не только место действия, объединяющего героев, но и связано с композицией произведения, в котором три картины соответствуют движению качелей: подъём – высота – с пуск.
Связь между заглавием и содержанием рассказа выражается в том, что качели в произведении выступают аллегорией в отношениях влюблённых, символизируя взлёты и падения, романтику и реальность, горячее чувство и охлаждение.
Таким образом, заглавие «Качели» соответствует композиционно-речевой организации текста и закладывает в себе определённый смысл, который раскрывается в процессе анализа произведения.
Заглавие рассказа «Чистый понедельник» символично. Им подчёркивается резкий перелом в судьбе героини – переход от светской жизни, наполненной развлечениями, к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.
Содержание заглавия заключается в том, что чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощённого воскресения. В православной традиции он символизирует границу между жизнью, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Связь между заглавием и содержанием произведения выражается в том, что героиня именно в чистый понедельник решает начать новую жизнь, уйти в монастырь, то есть начать для себя новую «чистую» жизнь.
Заглавие рассказа «Часовня» указывает на место действия и участвует в создании художественного пространства произведения. Часовня здесь соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – самом главном в жизни.
Связь между заглавием и содержанием произведения выражается в том, что разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно, смерть страшна, поэтому нужно дорожить жизнью и тем, что она даёт.
Заглавие рассказа «Весной, в Иудее» акцентирует внимание на событиях, происходящих внутри местности. Проникновение предлога «в» приближает к этим событиям через воспоминания героя, мотив памяти.
Содержание заглавия заключается в обозначении места действия произведения – Иудеи, где в молодости рассказчик участвовал в экспедиции по исследованию восточных берегов Мёртвого моря.
Между заглавием и содержанием рассказа есть связь: по мере чтения произведения смысл заглавной конструкции наполняется содержанием всего текста.
Заглавие рассказа «Ночлег» обозначает тёмное время суток, когда царствует необъяснимая стихия страсти. Содержание заглавия заключается в том, что в произведении описывается небольшой, но значимый эпизод из жизни главного героя, который одной тёмной ночью заезжает на постоялый двор и нуждается в ночлеге.
Связь между заглавием и содержанием есть, так как название является одновременно порогом и пределом текста, то есть становится первым ориентиром для читателя, а после прочтения – будущим «полем возможных интерпретаций». Кроме того, основная мысль произведения заключается в том, что человек, в своей страсти напоминающий порой животное, был убит животным.
Роль символизации в произведениях Бунина
Произведения Бунина очень богаты различными формами иносказательной выразительности. Писатель использует символику везде: и в названиях рассказов, и в их сюжетах.
Символика в бунинских рассказах является их неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать свое особое, отличное от других писателей настроение в рассказе. Я считаю, что такой прием помогает Бунину передать мысль читателю.
И. Бунин прославился тем, что умел очень хорошо раскрывать в своих произведениях тему любви. Это же чувство сильное и при этом неоднозначное. Рассмотрим рассказ под названием «Лёгкое дыхание». Назван он Буниным так совершенно неслучайно, потому что именно «легкое дыхание» является символом данного произведения. Это отрешенность от мира, ощущение внутренней свободы. Лёгкое дыхание от слов: радость, удовольствие, беспечность. В тоже время рассказ не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Оля у Бунина – это женственность, красота и лёгкость. То есть все то, что сводит с ума кавалеров. У Ольги почти детский характер и она словно бабочка. Если стряхнуть с её крылышек пыльцу, то бабочка погибнет. Исчезнет вместе с ней и её хрупкая красота. А она смертна, как и молодость. Все прекрасное в этом мире бренно. Лёгкое дыхание – это неизведанная природа красоты и её обреченность. Увы, но главная героиня все же погибла. Но автор её сделал навсегда существом лёгким и красивым. В этом смысл названия.
Рассказ «Антоновские яблоки» символичен уже своим названием. Антоновские яблоки воплощают собой благополучие, изобилие в дворянских усадьбах. Их запах присутствует на страницах рассказа постоянно, но если в начале этот запах доминирует, то в конце повествования практически исчезает, и на смену ему приходят другие запахи. Постепенное исчезновение запаха антоновских яблок символизирует у Бунина уход в прошлое дворянского благополучия, его затухание, его осень. Не случайно здесь и композиционное разделение на четыре части: август – сентябрь, октябрь – ноябрь. Ноябрь – это последнее время уже далеко не аристократического дворянства, а обедневшего и пришедшего в упадок поместья.
Особое мастерство автора заключается в его способности постепенно, не заостряя при этом внимания читателя, показать все эти переходы времени и запахов. Светлое и восторженное чувство радости переходит в ностальгию, грусть по прошлому.
Другой рассказ, «Господин из Сан-Франциско», также символичен своим названием. Эта символичность выражается в образе главного героя – человека без имени, называемого автором просто господин из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что герой его не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он не способен воспринимать эстетические ценности, он видит лишь реалии материального мира.
После внезапной смерти героя все продолжается, абсолютно не изменившись. Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только уже с телом мертвого богача в ящике из-под содовой, потерявшего после смерти все былое величие. А на корабле все те же балы, все та же фальшивая, «играющая в любовь» пара. Сам корабль воплощает собой общество со своей иерархической структурой, богатая аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада. Символичен и даже вызывает удивление изображенный писателем-реалистом образ дьявола, огромного, как утес, наблюдающего за кораблем, который является как бы символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.
И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее ни в коем случае нельзя считать писателем-символистом – он писатель реалистического направления, а символы для него лишь одно из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением