Ответы на вопросы на стр.45 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопрос и задания. Стр. 451.  На каком историческом фоне развёртывается литературное движение конца XVIII начала XIX века? Назовите основные исторические события,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопрос и задания. Стр. 45
1. На каком историческом фоне развёртывается литературное движение конца XVIII начала XIX века? Назовите основные исторические события, произошедшие в Европе и в России.
Литературное движение конца XVIII – начала XIX века разворачивалось на фоне следующих основных исторических событий в Европе и в России:
• В Европе: революционные события, в том числе Великая французская революция.
• В России: декабристское движение, Отечественная война 1812 года.
2. Какова историческая почва, на которой возник романтизм в Европе, Америке?
Исторической почвой для возникновения романтизма в Европе и Америке стали следующие факторы:
• Кризис рационализма Просвещения. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах Великой Французской революции 1789–1799 годов, глубокая неудовлетворённость окружающей действительностью.
• Художественные поиски предромантических течений. Например, сентиментализма.
• Немецкая классическая философия.
• Мистико-теософские учения XVIII века. Например, концепция И. Г. Гердера о поэтической индивидуальности наций («дух народа») как манифестации «мирового духа».
Таким образом, общей исторической почвой для европейского романтизма стала переломная эпоха, связанная с ощущением безграничной свободы личности и невозможностью в полной мере осуществить эту свободу в реальной действительности.
3. В чем романтики были не согласны с классицистами?
Романтики были не согласны с классицистами по следующим вопросам:
• Строгая каноничность и идеалы спокойствия и благородной простоты классицизма. Они воспринимались как отсутствие фантазии, желание построить всё под одну мерку.
• Стремление к многообразию мира и человека. Классицизм тяготел к демонстрации «вечных истин», «вечной красоты», равновесию и гармонии, а романтизм стремился познать мир и человека во всём его многообразии, понять едва уловимые перемены настроений и природы, движения души.
• Характеристика героев. В классицизме было чёткое распределение персонажей на положительных и отрицательных. Романтики же увидели в человеке многогранное существо, которое может совершать хорошие и плохие поступки.
• Свобода выбора и изложения. Авторы-«романтики» ощущали тесноту канонов классической литературы и видели в свободе выбора и изложения основную цель искусства. Классицизм считался скучным, однообразным, а умы людей устали от этого однообразия и стремились выбирать новые формы для самовыражения.
4. Что представляет собой романтизм как художественный метод? Каковы его основные принципы?
Романтизм как художественный метод – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основные принципы романтизма как художественного метода:
• Субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому. Автор стремится не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях романтизма фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.
• Выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворённой действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделённой стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.
• Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности.
• Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному.
• Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между которыми существует непоправимое несоответствие.
• Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.
5. На какой почве возник романтизм в России и в чем состоят его национально-исторические особенности? Для более глубокого понимания романтизма ознакомьтесь с книгой К). В. Манна «Русская литература XIX века. Эпоха романтизма» (М., 2001).
На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г. Белинский: «Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло».
Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А. Жуковский), революционный (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбек-кер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений.
Синтетическим характером отличается творчество А.С. Пушкина, которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.
Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю. Лермонтов – прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, «разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади» (А.И. Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и «пламенная защита человеческих прав на свободу» (В.Г. Белинский).
Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф. Одоевским, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А. Погорельского («Черная курица», «Лафертовская маковница») – сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.
Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.
Итак, национально-исторические особенности русского романтизма:
• Патриотическое ядро. Идейным ядром стал патриотический подъём в стране после победы над Наполеоном I.
• Интерес к национальной истории. Особенно он усилился после победы в Отечественной войне, когда Россия по-настоящему утвердилась в качестве мировой державы.
• Понятие «народности». Важное место заняло описание жизни простого человека, отражающего исторический тип русского простолюдина. Романтики активно заимствовали сюжеты и формы из плодов народного творчества – плачей, песен и др.
• Меньший отход от идей просвещения. Многие романтики по-прежнему выступали идеологами отмены крепостного права, сторонниками просветительской деятельности.
• Тесное сочетание философии и искусства. Многие литературные произведения эпохи русского романтизма являются одновременно плодами художественной литературы и философскими сочинениями.
• Исторический оптимизм. В отличие от западноевропейского романтизма, он сохранил надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью.
6. Какие литературные общества появились в начале XIX века? Кто в них входил?
В начале XIX века в России появились следующие литературные общества:
• «Дружеское литературное общество». Возникло в январе 1801 года в Москве. Участниками были Андрей и Александр Тургеневы, А. Воейков, А. Кайсаров, С. Родзянка, В. А. Жу-ковский.
• «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Возникло в Санкт-Петербурге 15 июля 1801 года. В общество входили литераторы, художники, скульпторы, историки, священники, медики, археологи, чиновники – лица разночинного происхождения, интересовавшиеся не только литературой, но и другими видами искусства: живописью, скульптурой.
• «Беседа любителей русского слова». Открыла свои собрания в феврале 1811 года. У общества имелся устав, порядок собраний был строго регламентирован. Издавался журнал. В общество входили Г.Р. Державин, И.А. Крылов, А.А. Шаховской, Н.И. Гнедич.
• «Арзамас». Неофициальное дружеское общество, существовавшее в Санкт-Петербурге и Москве в 1815 – 1818 годах. Основал общество В.А. Жуковский, среди активных участников были А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский.
7. Когда и почему образовались два общества — «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»? Кто входил в состав этих объединений? Какие задачи ставили перед собой участники обоих собраний? Каковы содержание и формы полемики, которую вели арзамасцы и шишковисты? Какова эстетическая функция смеха (сатира, буффонада, бурлеск, травсстия) у арзамасцев? Чтобы ответить на эти вопросы, познакомьтесь с книгой «Арзамас» (Кн. 1, 2. — Л., 1994).
Два общества – «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Какие задачи ставили перед собой участники обоих собраний? Каковы содержание и формы полемики, которую вели арзамасцы и шишковисты? Какова эстетическая функция смеха (сатира, буффонада, бурлеск, травестия) у арзамасцев?
«Беседа любителей русского слова» образовалась в 1811 – 1816 годах в Санкт-Петербурге. Её основателем был филолог и литератор А.С. Шишков, лидер литературного направления, которое Ю.Н. Тынянов определил как «архаисты».
Шишков критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, основанную на сохранении резкой грани между книжным и разговорным языком, отказе от иностранных слов и введении в литературный язык архаической и народной лексики. Шишковисты выступали за обогащение русского языка иностранными заимствованиями. Они предлагали искать нужные для выражения мыслей слова в церковнославянских книгах, а если такое слово там отсутствовало, то создавать новые слова из старых корней. Например, вместо фортепиано – тихогромы, вместо галоши – мокроступы.
Они проводили публичные чтения стихов, басен и пьес, написанных авторами «Беседы», и издавали журнал для публикации произведений членов общества.
Среди членов были Г.Р. Державин, И.А. Крылов, С.А. Ширинский-Шихматов, Д.И. Хвостов, А.А. Шаховской, И.С. Захаров и другие.
«Арзамас» возник в 1815 – 1818 годах. В него входили молодые, но уже известные литераторы. Основал общество В. А. Жуковский.
Членами «Арзамаса» были писатели В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.А. Плещеев, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин и другие, а также политические и общественные деятели С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков и другие.
Главная идея общества – литература нужна не только для учения и возвышения мысли, но и для приятного досуга, а потому язык и стиль должны быть понятны читателю. В «Арзамасе» участники ставили перед собой задачу борьбы с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых состояли в «Беседе». Арзамасцы стремились привить национальному языку и сознанию европейскую культуру мышления, искали средств выражения на родном языке «тонких» идей и чувствований.
В противовес торжественной официальности собраний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Они пародировали устои «Беседы» и Российской академии, масонов и православную церковь. На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы и критически разбирали собственные сочинения. Также в кружке поднимались не только литературные, но и общественно-политические вопросы.
Эстетическая функция смеха у арзамасцев заключалась в утверждении значимых для них ценностей и их защите от литературных врагов и, что особенно важно, от самих себя.
Смех стал формой обновления литературного слова через осмеяние культурной и литературной затхлости, глупости, отсталости.
Арзамасские пародисты остроумно обыгрывали известную традицию Французской академии, когда вновь избранный член произносил похвальную речь в честь умершего предшественника. Вступающий в «Арзамас» выбирал из «Беседы» «живого покойника», и в его честь звучала «похвальная речь», пропитанная иронией. Язык арзамасских речей, изобиловавший литературными цитатами и реминисценциями, был рассчитан на европейски образованного собеседника, способного улавливать подтекст и чувствовать иронию. Это был язык посвященных.
В арзамасских протоколах доминирует игриво-пародийное начало. Королем буффонады единодушно был признан Жуковский, бессменный секретарь общества. И так как, по его утверждению, «оно родилось от нападок на Баллады», участникам присваивались прозвища, взятые из баллад Жуковского. Сам «балладник» носил арзамасское имя «Светлана». Вяземский – «Асмодей», Батюшков – «Ахилл» (намекая на его тщедушную фигуру, друзья шутили: «Ах, хил»), Блудов – «Кассандра», Уваров – «Старушка», Орлов – «Рейн», Воейков – «Ивиков журавль», юный Пушкин – «Сверчок», а его дядя, Василий Львович, бывало, что и четыре – «Вот», «Вот я вас», «Вот я вас опять!», «Вотрушка».
Итак, арзамасцы принялись шутливо отражать нападки «Беседы» и сами азартно и бесстрашно атаковали своих противников. Содержание споров было серьезным, но форма, в которую облекли их арзамасцы, – пародийно-игровой.
Основным способом веселого издевательства становится «арзамасская галиматья» — устаревший высокий стиль, беспредельно поэтизирующий безумное содержание и языковое сумасшествие сочинений «беседчиков». Такими предстали арзамасцам взгляды Шишкова.
Тяжеловесной величавой темноте сочинений и речей сторонников Шишкова арзамасцы противопоставили легкий, изящный и даже несколько щегольской стиль Карамзина. Уходящую со света «Беседу» сменяет «Новый Арзамас». Арзамасцы создают свой космический мир, они творят невиданную еще арзамасскую мифологию.
Вся история «Арзамаса» распадается на два периода — ветхий и новый. Нетрудно увидеть здесь прямые аналогии с Ветхим (Библия) и Новым (Евангелие) Заветами, с идеей православной церкви. «Ветхий Арзамас» — это «Дружеское литературное общество», в котором уже возникли идеи, блестяще развитые «Новым Арзамасом», на который перешла благодать прежнего «Арзамаса». Действительно, многие члены «Дружеского литературного общества» стали в 1815 году участниками «Арзамаса». Принимая эстафету, «Новый Арзамас» крестился, т. е. очистился от старых пороков, от скверны и преобразился. Крещенскими водами стали для «Нового Арзамаса» «Липецкие воды» (намек на комедию Шаховского). В этих очистительных водах исчезли последние остатки грязи «беседчиков», они умерли, а вместо них родился обновленный и прекрасный «Арзамас». С крещением связано и принятие новых имен. Отныне арзамасцы обрели новую религию, узнали и уверовали в своего неземного бога – бога Вкуса.
В полном согласии с идеями Карамзина художественный вкус толкуется как личная способность. Он не может быть постигнут умом. Вкусу нельзя научить: он не достается трудом. Человек получает вкус как небесный дар, как спустившуюся с неба и посетившую его благодать. Вкус таинственно связан с добром и подлежит ведению не знания, а веры. Отсюда ясно, что, создавая многомысленность представлений, арзамасцы сопрягают церковные и эстетические идеи. Церковная идея переносится в бытовой план, а эстетическая идея «сакрализуется» (освящается религией, становится священной). Иначе говоря, арзамасцы сочетают травестию (ироническое использование «высокого» жанра и «высокого» стиля для передачи заведомо «низкого» содержания) и бурлеск (намеренно грубое и дерзкое стилистически «низкое» изложение «высокой» темы).
«Арзамас» – средоточие эстетической веры – представляет собой храм, церковь бога Вкуса, подобную православной церкви — хранительницы религии. У литературного православия, как у всякой истинной религии, есть противник в виде литературных сил тьмы и зла. Они сосредоточились в «Беседе».
Арзамасское братство и арзамасское красноречие не прошли бесследно. В преобразованном виде они вошли в литературный быт и в литературу.
Оба взгляда на единый литературный язык имели достоинства и недостатки: Карамзин, верно подчеркнув значение среднего стиля, разговорного языка образованного общества, и сосредоточившись на нем, первоначально не учел стилистической роли высокого и низкого стилей (впоследствии, работая над «Историей государства Российского», он отдал должное высокому стилю, что было поставлено ему в заслугу Шишковым). Шишков, верно обратив внимание на высокий и низкий стили, отверг средний стиль, разговорный язык. Единый русский литературный язык не мог быть создан, если бы писатели пошли по пути только Карамзина или только Шишкова. Все три стиля должны были участвовать в его сотворении. Так и случилось.
На основе разговорного литературного языка и среднего стиля, обогащенного высоким и низким стилями, усилиями всех писателей начала XIX века образовался единый литературный язык.
Полемика о русском литературном языке способствовала тому, что литература отказалась от жанрового мышления, обратилась к мышлению и игре стилями, чем особенно виртуозно воспользовался Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в поэмах, Гоголь в ранних повестях. Она открыла простор как для развития романтического направления в его психологическом и гражданском (социальном) течениях, так и для формирования реалистических основ русской литературы в творчестве Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением