Ответы на вопросы на стр.45-46 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Литературоведческий практикум«ГРОЗА»1. На материале 1—2-го действий «Грозы» подготовьте сообщение о порядках города Калинова. Согласны ли вы с определением «жестокие...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Литературоведческий практикум
«ГРОЗА»
1. На материале 1—2-го действий «Грозы» подготовьте сообщение о порядках города Калинова. Согласны ли вы с определением «жестокие нравы»?
Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко, что заставляет задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России. В этом городе царит строгая патриархальная иерархия, где богатые и влиятельные купцы, такие как Дикой и Кабаниха, диктуют свою волю, несмотря на моральные и этические нормы.
Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.
Пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».
Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться. Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги.
Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег. Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело – городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань. Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишён культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нём будто нет тех качеств, которые делают человека человеком. При этом находятся и те, кто смеётся над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.
Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это – её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.
Именно в первом и втором действиях наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.
Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Малограмотные жители Калинова всю информацию получают не из газет, а от странников и «просветителей», верят в невероятные рассказы о других странах.
Таким образом, порядки города Калинова, представленные в 1-2-м действиях пьесы А.Н. Островского «Гроза», действительно можно охарактеризовать как «жестокие нравы», основанные на беззаконии, произволе богатых и беспомощности бедных. Любое искреннее чувство в Калинове расценивается как грех. Власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Человека можно, а порой и нужно унизить, пристыдить, оскорбить. Всё старое и привычное считается хорошим, а новое – плохим.
2. Почему странница Феклуша считает Калинов «обетованной землёй»?
Это взгляд отсталой, невежественной странницы, свято верящей в домостроевские законы.
Странница Феклуша считает Калинов «обетованной землёй» из-за пожертвований, которые ей даёт купчиха Кабанова.
Феклуша умиляется купечеством, характеризует его «народом благочестивым», щедрым. («Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.»). Позже, рассказывая о других городах, где «шум, беготня, езда беспрестанная», где «огненного змия стали запрягать» для скорости, странница скажет, что только в Калинове «рай и тишина».
Также Феклуша считает, что живёт хорошо благодаря собранным деньгам: не работает, мягко спит, сладко ест, к ней прислушиваются, ей оказывают почёт и уважение в доме Кабанихи.
3. Подготовьте характеристику одного из главных действующих лиц пьесы (Кабановой, Тихона, Дикого, Бориса, Варвары), используя ключевые реплики и монологи, раскрывающие образ.
Характеристика Кабановой
Марфа Игнатьевна Кабанова, она же Кабаниха – это богатая купчиха, вдова. У нее есть дочь Варвара и сын Тихон.
Кабаниха – грозная женщина: «...Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней...», «...недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет...» (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»).
Это строгая, «крутая» женщина: «...(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит...», «...(строго). Ну, ну, говори, коли уж начала...», «...Маменька-то у вас больно крута...»
Она жестока и бессердечна: «Кабанов (падая на колени): «Хоть взглянуть-то мне на нее!» Кабанова: «Вытащут, взглянешь...» (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
Кабаниха – лицемерная женщина. Она дает милостыню бедным («оделяет нищих»), дома обижает своих же близких. Она обижает своих детей, Тихона и Варвару, а также свою невестку: «...Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем...», «...А теперь поедом ест, проходу не дает...» (Кабаниха обижает сына Тихона), «...Мать на нее нападает...» (о Кабанихе и Катерине).
Героиня держать в страхе всю семью. Она считает, что только так можно добиться порядка: «...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»
Чтобы выжить в доме Кабанихи, нужно уметь обманывать. Так считает Варвара, дочь Кабанихи: «...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало...» (Варвара о своей семье).
Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тот без «маменьки» не делает ни шагу: «...Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг...», «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь...».
Кабаниха ревнует сына к его молодой жене Катерине: «...Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…».
Она усердно молится Богу, но при этом она каждый день грешит, обижая своих близких: «...Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне...».
Она любит давать наставления «читать морали» своим детям: «...Нашла место наставления читать...».
Кабаниха требует, чтобы молодые люди больше уважали стариков (имея в виду, в том числе, себя): «...Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет...».
Героиня больше всего в жизни ценит заведенные в обществе порядки, обычаи и традиции, строго соблюдает их и заставляет молодежь делать то же самое: «...Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!..», «...Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то...», «...Ничего-то не знают, никакого порядка...».
Характеристика Тихона
Тихон Иванович Кабанов – сын богатой купчихи Кабанихи. У него есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы Катерине Кабановой. Возраст Тихона Кабанова не уточняется автором, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина.
Тихон Кабанов – сын купчихи Кабанихи, «маменькин сынок», который во всем слушается мать: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..», «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг...».
Он, как и остальные члены семьи, терпит обиды от своей вздорной матери: «...Да когда же я, маменька, не переносил от вас?..» (переносит обиды).
Тихон – дурак, глупый человек. Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери: «...хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта...» (Кудряш о Тихоне), «Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить...», «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...»
Он мягкий, плаксивый мужчина: «А ты уж испугался, расплакался!..», «Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?..».
Он покорно исполняет все приказы матери: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит...», «Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано...».
Для него жизнь с матерью похожа на жизнь в тюрьме в кандалах: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить…», «И на воле-то он, словно связанный...», «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?..»
Свою жизнь с матерью Тихон считает мучением: «...Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!..»
Он мечтает вырваться на свободу, но ничего не делает, чтобы освободиться от матери: «...Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то...»
Когда Тихон уезжает из города по делам, без надзора матери он уходит в загул и все время пьет: «Я в Москву ездил, ты знаешь? < ... > я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил...», «Он как выедет, так запьет...»
Кабаниха ревнует Тихона к жене, поэтому «ест его поедом»: «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя...», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая...»
Тихон говорит, что любит и жену, и мать. Но при этом он никогда не заступается за жену, на которую часто нападает его злая мать Кабаниха: «...Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею < ... > Я обеих люблю...»
Тихон говорит, что жалеет свою жену Катерину и не хочет ее бить. Но по приказу матери он все-таки бьет супругу: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...»
Когда погибает Катерина, Тихон винит свою мать в смерти жены и как будто даже осмеливается повысить голос на родительницу. При этом он не признает за собой вины, хотя именно его безволие и бесхарактерность также явились причиной трагедии: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы < ... > Вы ее погубили! Вы! Вы!..»
Характеристика Дикого
Савел Прокофьевич Дикoй – зажиточный и уважаемый купец, влиятельное лицо в своем городе: «...Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе...», «...Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело...»
Это сварливый и скандальный человек. Он не может ни дня прожить без ругани. Он ругается на своих родных, знакомых и работников: «...Как не ругать! Он без этого дышать не может...», «...Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..»
Дикой может ни за что обругать и обидеть человека: «...Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет...», «...За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..»
Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить: «...А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам...», «...столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут...», «...На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..»
Дикого в городе называют «воином», потому что он «воюет», ругается со всеми: «...Одно слово: воин!..», «...Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?..»
Дикой считает людей ниже себя «червяками», которых он может помиловать или раздавить по своем желанию: «...Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю...» (Дикой говорит Кулигину)
Дикой никого не боится: «...Боится, что ль, он кого!..», «...Унять-то его некому, вот он и воюет!..», «...Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...»
Все жители города боятся Дикого: «...Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение...»
Он очень жадный человек: «...Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека...»
Купец Дикой не любит платить жалованье своим работникам: «...У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит...», «...А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...»
Когда герой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних: «...А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..»
Работники Дикого жалуются на него городничему, потому что хозяин не платит жалованье как следует: «...К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет...»
Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника: «...Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!», «...потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!..»
Дикой понимает, что он злой человек, но ничего не может с собой поделать: «...Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю...»
Иногда он раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых обругивает: «...После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся...»
В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома: «...Дома-то рады-радехоньки, что ушел...»
Жена героя каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его: «...Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..» (о жене Дикого)
У Дикого есть дочери-подростки: «...Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет...»
Известно, что Дикой должен выплатить своему племяннику Борису часть наследства от бабушки. Однако молодой человек получит это наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким: «...бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием < ... > Если мы будем к нему почтительны...»
Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его: «...Это Дикой племянника ругает...», «...Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит...»
На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что очень жаден. Судя по всему, молодой человек никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить вздорному дядьке: «...У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»
Купец Дикой является кумом злой купчихи Кабанихи. Он любит поговорить с ней по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных: «...А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать...»
Характеристика Бориса
Борис Григорьевич – молодой мужчина, племянник купца Дикого: «... Борис Григорьич, племянник его, молодой человек...».
Борис – сирота. Его родители умерли от холеры: «... оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались...».
Борис – образованный человек. Он получил хорошее воспитание от родителей, а также учился в Коммерческой академии: «... молодой человек, порядочно образованный...», «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион...».
Борис одевается модно, «не по-русски»: «... Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».
Борис надеется получить наследство бабушки. Но это возможно, только если Борис будет почтительно относится к дядьке Дикому: «... бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы прийдём в совершеннолетие, только с условием < ... > Если мы будем к нему почтительны».
Дядька Дикой все время ругается на Бориса. Но племянник терпеливо переносит ругань ради бабушкиного наследства: «...Загнан, забит...», «...Это Дикой племянника ругает...»
Борис – заботливый брат, который готов терпеть издевательства дяди не только ради собственного благополучия, но и ради обеспеченного будущего любимой сестры: «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил всё да уехал. А то сестру жаль».
Он боится, что дядька Дикой не выплатит ему наследство: «...Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость...»
Молодой человек живет у дядьки Дикого и работает на него, но не знает, заплатит ли тот ему что-либо: «...«Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно...»
Борис – нерешительный человек. Он «мечется и плачет», когда раскрывается его связь с Катериной, но ничего не предпринимает: «... Мечется тоже; плачет».
Борис – трусливый и бесхарактерный человек. Он не берёт Катерину с собой в Сибирь, потому что дядька Дикой рассердится за это. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной Катерины Кабановой. «... Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись...».
Характеристика Бориса
Варвара – дочь злой купчихи Кабанихи. Мать «точит», обижает Варвару, как и всех остальных членов семьи: «...Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла...»
Девушка делает вид, что уважает мать Кабаниху, но про себя осуждает ее поведение: «...Варвара (про себя). «Не уважишь тебя, как же!..», «...Варвара (про себя). «Нашла место наставления читать...»
Варвара – молодая красавица: «...Что, красавицы? < ... > Красота-то ваша вас радует?..»
Она не любит много разговаривать: «Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне...»
Варвара – «греховодница», то есть она совершает грехи, по ее собственным словам. Действительно, она тайно по ночам встречается с Кудряшом, что для незамужней девушки ее круга считается неприличным: «Показываются Кудряш и Варвара. Целуются...» «Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!..», «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть...» (Варвара о себе)
Судя по всему, Варвара и Кудряш давно встречаются за спиной у Кабанихи: «Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.)»
Героиня не замужем, но она более «испорченная» девушка, чем замужняя Катерина: «Говори! Я хуже тебя...» (Варвара о себе)
По ее собственным словам, Варвара не обманщица, но она научилась обманывать, чтобы выжить в своей семье, где всем заправляет ее злая и властная мать Кабаниха: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало...», «...калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила ... Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя...»
Героиня считает, что можно делать все, что хочется, но тихо, «шито-крыто». Следуя этому принципу, девушка развлекается с Кудряшом по ночам в тайне от матери: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было...»
Варвара жалеет и любит Катерину, несчастную жену своего брата Тихона: «Катерина. «Так ты, Варя, жалеешь меня? < ... > …любишь меня? (Крепко целует)», «Варвара. «За что ж мне тебя не любить-то!»
С свою очередь, Катерина считает Варвару милой девушкой и любит ее «до смерти»: «Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.»
По ходу пьесы хитрая Варвара устраивает тайное свидание Катерины и Бориса в овраге. В итоге Катерина изменяет с Борисом своему мужу. Варвару не смущает, что она своим сводничеством толкает Катерину к измене. Вероятно, Варвара не задумывается о том, какие последствия это может иметь: «Что она это делает-то? Что она только придумывает?», «Знаешь овраг за Кабановым садом?..» (Варвара – Борису)
В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома – подальше от злой матери Кабанихи: «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло...»
4. Определите роль второстепенных персонажей пьесы (Кулигина, Феклуши, Кудряша).
Второстепенные персонажи в пьесе «Гроза» А.Н. Островского играют важную роль в развитии сюжета и раскрытии тематики произведения.
Кулигин противостоит невежеству «тёмного царства» и является носителем идей просвещения. Механик-самоучка даёт точную характеристику калиновцам, критикуя «жестокие нравы» жителей города и их мещанскую грубость.
Феклуша – странница, человек с наивным и романтичным взглядом на жизнь. Она считает город Калинов «обетованной землёй», что подчёркивает её простую и искреннюю натуру. Феклуша представляет контраст между миром грязной реальности и миром мечтаний и надежд. Она создаёт общее представление о невежестве и дремучести калиновцев. Многие знания о других городах, странах, чужих традициях жители города Калинова узнают от Феклуши. Она и калиновцы в своей массе не готовы к переменам, прогрессивным идеям.
Кудряш является представителем молодого поколения. Он выделяется своей бойкостью, хвастливостью и наивностью. На первый взгляд, он противостоит «тёмному царству»: Кудряш не боится Дикого, отговаривает ему. Но на самом деле и на нём лежит печать «тёмного царства» – он относится к типу людей, приспособившихся к тяжёлым условиям жизни, заключил негласный договор с Диким: Кудряш нужен Дикому, поэтому Дикой ничего не может сделать с Кудряшом. Характер и действия Кудряша отражают местные традиции и образ жизни.
Все эти второстепенные персонажи дополняют образы главных героев и служат для дополнения их характеристики. Второстепенные персонажи также помогают создать атмосферу маленького города, в котором каждый персонаж играет свою роль в сложной системе общественных отношений.
5. Что общего у Катерины с молодыми героями драмы (Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) и чем она от них отличается?
Общее у Катерины с молодыми героями драмы «Гроза» (Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) – воспитание в одинаковых патриархальных законах и устоях. Они все находятся под гнетом старшего поколения: Катерина, Варвара, Тихон – над ними властвует Кабаниха, а над Борисом – Дикой. Также их объединяет внутреннее сопротивление строгим домостроевским порядкам. Они хотят большей свободы и не хотят подчиняться абсолютной власти старших поколений.
Чем Катерина отличается от других персонажей, так это честностью и правдивостью. Она не умеет лгать и притворяться, в отличие от других героев драмы. Кроме того, Катерина единственная, кто сохраняет сердечное отношение к нравственным законам христианской морали, она по-настоящему совестлива и богобоязненна. Её чувство вины и совесть играют важную роль в её драме.
Катерина отличается скромностью и верностью. Она остаётся верной своему мужу Тихону, несмотря на его безвольность и слабость. Она сохраняет верность своим принципам и своей семье.
Катерина, в отличие от других молодых героев драмы, бескорыстна. Она искренне любит Бориса, даже находясь в безвыходном положении, и не думает о материальной выгоде.
Таким образом, Катерина выделяется своей высокой нравственностью, верностью и честностью.
6. Проследите по тексту пьесы развитие любовного сюжета. Как раскрываются в любви характеры Катерины, Тихона, Бориса? Согласны ли вы с суждением критиков о неравенстве масштаба личности Катерины и её избранника Бориса? Почему Тихон не сумел стать опорой и защитой для своей жены?
Развитие любовного сюжета в пьесе «Гроза» А.Н. Островского происходит следующим образом: главная героиня Катерина Кабанова живёт с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа. Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем.
Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. Десять дней влюблённые тайно встречаются каждую ночь. На свиданиях Борис говорит Катерине, что любит её «больше самого себя».
Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюблённых прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене. После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха ещё больше тиранит её. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар.
В последнюю встречу с Борисом Катерина узнаёт, что он едет в Сибирь, и просит, чтобы забрал её с собой. Борис отказывается это сделать. Катерина, оставшись одна, представив своё возвращение в постылый дом, приходит к выводу, что «в могиле лучше». Молодая женщина бросается в Волгу с высокого берега.
Характеры героев в любви раскрываются следующим образом:
Катерина в любви самоотверженна. Когда она прощается с Борисом, думает о нём, не о себе. В душе Катерины возникает конфликт чувства и долга: с одной стороны, любовь захватывает её полностью и требует духовной пищи для развития, с другой стороны, Катерине, с детства впитавшей основы христианского учения, странно даже подумать о возможности изменить мужу.
Можно согласиться с мнением критиков в том, что Катерина проявляет глубокие чувства, самоотверженность и готовность идти на жертвы ради своей любви. Её характер развивается внутренне, она проходит через моральный конфликт, который в конечном итоге приводит к трагическому исходу.
Борис, хотя и обладает образованием и культурой, не проявляет такой же глубины чувств и не способен взять на себя ответственность за свои действия. В чувстве к Катерине он живёт одним днём и не задумывается о последствиях встреч с замужней женщиной. Молодой человек не готов к серьёзным отношениям и боится разрушить жизнь Тихона и своего собственного положения.
Тихон любит Катерину, но слаб и не замечает её страданий. Он не смог стать опорой и защитой для своей жены Катерины из-за своей личной слабости и глубокой личной зависимости от матери. После того как Катерина признается в измене, Тихон по приказу матери избивает её. Он не способен принимать собственные решения.
Таким образом, любовный сюжет в «Грозе» служит иллюстрацией сложных человеческих отношений, морального выбора, различия в характерах главных персонажей. Катерина проявляет глубокую страсть и самоотверженность, Тихон – безвольность и зависимость, а Борис – поверхностность и незрелость.
7. Сопоставьте религиозные переживания Катерины (монологи героини в действии 1, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабановых (действие 1, явл. 8; действие 2, явл. 1; действие 3, явл. 1; действие 4, явл. 6) и раскройте религиозные корни основного конфликта.
В пьесе «Гроза» религиозные переживания Катерины и религиозная атмосфера в мире Диких и Кабановых играют важную роль в раскрытии основного социального конфликта.
Религиозные переживания Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» заключаются в том, что она глубоко верующий человек. Катерина начинает монолог о своей вере религиозных переживаниях в 1 действии, 7 явлении. Героиня признаётся, что «до смерти любила в церковь ходить», входила в неё, как в рай, и ничего не замечала, когда молилась. Именно в церкви молодая женщина переживала особую радость жизни, когда видела светлый столб из купола, льющийся в солнечный день, а в столбе этом – ангелов. В восприятии Катерины Бог светел и радостен.
Религиозная атмосфера в мире Диких и Кабановых характеризуется тем, что Бог для них – это грозный судия и закон. Их вера наполнена страхом и угрозами. Она предвещает гибель и ад для тех, кто не следует религиозным нормам и воспринимает мир как место сурового божественного суда. Критик Н.А. Добролюбов подметил, что у Кабановых «всё веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны».
Религиозные корни основного конфликта в пьесе «Гроза» заключаются в столкновении старых патриархальных ценностей (мир Диких и Кабановых) и новых, более человеческих и милосердных убеждений (Катерина). Катерина пытается найти свет и радость в вере, в то время как мир её свекрови и окружения наполнен страхами и предсказаниями ада. Это религиозный конфликт усиливает внутренний конфликт Катерины и является одной из причин её трагической участи.
8. Охарактеризуйте конфликт драмы «Гроза». В чём он сходен и в чём не сходен с конфликтами пьес, изученных вами ранее?
Конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза» заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности. Этот конфликт решается не только через противопоставление Катерины калиновскому обществу, но и через цепочку внутрисемейных конфликтов и конфликта «отцов и детей». На фоне общественного конфликта развивается внутренний конфликт: в душе главной героини возникает конфликт чувства и долга.
Конфликт драмы «Гроза» сходен с конфликтами пьес Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наличии внешнего общественного конфликта. В «Грозе» это противостояние Катерины и калиновского общества, в «Ревизоре» – реалистическая общественная комедия, разоблачающая пороки общества, а в «Горе от ума» – столкновение Чацкого и «фамусовского» общества, «века нынешнего» с «веком минувшим».
Конфликт драмы «Гроза» несходен с конфликтами других пьес тем, что в нём присутствует и духовный конфликт: Катерина борется не только с Кабанихой, но и сама с собой, в ней активно звучат противоположные личностные начала.
9. Объясните, что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей подвластного им города Калинова (подготовьте развёрнутый ответ с примерами из текста драмы).
Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей города Калинова в драме А.Н. Островского «Гроза» тревожит несоблюдение патриархальных традиций.
Кабаниха стремится сохранить порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она говорит: «Не очень-то нынче старших уважают». Её беспокойство оправдано, так как в её представлении порядок и соблюдение домостроевских законов играют важную роль в обществе. Она убеждена, что, если не соблюдать освящённые стариной законы, никакого порядка не будет.
Кабанова замечает, что молодёжь не уважает своих родителей так, как она привыкла видеть. Она говорит: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Эта забота о сохранении традиционных семейных ценностей подчёркивает её консервативные убеждения.
Кабанова обеспокоена тем, что Тихон больше не проявляет к неё прежней любви и предпочитает свою жену. Она говорит: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Дикой, в свою очередь, также беспокоится о сохранении традиционных порядков и ценностей. Он жаден и жесток. Он бессмысленно буйствует, издевается над домашними, которые его боятся. Дикой уверен, что домашние должны ему покоряться, и выражает своё желание установить жёсткий порядок. Это видно из его слов: «… они и должны мне покоряться». Он постоянно придирается к своему племяннику Борису, которому должен отдать часть бабушкиного наследства, если тот будет к нему почтителен. Но Дикой не хочет расставаться с деньгами. Стремление Дикого к власти и контролю также подчёркивает конфликт между молодёжью и старшим поколением.
Таким образом, тревожность Дикого и Кабанихи отражает их беспокойство по поводу сохранения традиционных ценностей и порядков в обществе, которые они считают неотъемлемой частью структуры и стабильности. Их переживания и опасения создают фон для социального семейного конфликта., который является одним из центральных моментов в драме «Гроза».
10. Докажите, что конфликт в «Грозе» имеет трагический характер.
Конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» имеет трагический характер по следующим признакам:
• Наличие героя с выдающимися духовными качествами. Катерина борется не только с Кабанихой, но и сама с собой, в ней активно звучат противоположные личностные начала.
• Неминуемость трагедии. С самого начала пьесы мы видим, что судьба Катерины и её отношения с Борисом развиваются в напряжённую и трагическую историю. Она вынуждена скрывать свои чувства и прятать своего возлюбленного, а общество, в котором она живёт, не принимает её и её выбор. Эта неминуемость бед создаёт атмосферу трагедии с самого начала.
• Социальное противостояние. Внешний конфликт в пьесе является социальным. Катерина оказывается в оппозиции к жёстким и лицемерным общественным нормам, которые диктуются городской домостроевской традицией. Её искренние чувства к Борису сталкиваются с презрением и непониманием со сторон окружающих, что приводит к её изоляции и страданиям.
• Внутренний конфликт. Внутренний конфликт Катерины между её чувствами и обязанностями также придаёт трагический характер пьесе. Героиня испытывает глубокую любовь к Борису, но одновременно чувствует себя виноватой перед мужем и перед Богом. Её внутренние моральные страдания, её борьба между желанием быть с любимым и верностью своим обязанностям делают её образ трагическим.
• Гибель главного героя в финале пьесы. Окончание пьесы, в котором Катерина приходит к отчаянию и выбирает смерть, закрепляет трагический характер произведения. Катерина своей смертью получает избавление и от гнёта свекрови, и от терзающих её внутренних нравственных противоречий. Её самоубийство становится кульминацией её страданий и неразрешимых конфликтов.
Таким образом, конфликт в «Грозе» можно назвать неразрешимым, что характерно для трагедии.
11. Раскройте смысл противостояния Катерины и Кабанихи. Можно ли свести их конфликт к несовместимости характеров?
Противостояние Катерины и Кабанихи в пьесе «Гроза» А.Н. Островского отражает общественный конфликт – конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
К несовместимости характеров конфликт между свекровью и невесткой свести нельзя. В пьесе они противостоят друг другу открыто: обмениваются репликами, участвуют в общих сценах.
Кабаниха олицетворяет патриархальную старину с её домостроевскими законами, традициями, обрядами. От своих детей и тем более невестки богатая купчиха требует абсолютного подчинения и послушания. Катерина же, свободолюбивая натура, не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. Она символизирует новаторство и стремление к свободе личности. Она живёт эмоциями, чувствами и идеей свободной любви, которая противоречит жёстким социальным нормам и традициям. Катерина стремится к тому, чтобы её чувства и желания уважались, даже если это означает нарушение устоявшихся обычаев.
В пьесе виден конфликт поколений. Кабаниха, как представитель старшего поколения, не понимает стремлений и чувств молодых людей, а Катерина и Борис представляют собой новое поколение, готовое отказаться от привычных норм в пользу более свободных и индивидуальных отношений.
12. Определите композиционные элементы драмы (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку действия).
Экспозиция пьесы представлена в начале 1-го действия, явления 1- -4. В этой части произведения читателю представляется атмосфера Волги, калиновских нравов и обыденной жизни. Вводятся основные персонажи, их отношения, их характеры и ситуация, в которой они находятся. Экспозиция создаёт основу для дальнейшего развития сюжета.
Завязка начинается с 1-го действия, явления 5, где происходит первое столкновение между Кабанихой и Катериной. Этот конфликт становится отправной точкой для развития драмы, и он начинает формировать основные напряжения и противоречия.
Первая кульминация происходит в 4-м действии, явлении 6, когда Катерина признаётся в грехе измены Тихону. Это событие сильно разделяет персонажей и усиливает напряжение в отношениях.
Вторая кульминация наступает в 5-м действии, явлении 4, когда Катерина произносит монолог, прощаясь с Борисом м любовью. Этот момент олицетворяет её внутренний конфликт и решение.
Развязка пьесы наступает в действии 5-м, явлении 7, когда Катерина совершает самоубийство. Это событие потрясает обитателей города и завершает драму. Происходит прозрение Тихона: «Маменька вы её убили».
13. Проследите, как раскрывается в пьесе образ грозы. Раскройте многозначность названия пьесы.
Образ грозы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» раскрывается многозначно.
В прямом смысле гроза понимается как природное явление. Она начинается уже в первом действии и к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы. Единственный, кто не боится грозы, – изобретатель-самоучка Кулигин. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического.
В переносном значении гроза имеет, например, синоним жёсткости и деспотизма в семье Кабановых. Также грозой Тихон называет брань, ругань и выходки Кабанихи.
Ещё гроза является символом любви главной героини к Борису. В их отношениях, как и в грозе, есть что-то стихийное, и эта любовь не приносит героине радости.
Многозначность названия пьесы заключается в том, что «гроза» – это и природное явление, и отдельное действующее лицо, и символ неизбежности и рока, и наказание, которое должны понести герои за неправильный и аморальный стиль жизни. Это обобщённое олицетворение перемен, которые крайне необходимы России XIX века.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением