Ответы на вопросы на стр.46-47 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работы1. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из следующих монологов, проанализируйте его (определите, какие чувства, намерения героя в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из следующих монологов, проанализируйте его (определите, какие чувства, намерения героя в нём раскрываются, как проявляется его
характер, поясните, какую роль играет монолог в развитии основного конфликта пьесы, с какими сценами он перекликается).
Монолог Кулигина (действие 1, явл. 2).
Монолог Кабановой (действие 2, явл. 6).
Монолог Катерины (действие 2, явл. 10).
Монолог Феклуши (действие 3, сцена 1, явл. 1).
Монолог Бориса (действие 3, явл. 3).
Монолог Кулигина (действие 3, сцена 1, явл. 3).
При подготовке выразительного чтения наизусть одного из следующих монологов, проанализируйте его. Определите, какие чувства, намерения героя в нём раскрываются, как проявляется его характер. Поясните, какую роль играет монолог в развитии основного конфликта пьесы, с какими сценами он перекликается.
Монолог Кулигина (действие 1, явление 2)
В монологе Кулигина (действие 1, явление 2) раскрываются следующие чувства и намерения героя:
• Чувства: Кулигин восхищается природой, называет необыкновенный вид Волги чудом.
• Намерения: герой мечтает о благополучии народа, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире.
Характер: Кулигин предстаёт мечтателем, который понимает несправедливость строя, при котором всё решает грубая власть силы и денег.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы: он изобличает пороки города Калинова, помогает читателю понять авторскую точку зрения на осуждение безнравственных принципов жизни купеческой среды.
Перекличка с другими сценами: монолог Кулигина перекликается с его речью в четвёртом действии, когда он обращается к толпе с монологом, пытаясь объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив, надо ими восхищаться.
Монолог Кабановой (действие 2, явление 6)
Монолог Кабановой (действие 2, явление 6) в пьесе А.Н. Островского «Гроза» раскрывает следующие чувства и намерения героини: она отстаивает принципы старины и домостроя, для неё важна внешняя сторона дела, а не чувства. Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе, и внушает это своему сыну Тихону.
Характер героини в монологе проявляется в том, что она лицемерка, ханжа, привыкшая к полному подчинению и почитанию. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы заключается в том, что он демонстрирует косность и отсталость провинциального общества, которое придерживается патриархальных устоев и не приемлет ничего нового.
Перекликается монолог с тем, что в нём Кабанова вспоминает о правилах домостроя и указывает, что должна делать Катерина, провожая Тихона в поездку.
Монолог Катерины (действие 2, явление 10)
Монолог Катерины (действие 2, явление 10) пьесы А.Н. Островского «Гроза» раскрывает следующие чувства и намерения героини:
• Чувства: в монологе представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце.
• Намерения: Катерина стоит перед дилеммой – пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону. В итоге своего монолога она решается на измену – и на счастье, свет, любовь, которые ей просто необходимы для существования.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы: он является одним из ключевых в понимании характера Катерины Кабановой и причин её поступка, повлёкшего за собой гибель героини.
Перекличка с другими сценами: монолог можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства.
Монолог Феклуши (действие 3, сцена 1, явление 1)
Монолог Феклуши в действии 3, сцене 1, явлении 1 пьесы «Гроза» А.Н. Островского раскрывает чувства и характер героини: она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена» и люди все спешат куда-то, торопятся, что свидетельствует о скором конце света. В её речи проявляется неискренность и фальшь: Феклуша беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы заключается в том, что он характеризует обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.
Перекличка с другими сценами может быть видна в том, что Феклуша, подобно странницам, подобным ей, являлась источником новых сведений для жителей «тёмного царства».
Монолог Бориса (действие 3, явление 3)
Монолог Бориса из действия 3, явления 3 пьесы А.Н. Островского «Гроза» раскрывает чувства героя к Катерине. Он говорит о том, что ждёт чего-то, но не может вообразить, чего именно.
Характер Бориса в этом монологе проявляется в том, что он нерешительный и трусливый человек. Он понимает, что с Катериной может случиться беда, но не может заступиться за неё, оградить её от горя и слёз.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы заключается в том, что он подчёркивает безволие и зависимость Бориса, его неспособность защитить самого себя и честь дорогого ему человека.
Перекликается монолог со сценой прощания Бориса и Катерины, которая показывает, что герой не тот человек, которого можно любить: он слишком безволен и робок.
Монолог Кулигина (действие 3, сцена 1, явление 3)
В монологе Кулигина (действие 3, сцена 1, явление 3) раскрываются следующие чувства и намерения героя: он изобличает пороки города Калинова, отмечает проблемы социального неравенства и тирании в семьях. Герой подчёркивает отсутствие вкуса к жизни у богатых людей: вместо наслаждения природой и красотой окружающих мест они выходят погулять только для того, чтобы посплетничать и похвастать своим «туалетом».
Характер Кулигина в этом монологе проявляется в том, что он добрый мечтатель, стремящийся сделать жизнь людей лучше и расширить их знания об окружающем мире. Он хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы.
Роль монолога в развитии основного конфликта пьесы заключается в том, что благодаря ему мы узнаём обо всех проблемах и слабых местах города, его запущенности и обречённости.
Перекликается монолог с теми сценами, в которых Кулигин отмечает, что богатые люди сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом, а бедные с утра до ночи работают.
2. Проанализируйте полный текст песни «Среди долины ровныя...» на слова поэта А. Ф. Мерзлякова. Почему эту песню можно считать эпиграфом к «Грозе»?
Анализ песни «Среди долины ровныя...» на стихи А. Ф. Мерзлякова
Песня «Среди долины ровныя» на стихи Алексея Фёдоровича Мерзлякова по своему жанру является элегией, так как оно выражает печальные размышления о жизни в одиночестве и утрате близких людей.
Основная тема произведения – одиночество и тоска по родине, родным и близким. Лирический герой, как дуб, который растёт одиноко посреди долины, чувствует себя одиноким и лишённым поддержки в жизни. Песня посвящена размышлениям о том, как тяжела жизнь без любви, родины, семьи и друзей. Герой переживает глубокую внутреннюю тоску, несмотря на наличие внешних достижений, таких как богатство и слава.
Произведение наполнено грустью и меланхолией, которые усиливаются по мере его развития. Оно пронизано чувством одиночества, тоски и утраты, выраженными словами «один», «скучно», «горько», а также образами одинокого дуба и человека без близких, создающими ощущение эмоциональной пустоты.
Текст состоит из нескольких частей:
В первой части (первая и вторая строфы) представлено сравнение одинокого дуба с человеком, который также остался один.
Вторая часть (третья и четвёртая строфы) описывает эмоциональное состояние лирического героя, который чувствует одиночество и потерю.
В последней части с (пятая и последующие строфы) герой говорит о том, что никакие материальные богатства или достижения не могут заменить ему родных и близких.
Средства выразительности в песне:
• метафоры: «скучно одинокому дереву расти», «горько молодцу»;
• эпитеты: «высокий дуб», «могучая красота»;
• олицетворение: дуб, которому «скучно расти»;
• сравнения: дуб как «рекрут на часах», подчёркивающее одиночество и неизменное стояние на месте;
• повторы: «один, один» – усиление чувства одиночества.
Основная мысль произведения заключается в том, что материальные блага (слава, богатство) не могут заменить любовь, дружбу и тепло близких. Лирический герой подчёркивает, что без близких людей даже самые значительные достижения в жизни теряют смысл. Автор хотел донести до читателя идею важности человеческих связей и тоску по утраченной любви и родине.
Песня производит сильное впечатление своей меланхоличностью и глубиной переживаний лирического героя. Сравнение одинокого дуба с одиноким человеком, который лишён близких, подчёркивает трагичность человеческого существования в одиночестве. Особенно впечатляет финал, где герой говорит, что никакие богатства и почести не могут заменить ему родину и любовь.
Песню «Среди долины ровныя…» на слова поэта А.Ф. Мерзлякова можно считать эпиграфом к пьесе А.Н. Островского «Гроза», потому что она отражает некоторые важные темы произведения:
• Богатство и почести не могут заменить человеку любовь. Эта мысль раскрывается уже в первой строке песни и является одной из главных тем пьесы.
• Одиночество «в чужой стороне». Мерзляков рисует картину тоски по родным местам и близким людям, которые остались вдалеке. Чувства героя песни определяют и эмоциональное состояние действующих лиц «Грозы»: в пьесе трудно найти персонаж, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.
Кроме того, песня предвосхищает трагическую судьбу главной героини Катерины: она неприкаянная («Где ж сердцем отдохнуть могу, Когда гроза взойдёт?») и тщетно стремится найти поддержку и опору («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»).
3. Составьте речевую характеристику одного из героев: Кабановой, Катерины, Дикого, Бориса, Кулигина. Покажите, как проявилось мастерство драматурга в создании образа героя при помощи его речи.
Речевая характеристика Кабановой
Кабаниха в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера.
Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной. Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуше.
Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи.: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме.
Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»).
Кабаниха старается показать свою религиозность: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» – постоянно сопровождают ее речь. Она много говорит о грехах. Она признается, что и сама грешит, когда рассердится. Только все, что она делает продиктовано ее любовью к детям. На словах у нее все правильно получается, а на деле дети ее не любят, дочь мечтает уйти из дома.
Кабаниха часто вспоминает о правилах домостроя: когда Катерина провожает Тихона в поездку, Кабаниха указывает, что она должна делать. Для нее важна внешняя сторона дела, а не чувства. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания: «...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает...». Она притворяется обездоленной, обиженной, чтобы сын чувствовал себя виноватым и не выходил из повиновения.
Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
Речевая характеристика Катерины
Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).
Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.
Основные источники языка Катерины – народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху».
Образность ее языка проявляется в обилии сравнений. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».
В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии. Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!». В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…». Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.
На язык Катерины большое влияние оказывала церковно-житийная литература. «У нас, – рассказывает она, – полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют». Катерина говорит свободно. Её речь льётся. Так, ей не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное. В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Эти сны навеяны, несомненно, и духовными стихами.
Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.
Речевая характеристика Дикого
Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Основная интонация речи Дикого – грубая и раздражительная, отражающая его властную, деспотическую, невежественную натуру.
Дикой чувствует власть над другими людьми и знает о своей безнаказанности. Его речь – это речь уверенного, властного человека, который уверен в своей правоте и считает себя вправе распоряжаться судьбами других людей. Никто не смеет перечить ему, поэтому, нападая на людей, он не особо выбирает выражения. Даже к родному племяннику он обращается «дармоед», «проклятый», «иезуит». Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он стремится унизить и оскорбить собеседника.
«Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет», – говорит он Кулигину. Он называет людей разбойниками, червяками и всегда найдет повод обругать кого-нибудь. Мужики ли пришли за деньгами, племянник ли с какой-то просьбой, Дикой обрушивается на них с бранью. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.
Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.
Речевая характеристика Бориса
Речевая характеристика Бориса показывает, что он человек светский, культурный, хорошо воспитанный.
Вот пример его речи: «Больно и трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что всё это наше русское, родное, а всё-таки не привыкну никак».
Также Борис тяжело принимает своё положение, ему жаль губить свою молодость среди недалёких, невежественных людей: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу…».
Речевая характеристика Кулигина
Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза» – это мещанин, механик-самоучка. В первом действии, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом.
Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»
Он разговорчивый, любит порассуждать на самые разные темы. Например: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достаётся; да не могу, люблю разговор рассыпать!».
Кулигин с лёгкостью цитирует известных авторов, например Ломоносова и Державина. Например: «Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания…».
Кулигин далёк от предрассудков, открыт знаниям, науке. Он с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!. . любоваться бы надобно да дивиться премудрости… » Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара. Кулигин очень печалится, что большинство жителей Калинова – невежественные люди, которые в грозе видят не явление природы, а дурное предзнаменование. Обращаясь к людям, он говрит: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!».
Кулигин хорошо разбирается в людях. Он способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы. Все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда… Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой… Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»
4. Сочините дополнительный монолог от лица Марфы Игнатьевны Кабановой о её молодости и замужней жизни.
Дополнительный монолог от лица Марфы Игнатьевны Кабановой
о её молодости и замужней жизни
1) Катерина, поговорить нам с тобой по душам надо. Замечать стала: невесёлая часто, смурная, с Тихоном неласковая... Что не смотришь, глаза в пол потупила?! Али не нравится, что учу порядкам законным, уважать себя заставляю? Думаешь, не знаю, каково из родительской холи в доме мужа оказаться?
В девках я была смелая, бойкая, от родителей ни в чём отказа не знала: и рано не будили, и к труду тяжёлому не принуждали, баловали, наряжали... Сами небедные – нашли мужа из семьи богаче. А муж... старше оказался, хворый... Что говорить!.. Что от свекрови, царствие ей небесное, пришлось вынести, от золовок, пока они замуж не повыходили!.. Ходила с гневом в сердце, но покорялась, терпела. Муж к тому же руку поднимал.
А Тихон... Не гневи Бога, Катерина! Вижу, что не прикипела ты к нему... Но, как говорится, стерпится – слюбится.
Муж умер... Двое маленьких детей... Никого из старших не осталось... Купцы большие, сильные наседают, торговлю подрывают... Пришлось взять всё в свои руки, стать вровень... Так что терпи – такой закон!
2) Я у батюшки с матушкой вторая по счету родилась. А вслед еще было семеро детей.
Первым был мой братик Ванечка. Только умер во младенчестве.
А я как подросла чуток до 5 лет, так все в няньках да в няньках. Бывалоче, спать хочется, ну просто умираю. А надо люльку с сестрицей качать. Привязала я веревочку к ноге, чтобы значит ногой махать и качать. А сама прилегла, да и заснула нечаянно. И не слышу, как дитя то орёт.
Батюшка мой за то меня так вожжами выдрал, что по сей день помню.
Ох и суров был батяня. И мамке доставалось и детям, и работникам. Умел в строгости дом держать. При нем пикнуть никто не смел.
Вот теперь я гляжу на молодых: каждый сам себе умник, каждый сам себе хозяин. А нельзя так. Муж должо?н жёнке приказывать.
А еще новую моду завели: девиц грамоте учить! Тьфу на вас! Весь разврат идет от той учебы.
В моей молодости никакого такого знания не требовалось. Только дом как вести, – вот для девицы главная наука.
Я ту отцовскую науку хорошо выучила. И вам скажу всем: бойтесь Бога, а на втором месте – мужа.
Да свекровь свою уважай и бойся. И тогда будет порядок.
А я этот порядок с малых лет впитала.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением