Ответы на вопросы на стр.47 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Язык литературыВыполните речеведческий разбор текста по плану, указанному в учебнике русского языка. Отметьте в монологе Кулигина (действие 1, явл. 3) особенности...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Язык литературы
Выполните речеведческий разбор текста по плану, указанному в учебнике русского языка. Отметьте в монологе Кулигина (действие 1, явл. 3) особенности лексики и фразеологии, ярко характеризующие этого героя драмы.
Речеведческий разбор монолога Кулигина (действие 1, явление 3):
1. Тема: нравы Калинова.
2. Основная мысль: в Калинове, где у власти находятся алчные и безнравственные люди, процветает жестокость.
3. Стиль речи: художественный с элементами публицистического.
4. Тип речи: размышление с элементами повествования.
5. Стилистические средства: риторические восклицания («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», «А между собой-то, сударь, как живут!»), антитеза («Потому что честным трудом никогда не заработать... А у кого деньги...»), парцелляция («И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»).
Особенности лексики и фразеологии, характеризующие героя:
• Лексика: старославянские слова («хлеб насущный», «малая благостыня», «несть конца мучениям», «несть» и др.).
• Фразеологизмы: «не выбиться из коры», «суд да дело», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Старославянская лексика и фразеологические обороты книжного характера указывают на начитанность Кулигина, его некоторую старомодность и архаичность вкусов.
Выполняем коллективный проект
Подготовьтесь к семинару по теме «Драма А. Н. Островского „Гроза" в сценических интерпретациях разных лет». (Для этого распределите материал и подготовьте сообщения о наиболее ярких постановках пьесы в XIX, XX и XXI веках. Занятие может пройти и в виде ролевой игры, если вы готовы выступить в качестве актёров — исполнителей главных ролей, театральных рецензентов и литературных критиков.) Можно включить в урок инсценированные сцены пьесы или дискуссию о том, как следует ставить «Грозу» сегодня.
Для подготовки к семинару по теме «Драма А.Н. Островского «Гроза» в сценических интерпретациях разных лет»
Наиболее яркие постановки пьесы А.Н. Островского «Гроза» в XIX веке
Драма «Гроза» является одним из самых замечательных художественных творений А.Н. Островского. Писать «Грозу» драматург начал в июне-июле 1859 года и закончил ее 9 октября того же года.
31 октября 1859 года «Гроза» была разрешена драматической цензурой. Первое представление состоялось 16 ноября 1859 года в московском Малом театре. Этот спектакль, блестящий по составу артистов, явился выдающимся театральным событием. Успех был грандиозный.
Известно, что город Калинов – образ собирательный. Прототип его до сих пор не найден. Тверь, Торжок, Осташково, Кострома – везде царили схожие порядки, да и люди мало чем отличались. События, ставшие сюжетом «Грозы», могли произойти в любом из них. И не так уж важно, была ли эта история в действительности и был ли у Катерины реальный прототип. Но вот любопытно, что главную роль Островский сразу написал для актрисы Любови Павловны Косицкой, с которой был связан отнюдь не литературным романом.
Она же сыграла первую Катерину на русской сцене. Страстная и чувственная, искренняя и чистая — такой была Катерина-Косицкая, такой была и она сама. По воспоминаниям современников, в этой роли актриса была просто неподражаема. Сама Надежда Рыкалова, исполнительница роли Кабанихи, рыдала за кулисами, наблюдая сцену прощания Катерины и Бориса. Не удивительно, что современники говорили о ней как о театральном чуде.
Премьера в Малом совпала с бенефисом актера Сергея Васильева, которому досталась роль Тихона. Некоторых героев играли люди, специально для которых драматург писал роли. Кроме Любови Косицккой (Катерина), это была Надежда Рыкалова (Кабаниха), а актриса Варвара Бороздина даже подарила имя героине пьесы.
Этот спектакль, блестящий по составу артистов, явился выдающимся театральным событием. История о трагической судьбе девушки, терпящей унижения в доме свекрови и отчаянно пытающейся обрести счастье с любимым человеком, потрясла искушенных московских зрителей.
Критика также выделяла игру П.М. Садовского в роли Дикого. Публика была в восторге, пресса пестрела хвалебными рецензиями. Автор «Отечественных записок» Дудышкин писал: «В городке, в котором люди умеют богатеть, в котором непременно должна быть одна большая, грязная улица и на ней нечто вроде гостиного двора, и почётные купцы, о которых г. Тургенев сказал, что они «трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют» – в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила».
Вторая премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 года уже в Петербурге. На этот раз для зрителей распахнул свои двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актера оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки.
В петербургской премьере «Грозы» роль Катерины (по настоянию А.Н. Островского) исполнила Феодосия Александровна Снеткова, по сцене Снеткова 3-я или Фанни Снеткова (1838-1929). Современники называли Фанни «царицей грёз», а в «благородной и непринужденной игре её не было ни капли фальши или жеманности».
По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал московскому. Ф.А. Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила более на петербургскую барышню. Критики (в том числе сам драматург А.Н. Островский) отмечали изящество, трогательность игры Снетковой, редкую красоту её внешнего облика, но одновременно указывали на недостаточное знание актрисой русского купеческого быта.
Ф.А. Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью. Е.М. Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д. Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил, спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным декоративным оформлением.
Как известно, А.Н. Островский участвовал в постановке своих пьес (режиссера как такового в театре раньше не было). Драматург общался с актерами и давал им советы, вплоть до того, из какой кулисы выходить. Тем более когда его авторитет вырос до степени первого драматурга своего времени и ежегодного поставщика двух-трех пьес для театров Москвы и Петербурга. Ведь он лучше знает своих героев, он даже видит, как они одеты, когда сочиняет. Больше всего Островскому было важно совпадение его замысла с воплощенными характерами персонажей. Иногда он даже принимал участие в распределении пьес. Например, протежировал актера Ф. Бурдина и старался его везде протолкнуть, хотя актер был не Бог весть какого дарования.
Спустя год после петербургской премьеры пьеса перешла в репертуар Мариинского театра, а оттуда – на провинциальные сцены...
В Москве и в Петербурге «Гроза» А. Н. Островского шла с исключительным успехом. Все первые ее представления сопровождались аншлагами. Очень хорошо она принималась и в провинции «хотя бывали случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с репертуара местная власть. Играть в пьесе «Гроза» стремились многие лучшие артисты.
Наиболее яркие постановки пьесы А.Н. Островского «Гроза» в XX веке
«Гроза» – один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией, 9 января 1916 года. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри.
Спектакль Александринского театра «Гроза», выпущенный Мейерхольдом, вызвал шквал эмоций в прессе и аншлаги в театре. Многолетний оппонент Мейерхольда А. Бенуа, по его собственному признанию, в течение 9 (!) месяцев не мог достать билета на «Грозу».
Это был качественно новый Островский, великий русский писатель пушкинского ранга, воссоздавший в «Грозе» поэму о русской жизни, а вовсе не частную бытовую ситуацию.
Замысел Мейерхольда в «Грозе» обнажается на выборе исполнительницы роли Катерины. Мейерхольд видел в роли Катерины Рощину-Инсарову и никого кроме неё.
«В её исполнении Катерина из «Грозы» напоминала своим внешним обликом и внутренней душевной интонацией «Даму в голубом» на известном сомовском портрете. Что-то болезненно хрупкое было и в её изящной тонкой фигуре, облачённой в широкое тафтовое платье, и в её больших, широко открытых тёмных глазах с трагическим укоряющим взглядом.
В такой трактовке трагедия Катерины утратила характер бурного взрыва страсти. Катерина предстала в мейерхольдовской «Грозе» как изящная, утончённая женщина – обречённая жертва», – вспоминал Б. Алперс.
Островский неизживаем с русской сцены, какое бы ни было время. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза» в Московском театре драмы. Постановка пьесы Николаем Охлопковым стала первым опытом режиссёра в русской классической драматургии. В своём спектакле режиссёр искал иные масштабы трагедии русской жизни в жестоких условиях «тёмного царства».
Охлопков в своём выступлении на премьере отметил, что образ «Грозы» бросает зрителя в объятия трагедии, к острым, напряжённым и сильным внутренним ритмам жизни персонажей и основных событий пьесы.
По воспоминаниям современницы, невозможно забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом.
В 1962 году постановка «Грозы» была осуществлена Верой Пашенной и Михаилом Гладковым. Спектакль был оформлен Б. Волковым, а музыку написал Р. К. Щедрин.
Премьера спектакля 19 января на сцене Малого театра. В первом действии зрители видели на краю обрыва церковь, а за обрывом открывался прекрасный вид на раздолье реки. Некоторое время сцена оставалась пустой, всё внимание зрителей сосредотачивалось на декорации.
Действие проходило в тёмной разрушенной церкви. На стенах едва различимы нависающие над актёрами фигуры святых с нимбами, изображения на фресках различить нельзя.
Перед премьерой Пашенная говорила: «Нам хотелось по-новому, с позиций сегодняшнего дня, прочесть «Грозу», страстно рассказать о трагедии русской женщины, о луче света в тёмном царстве»
Эгоизм и собственничество – главные, живучие приметы уродливой «философии» и психологии – хотела выявить Вера Николаевна Пашенная и в Кабанихе, когда сама задумала ставить «Грозу» на сцене Малого театра.
В этой постановке актриса, уже совсем больная, сумела многое из своих замыслов осуществить. Но состоялось всего лишь несколько спектаклей, где Пашенная сыграла Кабаниху беспощадно к себе, ценой невероятного напряжения.
«Гроза» рождалась несмотря ни на что... Больше всего мешало Вере Николаевне самое лечение (у нее был рак): оно ее утомляло и раздражало. Актриса в успех врачей не верила, а черные мысли отгоняла именно благодаря театру, творчеству, включаясь в «Грозу» всем существом...
«Гроза» должна была говорить о добре и зле. Но Пашенная никогда не умела выражать добро и зло вообще — вне конкретных человеческих судеб... Задача выявления добра представала как более конкретная и более легкая творчески. В обличении же зла Пашенная хотела четко и крупно раскрыть мысль о несправедливости общественного устройства, рождавшего беду и смерть.
Премьера «Грозы» прошла 19 января 1962 года. А спектакль, сыгранный 28 февраля 1962 года, стал последним в жизни великой «старухи» Малого театра Веры Николаевны Пашенной.
Наиболее яркие постановки пьесы А.Н. Островского «Гроза» в XXI веке
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» воспроизводит сложные явления жизни и потому дает основание для различного понимания и актерского воплощения образа Катерины. И сегодня на сцене театров многих стран мира талантливые актрисы вносят в роль Катерины черты своего мировоззрения, свои чувства, стремления людей своего времени.
25 марта 2016 года на Новой сцене Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского.
Режиссером-постановщиком выступил Уланбек Баялиев, в ролях – Евгения Крегжде, Ольга Тумайкина, Леонид Бичевин, Василиса Суханова, Екатерина Нестерова, Павел Попов, Александр Горбатов, Евгений Косырев, Юрий Красков, Анатолий Меньщиков, Евгений Пилюгин, Виталий Семеновс и другие. Перед зрителями в необычной инсценировке ожили персонажи Островского, которые в тисках предрассудков, стереотипов и жёстких общественных норм задыхаются без свободы и любви, отчаянно стремятся к гармонии и душевному балансу.
Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее…
В душе Катерины (Евгения Крегжде) нет покоя и умиротворения: «Такая уж я зародилась горячая». Чувственной, искренней, страстной и порывистой девушке неуютно в тех обстоятельствах, в которых она живёт. Катерина не хочет обманывать и делать больно близким, её угнетает властность и деспотизм свекрови, она жалеет бесхарактерного мужа Тихона, боится своих чувств к Борису (Леонид Бичевин), ощущение вины и обмана ранит её душу. Женщина мечтает о счастье и внутренней свободе, как и все люди на Земле. Но мечты оборачиваются трагедией… В «Грозе» каждый герой ищет себе человека, каждый жаждет общения.
Создатели спектакля неожиданно взглянули на образ Кабановой (Ольга Тумайкина) и Дикого (Александр Горбатов). Режиссёр Уланбек Баялиев говорит об этих персонажах: «В учебниках литературы их называют главными злодеями «Грозы», повелителями «темного царства». А ведь между ними когда-то могла случиться первая, настоящая любовь… Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И не оттого ли ее дети не вспоминают отца, что он «сгорел» слишком рано и не оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаёт во влюбленной Катерине себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы нелюбимого мужа?»
«Кабаниха» в виртуозном исполнении Ольги Тумайкиной – эффектная, стильная женщина, ощущающая личностный дискомфорт, и отчасти поэтому подозрительная, въедливая и жестокая к окружающим, словно тигрица, защищающая своего сына от всего и всех. Её поведение тоже чем-то обусловлено – скорее всего недостатком любви и внимания, которое она отчаянно пытается привлечь. И сегодня сплошь и рядом живут такие же Кабанихи, которые раньше были купцами, а сейчас трансформировались в, например, расчётливых и бескомпромиссных бизнес-леди. В погоне за кажущимися важными призрачными материальными, карьерными, амбициозными ценностями, они перестают ценить тепло человеческого общения и качества души, не слушают и не хотят слышать и чувствовать близких, а потом горько жалеют об этом…
Её сын Тихон – мягкий, бесхарактерный «маменькин сынок», который боится проявить волю, да и скорее всего такое качество характера, как мужество, давно улетучилось в страхе перед деспотичной матерью. Борис – тоже совсем неоднозначный персонаж, хотя он и любит Катерину, но не готов пойти против общественного мнения и устоев ради свои чувств. Настолько ли сильна его любовь? Кулигин, как и написано у Островского, – светлый человек, живая душа, мудрый философ. По-мнению режиссёра, Кулигин – наверное, самый одинокий из героев Островского. Нельзя не отметить обаяние Евгения Косырева в роли странницы Феклуши, произносящей много очевидных и тонко завуалированных философских истин. Все другие персонажи – также целостные образы со свей судьбой и драмой.
Музыку специально для спектакля написал композитор Фаустас Латенас. По его словам – это «реквием любви», ведь в «Грозе» умирает любовь. Оригинальная музыка, сценография постановки придаёт неповторимый колорит и усиливает эффект от происходящего действия. По сценической задумке художников, на сцене неожиданно перевёрнут парус, держащийся на накренённой под углом мачтой, устремлённый ввысь.
Возможно, у кого-то сценография спектакля (художник Сергей Австриевских) вызовет некоторый диссонанс – далеко не у всех мачты и паруса ассоциируются с Волгой, которая у Островского занимает важное место в пьесе. Если явление грозы символизирует несчастье и боль, то Волга олицетворяет Свободу, Мечты и Любовь. Но как тонко заметил актёр Евгений Косырев на пресс-конференции: «У всех в сердце живёт своя Волга. И какая она – большая, красивая или другая – зависит от нас».
Накренённая мачта и перевёрнутый вниз парус ассоциируются с приземлённостью окружающей действительности, жестокостью мира и символизируют нереализованные надежды и утраченные иллюзии.
В постановке «Грозы» театром Вахтангова, как верно подметил художественный руководитель театр Римас Туминас, нет концепции и трактовок, банального и привычного «светлого» и «тёмного» царств (которые сами по себе призрачны и утопичны).
В этом спектакле есть Человек с его пороками и добродетелями, радостями и горестями, многоликие Личности – ни хорошие, ни плохие, а такие, какие есть.
Трагедия в том, что многие так же, как Катерина, в поисках Гармонии сбегают от действительности в другой мир или замыкаются в себе и прячутся под панцирем равнодушия и отрешённости, постоянно носят циничные маски и боятся показать истинные чувства и желания… Как сложно, наверное, жить человеку, когда он страшится поверить во что-то хорошее, что может его спасти от падения в бездну хаоса и отчаянья души. И может наступить такой момент, что уже ничего нельзя изменить… Сейчас многие уходят в виртуальную реальность интернет-пространств, где так легко спрятаться, но это миф – от себя не убежать.
Спектакль «Гроза» – получился философским, трепетным, Живым! Что замечательно – при чёткости и продуманности всех мизансцен и линий, сохраняется ощущение импровизации, всё происходящее воспринимается максимально естественной и реально. Такой атмосферности и достоверности всегда очень сложно добиться, и безусловно приятно, когда удаётся этого достичь. Премьера пронзительной постановки об одиночестве и поиске своего места в жизни, искушениях, страстях и выборе удалась!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением