Ответы на вопросы на стр.47-48 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Темы сочинений
1. Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского.
Нравственные итоги «Грозы» А.Н. Островского
Нравственность – это определенные правила, которые определяют поведение людей. В свою очередь поведение выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его мысли, чувства.
В драме Островского нравственность главных и второстепенных героев связана с жизненным законом преемственности. Мудрое старшее поколение учит молодых жизненным правилам, а молодое перенимает у старикова опыт. Однако бывает, что старшее поколение – это самодуры. А молодое очень часто пытается приобрести опыт самостоятельно. Вследствие этого и возникают между ними конфликты и различные мнения и взгляды на жизнь.
В пьесе общим фоном представлен город Калинов.
Он выглядит негативным, собирательным образом, таким, «темным царством». В нём все персонажи делятся на две категории. Это старшее поколение – богатое, влиятельное. Такие тираны-самодуры. И молодые и глупые – их жертвы.
Старшее поколение (Кабанова, Дикой) упивается властью над другими людьми. Их тоталитарное управление оказывает разрушительное влияние, вынуждая страдать молодые и неокрепшие умы. Не все могут выдержать такой гнет и, пытаясь выбраться из него, выбирают свою дорогу, которая не всегда бывает верной.
Представителями молодого поколения в пьесе являются Тихон, Катерина, Варвара и Борис. Некоторое нравственные понятия, например, богобоязненность у них со старшим поколением совпадает. Но далее их представления о жизни в их нравственных оценках резко отличаются. Так Катерина, влюбившись в Бориса, не хочет претвориться и врать. Она это считает даже большим грехом, чем измена мужу. Её нравственные понятия приводят Катерину к раскаянию, признанию и впоследствии к самоубийству.
В пьесе нет ни одного героя, который был бы в комфортных условиях, находясь под давлением «темного царства», где всё основано на страхе, обмане и подчинении. Так Варвара сбегает из города, Борис уезжает в Сибирь, Катерина лишает себя жизни, а Тихон обвиняет в этом свою мать.
Поступки Катерины (её любовь к Борису, признание, самоубийство) – это протест против старого порядка. Её действия даже в безвольном Тихоне пробудили чувство протеста. И можно заключить, что гнетущей власти старого порядка осталось не долго существовать. Однако, если конфликт из-за разных нравственных взглядов на жизнь заканчивается смертью, то это ужасная, огромная трагедия.
Таким образом, можно подвести следующий нравственный итог «Грозы» А. Н. Островского. В зависимости от нравственных принципов и моральных устоев, люди могут оказывать сильное воздействие на судьбы окружающих. И нужно стараться быть внимательным, объективным и гуманным к другим.
2. Светлые и тёмные стороны патриархального быта в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Светлые и тёмные стороны патриархального быта
в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского передаются светлые и темные стороны патриархального быта, характерного для провинциальной России XIX века. Эта драма, наполненная психологической глубиной и социальными конфликтами, исследует противоречия, возникающие в обществе, построенном на строгих традициях и устоях.
Патриархальный быт, описанный в пьесе, имеет свои светлые стороны, выражающиеся в крепких семейных связях и органичном укладе жизни. Домострой, в основе которого лежит уважение к старшим и забота о младших, обеспечивал стабильность и преемственность поколений. Главная героиня, Катерина, воспитывалась в семье, где царил порядок и уважение к традициям. Это давало ей чувство защищенности и принадлежности к чему-то большему.
Однако темные стороны патриархального быта неизбежно выступают на передний план. Центральной темой пьесы является угнетение личности и подавление женских прав, что особенно остро чувствуется в образах Катерины и других женских персонажей. Домострой, восхваляющий патриархальные ценности, на деле превращается в инструмент подавления и деспотизма. Катерина страдает от деспотического отношения свекрови Кабанихи, которая держит её под жестким контролем, не позволяя выражать свою волю и чувства. Моральный гнет, навязываемый женщиной старшего поколения, превращает жизнь главной героини в затворничество, лишая её радостей и возможностей самовыражения.
В пьесе Островского также поднимается вопрос о двойственности патриархальных нравов. Кабаниха и её спутники, проповедуя моральные устои, сами нередко оказываются их нарушителями. Так, например, Желание Кабанихи контролировать во имя старых порядков всё и вся в результате довело Катерину до самоубийства, а, получается, её смерть должна лечь на совесть Марфы Игнатьевны. Опять-таки Кабанова из-за своего чрезмерно жесткого соблюдения патриархального устоя жизни нарушила очередную христианскую заповедь, одну из самых основных: «Не убей!». Получается, купчиха, сама того не понимая, подрывала основы своей же религии. Дикой же, в свою очередь, подвержен другому смертному греху – гневливости. Он ругается на всех, начиная от своего племянника Бориса и заканчивая мужиком, «которого он чуть не прибил» и потом «просил у него прощения на коленях». В пьесе мы видим, как общественные и семейные традиции могут быть лицемерными, когда праведность становится ширмой для самых разных пороков и зловещих поступков.
Таким образом, А. Н. Островский в «Грозе» раскрывает сложное и противоречивое влияние патриархального быта на судьбы людей. Светлые аспекты традиции не могут скрыть ее темные стороны, которые неизбежно ведут к трагедиям и конфликтам. Пьеса становится ярким свидетельством необходимости переосмысления устаревших норм и поисков более справедливого и человечного уклада жизни.
3. Какой должна быть идеальная актриса на роль Катерины Кабановой?
Какой должна быть идеальная актриса на роль Катерины Кабановой?
А. Н. Островский создал трагедию «Гроза», которая оставляет глубокий след в сердцах людей с момента её первой публикации в 1860 году. Мне кажется, что причиной описанной в пьесе трагедии было то, что в жизни необходимо уметь находить баланс между свободой и ответственностью, скукой и разнообразием. Катерина переживала все эти сложности в своей жизни, и все они должны были быть отражены на сцене, потому что «Гроза» – это пьеса, и её постановка требует большого мастерства.
Пьеса – это произведение, предназначенное для театральной постановки. В постановке большое значение играют диалоги персонажей и актерская игра. Именно через интонации, жесты и мимику актёры передают характер и чувства персонажей. Какой тип актрисы, например, подходит для роли Катерины Кабановой, героини пьесы «Гроза? Для определения идеальной актрисы на эту роль необходимо тщательно изучить характер героини, пережить вместе с ней все её жизненные перипетии, проникнуться ее эмоциями.
Катерина является женой Тихона по брачному договору, но на самом деле она не любит своего мужа, скучает с ним и её брак страдает от наличия свекрови. В пьесе эта женщина практически становится причиной всех трагедий и несчастий. Она не давала ни невестке, ни её сыну свободы, и это привело к искажению Катериной представлений о браке. Актрисе, играющей роль Катерины, нужно уметь выражать и переживать чувства униженности и зависимости от такой свекрови, которая дала ей искажённое представление о том, что такое брак. Также актриса должна показать «любовь через силу», покорность своей судьбе.
Актрисе, играющей роль Катерины, также необходимо передать и чувство скуки, которое испытывает героиня. Катерина скучает в своей жизни, видит странные сны и думает о необычных вещах.
Катерина Кабанова переживает многочисленные эмоциональные треволнения – от безграничной радости до глубокой печали. Идеальная актриса должна быть способна открыто и искренне передавать все эти переживания на сцене.
Мне кажется, что идеальная актриса на роль Катерины Кабановой должна быть талантливой, эмоционально глубокой и иметь силу проникающей внешности. Ее актёрское мастерство должно позволить ей воплотить в жизнь сложную и противоречивую женщину, способную захватить воображение зрителей и увести их в мир пьесы.
4. Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?
Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?
В произведении «Гроза» А. Н. Островский поднимает одну из важнейших тем своего творчества – любви. Трагичная судьба Катерины вызывает множество размышлений. Была бы она по-настоящему счастлива с Борисом? Можно ли считать его достойным избранником? Я считаю, что нет.
Во-первых, Катерина влюбляется в Бориса от тоски и одиночества, которые испытывает в «тёмном царстве». До замужества героиня жила в беззаботных условиях: «…точно птичка на воле». Мать Катерины опекала ее, «души не чаяла», наряжала «как куклу». Выйдя замуж, героиня испытывает потрясение. Общество Кабановой изо дня в день лишает Катерину прежней радости жизни. Постоянное недовольство свекрови, безвольный, во всем соглашающийся с матерью, Тихон, погружают героиню в тоску.
Она признается Варваре: «Я у вас завяла совсем». Борис же напоминает Катерине былую жизнь. Он кажется умным, воспитанным и добрым. Героиня влюбляется в его образ, фантазии о котором спасают ее от тоски.
Во-вторых, настоящая личность Бориса не подходит мечтательной, религиозной и наивной Катерине. Несмотря на красивые слова о любви, которые, казалось бы, говорят о романтической натуре героя, только поступки раскрывают его истинный характер. Борис не воспринимает её как человека с собственными эмоциями и стремлениями, а думает лишь о собственном благополучии. Он живёт в доме дяди и во всём ему подчиняется, надеясь в будущем получить наследство.
После решительного признания Катерины в измене, она страдает и чувствует вину перед богом, так как считает, что совершила страшный грех. Наблюдая за мучениями любимой, Борис оказывается способен только пожелать ей скорой смерти: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Герой подчиняется воле дяди и покидает город, даже не пытаясь сопротивляться. Когда Катерина просит Бориса забрать её с собой, он говорит, что у него дела, и взять её с собой он не может. Когда Катерина узнаёт о поведении человека, которого она полюбила всем сердцем, она испытывает глубокую боль и разочарование. Он не ценит её как личность и нарушает её доверие. Борис оказывается лживым, лицемерным и малодушным.
Таким образом, я считаю, что Борис не является достойным избранником Катерины. Он обладает теми же чертами характера, что и жители «тёмного царства». Герой труслив, слабоволен и нерешителен. Борис не проходит испытание любовью: он не жертвует собой ради любимого человека, а лишь преследует свои цели.
5. «Самодурство» как историко-культурное явление. (По пьесам А. Н. Островского.)
«Самодурство» как историко-культурное явление
(По пьесам А.Н. Островского)
Самодурство как историко-культурное явление показано в социально-бытовых пьесах А. Н. Островского. Драматург ввёл в русский язык слово «самодур», которым олицетворяет патриархальных русских купцов.
Один из героев пьесы «В чужом пиру похмелье» объясняет значение слова так: «Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё». То есть самодур идёт на поводу своих капризов, желаний, ни с кем и ни с чем не считаясь.
Герой-самодур есть почти во всех пьесах А. Н. Островского. Он скальной громадой нависает над своими безгласными забитыми близкими, не встречая с их стороны отпора. Зачастую, однако, за этих униженных и оскорбленных вступается сама жизнь, воздавая тиранам по заслугам.
Впечатляющий самодур устрашает нас со страниц комедии «Бедность не порок». Его зовут Гордей Карпыч Торцов. Возможно, слово «торец», то есть в одном из значений разрез чего-либо, вызывает определенные ассоциации лишь у меня. Однако имя героя знаменитого драматурга совершенно точно звучит почти как «горделивый». Карп, кстати, в Китае символ удачи и упорства в достижении цели. Самое то для купца. Но Островский, скорее всего, не вкладывал в отчество персонажа такого смысла.
Торцов стал самодуром якобы из-за своего «друга» Африкана Савича Коршунова. По мнению жены Гордея Карпыча, до поездки в Москву и общения с плохой компанией тот «рассудок имел». Но теперь Торцов заделался истинным англоманом и решительно запретил семье всё русское. Дочь Гордей Карпыч вознамерился выдать замуж за негодного Африкана Савича, о котором тоже нужно сказать пару слов. Коршунов – толстый богатый старик, буйный пьяница и заядлый мошенник. Такого не блистающего высокой нравственностью человека дочь Торцова Любовь Гордеевна в мужьях видеть не хочет. Она любит Митю, бедного приказчика отца. Но влюбленные понимают, что им не быть вместе, ведь желающий породниться с негодяем купец не одобрит неравный брак. К счастью, Гордей Карпыч разругался в пух и прах с Африканом Савичем да решил женить Любовь Гордеевну на Мите. Однако тут нельзя заявить, будто Торцов осознал свои ошибки и оставил роль домашнего диктатора. Вся соль в том, что этот недалекий персонаж одобрил кандидатуру приказчика не из-за любви к нему дочери, а только чтобы отомстить Коршунову. Выходит, Гордей Карпыч вновь не считался с чувствами дитяти.
Типичным самодуром из комедии «Свои люди – сочтёмся» является Самсон Силыч Большов – богатейший купец. У него есть дочь – Олимпиада Самсоновна Большова, или, как её называют дома, Липочка. Это избалованная девица на выданье, добивающаяся своего тем, что устраивает скандалы и истерики, доводит родителей до белого каления и манипулирует ими. Найти знатного жениха – единственная жизненная цель этой героини Островского. Чтобы её достигнуть, вздорная Липочка не брезгует никакими средствами. Но родитель Олимпиады, Самсон Силыч, расстроил планы Олимпиады. Желая схитрить, сказаться банкротом и избежать оплаты долгов, Большов решает всё своё состояние перевести на приказчика Лазаря Подхалюзина и выдать за него замуж дочь Липочку. Но наивный купец напрасно рассчитывал на честность и благородство зятя. Тот заграбастал всё добро тестя за милую душу, правда, с Липочкой поделиться не забыл. Таким-то образом два подлеца нашли друг друга. А обманутый Самсон Силыч за неуплату кредитов угодил в острог. Что ж, он получил по заслугам: хотел всех обморочить, да обморочили его самого. Подхалюзин чужой человек Большову, но Олимпиада – его ребёнок. Она предала отца ради вещей и призрачной независимости. Это доказывает, что Липочка – настоящее чудовище, дочь своего отца. Недаром говорят, что яблоко от яблони недалеко падает.
Хрестоматийными самодурами являются купцы из пьесы «Гроза» – Дикой и Кабаниха. Дикой в оценке жителей города Калинова «ругатель», «пронзительный мужик», «воин», «как с цепи сорвался». Для него обругать человека ничего не значит, его речь пересыпана бранными и оскорбительными выражениями и словами. Смысл его жизни — приобретать и увеличивать богатство, а для этого все средства хороши. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.
Кабаниха любит беспрекословное повиновение. В её доме царит атмосфера жестокости и унижения. Она слепо предана старым традициям и заставляет всех домашних плясать под свою дудку, «поедом ест» Катерину, ругает её за любое проявление чувств. Например, заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Н. А. Добролюбов дал такую оценку самодурству: «Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни». Можно сделать вывод, что самодурство – это нравственное беззаконие.
Таким образом, самодурство стало на Руси историко-культурным явлением. В комедиях А. Н. Островского и в критических статьях Н. А. Добролюбова понятие «самодурство» приобретает широкий обобщающий смысл, становится синонимом слова «деспотизм».
6. Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия»?
Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия»?
Жанр пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского часто определяется как «русская трагедия», и на это есть несколько оснований, связанных с содержанием, характером персонажей и социально-культурным контекстом, в который она вписана.
В центре сюжета «Грозы» лежит трагический конфликт: столкновение личности с давящими и зачастую неумолимыми законами общества. Катерина, центральная героиня пьесы, воплощает собой стремление к свободе и счастью, которое подавляется ханжескими нормами и лицемерными устоями «тёмного царства» – общественно-духовного состояния, господствующего в небольшом провинциальном городке. Конфликт между искренностью её чувств и жестокостью окружающей приводит к трагическому исходу, подчёркивая неизбежность судьбы.
Противостояние между старым порядком, представляемым родом Кабановых, и новыми идеями, олицетворяемыми Катериной, создаёт напряжение, которое пронизывает всё произведение. Общественное мнение становится важным фактором, влияющим на судьбы персонажей, что делает их борьбу ещё более драматичной. Это трагическое противоречие между человеком и обществом является центральным для русской литературы XIX века, и Островский с непревзойденной мастерством отображает эту драматичную черту.
Конфликт между личной моралью Катерины и ожиданиями общества заставляет зрителя задуматься о природе человеческих желаний и жертвах, которые люди готовы принести ради своих идеалов. Это придаёт пьесе глубину и многослойность, характерные для настоящей трагедии.
«Гроза» пронизана элементами рока и судьбы, присущими классической трагедии, однако в более специфически русской форме. Судьба героини определяется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними мучениями, борьбой с собственными страхами и сомнениями. В каком-то смысле Катерина сама становится катализатором своего трагического конца, что добавляет пьесе глубины и своеобразного философского подтекста. Эта внутренняя борьба героя с самим собой – характерный элемент русской литературы, который придаёт произведению Островского национальную самобытность, вследствие чего жанр его произведения стали величать «русской трагедией».
Кроме того, важное место в «Грозе» занимают образы и символы, подчеркивающие фаталистический настрой пьесы. Сама гроза, как природное явление, носит символическое значение приводит к трагическому исходу, подчёркивая неизбежность судьбы она не только предвещает трагическую развязку, но и отражает бурю в душе героини. Этот символизм устанавливает аллюзии на трагедии античного образца и одновременно связывает их с русскими природными стихиями, что делает пьесу более близкой и понятной российским зрителям и читателям того времени.
Таким образом, жанр «Грозы» как «русской трагедии» определяется сочетанием глубоких личностных и философских конфликтов, социальных нюансов и символического насыщения произведения, что отражает трагические аспекты российской действительности и позволяет проникнуться глубокими переживаниями героев. Островский не только заложил основы русского драматического искусства, но и сумел передать через свои произведения душевные противоречия и страдания, близкие каждому представителю российской культуры.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением