Ответы на вопросы на стр.50 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Каковы истоки исторической темы в творчестве А. Н. Островского?
Истоки исторической темы в творчестве А. Н. Островского можно найти в следующих фактах:
• Интерес к тысячелетней истории сформировали поездки из Москвы в Щелыково по древнему русскому пути, посещение Троице-Сергиевой лавры, Переславля-Залесского (легенда о берендеях), Костромы (Ипатьевский монастырь, связанный с историей первого царя из рода Романовых; памятник Ивану Сусанину) и путешествия по Волге.
• Пореформенное время взывало к исторической памяти и пробуждало интерес к прошлому.
• Созданию исторических произведений предшествовало изучение различных исторических материалов. Драматург знакомился с «Историей государства российского» Н. М. Карамзина, трудами И. Е. Забелина, С. М. Соловьёва, А. П. Щапова и другими источниками.
• Общение с историком Костомаровым привело к созданию ряда исторических пьес, в том числе «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».
2. В чём не соглашался драматург с популярными в его время историческими теориями?
Александр Николаевич Островский не соглашался с популярными в его время историческими теориями о роли народа в истории.
Драматург обратился к эпохе Смуты начала XVII века и изучил все исторические документы. Он вступил в полемику как с «государственниками», так и с «демократами». Первые утверждали, что историю творили русские цари. Вторые видели смысл истории в нараставшей борьбе народа с царями, идеализируя вечевой строй древнего Новгорода.
Островский в своих хрониках показал, что в смутные для России времена значимую роль сыграл именно народ, но он не бунтовал, а восстанавливал попранную российскую государственность, стремился сохранить и укрепить Российское государство.
Повторение изученного
Вспомните, когда и в творчестве каких русских писателей формировался историзм как художественное явление. Почему можно считать Островского наследником этих традиций?
Историзм как художественное явление начал формироваться в творчестве писателей конца XVIII–начала XIX вв. Правдиво и точно историческое время отразилось, например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Писатель детально описал жизнь знати и дворянства, их обычаи, моральные ценности, идеалы. В этом произведении читатель видит зеркало русской действительности той эпохи.
Ярко проявил себя историзм в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», где писатель создал образы разных социальных групп и слоев общества в российской губернии, исследовал традиции, обычаи, и поведение русской провинциальной жизни, и во многих других произведениях русских писателей.
А. Н. Островского можно считать наследником традиций историзма начала XIX века, потому что в социально-бытовых пьесах раннего периода («Свои люди — сочтёмся» и др.) и пьесе «Гроза» он воссоздаёт эпоху патриархальных традиций, законов, устоев, отражённых в Домострое. Читая пьесы, читатель узнаёт о мещанских и купеческих нравах, быте, привычках, взаимоотношениях в семье в то время и многом другом.
Поиск информации
Подготовьте по вариантам краткие сообщения о драматургах, современниках Островского, обращавшихся к исторической тематике.
1.
Историческая тематика в творчестве драматурга А.К. Толстого
Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875) на протяжении всего творческого пути отличался неизменным интересом к историческим темам. В его сочинениях нашли отражение история Древнерусского государства (баллады, былины и стихотворения: «Курган», «Князь Ростислав», «Чужое горе», «Змей Тугарин», «Песня о Гаральде и Ярославне», «Три побоища», «Песня о походе Владимира на Корсунь», «Роман Голицкий», «Слепой» и др.). Также в творчестве писателя отражены исторические события времён Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», «Старицкий воевода») и Смуты («Ночь перед приступом»).
Вершиной исторической тематики в творчестве А. К. Толстого стала драматическая трилогия на материале русской истории XVI века. В неё входят трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Три части трилогии сосредоточены на идее деспотизма правителя и последствиях неограниченной власти.
Исторические факты и сам процесс исторического развития А. К. Толстой рассматривал с позиций нравственно-философских. В борьбу вступают не столько социально-исторические силы, сколько личности – и моральные, и нравственно растлённые.
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.
2.
Историческая тематика в творчестве драматурга Н.А. Чаева
Историческая тематика занимает видное место в творчестве драматурга Н.А. Чаева (1824 – 1914). Он писал хроники, драмы и комедии из древней русской истории.
Некоторые известные произведения на историческую тему:
• Хроника «Князь Александр Михайлович Тверской» (1864). Первая пьеса Чаева, которая не ставилась.
• Историческая комедия «Сват Фаддеич» (1864).
• Исторические драмы «Димитрий Самозванец» (1866), «Свекровь» (1867), «Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский» (1883), «Грозный царь Иван Васильевич».
Чаев стремился к документальной точности в воспроизведении быта и нравов эпохи. В то же время он вводил в исторические пьесы прямой нравоучительный смысл.
В 1884 году за драму «Царь и Великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский» Чаев получил Грибоедовскую премию.
3.
Историческая тематика в творчестве драматурга Л.А. Мея
Историческая тематика в творчестве драматурга Л.А. Мея (1822 – 1862) представлена стихотворными драмами об эпохе правления Ивана IV Васильевича Грозного – «Царская невеста» (1849) и «Псковитянка» (1849–1859).
Перед написанием пьес драматург провёл серьёзные исторические разыскания, изучив Новгородские и Псковские летописи, труды Н.М. Карамзина и С.М. Соловьёва, народные песни об Иване Грозном и его переписку с А.М. Курбским.
В этих произведениях на первый план выходят не исторические проблемы, а судьбы людей, счастье которых разрушает деспотическая воля царя. Драмы снабжены обстоятельными примечаниями, в которых даётся обзор исторических документов.
4.
Историческая тематика в творчестве драматурга Д.В. Аверкиева
Историческая тематика широко представлена в творчестве драматурга Д.В. Аверкиева (1836 – 1905). За свою творческую жизнь он написал 24 пьесы, посвящённые как истории России, так и истории Древнего Рима, Балкан и других стран.
Некоторые исторические пьесы Аверкиева: «Мамаево побоище. Летописное сказание» (1864), «Слобода Неволя» (1867), «Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардин Нащокина, дочери Аннушке» (1869), «Каширская старина» (1872), «Темный и Шемяка» (1873), «Княгиня Ульяна Вяземская» (1875), «Разрушенная невеста» (1876), «Царевич Алексей» (1878).
Аверкиев изображал историю не через масштабные события или батальные сцены, а через приватную жизнь государственных деятелей, вынося на первый план их человеческий облик и слабости, взаимоотношения с близкими людьми.
Одним из основных источников для его драматического творчества стали летописные сказания. Драматург стремился не к копированию исторического антуража, а к фиксации черт национального характера и эпохи в целом.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением