Ответы на вопросы на стр.53 Часть 1 ГДЗ Кац 4 класс (Литературное чтение)

Изображение 1. Составь план сказки.План:1)	Рождение Кола.2)	Любовь к морю.3)	Слова, ставшие проклятием.4)	Жизнь Кола-рыба.5)	Встреча с королём.6)	Приказы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кац 4 класс, Просвещение:
1. Составь план сказки.
План:
1) Рождение Кола.
2) Любовь к морю.
3) Слова, ставшие проклятием.
4) Жизнь Кола-рыба.
5) Встреча с королём.
6) Приказы короля.
7) Корона на дне.
8) Гибель Кола.
9) Чёрный день Мессины.
10) Новый город.
2. Как, по-твоему, относится рассказчик к матери Кола? Объясни, что помогло тебе понять это.
Как ты относишься к ней?
Я думаю, рассказчик с сочувствием, любовью и уважением относится к матери Кола. Понять это можно из того, что в начале сказки мы читаем, как мать любит своего сына и боится, что он погибнет в морской пучине. Она всегда просила его вернуться, едва он отплывал немного от берега. Увидев, что наделали её слова, брошенные в сердцах, бедная мать заболела с горя и вскоре умерла.
3. Каким был король, который захотел встретиться с Кола? Объясни свой вывод.
Король, который захотел встретиться с Кола, был самоуверенным, высокомерным, жестоким, беспощадным, упрямым и глупым.
Сначала он захотел встретиться с Кола, чтоб просто посмотреть на него.
Потом царю захотелось узнать, какие богатства, принадлежащие ему, находятся на дне моря. Он заставлял Кола нырять всё глубже и глубже, не слыша слов мальчика-рыбы о том, что это опасно и грозит смертью. Бессердечный царь приказал Кола нырнуть в очередной раз до самых глубин и узнать, на чём стоит Мессина. Кола больше не смог подняться на поверхность воды. Он погиб, выполняя приказание глупого, жестокого короля.
4. Почему Кола выполнял требования короля? Обсуди вопрос с товарищем.
Кола выполняет просьбу короля, ведь король – господин на своей земле и его приказы, как говорится, не обсуждаются.
Сначала Кола хотел просто помочь царю узнать, что находится в морских глубинах.
Потом Кола понимает, что может погибнуть, потому что король требует невозможного. Мальчик-рыба хотел уплыть. Коварный король со злости сорвал с головы свою корону, бросил её в море и сказал, что обложит данью всех рыбаков, чтобы возместить стоимость короны Кола стало жаль рыбаков, он хотел защитить их и сказал, что ради детей рыбаков постарается достать до дна.
5. Расскажи о жителях Мессины по плану.
1) Занятия горожан.
2) Их отношение друг к другу.
3) Отношение к ним короля.
4) Чувства, которые вызывал у них город Мессина.
Рассказ о жителях Мессины плану:
Основным занятием жителей Мессины была рыбная ловля и торговля рыбой, так как город стоит на берегу Мессинского пролива, который отделяет материковую часть Италии от Сицилии,
Жители Мессины помогали друг другу, относились с пониманием, уважением и теплотой.
Король, судя по его приказам, мало переживал за свой народ.
Горожане любили Мессины. Когда во время землетрясения город был разрушен, жители не переселились в другое место. Они остались жить там же, среди развалин, и построили новый город, ещё прекраснее прежнего.
6. Есть ли в этой сказке слова, выражающие особенно важные мысли? Объясни своё мнение.
Да, в сказке «Кола-рыба» есть особо важные слова, например:
• «Если тебе море дороже матери, то и живи в море, как рыба!». – Эти слова учат нас быть послушным, слушаться своих родителей и не заставлять их говорить страшные слова.
• «Горе тебе, Мессина, настанет чёрный день, и ты обратишься в прах!». – Эти слова передают тревогу Кола о судьбе родного города.
• «Ветер и волны не поймаешь даже самой частой сетью». – Эти слова говорят о том, что ветер и волны – свободные стихии, их нельзя поймать, остановить, укротить.
7. Известны ли тебе народные или литературные произведения, в которых человек уходил жить в море? Почему это происходило?
«Человек-амфибия» Александр Беляев – в этом произведении человек уходит жить в море. Это Ихтиандр. Он не такой, как другие люди. Его приёмный отец, профессор Сальватор, чтобы спасти ему жизнь, сделал уникальную операцию. Теперь молодой человек может плавать под водой и дышать жабрами.
8. Расскажи историю, которая произошла в городе Мессине, от лица короля или одного из жителей города.
Рассказ истории «Кола-рыба» от лица короля
Я король Мессины. Однажды я узнал о том, что и живёт у нас необычный мальчик по имени Кола. Однажды мать ему сказала: «Раз тебе море дороже матери, и живи там как рыба!». Сказанные матерью в сердцах слова матери сбылись. Так Кола превратился в рыбу.
Мне захотелось посмотреть на такое чудо. Я велел всем морякам зорко следить за морем и передать ему, что я, король, хочу с ним говорить.
Моряки сообщили слова короля Кола, и он приплыл к ступеням моего дворца. Приплыл Кола, и я сказал, чтоб он рассказал мне, что скрыто в моих подводных владениях.
Кола уплыл, а когда вернулся рассказал мне много интересного. Только в одном месте не смог донырнуть до дна. Еще два раза прыгал он по моей просьбе, но так и не достиг дна. Но сказал, что не может больше, что умрёт, если глубже нырнёт и что скоро настанет чёрный день для Мессины.
Я приказал ему прыгать в море. Усмехнулся Кола и собрался уплыть. Это меня разозлило. Я бросил свою бесценную корону в глубины морские и сказал, что, если Кола не подчинится моему приказу, я обложу данью всех рыбаков Сицилии. А уж мои сборщики сумеют выколотить из них новую корону. И Кола согласился прыгнуть в море. Ради детей рыбаков. Больше я его не видел. На восьмой день люди увидели, что по воде плывёт чечевица, которую брал с собой Кола. Да приплыла неведомая рыба и положила на ступени лестницы мою корону.
После гибели Кола сбылось его предупреждение. Мессина превратилась в груду развалин.
Но жители не покинули это место. Оставшиеся в живых построили новый город.
9. Прочитай научно-популярную статью о землетрясениях на странице 118.
Землетрясение — это колебания и толчки земли, которые происходят по естественным причинам. Слабые землетрясения можно заметить по небольшому скрипу листьев, раскачиванию воды в сосудах или висящих предметов. Более сильные вызывают повреждения, такие как растрескивание штукатурки, падение мебели или разрушение зданий. В некоторых случаях они приводят к серьёзным катастрофам, включая разрушение целых населённых пунктов.
На поверхности земли самая сильная зона толчков называется эпицентром. Он является проекцией подземного очага землетрясения, который может находиться на глубине от 600 до 700 километров под поверхностью земли. Чем дальше от эпицентра, тем слабее ощущаются колебания.
Иногда землетрясения сопровождаются сильным гулом, который может быть весьма громким. Наука о землетрясениях — сейсмология — начала активно развиваться около 100 лет назад. Однако ещё 200 лет назад Михаил Ломоносов выдвинул теорию о том, что землетрясения связаны с движениями и нарушениями в земной коре.
Землетрясения также могут быть вызваны другими природными явлениями, такими как извержения вулканов или обрушение подземных пустот. Если землетрясение происходит под водой, оно может вызвать мощные волны — цунами. Эти волны распространяются с большой скоростью, а приближаясь к берегу, могут достигать высоты 15 метров и вызывать значительные разрушения в прибрежных районах.
Внеклассное чтение
Возьми в библиотеке сборник сказок, созданных разными народами России или других стран мира.
Аннотация — краткое изложение содержания книги.
Если в сборниках есть аннотации, предисловия или послесловия, прочитай их. Они помогут тебе сориентироваться в книгах. Выясни, кто оформил сборники сказок. Знакомы ли тебе эти художники? Определи, какие иллюстрации показались тебе особенно удачными.
• Объясни, почему ты выбрал ту или иную книгу.
Я взял в библиотеке сборников сказок, созданных разными народами России: «Сказки разных народов». В книгу вошли 15 малоизвестных сказок с необычными сюжетами:
• русская сказка «Семь Симеонов – семь работников»;
• украинская сказка «Вороний царь»;
• белорусская сказка «Лёгкий хлеб»;
• узбекская сказка «Умные братья»;
• казахская сказка «Мастер Али»;
• грузинская сказка «Голубой ковёр»;
• азербайджанская сказка «Догадливая Зарнияр»;
• литовская сказка «Как старик на зайце верхом ехал»;
• молдавская сказка «Как Фэт-Фрумос солнце освободил»;
• латышская сказка «Морская невеста»;
• киргизская сказка «Как мальчик спас свой город»;
• таджикская сказка «Охотник и его друзья»;
• армянская сказка «Портной и царь»;
• туркменская сказка «Голубая птица»;
• эстонская сказка «Запретный узел»
Оформили сборник известные художники Э. Булатов и О. Васильев. Тёплые и добрые иллюстрации очень красивые, вызывают улыбку.
Удивительное происходит в сказках. На то они и сказки!
• Отношение народа к добру и злу проявляется в придуманных им сказках. Подумай над вопросом: что считают добром, а что злом создатели прочитанных тобою сказок.
В «Сказках разных народов» добром создатели сказок считают такие качества, как мудрость, юмор, доброта, сострадание, храбрость и благородство. Добро всегда побеждает зло, слабый защищён, а жадный наказан.
Злом в сказках разных народов создатели считают такие отрицательные качества, как глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть.
• Сравни, что думают о добре и зле разные народы.
Много народной мудрости в каждой сказке, но все они рассказывают об отваге, мудрости, доброте и любви. Добро в сказках всегда побеждает зло, слабый защищён, а жадный наказан.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением