Ответы на вопросы на стр.58 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияРомантические традиции (неоромантизм), реализм, модернистские тенденции, гуманизм, преображённое ницшеанство, «богостроительство»,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Романтические традиции (неоромантизм), реализм, модернистские тенденции, гуманизм, преображённое ницшеанство, «богостроительство», «выломившийся» герой, роман-эпопея, рефлектирующий герой.
1.
Романтические традиции — это направление в литературе, для которого характерны возвышение личности, внимание к внутреннему миру героя, поиски идеала и стремление к гармонии между человеком и окружающим миром. Романтизм, возникший в конце XVIII — начале XIX века, противопоставлял себя рационализму и реалистическому изображению жизни, акцентируя внимание на эмоциях, духовности и индивидуализме. Позже, в конце XIX — начале XX века, возникло движение неоромантизма, которое переосмыслило классические романтические идеи в новых культурных и философских условиях.
Неоромантизм сохранил основные черты романтизма — восхищение свободой, героизм, мечту о высшем идеале, но начал сочетать их с элементами реализма. Герои неоромантизма — это люди, которые сталкиваются с суровой реальностью, но сохраняют свои внутренние идеалы. Они ищут истину, мечтают о гармонии, готовы к борьбе и самоотверженности.
2.
Реализм — это литературное направление, главной целью которого является объективное изображение действительности. Он возник в середине XIX века как реакция на романтизм, стремясь показать жизнь такой, какая она есть, без идеализации и мистицизма. Реалисты описывали повседневную жизнь, социальные проблемы, психологию человека. Основное внимание уделялось характерам и их развитию в зависимости от социальных, экономических и исторических условий.
Характерные черты реализма:
• Правдивость: точное изображение реальности.
• Психологизм: глубокий анализ внутреннего мира героя.
• Социальная направленность: исследование проблем общества.
• Типизация: создание образов, представляющих определённые социальные группы.
3.
Модернизм — это культурное движение конца XIX — начала XX века, которое стремилось к радикальному обновлению искусства. Модернисты отвергали реализм и классицизм, акцентировали внимание на внутреннем мире человека, его субъективном восприятии реальности. Модернизм вобрал в себя множество течений, включая символизм, футуризм, экспрессионизм.
Характерные черты модернистских тенденций:
• Разрыв с традиционными формами повествования.
• Исследование подсознания, интуитивного и иррационального.
• Использование аллюзий, метафор, символов.
• Слияние литературы с философией.
4.
Гуманизм — это мировоззрение, в основе которого лежит уважение к человеку, признание его уникальности, ценности и достоинства. Гуманистическая традиция появилась в эпоху Возрождения, когда философы и писатели начали утверждать идеи свободы личности, гармонии, веры в человеческий разум. В литературе гуманизм выражается через темы сострадания, морального выбора, борьбы за справедливость.
Литературные произведения, пропитанные гуманизмом, исследуют сложные вопросы человеческой жизни, показывают героя как уникальную личность, способную к самопознанию и нравственному росту. Они учат читателя видеть красоту в повседневном, проявлять доброту и понимание к окружающим.
5.
Преображённое нищенство — это литературный образ или концепция, связанная с идеей духовного богатства, скрытого за внешней бедностью. В этом контексте герой, несмотря на свои лишения, обладает высокими моральными или духовными качествами, которые противопоставлены материальным ценностям.
Этот образ часто используется в литературе для подчёркивания внутренней силы, веры, стойкости героев, которые остаются благородными и сильными, несмотря на социальные или экономические трудности. Идея «преображённого нищенства» также символизирует критику общества, основанного на материальном богатстве.
6.
Богостроительство — это философская концепция, связанная с представлением о возможности человека создать идеальное общество, основанное на духовных ценностях. Она возникла в начале XX века среди русских философов и писателей, стремившихся объединить идеи христианства с социалистическим мировоззрением.
Богостроительство в литературе отражает стремление найти новые пути к гармонии, духовности и справедливости. Герои произведений, связанных с этой идеей, часто оказываются людьми, ищущими высший смысл жизни и борющимися за его реализацию. Это направление стало частью философской мысли Серебряного века.
7.
«Выломившийся» герой — это персонаж, который противопоставляет себя обществу и его ценностям, отказывается следовать общепринятым нормам, стремясь к свободе и самостоятельности. Это понятие связано с романтической традицией, где герой часто оказывается одиноким борцом, отвергнутым или непонятым обществом.
Такие герои воплощают идеи индивидуализма, свободы выбора и моральной независимости. Они могут быть как положительными, так и трагическими фигурами, чья борьба с обществом или судьбой становится центральным элементом произведения.
8.
Роман-эпопея — это масштабное литературное произведение, которое охватывает широкий временной и социальный контекст, изображая судьбы целых народов или эпох. Этот жанр сочетает элементы личной драмы героев с историческими событиями. Роман-эпопея отличается обширностью, множеством персонажей, сложной композицией и философским осмыслением событий.
9.
Рефлектирующий герой — это персонаж, который активно размышляет над своей жизнью, моральными и философскими вопросами. Внутренние монологи, сомнения и самоанализ становятся важной частью его образа. Такие герои часто оказываются на перепутье, пытаясь найти ответы на сложные вопросы, связанные с их судьбой или мировоззрением.
10.
Модернистские тенденции — это совокупность художественных и философских идей, характерных для искусства конца XIX — начала XX века. Они возникли как ответ на кризис традиционных ценностей, вызванный научно-техническим прогрессом, урбанизацией и изменениями в обществе. Модернисты отвергали реалистическое изображение жизни, считая, что искусство должно исследовать внутренний мир человека, его переживания и интуитивное восприятие реальности.
Характерные черты модернизма:
1. Разрушение традиционных форм: модернисты стремились отказаться от классических жанров, канонов композиции и линейного сюжета.
2. Субъективность: акцент делался на индивидуальном восприятии мира, внутреннем мире автора или героя.
3. Интуитивизм и иррациональность: в модернизме важную роль играли подсознание, сновидения, ассоциации.
4. Символизм: использование многозначных образов и метафор, которые передают скрытые смыслы и философские идеи.
5. Эксперимент с языком: модернисты часто использовали аллюзии, неологизмы, алогизмы и инверсии.
Основные направления модернизма включают:
• Символизм, где главную роль играют образы-символы (Александр Блок, Андре Бретон).
• Экспрессионизм, акцентирующий внимание на эмоциях и внутреннем конфликте (Франц Кафка, Томас Манн).
• Сюрреализм, исследующий бессознательное и абсурд (Андре Бретон, Сальвадор Дали).
• Футуризм, восхваляющий технический прогресс и урбанизм (Владимир Маяковский, Филиппо Томмазо Маринетти).
Модернистские произведения часто отличались сложностью, многослойностью и глубокими философскими подтекстами. Авторы исследовали вопросы бытия, смысла жизни, кризиса личности в условиях стремительно меняющегося мира. Например, в романе Джеймса Джойса «Улисс» модернизм проявляется в детальном анализе внутреннего мира персонажей и экспериментальном стиле повествования. В русской литературе модернистские тенденции наиболее ярко представлены в поэзии Серебряного века, а также в прозе Андрея Белого и Ивана Бунина.
Вопросы и задания
1. Каким М. Горький представлял себе человека будущего? Как отразились мотивы преображения человека в дореволюционном и послереволюционном творчестве писателя и в его публицистике?
Максим Горький представлял себе человека будущего как всесторонне развитую личность, чьи интересы не сводятся только к работе, но включают в себя и сферу искусства, культуры: он поёт, танцует, сочиняет музыку, рисует картины.
Писатель считал, что в таком будущем все люди будут разумны, и каждому будет свойственно чувство личной ответственности за всё, творящееся им и вокруг него. Повсюду будут города-сады – вместилища величественных зданий, а сам человек станет властелином стихий.
Основная идея Горького заключалась в том, что изнурительная классовая борьба и в целом борьба между людьми, конкуренция за место под солнцем должны прекратиться. На новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
Мотивы преображения человека в дореволюционном творчестве Горького отразились в его идее о прекращении изнурительной классовой борьбы и борьбы между людьми. По мнению писателя, на новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
В ранних рассказах Горького серая обыденная жизнь противопоставляется яркой, экзотической, героической. Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Также в дореволюционном творчестве Горького понятие красоты было связано с миром природы, который символизировал для писателя одухотворённую гармонию мира. Например, в заглавном рассказе цикла «Рождение человека» Горький щедрыми, живописными красками описывает природу Кавказа, и именно в этом контексте рождается его признание: «Превосходная должность – быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении перед красотою».
Послереволюционное творчество Горького – это хроника рождения в недрах старой России «нового человека», ставшего вскоре строителем нового, советского общества. Интерес к формированию нового человека привёл Горького и на Соловки, и в детскую колонию Макаренко, где из малолетних преступников и бродяг вырастали полноценные члены общества. Книга «По Союзу Советов» стала в какой-то степени ответом на его собственную дореволюционную книгу «По Руси», в ней он стремился показать те коренные изменения, которые произошли в стране за это время. В центре внимания автора – преображение человека в процессе борьбы за свои права, рост самосознания народа, проблема коллективной психологии масс, превращающихся из слепой толпы в организованную силу под влиянием социалистических идей.
Мотивы преображения человека в публицистике Максима Горького отразились в идее о прекращении изнурительной классовой борьбы и конкуренции между людьми. По мнению писателя, на новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
Также в публицистике Горького встречаются идеи воспитания нового человека будущего. Например, в статьях «О знании», «О борьбе с природой», «О праве на погоду», «Засуха будет уничтожена» писатель призывал к развитию культуры и воплощению в реальность ранее казавшихся несбыточными проектов.
Кроме того, Горький призывал к культу человека, который прекрасен по своей природе и готов идти трудной дорогой духовного совершенствования личности и служения людям.
2. Какое место занимает в жизни и творчестве М. Горького христианство, ницшеанство, «богостроительство», вера в социалистический идеал?
Вопрос о месте в жизни и творчестве Горького христианства является неоднозначным. В автобиографии Пешков отмечал, что в детстве не любил ходить в церковь, но дед заставлял его силой, при этом ни про исповедь, ни про причащение не упоминается вовсе. Этих сведений было бы вполне достаточно, чтобы записать Горького в атеисты. Более того, творчество писателя в те периоды, когда он достиг вершин литературного мастерства, вовсе не указывает на иное отношение автора к православию. Да стоит познакомиться с его произведениями той поры.
Однако не следует торопиться объявлять Максима Горького писателем, чуждым православной тематике и не близким православному читателю. Среди богатейшего литературного наследия классика советской литературы есть одно малоизвестное широкому читателю, но очень интересное и талантливое произведение – небольшая по объему повесть «Исповедь» («Жизнь ненужного человека»). Она была написана Горьким в 1908 году. В этом произведении рассказывается об исцелении, которое получила от Седмиезерной иконы Божией Матери одна больная девушка.
Вряд ли эти эта история могли выйти из-под пера равнодушного к православной вере человека. Конечно, будучи соратником и сподвижником большевистских вождей, Максиму Горькому приходилось делать много антирелигиозных заявлений. Но после знакомства с содержанием повести «Исповедь» вопрос о том, был ли Максим Горький верующим человеком, лично для меня остается открытым…
Влияние философии Ницше на жизнь и творчество Максима Горького было сложным и претерпело эволюцию. В ранний период своего творчества Горький причислял Ницше к лучшим умам человечества. В это время в его философии писателя привлекало отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции «переоценки ценностей».
Ницшеанство Горького проявляется в отдельных его произведениях, например: в стилистике «Человека», явно перекликающейся со стилистикой «Заратустры», в героическом пафосе «Песен», в самом названии «Несвоевременных мыслей».
Горький и Ницше сближал общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью.
Постепенно Горький охладел к Ницше. В статье «О мещанстве» (1929) он критически говорил об отчаянной неудачной попытке Ницше доказать, что жизнь бессмысленна, ложь – необходима, и что «человек человеку волк». Смысл философии Ницше он теперь видел в оправдании власти «хозяев», создании «сверхчеловеков», существенно необходимым условием чего является рабство.
В 1932 году Горький отнес Ницше к глубочайшим пессимистам и писал, что он является выразителем буржуазной жажды «сильного человека».
Богостроительство в жизни и творчестве Максима Горького – это философское течение, существовавшее в период с 1906 по 1910 годы и активно развивавшееся в каприйский период жизни писателя.
Сам Горький пояснял, что под богостроительством понимал «устроение народного бытия в духе коллективистическом, в духе единения всех по пути к единой цели – освобождению человека от рабства внутреннего и внешнего».
Основные принципы богостроительства Горький манифестировал на страницах повести «Мать». В романе «Исповедь» писатель показывает, как разные люди строят для себя образ Бога, и выражает основной принцип богостроительства.
В 1909 году на Капри с участием Горького и Луначарского была создана «Высшая социал-демократическая школа» для подготовки рабочих-пропагандистов, где им читали лекции в духе идей богостроительства.
В 1927 году Горький ещё раз говорит о богостроительстве в статье «10 лет», вложив в это слово смысл, что человек сам в себе и на земле создаёт и воплощает способность творить чудеса справедливости, красоты и все прочие чудеса.
Вера в социалистический идеал занимает важное место в жизни и творчестве Максима Горького. Писатель считал социализм высшей формой духовной жизни общества, строем, при котором жизнь станет «праздником для всех», богатых и бедных. Он понимал идеи социализма как новую религию трудящегося человека, поэтому его герои напоминали не только пролетарских революционеров, но и двенадцать апостолов, несущих народу новую веру.
Мечта Горького о грядущей справедливой и разумной жизни при социализме выражается в «Сказках об Италии» и автобиографической трилогии («Детство», «В людях». «Мои университеты») с помощью синтеза реализма и романтизма.
Горький по-своему понимал идею социализма, видя в ней не только «религию пролетариата», но и способ гармонического устроения мира и человека.
3. Как вы понимаете выражение «выломившийся герой»? Дайте понятие о таком герое и приведите примеры из других известных вам произведений М. Горькою. Почему писатель на протяжении всей жизни уделял столь пристальное внимание так называемым «выломившимся» героям?
«Выломившийся» герой в творчестве М. Горького – это личность, выпавшая из повседневной среды, исключительная, дерзкая, не покорившаяся судьбе. Такой человек часто не ладит с законом, отрицает моральные нормы и социальные ограничения.
Пример из рассказа «Челкаш». В произведении прослеживается контраст героев из двух миров – вора Челкаша и богобоязненного крестьянина Гаврилы. «Выломившийся» из норм социальной жизни, аморальный и циничный контрабандист Челкаш оказывается выше трусоватого, жадного, прикованного к своей земле Гаврилы.
Ещё один пример – главный герой романа «Фома Гордеев». Образ Фомы сложен и многогранен: в нём есть и жадность к жизни, и стремление к безграничной свободе, и, в то же время, отверженность, неприкаянность, одиночество.
Писатель уделял пристальное внимание «выломившимся» героям, потому что они отражают несогласие автора с окружающей действительностью, в которой царят несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость и нищета. Горький мечтал о новом человеке, человеке-борце, человеке-деятеле, и создавал личность, «выломившуюся» из повседневной среды, исключительную, дерзкую, не покоряющуюся судьбе.
4. Как в творчестве М. Горького отразились традиции русских классиков? Почему М. Горький нередко не соглашался с пониманием человека у Ф. Достоевского? Приведите примеры полемики с ним из произведений М. Горького.
В творчестве Горького отразились традиции русских классиков, в частности, философско-нравственный пафос Пушкина, который оказал на писателя мощное влияние. Также в творчестве Горького «откликнулись» романтизм Лермонтова и аналитический реализм Гоголя.
Горький нередко не соглашался с пониманием человека у Достоевского, потому что, например:
• Достоевский искал спасения в христианской морали, а Горький «развенчивал» её (например, в рассказе «Дед Архип и Ленька»).
• Достоевский провозглашал благотворность страдания для человека, а Горький отрицал её (например, в рассказе «На плотах», в публицистике).
• Достоевский не верил в возможности человека, сомневался в благотворности свободы для него, а Горький утверждал обратное и раскрывал социальные истоки такого неверия.
Примеры полемики с Достоевским из произведений Горького:
• Рассказ «Извозчик», роман «Трое» рассматриваются как сознательная полемическая переработка сюжета «Преступления и наказания», направленная против идеи очистительного страдания.
• В рассказе «Коновалов» Горький прибегнул к литературной полемике с Достоевским в эпизоде, когда неграмотный Коновалов, которому Максим читает книги, полностью не приемлет своё «зеркальное отражение» – Макара Девушкина, героя повести «Бедные люди».
5. Как М. Горький воспринимал и воплощал идеи Ф. Ницше в своих произведениях? Все ли горьковские сильные личности несут в себе прообраз «сверхчеловека» Ницше? Какими качествами они обладают?
Горький воспринимал идеи Ницше через проповедь активности и сильной личности. Писателя привлекало отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции «переоценки ценностей». Писатель сформировал свою, исторически актуальную социально ориентированную модель интерпретации ницшеанского сверхчеловека. Сверхчеловек у Горького по преимуществу понимается как ценностно и социально иной человек-революционер, устремлённый к свободе через бунтарский нигилизм и ломку общественных стереотипов.
Например, под влиянием идей Ницше написан рассказ «Песня о Соколе». Главные герои рассказа Сокол и Уж фактически являются выразителями ницшевской идеи amor fati (радостное приятие судьбы сверхчеловеком).
Прообраз «сверхчеловека» Ницше в творчестве Горького представлен романтическими героями. Для них характерны независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой включён в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Он задуман как спаситель людей от их же слабости, никчёмности, сонного прозябания.
Не все горьковские сильные личности несут в себе прообраз «сверхчеловека» Ницше, но писатель предпринял попытку воплотить собственный – «дифференцированный» – вариант этого образа. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» сверхчеловек Ницше «распадался» у Горького на два подтипа, которые проблематизировались в образах Ларры и Данко. Ларра у Горького – условно языческий сверхчеловек, Данко – исторический, христианизированный.
Горький рассуждает, что достигнуть уровня сверхчеловека – ещё не предел. Сверхчеловек должен послужить народу. Только тогда его существование может быть оправдано. И в его произведениях появляются отрицательный и положительный сверхчеловек.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением