Ответы на вопросы на стр.58 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)














Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Романтические традиции (неоромантизм), реализм, модернистские тенденции, гуманизм, преображённое ницшеанство, «богостроительство», «выломившийся» герой, роман-эпопея, рефлектирующий герой.
1.
Романтические традиции — это направление в литературе, для которого характерны возвышение личности, внимание к внутреннему миру героя, поиски идеала и стремление к гармонии между человеком и окружающим миром. Романтизм, возникший в конце XVIII — начале XIX века, противопоставлял себя рационализму и реалистическому изображению жизни, акцентируя внимание на эмоциях, духовности и индивидуализме. Позже, в конце XIX — начале XX века, возникло движение неоромантизма, которое переосмыслило классические романтические идеи в новых культурных и философских условиях.
Неоромантизм сохранил основные черты романтизма — восхищение свободой, героизм, мечту о высшем идеале, но начал сочетать их с элементами реализма. Герои неоромантизма — это люди, которые сталкиваются с суровой реальностью, но сохраняют свои внутренние идеалы. Они ищут истину, мечтают о гармонии, готовы к борьбе и самоотверженности.
2.
Реализм — это литературное направление, главной целью которого является объективное изображение действительности. Он возник в середине XIX века как реакция на романтизм, стремясь показать жизнь такой, какая она есть, без идеализации и мистицизма. Реалисты описывали повседневную жизнь, социальные проблемы, психологию человека. Основное внимание уделялось характерам и их развитию в зависимости от социальных, экономических и исторических условий.
Характерные черты реализма:
• Правдивость: точное изображение реальности.
• Психологизм: глубокий анализ внутреннего мира героя.
• Социальная направленность: исследование проблем общества.
• Типизация: создание образов, представляющих определённые социальные группы.
3.
Модернизм — это культурное движение конца XIX — начала XX века, которое стремилось к радикальному обновлению искусства. Модернисты отвергали реализм и классицизм, акцентировали внимание на внутреннем мире человека, его субъективном восприятии реальности. Модернизм вобрал в себя множество течений, включая символизм, футуризм, экспрессионизм.
Характерные черты модернистских тенденций:
• Разрыв с традиционными формами повествования.
• Исследование подсознания, интуитивного и иррационального.
• Использование аллюзий, метафор, символов.
• Слияние литературы с философией.
4.
Гуманизм — это мировоззрение, в основе которого лежит уважение к человеку, признание его уникальности, ценности и достоинства. Гуманистическая традиция появилась в эпоху Возрождения, когда философы и писатели начали утверждать идеи свободы личности, гармонии, веры в человеческий разум. В литературе гуманизм выражается через темы сострадания, морального выбора, борьбы за справедливость.
Литературные произведения, пропитанные гуманизмом, исследуют сложные вопросы человеческой жизни, показывают героя как уникальную личность, способную к самопознанию и нравственному росту. Они учат читателя видеть красоту в повседневном, проявлять доброту и понимание к окружающим.
5.
Преображённое нищенство — это литературный образ или концепция, связанная с идеей духовного богатства, скрытого за внешней бедностью. В этом контексте герой, несмотря на свои лишения, обладает высокими моральными или духовными качествами, которые противопоставлены материальным ценностям.
Этот образ часто используется в литературе для подчёркивания внутренней силы, веры, стойкости героев, которые остаются благородными и сильными, несмотря на социальные или экономические трудности. Идея «преображённого нищенства» также символизирует критику общества, основанного на материальном богатстве.
6.
Богостроительство — это философская концепция, связанная с представлением о возможности человека создать идеальное общество, основанное на духовных ценностях. Она возникла в начале XX века среди русских философов и писателей, стремившихся объединить идеи христианства с социалистическим мировоззрением.
Богостроительство в литературе отражает стремление найти новые пути к гармонии, духовности и справедливости. Герои произведений, связанных с этой идеей, часто оказываются людьми, ищущими высший смысл жизни и борющимися за его реализацию. Это направление стало частью философской мысли Серебряного века.
7.
«Выломившийся» герой — это персонаж, который противопоставляет себя обществу и его ценностям, отказывается следовать общепринятым нормам, стремясь к свободе и самостоятельности. Это понятие связано с романтической традицией, где герой часто оказывается одиноким борцом, отвергнутым или непонятым обществом.
Такие герои воплощают идеи индивидуализма, свободы выбора и моральной независимости. Они могут быть как положительными, так и трагическими фигурами, чья борьба с обществом или судьбой становится центральным элементом произведения.
8.
Роман-эпопея — это масштабное литературное произведение, которое охватывает широкий временной и социальный контекст, изображая судьбы целых народов или эпох. Этот жанр сочетает элементы личной драмы героев с историческими событиями. Роман-эпопея отличается обширностью, множеством персонажей, сложной композицией и философским осмыслением событий.
9.
Рефлектирующий герой — это персонаж, который активно размышляет над своей жизнью, моральными и философскими вопросами. Внутренние монологи, сомнения и самоанализ становятся важной частью его образа. Такие герои часто оказываются на перепутье, пытаясь найти ответы на сложные вопросы, связанные с их судьбой или мировоззрением.
10.
Модернистские тенденции — это совокупность художественных и философских идей, характерных для искусства конца XIX — начала XX века. Они возникли как ответ на кризис традиционных ценностей, вызванный научно-техническим прогрессом, урбанизацией и изменениями в обществе. Модернисты отвергали реалистическое изображение жизни, считая, что искусство должно исследовать внутренний мир человека, его переживания и интуитивное восприятие реальности.
Характерные черты модернизма:
1. Разрушение традиционных форм: модернисты стремились отказаться от классических жанров, канонов композиции и линейного сюжета.
2. Субъективность: акцент делался на индивидуальном восприятии мира, внутреннем мире автора или героя.
3. Интуитивизм и иррациональность: в модернизме важную роль играли подсознание, сновидения, ассоциации.
4. Символизм: использование многозначных образов и метафор, которые передают скрытые смыслы и философские идеи.
5. Эксперимент с языком: модернисты часто использовали аллюзии, неологизмы, алогизмы и инверсии.
Основные направления модернизма включают:
• Символизм, где главную роль играют образы-символы (Александр Блок, Андре Бретон).
• Экспрессионизм, акцентирующий внимание на эмоциях и внутреннем конфликте (Франц Кафка, Томас Манн).
• Сюрреализм, исследующий бессознательное и абсурд (Андре Бретон, Сальвадор Дали).
• Футуризм, восхваляющий технический прогресс и урбанизм (Владимир Маяковский, Филиппо Томмазо Маринетти).
Модернистские произведения часто отличались сложностью, многослойностью и глубокими философскими подтекстами. Авторы исследовали вопросы бытия, смысла жизни, кризиса личности в условиях стремительно меняющегося мира. Например, в романе Джеймса Джойса «Улисс» модернизм проявляется в детальном анализе внутреннего мира персонажей и экспериментальном стиле повествования. В русской литературе модернистские тенденции наиболее ярко представлены в поэзии Серебряного века, а также в прозе Андрея Белого и Ивана Бунина.
Вопросы и задания
1. Каким М. Горький представлял себе человека будущего? Как отразились мотивы преображения человека в дореволюционном и послереволюционном творчестве писателя и в его публицистике?
Максим Горький представлял себе человека будущего как всесторонне развитую личность, чьи интересы не сводятся только к работе, но включают в себя и сферу искусства, культуры: он поёт, танцует, сочиняет музыку, рисует картины.
Писатель считал, что в таком будущем все люди будут разумны, и каждому будет свойственно чувство личной ответственности за всё, творящееся им и вокруг него. Повсюду будут города-сады – вместилища величественных зданий, а сам человек станет властелином стихий.
Основная идея Горького заключалась в том, что изнурительная классовая борьба и в целом борьба между людьми, конкуренция за место под солнцем должны прекратиться. На новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
Мотивы преображения человека в дореволюционном творчестве Горького отразились в его идее о прекращении изнурительной классовой борьбы и борьбы между людьми. По мнению писателя, на новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
В ранних рассказах Горького серая обыденная жизнь противопоставляется яркой, экзотической, героической. Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Также в дореволюционном творчестве Горького понятие красоты было связано с миром природы, который символизировал для писателя одухотворённую гармонию мира. Например, в заглавном рассказе цикла «Рождение человека» Горький щедрыми, живописными красками описывает природу Кавказа, и именно в этом контексте рождается его признание: «Превосходная должность – быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении перед красотою».
Послереволюционное творчество Горького – это хроника рождения в недрах старой России «нового человека», ставшего вскоре строителем нового, советского общества. Интерес к формированию нового человека привёл Горького и на Соловки, и в детскую колонию Макаренко, где из малолетних преступников и бродяг вырастали полноценные члены общества. Книга «По Союзу Советов» стала в какой-то степени ответом на его собственную дореволюционную книгу «По Руси», в ней он стремился показать те коренные изменения, которые произошли в стране за это время. В центре внимания автора – преображение человека в процессе борьбы за свои права, рост самосознания народа, проблема коллективной психологии масс, превращающихся из слепой толпы в организованную силу под влиянием социалистических идей.
Мотивы преображения человека в публицистике Максима Горького отразились в идее о прекращении изнурительной классовой борьбы и конкуренции между людьми. По мнению писателя, на новом этапе задача солидарного человечества – борьба со слепой природой и обустройство мироздания.
Также в публицистике Горького встречаются идеи воспитания нового человека будущего. Например, в статьях «О знании», «О борьбе с природой», «О праве на погоду», «Засуха будет уничтожена» писатель призывал к развитию культуры и воплощению в реальность ранее казавшихся несбыточными проектов.
Кроме того, Горький призывал к культу человека, который прекрасен по своей природе и готов идти трудной дорогой духовного совершенствования личности и служения людям.
2. Какое место занимает в жизни и творчестве М. Горького христианство, ницшеанство, «богостроительство», вера в социалистический идеал?
Вопрос о месте в жизни и творчестве Горького христианства является неоднозначным. В автобиографии Пешков отмечал, что в детстве не любил ходить в церковь, но дед заставлял его силой, при этом ни про исповедь, ни про причащение не упоминается вовсе. Этих сведений было бы вполне достаточно, чтобы записать Горького в атеисты. Более того, творчество писателя в те периоды, когда он достиг вершин литературного мастерства, вовсе не указывает на иное отношение автора к православию. Да стоит познакомиться с его произведениями той поры.
Однако не следует торопиться объявлять Максима Горького писателем, чуждым православной тематике и не близким православному читателю. Среди богатейшего литературного наследия классика советской литературы есть одно малоизвестное широкому читателю, но очень интересное и талантливое произведение – небольшая по объему повесть «Исповедь» («Жизнь ненужного человека»). Она была написана Горьким в 1908 году. В этом произведении рассказывается об исцелении, которое получила от Седмиезерной иконы Божией Матери одна больная девушка.
Вряд ли эти эта история могли выйти из-под пера равнодушного к православной вере человека. Конечно, будучи соратником и сподвижником большевистских вождей, Максиму Горькому приходилось делать много антирелигиозных заявлений. Но после знакомства с содержанием повести «Исповедь» вопрос о том, был ли Максим Горький верующим человеком, лично для меня остается открытым…
Влияние философии Ницше на жизнь и творчество Максима Горького было сложным и претерпело эволюцию. В ранний период своего творчества Горький причислял Ницше к лучшим умам человечества. В это время в его философии писателя привлекало отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции «переоценки ценностей».
Ницшеанство Горького проявляется в отдельных его произведениях, например: в стилистике «Человека», явно перекликающейся со стилистикой «Заратустры», в героическом пафосе «Песен», в самом названии «Несвоевременных мыслей».
Горький и Ницше сближал общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью.
Постепенно Горький охладел к Ницше. В статье «О мещанстве» (1929) он критически говорил об отчаянной неудачной попытке Ницше доказать, что жизнь бессмысленна, ложь – необходима, и что «человек человеку волк». Смысл философии Ницше он теперь видел в оправдании власти «хозяев», создании «сверхчеловеков», существенно необходимым условием чего является рабство.
В 1932 году Горький отнес Ницше к глубочайшим пессимистам и писал, что он является выразителем буржуазной жажды «сильного человека».
Богостроительство в жизни и творчестве Максима Горького – это философское течение, существовавшее в период с 1906 по 1910 годы и активно развивавшееся в каприйский период жизни писателя.
Сам Горький пояснял, что под богостроительством понимал «устроение народного бытия в духе коллективистическом, в духе единения всех по пути к единой цели – освобождению человека от рабства внутреннего и внешнего».
Основные принципы богостроительства Горький манифестировал на страницах повести «Мать». В романе «Исповедь» писатель показывает, как разные люди строят для себя образ Бога, и выражает основной принцип богостроительства.
В 1909 году на Капри с участием Горького и Луначарского была создана «Высшая социал-демократическая школа» для подготовки рабочих-пропагандистов, где им читали лекции в духе идей богостроительства.
В 1927 году Горький ещё раз говорит о богостроительстве в статье «10 лет», вложив в это слово смысл, что человек сам в себе и на земле создаёт и воплощает способность творить чудеса справедливости, красоты и все прочие чудеса.
Вера в социалистический идеал занимает важное место в жизни и творчестве Максима Горького. Писатель считал социализм высшей формой духовной жизни общества, строем, при котором жизнь станет «праздником для всех», богатых и бедных. Он понимал идеи социализма как новую религию трудящегося человека, поэтому его герои напоминали не только пролетарских революционеров, но и двенадцать апостолов, несущих народу новую веру.
Мечта Горького о грядущей справедливой и разумной жизни при социализме выражается в «Сказках об Италии» и автобиографической трилогии («Детство», «В людях». «Мои университеты») с помощью синтеза реализма и романтизма.
Горький по-своему понимал идею социализма, видя в ней не только «религию пролетариата», но и способ гармонического устроения мира и человека.
3. Как вы понимаете выражение «выломившийся герой»? Дайте понятие о таком герое и приведите примеры из других известных вам произведений М. Горькою. Почему писатель на протяжении всей жизни уделял столь пристальное внимание так называемым «выломившимся» героям?
«Выломившийся» герой в творчестве М. Горького – это личность, выпавшая из повседневной среды, исключительная, дерзкая, не покорившаяся судьбе. Такой человек часто не ладит с законом, отрицает моральные нормы и социальные ограничения.
Пример из рассказа «Челкаш». В произведении прослеживается контраст героев из двух миров – вора Челкаша и богобоязненного крестьянина Гаврилы. «Выломившийся» из норм социальной жизни, аморальный и циничный контрабандист Челкаш оказывается выше трусоватого, жадного, прикованного к своей земле Гаврилы.
Ещё один пример – главный герой романа «Фома Гордеев». Образ Фомы сложен и многогранен: в нём есть и жадность к жизни, и стремление к безграничной свободе, и, в то же время, отверженность, неприкаянность, одиночество.
Писатель уделял пристальное внимание «выломившимся» героям, потому что они отражают несогласие автора с окружающей действительностью, в которой царят несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость и нищета. Горький мечтал о новом человеке, человеке-борце, человеке-деятеле, и создавал личность, «выломившуюся» из повседневной среды, исключительную, дерзкую, не покоряющуюся судьбе.
4. Как в творчестве М. Горького отразились традиции русских классиков? Почему М. Горький нередко не соглашался с пониманием человека у Ф. Достоевского? Приведите примеры полемики с ним из произведений М. Горького.
В творчестве Горького отразились традиции русских классиков, в частности, философско-нравственный пафос Пушкина, который оказал на писателя мощное влияние. Также в творчестве Горького «откликнулись» романтизм Лермонтова и аналитический реализм Гоголя.
Горький нередко не соглашался с пониманием человека у Достоевского, потому что, например:
• Достоевский искал спасения в христианской морали, а Горький «развенчивал» её (например, в рассказе «Дед Архип и Ленька»).
• Достоевский провозглашал благотворность страдания для человека, а Горький отрицал её (например, в рассказе «На плотах», в публицистике).
• Достоевский не верил в возможности человека, сомневался в благотворности свободы для него, а Горький утверждал обратное и раскрывал социальные истоки такого неверия.
Примеры полемики с Достоевским из произведений Горького:
• Рассказ «Извозчик», роман «Трое» рассматриваются как сознательная полемическая переработка сюжета «Преступления и наказания», направленная против идеи очистительного страдания.
• В рассказе «Коновалов» Горький прибегнул к литературной полемике с Достоевским в эпизоде, когда неграмотный Коновалов, которому Максим читает книги, полностью не приемлет своё «зеркальное отражение» – Макара Девушкина, героя повести «Бедные люди».
5. Как М. Горький воспринимал и воплощал идеи Ф. Ницше в своих произведениях? Все ли горьковские сильные личности несут в себе прообраз «сверхчеловека» Ницше? Какими качествами они обладают?
Горький воспринимал идеи Ницше через проповедь активности и сильной личности. Писателя привлекало отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции «переоценки ценностей». Писатель сформировал свою, исторически актуальную социально ориентированную модель интерпретации ницшеанского сверхчеловека. Сверхчеловек у Горького по преимуществу понимается как ценностно и социально иной человек-революционер, устремлённый к свободе через бунтарский нигилизм и ломку общественных стереотипов.
Например, под влиянием идей Ницше написан рассказ «Песня о Соколе». Главные герои рассказа Сокол и Уж фактически являются выразителями ницшевской идеи amor fati (радостное приятие судьбы сверхчеловеком).
Прообраз «сверхчеловека» Ницше в творчестве Горького представлен романтическими героями. Для них характерны независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой включён в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Он задуман как спаситель людей от их же слабости, никчёмности, сонного прозябания.
Не все горьковские сильные личности несут в себе прообраз «сверхчеловека» Ницше, но писатель предпринял попытку воплотить собственный – «дифференцированный» – вариант этого образа. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» сверхчеловек Ницше «распадался» у Горького на два подтипа, которые проблематизировались в образах Ларры и Данко. Ларра у Горького – условно языческий сверхчеловек, Данко – исторический, христианизированный.
Горький рассуждает, что достигнуть уровня сверхчеловека – ещё не предел. Сверхчеловек должен послужить народу. Только тогда его существование может быть оправдано. И в его произведениях появляются отрицательный и положительный сверхчеловек.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением