Ответы на вопросы на стр.59 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
• Типы героев раннего М. Горького.
Для полного освещения темы следует рассказать о многообразии типов героев в рассказах писателя, дать их характеристику и раскрыть социально-психологические черты.
Типы героев раннего М. Горького
Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: «старуха Изергиль», «Челкаш» и «Макар Чудра» и т.д.
Герои произведений Горького свободны и независимы. Их образы писатель создает на легендах, которые ему рассказывают люди. Их манеры, характер и жизненный путь не всегда даны понятно и прямо.
Одним из таких образов является образ Макара Чудры. Для этого персонажа идеалом является гордый и свободный человек, находящийся выше житейской сферы. Этому человеку известна «воля», ему понятна «ширь степная», а сердце ему веселит «говор морской волны».
Несвободного человека он называет рабом, утверждая, что рожден он для того, чтобы ковырять землю, а потом умереть, не успев выкопать даже себе самому могилу.
Автор подчеркивает свободолюбивую натуру своего героя при помощи пейзажа: ветер и море олицетворяют мятежный дух героя. Большую роль при этом выполняет портрет: в герое все значительно и непоколебимо: «густые клубы дыма», «громадная трубка», «сильная поза», «темнота стен», герой не делает движений, которые защитят его от порывистых ударов ветра, ведь это стихия, родная Макару Чудре.
Герой рассказывает удивительную легенду о Лойко Зобаре и Радде, которые любили друг друга, однако вместе быть не смогли, поскольку были слишком гордыми и независимыми. Лойко говорит о себе: «Я свободный человек», и добавляет, что будет жить, как хочет. Рада также свободолюбива: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Эти герои воплощают взгляды Макара Чудры. Лойко и Радда пожертвовали любовью и жизнью ради свободы. Это свидетельствует о неразрешимости противоречий, существующих между любовью и гордостью, но разрешение этого противоречия возможно только через смерть. Макар Чудра не видит ничего удивительного в смерти героев, для него это вполне естественно. Он живет согласно своей философии и не приемлет другой.
Другим независимым и свободным человеком является героиня другого произведения – Старуха Изергиль. Она выступает в свете двух противоположных образов: Данко – идеального человека, дарящего людям бесконечную любовь и Ларры – антиидеального и жестокого эгоиста.
В легенде о Ларре автор осуждает презрение к людям, которое испытывают индивидуалисты – сын орла и женщина. Более всего Ларра дорожил своей свободой. Его гордость была настолько сильна, что он пошел на убийство. За это он был наказан бессмертием. Имя Ларры имеет значение «отверженный». Он обречен на вечное одиночество, которое становится для персонажа вечным страданием. Его индивидуализм непонятен народу, он ломает его жизнь. Старуха Изергиль рассказывает эту легенду в назидание будущим поколениям.
Легенда о Данко воспевает самоотверженность человека, его способность жертвовать собой. Эта легенда является гимном действенной любви к людям. Желая вывести людей из мрачного леса, Данко вырвал сердце из своей груди, чтобы его огонь осветил им путь. Образ Данко воплощает мечту Горького о человеке, у которого «солнце в крови». Но при этом автор упоминает о том, что есть в этом мире и антигерои, которые способны забыть благородные деяния, они не умеют воспринимать добро. Вот так и в легенде о Данко один осторожный человек из боязни чего-то «наступил на гордое Сердце ногой», после чего «оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Две эти легенды являются своеобразным обрамлением рассказа Старухи Изергиль о ней самой, о той любви, которую она дарила людям, и о тех, кто был ей дорог. Ее образ и речь несколько противоречивы: о чувственной любви естественнее рассказывать молодой девушке, чем старухе, «согнутой» пополам временем, чьи «черные когда-то глаза» сейчас были тусклыми и слезились. А сухой голос ее сейчас «звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Героиня противопоставляет собственную жизнь и жизненный путь Ларры. По ее мнению, она не была индивидуалисткой, как Ларра. Но автобиографический герой видит сходство героев. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему». Теперь он подобен тени и вечно будет оставаться таким. Изергиль тоже живая, но уже «иссушенная временем, без тела, без крови», в ее сердце отсутствуют желания, в глазах нет огня. Она «тоже почти тень». Кроме того, они одинаково относятся к людям, которых некогда любили. Изергиль никогда не встречалась позже с теми, кого когда-то любила. Она говорит, что это «нехорошие встречи», будто «с покойниками». Однако, невзирая на близость образов Ларры и Изергиль, героиня мысленно стремится к Данко, который воплощает наивысший идеал самопожертвования и любви. Героиня желает рассказать людям о важной роли любви в жизни.
Автор своеобразно раскрывает и образ Челкаша – старого вора, любящего свободу. Теперь Горький не окружает романтическими легендами образ своего героя. Челкаш сейчас противопоставляется Гавриле, молодому крестьянину. Их объединяет только одно – свобода и любовь, а в остальном они антиподы. У героев разное социальное положение: Гаврила – крестьянин, а Челкаш – вор и бродяга; разные занятия в жизни: Гаврила занимается хозяйством, любит землю, а Челкаш ворует и странствует, занимается пропагандой; различны и портреты героев: Гаврила «широкоплеч, коренаст», у него русые волосы, обветренное лицо и большие голубые глаза, глядящие на мир доверчиво и добродушно, Челкаш же похож на степного ястреба, «он был бос», одет в старые штаны и в грязную ситцевую робу. По-разному относятся герои и друг к другу: Макар Чудра видит в Гавриле самого себя, поэтому относится к нему с пониманием и жалостью. Гаврила же не понимает Челкаша и легко может оскорбить его. Жизненные позиции героев также различны. Гаврилу захватили низменные интересы, он позабыл о свободолюбии ради жажды наживы. Челкаш, является вором и асоциальным элементом, но стремился к идеалу и свободе.
Горький изобразил своих романтических героев в свойственной им сложности и многогранности, поскольку считал: «Естественное состояние человека – пестрота».
• Художественное своеобразие пьесы «На дне».
Тема подразумевает раскрытие особенностей интриги, композиции, взаимоотношений действующих лиц, роли монологов и диалогов, реплик и ремарок.
Художественное своеобразие пьесы «На дне»
Пьеса М. Горького «На дне» – сложное и неоднозначное произведение. При его анализе, как правило, обращают внимание на идейную сторону, упуская из виду художественные достоинства пьесы. Однако художественное своеобразие «На дне», на мой взгляд, также заслуживает большого внимания.
Одним из ведущих приемов в построении этого произведения является «нелинейность» сюжета. Мы видим, что часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, например, драка Василисы и Наташи, месть Василисы и прочее. Кроме того, и убийство Костылева совершается за углом ночлежки. Я думаю, автор делает это сознательно. Тем самым он предлагает нам прислушаться к другим, более важным, действиям – к содержанию многочисленных разговоров и споров ночлежников.
Композиционно сюжетная разобщенность героев, их отчужденность друг от друга - всякий думает о своем, переживает за себя - выражается в организации сценического пространства. Мы видим, что персонажи рассредоточены по разным углам сцены и замкнуты в несвязанных между собой мини-пространствах:
Анна. Не помню – когда я сыта......Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?
Лука. Эх ты, детынька! Устала? Ничего!
Актер. Валетом ходи... валетом, черт!
Барон. А у нас – король.
Клещ. Они всегда побьют.
Сатин. Такая у нас привычка...
Медведев. Дамка!
Бубнов. И у меня... н-ну...
Анна. Помираю, вот...
В этом фрагменте пьесы все реплики звучат из разных углов: предсмертные слова Анны путаются с выкриками ночлежников, играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев). Тем самым Горький стремится подчеркнуть разобщенность своих героев, их равнодушие и цинизм по отношению друг к другу.
Кроме этого, автор использует и другие приемы, углубляющие смысл драмы. Это, например, использование «рифмующихся» (зеркально отражающихся) эпизодов. Так, зеркально повторяются два симметрично расположенных относительно друг друга диалога Насти и Барона. В начале пьесы Настя защищается от скептических замечаний Барона. Отношение этого героя к рассказу Насти о «роковой любви» и Гастоше формулируется поговоркой «Не любо -не слушай, а врать не мешай». После ухода Луки Настя и Барон как бы меняются ролями: все рассказы Барона о «богатстве... сотнях крепостных... лошадях... поварах... каретах с героями» сопровождаются одной и той же репликой Насти: «Не было!»
Точную «смысловую рифму» в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой – и удавился...» – «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... удавился!»
Такое композиционное «связывание» выражает, как мне кажется, позицию автора относительно результатов «проповеднической» деятельности Луки.
С судьбой Актера связан и дважды повторяющийся эпизод, в котором ночлежники поют свою песню – «Солнце всходит и заходит». Актер «испортил» именно эту песню – в заключительном действии в ней так и не были спеты строчки «Мне и хочется. на волю... Цепь порвать я не могу».
Важно, что «рифмующиеся» эпизоды не несут новой информации о персонажах, но придают действию смысловое единство и целостность. Этой же цели служит и система литературных и театральных перекличек в пьесе.
Так, в начале произведения Актер упоминает «хорошую пьесу», имея в виду трагедию Шекспира «Гамлет». Цитата из нее – «Офелия! О... помяни меня в своих молитвах!..» – уже в первом действии предсказывает будущую судьбу самого Актера. Его последние слова перед самоубийством, обращенные к Татарину, таковы: «Помолись за меня».
Кроме «Гамлета», Актер несколько раз цитирует «Короля Лира» («Сюда, мой верный Кент...»). Лиру приписана и важная для Актера фраза «я на пути к возрождению».
Кроме того, «любимым стихотворением» Актера было стихотворение Беранже, в контексте пьесы получившее значение философской декларации: «Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой». Наряду с цитатами из западной классики в речи Актера проскальзывает пушкинская строчка: «Наши сети притащили мертвеца» («Утопленник»).
Смысл всех этих литературных перекличек - уход из жизни, смерть. Сюжетный путь Актера, таким образом, задан уже в самом начале произведения, причем теми художественными средствами, которые определяют его профессию – «чужим» словом, цитатой, произносимой со сцены.
Вообще, речь персонажей является важным художественным средством в пьесе. В «На дне» бросается в глаза невероятно «густая» афористичность: «такое житье, что как поутру встал, так и за вытье»; «жди от волка толка»; «когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»; «ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают»; «старику где тепло, там и родина»; «все хотят порядка, да разума нехватка».
Особую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы – Луки и Бубнова – героев, позиции которых обозначены наиболее ясно и определенно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках. Правда, эта мудрость, как показывает автор, не абсолютна, лукава. Слишком «круглое» высказывание может не только «натолкнуть» на истину, но и увести от нее.
Таким образом, пьеса М. Горького «На дне» – выдающееся в художественном плане произведение. Автор использует большое количество своеобразных приемов: нелинейное построение сюжетного действия, «рифмование» эпизодов, использование большого количества литературных аллюзий, афористичность речи персонажей. Все это помогает Горькому рассказать правду о «людях дна», поставить перед читателями важные философские и социальные вопросы – что такое человек? в чем смысл человеческой жизни? что представляют собой высшие человеческие ценности?
• Почему ранние рассказы М. Горького называют неоромантическими? Обратите внимание на исключительные характеры героев рассказов «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Мальва» и др., конфликты личности и общества (толпы), экзотические обстоятельства развития событий, художественное время и пространство. Что можно сказать о пейзажах и портретах, о приёме антитезы, о метафорах, эпитетах и сравнениях, используемых писателем?
Почему ранние рассказы М. Горького называют неоромантическими?
Неоромантизм – это течение в литературе, возникшее в конце XIX – начале XX века, которое отличается своеобразным восприятием мира, экстравагантностью в описании чувств и эмоций, искаженной реальностью и подчеркиванием индивидуальности автора. В неоромантизме прослеживается отход от рациональности и логики, а приоритет отдается эмоциям, фантазии и подсознательному миру.
Ранние рассказы М. Горького называют неоромантическими, потому что они отражают черты направления рубежа XIX–XX веков, стремившегося возродить некоторые принципы романтизма: двоемирие и наличие исключительного героя, противопоставляющего себя обществу; отражают возрождение романтических традиций на новом уровне и переосмысление романтического мировоззрения. Писатель изображает красивых, гордых, смелых и сильных людей, противостоящих окружающей среде. Действие происходит в легендарные времена в необычной обстановке: в цыганском таборе, в общении с миром природы, со стихией.
В рассказе «Старуха Изергиль» автор использует экзотический пейзаж. Действие происходит в Бессарабии, на фоне яркого и таинственного пейзажа, построенного на контрасте света и тьмы. Использован принцип двоемирия: есть реальный мир, в котором общаются рассказчик и Изергиль, и есть мифологический мир, в котором существуют сын орла Ларра и Данко. Герои стремятся к идеалу: Ларра и Данко стремятся к свободе и самопожертвованию соответственно. В рассказе происходит конфликт героя и общества: люди ополчились против Данко, отвергли Ларру.
Герои предстают перед читателями в романтическом пейзаже, который введён для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости. Использование изобразительных средств подчинено идейному содержанию рассказа и направлено на исследование сложности, силы и слабости героев. Приёме антитезы помогает ярче представить образы Ларры и Данко. Образы героев в рассказе построены с помощью контрастных символов: после Ларры остаётся тень, после Данко – искры. метафоры, эпитеты, олицетворения создают яркую, красочную картину бессарабского вечера, а слова «сказочные», «фантастические» добавляют таинственности изображаемому.
К неоромантизму относится и рассказ «Челкаш». Конфликт в произведении заключается в противостоянии контрабандиста Гришки Челкаша, вольного, любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, мечтающим заработать деньги и завести собственное хозяйство.
Пейзаж в рассказе дан в живописно-романтической манере. Он придаёт и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества героя, с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ничтожество Гаврилы.
Использование изобразительных средств подчинено идейному содержанию рассказа и направлено на исследование сложности, силы и слабости героев
В рассказе «Мальва» действие происходит на берегу тёплого, ласкового, постоянно смеющегося моря. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного.
Герои предстают перед читателями в романтическом пейзаже, характеры и убеждения героев с их противоречиями становятся главным предметом изображения. Использование изобразительных средств подчинено идейному содержанию рассказа, направлено на исследование сложности, силы и слабости героев.
Действие горьковских рассказов построено обычно на антитезе, столкновении противоположных характеров (Сокол и Уж, Челкаш и Гаврила, Мальва и Яков, дед Архип и Ленька).
Писатель использует яркие контрастирующие краски, мир в его произведениях либо ослепительно прекрасен, либо уродливо безобразен. Например, смеющаяся загадочным смехом Мальва, красивая женщина с зелёными глазами, постоянно сравнивается со смеющимся морем, а рыжий, веснушчатый босяк Сергей сравнивается с солнцем.
В целом, неоромантизм в раннем творчестве Горького выражается через возрождение романтических традиций на новом уровне и переосмысление романтического мировоззрения.
• Тема актерства и игры в драме М. Горького «На дне».
Замечено, что реалистические принципы не помешали М. Горькому воплотить важную в романтизме и модернизме тему игры. Опишите, как эту тему реализуют в пьесе Актёр, Сатин и Барон. Какой художественный смысл несут игра на гармошке, песни и частушки героев?
Тема актёрства и игры в драме М. Горького «На дне»
Замечено, что реалистические принципы не помешали Горькому воплотить важную в романтизме и модернизме тему игры. В пьесе «На дне» эта тема реализуется через образы Актёра, Сатина и Барона.
Актёр в произведении – бывший театральный актёр, который не сумел справиться с жизненными трудностями и стал запойным пьяницей. Он не только «битая карта», но и игрок. Назвав его дураком, Сатин обозначил судьбу Актёра как проигравшего в популярной карточной игре.
Сатин – сорокалетний мужчина, алкоголик, профессиональный шулер, руководящий карточной игрой в ночлежке. Зарабатывает на жизнь тем, что ловко жульничает во время игры. За свой обман бывает жестоко избит. Не хочет честно жить и работать, предпочитая беззаботную жизнь шулера. Он первым осознаёт переплетение игры и жизни: ведёт карточную игру между людьми, на фоне которой разворачивается игра самими персонажами.
Барон – 33-летний мужчина, опустившийся дворянин. Оказался на дне общества после отбывания тюремного наказания за растрату казённых денег. Берёт уроки игры в карты у Сатина, чтобы стать карточным шулером.
Игра на гармошке, песни и частушки в пьесе связаны с персонажем Алёшкой – молодым мастеровым, несчастным, запутавшимся молодым человеком, который любит петь и играть на гармошке. Его любовь к музыке символизирует поиск радости жизни, показатель гармонии с ней.
Песни в пьесе «На дне» М. Горького отражают тему бессолнечной жизни. Они возникают в душах людей, разуверившихся в мечте и правде. Например, в произведении звучит песня «Солнце всходит и заходит», которая символизирует бессилие перед собственными «цепями» персонажей: Актеру не избавиться от пьянства, Барону – от паразитизма, Бубнову – от лени. Песня олицетворяет жизнь каждого из них: здесь, куда не доходит ни один луч солнца, всегда темно, здесь люди похоронены заживо. Они мечтают вырваться из этого ада, но что-то их держит, тянет обратно. Песня – последнее, что мы слышим перед тем, как узнаем о самоубийстве Актера, она – символ безысходности и отчаяния.
Художественный смысл игры на гармошке, песен и частушек в пьесе заключается в том, что через них автор выражает настроение и состояние героев, их осмысление своего положения и причин падения.
• Образы природы в рассказе М. Горького «Старуха Изсргиль».
Вспомните о традициях романтизма в изображении природы. Какие приёмы использует автор при описании пейзажа? Как пейзаж помогает раскрыть характеры героев и идею произведения?
Образы природы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
В традициях романтизма в изображении природы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» природа передаётся как близкая герою стихия, яркий, без полутонов пейзаж. Он своей одушевлённостью подчёркивает безграничность свободы героя.
При описании пейзажа автор использует олицетворение сил природы, метафоричность и эпитеты. Например, «по небу бродили обрывки туч», «ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд».
Пейзаж помогает раскрыть характеры и идею произведения. В начале рассказа природа передаёт атмосферу летнего вечера и вызывает определённый эмоциональный настрой у читателя. Образ природы фантастический: многообразие красочных туч, запах моря, золотые звезды: «все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Действительно, этой ночью рассказчик узнаёт две чудесные легенды и историю жизни старухи Изергиль. Также пейзаж дополняет щедрая кроваво-красная луна, ярко светящаяся над ночным небом. Именно с этой картины, начинается сказка старухи Изергиль о Ларре: «море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах». Именно в таком таинственном пейзаже могут реализовать себя герои произведения: Изергиль, Данко, Ларра.
Природа активно взаимодействует с главными персонажами: помогает, противостоит, влияет на исход событий. Природа спокойна, красочна, она отражает все события этой ночи. На протяжении истории старухи Изергиль погода меняется. Но когда Ларра убил прекрасную девушку, жителей могучего племя оковал страх, а в реальности луна бледнеет, будто удаляется от земли. И когда старейшина племени зачитывает приговор Ларре, природа незамедлительно реагирует: с неба раздаются раскаты грома – «это силы небесные подтверждали речь мудрого».
Во второй части рассказа старуха Изергиль повествует о своей жизни, очень разнообразной и интересной. Во время ее истории природа молчит, буто слушает героиню, и только волны изредка напоминают о себе тихими звуками. Тем не менее, когда старуха замолчала и задремала, пейзаж начинает меняться: появляется черная тяжкая туча, луна прячется за облаками, а в степной дали виднеются маленькие голубые огоньки. Именно с такой картины начинается легенда о Данко.
В повествовании о Данко образ природы несёт другую смысловую нагрузку. Перед читателем встают картины дремучего леса, в котором люди гибнут от «ядовитого смрада болота». Но Данко поборол страх, сумел вдохновить людей пойти на поиски лучшего места. Олицетворение позволяет понять, что природа сопротивляется этому: «деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей...». В данном случае природа изображает пороки людей, лес – символ их собственных страхов. Данко находит путь ценой собственной жизни, народу открывается прекрасный солнечный мир, чистый воздух. Природа является контрастом между тьмой и светом, спасением и гибелью.
Таким образом, пейзаж играет важную роль в М. Горького «Старуха Изергиль». Он передает настроение героев и меняется на протяжении всего произведения. Природа – это отдельный персонаж, отражающий все происходящее и создающий особую атмосферу в рассказе.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением