Упр.61 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 61. Прочитайте отрывок из повести Ю.М. Полякова «Сто дней до приказа». Определите тип текста, обоснуйте свой выбор. Выпишите термины. В какую тематическую группу их...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
61. Прочитайте отрывок из повести Ю.М. Полякова «Сто дней до приказа». Определите тип текста, обоснуйте свой выбор. Выпишите термины. В какую тематическую группу их можно объединить? С какой целью их использует автор?
...Я испуганно открываю глаза и вижу старшину батареи — прапорщика Высовеня.
— Вставай! Трибунал проспишь! — сурово шутит прапорщик.
За окошком не утро, а знобкая темень. Ёжась и застёгиваясь на ходу, ребята выбегают на улицу. Сквозь стекло видно, как на брусчатом батарейном плацу топчется несколько солдат — зародыши будущей полноценной шеренги.
В казарме, возле изразцовой печки, стоит сердитый, со следами сна на лице, замполит дивизиона майор Осокин. Время от времени он резко дёргает головой, точно отгоняет надоедливую мысль. Это — тик, последствие контузии, полученной в Афгане.
Рядом с замполитом томится командир нашей батареи старший лейтенант Уваров. Он пытается хмуриться, как бы недовольный неорганизованным подъёмом вверенной ему батареи, но взгляд у него растерянный.
В руках наш нервный комбат мнёт и ломает свою гордость — фуражку-аэродром, пошитую в глубоко законспирированном столичном спецателье.
— Давай, Купряшин, давай! — брезгливо кивает мне комбат Уваров. — Спишь, как на первом году! Защитничек...
— А что случилось? — совсем по-цивильному спрашиваю я, потому что часть мозга, ведающая уставными словосочетаниями, ещё не проснулась. — Тревогу же на завтра назначили.
Старшина Высовень медленно скашивает глаза в сторону замполита, потом снова смотрит на меня, и в его взоре столько многообещающей отеческой теплоты, что я пулей срываюсь вниз, вмиг обрастаю обмундированием, на бегу опоясываюсь ремнём, вылетаю на улицу и врезаюсь в строй. Шеренга вздрагивает, принимая блудного сына, и замирает.
Как вы понимаете смысл выделенных словосочетаний?
На чём строится языковая игра? Найдите в тексте ещё несколько подобных примеров.

Тип речи – повествование с элементами диалога. Текст рассказывает о событиях, происходящих одно за другим в определённый промежуток времени. На повествование указывают глаголы настоящего времени. В повествовании присутствуют три диалоговые реплики.
Термины: старшина батареи, прапорщик, трибунал, плац, солдаты, шеренга, казарма, замполит дивизиона, контузия, батарея, комбат.
Все термины в тексте объединены одной темой – они относятся к военной терминологии. Они используются автором для того, чтобы передать атмосферу военной части, в которой происходит повествование, поскольку те, кто там находятся, при общении используют определённые жаргонизмы.
Зародыши будущей полноценной шеренги – новобранцы.
Мнет и ломает свою гордость – герой держит в руках фуражку; в данном отрывке фуражка является метафорой гордости: комбат гордится фуражкой.
Часть мозга, ведающая уставными словосочетаниями – вероятно, герой текста только недавно находится в воинской части и не окончательно адаптировался, поэтому для того, чтобы понять, что происходит и отвечать так, как положено в части, ему требуется время.
Языковая игра в тексте построена на метафорах и основанных на них ассоциациях.
Другие примеры из текста: трибунал проспишь, со следами сна на лице, тревогу же на завтра назначили.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением