Ответы на вопросы на стр.61 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Какие пословицы и поговорки использует Горький в речи своих героев? Укажите их художественные функции. Для ответа на вопрос выберите одно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Какие пословицы и поговорки использует Горький в речи своих героев? Укажите их художественные функции. Для ответа на вопрос выберите одно из произведений («На дне», «Детство», рассказы из циклов «По Руси» и др.).
Пословицы и поговорки, которые использует М. Горький в речи героев пьесы «На дне»:
• Сатин: «Дважды убить нельзя».
• Бубнов: «Снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся…», «Кто пьян да умён – два угодья в нём…», «Был честной, да позапрошлой весной…», «(Жалет) как волк овцу…», «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё».
• Лука: «Ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…», «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…», «Всяк по-своему жизнь терпит», «Человек – всё может… лишь бы захотел…», «Старику – где тепло, там и родина».
• Квашня: «Замуж бабе выйти – всё равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…», «Ни дна бы ему ни покрышки».
• Пепел: «Жди от волка толка».
• Василиса: «Насильно мил не будешь».
Пословицы и поговорки играют важную роль в художественном мире М. Горького: с их помощью характеризуются персонажи, даётся отсылка к народной культуре, указывается определённый общепринятый порядок действий.
2. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые М. Горьким в одном-двух пейзажах из его произведений. Обратите внимание, что в зависимости от пейзажа (условно-романтический в легенде о Данко, живописно-реалистический в повести «Детство» и т. д.) набор этих средств и их функции будут разными.
Изобразительно-выразительные средства, используемые А. М. Горь-ким в пейзажах повести «В людях»:
• Эпитеты: могучие стволы, голые сучья, тощие берёзки, истаявшая луна, зелёно-серебряное росное поле, ленивенькое солнце, хилый ельник, медный ствол мачтовой сосны, ревнивая песня зяблика, изумрудные лягушата, дом… худосочный, вспухший, меднострунный звон, серебряная вода, задумчивая тишина, усталое сентябрьское солнце и др.
• Метафоры: зелёная вата лишаев, сквозь кружево их теней торчат былинки – эта серая щетина самое жуткое, люди, как всегда, запачкают светлый день, мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, по дорогам курилась пыль, плывут тёмные берега, за кормою кипели две серые дорожки, пустая, постная жизнь снова подошла вплоть ко мне и др.
• Сравнения: земля… черна, точно чугунная, поднималась белая, как сахар, колокольня Напольной церкви, снежным сугробом поднялась в небо церковь, колеблясь, как падающий лист клёна, чёрным шатром высоко поднималась сосновая чаща, костяника сверкает в траве каплями крови, дом – …точно нищий, который внезапно разбогател и тотчас объелся до ожирения, идёшь – точно на крыльях несёшься, один, как луна в небе.
• Олицетворения: вздыхает земля, дома пухнут, растут, зловеще охал колокол.
3. Составьте словарь из слов, выполняющих функции символа в каком-либо произведении М. Горького, и запишите их значения.
Слова-символы в «Песне о Соколе» М. Горького:
• «Безумство» (несколько раз повторяется) - слово-символ, выражающий стремление к свободе, свету, борьбе.
• Волны – символы жажды борьбы.
• Камень (на котором свернулся Уж) – символ закостенелости, неподвижности мыслей мещанства.
• Небо – символ полёта, мечты.
• Обрыв – символы жажды борьбы.
• Поток – символы жажды борьбы.
• Сокол – символ смелости, страсти к свободе.
• Уж – символ равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
4. Известно, что Л. Толстой и Л. Чехов возмущались первым абзацем рассказа «Мальва». состоящим из одной фразы «Морс — смеялось», за которым следует развернутое олицетворение. Тем не менее это начало рассказа было характерно для стиля Горького первого периода творчества. Какие языковые средства характеризуют этот стиль? Объясните постановку тирс в предложении «Море — смеялось». С какой целью употреблено тире? Какие средства выразительности речи использует Горький в этом рассказе?
В предложении «Море – смеялось» М. Горький использует следующие языковые средства:
• Олицетворение. Автор наделяет море человеческими качествами: оно смеётся, вздрагивает и улыбается. Это передаёт восхищение автора южной природой и радость от ясного солнечного дня.
• Тире. Оно усиливает эффект олицетворения, подчёркивает личностное начало в стихии и предвосхищает кипение противоречивых чувств, которое овладевает героями.
Кроме того, в рассказе «Мальва» М. Горький использует эпитеты (серебряные улыбки, знойная мгла, сочные губы, холодные пренебрежительные слова), метафоры (игра солнечных лучей, ласковая музыка волн, душа тает), сравнения (Мальва как сытая кошка, как змея, как чайка, деревня как яма).
5. Проанализируйте роль знаков препинания в одном из произведений М. Горького или высказывании одного из героев. Назовите приметы так называемого «экспрессивного» синтаксиса в том или ином произведении.
Роль знаков препинания в произведениях М. Горького можно проанализировать на примере первого действия пьесы «На дне». В описании ночлежки здесь отмечается обилие тире, которое в ряде случаев заполняет пропуски или передаёт резкость, неожиданность действий. Например: «Потолок – тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны».
Приметы «экспрессивного» синтаксиса в том же произведении:
• Множество обращений. С их помощью действующие лица привлекают внимание друг друга. Например: «Эхе-хе... господа люди! И что с вами будет?» (речь Луки).
• Риторические вопросы и обращения. Например: «Эхе-хе... господа люди! И что с вами будет?».
• Параллелизм. Например: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (речь Сатина).
• Эпифора. С её помощью передаётся несвязная речь выпившего Алёши: «Объясните мне – кого я хуже? Почему я хуже прочих? / А я – ничего не хочу. Давай мне миллион – н-не хочу! И чтобы мной, хорошим человеком, командовал товарищ мой... пьяница, – не желаю! Не хочу!».
6. Проанализируйте образную систему «целой поэмы жестокой иронии» — развернутое авторское описание морского порта в начале рассказа «Челкаш». С помощью каких языковых средств автор добивается в этом пейзаже изображения обезличенного рабского труда в приморском порту, «сметных до слёз» людей, «рваных, потных, отупевших от усталости»?
Для изображения обезличенного рабского труда в морском порту и «смешных до слёз» людей в начале рассказа «Челкаш» М. Горький использует следующие языковые средства:
• Звукопись: описание порта наполнено грохотом, дребезгом, свистом: звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов и т. д.
• Эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воздух», «страстный гимн».
• Сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
Для создания образа задавленных капиталистическим трудом людей автор использует эпитеты: их фигурки – «пыльные», «оборванные», «согнутые под тяжестью товаров», «рванные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди».
7. Какие чувства, по-вашему, выражает реплика Клеща в последнем действии драмы «На дне»: «Ничего... Везде — люди... Сначала не видишь этого... йотом — поглядишь, окажется, все люди... ничего!»
Реплика Клеща в последнем действии драмы «На дне»: «Ничего… Везде – люди… Сначала не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!» выражает чувство смирения со своим положением и привычкой к жизни в ночлежке.
8. Составьте словарь личных имен персонажей драмы «На дне». Особо отметьте «говорящие» имена и фамилии, коротко укажите их художественную роль в произведении.
Словарь личных имён персонажей драмы «На дне» с указанием художественной роли «говорящих» имён и фамилий:
• Актёр: прозвище отражает род занятий.
• Барон: прозвище дано, так как мужчина имеет дворянское происхождение, о котором постоянно напоминает.
• Бубнов: возможно, намёк на мошенническую деятельность мужчины (ромб, знак бубновой масти, нашивали каторжанам).
• Василиса Карповна: Василиса означает «царственная», и героиня ведёт себя по-хозяйски, деспотично.
• Васька Пепел: Василий означает «царственный», и вор ведёт себя соответственно, показывает себя хозяином положения.
• Квашня: имя отражает род занятий: квашня – кадка для теста, а героиня с таким прозвищем – торговка пельменями.
• Лука: имя одного из христианских апостолов, и герой убеждает окружающих в необходимости доброты и прощения.
• Михаил Иванович Костылев: фамилия (от «костыль») – намёк на немолодой возраст мужчины.
• Настя
• Наташа: одно из значений имени – благословенная, и для Пепла она стала очень дорога, с ней почувствовал возможность возрождения души.
• Сатин
• Татарин: прозвище отражает национальность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением