Ответы на вопросы на стр.72 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияКлассический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Классический реализм, новый реализм, символика, предметный мир, психологизм, рассказ, повесть, лирическое начало в прозе, «естественный человек», фольклорные мотивы.
1.
Классический реализм — это литературное направление XIX века, которое стремилось объективно и правдиво изображать действительность. Основное внимание в реалистических произведениях уделяется социальным и психологическим аспектам жизни человека, исследованию его места в обществе и внутреннего мира. Реализм противопоставлял себя романтизму, отказываясь от идеализации и сосредотачиваясь на описании повседневной жизни.
Ключевые черты классического реализма:
• Типизация персонажей: герои реалистических произведений представляют определённые социальные группы.
• Психологизм: внимание к внутренним переживаниям персонажей и их духовной эволюции.
• Социальная направленность: анализ социальных проблем и конфликтов.
• Детализированное описание: внимание к быту, окружающей среде, деталям.
2.
Новый реализм — это направление в литературе XX века, возникшее как продолжение и переосмысление традиций классического реализма. Основное внимание уделяется изображению внутреннего мира человека в условиях изменяющегося общества, а также поискам новых форм и языковых средств. Новый реализм отличается философской глубиной, акцентом на психологических и социальных противоречиях.
Особенности нового реализма:
• Изображение современной реальности: акцент на урбанистических пейзажах, техногенной среде, повседневной жизни.
• Философская направленность: размышления о смысле жизни, одиночестве, отчуждении.
• Инновации в языке и композиции: использование потока сознания, нарушенного хронологического порядка.
Примеры: произведения Альбера Камю («Чума»), Эрнеста Хемингуэя («Старик и море»), Фолкнера («Шум и ярость»).
3.
Символика — это использование художественных символов в литературе для передачи сложных, многозначных идей. Символы часто основываются на ассоциациях и требуют от читателя интерпретации. В литературе символика широко использовалась представителями модернизма, которые стремились выйти за рамки буквального смысла и создать образы, способные выразить скрытую суть вещей.
Особенности символики:
• Символы имеют многослойное значение, соединяя конкретное и абстрактное.
• Символика позволяет выразить философские и духовные идеи.
• Использование архетипов, мифологических и культурных аллюзий.
Пример: образ моря в творчестве Ивана Бунина, который символизирует бесконечность и вечность.
4.
Предметный мир в литературе — это совокупность вещей, описанных в произведении, которые помогают создать атмосферу, раскрыть характеры героев и передать авторское отношение к событиям. Предметы могут быть как функциональными, так и символическими, играя важную роль в развитии сюжета.
Внимание к предметному миру особенно характерно для реализма, где описания вещей создают иллюзию достоверности. Однако в модернизме предметы приобретают философский или психологический смысл, становясь символами внутреннего мира героев.
Пример: часы в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» как символ утраченного времени и воспоминаний.
5.
Психологизм — это приём, который заключается в детальном изображении внутреннего мира героя, его мыслей, чувств, переживаний. Психологизм помогает показать сложные душевные процессы и раскрыть мотивацию поступков персонажей. Он может выражаться через внутренний монолог, поток сознания, описания мимики и жестов.
В русской литературе психологизм достиг своего расцвета в произведениях Фёдора Достоевского и Льва Толстого, где главные герои часто оказываются на грани морального и эмоционального кризиса.
Пример: внутренние переживания Раскольникова в романе «Преступление и наказание», где детально описаны его сомнения, угрызения совести и самоанализ.
6.
Рассказ — это эпический жанр, представляющий собой небольшое повествовательное произведение, сосредоточенное на одном или нескольких событиях. Рассказ отличается лаконичностью, компактностью и сосредоточенностью на главной идее. Несмотря на небольшой объём, он может передать глубокие мысли, сложные чувства и раскрыть характеры героев.
Пример: рассказы Антона Чехова, где через простые жизненные ситуации передаются сложные психологические конфликты и социальные проблемы.
7.
Повесть — это жанр эпической прозы, который занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Повесть отличается большей протяжённостью повествования по сравнению с рассказом, наличием нескольких сюжетных линий и более глубоким раскрытием характеров героев. В то же время она сохраняет сосредоточенность на одном главном событии или герое.
Пример: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, где описывается не только судьба героев, но и исторический контекст.
8.
Лирическое начало в прозе — это элементы, присущие поэзии, которые используются в прозе для создания эмоциональной насыщенности, усиления субъективного восприятия событий. Лиризм может выражаться через использование метафор, ритмических конструкций, описаний природы, глубоких эмоциональных переживаний героев.
Пример: творчество Ивана Бунина, где пейзажные описания и эмоциональные детали придают прозе поэтическую глубину.
9.
«Естественный человек» — это концепция, связанная с представлением о человеке, который находится в гармонии с природой и свободен от социальных условностей. Это понятие было популярно в эпоху Просвещения, особенно в трудах Жан-Жака Руссо, который утверждал, что цивилизация искажает человеческую сущность.
В литературе «естественный человек» часто противопоставляется обществу как носитель истинных ценностей и моральной чистоты. Пример: герой романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», который учится жить в гармонии с природой.
10.
Фольклорные мотивы — это элементы народного творчества, такие как сказания, песни, легенды, которые используются в литературе. Они помогают создать ощущение связи с народной культурой, усилить национальный колорит и придать произведению символическое значение. Фольклорные мотивы часто включают образы природы, архетипические сюжеты, фантастические элементы.
Пример: использование былинных образов в поэмах Александра Блока («Скифы») и обращение к народным сказкам в произведениях Максима Горького.
Вопросы и задания
1. Кого из писателей-классиков в русской и зарубежной литературе А. Куприн считал своими учителями?
Куприн считал своими учителями:
• Из писателей-классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, АП. Чехова, М. Горького и Ф. М. Достоевского.
• Из зарубежных классиков: Гамсуна, Р. Киплинга, Ч. Диккенса, Г. де Мопассана, Г. Флобера, Дюма-отца, Д. Лондона и М. Твена.
2. Отметьте факты биографии А. Куприна, которые, на наш взгляд, являются значимыми для осмысления его своеобразия как художника.
Факты биографии Александра Ивановича Куприна, важные для осмысления его своеобразия как художника:
• Трудное детство. После смерти отца Куприн с матерью переехали в Москву, где он до семи лет жил в благотворительном учреждении. Обстановка отразилась на творчестве писателя: он описывал жизнь тех, кто был беден и одинок.
• Обучение в кадетских корпусах. Тема военных образовательных учреждений занимает серьёзное место в творчестве Куприна, так как он знает её изнутри.
• Военная служба. Будучи офицером, писатель активно занимался литературной деятельностью, изображая окружающую действительность: как быт, так и психологические особенности юнкеров, офицеров и их возлюбленных.
• Смена множества профессий. Всего за несколько лет Куприн успел поработать грузчиком, рабочим, журналистом, продавцом, актёром, суфлёром и даже готовился стать монахом. Всё это подарило писателю богатство характеров, героев, психологических портретов и описаний быта самых разных людей.
• Эмиграция. Куприн был вынужден эмигрировать из России из-за Гражданской войны, где он служил в армии генерала Юденича. Творчество писателя того периода пронизано безысходностью и чувством одиночества.
3. Проследите основные этаны развития А. Куприна-художника.
Основные этапы развития А. И. Куприна-художника:
1. 1889 год – в московском журнале «Русский сатирический листок» впервые напечатан рассказ Куприна «Последний дебют».
2. 1890 год – Куприн получил чин подпоручика и был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии. Находясь в полку, пишет и публикует рассказы «Психея», «Лунной ночью», «Из отдалённого прошлого», «Негласная ревизия», повесть «Впотьмах».
3. 1896 год – в журнале «Русское богатство» напечатана повесть «Молох».
4. 1898 год – в газете «Киевлянин» опубликована повесть «Олеся».
5. 1900 год – в газете «Жизнь и искусство» напечатана повесть «На первых порах», впоследствии получившая название «На переломе» («Кадеты»).
6. 1904 год – в журнале «Юный читатель» опубликован рассказ «Белый пудель».
7. 1908 – 1915 годы – работа над романом «Яма».
8. 1911 год – опубликован рассказ «Гранатовый браслет».
9. 1920 год – эмиграция в Париж.
10. 1937 год – Куприн вернулся из французской эмиграции в Москву.
4. Поясните значение таких ключевых понятий творчества А. Куприна, как «свобода самовыражения», «широта охвата действительности», «непосредственность отображения жизни». Опираясь на критические и мемуарные источники, высказывания самого писателя, обоснуйте сделанные вами заключения.
Значение ключевых понятий творчества А. Куприна:
1. «Свобода самовыражения». Писатель высоко ценил возможность свободно выражать свои мысли и заниматься творчеством. Например, скрипач Сашка из рассказа «Гамбринус» не боялся играть те музыкальные произведения, которые считал нужным.
2. «Широта охвата действительности». Куприн имел богатый жизненный опыт и отражал окружающую действительность во всём её многообразии. При этом он даже в рассказах часто не останавливался на описании исключительно главного героя: даже второстепенные персонажи помогали раскрыть смысл задуманного и шире охватить действительность.
3. «Непосредственность отображения жизни». Писатель ничего не приукрашивает, а с точностью воспроизводит жизнь, какой бы она ни была.
5. Прочитайте вслух фрагменты рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» под аудиозапись второй сонаты Л. Бетховена («Largo Appassionato»). Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии рассказа, понимании замысла автора?
Да, чтение вслух фрагментов рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» под аудиозапись Л. Бетховена изменило восприятие произведения и понимание замысла автора.
Музыка Бетховена, которая служит эпиграфом к рассказу и звучит в финале, задаёт тон – грустный, немного тревожный, торжественный. Благодаря мелодии текст воспринимается как трагичный, но светлый, немного грустный, но вызывающий тёплые чувства.
Произведение Бетховена помогает прочувствовать всю силу и красоту, всю жертвенность и целомудренность любви Желткова к княгине Вере Николаевне, понять её душу и характер.
Таким образом, прослушивание аудиозаписи способствует более полному и глубокому пониманию как литературного, так и музыкального произведений.
6. Опишите тип «купринского» героя, определите его характерные особенности по прочитанным вами произведениям писателя.
Тип «купринского» героя – нетипичный для окружающего мира, сложная и противоречивая личность, часто в них есть внутренний конфликт, который разворачивается в течение произведения. При этом А. И. Куприн строит своего героя постепенно: читатель знакомится с ним через поступки, мысли, отношения с другими персонажами.
Характерные особенности «купринского» героя:
• Открытость и готовность меняться. При этом они могут воспринимать прекрасное, чувствовать и любить. Например, главная героиня повести «Олеся» не боится полностью отдаться поглощающему её чувству.
• Стремление к справедливости. Например, в рассказе «Анафема» из слабого и безвольного героя Отец Олимпий превращается в сильного духом человека, который способен отстаивать свою точку зрения.
• Слабость и отсутствие воли многих героев, несмотря на высокие моральные качества.
7. В Пензенской и Вологодской областях существуют музеи А. Куприна. Если бы вы сами создавали музей писателя, какие бы экспонаты поместили в его музей?
При создании музея А.И. Куприна я бы поместил в музей следующие экспонаты:
• Архив Куприных периода эмиграции. Два автографа писателя, письма жены, документы и письма К.А. Куприной.
• Бытовые вещи. Золотое кольцо Е.М. Куприной, серебряная фляжка А.И. Куприна, кофеварка, бронзовый нож для разрезания бумаг. Три семейных портрета работы художника Филиппа Андреевича Малявина.
• Заграничный паспорта писателя.
• Книги из библиотеки А.И. Куприна. Например, издания с первыми публикациями произведений писателя: «Олеся», «Поединок», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Изумруд», «Леночка».
• Метрика о крещении Саши Куприна в наровчатском Покровском храме.
• Фотография Куприна в трёхлетнем возрасте.
• Фотографии молодых отца и матери писателя.
Выбор экспонатов зависит от целей и задач музея.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением