Ответы на вопросы на стр.72 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)







































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Что отличает драматургию Островского от классической западноевропейской драмы?
Можно выделить такие отличия драматургии А. Н. Островского от классической западноевропейской драмы:
• Объект изображения. В классической западноевропейской драме это человек вообще, не имеющий отношение к определённой эпохе, а у Островского – персонажи, чётко привязанные к определённому периоду истории и к конкретному сословию: купечество XIX века.
• Изображение бытового материала. В классической западноевропейской драме оно устранено, а у Островского достаточно подробно прописан купеческий уклад жизни.
• Количество действующих лиц. В классической западноевропейской драме число действующих лиц ограничено, а в пьесах Островского часто встречаются второстепенные персонажи, которые помогают создать ощущение реальности происходящего.
• Стилистические средства. Для стилистики западноевропейской драмы характерен строгий отбор стилистических средств, а в пьесах Островского, напротив, использовано множество просторечий, пословиц и поговорок. Всё это помогает подчеркнуть народность характеров героев.
2. Как вы понимаете определение «пьесы жизни»?
«Пьесы жизни» – это произведения, в которых изображен бытовые, семейные конфликты и жизненные ситуации. Такие пьесы акцентируют внимание на проблемах, которые возникают в повседневной жизни людей, например, сложности взаимоотношений в семье, любовь, измены, вопросы чести и нравственности. Они обличают социальные и моральные недостатки общества, предлагая зрителю задуматься о глубоких моральных и этических вопросах.
3. Почему именно Островского считают создателем русского национального театра?
Островского считают создателем русского национального театра, потому что именно он, благодаря своему таланту и глубокому пониманию национального характера, сумел создать первый подлинно русский театральный репертуар. До Островского на российской сцене царили переводы и подражания западным образцам. Он же, как истинный патриот, устремил свой взгляд на русскую жизнь, на ее нравы, проблемы и противоречия. Его пьесы правдиво изображают быт и нравы разных социальных классов, особенно купечества, а также затрагивают важные вопросы морали, совести и человеческого достоинства.
Островский также внёс большой вклад в развитие театральной системы в России, организовав театральные школы и кружки, занимаясь общественной деятельностью и переводами. Благодаря его трудам русский театр обрёл свою уникальность и национальную идентичность.
Выполняем коллективный проект
Организуйте литературный вечер, посвящённый драматургии А. Н. Островского.
В творческих группах подготовьте сообщения или презентации на темы:
- самые популярные пьесы Островского;
- наиболее удачные экранизации произведений Островского.
Подготовьте выразительное чтение монологов или инсценировку фрагментов из пьес Островского, прочитанных самостоятельно.
В мире А.Н. Островского
Литературный вечер, посвящённый драматургии А.Н. Островского
Оформление: портрет А.Н. Островского в рамке; столик со свечами; слева –окно (в стиле купечества), в центре сцены – стол круглый с самоваром, стулья; фикус, этажерка с безделушками, справа – имитация лесной поляны: елки, березы, пеньки, цветы; презентация; в зале зрители сидят за столиками, на которых стоят свечи.
/Звучит 1 куплет и припев песни «Ах, этот вечер…» М. Дунаевского/
Днем город как город и люди как люди вокруг,
Но вечер приходит, и все изменяется вдруг.
На лица актеров кладет он таинственный грим,
И Гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрин.
/В это время выходят артисты и надевают свои реквизиты:
кто-то платок поправляет, кто-то шляпку надевает, кто-то грим накладывает, зажигает свечи, и все вместе поют припев/
Ах, этот вечер, лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак.
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но в этот вечер вернется вновь.
/Актеры произносят свои реплики/
– Смеет кто меня обидеть?
– Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите.
– Какое приятное занятие, эти танцы. Ведь уж как хорошо, что может быть
восхитительнее…
– Отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица…
/Звучит вступление к песне. «Ах, этот вечер…».
/Артисты расходятся за кулисы.
Появляются ведущие (юноша и девушка)/
Ведущий 1. Голоса героев Александра Островского. Голоса людей – мужчин и женщин, молодых и старых, смешных и печальных, он шли за ним всю его жизнь.
/Слайд 1. Портрет Островского/
Ведущий 2. Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдёт об Александре Николаевиче Островском как создателе русского национального театра.
/Слайд 2. Здание Малого театра/
Ведущий 1. За Островского всю жизнь говорили его герои: семьсот двадцать восемь действующих лиц его пьес – их не усадить, пожалуй, в зале Малого театра, носящем имя писателя.
Ведущий 2. Им не хватило бы кресел. Они теснились бы в дверях, заполняли проходы: купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики – нет им числа.
Ведущий 1. О каждом из них он знал, кажется, всё: изучил их душу, видел их намерения, заранее угадывал поступки, и оттого их голоса всегда шли за ним.
/Слайд 3-5. Картины Замоскворечья/
Ведущий 2. Да, пёстрое, цветное, дикое, причудливо странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями.
Взгляните на эти окна, попробуйте представить жизнь, которая неторопливо текла здесь когда-то…
Ведущий 1. Здесь любили говорить о варке варенья и солке огурцов, ставили на окна бутылки с настойками, покупали годовые запасы рыбы, мёда и капусты.
Ведущий 2. Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром бородатые купцы. Здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок.
Ведущий 1. Здесь по праздникам спали до 11, пекли пироги, ужинали туго-натуго, рано ложились спать.
/Слышен звон колоколов/
Ведущий 2.А в праздники тут гудели колокола церквей и двигалась к поздней обедне пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках, купцы в армяках и поддёвках.
Ведущий 1. Я думаю, надо встретиться с героями одной из его пьес, дебют которой был ошеломляющим. Посмотрим, какую грань жизни купечества реалистически раскрыл Островский.
Итак, перед вами сцена из пьесы «Свои люди – сочтемся».
/Звучит песня «Жалобно стонет ветер осенний».
Сцена из действия 3, явление 4/
Ведущий 2. Вот такая история. Большов жил нечестно и сам спровоцировал на
предательское жульничество Подхалюзина. Жизненные принципы, согласно которым действовал Большов в отношении других, обернулись против него самого.
Ведущий 1. И что же теперь будет с героями Островского? Самое страшное: позор, предательство дочери, равнодушие окружающих. Что может быть ужаснее?
Ведущий 2. Недаром говорят: в жизни за всё нужно платить. Во и приходится теперь Большову платить за несправедливость, грубость, равнодушие по отношению к другим людям, с которыми он так же был когда-то бесчестен и суров.
Ведущий 1. Эту горькую правду жизни раскрыл и сумел показать Островский. Автор не осуждает героев, он предлагает читателям и зрителям размышлять над происходящим, самим решать, кто прав, а кто виноват, делать собственные выводы.
Ведущий 2. Вот, например, как в драме «Гроза». Кто-то осуждает Катерину Кабанову, кто-то её жалеет. Но ведь всё равно прав был Островский, увидевший в трагедии героини ту же причину, что и в пьесе «Свои люди – сочтемся»: самодурство, равнодушие, несправедливость и жестокость, скрывающиеся за показным гостеприимством и радушием, приводят к горьким последствиям, в данном случае – к гибели девушки.
/Слайд 6. Красавица Волга, крутые берега, зелень лесов…
Звучит запись песни «Среди долины ровныя…»
Сцена из пьесы «Гроза». Действие 1, явление 7/
Ведущий 1. Да, нескладно героиням Островского. Все как-то грустно выходит.
Ведущий 2. В пьесах драматурга, несмотря на трагичность событий, много смешного. Но и иронией автор выявляет и подчеркивает недостатки и пороки своих персонажей, а через них – общественность в целом. Вот, к примеру, в той же «Грозе» второстепенный персонаж – странница Феклуша олицетворяет пустоту, никчемность «темного царства» необразованного купечества.
Ведущий 1. Ну не смешно ли: свекровь Катерины верит в то, что в Москве время быстрее.
Ведущий 2. А рассказ Феклуши о том, что есть царство, где живут люди с пёсьими головами. И верят же ей, от «большого ума»!
/Сцена из «Грозы». Действие 2, явление 6/
Ведущий 2. Ещё одну, не менее трагичную судьбу, изображает в своей пьесе
«Бесприданница» Островский А.Н.
/Звучит цыганский хор.
Сцена из «Бесприданницы». Действие 4, явление11/
***
/Музыка из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»/
Ведущий 1. Но тематика творчества А.Н. Островского выходит за рамки социально-бытовой драмы. В 1873 году им была написана пьеса, занимающая особое положение, это драматическая сказка в стихах «Снегурочка».
Ведущий 2. Это не просто сказка. Это произведение, в котором автор символически формулирует свою философию жизни человека, философию любви.
Ведущий 1. Кто бы мог подумать! Ведь всем известна одноименная грустная народная сказка.
Ведущий 2. Вот именно. Это старинная легенда о девушке, которая не знала любви. А потом полюбила все сердцем и погибла!
/Слайд 7. Виды Щелыково
Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Танец девушек-цветов.
Сцена из пьесы «Снегурочка». Действие 4, явление 2/
Ведущий 1. Но несмотря ни на что, сказка не воспринимается трагически. Ведь всё равно побеждает любовь, великое чувство, которому неподвластна смерть. И в этом оптимистичное звучание произведения А. Островского.
Ведущий 2. Когда-то в «Застольном слове о Пушкине» Островский сказал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. Всякий великий писатель оставляет за собой школы, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей».
Ведущий 1. Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому оставаться самим собой, он дал каждой оригинальности смелость, дал смелому русскому писателю быть русским.
Ведущий 2. Эти слова Островского дают нам ключ к пониманию самобытности его творчества и тех традиций, что живут в нашем театре по сей день
/Все артисты выходят на поклон и поют заключительную песню
Песня исполняется на мелодию «Ах, этот вечер…». Стихи О.Н. Вилковой/
1.Он думал о людях, чем дышат они, чем живут.
Пусть зрители будут и чаще в театры идут.
Талантам поможет, научит актёрами стать.
И он это сможет и сможет театр создать.
Припев. Ах, это счастье в театре быть,
С актёром вместе на сцене жить.
Смеяться шутке и сострадать,
Игре актёров рукоплескать.
2. Вот годы промчались, прошли незаметно века.
Сменилось и время, как воды меняет река.
А пьесы Островского вновь собирают аншлаг –
Луч света способен рассеять сгустившийся мрак
Ведущий 1. На этом наша вечер, посвящённый драматургии А.Н. Островского, закончен.
Ведущий 2. До новых встреч!
- Самые популярные пьесы А.Н. Островского
Александр Островский – лучший российский драматург XIX века. Самые известные произведения Островского и сегодня пользуются огромной популярностью у зрителей в театре, кино и на телевидении, ставятся лучшими режиссерами, исполняются прекрасными современными актерами.
«Гроза». Действие пьесы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Город будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из внешнего мира. Повседневную жизнь жителей города с ее нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей.
Главные действующие лица пьесы – Катерина и ее свекровь Кабаниха – две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха олицетворяет собой мир устаревшей патриархальной морали, Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.
Пьеса написана в 1859 году. Премьера состоялась в ноябре 1859 года на сцене московского Малого театра.
«Бесприданница». Действие пьесы «Бесприданница» происходит в небольшом городке Бряхимове, расположенном на берегу Волги, в котором все друг друга знают и действуют с оглядкой на общественное мнение. История разворачивается вокруг личной драмы молодой девушки Ларисы Огудаловой – девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной – вошла в картину нравов и быта города.
Она – бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу. Такой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове. Но для него Лариса лишь игрушка.
Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества. Человеческие отношения больше напоминают товарные – вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом.
Пьеса написана в 1874 – 1878 годах. Премьера «Бесприданницы» состоялась в 1878 году на сцене московского Малого театра.
«Бедность не порок». Комедия «Бедность не порок» была написана Островским и опубликована в середине 50-х годов XIX столетия. А её премьера состоялась вскоре в Малом театре в Москве и в Александринке в Петербурге. Произведение посвящено актеру Малого театра Садовскому. Комедия и сегодня востребована в театре и кино, как отечественная театральная классика.
Сюжет рассказывает о любви между приказчиком Митей и купеческой дочкой Любой, которые проходят свои тернии и обретают наконец семейное счастье, хотя до этого отец хотел отдать свою дочь за старика. Таковы были нравы того общества.
«Лес». Пьеса «Лес» – еще одно блестящее комедийное произведение Островского, созданное в начале 70-х годов XIX столетия, и рассказывающее о жизни российских помещиков того времени, особенностях их взглядов на личное и социальное бытие.
Автор рассказывает о том, как изменилась Россия после проведенных реформ, появились и начали идти вперед первые представители буржуазии.
Не забывает он и о том, что происходит в области личных и семейных отношений.
Пьеса написана в 1870 году. Впервые напечатана в 1871 году в журнале «Отечественные записки». Премьера пьесы состоялась в ноябре 1871 года на сцене петербургского Александринского театра.
«Волки и овцы». «Волки и овцы» – замечательная комедийная пьеса Островского, написанная им в середине 70-х XIX ст., впервые опубликованная в «Отечественных записках» и поставленная в петербургской Александринке, а чуть позже – в московском Малом театре.
Молодая и богатая вдова с хорошим имением и большим лесом мечтает о любви и семейном счастье. А её противоположность, местная помещица, хочет завладеть имуществом этой романтической особы, в том числе не чурается и банальных запугиваний.
Пьеса была весьма популярна и во времена императорской России, и в Советском Союзе. Но более всего она востребована в современном российском театре.
«На всякого мудреца довольно простоты». Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II.
Здесь можно увидеть ретроградов, реакционеров, фразеров, либералов, карьеристов, писак за деньги – всё очень похоже на современную Россию. На это общество презрительно смотрит главный герой циник Глумов, но в конце концов сливается с ним.
Впервые пьеса была поставлена в Александровском театре в Петербурге и получила одобрительную критику. Она пользовалась значительным успехом в советские времена, имеется несколько отличных телеспектаклей.
«Без вины виноватые». «Без вины виноватые» – одна из самых популярных пьес Островского, которая считается истинным образцом классической мелодрамы. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Здесь есть сюжеты о смерти ребенка, несчастье матери, предательстве любимого и пр. Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия.
Впервые «Без вины виноватые» были поставлены в Москве вскоре после опубликования текста. Сегодня пьеса считается одной из самых репертуарных из российской театральной классики, в том числе в кино и на ТВ.
- Наиболее удачные экранизации произведений А.Н. Островского
Пьесы Александра Островского живее всех живых уже полтора века – настоящая классика. Спектакли по этим произведениям не сходят с театральных подмостков, а кино по мотивам пьес Островского доказывает, что на экране он может быть восхитительно разнообразным: и привычно драматичным, и очень смешным, и музыкальным, и даже сказочным.
«Бесприданница» (1936, 1974) и «Жестокий романс» (1984)
«Бесприданница» стала одним из самых экранизируемых произведений Александра Островского. В 1912 году Кай Ганзен снял незвуковую ленту, в которой Ларису сыграла Вера Пашенная. В 1936 году свою киноверсию пьесы выпустил Яков Протазанов. Для этой экранизации пьесу переработал сценарист Владимир Швейцер («Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный»); основная сюжетная линия осталась прежней, но автор сценария добавил в историю новые сцены, делавшие фильм более ярким – например, комичные похождения Робинзона и сцены на природе, которые снимали в Кинешме, Калуге, Плёсе и Костроме.
В 1974 году вышел фильм «Бесприданница» Константина Худякова – камерная картина с замечательным актёрским составом. Ларису в этой картине сыграла Татьяна Доронина, Карандышева – Армен Джигарханян, Паратова – Валентин Гафт, а Робинзона – Лев Дуров.
И, разумеется, в представлении не нуждается «Жестокий романс» Эльдара Рязанова – кинохит, получивший звание «лучшего фильма 1984 года» от журнала «Советский экран». При этом большинство критиков довольно безжалостно отнеслись к этой экранизации: Рязанова обвиняли в том, что он опошлил классику и поглумился над истинным смыслом драмы, писали, что Лариса больше похожа в этом фильме на мадам Бовари, а Паратов – на «чувствительного супермена», который режиссёру явно симпатичен. Отмечали и слабую игру Ларисы Гузеевой. Однако фильм прошёл проверку временем: сорок лет спустя он всё так же любим зрителем, а музыка и песни, созданные для картины, по-прежнему узнаваемы.
«Гроза» (1933 и 2019)
В кино наиболее примечательны два фильма по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Первый – «эталонная» экранизация 1933 года, которую снял Владимир Петров. Он задействовал в главных ролях ведущих артистов того времени: Алла Тарасова сыграла Катерину, Варвара Массалитинова – Кабаниху, Михаил Жаров – Кудряша. Сценарий полностью соответствует тексту пьесы, костюмы и декорации – времени, в котором разворачивается сюжет. А натурные сцены фильма снимали в Торжке.
Второй – одноимённый фильм 2019 года, снятый Григорием Константинопольским. Режиссёр мечтал экранизировать «Грозу» десять лет. Получился как минимум любопытный эксперимент: в его версии события классической пьесы перенесены в современные условия. Роль Катерины здесь исполнила Любовь Аксёнова, а Кабанихи – Виктория Толстоганова.
«Женитьба Бальзаминова» (1964)
В основу знаменитой картины легла трилогия Островского о молодом чиновнике Михайло Дмитриче Бальзаминове: комедии «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова», также издававшаяся под названием «За чем пойдёшь, то и найдёшь». О том, чтобы экранизировать эти пьесу, режиссёр Константин Воинов мечтал со студенческих лет. В роли смешного протагониста он видел только своего товарища Георгия Вицина. Однако шли годы, а приступить к работе над задуманным фильмом не удавалось. Когда Воинов, наконец, написал сценарий по трём пьесам Островского и попытался его согласовать, разрешения на съёмки не дали. Ждать «зелёного света» пришлось десять лет. В итоге Вицин вышел из возраста своего персонажа: в 45 лет ему пришлось играть 25-летнего Бальзаминова.
Несмотря на это несоответствие, кинокомедия получилась блестящей. Во многом – благодаря актёрскому составу. Даже во второстепенных ролях Воинов постарался задействовать звёздных артистов. Получилось целое «созвездие»: Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко, Николай Крючков, Ролан Быков, Надежда Румянцева, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Наталья Крачковская…
Снимали «Женитьбу Бальзаминова» в Суздале – одном из самых «кинематографичных» российских городков. Только в 1964-м там снимались три проекта: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублёв» Тарковского и «Выстрел» Наума Трахтенберга. «Дом Бальзаминова», в реальности принадлежавший калачнику Фёдору Фирсову, находится по адресу улица Старая, 13. На фасаде можно найти памятную табличку о съёмках легендарного фильма.
«Снегурочка» (1968) и «Весенняя сказка» (1971)
В 1968 году экранизацию «Снегурочки» снял актёр Павел Кадочников. Это был второй фильм, поставленный им в качестве режиссёра, и к экранизации он отнёсся со всей серьёзностью – и к сценарному материалу, и к деталям он отнёсся бережно и со всей серьёзностью.
«Снегурочку» снимали в Костромской области, в окрестностях имения Щелыково, где жил и работал Островский. Символично, что именно там он писал и «Снегурочку». На берегу реки Мера для съёмок выстроили целую «деревню берендеев» – декорации получились такими красивыми, что после завершения съёмочного периода их перевезли под Кострому, в парк «Берендеевка». К сожалению, к настоящему времени декорации там не сохранились.
Всего несколько лет спустя после премьеры «Снегурочки», в 1971 году, вышла «Весенняя сказка» Юрия Цветкова – более комичный и «лёгкий» вариант истории, в большей степени рассчитанный на детскую аудиторию. В фильме снимались Наталия Богунова, Алексей Катышев, Георгий Вицин и Алексей Смирнов.
«Красавец-мужчина» (1978)
Зрителям полюбилась экранизация 1978 года. И неудивительно: режиссёр Маргарита Микаэлян сделала из классического материала настоящий мюзикл, да ещё и со звёздным составом: роли в нём исполнили Марина Неёлова, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Нина Ургант, Михаил Козаков, Лев Дуров и Александр Абдулов.
«Поздняя любовь» (1983) и «Сердце не камень» (1989)
Постановщик двух этих фильмов, Леонид Пчёлкин, получил образование как театральный режиссёр – и это чувствуется в его отношении к экранизациям классики. Двухсерийный телефильм «Поздняя любовь» радует актёрским составом: в нём снялись Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Иннокентий Смоктуновский, Евгения Ханаева и Елена Проклова. Съёмки картины проходили в Ярославле. В основе сюжета – снова «моральный компромисс»: молодой человек Николай Шаблов разорён и должен отправиться в тюрьму за карточные долги, а Людмила, уже немолодая девушка, влюблённая в него, готова сделать всё, чтобы его спасти.
В «Сердце не камень» сюжет закручен сложнее: зажиточный купец Потап Потапыч в своё время женился на15-летней девушке; ближе к концу жизни он решает, кому оставить наследство – супруге Вере Филипповне или другим родственникам. Те, разумеется, готовы сделать ради состояния всё, строят Вере козни, но, к счастью, каждый раз в их планах что-то идёт не так. Молодую и невинную Веру в фильме играет Елена Яковлева, а Потапа Потапыча – Иннокентий Смоктуновский. Также в картине снялись Наталья Гундарева, Олег Табаков и Станислав Садальский.
«После дождичка, в четверг…» (1985)
Удивительно, но это тоже Островский. По крайней мере, отчасти: в 1860-м году драматург задумал оперу под названием «Иван-царевич» – волшебную сказку в пяти действиях и 16 картинах. К сожалению, Островский написал только семь картин, и при его жизни они так и не были изданы. Рукописи, найденные под черновым названием «Осиновый дух», впервые опубликовали только в середине XX века.
Спустя более чем сто лет их нашёл и решил воплотить на сцене советский драматург и бард Юлий Ким. Он дописал сюжет, попутно убрав из него несколько сцен и персонажей, и создал для сказки замечательные песни. Пьесу поставили на сцене Театра Маяковского в 80-х.
Музыкальный спектакль ждал успех, и через несколько лет режиссёр Михаил Юзовский экранизировал его.
Постановщика пытались подловить на «заимствовании» многих приёмов у Александра Роу; но, вероятно, этому сказочному мюзиклу и не нужно было режиссёрское новаторство. У Юзовского получилась картина в духе лучших классических советских сказок – и зрители её полюбили.
Это самые яркие экранизации сочинений великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.
Язык литературы
1. Перечитайте разделы учебника русского языка, посвящённые аннотации и рецензии. Создайте аннотации к пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и «Лес».
Аннотация к пьесе Островского «Бесприданница»
Действие пьесы разворачивается в провинциальном городке на берегу великой реки Волги. Романтичная красавица Лариса Дмитриевна Огудалова, дочь обедневшей вдовы-дворянки, без памяти влюблена в красавца Сергея Сергеевича Паратова, судовладельца и шикарного барина, беспринципного и расчетливого человека, который ради собственной прихоти готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Некоторое время и он отвечает ей взаимностью, но женитьба на бедной девушке никак не входит в его планы, и он внезапно уезжает...
В пьесе отлично показаны нравы общества, когда алчная мать желает выгодно выдать замуж дочерей, когда богатые мужчины легко разыгрывают в орлянку судьбу героини. Одним словом, это произведение о том, что деньги важнее чувств.
Аннотация к пьесе Островского «Лес»
Действие разворачивается в усадьбе Пеньки, принадлежащей богатой вдове Гурмыжской. Она приглашает купца Восьмибратова с сыном для продажи части своего леса. Сын купца и дальняя родственница хозяйки Аксинья влюблены друг в друга. Отец не против девушки, но он требует приданое, которого нет.
В доме у Гурмыжской живёт молодой человек – Алексей Буланов, гимназист-недоучка. Хозяйка усадьбы влюбляется в молодого человека и собирается за него замуж.
В усадьбу неожиданно приезжает племянник хозяйки – Геннадий Гурмыжский с лакеем Аркашей (провинциальные актёры – Несчастливцев и Счастливцев). Геннадий из гордости выдаёт себя за богатого барина, отставного офицера. Волею судеб он оказывается втянут во внутренние дела хозяйки усадьбы. Честный и благородный Геннадий не терпит лжи и обмана и вынуждает купца вернуть Гурмыжской недоданную сумму – тысячу рублей. Эту же сумму Раиса Павловна была должна племяннику, поэтому отдаёт ему эти деньги. Актёры строят планы, как они хорошо заживут на эти деньги.
Действие завершается торжеством справедливости: Аксюша и Пётр могут пожениться, Несчастливцев обличает нравы персонажей.
2. Используя предложенный в учебнике план, напишите рецензию на самостоятельно прочитанную вами пьесу А. Н. Островского.
Рецензия на пьесу А.Н. Островского «Волки и овцы»
Пьеса «Волки и овцы» была задумана в 1874 году. А.Н. Островский начал работать над ней, когда создавал драму «Бесприданница». Произведение «Волки и овцы» начало создаваться в начале 1875 года, а уже к осени оно было завершено полностью. В декабре этого же года пьеса была поставлена в Александрийском театре, а буквально через две недели – и в Московском Малом театре.
Пьеса «Волки и овцы» принадлежит к жанру комедии. Однако существует термин «печальная комедия», который тесно связан с замыслом писателя, опустившим тему возмездия в своем произведении.
Пьеса Островского называется «Волки и овцы». Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.
Повествование в соответствие с родовой спецификой ведется от третьего лица.
Автор поднимает в пьесе «Волки и овцы» тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действуют на судьбы людей. Всё это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.
События в пьесе происходят в 70-е годы XIX века в небольшом провинциальном городе. Сюжет строится вокруг имения вдовы Евлампии Николаевны Купавиной и ее лесных угодий. Купавина – молодая вдова – мечтает о счастливой жизни. Однако вокруг неё происходят различные действия, связанные с желанием отобрать у неё её богатства. Так, помещица Мурзавецкая обманными путями пытается повлиять на богатую вдову и завладеть ее собственностью. Мурзавецкая хочет, чтобы ее племянник женился на Купавиной, что помещице почти удается совершить. Однако ее планам мешает Беркутов, сосед вдовы. Он оказывается еще хитрее и расчетливее Мурзавецкой, поэтому вступает с ней в своеобразную борьбу за богатства. В результате конфликта выигрывает Беркутов, превратив Мурзавецкую из «волка» в «овцу».
В пьесе нет ни одного положительного персонажа. Автору было важным показать, что чистых «овец» в этом порочном обществе не бывает, что они могут в любой момент превратиться в «волков».
Произведение «Волки и овцы» содержит в себе 5 действий, причем все события происходят в одном месте в течение нескольких суток. Это позволяет показать динамичность и в то же время обыденность совершаемых событий.
В пьесе А.Н. Островский использует приемы сатиры: гипербола, гротеск, пародирование.
Пьеса по сей день не теряет своей актуальности, так как заставляет задуматься о том, как можно бороться с алчностью, злостью, и даже с теми качествами, которые на первый взгляд могут показаться положительными, ведь излишняя доверчивость и слепая вера не менее опасны.
Темы рефератов
1. Малый театр как «Дом Островского».
Реферат
Малый театр как «Дом Островского»
Императорский московский Малый театр именно такое он прежде носил название, был открыт 14 (26) октября 1824 года. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение в стране профессионального театра: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…».. Это один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Первый спектакль в нём состоялся 14 (26) октября 1824 года. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы по адресу: Театральный проезд, д. 1.
Сразу же новый театр вошел в ряды ведущих и самых любимых в России.
Для Малого театра писали многие известные драматурги, здесь были поставлены «Горе от ума» и «Ревизор», но самым значительным этапом в истории театра стал именно тот, в ходе которого для него писал Островский.
Островский являлся заведующим репертуарной частью московских императорских театров, поэтому постановки Малого театра всегда становились событиями в культурной жизни всей России. Сюда просто стекалось все лучшее, что было в театральной жизни страны.
Все 48 написанных А.Н. Островским пьес были поставлены на этой театральной сцене. Автор всегда сам читал их актерам, часто бывал на репетициях с актерами, дружил со многими из них, следил за трактовкой ролей, по возможности боролся с рутиной (ведь Островский застал еще театр позы, когда артисты любовались раскатами своего голоса, выделяли ударением слова «любовь», «измена» и удалялись за кулисы, высоко подняв вверх правую руку). Многие свои пьесы он писал специально под актеров, по их просьбе, для их бенефисов.
Александр Николаевич создавал свои произведения специально для Малого. Традиционно в октябре-ноябре ждали премьеру Островского. «Новая пьеса Островского. Этих слов было достаточно, – писал современник, – чтобы несмотря на цены, возвышенные более чем втрое, зал заполнился публикой».
С Малым театром А.Н. Островский был неразрывно связан до конца своих дней. Еще при его жизни Малый стал называться «Дом Островского».
Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.
В наши дни в здании располагается музей, посвященный Александру Николаевичу, а вход украшает памятник драматургу. Бронзовую фигуру Александра Николаевича Островского, удобно расположившегося в кресле и погруженного в глубокие раздумья, выполнил скульптор Николай Андреев. Постамент был поручен Федору Шехтелю, но он умер, не дождавшись, пока из Финляндии привезут гранит. Его работу продолжил Иван Машков, и в 1929 году памятник наконец открыли.
2. Музей-усадьба А. Н. Островского в Щелыкове.
Реферат
Музей-усадьба А.Н. Островского в Щелыкове
Есть в Костромской области есть замечательном месте – музей-заповедник «Щелыково». Здесь находится усадьба драматурга Александра Николаевича Островского.
Заповедник расположен на границе Костромской и Ивановской областей, примерно в 20 километрах от города Кинешма.
В наши дни «Щелыково» – Государственный мемориальный и природный Музей-заповедник, который представляет собой целый комплекс. В его состав входят четыре музейных объекта: мемориальный дом А.Н. Островского с парком; Храм Святителя Николая; этнографический музей «Дом Соболева»; литературно-театральный музей.
По одной версии название «Щелыково» произошло от словосочетания «щепать лыко». По другой – в старину это место называли Шалыкова пустошь.
История усадьбы берёт начало с XVII века. Изначально она принадлежала костромскому генералу Фёдору Михайловичу Кутузову. Здесь были возведены большой каменный дом для господ, и ландшафтный парк. По приказу генерала, в соседнем селе Николо-Бережки (Бережки), был возведён храм Святителя Николая.
В 1847 году усадьба была выкуплена отцом будущего драматурга Николаем Фёдоровичем Островским. Сам же Александра Николаевич впервые приехал сюда год спустя. Щелыково произвело на него приятное впечатление, хоть и не сразу.
У усадьбы два крыльца. Левое – «черное» (для крестьян и прислуги), правое – «парадное» (для хозяев и дорогих гостей), куда подъезжали экипажи.
Дом кажется огромным. Но внутри очень скромный.
После смерти отца имение было выкуплено у мачехи. А.Н. Островский писал своему другу актёру Ф.А. Бурдину: «Мы с братом купили у мачехи наше великолепное Щелыково; вот мне приют, я буду иметь возможность заняться скромным хозяйством и бросить наконец свои изнуряющие драматические труды, на которые я убил бесплодно лучшие годы своей жизни…»
Став владельцем щелыковской усадьбы с 1868 года, Островский на протяжении почти двух десятилетий в летнее время жил в усадьбе.
В Щелыкове он вёл работу над девятнадцатью пьесами. Полностью здесь была создана «Поздняя любовь» (1873 год). Почти целиком были написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 год), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 год), «Последняя жертва» (1877 год), «Бесприданница» (1878 год), «Сердце не камень» (1879 год). Были начаты «Горячее сердце» (1868 год), «Лес» (1870 год), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1876 год), «Таланты и поклонники» (1881 год), «Красавец-мужчина» (1882 год), «Без вины виноватые» (1883 год).
Также в усадьбе шли работы над совместными пьесами с молодыми драматургами Н.Я. Соловьёвым и П.М. Невежиным, писались оперные либретто и театральные записки, делались переводы и переделки пьес европейских драматургов.
В Щелыкове драматург занимался составлением словаря русского народного языка: в свою записную книжку заносил редкие слова, поговорки, крылатые выражения.
В доме Островского всё, как было при его жизни.
Рабочий кабинет. Здесь он написал свои самые знаменитые произведения: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка».
Гостиная.
Под аккомпанемент фортепиано, нередко пела Мария Васильевна, жена Островского, актриса московского Малого театра.
Приятно не спеша прогуливаться по большому парку, любуясь местными достопримечательностями.
«Голубой ключик» (Ярилина долина).
Согласно легенде, голубой водоём на месте, где растаяла Снегурочка.
Для удобства посетителей, парк оборудован лестницами, множественными беседками и мостиками. Деревья укрывают в жару от палящих лучей солнца. Уставший путник может передохнуть
На центральной аллее установлен памятник А. Н. Островскому
Ещё один знаменитый дом этой усадьбы – двухэтажный Голубой дом. История этого дома очень интересна. Приобретая имение вместе с братом Михаилом Николаевичем, драматург в начале 70-х годов начинает строить для брата новый дом, который стал называться Гостевым флигелем, так как во время отсутствия Михаила Николаевича в нем жили многочисленные гости.
В 1901 г. дом унаследовала старшая дочь драматурга Мария Александровна (по мужу Шателен). После раздела имения между детьми А.Н. Островского Мария Александровна получила верхний парк «Овражки», разобрала Гостевой флигель и по собственному проекту в 1903 г. построила для себя новую усадьбу, которая впоследствии стала называться Голубым домом.
Вновь созданная является редким памятником усадебной культуры начала ХХ века. В это время жизненный центр Щелыкова как бы переместился в новую усадьбу. Мария Александровна старалась возродить тот же уклад жизни, который был при ее отце; в доме часто бывали гости, звучала музыка.
После революции, в 1918 г., имение было национализировано и передано в руки местных властей. Новую усадьбу с Голубым домом отдали под коммуну фабрики г. Кинешмы, преобразованной вскоре в совхоз.
Только после 1928 г. Голубой дом получил вторую жизнь. Став на долгие годы любимым местом отдыха актеров Малого театра, он пользовался необычайной популярностью.
В настоящее время в нем располагается культурно-образовательный центр с библиотекой, здесь проходят выставки, а зимой дом превращается в резиденцию Снегурочки.
Пройдя через парк, попадаем в село Николо-Бережки. Здесь находится Дом Соболева, друга А.Н. Островского.
В доме показан быт крестьян того времени.
Это храм святителя Николая в Бережках.
Об истории возведения этого храма существует одна легенда. Она гласит, что во время русско-турецкой войны, в которой Фёдор Кутузов принимал участие, командуя батальоном в составе Средиземноморской экспедиции графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, при морском переходе близ греческих островов на корабль обрушился шторм страшной силы. Кутузов вознёс горячую молитву о спасении и дал обет построить в своей усадьбе на месте деревянной церкви каменный храм в часть святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. И своё обещание сдержал.
В нескольких километрах от усадьбы находится погост Никола-Бережки.
Здесь покоятся сам драматург Александр Николаевич Островский, его отец Николай Фёдорович, его жена Мария Васильевна и их дочь Мария.
Щелыково – одно из тех мест, которое полностью сохранило свое очарование! После смерти А.Н. Островского усадьбу не постигло запустение. Сегодня музей-заповедник «Щелыково» является островком культурных традиций многих поколений в естественной гармонии с окружающей природой, особой атмосферой, витающей здесь.
Опыт исследования
Подготовьте материалы и напишите доклад на тему «История постановок пьес А. Н. Островского в театре».
История постановок
пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» в театре
Среди многочисленных произведений Александра Николаевича Островского есть такие, по которым русский классик наиболее узнаваем. Как у театров есть спектакли – визитные карточки, раскрывающие концепцию всего театра, так у Островского есть пьесы – визитные карточки, известные всем россиянам со школы – «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». Но начинал писатель совсем с других произведений.
Комедия «Свои люди – сочтемся» сделала его известным и одновременно принесла много проблем. Первые чтения пьесы состоялись в 1849 году. Изначально комедия называлась «Несостоятельный должник» или «Банкрот». В центре сюжета купеческая семья, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная и горячо любимая дочь выходит за того, на кого он переписывает свое имущество. Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отцу угрожают долговой ямой, но больно ему не от этого. Он не может принять жестокость детей. Пьеса о жадности и эгоизме, о значимости воспитания и положительном примере. Пьеса, которая дает уроки, раскрывает последствия поступков. Каждый герой произведения несет ответственность за свои действия, как бы демонстрируя читателям и зрителям, что за все придется платить. В целом, каждая пьеса А.Н. Островского дает жизненные уроки. В реальной жизни многое невозможно изменить, это не черновик, а Островский в своих пьесах будто бы показывал людям последствия, писал черновик их жизни.
Даже спустя столетия сюжет комедии «Свои люди – сочтемся» остается актуальным. Это связано с тем, что писатель поднимает вечные вопросы, погружаясь в природу человека, рассказывая о чувствах и ценностях, которые не исчезнут спустя тысячелетия. За эту постановку с радостью возьмутся многие современные режиссеры, но в XIX веке пьесу не оценили. Вокруг нее разгорелись жаркие дебаты. Влиятельные представители купечества Москвы жаловались императорскому двору на автора, по их мнению, такой «грязной» комедии. В итоге Николай I лично распорядился запретить постановку с формулировкой: «… напрасно печатано, играть же запретить…». Более того, Александра Николаевича уволили со службы в Коммерческом суде и поставили под надзор полиции, который сняли лишь после того, как престол занял Александр II.
Таким образом, пьеса «Свои люди – сочтёмся!», написанная в 1849 г., в этом же году была запрещена цензурой для сцены.
Запрет на постановку комедии держался более 10 лет, несмотря на то что друзья драматурга приложили немало стараний, чтобы добиться разрешения пьесы. Вместе с тем в эти годы ставились любительские спектакли, причём в некоторых из них принимал участие сам Островский.
Дважды, в обход запрещения, пьеса была поставлена: в ноябре 1857 г. – в Иркутском театре, в апреле 1860 г. – в Воронежском театре. Только в декабре 1860 г., после того как была опубликована вторая редакция комедии, соответствующая требованиям цензуры, постановка пьесы была разрешена на сцене императорских театров.
Премьера на сцене Александринского театра состоялась 16 января 1861 г., в бенефис известной актрисы Ю.Н. Линской. Роли в спектакле исполняли: Большов – Ф.А. Бурдин, Аграфена Кондратьевна – Н.П. Воронова, Липочка – Е.М. Левкеева (Левкеева 1-я), Подхалюзин – П.В. Васильев (Васильев 2-ой), Устинья Наумовна – Ю.Н. Линская, Рисположенский – П.И. Зубров, Фоминишна – П.К. Громова, Тишка – И.Ф. Горбунов, квартальный – А.А. Волков.
На премьере присутствовал А.Н. Островский, специально приехавший в Петербург. Бурные аплодисменты зрителей и вызовы автора начались уже после второго действия и продолжались в течение всего спектакля.
Постановку комедии «Свои люди – сочтёмся!» рецензенты расценили как праздник русского театра.
Среди последующих постановок в Александрийском театре – 1870 г. (Большов – Полтавцев, Подхалюзин – Новиков), 1886 г. (Большов – Писарев), 1896 г. (Большов – Варламов, Подхалюзин – Сазонов, Устинья Наумовна – В. Стрельская, Рисположенский – Давыдов), 1907 г. (на сцене Мариинского театра, в юбилейный бенефис Стрельской; Большов – Варламов, Липочка – Потоцкая, Подхалюзин – Ст. Яковлев, Устинья Наумовна – Стрельская), 1909.
Премьера на сцене Малого театра в Москве состоялась 31 января 1861 г., в бенефис П.М. Садовского. Роли исполняли: Большов – М.С. Щепкин, Аграфена Кондратьевна – С.П. Акимова (после третьего спектакля - Н.В. Рыкалова), Липочка – В.В. Бороздина (Бороздина 1-я), Подхалюзин – П.М. Садовский, Устинья Наумовна – Е.В. Бороздина (Бороздина 2-я (после третьего спектакля – С.П. Акимова), Рисположенский – В.И. Живокини, Фоминишна – Е.М. Кавалерова, Тишка – М.П. Садовский, квартальный – Н.П. Витнебен.
Сравнивая спектакли в Москве и Петербурге, Е.Н. Эдельсон писал: «Но как ни старательно и до известной степени успешно разыграна была она тамошними артистами, всё-таки истинного сценического торжества её ждали только в Москве».
И спектакль оправдал ожидания. Известный историк литературы М.Н. Лонгинов писал: «Едва опустился занавес, как единодушный крик зрителей, сопровождаемый дружными залпами рукоплесканий, стал требовать автора, который был вызван три раза».
Среди последующих постановок в Малом театре – 1869 г. (Большов – П. Садовский), 1892 г. (Большов – К. Рыбаков, Липочка – Уманец-Райская, Подхалюзин – М. Садовский, Устинья Наумовна – Садовская, Рисположенский Макшеев, Правдин), 1896, 1904.
В 1872 году А.Ф. Федотов, с большим трудом добившись разрешения на организацию Народного театра на Политехнической выставке, впервые поставил данную пьесу без цезурных купюр; театр был закрыт через три месяца.
В 1881 году А.Н. Островскому с помощью брата Михаила Николаевича министра государственных имуществ, удалось добиться разрешения поставить комедию в первой редакции.
Официальная премьера спектакля по первой редакции пьесы состоялась 30 апреля 1881 г. в частном театре «Близ памятника Пушкину». Роли исполняли: Большов – М.И. Писарев, Аграфена Кондратьевна – Е.П. Александрова, Липочка – Добрынина, Подхалюзин – В.Н. Андреев-Бурлак, Устинья Наумовна – Е.А. Красовская, Рисположенский – П.Ф. Красовский, Фоминишна – Дубровская, Тишка – Валентинов.
Актёр М. Писарев вспоминал, что спектакль представлял собой нечто грандиозное и смотреть его съехалась вся интеллигентная Москва. Автора начали вызывать с первого действия, но он вышел только по окончании комедии, и вся публика поднялась со своих мест. Под гром оглушительных аплодисментов вся сцена была засыпана цветами. Для ликующей публики этот день стал знаменательным литературным праздником.
При жизни Островского в Москве, в Малом театре, пьеса прошла 52 раза, в Петербурге, в Александринском театре, – 40 раз (последний спектакль в Москве состоялся24 апреля 1883 г., в Петербурге – 25 января 1880 г.).
Постановки в других театрах:
• Ачинский театр, 1890 г.
• Театр Корша, 1894 г.
• Московское Общество искусства и литературы, 1895 г.
• Новый театр, Москва, 1899 г.
• Ярославский театр, 1900 г.
• Киевский театр Соловцова, 1912 г.
• Петроградский государственный академический театр драмы, 1923 г., реж. Евт. Карпов; Большов – Малютин, Большова – Корчагина-Александровская, Липочка – Потоцкая, Подхалюзин – П. Лешков, Устинья Наумовна – Чижевская; 1939 г.
• Лен-тюз (Ленинградский театр юного зрителя), 1927 г., 1933 г., 1944 г.
• Малый театр, 1928 г., Липочка – В. Орлова, Подхалюзин – Н. Яковлев; 1946; 1959, реж. Л. Волков, худ. А. Васильев; Большов – Любезнов, Подхалюзин – Анненский, Устинья Наумовна – Белевцева, Рисположенский – Владиславский, Владимир Шарлахов
• передвижной Рабочий театр, 1933г.
• Госцентюз, Москва, 1932 г., 1938 г.
• Казанский ТЮЗ, 1941 г.
• Рязанский ТЮЗ, 1944 г.
• Московский ТЮЗ, 1945 г.
• Ашхабадский ТЮЗ
• Куйбышевский ТЮЗ, 1947 г.
• Бакинский ТЮЗ, 1948 г.
• Одесский театр им. Октябрьской революции, 1949 г.
• Художественный театр им. Я. Райниса, Рига, 1951 г.
• Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1952 г.
• Ростовский театр драмы имени М. Горького, 1952 г.
• Тираспольский театр драмы и комедии, 1969 г. Реж. Ю.С. Доронченко. Большов – Е. Рубинштейн, Подхалюзин – Е. Мызников, Липочка – Т. Попадьиченко, Рисположенский – Б. Аксенов, Устинья Наумовна – Л. Колохина, Тишка – В. Нефёдов
• 1973 г. – Ленинградский ТЮЗ. Реж. Л.А. Додин, худ. Э.С. Кочергин. В ролях: Подхалюзин – Г.Г. Тараторкин, сваха – А.Н. Шуранова
• 1974 г. – театр им. Маяковского, Москва. Реж. А.А. Гончаров
• 1990 г. – Кишинёвский русский драматический театр им. А.П. Чехова. «Банкрот» Реж. М.М. Абрамов, худ. Е. Елица. Большов – П. Соколов, Большова – Р. Кириллова, Подхалюзин – М. Миликов, Рисположенский – Б. Аксенов, Устинья Наумовна – Л. Колохина, Фоминишна – З. Чеботарь
• 1996 г. – Малый театр. Реж. А.А. Четверкин, худ. Г.А. Белов
О пьесе, ставшей первой в творчестве Островского, не забывают и в XXI веке.
Спектакль в театре «ФЭСТ» (Мытищинский театр драмы и комедии). Премьера состоялась в 2004 году, режиссёр –Владислав Константинов. Он перекинул мостик из XIX века в современность, сохранив при этом подлинный текст Островского.
Постановка в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ). Премьера состоялась 25 декабря 2016 года, режиссёр – Егор Равинский. Несмотря на то, что герои одеты в костюмы времён Островского, спектакль получил современное звучание.
Постановка спектакля Ижевского муниципального молодежного театра «Молодой человек», 2021 г., режиссер – Е.В. Столов.
Мы в XXI веке во многом не изменились по сравнению с XIX веком. Изменились внешние условия жизни – автомобили вместо лошадей и упряжек, e-mail вместо эпистолярного контактирования, женщины освоили брюки, но сознание – штука более инерционная. Правила игры не устоялись.
Пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся» уже более 150 лет, а она до сих пор актуальна, написана как будто сейчас и для этого времени.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением