Ответы на вопросы на стр.73-74 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений• Мир животных в произведениях Л. Куприна.Раскрывая эту тему, необходимо показать гуманистический смысл отношения Л. Куприна к животным....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
• Мир животных в произведениях Л. Куприна.
Раскрывая эту тему, необходимо показать гуманистический смысл отношения Л. Куприна к животным. Следует обратить внимание на то, что писатель создан серию произведений о животных («Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Баты», «Ральф», «Скворцы», «Изумруд» и др.), и в процессе анализа выделить среди них своё любимое произведение.
Мир животных в произведениях А. Куприна
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.
Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.
Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.
Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе.
Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.
Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.
Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.
В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.
Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.
В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором, отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.
Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.
Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность.
• Символика и психологизм описаний природы в прозе Л. Куприна.
Обратите внимание на особенности пейзажа в повестях Л. Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет»; покажите символическое значение изменений природы в развитии сюжета, психологический подтекст описаний природного мира, созвучных душевным переживаниям героев.
Символика и психологизм описаний природы в прозе А. Куприна
А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, в которых заключено особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом. Символическое значение изменений природы играют большую роль в развитии сюжета. Описания природного мира несут в себе психологический подтекст, созвучный душевным переживаниям героев.
Цветопись и звукопись – распространенные художественные средства экспрессивности языка, несущие колоссальную смысловую нагрузку. Цвет, символика цвета и звук в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся» органически проникают в строки художественных текстов. По словам Е. Фарино, «цвет в литературном тексте непременно должен получить свое вербальное выражение, должен быть назван… Поэтому, не будучи обязательным и будучи всегда выбором, вводимое в текст литературного произведения цветообозначение всегда значимо».
В некоторых случаях упоминаемый писателем цвет является носителем определенного, сложившегося в данной культуре значения. Например, красный цвет традиционно ассоциируется с любовью и страстью, с одной стороны, и с печалью и опасностью, с другой. Он становится настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти в повести «Гранатовый браслет». Употребление приема цветописи наблюдается, например, при смене настроения княгини: «Вера покрaснела», «с покрaсневшими от слез».
Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: «Я крaснею».
Мы можем наблюдать многократное повторение данного цвета в остальном контексте: «футляр крaсного плюшa», «пять прекрaсных грaнaтов-кaбошонов». При детальном рассмотрении браслета, оказалось, что при ярком освещении он имеет своеобразный оттенок: «густо-крaсные живые огни». Такой подарок не принес княгине радости, а, напротив, увидев его, княгиня испытала странное волнение: «Точно кровь!».
Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом: «Это весьма редкий сорт грaнaтa – зеленый грaнaт».
Василий Львович показывает гостям портрет, «удачно исполненный цветными карандашами». Яркие цвета не присущи Желткову.
Фамилия Желтков также символична. «Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти». Такая характеристика цвета отражает и мироощущение героя, покончившего жизнь самоубийством ради благополучия своей возлюбленной.
В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: «пальцы Желтковa забегали по борту коричневого короткого пиджaчкa». В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.
В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.
Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: «очень бледный», «губы у него были белые и не двигaлись, как у мертвого».
Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: «светлые рыжевaтые усы».
Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: «на их колючей желтой щетине зaблестелa слюдяным блеском осенняя пaутина», «Деревья < … > роняли желтые листья.
В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие «мaхровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. Зaто пышно цвели своей холодной, высокомерной крaсотою георгины, пионы и aстры». Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств, которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: «и сейчaс же вынулa < … > большую крaсную розу». Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини.
В повести душевное оживление Веры передается через прием звукописи: «зашелестел листьями». Все это сопровождается замечательной музыкой, послушать которую завещал Желтков: «удивительнaя музыкa < … > продолжалa». Повесть «является наиболее ярким и показательным произведением, где музыка, звук пронизывают каждое слово, где соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру повести и, проходя лейтмотивом через все произведение, достигает в финале своего апогея».
Следующее произведение Куприна, богатое символическими цветовыми образами, наполненное психологизмом, – повесть «Олеся». Для каждого случая автор использует определенную цветовую палитру. В портретах крестьян писатель использует только темные цвета. Обращает на себя внимание цвет их кожи: «причем на секунду я вижу ее коричневую кожу». В образе ленивого и беспечного Ярмолы прослеживается та же деталь: «его смуглое худое лицо с впaлыми черными глaзaми, все ушедшее в жесткую черную бороду», «Он < … > просовывал между своими черными < … > пaльцами перо».
Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: «в темных сенях».
С помощью темного цвета автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.
Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: «высокая брюнетка»;»белaя рубaхa»; «в этих больших, блестящих, темных глaзaх»; «в смугло-розовом тоне кожи».
Г.С. Мурыгина отмечает, что «с появлением Олеси начинает меняться поэтическая тональность произведения, тоска уступает место радости, прекрасное торжествует над уродливым».
Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: «бурливые, коричневые, сверкaющие ручейки»; «в огромных лужaх воды отрaзилось голубое небо с < … > белыми облaкaми»; «бурыми прошлогодними листьями», «мeртвую жeлтизну, < … > лиловые головки». С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: «громчe стaнoвuлся зaдoрный крuк вoрoбьeв»; «сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя». В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: «oт рaскaтoв грoмa дрoжaли и звeнeлu стeклa».
Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.
Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: «Но Oлeся уже нaкuнулa нa гoлoвy крaсный кaшемuровый платoк».
При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контраста: «Крaснaя юбкa < … > , выдeляясь яркuм пятнoм нa oслeпuтeльнo-бeлoм, рoвнoм фoнe снeгa», « Два огромных синих пятна < … > резко выделялись на белой нежной коже».
На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: «покраснела вдруг она», «и еще больше краснея»; «вспыхнула густым румянцем».
В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: «Кровь тотчас же выступила».
Нельзя не отметить и голубой цвет, также используемый автором для описания героини: «тоненькая голубая жилка у нее на виске». Согласно Обухову, «голубой цвет настраивает на меланхолию», поэтому логично предположить, что героиню ожидают горе и тоска.
В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: «Полнеба закрыла черная туча < … > , но солнце еще светило, < … > , и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее».
Повесть завершается интересной цветовой гаммой: «Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов». Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.
Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.
Купринский пейзаж выразителен, точен, богат и необычайно динамичен. Писатель находит деталь, с помощью которой передаёт особенность изображаемого момента. Например, в «Олесе» статичный зимний пейзаж в начале повести, в момент одиночества героя, и бурная весна, совпадающая с зарождением чувства к Олесе. В «Гранатовом браслете» осенний пейзаж создаёт грустное, печальное настроение, заставляет задуматься о прошедшем и будущем.
Изменения природы имеют символическое значение в развитии сюжета. Например, в «Олесе» с развитием событий природа сильнее оживляется, а к финалу звуки нарастают и обретают зловещее выражение. В финале произведения преобладают тёмные тона, предупреждающие о приближающейся беде.
Психологический подтекст описаний природного мира созвучен душевным переживаниям героев. Например, в «Олесе» герой чувствует все проявления зачатков новой жизни в природе и рост любви в его сердце. Как нежная зелень сирени наполняет его палисадник, так светлое чувство любви наполняет его душу.
Таким образом, природа в повестях Куприна – не просто фон, а участник событий, который помогает раскрыть образы героев и увидеть развитие отношений между ними.
• Тема искусства в произведениях А. Куприна.
Необходимо показать многогранность одной из ведущих тем в творчество писателя: сочетание представления об искусстве как высочайшем проявлении духа, «гимне красоте», которая «всё победит», в рассказах «Гамбринус», «Гранатовый браслет» и мысли о несовершенстве человеческих отношений, о трагической гибели талантов, поругании красоты и любви, превращении носителей искусства в «искалеченных», «маленьких людей» в рассказах «Трус», «Конокрады», «Белый пудель», «На покое», «Чары», «Allez!» и др.
Тема искусства в произведениях А. Куприна
Тема искусства в произведениях А. Куприна сочетает представления об искусстве как высочайшем проявлении духа (рассказы «Гамбринус», «Гранатовый браслет») и мысли о несовершенстве человеческих отношений, о трагической гибели талантов, превращении носителей искусства в «искалеченных», «маленьких людей» (рассказы «Трус», «Конокрады», «Белый пудель», «На покое», «Чары», «Allez!», «Нос»).
Рассказ «Гамбринус» это – гимн искусству и красоте несгибаемого человеческого духа. Финальный аккорд этого гимна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». Портовый кабачок «Гамбринус» – место веселого разгула «портовых и морских» людей – славился и своим виртуозом, скрипачом-самородком Сашкой, репертуар которого составляли «песни, привезенные из всех гаваней земного шара».
Сашка увлекал своих слушателей и чувствительным романсом, и песнями многих наций, и Марсельезой. Его музыка – выражение народной души, именно в этом и состоит его необыкновенное искусство, а народную душу нельзя убить. И как бы ни была сурова действительность по отношению к Сашке, как бы ни калечила его физически, душа его оставалась все той же поющей и несгибаемой душою народа.
В «Гранатовом браслете» тема любви истолкована Куприным в музыкальном ключе. Исходной точкой замысла рассказа послужила, по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена, «шесть тактов» которой «растолковала» ему однажды жена одесского врача. Это не столько рассказ о любви, сколько молитва о ней. Молитвенный экстаз, в котором от начала до конца выдержана центральная тема произведения, закрепляется сменяющими друг друга в едином ряду символическими образами. Это старинный молитвенник, подаренный героине сестрою в день именин, гранатовый браслет, присланный ей, а затем отданный в дар Мадонне, и, наконец, претворение шести музыкальных фраз из бетховенской «Аппассионаты», о которых вспоминает герой перед смертью, в шесть строф стихотворения в прозе, возникающих в сознании княгини. Это своеобразный акафист любви, рефреном в котором служит строка из молитвы, обращенная героем в своем предсмертном письме к любимой: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Лирическая «музыкальная» концовка рассказа утверждает высокую силу любви, которая дала почувствовать свое величие, красоту и самозабвенность, приобщив к себе на мгновение другую душу.
В рассказах «Гранатовый браслет» и «Гамбринус» писатель показывает «красоту, которая всё победит». Настоящее искусство способно вызвать бурю эмоций, пробудить духовные силы, вдохновить человека, задеть самое сокровенное в душе и помочь понять что-то важное.
В других произведениях, например «Белый пудель», «Конокрады», «Трус», «Но покос», «Чары», Куприн поднимает тему «искалеченных людей искусства». Он показывает, что искусство не всегда делает человека, причастного к творчеству, счастливым, порой случается обратное. В этих произведениях Куприн отразил мысли о несовершенстве человеческих отношений, трагической гибели талантов, поругании красоты и любви. Например, в «Белом пуделе» писатель показывает, что стремление к искусству, к творчеству присуще людям тяжёлой жизни, и это одно из свидетельств их душевной красоты. Писатель видит в простом сюжете две важные темы: социальное неравенство, бескорыстную дружбу и заботу о «братьях наших меньших».
В произведении «На покое» рассказывается о тяжёлых последствиях былой славы: некогда звёзды – ныне больные старики в наровчатском доме престарелых. Они вспоминают прежнее величие и пребывают в безрадостном настроении от текущего момента. Но они сами виноваты в случившемся – их погубила тяга к разгульному образу жизни.
Рассказ Александра Куприна «Трус» рассказывает о трусости и паническом страхе, едва не погубившем людей. Старый пьяница, актёр Герш Цирельман, устав от «паскудной жизни», решил поучаствовать в деле контрабанды с Файбишем, чтобы подзаработать. Контрабандисты нарываются на засаду. В итоге, получивший груду ударов кнутом и ругани от Файбиша, Цирельман пробирается домой, прячется под одеяло к своей жене Этле, радуясь, что ночное приключение закончилось.
Рассказ А. Куприна «Allez!» показывает жестокость и равнодушие мира шоу-бизнеса, где люди используются как инструменты для достижения славы и богатства. Также в произведении подчёркивается сила преданности и готовность к самопожертвованию ради любви.
Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала. Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека. Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что «все мы родом из детства».
В основе сюжета история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь. Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух. Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем «почти бога», который через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка. Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.
Куприн пытается донести до читателя мысль о том, что слепая преданность и жертвенность могут привести к трагическим последствиям. Важно ценить себя и не позволять другим использовать себя в своих интересах.
Таким образом, тема искусства в творчестве А. Куприна многогранна и включает в себя как восхищение его силой, так и осознание возможных негативных последствий этого явления.
• Своеобразие темы любви в прозе А. Куприна.
Рассматривая тему любви, нужно учитывать сё связь со всей проблематикой творчества писателя: у героев «Молоха» и «Поединка» это любовь, которая беззащитна перед эгоизмом и хищничеством современного мира: в «Олесе» мера чувства определяется степенью причастности героев к естественным нормам жизни природы: в «Гранатовом браслете» и «Суламифи» любовь предстаёт такой же «крепкой», как смерть, «величайшей тайной в мире», в которой всегда заключена «трагедия».
Своеобразие тем любви в прозе А. Куприна
Тема любви в прозе А. И. Куприна – одна из наиболее значимых для писателя. Он рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство, которое должно основываться на высоких, возвышенных чувствах, взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Любовь в произведениях Куприна чаще всего бескорыстна и самоотверженна, она не ждёт награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя любовь навсегда остаётся величайшей тайной в мире и одновременно трагедией. Любовь в произведениях Куприна чаще всего бескорыстна и самоотверженна, она не ждёт награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя любовь навсегда остаётся величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.
Однако нередко любовь беззащитна перед эгоизмом и хищничеством современного мира. Например, тема любви в повести А. И. Куприна «Молох» раскрывается через отношения главного героя Боброва к Нине, одной из пяти дочерей в семье Зиненко, заведующего заводским складом. Несмотря на кажущуюся идиллию, вскоре Андрей сталкивается с предательством, когда Нина выбирает другого – Свежевского. О помолвке Нины и Свежевского объявляет Квашнин. Он обещает Свежевскому выгодную должность в обмен его фиктивного брака с Ниной. Хитрый и неприятный тип соглашается на это предложение. Событие становится для Боброва тяжёлым ударом, показывающим его внутреннюю борьбу и отчаяние.
События повести разворачиваются на фоне Куприн показывает в повести картины жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих посёлков, стихийные протесты рабочих. Кровожадный бог древности Молох, воплощающий жестокость и бесчеловечие капитализма, разрушает жизнь Андрея, который не может преодолеть ни социальное, ни личное страдание, и находит утешение лишь в морфии.
И её связь со всей проблематикой творчества писателя: у героев «Молоха» и «Поединка» это любовь, которая беззащитна перед эгоизмом и хищничеством современного мира; в «Олесе» мера чувства определяется степенью причастности героев в естественным нормам жизни природы; в «Гранатовом браслете» и «Суламифь» любовь предстаёт такой же «крепкой», как смерть, «величайшей тайной в мире», в которой всегда заключена «трагедия».
Тема любви в повести А. И. Куприна «Поединок» заключается в том, что любовь показана как нечто пошлое, не имеющее никакой связи с реальными чувствами. В произведении демонстрируется разложение общества, где нет места настоящей любви и семейным ценностям.
В центре повести – судьба юного офицера Георгия Ромашова, попавшего на службу в провинциальный гарнизон. Дамой своего сердца юноша выбрал Шурочку – Александру Петровну Николаеву, жену поручика Николаева. Ромашов видит Шурочку сквозь призму первого сильного чувства – он не замечает в ней недостатков, всё в этой женщине кажется ему прекрасным, почти идеальным.
Единственный человек, который способен искренне и бескорыстно любить, – Ромашов. Его настроение улучшается только от того, что он видит Шурочку, может разговаривать с ней и тянуть нитку, пока она занимается пряжей.
Таким образом, любовь в повести «Поединок» показана как обречённая на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире.
Нередко тема любви в произведениях Куприна обретает трагическое звучание. Подлинные, искренние человеческие чувства сталкиваются с жестоким миром. Пример трагической любви – история Олеси и Ивана Тимофеевича в повести «Олеся».
Иван Тимофеевич воспринимает любовь как «наивную, очаровательную сказку», которая постепенно угасает. Он нерешительный, слабый человек, слишком зависит от мнения светского общества. В порыве страсти Иван Тимофеевич делает предложение руки и сердца Олесе, но ставит её в сложное положение: не думает о дальнейшей жизни среди городской суеты Олеси и её бабушки. Кроме того, он предлагает Олесе посетить церковь, не задумываясь о том, что это приведёт к трагедии судьбу девушки.
Олеся – выросшая в глубине лесов, неграмотная девушка. Несмотря на это, именно она способна на возвышенную, преданную любовь. Героиня умеет не просто любить, а отдавать всю себя ради светлого чувства. Ради любимого человека она готова на всё, на любую жертву: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых коралловых бус, как напоминание о вечной любви.
Два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям. Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.
В «Гранатовом браслете» и «Суламифи» любовь предстаёт такой же «крепкой», как смерть, и является нежданным подарком – поэтическим, озаряющим жизнь среди обыденщины и устоявшегося быта.
Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» раскрывается как глубокое и всепоглощающее чувство, которое определяет судьбы персонажей и влияет на их поступки.
Главный герой, Георгий Желтков, демонстрирует, как любовь может стать смыслом жизни, определяя его действия и внутренние переживания. Его страсть к Вере Николаевне Шеиной оказывается настолько сильной, что приводит к трагическому финалу.
Гранатовый браслет, который Георгий вручает Вере, служит доказательством истинной любви Желткова. Этот предмет символизирует не только любовь, но и готовность к самопожертвованию ради своих чувств.
Куприн поднимает важные социальные вопросы, такие как конфликт между личными чувствами и общественными ожиданиями. Графиня Вера, хотя и испытывает глубокие чувства к Желткову, вынуждена скрывать их из-за своего социального положения и обязанностей.
Тема любви в повести «Суламифь» раскрывается через историю взаимной и счастливой любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках.
Писатель славит радостное, светлое чувство, лишенное ревности, предрассудков, корысти. Он поёт гимн молодости, цветению чувств и красоте. Автор убеждён, что любовь «бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдёт, не забудется, потому что крепка, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь – прекрасна!».
Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве.
По мнению Куприна, любовь – это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.
Таким образом, в разных произведениях Куприна тема любви раскрывается по-своему и связана с различными аспектами проблематики творчества писателя. Любовь в его произведениях – чаще всего не безрассудная, тёмная страсть, а просветлённое чувство. Во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни.
Куприн считал любовь самым ценным, самым высоким и светлым чувством, ради которого только стоит жить на этой земле. Но, к глубокому сожалению писателя, в современном ему мире, развращённом цивилизацией и материальными ценностями, люди забывают о любви, становятся неспособными оценить это чувство по достоинству. В его произведениях о любви звучит тоска по настоящему чувству, которое осталось в далёком прошлом. Современные писателю люди разучились испытывать настоящие чувства, их заменили эгоизм, слабость, погоня за материальным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением