Ответы на вопросы на стр.74 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Найдите диалектные слова и выражения в речи жителя Полесья Ярмолы (повесть «Олеся»). С какой целью писатель сохраняет местные речевые особенности народной речи?
Диалектные слова и выражения в речи жителя Полесья Ярмолы из повести А. И. Куприна «Олеся»:
• «паныч» – обращение к главному герою, означает «помещичий сынок»;
• «грубка» – домашняя печь;
• «запалочка» – спичка;
• «завируха» – метель;
• «ни мур-мур» – не подавать признаков жизни;
• «гумага» – бумага, документ;
• «ведьмака» – колдунья;
• «кубло» – жилище;
• «вышница» – ворота при въезде в деревню;
• «молодица» – молодая замужняя женщина-крестьянка;
• «трясьця» – лихорадка, озноб;
• «гукать» – аукать, звать;
• «убый» – убей;
• «треба» – нужно;
• «чули» – слышали;
• «наробил» – наделал;
• «жито» – хлеб, зерно.
Писатель сохраняет местные речевые особенности речи Ярмолы для воссоздания антуража внегородской местности и подчёркивания его национальной принадлежности. Также таким образом автор подчёркивает простоту жителя Полесья и его статус, который ниже социального статуса главного героя.
2. Прочитайте описание старого помещичьего дома в повести «Олеся» (гл. II): «Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивайся с невольной тревогой...»
Найдите в тексте метафоры, эпитеты и сравнения, передающие душевное состояние главного героя. Какое значение приобретает этот эпизод в свете последующих драматических событий, определивших судьбу героев повести?
В приведённом описании старого помещичьего дома в повести «Олеся» А.И. Куприна используются следующие художественные приёмы, передающие душевное состояние главного героя:
• эпитеты: «воющие» трубы; дом «расшатанный», «дырявый», «полуразвалившийся»; «странными» звуками; «невольной» тревогой;
• метафора: «вдруг оживлялся странными звуками».
Описание старого помещичьего дома в повести приобретает особое значение в свете последующих событий, определивших судьбу героев. Сильно разгулявшийся в ту ночь ветер, который забирался в пустые комнаты и в печные трубы и оживлял дом странными звуками, символизирует ненависть людей, обрушившуюся на Олесю. Град, который прошёл той же ночью и побил всё жито. Если в этом эпизоде ветер пугал, проносился, шатал дом, заставлял чувствовать холод и страх, то случившееся с Олесей вызывало те же чувства, но к тому же привело к ужасным последствиям – Олеся и Майнулиха бежали, а совместному счастью главного героя и девушки не суждено сбыться.
3. Найдите приём анафоры в следующем фрагменте повести «Олеся» (гл. XII): «Так же горячо палило солнце... Так же была залита шумящим, возбуждённым народом огромная площадь... Так же обернулся я назад в припадке бешеною гнева...»
В отрывке из рассказа «Олеся» приём анафоры выражается в повторении в начале каждого предложения наречия с частицей «так же».
4. Покажите, что организующим началом повествования в рассказе «Allez!» является «речевой жест», давший название рассказу. Как это связано с замыслом автора рассказать о трагической судьбе актёров цирка?
В рассказе Александра Куприна «Allez!» организующим началом повествования является речевой жест – фраза «Allez!» с французского языка переводится как «вперёд!», «идите!», «давайте!». Эта команда является приказом начинать представление в цирке. Возглас, который привыкла слышать главная героиня, – это приказание начинать действие, и читатели вместе с ней приступают к его исполнению.
Фраза «Allez!» помогает автору рассказать о трагической судьбе актёров цирка, потому что она подначивает их к совершению действий, будто бы они не являются живыми людьми, а только лишь машинами. Трагичность судьбы актёров цирка в том, что их жизнь пуста, полна жестокости, и они слышат только «Allez!», которое подначивает их к совершению действий.
5. Какое место в авторском замысле повести «Олеся» занимают фольклорные мотивы?
Фольклорные мотивы занимают важное место в авторском замысле повести «Олеся» А. И. Куприна. Они составляют живой и красочный фон, на котором разворачивается поэтическая история любви.
В произведении органично переплетаются элементы различных фольклорных жанров. Гадания и заговоры создают загадочную поэтическую атмосферу, приметы, былички, народные песни характеризуют внутренний мир героев. Пословицы, поговорки и байки служат средством их речевой характеристики.
Доминирующей жанровой традицией здесь выступает поэтика волшебной сказки. Композиция повести во многом совпадает со структурой волшебной сказки. Например, повествование начинается с запрета идти к хижине колдуньи Мануйлихи, который нарушается главным героем, благодаря чему он попадает в необычное пространство, где возможны чудеса и ворожба.
6. Выпишите из приведённою фрагмента рассказа «Гранатовый браслет» метафоры и эпитеты, которые нужны автору для создания пейзажа: «Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землёй. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звёзды дрожали своими ресницами среди чёрной ночи да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплёскивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом». Как соотносится их подбор с последующей темой разговора о «настоящей любви» между Верой Николаевной и Аносовым?
Метафоры и эпитеты, которые нужны автору для создания пейзажа в приведённом фрагменте рассказа «Гранатовый браслет»:
• метафоры: осенний закат догорел; погасла багровая полоска; полоска, рдевшая на самом краю горизонта большие звёзды дрожали ресницами; луч расплёскивался о небесный купол;
• эпитеты: долгий осенний закат; багровая полоска; большие звёзд; чёрная ночь; жидким, туманным, светлым кругом.
Далее в тексте происходит разговор о «настоящей любви» между Верой Николаевной и Аносовым. Генерал Аносов говорит, что люди разучились любить, любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. Он считает, что «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Он задаёт Вере вопрос о правдивости истории, рассказанной её мужем. Княгиня делится с ним деталями: какой-то безумец преследовал её своей страстью и писал письма до её брака. Она также рассказывает о посылке с письмом.
Размышляя, генерал замечает, что возможно, жизнь Веры была пересечена «единственной, всепрощающей, готовой на всё, скромной и самоотверженной» любовью, о которой мечтает каждая женщина.
Осень символизирует зрелость в жизни человека. Большая часть жизни уже прожита. Подбор метафор и эпитетов в отрывке помогает читателю понять, что уходящий закат и приходящая ночь в описании пейзажа символизируют прошедшую молодость, пришедшую старость с потерянной надеждой и верой в настоящую любовь.
7. Можно ли сказать, что в прозе А. Куприна сочетаются разнородные начата: сказочное с бытовым, лирическое с эпическим? Приведите примеры.
Да, можно сказать, в прозе А. Куприна сочетаются разнородные начала.
Например, в повести «Гранатовый браслет» сочетаются лирическое и эпическое начала. Эпическое начало выражается в форме рассказа, а лирическое проявляется в описании, например: «Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землёй. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звёзды дрожали своими ресницами среди чёрной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплёскивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звёздчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады».
Сказочное и бытовое начала сочетаются, например, в повести «Олеся». Бытовое начало проявляется в описании человеческих отношений в рамках повседневности и обыкновенности: автор изображает охоту, поведение людей, рассказывает о судьбе Ярмолы и о том, как главный герой встретился с Майнулихой. Сказочное начало в этом произведении проявляется в фольклорных мотивах: гадание, глухой лес, затворничество, загадочная девушка, магическое заживление раны, предчувствия, предсказания и другое.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением