Ответы на вопросы на стр.76 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 761. Расскажите о жизни А. С. Пушкина в период Южной ссылки. Какие значительные лирические произведения написаны Л. С. Пушкиным на юге? Каким...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 76
1. Расскажите о жизни А. С. Пушкина в период Южной ссылки. Какие значительные лирические произведения написаны Л. С. Пушкиным на юге? Каким темам они посвящены и какие мотивы в них развиты?
Южная ссылка Пушкина включает в себя период с 1820 по 1824 гг. Это время принято называть романтическим периодом творчества А.С. Пушкина.
В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин был отправлен в Южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть, которые сам Александр I назвал «возмутительными стихами». Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М.А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И.Н. Инзова.
Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург».
До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К.Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем больше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»).
С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси.
В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.) Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.
В период лечения на Кавказских водах А.С. Пушкин заинтересовался легендами, в центре которых были сильные и волевые личности.
По пути в Гурзуф А.С. Пушкин написал первое романтическое стихотворение – «Погасло дневное светило». В творчестве возникает образ романтического изгнанника. Стихотворение открывает весь романтический период творчества А.С. Пушкина.
В 1820-1821 гг. А.С. Пушкин пишет романтическую поэму «Кавказский пленник», на написание которой влияет творчество Байрона. Это была вторая написанная в целом поэма А. С. Пушкина.
Бахчисарай, в котором побывал А.С. Пушкин во время ссылки, волнует душу писателя и оставляет особые впечатления, которые отражаются в новой романтической поэме «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.).
Следующая написанная А.С. Пушкиным за годы ссылки поэма – «Цыганы». Работа над ней была завершена в 1824 г., когда А.С. Пушкин был в Одессе.
«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» – эти романтические поэмы были посвящены исключительной личности, которая находится в конфликте с «толпой».
Романтический герой в названных произведениях стремится к полному уединению, в котором он может мыслить и рассуждать.
В Одессе писатель также начал работу над своим известным романом в стихах «Евгений Онегин».
А. С. Пушкин питал чувства к жене графа М.С. Воронцова, ей он посвящает множество стихотворений: «Храни меня, мой талисман», «Приют любви, он вечно полон», «Все кончено: меж нами связи нет», «Сожжённое письмо».
Перед отъездом в Михайловское А.С. Пушкин написал стихотворение «К морю». В нём поэт прощался с морской стихией, представлявшейся ему символом свободы, прощался с югом, романтическим этапом своей жизни.
Основные темы, которые развиваются в лирике Пушкина южного периода:
• Природа. Поэт воспевает красоту южных ландшафтов, описывает их величие и вдохновляется ими. В его стихах часто встречаются образы моря, солнца, гор и цветов, которые символизируют жизнь и гармонию.
• Любовь. Поэт влюблён в красавицу-южанку, которая вдохновляет его на создание стихов. В его произведениях отражается тонкое чувство искренней и страстной любви, которую он испытывает к своей возлюбленной.
• Родина. Поэт с грустью вспоминает свою Родину, от которой его отделяет много километров. Он скучает по родным местам, по людям, которых он оставил далеко позади. В его стихах прослеживается ностальгия по родной земле и желание вернуться туда.
• Свобода. Именно в этот период тема свободы была ведущей в поэзии Пушкина. Мотивы свободы в пушкинской романтической лирике определяют и содержание стихотворений, и во многих отношениях их форму.
2. Как изменилась лирика Л. С. Пушкина на юге по сравнению с лицейским и петербургским периодами? Сравните стихотворения «Моё завещание друзьям» (1815), «Кривцову» (1817), «Стансы Толстому» (1819), «Я пережил мои желанья...» (1821), «Умолкну скоро я. Но если в день печали...» (1821). Или два послания «К Чаадаеву» (1818) и «Чаадаеву» (1821). Или два стихотворения на «античную» тему: «Фиал Анакреона» (1816) и «Прозерпина» (1824).
Лирика Пушкина на юге изменилась по сравнению с лицейским и петербургским периодами.
В лицейский период преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Земные радости и чувственные желания уступают место грусти. Господствующее положение занимает исповедальная любовная лирика.
В петербургский период Пушкин становится выразителем идей передовой молодёжи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений.
В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъём революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намёков, связанных с освободительным движением. В этот период почти всё творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм.
Стихотворение «К Чаадаеву» (1818) и «Чаадаеву» (1821) А.С. Пушкина имеют некоторые отличия, что отражает изменение лирики поэта.
В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) главная тема – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия «пробудится ото сна». Произведение относится к гражданской лирике и построено на контрасте: первая часть говорит о прошлом, вторая посвящена настоящему, а третья – будущему.
В стихотворении «Чаадаеву» (1821) Пушкин признаётся, что посвятил другу краткий век, уже испытанный судьбою, и чувства, которые, возможно, спасены благодаря ему. В нём дружба понимается поэтом как высшая ценность.
Таким образом, в «К Чаадаеву» гражданская тематика преобладает, а в стихотворении 1821 года акцент смещён на ценность дружбы и её роль в жизни поэта. Это отражает изменение в лирике Пушкина: в раннем произведении он поднимал проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, а в более позднем стихотворении акцентировал внимание на дружбе как на высшей ценности.
3. Можно ли сказать, что на юге Л. С. Пушкин отказался от жанрового мышления? Подготовьте подробный ответ и подтвердите свои мысли примерами. Расскажите об овладении Л. С. Пушкиным различными стилями романтизма.
Да, можно сказать, что на юге Пушкин отказался от жанрового мышления. В этот период он пишет от своего лица, не используя условные маски лирического героя, и преодолевает стертость выражения элегических чувств.
Пример такого подхода – стихотворение «Мне вас не жаль, года весны моей…». В нём типичная композиция элегий, традиционная перифраза и условные элегические формулы наполняются живым чувством автора, призывающим поэтическое вдохновение.
О владении Пушкиным различными стилями романтизма можно говорить на примере элегии «Погасло дневное светило…» (1820). В ней поэт заимствует и развивает идею странствия, ощущения одиночества на фоне морской стихии, разочарования в любви, тоски по близким, а также конфликт лирического героя с действительностью.
Кроме того, в южной ссылке Пушкин сформировал жанр русской романтической поэмы, в котором с наибольшей полнотой воплотились принципы пушкинского романтизма.
В южных опытах Пушкина наблюдается редкостное жанровое многообразие. Поэт стремится апробировать все жанры, разработанные или только намеченные поздним карамзинизмом. Но какие бы жанры он ни разрабатывал, всюду пушкинские эксперименты сдвигают жанровые рамки, выдвигают вперёд лирическое, субъективное начало.
4. Какую роль сыграли Дж. Байрон и Л. Шенье в творческой судьбе Пушкина?
А.С. Пушкин высоко ценил многие произведения Байрона, считал, что сформировался как поэт под его влиянием.
Влияние байронизма на творчество Пушкина заметнее всего в ранних произведениях. По признанию самого поэта, он «сходил с ума» по Байрону и зачитывался им, живя на юге. Особенно Пушкину нравился байронический восточный колорит и романтические герои-дикари, черты которых он придал персонажам «Цыган», «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана». Под влиянием байроновского «Беппо» Пушкин задумал «Домик в Коломне» и «Графа Нулина». В этой же поэме, а также в «Доне Жуане» он искал черты для образа Евгения Онегина. Основным же итогом знакомства А.С. Пушкина с творчеством лорда Байрона можно считать освоение поэтом новых художественных форм и рождение в русской литературе жанра романтической поэмы.
Андре Шенье сыграл важную роль в творческой судьбе Пушкина, повлияв как на характер его поэтических замыслов, так и на развитие как художника.
Пушкин познакомился с творчеством Шенье в 1819 – 1820 годах, когда близилась к завершению работа над первым крупным произведением – поэмой «Руслан и Людмила». В этот период обращение к французскому поэту оказало значительное влияние на поэта.
Пушкин сознательно избрал Шенье в свои учителя, и его отношение к творчеству французского автора включало в себя изучение и эксперименты. Также творчество Шенье оказало влияние на создание образа поэта и гражданина, современника и участника Великой французской революции, который был воплощён в элегии Пушкина «Андрей Шенье».
В итоге творчество Пушкина развивалось из противоречия между романтизмом Байрона и классицизмом Шенье, устремляясь к примирению между ними, к синтезу романтизма и классицизма в чисто пушкинской поэтической системе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением