Ответы на вопросы на стр.76 Часть 1 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Сравним два высказывания: чем они различаются, какое из них легче произносить напевно?
Первое высказывание звучит более напевно и ритмично, потому что в нём есть особые слова и выражения, характерные для былин. Например, обращение «Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский» передаёт уважение и возвышенность речи, создавая плавность звучания. Также частица «-ка» в слове «накинь-ка» делает фразу более протяжной и певучей. В этом отрывке слова расположены так, что их удобно растягивать при произнесении, что важно для былинного стиля, который напоминает напевное рассказывание.
Во втором высказывании речь звучит проще и более официально: «Ты, князь киевский Владимир, дай эту великую службу Добрыне Никитичу». Здесь нет дополнительных слов, смягчающих речь, нет обращений, придающих ритмичность, а сама фраза короткая и звучит скорее как приказ или просьба без напевности.
Таким образом, первое высказывание легче произносить напевно, потому что в нём есть характерные для былин повторы, обращения и частицы, создающие мелодичность и плавность речи.
Найдём в тексте повторы, приговоры, предлоги и частицы, которые в обычной речи не используются.
- Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский,
Ты накинь-ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича.
В приведённом отрывке из былины встречаются следующие архаизмы и выражения, характерные для древнерусского эпоса, но не используемые в современной речи:
Повторы:
• "на" перед однородными членами: "на того Добрыню на Никитича".
• "да" перед однородными членами: "не топтать-то младыих змеёнышей да не выручать полонов да русскиих".
Устаревшие предлоги:
• "на" в значении "к": "на того Добрыню на Никитича".
• "на" в значении "с": "не топтать-то младыих змеёнышей".
• "на" в значении "о": "не выручать полонов да русскиих".
Устаревшие частицы:
• "да" в значении "и": "не топтать-то младыих змеёнышей да не выручать полонов да русскиих".
• "то" в значении усиления: "не топтать-то младыих змеёнышей".
Эти элементы придают тексту торжественный и возвышенный характер, характерный для былинного эпоса. В современной речи такие формы и конструкции не используются.
Найдём в тексте повторы, приговоры, предлоги и частицы, которые в обычной речи не используются.
- Ты, князь киевский Владимир,
Дай эту великую службу
Добрыне Никитичу…
В приведённом отрывке из былины встречаются следующие архаизмы и выражения, характерные для древнерусского эпоса, но не используемые в современной речи:
Повторы:
• "на" перед однородными членами: "на того Добрыню на Никитича".
• "да" перед однородными членами: "не топтать-то младыих змеёнышей да не выручать полонов да русскиих".
Устаревшие предлоги:
• "на" в значении "к": "на того Добрыню на Никитича".
• "на" в значении "с": "не топтать-то младыих змеёнышей".
• "на" в значении "о": "не выручать полонов да русскиих".
Устаревшие частицы:
• "да" в значении "и": "не топтать-то младыих змеёнышей да не выручать полонов да русскиих".
• "то" в значении усиления: "не топтать-то младыих змеёнышей".
Эти элементы придают тексту торжественный и возвышенный характер, характерный для былинного эпоса. В современной речи такие формы и конструкции не используются.
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением