Ответы на вопросы на стр.77 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки1. Что отличало Гончарова от его современников — писателей второй половины XIX века?По складу своего характера Иван Александрович Гончаров...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Что отличало Гончарова от его современников — писателей второй половины XIX века?
По складу своего характера Иван Александрович Гончаров далеко не похож на людей, которых рождали энергичные и деятельные 60-е годы XIX века. В его биографии много необычного для этой эпохи, в условиях 60-х годов она - сплошной парадокс. Гончарова как будто не коснулась борьба партий, не затронули различные течения бурной общественной жизни.
Он родился 6(18) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета, он вскоре определился на чиновничью службу в Петербурге и служил честно и беспристрастно фактически всю свою жизнь.
Человек медлительный и флегматичный, Гончаров и литературную известность обрел не скоро. Первый его роман “Обыкновенная история” увидел свет, когда автору было уже 35 лет. У Гончарова-художника был необычный для того времени дар – спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей середины и второй половины XIX века, одержимых духовными порывами, захваченных общественными страстями.
2. Почему работа над каждым романом занимала у Гончарова многие годы?
Работа Гончарова над каждым из его романов занимала многие годы по нескольким причинам:
• Тщательность и медлительность: Гончаров был известен своей тщательностью и медлительностью как писатель. Он подходил к созданию каждого произведения с особой тщательностью, стремясь к максимальной детализации и глубине. Его художественная работа была похожа на создание уникальных искусственных шедевров.
• Недоверие к быстро меняющемуся обществу: Вторая половина XIX века была временем быстрых общественных изменений и перемен. Гончаров, однако, был недоверчив к этим переменам и считал, что художник должен ориентироваться на законченные и устойчивые формы, которые не подвергаются влиянию моментальных течений общества.
• Интерес к законченным типам и образам: Гончаров верил, что задача истинного писателя – создать устойчивые типы и образы, которые формируются из многих наблюдений и повторений явлений и лиц. Это требовало от него долгих наблюдений и глубокого анализа жизни и характеров людей.
3. Какие особенности художественной манеры Гончарова критик Добролюбов закрепил в определении «объективный талант»?
Критик Добролюбов закрепил в определении «объективный талант» три особенности художественной манеры И. А. Гончарова:
1. Отсутствие готовых выводов. Писатель изображает жизнь такой, какой видит её как художник, и не пускается в отвлечённую философию и нравоучения.
2. Создание полного образа предмета. Гончаров не увлекается какой-то одной стороной предмета, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».
3. Спокойное, неторопливое повествование. Оно стремится к максимально возможной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни.
Эти три особенности в совокупности позволяют Добролюбову назвать талант Гончарова «объективным талантом».
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте подробное сообщение о биографии Гончарова, дополните его презентацией.
Сообщение
Биография И.А. Гончарова
Иван Александрович Гончаров – один из самых известных русских литераторов. Его Илью Ильича из известного романа «Обломов» знают во всем мире. Социальное явление, которое писатель показал через судьбу главного героя, вскоре после выхода романа стали именовать обломовщиной: для одних это был символ лени и праздности, для других – жизненная философия, возведенная в высший ранг существования.
Родился Иван Гончаров на Волге, в городе Симбирске, 18 июня 1812 года. Его родители, Александр Иванович и Авдотья Матвеевна Гончаровы, были представителями купеческого сословия. Проживала семья в большом каменном доме в самом центре города, с большим двором и прекрасным садом. Первые семь лет жизни были, наверное, самыми счастливыми в жизни писателя. Вместе со старшим братом Николаем и двумя сестренками им просто некогда было печалиться. Но все изменилось, когда в 1819 году умер отец. Средств у Авдотьи Матвеевны осталось достаточно, а активное участие в воспитании Ивана взял на себя его крестный Николай Николаевич Трегубов.
Учеба мальчика началась в частном пансионе, а потом целых восемь лет он провел в Московском коммерческом училище, где учился вместе со старшим братом. Будущему писателю учеба не очень нравилась, но он успевал по всем предметам. В это время его по-настоящему увлекла литература, а книг он перечитал великое множество. Настоящим открытием для него стал А.С. Пушкин, а «Евгений Онегин», который выходил тогда в свет отдельными главами, стал любимым его произведением. Юный Гончаров восторгался: «Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной…»
Следующей страницей в образовании Ивана Гончарова становится учеба на факультете словесности Московского университета, куда он поступил в 1831 году. Три года обучения укрепили его желание стать писателем. Полученные знания и талантливые люди, которые учились с ним, стали важными причинами этого. Его однокашниками были Иван Тургенев, Михаил Лермонтов, Константин Аксаков. В таком окружение один путь – в писатели.
После окончания вуза Иван Гончаров почувствовал себя свободным человеком, но, прежде чем начать покорять мир, он решил навестить мать и сестер в Симбирске. За годы его отсутствия город так и остался неизменным и провинциальным. Желание покинуть его было остановлено просьбой губернатора, который предложил ему должность секретаря. Работа оказалась скучной и неинтересной, и через 11 месяцев он уезжает в столицу. Новой работой стала должность переводчика в одном из департаментов Министерства финансов. По совместительству он устраивается и в дом художника Майкова учителем словесности к детям художника. Именно в этой семье Гончаров получил пропуск в творческий мир. Здесь, в доме Майковых, собирались представители высшего света и творческих профессий.
На фото мы видим русских писателей (нижний ряд, слева направо): Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский; (верхний ряд, слева направо): Лев Толстой, Дмитрий Григорович.
Насколько знакомство с творческими людьми подтолкнуло Ивана Александровича к писательству, трудно сказать, но в 1840 году появились первые его произведения. Авторство не было указано. Майковы издавали два рукописных альманаха – «Лунные ночи» и «Подснежник». На их страницах и появились «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Дальше состоялась почти судьбоносная встреча с В.Г. Белинским, с которым он часто встречался в Доме литераторов.
Белинский стал первым слушателем романа «Обыкновенная история», от которого пришел в совершенный восторг. В 1847 году «Обломова» печатает журнал «Современник», чуть позже в журнале появился и очерк «Иван Саввич Поджабрин». В конце жизни Гончаров напишет «Заметки о личности Белинского», где с теплотой вспоминает подсказки и советы критика, хотя друзьями они так и не стали. Гончаров не одобрял увлечение Белинского идеями французской революции, а Белинский не понимал взглядов Гончарова.
В 1852 году И.А. Гончаров отправляется в дальнее плавание. Многие его современники были крайне удивлены, что этот простой столичный обыватель, младший столоначальник отправляется в дипломатическую экспедицию на военном корабле. Многие отмечали, что Гончаров из дома выходит только по исключительной надобности, а здесь…
Задуманная экспедиция должна была совершить большую экспедицию в Японию, где планировалось установить торговые отношения с этой закрытой страной. Дорога предстояла долгая, через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Возглавил экспедицию вице-адмирал Путятин.
А Путятину очень хотелось обзавестись не просто секретарем, а талантливым литератором, который будет вести не просто дневник экспедиции, а создаст яркие путевые заметки обо всех событиях на пути следования фрегата «Паллада». Главе экспедиции Евфимию Путятину идею взять Гончарова подкинул Аполлон Майков. Однако и сам Гончаров постарался, чтобы попасть на корабль, правда, позже он от этого оказывался. Биографы писателя объясняли этот поступок следующим образом: он автор одного романа, ему сорок лет, семьи нет, да и работа над новым романом «Обломов» шла очень тяжело, вот он и решил сменить обстановку.
Во время плавания на фрегате он ведет подробные записи, которые в дальнейшем и стали основой произведения «Фрегат «Паллада». Широкий читатель смог познакомиться с книгой путевых очерков в 1858 году. Литературные круги не просто высоко оценили ее, но и посчитали беспрецедентной.
Новым явлением в литературе стал роман «Обломов», вышедший в 1859 году. Писатель посвятил роману 12 лет, включая и время, проведенное на фрегате «Паллада». Книга принесла ему еще больший успех. Это монументальное творение о судьбах и предназначении человека и по прошествии многих десятилетий продолжает волновать читателей. Написано произведение мягким и певучим слогом, его приятно читать даже вслух. Писатель показывает нам «обломовщину» – сладкую трясину, из которой невозможно выбраться. Жизнь главного героя проходит в мечтах и неподвижной неге, которая как болезнь, как наркотическая зависимость. В этом болоте губятся жизни, а нерастраченный потенциал так и остается невостребованным. Обломовщина остается обломовщиной. Но есть в романе и другая сторона, которая находит силы смело идти вперед, несмотря на горе и потери.
Идея следующего романа «Обрыв» родилась еще в Симбирске в 1849 году. И на реализацию замысла ушло 20 лет. В романе передана атмосфера русской глубинки с еще остающимися элементами патриархальной жизни и уже наметившимися ростками нового. «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» стали своеобразной трилогией, показывающей жизнь России середины XIX века. В 1869 году роман «Обрыв» появляется на страницах журнала «Вестник Европы». К сожалению, это было последнее крупное произведение писателя. Иван Александрович еще продолжал работать над очерками, среди которых «По Восточной Сибири» и «Слуги старого века». Некоторые из них были опубликованы только после его смерти.
После романа «Обрыв» Гончаров еще мечтал начать новый роман, но все откладывал. В одном из своих писем П.В. Анненкову он писал: «если старость не помешает». Но вот именно старость и помешала. Больной и одинокий, Гончаров часто находился во власти душевной депрессии. За все годы жизни он так и не женился и не оставил после себя наследников. 24 сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась очень быстро, и в ночь на 27 сентября он умер от воспаления легких. Было ему 79 лет. Похоронили писателя на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а в 1956 году перезахоронили – его прах покоится на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. В опубликованном некрологе говорилось, что Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе.
Десятки улиц и площадей в нашей стране и за рубежом носят имя писателя Гончарова. В 1912 году в Москве на стене Московского коммерческого училища была установлена памятная доска. В родном для писателя городе Симбирске (ныне Ульяновске) бережно хранят память о знаменитом земляке – его имя носят драматический театр и краеведческий музей, есть Дом-памятник, мемориальная беседка, памятники и бюсты в скверах, а в XXI веке появился символический памятник «Диван Обломова».
2. Познакомьтесь с книгой очерков «Фрегат „Паллада"». Подготовьте выразительное чтение нескольких ярких фрагментов из неё. Покажите, как проявляется мастерство автора в описании путевых впечатлений и его отношение к увиденному во время путешествия.
Фрегат «Паллада». Мастерство И. А. Гончарова в описании путевых впечатлений проявляется в создании точного образа, в котором не допускается однотипность. Для этого автор использует различные средства выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения, ряды однородных членов и другие. Например, в описании корабля Гончаров использует ряды однородных членов, сравнения и эпитеты, чтобы представить, как он выглядит и какие чувства испытывает лирический герой, только увидевший его.
Отношение автора к увиденному выражается в том, что он поражает разнообразием вокруг и хочет, чтобы читатель полностью погрузился вместе с ним в это путешествие. Например, передавая день за днём свои наблюдения и впечатления в новой и необычной для него среде, Гончаров не забывает родную страну: яркие картины жизни буржуазного Запада и таинственного Востока не могут заслонить от художника картины родного, сонного царства крепостной России.
Также для передачи своего отношения к увиденному Гончаров использует лексико-стилистические приёмы: широко применяет заимствованные слова, в том числе экзотизмы, которые знакомят читателя с новыми и необычными реалиями. Вероятно, во время путешествия английская лексика давала писателю возможность «воссоздать новизну восприятия», точнее передать нравы и обычаи незнакомых мест. Так, услышав от офицера на корабле, что слово «аврал» означает «свистать всех наверх», пытается найти его английский аналог и приходит к выводу, что в Британии призыв к общей работе на судне звучит как «allhands up».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением