Ответы на вопросы на стр.77 Часть 1 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Проанализируем отрывок из былины «Садко» и найдём в тексте повторы. С какой целью они используются?
В отрывке из былины «Садко» использованы повторы, которые играют важную роль в создании ритмичности и выразительности текста.
Анализ повторов
В данном фрагменте повторяется структура предложения:
– «На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звёзды — и в палатах звёзды.»
Этот параллелизм подчёркивает великолепие построенных Садко палат и создаёт ощущение гармонии между небесным миром и земным.
Цели использования повторов:
1. Создание напевности и ритма
Повторяющиеся строки делают текст легко запоминающимся, что особенно важно для устного народного творчества, каким являются былины. Их исполнение напевное, и повторы помогают сохранить этот ритм.
2. Подчёркивание богатства и великолепия
Сравнивая палаты с небесами, автор показывает, насколько роскошно жил Садко. Это подчёркивает его могущество и богатство, ведь он смог создать обстановку, подобную небесной.
3. Передача ощущения волшебства
Садко не просто построил богатые палаты, а сделал их похожими на сам космос, где присутствуют солнце, месяц и звёзды. Это создаёт сказочную атмосферу, характерную для былин.
4. Усиление образности
Использование параллельных конструкций делает описание более выразительным, усиливая впечатление от увиденного.
Таким образом, повторы в этом отрывке помогают передать красоту, величие и волшебную атмосферу былины, подчёркивая богатство и могущество Садко.
Найдите гиперболы.
Гиперболы (преувеличения) в былине «Добрыня и Змей»:
1. «А середняя-то струйка как огонь сечет!» – преувеличение силы реки, создающее ощущение опасности.
2. «Змеище Горынище о тыех двенадцати о хоботах» – змей представлен устрашающим существом с множеством хоботов.
3. «По весу тот колпак да в целых три пуда» – греческая земля в колпаке Добрыни весит около 50 кг, что маловероятно.
4. «Стоял у Змеи он тут трои сутки, А не мог Добрыня крови переждать» – гипербола, показывающая масштаб разрушения.
Найдите эпитеты.
Постоянные эпитеты (часто встречающиеся в сказках) в былине «Добрыня и Змей»:
1. «Добра молодца» – устойчивый эпитет богатыря.
2. «Матушка сыра земля» – олицетворение природы.
3. «Солнышко Владимир стольно-киевский» – традиционный эпитет князя Владимира.
4. «Пучай-река очень свирепая» – преувеличение опасности реки.
5. «Чисто поле» — открытое пространство, символизирующее место подвигов и сражений.
6. «Богатырско его сердце распотелося» – образ силы и готовности к подвигу.
7. «Добрый конь» — верный и надежный спутник богатыря.
8. «Святая Русь» — образ родной земли, требующей защиты от врагов.
Найдите устаревшие слова и выражения.
Устаревшие слова и выражения в былине «Добрыня и Змей»:
1. «Говаривала», «наказывала» – старинные формы слов.
2. «Езди-ка далече во чисто поле» – архаичное выражение, означающее «езжай далеко в открытое поле».
3. «Приправил своего добра коня» – устаревший вариант «оседлал коня».
4. «Смолвити», «приужахнется» – старинные глаголы (смолвить – сказать, приужахнуться – испугаться).
5. «Заповедь положим» – в значении «договор заключим».
6. «Ложись-ка спать да рано с вечера, Так утро будет очень мудрое» – традиционное выражение, напоминающее пословицу.
7. «Ах ты, эй, Добрынюшка Никитинец!» – обращение с уменьшительно-ласкательной формой имени, характерной для былин.
Рассмотри иллюстрацию на с. 78. Каких героев былины изобразил художник?
На иллюстрации художника И. Я. Билибина изображены герои былины «Добрыня и Змей». Центральное место занимает богатырь Добрыня Никитич, который освободил Забаву Путятичну из плена Змея Горыныча.
На иллюстрации можно увидеть самого Змея, лежащего побежденным, с извивающимся телом и многочисленными головами. Добрыня Никитич, облаченный в богатырские доспехи, стоит рядом с Забавой Путятичной, которая изображена в красивом русском наряде, символизируя спасенную княжескую девушку. Рядом с ними находятся другие пленники, которых богатырь освободил из заточения.
Эта сцена передает кульминационный момент былины, когда Добрыня одерживает победу над злом и восстанавливает справедливость.
Какие события предшествовали встрече Добрыни Никитича с Забавой?
Перед встречей с Забавой Путятичной в былине «Добрыня и Змей» происходят важные события, которые подготавливают этот момент:
1. Материнский наказ
Матушка Добрыни Никитича предостерегает сына, запрещая ему отправляться в чисто поле, топтать змеиные гнезда, купаться в Пучай-реке и спасать плененных русских людей. Однако Добрыня нарушает запреты.
2. Победа над Змеем Горынычем
Во время купания в Пучай-реке на Добрыню нападает Змей Горыныч. Сначала богатырь пытается убежать, но, не имея коня, он вынужден вступить в бой. Добрыня находит тяжелый колпак, наполненный греческой землей, и использует его как оружие. После долгого сражения он отрубает Змею все двенадцать голов.
3. Заповедь со Змеем
Перед смертью Змей Горыныч просит пощады и предлагает заключить соглашение: он больше не будет нападать на Русь, а Добрыня – не будет уничтожать его потомство и вновь воевать с ним. Богатырь соглашается и отпускает Змея.
4. Нарушение заповеди Змеем
Однако Змей Горыныч не сдерживает слова. Пролетая над Киевом, он хватает княжескую племянницу Забаву Путятичну и уносит ее в свою пещеру.
5. Поручение князя Владимира
Узнав о похищении, князь Владимир созывает богатырей и ищет того, кто сможет спасти Забаву. Алеша Попович предлагает поручить это дело Добрыне Никитичу, ведь он уже встречался со Змеем и имел с ним договор.
6. Приказ князя и готовность к походу
Владимир поручает Добрыне отправиться в путь. Добрыня неохотно принимает задание, но его мать дает ему ценные советы и волшебную плетку, способную укротить коня, если змеиные детеныши попытаются его остановить.
Только после всех этих событий Добрыня отправляется в логово Змея, где встречает Забаву Путятичну и других пленников.
Найди в былине отрывок, который подходит к иллюстрации.
Отрывок из былины «Добрыня и Змей», который соответствует иллюстрации, можно найти в моменте, когда Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятичну из плена у Змея Горыныча. Этот эпизод описывает встречу героя с княжеской племянницей после победы над чудовищем:
«Тогда Добрыня во нору пошел,
Во тыи в норы да во глубокие,
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы — той и сметы нет.
Тогда Добрынюшка Никитинец
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
— Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Потятична,
Для тебя я эдак теперь странствовал —
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву
А й ко ласковому князю ко Владимиру.
И повез молоду Забаву дочь Потятичну.»
Этот фрагмент соответствует моменту, изображенному на иллюстрации художника И. Я. Билибина: Добрыня Никитич стоит рядом с Забавой Путятичней, освобождая ее, а перед ним лежит побежденный Змей Горыныч.
Какие работы художника-иллюстратора И. Я. Билибина тебе уже известны?
Мне уже известны многие работы художника-иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Он рисовал красивые и детализированные иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. У него особенный стиль: в его рисунках есть яркие краски, богатые узоры на одежде, красивые пейзажи и орнаменты, которые делают иллюстрации похожими на старинные рукописные книги.
Мне особенно запомнились его иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол», «Иван-царевич и Серый волк» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
Кроме того, он создавал иллюстрации к былинам, например, к «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Мне очень нравится, как Билибин изображал богатырей, князей, волшебных существ и русские пейзажи. В его работах чувствуется дух старины, сказочность и особая атмосфера русского фольклора. Они будто оживляют старинные предания и переносят нас в мир чудес и приключений!
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением