Ответы на вопросы на стр.77 Часть 1 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение Проанализируем отрывок из былины «Садко» и найдём в тексте повторы. С какой целью они используются?В отрывке из былины «Садко» использованы повторы, которые играют...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Проанализируем отрывок из былины «Садко» и найдём в тексте повторы. С какой целью они используются?
В отрывке из былины «Садко» использованы повторы, которые играют важную роль в создании ритмичности и выразительности текста.
Анализ повторов
В данном фрагменте повторяется структура предложения:
– «На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звёзды — и в палатах звёзды.»
Этот параллелизм подчёркивает великолепие построенных Садко палат и создаёт ощущение гармонии между небесным миром и земным.
Цели использования повторов:
1. Создание напевности и ритма
Повторяющиеся строки делают текст легко запоминающимся, что особенно важно для устного народного творчества, каким являются былины. Их исполнение напевное, и повторы помогают сохранить этот ритм.
2. Подчёркивание богатства и великолепия
Сравнивая палаты с небесами, автор показывает, насколько роскошно жил Садко. Это подчёркивает его могущество и богатство, ведь он смог создать обстановку, подобную небесной.
3. Передача ощущения волшебства
Садко не просто построил богатые палаты, а сделал их похожими на сам космос, где присутствуют солнце, месяц и звёзды. Это создаёт сказочную атмосферу, характерную для былин.
4. Усиление образности
Использование параллельных конструкций делает описание более выразительным, усиливая впечатление от увиденного.
Таким образом, повторы в этом отрывке помогают передать красоту, величие и волшебную атмосферу былины, подчёркивая богатство и могущество Садко.
Найдите гиперболы.
Гиперболы (преувеличения) в былине «Добрыня и Змей»:
1. «А середняя-то струйка как огонь сечет!» – преувеличение силы реки, создающее ощущение опасности.
2. «Змеище Горынище о тыех двенадцати о хоботах» – змей представлен устрашающим существом с множеством хоботов.
3. «По весу тот колпак да в целых три пуда» – греческая земля в колпаке Добрыни весит около 50 кг, что маловероятно.
4. «Стоял у Змеи он тут трои сутки, А не мог Добрыня крови переждать» – гипербола, показывающая масштаб разрушения.
Найдите эпитеты.
Постоянные эпитеты (часто встречающиеся в сказках) в былине «Добрыня и Змей»:
1. «Добра молодца» – устойчивый эпитет богатыря.
2. «Матушка сыра земля» – олицетворение природы.
3. «Солнышко Владимир стольно-киевский» – традиционный эпитет князя Владимира.
4. «Пучай-река очень свирепая» – преувеличение опасности реки.
5. «Чисто поле» — открытое пространство, символизирующее место подвигов и сражений.
6. «Богатырско его сердце распотелося» – образ силы и готовности к подвигу.
7. «Добрый конь» — верный и надежный спутник богатыря.
8. «Святая Русь» — образ родной земли, требующей защиты от врагов.
Найдите устаревшие слова и выражения.
Устаревшие слова и выражения в былине «Добрыня и Змей»:
1. «Говаривала», «наказывала» – старинные формы слов.
2. «Езди-ка далече во чисто поле» – архаичное выражение, означающее «езжай далеко в открытое поле».
3. «Приправил своего добра коня» – устаревший вариант «оседлал коня».
4. «Смолвити», «приужахнется» – старинные глаголы (смолвить – сказать, приужахнуться – испугаться).
5. «Заповедь положим» – в значении «договор заключим».
6. «Ложись-ка спать да рано с вечера, Так утро будет очень мудрое» – традиционное выражение, напоминающее пословицу.
7. «Ах ты, эй, Добрынюшка Никитинец!» – обращение с уменьшительно-ласкательной формой имени, характерной для былин.
Рассмотри иллюстрацию на с. 78. Каких героев былины изобразил художник?
На иллюстрации художника И. Я. Билибина изображены герои былины «Добрыня и Змей». Центральное место занимает богатырь Добрыня Никитич, который освободил Забаву Путятичну из плена Змея Горыныча.
На иллюстрации можно увидеть самого Змея, лежащего побежденным, с извивающимся телом и многочисленными головами. Добрыня Никитич, облаченный в богатырские доспехи, стоит рядом с Забавой Путятичной, которая изображена в красивом русском наряде, символизируя спасенную княжескую девушку. Рядом с ними находятся другие пленники, которых богатырь освободил из заточения.
Эта сцена передает кульминационный момент былины, когда Добрыня одерживает победу над злом и восстанавливает справедливость.
Какие события предшествовали встрече Добрыни Никитича с Забавой?
Перед встречей с Забавой Путятичной в былине «Добрыня и Змей» происходят важные события, которые подготавливают этот момент:
1. Материнский наказ
Матушка Добрыни Никитича предостерегает сына, запрещая ему отправляться в чисто поле, топтать змеиные гнезда, купаться в Пучай-реке и спасать плененных русских людей. Однако Добрыня нарушает запреты.
2. Победа над Змеем Горынычем
Во время купания в Пучай-реке на Добрыню нападает Змей Горыныч. Сначала богатырь пытается убежать, но, не имея коня, он вынужден вступить в бой. Добрыня находит тяжелый колпак, наполненный греческой землей, и использует его как оружие. После долгого сражения он отрубает Змею все двенадцать голов.
3. Заповедь со Змеем
Перед смертью Змей Горыныч просит пощады и предлагает заключить соглашение: он больше не будет нападать на Русь, а Добрыня – не будет уничтожать его потомство и вновь воевать с ним. Богатырь соглашается и отпускает Змея.
4. Нарушение заповеди Змеем
Однако Змей Горыныч не сдерживает слова. Пролетая над Киевом, он хватает княжескую племянницу Забаву Путятичну и уносит ее в свою пещеру.
5. Поручение князя Владимира
Узнав о похищении, князь Владимир созывает богатырей и ищет того, кто сможет спасти Забаву. Алеша Попович предлагает поручить это дело Добрыне Никитичу, ведь он уже встречался со Змеем и имел с ним договор.
6. Приказ князя и готовность к походу
Владимир поручает Добрыне отправиться в путь. Добрыня неохотно принимает задание, но его мать дает ему ценные советы и волшебную плетку, способную укротить коня, если змеиные детеныши попытаются его остановить.
Только после всех этих событий Добрыня отправляется в логово Змея, где встречает Забаву Путятичну и других пленников.
Найди в былине отрывок, который подходит к иллюстрации.
Отрывок из былины «Добрыня и Змей», который соответствует иллюстрации, можно найти в моменте, когда Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятичну из плена у Змея Горыныча. Этот эпизод описывает встречу героя с княжеской племянницей после победы над чудовищем:
«Тогда Добрыня во нору пошел,
Во тыи в норы да во глубокие,
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы — той и сметы нет.
Тогда Добрынюшка Никитинец
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
— Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Потятична,
Для тебя я эдак теперь странствовал —
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву
А й ко ласковому князю ко Владимиру.
И повез молоду Забаву дочь Потятичну.»
Этот фрагмент соответствует моменту, изображенному на иллюстрации художника И. Я. Билибина: Добрыня Никитич стоит рядом с Забавой Путятичней, освобождая ее, а перед ним лежит побежденный Змей Горыныч.
Какие работы художника-иллюстратора И. Я. Билибина тебе уже известны?
Мне уже известны многие работы художника-иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Он рисовал красивые и детализированные иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. У него особенный стиль: в его рисунках есть яркие краски, богатые узоры на одежде, красивые пейзажи и орнаменты, которые делают иллюстрации похожими на старинные рукописные книги.
Мне особенно запомнились его иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол», «Иван-царевич и Серый волк» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
Кроме того, он создавал иллюстрации к былинам, например, к «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Мне очень нравится, как Билибин изображал богатырей, князей, волшебных существ и русские пейзажи. В его работах чувствуется дух старины, сказочность и особая атмосфера русского фольклора. Они будто оживляют старинные предания и переносят нас в мир чудес и приключений!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением