Упр.8 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 8 Проведите лингвистическое исследование на тему «СМИсегодня отражают или формируют языковой вкус?». Для этого проанализируйте язык научно-популярных журналов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
8 Проведите лингвистическое исследование на тему «СМИ
сегодня отражают или формируют языковой вкус?». Для этого проанализируйте язык научно-популярных журналов (центральных или местных), распределив задания по группам, которые будут освещать явления, характерные для современного состояния языка, в области:
словообразования:
лексики:
морфологии:
синтаксиса;
использования выразительных средств языка (эпитетов, метафор, метонимий и др.);
ошибочных написаний, употреблений слов.
Лингвистическое исследование
СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус?
Цель исследования: выяснить, современные СМИ отражают или формируют языковой вкус на основе анализа научно-популярных журналов.
Мы проанализировали различные явления, характерные для современного состояния языка, в словообразовании, лексике, морфологии, синтаксисе, использовании выразительных средств языка, ошибочные написания и употребления слов.
Процессы, активно происходящие в современном обществе, ярко отражаются и закрепляются в языке. Полемика по поводу сохранения и классификации языковых норм, на мой взгляд, обострилась в связи со стремительным развитием средств массовой коммуникации и новых информационных технологий. Язык медиатекста является мощным средством пропаганды и манипуляции общественным сознанием. СМИ формирует языковые нормы, распространяет речевые стили, вырабатывает у потребителей языковые вкусы.
Что присуще сегодняшним медиатекстам? В журналах наблюдается речевая агрессия журналистов, которая проявляется по-разному: жаргонизация, упрощение языка СМИ до бытового уровня (нередко это делается с целью показаться читателю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.
Следующая особенность медиатекстов – образование новых фразеологизмов. Примерами некодифицированной фразеологии могут служить такие устойчивые сочетания, как «спустить все на тормоза», «включить счетчик», «сесть на иглу», «зашибать (срубать) бабки», «оборотни в погонах», «однорукий бандит» и др.
Под влиянием социально-политических факторов изменилось морфологическое значение числа у ряда слов социально-политического обихода, с соответствующим изменением предметного содержания. Слова типа «партия», «банк», «бюджет», «правительство», практически не употреблявшиеся ранее во множественном числе, ныне перешли к обычному числовому распределению.
На уровне грамматики наблюдается тенденция к ослаблению падежных функций, что с точки зрения культуры речи – нарушение нормы русского литературного языка. Например, стали нередки случаи неправильного выбора падежа: «подтвердил о своем намерении», «стратегия об уничтожении».
Обновление языка состоит не только в появлении новых слов, но и в развитии новых значений слов. Например, в прессе значение таких слов как аналитик – это не только тот, кто «анализирует, занимается анализом и склонен к нему», но и «комментатор, обозреватель при властвующих структурах».
В СМИ мы часто встречаем сленговые, уголовные слова, что подрывает стилевую и эмоционально-стилистическую систему русского языка. А так как устоявшаяся стилистическая система языка служит не только целям эстетики, но и является наиболее точной передачей информации, то разрушение стилистической системы невольно способствует понижению информативности общения.
СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Периодические издания и сейчас являются одним из важнейших способов передачи информации. Перелистывая периодические издания, читатель часто знакомится с заголовками, поэтому именно содержащие их фразы графически выделены и читающий замечает их раньше других речевых оборотов. Существует множество средств речевой выразительности, с помощью которых журналист пытается привлечь внимание читателя, расставляя логические акценты и экспериментируя с языком.
Использование стилистических фигур и тропов отвечает двум основным тенденциям языка журналистики: стремлению к стандартизации и к экспрессивности. Основная выразительная нагрузка падает в журнале на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Наиболее часто используемые выразительные средства языка постепенно превращаются в штампы, которые постепенно стандартизируют речь СМИ.
В области синтаксиса мы обнаружили, что в текстах журналов активно применяются сложные и информативные конструкции, чтобы более точно и полно описать научные концепции и исследования.
Обнаружено было небольшое количество опечаток, но, скорее всего, они являются случайными ошибками.
Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением