Ответы на вопросы на стр.86 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияРоман, эпопея, исторический роман, историческая драма, автобиографическая повесть, социальный научно-фантастическим роман, документальные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Роман, эпопея, исторический роман, историческая драма, автобиографическая повесть, социальный научно-фантастическим роман, документальные свидетельства, архивные источники, принципы изображения, национально-исторический колорит, язык и стиль.
1.
Роман — это эпический литературный жанр, основой которого является сложное и разветвлённое повествование о жизни героев в контексте важных социальных, исторических или личных событий. Для романа характерна многоаспектность, широкий охват действительности, развитие нескольких сюжетных линий и детальное раскрытие характеров персонажей. Жанр романа отличается своей универсальностью, он может охватывать разнообразные темы: любовь, дружбу, исторические события, социальные конфликты, внутренние поиски личности.
Примеры: «Война и мир» Льва Толстого, «Анна Каренина», «Грозовой перевал» Эмили Бронте.
2.
Эпопея — это масштабное повествовательное произведение, охватывающее важнейшие события в истории народа или человечества. Основное внимание уделяется не только героям, но и их роли в глобальных исторических процессах. Эпопеи обычно изображают судьбы целых народов, эпох или великих героев в контексте их взаимодействия с окружающим миром. Эпопея объединяет историческую точность, философскую глубину и художественную выразительность.
Примеры: древнегреческие эпосы, такие как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, русская литературная эпопея «Война и мир» Льва Толстого.
3.
Исторический роман — это разновидность романа, в котором действие происходит на фоне исторически значимых событий. Основной задачей автора является воссоздание атмосферы прошлого, тщательная передача исторических деталей и реалий. Главные герои могут быть как вымышленными, так и реальными историческими личностями. Исторические романы позволяют читателю погрузиться в определённую эпоху, понять её особенности и культурный контекст.
Примеры: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Пётр Первый» Алексея Толстого.
4.
Историческая драма — это театральный или литературный жанр, основанный на изображении событий прошлого, имеющих общественно-значимое значение. Такие произведения не только показывают определённые моменты истории, но и акцентируют внимание на моральных, философских и социальных проблемах той эпохи. В отличие от исторического романа, историческая драма предполагает концентрацию на диалогах и конфликтах между персонажами.
Примеры: пьесы Уильяма Шекспира, такие как «Генрих V», «Ричард III», а также драмы Фридриха Шиллера.
5.
Автобиографическая повесть — это литературный жанр, в котором автор описывает события своей жизни или жизнь, близкую к собственной, наделяя повествование чертами художественности. В таких произведениях личный опыт автора сочетается с общечеловеческими темами, которые делают их доступными для широкого круга читателей. Часто автобиографическая повесть акцентируется на формировании личности героя в условиях социального, исторического или культурного контекста.
Примеры: «Детство» Льва Толстого, «В людях» Максима Горького.
6.
Социальный научно-фантастический роман — это литературный жанр, в котором фантастический сюжет служит основой для анализа социальных, этических и философских проблем. Авторы таких произведений используют футуристические или альтернативные миры, чтобы исследовать последствия научного прогресса, социальных реформ или моральных дилемм. Этот жанр позволяет поднимать вопросы, связанные с развитием человечества, взаимодействием человека и технологий, будущим планеты.
Примеры: «1984» Джорджа Оруэлла, «Мы» Евгения Замятина, «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.
7.
Документальные свидетельства — это тексты, которые фиксируют исторические события или реальную жизнь с документальной точностью. Это могут быть дневники, письма, отчёты, мемуары и хроники. Такие источники позволяют глубже понять эпоху, её дух, социальные и культурные процессы. В литературе документальные свидетельства часто используются как основа для художественного текста, чтобы придать ему достоверность и историческую ценность.
Примеры: «Дневник Анны Франк», «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
8.
Архивные источники — это документы, хранящиеся в архивах и представляющие ценность для изучения прошлого. Они включают в себя исторические записи, переписку, правовые документы, фотографии и другие материалы, которые помогают восстановить картину прошлых событий. В литературе архивные источники часто служат основой для создания произведений, связанных с исторической тематикой.
Пример использования: роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», основанный на исторических документах.
9.
Принципы изображения — это совокупность художественных приёмов, подходов и методов, которые автор использует для создания картины мира в своём произведении. Эти принципы включают выбор стиля, языка, композиции, характеров и конфликтов. В зависимости от направления, авторы используют разные подходы к изображению: реалистическое, романтическое, символическое или аллегорическое.
Пример: реализм в творчестве И. С. Тургенева и символизм в произведениях А. Блока.
10.
Национально-исторический колорит — это художественное отражение особенностей национальной культуры, традиций, быта и истории в литературе. Он позволяет показать уникальность конкретного народа или эпохи через описание языка, обычаев, одежды, природы и социальных взаимодействий. Национально-исторический колорит помогает читателю глубже понять особенности той или иной культуры.
Примеры: эпос «Калевала» (Финляндия), романы Гоголя с украинскими мотивами («Вечера на хуторе близ Диканьки»).
11.
Язык и стиль — это средства и приёмы, которые использует автор для выражения своих идей. Язык включает выбор слов, использование тропов, построение предложений, а стиль определяет общий тон и манеру повествования. Литературный стиль может быть официальным, эмоциональным, художественным или лаконичным в зависимости от цели произведения. Стили формируются в зависимости от эпохи, направления и личных предпочтений автора.
Примеры: выразительный стиль Льва Толстого, философская насыщенность языка Достоевского, лаконизм прозы Хемингуэя.
Вопросы и задания
1. Писатель Ю. Олеша заметил, что в исторических произведениях А. Толстого он находит «магическую подлинность». Что, на ваш взгляд, он имел в виду? С помощью каких художественных средств А. Толстой достигает такою художественного впечатления?
Юрий Олеша имел в виду, что картины исторических событий в произведениях Алексея Толстого описаны настолько реалистично, правдиво и ярко, что кажется, что автор сам был их участником.
Для достижения такого художественного впечатления А. Толстой использует различные художественные средства, например:
• Архаическую лексику. Например, для романа «Пётр Первый» писатель заимствовал её из сохранившихся записей допросов петровской эпохи: «студёно», «давеча», «ратные люди» и так далее.
• Масштабные панорамные картины, усиленные тропами. Например, описание Петербурга в начале романа «Хождение по мукам». Олицетворения, эпитеты, метафоры, перифразы-отсылки к классическим текстам русской литературы делают восприятие далёкой эпохи эмоционально насыщенным.
• Приём контраста. Например, в романе «Пётр Первый» писатель сопоставляет и противопоставляет Петра князю Василию Голицыну, а позднее – шведскому королю Карлу XII и польскому курфюрсту Августу. Это не только придаёт выпуклость и яркость образу главного героя, но и резко оттеняет его достоинства, подготовленность к деятельности великого реформатора России.
2. М. Горький заметил: «В литературе мальчики умны и много рассуждают. А вот у Алексея Николаевича... мальчик совсем ни о чем не думает, он просто живет, и какой это настоящий человек!» Сопоставьте «Детство Пикты» А. II. Толстого с «Детством» Л. II. Толстого и М. Горького. Можете ли вы согласиться с мнением М. Горького? Обоснуйте свою точку зрения.
Да, можно согласиться с мнением Максима Горького о повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».
Автор ограничивает место для рассуждений героя и показывает больше действия. Сюжет организован не вокруг впечатлений, а вокруг желаний и действий главного героя Никиты. Он успешно избегает скучного урока, пользуется свободой, предоставленной ему случаем (рождественскими каникулами, невниманием взрослых).
Таким образом, Горький подчёркивает, что герой повести А.Н. Толстого – новый персонаж литературы о детях, увлекательный, в насыщенной жизни которого можно увидеть самостоятельную ценность детства, а не только этап в становлении полноценным человеком.
Для сравнения: в «Детстве» Льва Толстого ребёнок вовлекается в события внешними силами: родителями и другими родственниками, гувернёром, его задача – впитывать хорошее и отвергать дурное.
В то же время в «Детстве» М. Горького большое внимание уделяется отношениям в семье рассказчика, но сам он, будучи ребёнком, не играет в этих отношениях значительной роли.
Таким образом, герои разных произведений отличаются по характеру и способу повествования.
3. По мысли II. Оренбурга, А. Толстой «остался поэтом в прозе». Подтвердите или опровергните это заключение, опираясь на конкретные примеры.
Заключение И. Эренбурга о том, что А. Толстой «остался поэтом в прозе», можно подтвердить на конкретном примере из романа «Хождение по мукам». В первой части произведения писатель описывает Петербург, включая в это описание эпизоды поэмы «Медный всадник» и повести «Шинель». Он даёт их таким образом, будто бы описанные в этих произведениях фантастические события на самом деле часть городского фольклора.
Ещё один пример, подтверждающий поэтичность и лиричность прозы Алексея Толстого, – повесть «Детство Никиты». Взаимосвязь жизни десятилетнего ребёнка с жизнью природы создаёт своеобразный лирический колорит повествования. Например, в душе мальчика почти постоянно ждёт счастье – чудесное, фантастическое.
Таким образом, эти примеры демонстрируют, как в прозе Толстого сочетаются элементы поэзии и прозы, что и позволило И. Эренбургу назвать его «поэтом в прозе».
4. Посмотрите кинофильм по роману А. Толстого «Хождение но мукам» (1977, реж. В. Ордынский). Помогает ли фильм глубже понять роман и его своеобразие?
Да, фильм «Хождение по мукам» (1977, реж. В. Ордынский) помогает глубже понять роман Алексея Толстого и его своеобразие.
Картина точно и бережно передаёт не только содержание первоисточника, но и его настроение, атмосферу, язык. Историческая канва событий, ощущение их места и времени переданы настолько тонко, что органично вбирают в себя действие, а не служат ему фоном.
Кроме того, сериал опирается на текст, в нём раскрывается рельеф истории, чего нет в современных исторических телесериалах. Возможно, за счёт этого после просмотра сериала сам роман воспринимается несколько иначе и становится более понятным.
Таким образом, фильм позволяет оценить своеобразие произведения через восприятие его на экране и даёт возможность оценить историческую эпоху и события через призму кинокартины.
5. Посмотрите фильм «Пётр Первый» (19.37 1938, реж. В. Петров). В его основу положена одноимённая пьеса А. Толстого. Есть ли связь между деятельностью А. Толстого как киносценариста и даром словесной живописи, присущим ему как писателю? Так ли вы представляли себе героев во время чтения?
Да, существует связь между деятельностью Алексея Толстого как киносценариста и даром словесной живописи, присущим ему как писателю. Мастерство писателя в передаче деталей одежды, быта и интерьера, которое проявляется в его произведениях, проявилось и в работе над сценарием к фильму «Пётр Первый». Толстой работал над сценарием с тем же упорством и щепетильностью, как и над самим романом, над которым не прекращал работу до самой смерти. Например, в сценарии Толстой тщательно выписал подробности одежды и бытового окружения, которые не только передают колорит эпохи и вещественность окружающего мира, но и служат задаче тонкой психологической характеристики героев.
Таким образом, деятельность Толстого как киносценариста и его мастерство как писателя взаимосвязаны.
В отличие от романа А. Толстого, в филье «Пётр Первый» (1937 – 1938, реж. В. Петров) на первый план выходит военная тема. Пётр-воин – одна из главных характеристик царя-реформатора в этой картине. Сколько искренности, сколько гордости за свой народ звучит в голосе Петра: «Вы, имея любовь к отечеству, не щадили живота своего и на тысячи смертей устремлялись безбоязненно! Воины России, храбрые дела ваши никогда не забудут потомки!». И дух захватывало у внимающих Петру зрителей тех лет ь, многим из которых, суждено было скоро стать воинами великой, народной, священной Отечественной войны.
6. Первая книга романа о Петре I заканчивается выдержками из дневника «одного из секретарей цезаре кого посольства» — о страшных днях подавления стрелецкого мятежа. Какую роль выполняют эти «документальные» свидетельства в историческом романе?
Первая книга романа о Петре I заканчивается выдержками из дневника «одного из секретарей цезарского посольства» – о страшных днях подавления стрелецкого мятежа. Эти «документальные» свидетельства в историческом романе подчёркивают достоверность того, что описано в произведении.
Читатели как бы из первых уст узнают о происходящем, будто бы сам очевидец рассказывает секретную информацию, которую знает только он.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением