Ответы на вопросы на стр.87-88 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)
















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинении
• Пушкинская традиция в романе Л. Толстого «Пётр Первый».
Осуществляя анализ романа, необходимо обратить внимание на следование писателя пушкинской традиции в показе исторической эпохи и личности Петра. Опираясь на концепцию, предложенную поэтом в «Полтаве», «Стансах», «Медном всаднике», «Арапе Петра Великого», Л. Толстой сохраняет разность в масштабах изображения, соединяя эпохальность с подробностями быта, взгляд на царя как на государственного деятеля с подходом к нему как к человеку, предстающему перед читателем, согласно пушкинскому завету, «современно», «домашним образом».
Пушкинская традиция в романе А. Толстого «Пётр Первый»
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников,
композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин,
Некрасов, Л. Толстой, Блок и другие.
Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить свой труд ему не удалось. Верное понимание истории, свойственное поэту, помогло ему увидеть в великом преобразователе, чей образ он запечатлел в своих поэмах и стихах, глубокие противоречия. Уже в поэме «Медный всадник» поэт показал другую сторону прогрессивной деятельности Петра. Но у Пушкина это дано намеком, а в романе Алексея Толстого, который следовал пушкинской традиции в изображении Петра, развернуто, как справедливо замечает Д.Д. Благой, на «реальном историческом материале. Роман дает нам нагляднейшее представление о тех двух сторонах деятельности Петра, о которых догадывался Пушкин в своих не предназначенных для печати записях о царе».
А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа «Петр I» он написал рассказы «Наваждение» и «День Петра», очерк «Первые террористы», рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые «наброски» будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России – цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным деятелем, подчеркнув в нем одаренность руководителя, упорство, стойкость характера. На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду – он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России. И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы захватывают буквально все сферы жизни России конца XVII – начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику.
Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции. И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывая об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра – это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева – выдающегося русского военачальника. Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам. В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий. На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможным только потому, что Петр считал «знатность по годности».
В своем романе Толстой также правдиво изобразил картины нищеты и забитости жизни простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа – одна из главных в романе «Петр I». Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольничье движение. Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы «жить по воле, а не по указу государеву». Вместе с тем, на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное – Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи. Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» во многом следовал пушкинской традиции, изображая петровскую эпоху и описывая личность царя. Произведение отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя – Петра I. Противоречивая и динамичная эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет нам говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе.
Писатель проявляет мастерство исторического романиста, представляя читателю прошлое. Следуя пушкинской традиции, А.Н. Толстой наполняет эпоху подробностями быта. При этом исторические детали предстают перед читателем не как застывшие во времени предметы, а вовлечены в движение времени, характеризуют эпоху и личность. Например, описывая Голицына, автор создаёт атмосферу спокойствия и тишины, работы ума, далёкой от реальных действий. Перед читателем предстают «книги в пергаменте», «архитектурные чертежи», стены, обитые «золочёной кожей». Петра Первого, наоборот, всегда окружает атмосфера деятельности. Также, следуя пушкинской традиции, А.Н. Толстой раскрывает внешнюю и внутреннюю политику страны, детально останавливается на жизни разных слоёв населения.
Алексей Толстой в своем романе «Петр I» создает масштабный и противоречивый образ первого российского императора. Это не просто исторический портрет, а глубокое психологическое исследование личности, оказавшей колоссальное влияние на ход российской истории. Писатель показывает Петра не как бездушного реформатора, а как сложного, противоречивого человека, обладающего исключительной волей, жестокостью и гениальностью.
• Интеллигенция и революция в трилогии Л. Толстого «Хождение по мукам».
Прослеживая вслед за автором судьбы русской интеллигенции, для которой мучительный путь самопознания не всегда заканчивался обретением своего места в революционной действительности, следует показать драматизм этого процесса («хождение по мукам») на примере семьи Булавиных, Рощина, либералов Смоковникова и Арнольдова, декадентствующей интеллигенции, учитывая при этом историко-литературный контекст — произведения Л. Блока, Б. Пастернака, И. Бунина и др.
Интеллигенция и революция в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам»
Трилогия «Хождение по мукам» – это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии – роман «Сестры» – он писал в 1919 – 1921 годах, II часть – «Восемнадцатый год» – в 1927 – 1928 годах, и III – «Хмурое утро» – в 1939 – 1941 годах.
В «Хождении по мукам» встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи?
В I части романа – в «Сестрах» – предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная «духом разрушения». В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник верно передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе «Сестры» образы интеллигентов-либералов – адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты «Слово народу». А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов – их мизерное двоедушие, карьеристские устремления.
В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций. Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дашу своими стихами, пропитанными ядом философии «расточения». В душе Даши спорят два начала, два увлечения – «бессоновское» и «телегинское». В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного.
С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью нравственная чистота – все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность – залог верного выбора пути – на стороне революции.
Но в романе эти два мира – мир сестер и исторической жизни – пока существуют порознь. Главные герои романа «Сестры» – натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. «Идея России» и идея революции в «Сестрах» еще не соединены.
Во II части трилогии – «Восемнадцатый год» – сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Основной пафос «Восемнадцатого года» – пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года – «урагана», разбушевавшейся крестьянской стихии.
Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой. Заканчивается «Восемнадцатый год» картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина.
Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе «Восемнадцатый год» – Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов.
А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами – Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы.
Просветленность преобразующего себя мира и человека – основной мотив последней книги трилогии «Хмурое утро». В образах «Хмурого утра» брезжит не только «утро» военных побед, но и утро «Молодой России», начавшей строить. Финал романа – картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны.
В образах героев войны в «Хмуром утре» А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным. Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший «главное» в революции – ее «науку, разум, дисциплину». Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом.
Ивана Гору в романе «Хмурое утро» мы видим впервые глазами Даши. Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной.
Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем.На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои «Хождения по мукам» стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени.
В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ.
• Образ России в романе Л. Толстого «Пётр Первый».
Необходимо проанализировать содержательное и стилевое своеобразие изображения России в этом произведении; проследить изменения в описании Русской земли, связанные с переменами, произошедшими в петровское время; обратить внимание на сочетание широких обобщений и детализации в создании собирательного образа государства.
Образ России в романе А. Толстого «Пётр Первый»
Образ России в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый» изображён в эпоху кардинальных реформ, получивших название «петровских преобразований».
Уже на первых страницах романа возникает образ России. Чувством национальной гордости проникнуты слова автора о полноводных реках, о мощи беспредельных лесов, о «черной, родящей» земле, об уральской руде, лучше которой «быть невозможно и во всем мире не бывало». И вместе с тем писатель с болью отмечает, что все природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.
Экспозицию романа представляет собой широкую картину жизни всех сословий допетровской Руси. В высказываниях крестьян Ивана Бровкина и Цыгана, дворян Волкова и Тыртова, рассуждениях купечества (глава I, подглавки 2, 3, 10), наконец, в очень важном авторском отступлении, с которого начинается вторая глава романа, писатель подчеркивает мысль об исторической необходимости коренных преобразований в жизни страны. Чувства и мысли людей всех сословий выражены в одной фразе; в ней и боль, и досада, и нетерпение: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?»
Показав необходимость изменений в жизни страны, Толстой обращается далее к вопросу, который был подсказан самой историей: кто же может стать преобразователем страны? Толстой дает понять, что именно Петр, а не Иван и не Софья или Голицын смог уловить потребности времени и стать тем деятелем, в котором нуждалась Россия.
Глубокая правдивость исторического романа «Петр Первый» в том, что А.Н. Толстой, опираясь на марксистско-ленинское учение о законах развития общества, сумел показать народ движущей силой исторических событий. Не только жизнь и деятельность Петра, но и судьба народа, его тяжелая жизнь, великий созидательный труд и героическая борьба – в центре внимания писателя. Толстому удалось создать живую душу человеческого коллектива, показать народ участником всех важнейших исторических событий.
Острые классовые противоречия, которые проявляются между закабаленным крестьянством и помещиками, между народом в целом и правительством, м ощущаем уже с первых глав. Толстой рисует крепостническая действительность в конце XVII – начале XVIII века, далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо рабства. Одни выражали свой протест бегством на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе, ждали начала «гили», т. е. восстания. Не случайно так часто на страницах романа встречается имя Степана Разина – и в разговорах и думах крестьян, и в авторской речи. В массовых сценах (например, в сцене казни Кульмана, а также в кабаке на Варварке) проявляется недовольство народа жизнью, ненависть его к боярству, свободолюбие, народная точка зрения на события, происходящие в стране.
Народ в каждой из сцен изображен в движении, в смене противоположных настроений. Одним из приемов создания образа народа в массовых сценах является «многоголосный диалог», «оркестр голосов», мастерство Толстого-художника проявляется в умении за одной-двумя репликами безымянных героев дать почувствовать читателю живого человека с его мыслями, его судьбой. Чтобы сцена была динамична, выразительна, Толстой почти всегда использует прием контраста, толпа не дается как монолитная масса, в ней писатель всегда выделяет несколько фигур, которые дает более выпукло. В каждой из сцен Толстой намечает и определенный центр, к которому приковывается внимание присутствующих. Таковы основные приемы построения массовых сцен в романе Толстого.
Обратим внимание и на отдельных выразителей народного протеста, изображенных в романе. Это Овдоким, пытанный, мученный много, но не утративший веры в возвращение разинского времени, это Федька Умойся Грязью, костяной от злобы.
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. «Я понимаю эпоху в движении, а не как неподвижный отрывок времени», – писал А.Н. Толстой. Петровская эпоха показана в ее противоречиях и закономерном развитии, в борьбе нового, передового, со старым, отживающим
Вторая книга, рассказывающая о том, как «сдвинулась с места» Русь, начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Эту книгу сам автор считал «более монументальной, более психологичной».
Нововведения Петра разворотили привычное житье, сломали веками установленные порядки. «Старое забилось по углам», но оно продолжало существовать. Князь Буйносов – представитель того консервативного боярства, которое хотя и вынуждено было примириться с петровскими нововведениями, но продолжало относиться к ним враждебно и мечтало старине.
Прогрессивный характер петровских преобразований подчёркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей, идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьёв.
Во второй книге с ещё большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
В третьей части романа А. Толстого «Пётр Первый» показывает молодую страну, победившую в тяжёлой борьбе. В этой части Москва предстаёт обновлённой: новое ворвалось в жизнь, изменило её привычное течение. Нет больше челяди у боярских дворов, «ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы». Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу – Петербург.
Третья книга романа посвящена борьбе за города Юрьев и Нарву, повествует также о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития страны, проблема формирования новой интеллигенции.
Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт – рост противоречий между императорской властью и народом.
В романе находят своё место все социальные слои, все человеческие типы эпохи. Рядом с фигурой молодого царя растёт и крепнет целая галерея талантливых людей. Все они, независимо от социального происхождения, представляют своеобразие, национальный характер совершаемых перемен. Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряжённой работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее своей страны и желает ей державного могущества и экономического процветания.
• За что я люблю произведения Л. Толстого для детей.
Сосредоточьте внимание на личных впечатлениях от прочитанных в детском возрасте произведений писателя: выделите те, что понравились и запомнились: сделайте краткий обзор произведений Л. Толстого для детей, включив в него «Сорочьи сказки», «Русалочьи сказки» и др.
За что я люблю произведения А. Толстого для детей
Мне нравятся произведения Алексея Толстого для детей любимы многими за их поучительный характер. Автор берёт сюжеты народных сказок и пересказывает их так, чтобы мораль и сюжет стали понятны детям.
Например, «Сорочьи сказки» Алексея Толстого – сборник небольших рассказов, посвящённый живой природе и животным. Чтобы написать их, писатель несколько лет изучал сказки, мифы, песни, читал исследования учёных-фольклористов.
Изначально сборник включал сорок одну сказку, каждая из которых содержит яркий и выразительный язык народного фольклора. В 1923 году при переиздании произведений Алексей Николаевич разделил эти сказки на два цикла: «Русалочьи сказки» с волшебно-мифологическими сюжетами и «Сорочьи сказки» о животных.
Сказки населяют смешные, загадочные, иногда глуповатые, но всегда невероятно притягательные герои. Например, сорока, которая облезла от жадности; лиса, которой снятся воровские сны; кот Васька, который остался без хвоста, зато при зубах; петух-мудрец, который даже по дороге в суп продолжал размышлять, будет ли дождь; свинья-художница, затеявшая писать пейзаж.
Главная мысль сборника заключается в том, что природа может быть разной, суровой, жестокой, смешной, но она вокруг нас и надо её беречь.
Одна из моих любимых сказок А. Толстого – «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказана удивительная история мастера, сумевшего из простого полена выстрогать себе сына, Буратино. Это добрая, веселая и очень поучительная сказка о приключениях деревянного мальчика Буратино и его верных друзей. Получив пять золотых монет от кукольного театра Карабаса Барабаса, Буратино сталкивается с коварными котом Базилио и лисой Алисой, которые обманом отбирают у него деньги. Встретив добрых друзей, таких как Мальвина, Артемон и Пьеро, Буратино узнаёт о волшебном ключике от черепахи Тортиллы.
Когда-то у Карабаса был золотой ключ, но он его выронил в пруд. У Буратино в последствии появляется золотой ключик, и он с друзьями и папой Карло открывают потайную дверь, за которой находится кукольный театр «Молния».
Основная мысль сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» заключается в том, что многих ошибок можно избежать, если прислушиваться к словам взрослых людей и хорошо учиться в школе. Также произведение подчёркивает важность доброты, честности и верности друзьям. Несмотря на свои недостатки, Буратино благодаря своим друзьям и собственной изобретательности в конечном итоге находит своё место в жизни и достигает успеха и счастья
А. Толстой внёс значительный вклад в развитие русской детской литературы. Он стремился показать маленьким читателям нравственное, идейное и эстетическое наследие русского устного народного творчества.
Писатель тщательно отбирал и перерабатывал фольклорные материалы, собирал более 50 сказок. В итоге он отбирал лишь самые интересные, которые были обогащены яркими языковыми оборотами, увлекательным сюжетом и удивительными подробностями. Всё это помогало освоить русскую историю и культуру не только самим детям, но и их родителям, причём в удобной для восприятия форме.
Кроме того, детские произведения А. Толстого просты, понятны и интересны младшим школьникам. На примере поведения литературных героев ребёнок постигает этические нормы, расширяет представления о мире, знакомит с природой и вещами, которые его окружают.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением