Ответы на вопросы на стр.88 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Дайте определение несобственно-прямой речи и расскажите о сё роли в историческом романс «Пётр Первый». Встречается ли несобственно-прямая...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Дайте определение несобственно-прямой речи и расскажите о сё роли в историческом романс «Пётр Первый». Встречается ли несобственно-прямая речь в других произведениях Л. Толстого? Можно ли обнаружить сё в произведениях других писателей (И. Бунина, М. Горького, Л. Куприна)?
Несобственно-прямая речь – способ повествования, передающий в форме авторской речи прямую или внутреннюю речь персонажей, а иногда – некую обобщённую точку зрения, не принадлежащую кому-либо из героев.
Роль несобственно-прямой речи в историческом романе «Пётр Первый» А. Толстого заключается в документировании авторского повествования. Для этого писатель использует записки современников, например, в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» Куракина. Также благодаря несобственно-прямой речи Толстой вводит в роман устаревшие и просторечные языковые средства. Например, в приведённом фрагменте автор передаёт экспрессию речи героев произведения.
Несобственно-прямую речь можно обнаружить в произведениях И.А. Бунина. Она служит для передачи состояний героев, состояния природы, окружающей среды. Например, несобственно-прямая речи в повести И.А. Бунина «Деревня» характеризует Тихона Ильича («Он шёл и глядел по сторонам... Как коротка и бестолкова жизнь! И какой мир и покой вокруг, в этом солнечном затишье, в ограде старого погоста!»), Кузьму Ильича («Тупые, дикие, будь они прокляты... Но – Русь, древняя Русь! И слёзы пьяной радости и силы, искажающей всякую картину до противоестественных размеров, застилали глаза Кузьмы»).
Несобственно-прямую речь можно обнаружить и в произведениях А. Куприна, например, в повести «Поединок». В ремарках и описательных характеристиках автора нередко содержатся вкрапления несобственно-прямой речи, которая формально представляет речевую сферу повествователя, а на самом деле является фрагментом высказывания от имени персонажа.
2. Прочитайте отрывок из романа «Пётр Первый» А. Толстого о прибытии Петра в Архангельск (кн. 1, гл. 5), где он выступает в качестве «живописца» увиденного: «Будто ожили его детские картинки...» Что из этих словесных описаний можно перевести на язык живописи?
На язык живописи аможно перевести такие словесные описания из отрывка из романа А. Толстого «Пётр Первый» о прибытии Петра в Архангельск:
• Рассвет над Двиной: «Почти все были на севере в первый раз. Стоя на палубах, глядели, как невиданная заря разливалась за слоистыми угрюмыми тучами… Поднялось небывалой величины солнце над тёмными краями лесов, лучи рассыпались по небу, ударили в берег, в камни, в сосны».
• Вид правого (восточного) берега: «На правом – восточном – берегу зазвонили колокола во сретенье. Там была всё та же Русь, — колокольни, да раскиданные, как от ленивой скуки, избенки, заборы, кучи навозу. У берега – сотни лодок и паузки, груженные сырьём, прикрытые рогожами». Читая эти строки, можно представить себе купола церквей и избы, которые стоят на самом берегу реки.
3. Покажите, что представление о народе, его образе мыслей и языке в романс «Пётр Первый» Л. Толстого складывается путём введения в повествование от автора народной речи (см. отрывок со слов: «Опоили проклятые бояре простых людей...» до слов: «...великие в тс дни бывали побоища» (кн. 1, гл. 2).
Представление о народе, его образе мыслей и языке в романе «Пётр Первый» А. Толстого складывается путём введения в повествование от автора народной речи.
В отрывке от слов «Опоили проклятые бояре простых людей…» до слов «…великие в те дни бывали побоища» автор использует простую, небогатую речь, приближенную к языку крестьянской массы тех лет.
Отрывистые фразы, частая инверсия, свойственная для простой народной речи, лексика, далёкая от книжного языка XVII столетия, наполненного церковнославянизмами, свидетельствуют о том, что в основе книги лежит народная разговорная речь.
Таким образом, Толстой передаёт особенности описываемой эпохи и даёт прочувствовать настоящую народную речь
4. Какие стилистические приёмы использует Л. Толстой в романе «Пётр Первый» для создания образа России в начале царствования Петра: «Россия — золотое дно — лежала под вековой тиной...» (кн. 1, гл. 4)?
Для создания образа России в начале царствования Петра А. Толстой в романе «Пётр Первый» использует следующие стилистические приёмы:
• Чувство национальной гордости. Автор говорит о полноводных реках, о мощи беспредельных лесов, о «чёрной, родящей» земле, об уральской руде, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало». Вместе с тем писатель с болью отмечает, что все природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.
• Широкая экспозиция. Она представляет собой картину жизни всех сословий допетровской Руси. Для этого используются высказывания крестьян Ивана Бровкина и Цыгана, дворян Волкова и Тыртова, рассуждения купечества.
• Выражение чувств и мыслей людей всех сословий в одной фразе. В ней и боль, и досада, и нетерпение: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?».
• Смешивание авторского повествования с языком исторических лиц. Это позволяет ослабить архаические элементы в языке персонажей и достичь глубокого ощущения времени без резких переходов.
5. Найдите приём градации в следующем фрагменте текста из «Золотого ключика...» Л. Толстого: «Буратино взобрался по смолистому стволу на вершину итальянской сосны, одиноко стоявшей на поле, и оттуда закричал, завыл, запищат во всю глотку!»
В приведённом фрагменте текста из «Золотого ключика» А. Толстого приём градации заключается в использовании ряда слов «закричал, завыл, запищал».
Градация – стилистическая фигура, заключающаяся в ряду слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления.
6. Уточните в словаре значение термина историзм. Найдите историзмы в приведённом ниже тексте: «Их обгоняло, крича и хлеща по лошадям, много дворян и детей боярских, в дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферязях, в терликах, в турских кафтанах, — весь уезд съезжался на Лубянскую площадь, на смотр, на земельную вёрстку и перевёрстку» (Л. Толстой «Пётр Первый»). Как функция историзмов в романе связана с избранным автором жанром?
Историзмы – это устаревшие слова, которые характерны для определённой исторической эпохи. Они представляют собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни.
В приведённом отрывке историзмами являются слова «кольчуга», «латы», «ферязь» и «терлик».
Функция историзмов в романе связана с избранным автором жанром, так как в историческом романе они используются для создания исторического колорита, передачи духа времени изображаемой эпохи. Например, с этой целью А. Н. Толстой широко применяет историзмы в романе «Пётр Первый».
Также историзмы могут применяться для создания торжественного стиля, взволнованно-патетической речи: для усиления ораторской напряжённости и гражданского пафоса высказывания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением