Ответы на вопросы на стр.93 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Расскажите об основных событиях жизни А. С. Пушкина в Михайловской ссылке.
Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», – написал он впоследствии. Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.
Основные события жизни Александра Пушкина в Михайловской ссылке (1824–1826):
• Ссора с отцом. Вскоре после приезда Пушкина в Михайловское у него произошла крупная ссора с отцом, который фактически согласился на негласный надзор за сыном. В конце осени все родные поэта уехали из Михайловского.
• Плодотворная работа. Пушкин много читал, размышлял и работал. В Михайловском он завершил начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы», продолжил писать роман в стихах.
• Встреча с Анной Керн. В 1825 году в Тригорском Пушкин встретил племянницу Осиповой Анну Керн, которой, как принято считать, посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
• Сближение с Ариной Родионовной. Няня вдохновляла поэта народными сказками, которые он впоследствии переработал и создал сказки в стихах для детей.
• Получение доступа к летописям. В Михайловском поэт получил доступ к летописям, которые хранились в Святогорском монастыре. Кроме того, Пушкин изучил историю Карамзина и написал историческую поэму «Борис Годунов». В работе над «Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.
В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья.
2. Какие перемены произошли в пушкинском творчестве? Дайте анализ одного из лирических стихотворений, написанных в Михайловском, и попробуйте назвать новые черты лирики ио сравнению с южным периодом. В качестве примера назовём: «Андрей Шенье», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Сожженное письмо», «Ненастный день потух...», одно из стихотворений «Подражаний Корану», «Храни меня, мой талисман...», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья...». При анализе можно воспользоваться книгой «Л. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь» иод род. В. II. Коровина (М.: Просвещение, 1999) и исследованиями о лирике Пушкина.
Стихотворение «Сожжённое письмо» А.С. Пушкина относится к периоду зрелой лирики поэта, где личные переживания становятся важным элементом его творчества.
Некоторые перемены в творчестве Пушкина, отражённые в этом стихотворении:
• Тема любви раскрыта в необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идёт об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний героя, который придаёт особый смысл уничтожению любовного послания.
• Эксперименты с стихотворными размерами и рифмовкой. Произведение написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой, что не характерно для Пушкина, обычно использовавшего перекрёстную рифмовку.
• На смену абстрактным музам и идеализированным образам куртизанок приходит настоящая любовь.
Главная мысль стихотворения заключается в том, что любовь – чувство глубокое и сильное, она не исчезнет из души, даже если сгорят письменные воспоминания о ней.
2. Прочитайте об эпохе Бориса Годунова в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и сравните изображение исторических событий в ней и трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». В чём, по вашему мнению, Л. С. Пушкин близок II. М. Карамзину и в чём от него далек?
Пушкин близок Карамзину в изображении эпохи Бориса Годунова в том, что отразил в трагедии логику событий, предложенную в «Истории государства Российского». Карамзин объединил события царствования Бориса Годунова и последующего появления Самозванца в единую причинно-следственную связь. Пушкин же показал развёрнутую историческую эпоху, вобрав в трагедию события избрания Годунова, его смерти, гибели его детей и победы Самозванца.
В чём Пушкин далёк от Карамзина, так это в поднятии нравственных вопросов. Для Пушкина главными мыслями трагедии были размышления о законности власти монарха, переступившего через преступление, через кровь (младенца Дмитрия). Карамзин же был царедворцем, монархистом, историком и придворным учителем царевичей. История для него была закономерной чередой меняющихся событий, таких нравственных вопросов он не поднимал.
3. В чём состоит основной конфликт трагедии «Борис Годунов»?
На мой взгляд, в произведении присутствует два ярко выраженных конфликта.
Остро воспринимается внутренний конфликт Бориса Годунова, убившего ребенка, его нечистая совесть, мальчики, стоящие в глазах. Он утратил возможность радоваться, чувствовать себя счастливым. Такая жизнь в скором времени приводит его к смерти. Он не видит смерть собственных детей, но, скорее всего, предполагает такой исход.
Другой конфликт произведения социальный – конфликт царской самодержавной власти и народа. Во многих главах показано отношение народа к происходящему.
Авторитарная власть, идя к своей цели, сметает все на своем пути, убивает даже детей. С их поступками не согласна подавляющая часть людей из толпы. Простой люд осуждает поведение властей. Он недолюбливает Годунова. При виде очередного убийства, связанного с установлением власти Лжедмитрия, толпа вновь протестует – она безмолвствует.
Князьям и боярам, находящимся на службе у самодержца, тоже несладко. Им приходится выкручиваться, предавать, проливать кровь, отказываться от своих обещаний и обязательств. Читая подобные истории, вспоминаешь вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»
4. Какая роль в трагедии отведена тени Дмитрия?
Пушкин, как писал И. В. Киреевский, воспользовался религиозной идеей «воскресения» царевича. Он организует действие вокруг тени убиенного Дмитрия, которая появляется во всех значимых сюжетных сценах. Погибший Дмитрий присутствует то убитым царевичем, то в виде святых мощей, то неожиданно спасшимся и воскресшим. Тень Дмитрия-царевича нависает над Борисом Годуновым. От имени Дмитрия и пользуясь народной верой в чудесное избавление царевича от смерти, действует Лжедмитрий. Интрига трагедии завязывается в тот момент, когда становится известно о бегстве Гришки Отрепьева из монастыря и принятии им имени царевича, т. е. когда тень Дмитрия обрела новый лик и «материализовалась» в Самозванца. Борис Годунов вынужден вести борьбу не столько с реальным противником, сколько с тенью Дмитрия, с народной религиозной верой и с суевериями, со слухами, с легендами, которые в совокупности вырастают в безличную и надличную силу обстоятельств, вызванную им самим.
Все сюжетные события в трагедии (убийство царевича, избрание Бориса на престол, моральное поражение царя, явление Самозванца, народное осуждение царя, смерть Бориса, зависимость Самозванца от поляков, поражение русских войск, вступление Лжедмитрия в Москву, гибель Федора – сына Бориса, отказ народа в поддержке Лжедмитрия), образуя замкнутый круг (от крови к крови, от победы в борьбе за царский сан Бориса до победы Самозванца; от народного осуждения Бориса до равнодушия и отрезвления народа), так или иначе связаны незримо присутствующей тенью убитого царевича. Убиенный Дмитрий выступает возмездием убийце, но особым образом: тень его казнит убийцу, именем убиенного карается весь род Годунова. Кровавый отсвет этой тени лежит на всех сюжетных эпизодах как несмываемая мета Божьего проклятия и гнева, требуя раскаяния и взывая к покаянию, к восстановлению прежнего порядка, естественному развитию и простым, сердечным отношениям между государем и народом, торжеству добра над проснувшимися силами зла. Тем самым трагедия касалась не только Бориса, но всего народа и государства.
5. Почему Борис испугался предложения Патриарха перенести мощи Дмитрия в Кремль?
Борис испугался предложения патриарха перенести мощи Дмитрия в Кремль, вероятно, из-за возможных последствий этого шага для политической и религиозной ситуации в стране. Это предложение может вызвать споры и разногласия среди различных групп и общественных сил, что может негативно сказаться на стабильности и единстве в стране.
6. Охарактеризуйте речь Марины Мнишек и речь Ксении. Покажите различия между безымянным краковским поэтом и Пименом.
Речь Марины Мнишек часто характеризуется гордым и бесстрашным тоном, убедительностью и страстью. Она обладает риторическими навыками и умело использует слова, чтобы добиться своих целей. Её речь наполнена эмоциями и драматизмом, что делает её выразительной и запоминающейся.
Речь Ксении чаще всего спокойна и сбалансированна. Она высказывает свои мысли сдержанно и размеренно, стремясь к объективности и логике. В её речи преобладает умение анализировать ситуацию и принимать обдуманные решения.
Различия между безымянным краковским поэтом и Пименом заключаются в стиле речи:
• Безымянный краковский поэт обладает талантом для поэзии и использования языка, чтобы передать свои мысли и чувства. Его стихи часто являются вдохновляющими и пафосными, они могут быть как лиричными, так и философскими.
• Пимен известен своим прямолинейным и простым стилем речи. Он обычно говорит прямо и откровенно, без излишних украшений. Его речь часто характеризуется прямотой и честностью.
7. Чья позиция Пимена или Юродивого — ближе Пушкину?
Нельзя однозначно сказать, чья позиция – Пимена или Юродивого – ближе А. С. Пушкину.
Позиция Пимена в трагедии «Борис Годунов» заключается в том, что царская власть даётся по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих. Старец является выразителем независимого от власти и толпы мнения, он придерживается принципов объективности и правдивости.
Позиция Юродивого (Николки) заключается в том, что глас юродивого – это глас Бога, ведь Николка делает всё так, как велит Богородица. Он бесстрашно говорит с земным властителем от имени власти небесной. Именно в уста убогого Николки автор вложил одну из главных идей трагедии: власть, доставшаяся преступлением, чужда Богу и народу. Пушкин использует юродивого, как уста, которыми глаголит истина. (здесь прослеживается аналогия с «устами ребенка», что вполне закономерно и логично, т. к. сознание юродивого очень схоже с сознанием младенца, а Господь в свою очередь говорил: Будьте как дети, тогда Царствие Мое будет открыто для вас.) Юродивый в «Борисе Годунове» изрекает истины, против которых даже царю, нечего возразить. Особенно запомнилась сцена, когда юродивый предлагает царю кусок мяса, на что Борис отвечает: «Я не ем мясо во время Великого поста», а юродивый говорит: «Лучше бы ты мясо ел, чем людей», и конечно, знаменитая фраза «Нельзя молиться за царя Ирода».
Таким образом, выбор между позициями Пимена и Юродивого зависит от того, какие идеи и ценности были важны для Пушкина в контексте трагедии «Борис Годунов».
8. Назовите основные черты пушкинского художественного историзма.
Основные черты пушкинского художественного историзма:
• Писатель полностью погружается в историческую эпоху, следует исторической правде во всех вымышленных эпизодах, понимает суть событий, знает фактический материал.
• Автор передаёт исторический образ героев, обеспечивая последовательность и закономерность ситуаций.
• Пушкин тщательно соблюдает хронологию событий, сохраняя всю историю происходящего.
• Писатель использует историзмы для передачи атмосферы того времени, когда происходит действие. Они помогают чётко описать событие, указать на отличия того времени от современной действительности.
• Автор основывается на фактах. Каждое произведение Пушкина – гармоничное сочетание исторической действительности и художественного вымысла. из точного воссоздания прошлого писатель делает определённые выводы, продлевая их в настоящее.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением