Ответы на вопросы на стр.93-94 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Литературоведческий практикум«ОБЛОМОВ»1. По 1-й части романа проследите, как Гончаров использует различные художественные приёмы для создания полного, объективного...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Литературоведческий практикум
«ОБЛОМОВ»
1. По 1-й части романа проследите, как Гончаров использует различные художественные приёмы для создания полного, объективного портрета главного героя. Покажите, какую роль в этом играют речь героя (в том числе его внутренние монологи), интерьер, художественные детали, предыстория героя и т. д.
Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы.
В романе «Обломов» автор Иван Гончаров использует разнообразные литературные приемы для создания полного и объективного портрета главного героя в первой части.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя.
Речь героя и его внутренние монологи помогают читателю проникнуть в его мысли, чувства и внутренний мир. Внутренние монологи позволяю нам узнать, что герой – живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нём шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь.
Подробное описание интерьера дает представление о жизни и образе жизни Обломова, его привычках и окружении. Всё в доме свидетельствует о неопрятности и лени хозяина: его не смущает паутина на стенах, мутные зеркала, грязные ковры, шкафы, забитые поношенной вылинявшей одеждой, остатки еды по углам, а также клопы и блохи. Живописное описание интерьера вводит читателя в изолированный и забытый всеми «мирок» главного персонажа и создает эффект остановки времени.
Использование художественных деталей, таких как природные описания, цвета и звуки, помогает передать настроение и эмоции главного героя. Например, описание туфель Обломова, длинных, мягких и широких. Эта деталь вторит сущности героя, его мягкому характеру, указывает на стремление сохранять привычный комфорт и на нежелание изменять устоявшемуся порядку вещей.
Предыстория героя, его прошлое и опыт играют важную роль, позволяя читателю лучше понять его характер и мотивы его поведения. В знаменитом «Сне Обломова» раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» – и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» – это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Кроме того, автор использует факторы сравнения и контраста, чтобы выделить особенности Обломова. В гости к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин. Они активные и пытаются увлечь его хоть чем-то, но Обломов считает, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше, что писать ночью – это уж слишком неправильно. Жизнь без сна и отдыха – у Ильи Ильича синоним несчастного существования.
Вся первая часть романа заключается в описании одного дня из жизни Ильи Ильича. Не очень ранний подъем, чаепитие, встреча нарушающих покой гостей, визит доктора, дневной сон. Нет сомнений в том, что каждый день этого персонажа проходит именно так. Свою жизнь герой проводит, лежа на диване, переругиваясь со слугой.
Таким образом, через описание внешности и повадок персонажей, а также иллюстрацию их бытового окружения, Гончаров «прорисовывает» особенности черт характера героев своего произведения и показывает глубину и противоречивость их внутреннего мира. С одной стороны, описываемые персонажи – это типичные представители своего времени, с другой – сложные трагичные образы, интересные современному читателю многогранностью и актуальностью.
2. Дайте анализ эпизодов посещения Волковым, Пенкиным и Судьбинским ленивца Обломова (часть 1, гл. 2). Покажите, чем привлекателен в этой сцене Обломов.
Илья Ильич Обломов-главный герой этого произведения. С начала романа мы застаем его лежащим в постели. Это и есть его обычное состояние. Однако, несмотря на его бездействие, Обломов интересен людям и в течение первой главы ему нанесли визиты Волков, Судьбинскийи Пенкин. Эти герои – олицетворение трех сфер Петербурга: светской, чиновничьей и литературной.
Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами», олицетворение светского Петербурга. Его причёска и одежда безупречны, он частый гость во многих известных домах. Главное для него – внешний лоск. Гончаров подчеркивает это характерными деталями: «глянцевитая шляпа», «лакированные сапоги». Волков посещает балеты, театры и оперы. Он не знает, что такое труд: «Слава Богу, у меня работа такая, что не надо бывать в должности». Это всё для него – радость жизни. Илью Ильича это не привлекает. Его не занимают балы, приемы и светские беседы. «В десять мест в один день – несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный!» – заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Обломов в противовес Волкову выглядит более заземлённым человеком, который не распыляется на глупости.
Следующий визитер – Судьбинский, «господин с покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Он служил вместе с Обломовым, и он – олицетворение чиновничьего Петербурга. Судьбинский трудится без отдыха. Однако за беседой о своих трудах он не забывает похвастаться своим привилегированным положением и нескромным жалованием. Обломов, не смотря на зависть к состоянию бывшего сослуживца, считает Судьбинского несчастным карьеристом, который не видит самой жизни в погоне за чинами. Обломов не обременён делами, у него есть простор чувствам и воображению. Обломов не понимает, как он может жить, лишь работая. И он изумляется не потому, что он ленивый и не знает работы и труда, а потому, что Судьбинский, по его мнению, упускает очень много в своей жизни: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире».
Третий посетитель Обломова – Пенкин – писатель. Этот образ представляет собой Петербург литературный. Гончаров описывает в лице Пенкина поверхностность, пустоту некоторых писателей того времени. Литератор старается увлечь Обломова своими реалистическими рассказами, в которых делает попытки обличить пороки общества. Обломов же знает, что в произведениях такого толка он встретит только карикатуры и злобный смех над этими пародиями. Из их разговора видно, что Обломов – человек умный, его мысли глубоки, он имеет собственный взгляд на мир. Также ему присущи хорошие качества, такие как жалостливость, гуманность. Казалось бы, он обладает всеми качествами, необходимыми писателю. Он мог бы помочь окружающим посмотреть на мир с другой стороны, дать людям нечто новое. Но Обломов понимает, что писать – это «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом, воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться». Такая жизнь не для него. В этой сцене Обломов предстаёт настоящим гуманистом, живущим по законам христианства, истинно любящим человека в отличие от своего гостя.
Чем привлекателен Обломов в этой сцене, так это тем, что он не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, но искренне радуется их приходу. Отношение Обломова к гостям подчёркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».
3. Сравните описание кабинета Обломова с описанием кабинета Манилова в гоголевских «Мёртвых душах» и покажите, в чём близки и чем отличаются друг от друга творческие манеры Гоголя и Гончарова.
Описание кабинетов Обломова и Манилова имеет свои особенности.
В кабинете Обломова царит беспорядок, пыль и неряшливость, что символизирует апатию, безразличие к окружающему миру и своему будущему. В кабинете Манилова описывается изобилие предметов и украшений, что отражает стремление к показу и внешнему блеску, скрывающему внутреннюю пустоту и ничтожество.
Творческие манеры Гоголя и Гончарова отличаются тем, что у Гоголя более ярко выражена сатира и карикатурность, он использует гротескные приёмы для создания образов своих персонажей. Гончаров же более сконцентрирован на психологическом анализе своих героев, их внутренних конфликтах и противоречиях.
Таким образом, Гоголь и Гончаров подходят к описанию кабинетов своих героев с разных точек зрения, но оба автора успешно передают через описание интерьера внутренний мир своих персонажей.
4. Проанализируйте внутренние монологи Обломова и попытайтесь определить их роль в раскрытии характера героя.
Внутренние монологи Обломовав романе И. А. Гончарова «Обломов» приоткрывают душевный мир героя, его духовную жизнь и движение души.
Роль внутренних монологов в раскрытии характера Обломова заключается в том, что они показывают его как человека, способного к самопознанию, к самоанализу. Он бьётся над вопросом «Отчего я такой?». Монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.
Через внутренние монологи автор раскрывает психологию героя, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано». Именно благодаря возможности заглянуть в голову к Обломову рушится представление о нём как об исключительно ленивом и пустом человеке.
Частая тема Обломова в монологах с самим собой – это мечты о спокойной жизни, воспоминания о детстве, мечтания о прекрасной женщине, статной, которую он после встречает, но упускает.
5. Перечитайте диалог Обломова со Штольцем (часть 2, гл. 4) и сформулируйте своё отношение к центральной антитезе романа «Обломов — Штольц». Найдите в тексте романа эпизоды, говорящие об ограниченности Штольца.
В романе «Обломов» центральная антитеза между Обломовым и Штольцем выражается в их различных подходах к жизни, ценностям и стилю жизни.
Диалог Обломова со Штольцем во второй части, четвертой главе явно отражает эту антитезу и их разные взгляды. Обломов представляет покой, бездействие и внутренние размышления, в то время как Штольц олицетворяет активность, практическую деятельность и стремление к изменениям.
В этом диалоге, Штольц настойчиво пытается побудить Обломова к действию и труду, предлагая ему различные занятия и возможности для улучшения его жизни. Он видит в лени Обломова его главный недостаток и стремится помочь другу преодолеть его.
Однако в этом диалоге также проявляется ограниченность Штольца. Он не понимает, что для Обломова покой и бездействие – это не просто лень, но и способ существования, его особенный мир. Штольц ограничивает свой взгляд только практической деятельностью и изменением внешней жизни, не учитывая внутренние стремления и особенности Обломова. Его ограниченность проявляется в неверном понимании дружеских отношений и навязывании собственных взглядов на счастье и успех.
6. Составьте подробный план, отражающий историю любви Обломова к Ольге Ильинской. Выберите в тексте романа цитаты, которые передают чувства героев на каждом этапе романа. Как вы считаете, возможен ли был другой исход этой истории?
Подробный план, отражающий историю любви Обломова к Ольге Ильинской:
1. Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской: «За ужином она сидела на другом конце стола, говорила, ела и, казалось, вовсе не занималась им. Но едва только Обломов боязливо оборачивался в её сторону, с надеждой, авось она не смотрит, как встречал её взгляд, исполненный любопытства, но вместе такой добрый...», «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лёг на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы — не спится, да и только».
2. Пение Ольги на даче. Признание Обломова: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов...».
3. Неожиданная встреча. Намёк Ольги на взаимные чувства: «Она как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть заветное место. – Стало быть, я могу надеяться… – вдруг, радостно вспыхнув, сказал он...».
4. Преображение Обломова. Признание Ольги: «Между тем симпатия их росла, развивалась и проявлялась по своим непреложным законам. Ольга расцветала вместе с чувством...».
5. Сомнения Обломова. Письмо: «Нет, этого быть не может! – вслух произнёс он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…Она всё смеётся надо мной...».
6. Примирение. Предложение Обломова: «…Ольга, – сказал он, став перед ней на колени, – будь моей женой!..», «Ольга стала для Обломова центром всего его мира, он готов был делать для неё всё, чтобы угодить ей и быть рядом с ней».
7. Расставание: «Но с течением времени Ольга начала замечать, что Обломов становится всё более бездеятельным и безразличным к её потребностям и желаниям», «Она поняла, что не может быть счастлива рядом с ним и приняла решение расстаться», «Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, я любила будущего Обломова!».
8. После разрыва: «Андрей, разве её возможно забыть? Это равносильно забыть, что я жил когда-то в раю», «Обломов остался один, разбитый и опустошённый потерей любимой женщины», «Он понял, что его бездействие и равнодушие стали причиной разрыва отношений, и теперь он остаётся один в своём обломовском мире».
Был ли возможен другой исход этой истории? Возможно, если бы Обломов смог изменить своё отношение к жизни и стать более активным и заботливым по отношению к Ольге. Если бы он понял свои ошибки и постарался измениться, возможно, они могли бы сохранить свои отношения. Но в романе «Обломов» автор показывает, что герой не способен измениться, история его любви к Ольге Ильинской заканчивается печально.
7. Согласны ли вы с тем, что любовь Ольги к Обломову не была настоящим чувством, а только предчувствием, игрой в любовь, выполнением миссии? Аргументируйте свою точку зрения.
Да, я согласен с тем, что любовь Ольги к Обломову не была настоящим чувством, а скорее представляла собой предчувствие, игру в любовь и выполнение миссии.
Изначальный интерес Ольги к Обломову связан с его необычностью и таинственностью. Она привыкла добиваться своих целей, и ей польстило, что на неё обратил внимание Илья Ильич. Она видит в нем потенциал для перемен и старается преобразить его, сделать его лучше. Поэтому мне кажется, что героиня влюбилась в мечту, в то, каким Обломов мог бы стать.
Когда же Ольга поняла, что она заблуждалась в своих фантазиях, что вопреки её стараниям Илья Ильич остаётся собой, она отказалась от отношений.
Отношения Ольги и Обломова действительно кажутся более обусловленными обстоятельствами и внешними мотивами, чем искренней, глубокой любовью. Она начинает встречаться с Штольцем, когда видит в нем более подходящего партнера для своих амбиций и планов.
Добролюбов также подмечает, что Ольга бросила Обломова, когда перестала верить в него. Это свидетельствует о том, что ее чувства не были укорененными и стойкими, а зависели от ожиданий и надежд на изменение Обломова.
8. Как обогащается образ Обломова в процессе «испытания любовью»? Покажите на примере конкретных эпизодов, какие черты личности героя раскрываются, уточняются в этих главах романа.
Образ Обломова обогащается в процессе «испытания любовью». В романе Гончарова, конкретные эпизоды раскрывают и уточняют черты личности героя. Это видно на примере конкретных эпизодов, где раскрываются и уточняются черты его личности. Например, в главе «Сон Обломова» автор показывает, как герой испытывает страх перед жизнью и действием, предпочитая бездействие и покой.
В главе «Визит Штольца» мы видим, как Обломов становится объектом внимания со стороны Ольги Ильинской, которая пытается пробудить его к жизни. В этом эпизоде раскрывается его неспособность к активным действиям и стремление к уединению. Таким образом, через испытания любовью Гончаров создает многогранный образ Обломова, показывая его слабости и силу характера.
Рассмотрим несколько ключевых эпизодов, где раскрываются и уточняются черты его личности:
1. Встреча с Ольгой. Обломов проявляет свою искренность и чувствительность, когда Ольга вызывает у него сильные чувства. Он открывает свою душу и становится более эмоциональным.
2. Разговоры с Штольцем. Обломов демонстрирует свою склонность к размышлениям и философствованию. Он делится своими мыслями о жизни и любви, показывая глубину своего внутреннего мира.
3. Сцена с письмом. Обломов показывает свою верность и преданность, когда отказывается от Ольги ради ее счастья. Это подчеркивает его благородство и нравственность.
Эти эпизоды помогают лучше понять характер Обломова, его внутренний мир и моральные принципы.
В отношениях с Ольгой Ильинской раскрываются и уточняются его черты личности.
Эпизод встречи Обломова с Ольгой Ильинской. Здесь мы видим, как Обломов, обычно пассивный и ленивый, начинает проявлять активность и интерес к жизни благодаря любви. Он старается измениться ради Ольги, но его попытки оказываются безуспешными. Этот эпизод показывает, что Обломов не способен к серьезным изменениям и остается верен своим привычкам.
Другой важный эпизод – конфликт между Обломовым и Штольцем. Здесь Обломов противопоставляется своему другу, который является воплощением активности и целеустремленности. Конфликт подчеркивает различия между ними и показывает, что Обломов не может жить так же активно и целеустремленно, как Штольц.
Эти эпизоды помогают понять, что Обломов – человек, который не способен к серьезным изменениям и предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.
В эпизоде встречи с Ольгой Ильинской Обломов проявляет свою склонность к мечтательности и идеализации любви. Он видит в Ольге воплощение своих романтических представлений о женщине, но боится потерять эту иллюзию, столкнувшись с реальностью. Еще один важный момент – взаимоотношения Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Здесь герой демонстрирует свою приверженность к комфорту и бездействию. Он находит покой и уют в доме Агафьи, что подтверждает его нежелание менять привычный образ жизни. В этих эпизодах раскрывается то, что мотивы бездействия и мечтательности являются ключевыми в образе Обломова и ярко проявляются в процессе «испытания любовью».
Ольга Ильинская представляет собой идеал для Обломова. Она вдохновляет его на активность и стремление к лучшему, но Обломов не может соответствовать ее высоким требованиям. Это подчеркивает противоречие между его идеалом и реальной жизнью. Другой пример – отношения с Агафьей Матвеевной, которая предлагает ему уют и спокойствие, но также не соответствует его идеалам. Эти эпизоды показывают, как Обломов стремится к идеалу, но не может достичь его в реальности, что создает внутренние конфликты и противоречия в его образе.
Эти эпизоды помогают понять сложность и многогранность характера Обломова, подчеркивая его внутренние противоречия и стремления.
9. Что открывают нам в образе Обломова последние главы романа? Как меняется герой, поселившись на Выборгской стороне? Можно ли вслед за Штольцем признать его новое положение «гибелью»?
Последние главы романа И. А. Гончарова «Обломов» открывают нам, что в них автор подводит итог произведения и окончательно раскрывает характер Обломова. В последней главе показано всё пагубное влияние обломовщины на человека.
Поселившись на Выборгской стороне, герой меняется: жизнь в доме Агафьи Пшеницыной напоминает ему милую сердцу Обломовку своим бытом, тишиной, покоем, вкусными завтраками и обедами. С переездом на Выборгскую сторону меняется и образ жизни Обломова: он снова проводит большую часть дня на диване, в беседах с хозяйкой или в занятиях с её детьми.
Обломов начинает жить двойной жизнью. С одной стороны, он чувствует обязательства перед Ольгой Ильинской и её требованиями, но с другой стороны, его поведение и стиль жизни не соответствуют этим чувствам. Это создаёт внутренний конфликт у героя. Новое положение Обломова можно назвать «гибелью» – он умер духовно: его душа деградировала. Штольц назвал это явление «обломовщиной». Это означает, что Обломов деградировал духовно и вернулся к своим прежним привычкам и ленивому образу жизни, отказавшись от активности и стремления к развитию.
Но тем не менее Илья Ильич остаётся чистым и нравственно, и морально. Его просьба к Штольцу о будущем ребёнка свидетельствует о его заботе и ответственности.
10. Сопоставьте главные женские образы романа (Ольгу Ильинскую и Агафью Матвеевну). Почему, несмотря на различия, они обе смогли полюбить и оценить Обломова?
Агафья Матвеевна и Ольга Ильинская, несмотря на различия, смогли полюбить и оценить Обломова. Обе они сыграли важные роли в его жизни.
Любовь Ольги Ильинской и Обломова появилась благодаря заботе Штольца, который описывает Ильинской прекрасные душевные качества своего друга: нежность, доброту, ум. Ольга умна, горда, самолюбива. Для Обломова она – недостижимая мечта, но знакомство с ней на время вернуло Илью Ильича к жизни. Обломов был окрылен любовью к ней, но он не смог дотянуться до нее. Их отношения приносили волнение, заставляли двигаться, возбуждали какие-то стремления. Под влиянием Ольги он преобразился: стал выезжать из дома, забыл о халате и диване. Он с наслаждением он слушал «Casta diva» в ее исполнении, исполнял любые прихоти возлюбленной, ради нее преодолевал себя и свою лень. Жизнь Ольги наполнена событиями, ее интересы разнообразны. Она и сама порой не может понять, чего она хочет. Ей нужен был мужчина, который сможет помочь ей найти себя. Таким человеком стал для нее Штольц. Илья Ильич был слишком слаб, он ни на что не был способен самостоятельно. С Ольгой нет того покоя, о котором мечтает Обломов. Обломов, выросший в тихой и благополучной Обломовке, вскоре устает от активной деятельности Ольги, от ее напора и возвращается к прежней жизни, размеренной и спокойной, противостоять которой у героя просто нет сил.
Агафья – отличная хозяйка, добрая и верная жена. Для нее Обломов был чудесным человеком сам собой и нужды его переделывать она не видела. Пшеницына ничего не требует от Обломова, напротив, она сама идет на жертвы во имя этой любви. «…Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а пришла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв… Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Агафья Матвеевна посвятила Обломову всю себя. Для нее ухаживать за барином было наслаждением. Ради него она готова закладывать драгоценности, разрывать отношения с братом, занимать деньги у алчной родни. Любовь Агафьи Пшеницыной напоминает материнскую. А Обломову, по мысли автора, и нужна была такая жена, которая любила бы и его и заботилась как мать. Илья Ильич рядом с ней чувствовал себя словно в родительском доме в Обломовке. Та же тишина и покой, тот же уставленный кушаньями стол, та же лень. Попав в дом Агафьи Матвеевны он вновь одел любимый халат, туфли и лег на диван. Такая жизнь была идеалом, к которому стремился Обломов.
Ольга и Агафья Матвеевна абсолютно разные по внешности, образованию, общественному положению. Объединила их любовь к Обломову. Только Ольга пытается изменить Обломова, Агафья Матвеевна принимает его таким, какой он есть. С Агафьей Матвеевной Обломов чувствует себя счастливым, но для общества он погибает.
11. Подготовьте сообщение о роли образов крепостных слуг в романе.
Роль образов крепостных слуг в романе И. А. Гончарова «Обломов» заключается в том, что они помогают раскрыть основные качества главного героя и показать, как крепостнические устои духовно опустошают личность, лишают её планов и целей.
Образ слуги Захара в романе отражает поведение и черты Обломова. Захар неряшливый, неопрятный, ленивый, грубый, преданный (привязан к барину), неловкий. Он нехотя выполняет поручения хозяина, всегда ищет себе оправдания.
Благодаря образу Захара И.А. Гончаров в полной мере раскрывает созданное им понятие «обломовщины», которое означает бездействие, безынициативность, инертность во всём своём проявлении.
12. Составьте цитатный план статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?».
Цитатный план статьи Добролюбова «Что такое обломовщина»
1. «Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нём говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. …первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей».
2. «Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было».
3. «Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия».
4. «Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. …истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова».
5. «Гончаров вам не даёт и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе».
6. «Обломов не есть существо, от природы совершенно лишённое способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина».
7. «Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привёл бы в исполнение задушевную свою идиллию».
8. «Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями».
9. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни».
10. «Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают».
11. «…сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог».
12. «Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… «Ай, ай, – не делайте этого, оставьте, – кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят».
13. «Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время... Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче».
13. Познакомьтесь со статьёй Дружинина «„Обломов", роман И. А. Гончарова».
Краткое содержание Дружинин Статья Обломов роман Гончарова
Как пишет А.В. Дружинин, И.А. Гончаров является настоящим художником, которому свойственен врожденный талант писателя и в то же время поэта, поскольку, несмотря на реализм его произведений, все они наполнены глубокой поэзией. Не зря слова Обломов и обломовщина стали нарицательными выражениями. Благодаря этому произведению, читатель смог уяснить для себя множество ярких особенностей человеческого общества того времени, которые, безусловно, являются актуальными и на сегодняшний день.
Автор романа демонстрирует в лице Обломова всю уродливость и пороки русской жизни. Наиболее ярко образ героя раскрыт в главе «Сон Обломова», где в читателе пробуждается понимание и чувство любви к главному герою. Благодарю образу Ольги Ильинской и ее драме в отношениях с Обломовым, читатель узнает героя с другой стороны, так как и хотел того автор произведения.
Светлое чувство любви Обломова к Ольге облагораживает столь непримечательный поначалу образ персонажа. Его чистые искренние, чувства не остались ею не замеченными. Именно Ольга, открыв для себя эту любовь, узнала главного героя ближе, чем кто бы то ни был. Особенную чистоту и детскую наивность этим отношениям придавала та самая ленность, так свойственная Обломову, и в данном случае она действовала скорее на пользу персонажу, нежели во вред.
Раскрытие личности Обломова через образ Ольги Ильинской настолько полон и совершенен, что другие персонажи в романе кажутся, в некоторой степени, излишними. В частности, противопоставляемый Обломову Штольц, который, судя по всему, был задуман ранее Ольги, и на его долю изначально приходилась большая роль в уяснении Обломова и обломовщины через антагонистические отношения героев романа.
Все любят Обломова, и лишь Тарантьев способен устоять перед кротким обаянием Ильи Ильича. Но ведь он негодяй, мерзавец, читатель ненавидит его всем сердцем. Больше всего главного героя обожает Агафья Матвеевна, но своей же любовью она в итоге и губит его. Однако читатель прощает ее за ошибки, потому как любовь Агафьи Пшеницыной была искренней и безграничной.
За что же все так любят Обломова? Безусловно, он дорог героям романа, равно как и читателю, именно как человек своего времени, добрый, чистый и наивный ребенок, который способен на великую любовь, милосердие и великодушие. Он симпатичен читателю как чудак, который во времена лжи, самолюбия и жажды денег, закончил свою жизнь, не обидев ни одного человека, ни обманув никого и побудив никого к скверному делу.
14. Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и сформулируйте ваше к ним отношение.
Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» рассмотрел социальные корни обломовщины в крепостном праве, а тип Обломова и обломовщины – как «знамение времени». Обломов, по мнению критика, является олицетворением лени, апатии, бездействия и застоя целой крепостнической системы. Обломовщина рассматривается как социальное зло, как общественный порок.
А.В. Дружинин в своей статье «Обломов», роман Гончарова» подчёркивает положительные черты Ильи Ильича. Критик называет Обломова «чистой и цельной натурой», которую любят и персонажи гончаровского романа, и читатели. Обломовщину автор статьи рассматривает как особенность человеческой натуры, а не как общественное зло. Обломов, по мнению Дружинина, – «незлобный и нежный ребёнок, способный на дела истинной любви и милосердия».
Отношение к трактовкам романа у Добролюбова и Дружинина разное:
• Добролюбов увидел и точно показал неспособность Обломова к положительному добру, а Дружинин оценил положительную неспособность Обломова к злу.
• Добролюбов рассмотрел образ главного героя с социальной точки зрения и нашёл Обломова «ничтожеством», несмотря на чистоту его души. Критик считал качества Обломова общими для всего русского народа, и это, по его мнению, являлось проблемой русского менталитета.
• Дружинин, в отличие от Добролюбова, был уверен, что «Обломовых» можно встретить во многих странах, не только в России. Этот критик посмотрел на главного героя с философской стороны и восхвалял «голубиный характер Обломова». Он видел в Обломове путь, противостоящий суете всепоглощающего прогресса.
Таким образом, Добролюбов и Дружинин предложили дополняющие друг друга характеристики, без которых разговор о романе кажется неполным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением