Ответы на вопросы на стр.96 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Анализ эпизода
1. Перечитайте внимательно фрагмент «Сон Обломова». Какие смысловые части можно в нём выделить?
В главе «Сон Обломова» можно выделить четыре смысловые части:
1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция). Описание природы и жизни крестьян.
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня, воспитание мальчика и его восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна и сказки няни. Зимний вечер, когда няня рассказывает Обломову сказки.
4. Обломову 13–14 лет. Образование Обломова и взгляды обломовцев на жизнь.
Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым обломовщиной. Последняя часть показывает её реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России.
2. Покажите, как в эпизоде раскрыты отношения в семье Обломовых.
В «Сне Обломова» раскрыты следующие особенности отношений в семье Обломовых:
• Семья добропорядочная и честная, живущая по своим собственным нормам и правилам. Основные ценности – культ еды и отдых.
• Не принято разговаривать о высоком, спорить, обсуждать серьёзные вопросы – беседы представляют собой бессмысленные перебрасывания словами без эмоций.
• Обломов вырос в окружении людей, у которых нет никаких целей. Однообразие жизни их нисколько не смущает, им не нужна активность и чужда любознательность.
• Илья Ильич особенно любит мать, воспоминания о ней зачастую вызывают слёзы на его глазах. Мать осыпала его ласками, поцелуями, заботливо осматривала, кормила булочками, молилась с ним.
• Отец был погружён в заботы о хозяйстве, поэтому сыном не занимался, считая маленьким и не доросшим до его внимания. Но родители сдували с сына пылинки и делали всё для его счастья.
• Образование, всестороннее развитие в семье Обломова считались модной тенденцией, без которой можно обойтись. Поэтому родители Ильи Ильича находили множество причин прогулять уроки, оставшись дома и предаваясь праздному времяпровождению.
• Родители излишне опекают Обломова, отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.
Отношение Обломова к семье и родителям было самым благоприятным, он любил их спокойной любовью, принятой в Обломовке.
3. Что объединяет обитателей Обломовки и их соседей, родственников, живущих по соседству? Какие национальные традиции, патриархальные обычаи описывает Гончаров?
Обитателей Обломовки и их соседей, родственников, живущих по соседству, объединяют патриархальные обычаи и национальные традиции:
• Изоляция и замкнутость. Обломовка находится вдали от других сёл и уездных городов, и её обитатели предпочитают не взаимодействовать с внешним миром. Они живут изолированно и не общаются с крестьянами из других деревень.
• Рутина и лень. Обломовцы ведут размеренный образ жизни, который ограничивается едой, сном и отдыхом. Они не стремятся к активной деятельности и видят труд как наказание.
• Семейные традиции. Обломовская семья следует традиционным ценностям и обычаям. Родители обеспечивают опеку и заботу о детях, но не поддерживают развитие или образование. Семейные отношения основаны на принятии друг друга и спокойствии.
• Праздники и обряды. В Обломовке проводятся ежедневные праздники, на которые съезжаются гости. Крестьяне соблюдают церковные праздники и обряды, а жизнь регулируется временами года и церковными событиями.
• Вера и суеверия. Жители Обломовки верят в сны, нечистую силу и суеверия. Они придают большое значение обрядам, чтобы оберегать дом и семью от болезней и несчастий.
• Цикличность жизни. Жизненный путь обломовцев описывается как цикл – от рождения и крещения до свадьбы и похорон. Все события, начиная с детства и заканчивая старостью, имеют свои обряды и традиции.
Обломовка и ее обитатели представляют собой образ патриархальной и традиционной русской деревни, где жизнь идет своим чередом, не затронутая суетой и изменениями. Гончаров описывает эту деревню и ее обычаи с ностальгией и иронией, показывая, как эта атмосфера влияет на характеры и жизненные пути ее обитателей, включая главного героя Илью Ильича Обломова.
4. Как строятся отношения барской семьи и крепостных (дворовых) людей? Почему мы не видим в этих сценах социального антагонизма, вражды сословий?
Отношения между барской семьей Обломовых и их крепостными (дворовыми) людьми в романе «Обломов» строятся на основе взаимной зависимости и традиционных социальных ролей, что исключает социальный антагонизм и вражду сословий. Важно отметить следующие аспекты этих отношений:
1. Взаимная зависимость. Барская семья Обломовых и их крепостные тесно связаны друг с другом в организации быта и хозяйства. Обломовы зависят от своих дворовых для выполнения различных обязанностей, таких как готовка, уборка, уход за имуществом. Крепостные, в свою очередь, зависят от барской семьи для обеспечения средств к существованию.
2. Социальные роли. Каждый член семьи и каждый дворовой занимают определенное место в социальной иерархии и выполняют свои обязанности в соответствии с этими ролями. Эта ясная структура не позволяет возникнуть социальному антагонизму, так как каждый знает свое место и функции.
3. Семейная традиция. В романе подчеркивается долгая история совместной жизни барской семьи и крепостных, которая сформировала определенные нормы и ожидания. Взаимопонимание и уважение стали частью этой традиции.
4. Общность быта. Барская семья Обломовых и их дворовые живут в одном доме и делят общий быт. Эта близкая пространственная близость способствует взаимному влиянию и пониманию.
5. Отсутствие агрессии. В романе нет ярких сцен конфликтов или вражды между барской семьей и крепостными. Обломовы и их дворовые воспринимают друг друга как часть общего быта и жизни.
5. Почему в видениях Обломова отсутствуют картины крестьянского труда?
В видениях Обломова отсутствуют картины крестьянского труда, потому что главного героя с самого детства окружали заботой и опекой. Малейшие усилия сделать что-то сразу же прерывались криками, что это всё могут сделать слуги. Попытки познакомиться с окружающим миром, например, пойти на конюшню, сразу же пресекались няней.
Таким образом, Обломов был ограничен в небольшом пространстве и физически не видел труда крестьян в своём поместье. Он не осознавал сложности и реалии крестьянской жизни. Его мир был ограничен бесконечными разговорами о праздниках, еде и сказках няни, что создало у него иллюзию безмятежности и неведения о реальном мире за пределами Обломовки.
В «Сне Обломова» крестьянский труд показан, но это не крестьянский, а женский домашний труд. Кроме дворни, суетящейся на кухне, люди в Обломовке скорее изображают деятельность.
6. Что в эпизоде «Сон Обломова» кажется нелепым, а что — трогательным?
Нелепым в эпизоде «Сон Обломова» кажется жизнь обитателей Обломовки после обеда. В деревне всё уснуло, слышен храп, кажется, заснули даже мухи. Во сне отсутствует движение, нет жизни.
Трогательным в этом же эпизоде представляется жизнь маленького Ильи. Мальчик весёлый, подвижный, любознательный, бегает по деревне, изучая овраги, ложась к самому-самому краю. Это риск, но он познаёт мир и проявляет интерес к жизни и всему вокруг.
Таким образом, нелепым в «Сне Обломова» кажется однообразие и сонливость жизни обитателей Обломовки, а трогательным – активность и любознательность маленького Ильи, его интерес к жизни и всему вокруг.
7. Подведите итоги наблюдений и сделайте вывод о том, как истоки характера главного героя раскрыты в эпизоде «Сон Обломова».
В эпизоде «Сон Обломова» истоки характера главного героя, Ильи Ильича, раскрыты через описание его детства и влияния на него обстановки Обломовки.
Гончаров показывает, что опека старших, желание оградить от возможных проблем, закрытость от реальной жизни и страх перед ней, зависимость от крепостных слуг породили в Обломове эгоизм и малодушие, лень и апатию, которые остались в нём до конца жизни.
Отношения в семье Обломовых, в частности, связь с матерью и няней, формируют его мягкий и ласковый характер.
Также в этом эпизоде раскрывается, что на мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа, которая в этой местности способствует спокойствию и безмятежности, что становится характерными чертами Обломова.
Кроме того, во «Сне» показан идеал героя, но не абстрактный, а воплощённый в родительском доме, в Обломовке.
Обломовка, как место с глубокой историей, придерживается старых традиций и обычаев. Эти традиции формируют мировоззрение обитателей деревни и, соответственно, Ильи Ильича.
Выполняем коллективный проект
Проведите в классе обсуждение фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979):
- подготовьте сообщение о фильме: режиссёре, авторе сценария, актёрах, исполнивших главные и эпизодические роли, а также об истории создания картины;
- подготовьте выступления «литературоведов» и «кинокритиков»: оцените замысел режиссёра, умение передать глубину и сложность характера Обломова, точность интерпретации романа;
- дайте оценку статьи о фильме, размещённой в свободной интернет-энциклопедии «Википедия»:
«В XIX веке русские помещики жили скучно и праздно. Им трудно было найти своё место в жизни, реализовать себя как личность. Главный герой фильма — Илья Ильич Обломов — не хотел трудиться лишь ради приумножения своего богатства, поскольку не видел в этом высокой цели. Лёжа на диване и предаваясь размышлениям о смысле жизни, Обломов многое упустил, в том числе и свою любовь — Ольгу. Отчаявшись достучаться до его сердца, она вышла за другого».
Напишите собственную статью о фильме.
Сообщение о фильме Н.С. Михалкова
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)
- «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» – советский художественный полнометражный двухсерийный цветной фильм, снятый Никитой Михалковым на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам романа И. А. Гончарова «Обломов».
Режиссёр: Никита Михалков.
Авторы сценария: Александр Адабашьян и Никита Михалков.
В главных ролях: Олег Табаков (Илья Ильич Обломов), Юрий Богатырёв (Андрей Иванович Штольц), Андрей Попов (Захар, слуга Обломова), Елена Соловей (Ольга Сергеевна Ильинская), Авангард Леонтьев (Иван Алексеевич Алексеев, друг Обломова).
История создания: идея фильма родилась у Михалкова случайно: он услышал по радио, как Олег Табаков читает главы из романа Гончарова, и у него сразу же возникло желание его экранизировать. Всю весну Михалков в соавторстве с Александром Адабашьяном работал над сценарием. 19 июня 1978 года фильм был запущен в подготовительный период.
Сюжет: главный герой – Илья Ильич Обломов, владелец небольшого имения – вечно проводит время в праздности, преимущественно предаваясь сну и безделью. Изменить стиль его жизни периодически пытается Андрей Иванович Штольц, друг детства, активный и жизнерадостный мужчина.
- Сценарий вступления литературоведов и критиков для оценки фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
Ведущий. Фильм Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» получил признание как зрителей, так и критиков. Картина даже удостоилась приза совета кинокритиков в США.
Как оцениваете замысел вы, уважаемые «критики» и «литературоведы»?
Критик. Было мнение, что «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» – это завершение эпохи Никиты Михалкова в советском кино, так как он был удостоен награды «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру в Советском Союзе. Однако сам факт создания этого фильма был чем-то вроде последнего штриха к портрету мастера. Можно с уверенностью сказать: «Кончился Никита Михалков, начался Никита Сергеевич. Без пяти минут «неприкасаемый», труднодоступный для журналистов, но ещё более желанный…». Считаю замысел фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» удачным.
Литературовед. Замысел режиссёра заключается в том, что он предлагает свой взгляд на вопросы, поставленные в романе И. А. Гончарова «Обломов», и осмысливает важные стороны жизни. Михалков фокусируется на опасности не «обломовщины», а опасности «штольцевщины» – явления, при котором материальное и практичное губит всё духовное. Это совершенно неожиданное прочтение романа А.Н. Гончарова.
Ведущий. Что вы скажете об умении передать глубину и сложность характера Обломова?
Критик. Я думаю, фильм получился бы удачным, потенциал был. Прекрасные актеры, замечательное произведение, блестящая игра, красивые пейзажи, нужная атмосфера. Умение передать глубину и сложность характера Обломова мы можем оценить по работе Олега Табакова в роли главного героя. Актёр показывает мечтательного, экспрессивного и эмоционального Обломова, работая над его речью, движениями и эмоциями. В то же время Табаков воплотил ключевые черты героя: лень, неготовность к новому и слабохарактерность.
Литературовед. Много раз читал это произведение. Я думаю, Табаков исключительно передал образ главного героя. Теперь, после просмотра, я и не могу себе представить какого-то другого актера в роли Обломова, нежели Олега Табакова. Его игра настолько гениальная, его слезы и улыбки настолько настоящие, что не полюбить такого героя нельзя. А ведь у Гончарова именно так и было задумано. Не согласен с термином «обломовщина», потому что добрый, хороший человек, по-своему счастлив и несчастлив.
Ведущий. Спасибо за вашу оценку игры Олега Табакова. Ну а теперь перейдём к самому спорному вопросу – вопросу точности интерпретации романа. Как вы оцениваете этот критерий фильма?
Критик. Точность интерпретации романа вызывает недоумение. Поначалу мне понравилось внимание к деталям в образах персонажей, но, когда не показали, какие обеды устраивали в Обломовке, не показали ветку сирени, а вместо этого втиснули не существовавшие в книге моменты – тут я понял, что внимание к деталям было скорее исключением, чем правилом.
Литературовед. Да, считаю, что эту экранизацию лучше всего смотреть после прочтения романа, иначе нет никакой возможности понять, что, как и почему происходит, испытать симпатию и сочувствие к героям, поверить в их чувства. Даже знаменитой «обломовщиной» не припугнули!
Критик. Тоже считаю, что фильм не в полной мере передаёт обломовскую устремлённость к радужному будущему, описанную Гончаровым. Вместо этого Михалков фокусируется больше на воспоминаниях и прошлом персонажа, не показывая его мечтательную природу и веру в лучшее будущее.
Литературовед. Также вызывает недоумение отсутствие ключевой героини – Агафьи Пшеницыной, ставшей женой Обломова и матерью его единственного ребёнка. Ещё одна проблема – отсутствие в фильме личной драмы Ольги и Обломова, которые тяжело переживали разлуку.
Критик. Впервые, наверное, мне не хотелось сравнивать кинокартину с той картиной, которую создал мастер пера – Александр Гончаров. И это объяснимо. В фильме была взята за главную любовная линия произведения, но зато она была целостной, законченной. И эти названные несколько дней выдержаны в фильме так, как будто это вся жизнь: детство, любовь к матери, любовь к девушке и бесконечная любовь к России…
Ведущий. Подведём итоги. Выслушав мнения «критиков» и «литературоведов», можем с уверенностью сказать, что нет единого мнения в оценке замысла режиссёра, умения передать глубину и сложность характера Обломова и точности интерпретации романа. Несмотря на наличие спорных оценок отдельных критериев, можно выделить великолепную игру актёров. В частности, Олега Табакова в роли Обломова. Фильм запомнился благодаря прекрасно вошедшим в образы актёрам, продуманным деталям и безмятежным картинам русской природы.
Бесспорно то, оценка фильма зависит от личных предпочтений зрителя и его ожиданий от картины.
- Статья о фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», размещённая в Википедии, на мой взгляд, предвзято и однобоко оценивает исторический период XIX века в России. Это время решительных действий разных слоёв России, в том числе и русских помещиков. Илья Обломов в статье представлен представителем этого сословия, который рождён «праздно проводить время». Википедия использует однобокость и формальный подход в оценке главного героя, урезав его личность до состояния ленивого праздного богача.
Собственная статья о фильме Никиты Михалкова
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
«Обломов» – роман И. Гончарова, созданный в XIX веке. В 1979 году режиссер и сценарист Никита Михалков поставил фильм по этому произведению.
Обломов в интерпретации Михалкова – слабохарактерный и изнеженный человек, для которого определяющим событием в жизни становится потеря матери. Он застревает в воспоминаниях идеального мира детства в ущерб настоящему. В роли Ильи Обломова Олег Табаков. Он владелец небольшого имения. Большую часть времени Илья Обломов проводит в инертном безделье. Олегу Табакову удалось передать эту леность с первых кадров, когда Илья Обломов лежит в постели.
Штольц в фильме – его играет Юрий Богатырев – это человек, который подавляет в себе обломовское начало и живёт не как хочется, а как необходимо для пользы дела. Он словно отсекает всё сентиментальное и выбирает путь холодного расчёта. Актеру удалось передать в этом образе деятельность, трудолюбие, жажду практической деятельности, стремление что-то менять, творить. К этому же он призывает и своего друга Илью Обломова, но призыв остаётся без ответа.
В роли Ольги Ильинской Елена Соловей. Актрисе удалось передать красоту, обаяние героини. Они много общаются с Ильей Обломовым, беседуют на фоне прекрасной природы. Он способен видеть красоту природы, размышлять о культуре, красоте жизни – у него есть много хорошего в его личности. Ольга неожиданно признается Обломову в любви, тот панически сбегает. В Обломове сохранилась детская нравственная чистота, поэтому он не может предать друга, Штольца, который любит Ольгу.
Несмотря на то, что фильм охватывает не весь материал романа А.Н. Гончарова, смотрится он на одном дыхании. Происходящее на сцене захватывает, заставляя поверить в реальность происходящего на экране.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением