Ответы на вопросы на стр.97-98 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Проектно-исследовательские работы• Опыт исследования. Пьеса Е. Замятина «Блоха» в зеркале лесковского сказа о Левше.Тема предполагает сравнительный анализ этих...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
• Опыт исследования. Пьеса Е. Замятина «Блоха» в зеркале лесковского сказа о Левше.
Тема предполагает сравнительный анализ этих произведений: необходимо выявить сходство и различия в композициях, сюжетах, образных системах произведений. Следует обратить особое внимание на содержание образа Левши в замятинской пьесе и лесковском сказе и способы его создания в обоих произведениях, сделать выводы о художественных достоинствах «Блохи» Е. Замятина.
Пьеса Евгения Замятина «Блоха» представляет собой театральное переложение лесковского сказа «Левша» о тульском мастере, подковавшем иностранную блоху. Тематическим материалом для построения пьесы послужил бродячий народный сказ о туляках и блохе, а также рассказ Н. С. Лескова «Левша», представляющий собой литературную обработку народного сказа.
Сходство пьесы Е.И. Замятина «Блоха» и лесковского сказа «Левша» заключается в основе сюжета – истории о тульском мастере, который своим умением поразил даже самых искушённых.
Однако сказ и пьеса несут разные идеи. Главная тема «Левши»: великий талант и великая неприкаянность русского человека, который не нужен своей стране. «Блоха» же отдаёт дань тому времени, в которое она была создана: философская проблематика уходит на второй план, а главным становится высмеивание дореволюционной России, которая давит талантливого Левшу.
Кроме того, благодаря Замятину, в пьесе появилась любовная линия: у Левши теперь есть Машка, которой злобный отец запрещает жениться на бедном мастере.
Образ Левши в произведениях отличается: в сказе герой показан истинно народным умельцем, верным своей стране, трудолюбивым и талантливым. В «Блохе» Левша представлен карикатурно, утрированно, что проявляется в косноязычии и разных эпизодах: например, при угрозе мастер прячется за спину сначала своей возлюбленной, потом – односельчанина.
Художественные достоинства «Блохи» Е. Замятина: пьеса она сочетает в себе элементы народного театра с элементами модернистской драматургии, отличается балаганностью, сниженностью речи, косноязычностью персонажей, использованием фрагментов песен и стихов-частушек. Это создаёт уникальное художественное произведение.
• Опыт исследования. «На куличках» Е. Замятина и «Поединок» А. Куприна: сравнительный анализ.
Необходимо показать, что при всем сходстве жизненного материала, сюжета, композиционных моментов, отдельных образов, мотивов, стилевых приемов произведения имеют различия, которые коренятся в принципиально иных подходах к отображению действительности и созданию человеческою характера, в связи с чем необходимо сделать главный акцент на том обстоятельстве, что сюжет и
конфликт «Поединка» нужны Е. Замятину скорее как объект пародии с иным исходом, демонстрирующим, в отличие от купринского произведения, нравственную деградацию личности: внутренний «поединок» героя «На куличках» заканчивается его моральным поражением.
Повести «На куличках» Е. Замятина и «Поединок» А. Куприна имеют сходство в отношении жизненного материала, сюжета, композиционных моментов, отдельных образов, мотивов и стилевых приёмов.
Авторы затрагивают одну тему – жизнь офицерского и солдатского общества. В обоих произведениях поднимаются сходные проблемы: скука, приводящая к деградации, жестокость по отношению к солдатам, отсутствие духовности. Например, в «Поединке» А. Куприна сталкиваются благородство, романтизм и наивность, воплощённые в Ромашове, с обывательством и цинизмом, которые проявляются в сослуживцах молодого человека. В «На куличках» Е. Замятина Шмит и его жена – пара, выделяющаяся на общем фоне порока и бездуховности, и окружающие, завидуя, подспудно стремятся их уничтожить: капитана – за попытку честно выполнять свои обязанности, а Марию — за порядочность.
Также в обеих повестях ключевым для понимания внутреннего мира героев и конфликтных сил становится эпизод дуэли. Но если для «Поединка» характерен драматизм, то «На куличках» представляет собой пародию со всеми её характерными чертами: гротеском, иронией и сатирой.
При всём сходстве жизненного материала, сюжета, композиционных моментов, отдельных образов, мотивов, стилевых приёмов произведения имеют различия, которые коренятся в принципиально иных подходах к отображению действительности и созданию человеческого характера.
Автор «Поединка» обращается к психологическому анализу и противопоставлению героя и толпы, свойственным реалистической и романтической традиции. Замятин, как писатель нового времени, использует приём гротеска, расставляя нужные акценты и делая выпуклыми, преувеличенными необходимые образы и черты.
В повести А. Куприна сталкиваются благородство, романтизм и наивность, воплощённые в Ромашове, с обывательством и цинизмом, которые проявляются и в сослуживцах молодого человека, и в Шурочке, отправившей на смерть влюблённого в неё подпоручика ради собственных амбиций. В произведении Е. А. Замятина Шмит и его жена – пара, выделяющаяся на общем фоне порока и бездуховности, и окружающие, завидуя, подспудно стремятся их уничтожить: капитана – за попытку честно выполнять свои обязанности, а Марию – за порядочность.
Для Ромашова участие в дуэли – решение, вызванное искренним чувством любви к Шурочке, неспособностью отказать ей. Его противник Николаев действует в соответствии с понятиями дворянской чести. В повести «На куличках» и для Шмита, и для Половца их дуэль – это прежде всего сражение с самим собой, с собственными недостатками. Они признают своё поражение и наказывают себя: поручик – за постыдную слабость, из-за которой он не сумел помочь Марии, капитан – за жестокость по отношению к жене.
Таким образом, сюжет и конфликт «Поединка» нужны Замятину скорее как объект пародии с иным исходом, демонстрирующим нравственную деградацию личности: внутренний «поединок» замятинского героя заканчивается его моральным поражением.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением