Вопросы на стр.89-90 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Приведите примеры нарушения лексических норм.Нарушение лексических норм — это ошибки, связанные с неправильным употреблением слов и выражений в речи. Рассмотрим...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
1. Приведите примеры нарушения лексических норм.
Нарушение лексических норм — это ошибки, связанные с неправильным употреблением слов и выражений в речи. Рассмотрим основные виды таких нарушений с примерами:
1. Нарушение лексической сочетаемости: использование слов, которые не сочетаются друг с другом по смыслу.
Пример: «Неминуемый успех» (правильно: «Неизбежный успех» или «Гарантированный успех»).
2. Неразличение паронимов: употребление похожих по звучанию, но разных по значению слов.
Пример: «Одеть пальто» вместо «Надеть пальто».
3. Плеоназм: избыточное использование слов, повторяющих значение друг друга.
Пример: «Падать вниз» (достаточно сказать «Падать»).
4. Тавтология: повторение однокоренных слов в одном выражении.
Пример: «Ждать в ожидании» (правильно: «Ждать»).
4. Неправильное употребление фразеологизмов: искажение устойчивых выражений.
Пример: «Пускать туман в глаза» вместо «Пускать пыль в глаза».
5. Неоправданное использование заимствованных слов: применение иностранных слов при наличии русских аналогов.
Пример: «Срок исполнения задания может быть пролонгирован» (лучше: «Срок исполнения задания может быть продлён»).
6. Употребление жаргонизмов и просторечных слов: использование неуместной лексики в официальной или нейтральной речи.
Пример: «Клёвое место» вместо «Прекрасное место».
7. Смешение лексики разных стилей: сочетание слов из разных стилевых пластов.
Пример: «Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм» (смешение разговорного и научного стилей).
8. Лексическая недостаточность: пропуск слов, необходимых для полного понимания высказывания.
Пример: «Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии?» (правильно: «Как вы чувствуете себя после вчерашней экскурсии?»).
9. Неправильное употребление синонимов: использование слова, не подходящего по смыслу в данном контексте.
Пример: «Екатерина в чёрном деловом костюме выглядела эффективно» (правильно: «Екатерина в чёрном деловом костюме выглядела эффектно»).
10. Неправильное употребление архаизмов: использование устаревших слов в современной речи.
Пример: «При сем направляю вам отчёт» (лучше: «При этом направляю вам отчёт»).
11. Неправильное употребление омонимов: использование слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению, в неверном контексте.
Пример: «Вы прослушали сообщение» (может быть понято двояко: «Вы услышали сообщение» или «Вы пропустили сообщение»).
12. Неправильное употребление антонимов: использование слов с противоположным значением в неверном контексте.
Пример: «Он всегда говорит да, когда я говорю нет» (если оба всегда говорят одно и то же, то противопоставление теряет смысл).
13. Неправильное употребление слов с переносным значением: использование слова в переносном значении, не соответствующем контексту.
Пример: «Он сгорел на работе» (может быть воспринято буквально, если контекст не указывает на переносное значение).
14. Неправильное употребление слов с оценочной окраской: использование слов с положительной или отрицательной оценкой в нейтральном контексте.
Пример: «Он жалкий человек, потому что не любит спорт» (нелюбовь к спорту не делает человека жалким).
15. Неправильное употребление слов с субъективной окраской: использование слов, выражающих личное отношение, в объективном контексте.
Пример: «К сожалению, эксперимент не удался» (в научном отчёте лучше избегать субъективных оценок).
2. Бегло прочитайте текст рубрики "Обратите внимание!" (с. 90) и определите, какая информация оказалась для вас новой.
Для меня новой оказалась информация о тавтологии. Я не знал, что «своя автобиография» — это ошибка, потому что слово «автобиография» уже означает «свою биографию». Оказывается, нельзя повторять одно и то же разными словами, если это ничего нового не добавляет.
Также было интересно узнать, что есть слова-паразиты, такие как «как бы», «в общем», «значит», и что они мешают речи, делают её неуверенной и запутанной. Я раньше не думал, что такие слова считаются ошибкой.
3. Какая лексическая ошибка обыгрывается в рисунке?
На рисунке изображены муравьи, которые буквально разбирают паука на запчасти, как будто он — машина. Подпись: «Муравьи разбирали паука на запчасти».
Лексическая ошибка, обыгранная в рисунке — неправильный выбор слова, неуместное употребление устойчивого выражения.
Фраза «разобрать на запчасти» обычно используется в переносном значении, когда речь идёт о технике (например, разобрать автомобиль).
Но в данном случае она неуместно употреблена по отношению к живому существу — пауку, что создаёт комический эффект.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением