Ответы на вопросы на стр.10 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)












Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 10
1. Какие обстоятельства привели Салтыкова-Щедрина в вятскую ссылку?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был отправлен в вятскую ссылку в 1848 году по политическим причинам. Его литературная деятельность и увлечение прогрессивными идеями вызвали подозрения у властей, особенно в условиях нараставшей реакционной политики Николая I после событий 1848 года в Европе. В это время в России усиливалась борьба с любыми проявлениями вольнодумства, а деятельность писателей и публицистов подвергалась строгому надзору цензуры и тайной полиции.
Поводом для ссылки стало опубликование в 1847 году в журнале «Отечественные записки» повести Салтыкова «Противоречия», а затем в 1848 году – повести «Запутанное дело». В этих произведениях молодой писатель критиковал пороки российской бюрократии, помещичье самоуправство и несправедливость социальной системы. Хотя критика была завуалированной, в контексте нарастающей цензуры и репрессий эти произведения вызвали недовольство властей. Тайная полиция обратила внимание на их остросоциальный характер, и Салтыков оказался под подозрением в распространении вредных идей.
К тому же писатель был связан с либеральными и прогрессивными кругами, участвовал в обсуждении общественных проблем и поддерживал идеи французских социалистов-утопистов, которые в России воспринимались как опасные для существующего строя. В годы активного подавления любых революционных и демократических настроений власти рассматривали такие взгляды как угрозу государственному порядку. Именно поэтому в ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован и без суда выслан в Вятку – отдалённый и малозначимый в административном плане город, где он должен был находиться под надзором полиции.
Ссылка в Вятку длилась почти семь лет и стала для Салтыкова-Щедрина важным жизненным этапом. Хотя официально он не был лишён возможности заниматься литературной деятельностью, условия ссылки ограничивали его свободу передвижения и общения. Однако этот период дал ему богатый материал для будущих сатирических произведений, так как в Вятке он смог наблюдать реальную жизнь провинциального чиновничества, купечества, крестьянства и городской бедноты. Всё это позже отразилось в его произведениях, особенно в «Истории одного города» и многочисленных сатирических очерках.
2. Как возник псевдоним «Щедрин», ставший неотделимым от родовой фамилии писателя?
Псевдоним «Щедрин» возник у Михаила Евграфовича Салтыкова во время его литературной деятельности и со временем стал неотделимой частью его фамилии, закрепившись в истории русской литературы как символ сатирической прозы. Его появление было связано с особенностями журнальной публикации в XIX веке, когда писатели нередко подписывали свои произведения вымышленными именами, чтобы избежать репрессий, а также в силу традиции скрывать настоящее имя в период формирования литературного имиджа.
Впервые псевдоним «Щедрин» появился в 1856 году, когда Салтыков начал сотрудничать с журналом «Современник», которым в то время руководил Николай Некрасов. Это был период, когда писатель возвращался к активной литературной деятельности после вятской ссылки, и ему было важно сохранить определённую анонимность. В условиях жёсткой цензуры, особенно в отношении сатирических произведений, псевдоним мог служить защитой от возможных гонений. Кроме того, в этот период он занимал государственные должности, и открытая критика системы от лица чиновника могла иметь серьёзные последствия.
Выбор именно этого псевдонима, вероятно, был неслучайным. «Щедрин» ассоциируется с понятием щедрости, изобилия, что могло быть использовано писателем как ироничный намёк на социальные проблемы России. В его сатире часто изображались бюрократическое самоуправство, жестокость помещиков, лицемерие власти, и псевдоним мог оттенять контраст между реальностью и официальными декларациями о благополучии народа.
Со временем псевдоним стал настолько узнаваемым, что перестал быть просто подписью под произведениями, а превратился в неотъемлемую часть фамилии писателя. Его литературный стиль, глубина сатирического анализа и острота общественных проблем, поднятых в его творчестве, сделали имя «Салтыков-Щедрин» синонимом беспощадной сатиры, разоблачающей несовершенство российской действительности. Таким образом, первоначальный псевдоним, использовавшийся поначалу в качестве скрытой подписи, стал частью его творческого имени, под которым он вошёл в историю русской литературы.
3. Какие открытия делает писатель в годы «вятского плена»?
В годы «вятского плена» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сделал несколько ключевых открытий, которые оказали влияние на его дальнейшее творчество и сформировали его как писателя-сатирика. Семилетний период ссылки, начавшийся в 1848 году, стал для него не только временем вынужденной изоляции, но и важным этапом наблюдений за российской провинциальной жизнью, чиновничеством, бюрократией и народом. В отличие от столичной интеллигенции, которая зачастую воспринимала жизнь простого народа лишь абстрактно, Салтыков-Щедрин получил возможность увидеть её непосредственно, причём в наиболее неприглядном виде.
Одним из главных открытий для писателя стало осознание глубины деградации российской бюрократии. В Вятке он впервые столкнулся с миром провинциального чиновничества, которое существовало в атмосфере косности, апатии, мелочного самодурства и полного отсутствия стремления к развитию. Чиновники были лишены подлинной заинтересованности в своей работе, их деятельность сводилась к формальному исполнению приказов, круговая порука и коррупция стали нормой, а все попытки проявить инициативу подавлялись. Эти наблюдения стали основой его будущих произведений, особенно таких, как «История одного города» и многочисленных сатирических очерков, в которых он показал чиновников не как отдельных людей, а как явление, целый социальный слой, живущий по особым, порой абсурдным законам.
Ещё одним важным открытием стало понимание того, что русский народ, несмотря на свою внешнюю покорность, не так прост и безразличен, как это могло показаться. Оказавшись вдалеке от столичной жизни, Салтыков-Щедрин начал глубже изучать народную культуру, познакомился с устным народным творчеством, сказками, поговорками, песнями. Он увидел, что в народной среде сохранились живые традиции сатиры, скрытой насмешки над властью и господами. Народ не был пассивной массой, а выражал своё отношение к действительности через ироничные образы и намёки. Именно в этот период у писателя зародилась идея использовать сказку как сатирическую форму, что впоследствии вылилось в создание его знаменитых «Сказок», в которых под маской аллегорических персонажей скрывались реальные политические и социальные образы.
Кроме того, писатель пришёл к выводу, что бюрократия и государственная власть в России не только не способствуют развитию страны, но и препятствуют любым попыткам прогресса. Он увидел, что правительство, желая контролировать каждый аспект жизни общества, подавляет инициативу народа, превращая его в бесправную массу, не имеющую возможности самостоятельно решать свою судьбу. Государственный аппарат, по мнению Салтыкова-Щедрина, был построен таким образом, что чиновники существовали не для народа, а народ – для чиновников. Это осознание окончательно оформилось у него в Вятке, когда он наблюдал за работой местных властей и видел их равнодушие к судьбам простых людей.
Таким образом, «вятский плен» стал для Салтыкова-Щедрина не просто периодом ссылки, а временем глубоких раздумий и наблюдений, которые легли в основу его будущего сатирического творчества. Он понял, что пороки российской действительности носят системный характер, что бюрократическая машина – это не случайное явление, а прочный и устойчивый механизм, который существует независимо от отдельных личностей. Именно эти открытия сделали его сатира особенно острой и беспощадной, а его произведения – актуальными не только для его времени, но и для последующих поколений.
4. Почему Салтыков-Щедрин многие годы делит свои силы между литературой и государственной службой?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин многие годы делил свои силы между литературой и государственной службой по ряду причин, связанных как с его личными убеждениями, так и с объективными обстоятельствами его времени. Прежде всего, он считал, что административная деятельность может стать не только способом реализации гражданского долга, но и важным источником знаний о реальной жизни общества, что, в свою очередь, могло обогатить его литературное творчество. Работая в государственных структурах, он получал возможность наблюдать чиновников, бюрократический аппарат, взаимодействие власти и народа изнутри, что дало ему бесценный материал для сатиры.
После ссылки в Вятку, в 1855 году, Салтыков-Щедрин вернулся к службе и в течение многих лет занимал различные административные должности. Он работал в губернских учреждениях, в том числе занимал пост вице-губернатора в Туле и Рязани. В этот период он пытался реализовать свои идеалы на практике, стремясь реформировать систему управления, бороться с коррупцией, защитить интересы простых людей. Однако вскоре он столкнулся с непреодолимым сопротивлением бюрократического аппарата, для которого реформы и справедливость были не более чем пустыми словами. Его стремление к порядку и честному исполнению обязанностей вызывало недовольство коллег, привыкших к традиционному чиновничьему бездействию. Именно за свою принципиальность, строгость и бескомпромиссность он получил прозвище «вице-Робеспьер», что подчёркивало его репутацию жёсткого, но справедливого администратора.
Одновременно с этим Салтыков-Щедрин продолжал литературную деятельность, публикуя сатирические произведения, в которых беспощадно разоблачал бюрократию, самодержавие и общественную несправедливость. В отличие от многих других писателей, которые полностью посвящали себя литературе, он не мог позволить себе независимого существования, так как литература не приносила стабильного дохода. Государственная служба обеспечивала ему материальную стабильность и возможность содержать семью. Это особенно важно, учитывая, что цензура часто мешала свободной публикации его произведений, а его творчество вызывало неоднозначную реакцию властей.
Однако с годами он всё больше разочаровывался в возможности изменить систему изнутри. Постепенно он приходил к выводу, что бюрократия не поддаётся реформированию, так как является самодовлеющей структурой, существующей исключительно ради собственного поддержания. Государственная служба становилась для него всё более тяжёлым бременем, поскольку он осознавал её бессмысленность и внутреннюю порочность. В 1869 году, окончательно утвердившись в мысли, что его настоящее призвание — литература, он навсегда оставил службу и полностью посвятил себя писательскому труду, став членом редакции журнала «Отечественные записки».
Таким образом, долгие годы он балансировал между литературой и государственной деятельностью, стремясь найти баланс между практическими реформами и художественным осмыслением действительности. Его служба дала ему уникальный опыт и глубокое понимание социальной системы России XIX века, но в конечном итоге он осознал, что единственным эффективным способом воздействия на общество для него является слово, а не чиновничьи реформы.
Для индивидуальной работы. Стр. 10
1. Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков) — выдающийся русский писатель-сатирик XIX века, чьё творчество стало символом беспощадного обличения социального и государственного устройства Российской империи. Его произведения затрагивали самые болезненные темы русской жизни, включая бюрократическое самоуправство, чиновничью волокиту, несправедливость судебной системы, произвол помещиков и страдания простого народа. Его сатира, пронизанная гротеском и аллегориями, не теряет своей актуальности и в наши дни.
Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в старинной дворянской семье в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его детство прошло в атмосфере строгой патриархальной дисциплины, в окружении крепостных, которые были полностью зависимы от воли помещиков. Эта среда с ранних лет сформировала у него острое чувство социальной несправедливости, что позже стало основой его литературного творчества.
В юности он получил блестящее образование: сначала учился в Благородном пансионе, затем поступил в Царскосельский лицей, где его литературные способности проявились настолько ярко, что он получил прозвище «второй Пушкин». Уже в эти годы он начал писать стихи, но вскоре осознал, что его истинное призвание — не лирика, а проза, способная глубже отражать реальные проблемы общества.
В 1847 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы его первые произведения — повести «Противоречия» и «Запутанное дело», в которых он затронул темы социального неравенства и бюрократической несправедливости. Эти произведения привлекли внимание властей, и в 1848 году, в разгар реакции после европейских революций, писатель был арестован и отправлен в ссылку в Вятку, где провёл семь лет. Этот период стал для него важным этапом в наблюдении за жизнью российской провинции, чиновников, купечества и крестьянства. Позднее эти наблюдения легли в основу многих его сатирических произведений.
После ссылки Салтыков-Щедрин вернулся к государственной службе, занимая различные должности в губернских администрациях. Он работал в Туле, Рязани, Вятке, а затем стал вице-губернатором в Твери. За свою принципиальность, строгость и попытки искоренить коррупцию он получил прозвище «вице-Робеспьер». Однако со временем он понял, что бороться с системой изнутри практически невозможно, так как российская бюрократия построена на круговой поруке и безразличии к народу.
Параллельно с государственной службой он продолжал литературную деятельность. В 1856 году он начал публиковаться в журнале «Современник», взяв псевдоним «Щедрин», который позже стал неотъемлемой частью его имени. В этот период он создал произведения, ставшие классикой русской сатиры: «История одного города», «Господа Головлёвы», «Сказки для детей изрядного возраста». В них он с беспощадной точностью изображал как деградацию правящей верхушки, так и пороки простого народа, обличая пассивность, раболепие и страх перед властью.
В 1869 году он окончательно оставил государственную службу и полностью посвятил себя литературе, став одним из ведущих авторов журнала «Отечественные записки». В этот период он пишет произведения, раскрывающие глубокий кризис русской общественной мысли, в том числе «Помпадуры и помпадурши», «Современная идиллия» и «Пошехонская старина».
Салтыков-Щедрин оставался активным писателем до конца жизни, продолжая разоблачать социальные пороки России. Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года, оставив после себя литературное наследие, которое стало не только сатирой на его эпоху, но и предостережением для будущих поколений. Его творчество продолжает привлекать читателей своей злободневностью, мастерством и глубиной анализа русской жизни.
2. Составьте рассказ о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Объясните, за что он получил прозвище «вице-Робеспьера».
После окончания ссылки в 1855 году Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вернулся к государственной службе и в течение нескольких лет занимал важные административные посты. Его карьера в должности вице-губернатора началась в Туле, затем он был переведён в Рязань, а позднее стал тверским вице-губернатором. Этот период оказался для него непростым, так как он столкнулся с бюрократической системой, построенной на круговой поруке, коррупции и безответственности.
Салтыков-Щедрин, обладая острым чувством справедливости и высокой требовательностью, пытался навести порядок в управлении губерниями. Он стремился ограничить взяточничество, улучшить положение простого народа и заставить чиновников работать честно. Однако его методы, основанные на строгости и дисциплине, вызывали недовольство как у местных властей, так и у помещиков, которые привыкли к безнаказанному произволу.
Его деятельность отличалась решительностью и бескомпромиссностью. Он боролся с произволом губернских чиновников, требовал соблюдения законов, следил за распределением финансов и предотвращал злоупотребления. Под его руководством в Рязани и Твери были предприняты меры по улучшению работы местного управления, контролю за налогами и повышению эффективности системы самоуправления.
Однако такая принципиальность не могла остаться незамеченной. Многие его современники называли его слишком строгим и жёстким администратором, не терпящим халатности и лени. Именно за свою твёрдость, бескомпромиссность и стремление к порядку он получил прозвище «вице-Робеспьер». Это сравнение с Максимилианом Робеспьером, лидером Великой французской революции, намекало на его стремление к реформам, суровость к подчинённым и попытки радикально изменить систему управления. Он не боялся идти против сложившихся традиций и наживать врагов среди привилегированного класса.
Тем не менее, несмотря на его усилия, система оказывала ему сильное сопротивление. Российская бюрократия была слишком инертной, чтобы изменить её одним человеком. Постепенно он осознал, что борьба с чиновничьей машиной изнутри не даёт результатов. Разочаровавшись в перспективах служебной деятельности, он в 1869 году окончательно оставил государственную службу и полностью посвятил себя литературе, став редактором журнала «Отечественные записки».
Опыт службы вице-губернатором оказал огромное влияние на его творчество. Наблюдения за чиновничьей средой, злоупотреблениями властью и бессмысленностью бюрократического аппарата стали основой для его сатирических произведений. Особенно это проявилось в таких книгах, как «История одного города», «Господа Головлёвы» и многочисленных сказках, где писатель с беспощадной точностью обнажил все недостатки российской системы управления.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением