Ответы на вопросы на стр.102 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Автор, герой, градация, жанр, ирония, композиция, метафора, олицетворение, пейзаж, персонаж, повествователь, портрет, поэтика, рассказ, реализм, роман-эпопея, символ, синтаксический параллелизм, социалистический реализм, стиль, сюжет, фабула, формы повествования, художественная деталь, художественный мир, художественное время, художественное пространство, эпиграф, эпизод, эпитет, эстетика.
1.
Автор – это создатель художественного текста, который выражает свои идеи, чувства, переживания и взгляды на мир через литературное произведение. Автор имеет возможность влиять на восприятие читателей, вводя их в созданный им художественный мир. В литературе существует понятие «имплицитного автора», то есть образа автора, который не всегда напрямую выражает себя, а проявляется в подтексте, в выборе героев, событий, в композиции произведения. Роль автора может быть различной: от беспристрастного наблюдателя до активного участника повествования. Например, Лев Толстой в романе «Война и мир» не только изображает героев, но и делится своими философскими размышлениями, раскрывая читателю свою точку зрения на историю, нравственность и человеческую жизнь.
2.
Герой – это персонаж литературного произведения, выполняющий определённую роль в развитии сюжета и воплощающий определённые идеи автора. Герои бывают главными и второстепенными. Главный герой обычно является центральной фигурой сюжета, а его характер, поступки и внутренний мир наиболее полно раскрываются в ходе повествования. Второстепенные герои дополняют картину произведения, они могут выступать как «контрапункт» главного героя, отражая иные точки зрения или дополняя его образ. Например, в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников противопоставлен персонажам вроде Сони Мармеладовой и Свидригайлова, которые через свои действия и судьбы дополняют и оттеняют главную тему романа.
3.
Градация – это литературный приём, при котором слова или выражения выстраиваются в порядке нарастания (восходящая градация) или ослабления (нисходящая градация) их эмоционального, смыслового или ритмического напряжения. Этот приём используется для усиления выразительности текста, придания ему драматизма или пафоса. Например, в стихотворении Владимира Маяковского можно найти примеры восходящей градации: «Я хотел быть звездой! Огромной звездой, чтобы сиять над миром». Здесь каждое последующее слово усиливает эмоциональное воздействие.
4.
Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, обладающий характерными признаками содержания и формы. Жанры делятся на эпические (роман, повесть, рассказ), лирические (стихотворение, поэма) и драматические (трагедия, комедия). Жанровая система постоянно развивается. Например, роман как жанр возник в эпоху Возрождения и стал доминировать в XIX веке. В XX веке появились новые жанры, такие как антиутопия, которые отражали изменения в мировоззрении и социальной реальности.
5.
Ирония – это скрытая насмешка, когда истинный смысл высказывания противоположен его буквальному значению. Она используется для создания комического или сатирического эффекта. Например, в произведениях Антона Чехова ирония проявляется через несоответствие между словами и поступками героев. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов использует иронию, чтобы показать лицемерие и мещанство героев, подчёркивая их мелочные заботы.
6.
Композиция – это организация и структура литературного произведения, которая определяет порядок изложения событий, связь частей текста, расположение персонажей, диалогов и описаний. Композиция делится на внешнюю (главы, акты) и внутреннюю (последовательность и логику повествования). Например, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция построена по принципу «роман в романе», что позволяет автору одновременно развивать несколько сюжетных линий.
7.
Метафора – это художественное средство, основанное на переносе значения одного объекта на другой на основе их сходства. Она позволяет сделать текст более выразительным и образным. Например, метафора «алмазы небес» в поэзии А. С. Пушкина описывает звёзды. Метафоры часто используются в лирике, чтобы передать сложные эмоциональные состояния или философские размышления.
8.
Олицетворение – это придание неживым объектам или явлениям природы свойств живых существ. Оно активно используется в поэзии и прозе для создания ярких образов. Например, в стихотворении Сергея Есенина: «Плачет метель» метель наделяется человеческим чувством – плачем, что усиливает драматизм описываемой сцены.
9.
Пейзаж – это описание природы в литературном произведении, которое играет важную роль в создании настроения, атмосферы или символического подтекста. В русской литературе пейзаж часто используется как отражение внутреннего мира героя. Например, у Михаила Лермонтова горы и природа Кавказа передают величие и одиночество человеческой души.
10.
Персонаж – это вымышленный участник событий литературного произведения. Персонажи делятся на статичные (не изменяются в процессе повествования) и динамичные (претерпевают изменения). Например, Евгений Онегин – динамичный персонаж, чьё мировоззрение и характер меняются в ходе сюжета.
11.
Повествователь – это субъект речи, через которого автор передаёт события, мысли и чувства в произведении. Повествователь может быть от первого лица, когда он является участником или свидетелем событий, и от третьего лица, когда он описывает происходящее как сторонний наблюдатель. Например, в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова повествование ведётся сначала от лица Максима Максимыча, затем самого Печорина. Такой подход помогает глубже раскрыть личность героя через разные призмы восприятия. Также стоит упомянуть, что повествователь может быть «всезнающим», когда он знает о прошлом, настоящем и будущем героев, а может быть ограничен в знаниях, создавая эффект интриги.
12.
Портрет – это описание внешности персонажа, которое используется для раскрытия его внутреннего мира, социальных черт или отношений с другими героями. В русской литературе портрет часто становится символическим. Например, в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» внешний вид Свидригайлова с его наглым и самоуверенным видом отражает его внутреннюю беспринципность. Внешность Наташи Ростовой в «Войне и мире» Льва Толстого передаёт её эмоциональность, чистоту и жизненную энергию. Портреты помогают читателю представить героя и глубже понять его характер.
13.
Поэтика – это система художественных средств и приёмов, которыми пользуется автор для создания произведения. Поэтика изучает структуру текста, композицию, символику, ритмику, звукопись и другие элементы. Например, поэтика Анны Ахматовой включает лаконичность выражений, лиризм и использование символов. В её стихотворениях детали, такие как «золотой букет» или «мирный луч солнца», часто становятся метафорами глубоких человеческих переживаний. Поэтика важна для анализа произведения, так как она позволяет понять, как создано художественное впечатление и переданы идеи автора.
14.
Рассказ – это малый эпический жанр, который обычно посвящён одному событию или эпизоду из жизни героя. Рассказ характеризуется лаконичностью и сосредоточенностью на одном конфликте. Например, рассказ Антона Чехова «Человек в футляре» раскрывает проблему внутренней изоляции героя через конкретный эпизод его жизни. В рассказах присутствует чёткая структура: завязка, кульминация и развязка. В отличие от романа или повести, рассказ сосредоточен на отдельных моментах, что позволяет автору более глубоко исследовать конкретные ситуации или черты характера.
15.
Реализм – это литературное направление, в котором автор стремится к правдивому изображению действительности, акцентируя внимание на социально-исторических процессах и внутреннем мире человека. В произведениях реализма герои сталкиваются с реальными проблемами общества, такими как социальное неравенство, несправедливость или внутренние противоречия. Например, в романе Ивана Гончарова «Обломов» изображается упадок дворянства через образ главного героя, который олицетворяет леность и бездействие. Реализм позволяет глубже понять жизнь людей и эпоху, в которую они живут.
16.
Роман-эпопея – это крупное эпическое произведение, которое охватывает значительный период времени, включает большое количество персонажей и описывает важные исторические события. Основной чертой романа-эпопеи является стремление автора передать дух эпохи через судьбы героев. Классическим примером является «Война и мир» Льва Толстого, где переплетаются личные и исторические линии, показана жизнь разных слоёв общества, а персонажи сталкиваются с глобальными и личными испытаниями. Роман-эпопея имеет сложную композицию, включающую множество сюжетных линий, и нацелен на изображение широких исторических процессов.
17.
Символ – это художественный образ, который имеет глубокое, многозначное значение. Символы помогают автору передать идеи и чувства, не прибегая к прямому описанию. Например, в поэме Александра Блока «Двенадцать» красный флаг символизирует революцию, изменения и кровь. В «Преступлении и наказании» Достоевского символом становится топор, который отражает отчаяние и выбор героя. Символика делает текст многослойным и позволяет читателю по-новому интерпретировать произведение.
18.
Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых или сходных синтаксических конструкций для усиления выразительности текста. Например, у Александра Пушкина в «Евгении Онегине» встречаются строки: «Любовь к отеческим гробам, / Любовь к родному пепелищу». Повторение структуры подчёркивает связь между понятиями, создаёт ритмический эффект и усиливает эмоциональное воздействие.
19.
Социалистический реализм – это литературное направление, которое возникло в СССР и служило пропаганде социалистических идей. Оно характеризуется изображением идеализированных героев, олицетворяющих труд, борьбу и преданность идеалам коммунизма. В произведениях социалистического реализма часто присутствуют мотивы коллективизма, трудового героизма и борьбы за лучшее будущее. Примером может служить роман Михаила Шолохова «Поднятая целина», где показана коллективизация в деревне и её влияние на жизнь людей. Это направление подчёркивает значимость роли человека в строительстве нового общества.
20.
Стиль – это совокупность художественных приёмов и языковых средств, которыми пользуется автор для создания произведения. В литературе стиль отражает индивидуальность писателя, его мировоззрение и эстетические предпочтения. Например, стиль Антона Чехова отличается лаконичностью, точностью и символизмом, тогда как стиль Льва Толстого – эпичностью, вниманием к деталям и психологической глубиной. Важной частью стиля является выбор лексики, ритма, синтаксических конструкций и образов. Стиль может быть описан как реалистический, романтический, модернистский или постмодернистский, в зависимости от эпохи и целей автора. В «Войне и мире» Льва Толстого стиль помогает передать масштаб исторических событий и одновременно сосредоточиться на внутреннем мире героев.
21.
Сюжет – это последовательность событий, описанных в литературном произведении. Он включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжет – это не просто хронологическое изложение событий, а их художественная обработка. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского сюжет построен на внутренней борьбе Раскольникова, его преступлении и искуплении. Сюжет может быть линейным, когда события развиваются последовательно, или нелинейным, с использованием ретроспектив, вставных эпизодов или параллельных линий. Сюжет отражает не только действие, но и авторское отношение к описываемым событиям, помогая раскрыть основную идею произведения.
22.
Фабула – это логическая, хронологическая последовательность событий, лежащая в основе сюжета. В отличие от сюжета, фабула представляет «сырой материал», который автор может организовать различными способами. Например, в «Гамлете» Уильяма Шекспира фабула – это история о мести сына за убийство отца, но сюжет включает интригу, монологи, вставные сцены и параллельные линии. Фабула и сюжет тесно связаны: фабула даёт основу, а сюжет её интерпретирует и структурирует. В литературной теории понимание разницы между фабулой и сюжетом помогает анализировать композицию произведения.
23.
Форма повествования – это способ, которым рассказана история. Она может быть от первого лица, от третьего лица, с участием всезнающего автора или через «ненадёжного рассказчика». Например, в «Повелителе мух» Уильяма Голдинга используется объективная форма повествования, которая позволяет читателю видеть происходящее со стороны. Форма повествования определяет, насколько близко читатель оказывается к внутреннему миру героев и событиям произведения. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние размышления, чтобы разнообразить форму повествования и сделать её выразительной.
24.
Художественная деталь – это значимый элемент текста, который помогает глубже понять характер героя, атмосферу произведения или его идею. Деталь может быть визуальной, звуковой, символической или эмоциональной. Например, в рассказе Чехова «Ионыч» образ рояля в доме Туркиных становится художественной деталью, символизирующей мещанскую пошлость. Лев Толстой использует множество деталей, чтобы передать психологическое состояние героев, например, описание дуба в «Войне и мире» отражает изменения в восприятии жизни Андреем Болконским. Художественная деталь – мощное средство для создания образов и передачи глубокого смысла.
25.
Художественный мир – это совокупность всех элементов произведения, создающих его уникальную реальность. Это пространство, время, герои, их взаимодействие, атмосфера, события и идеи, отражённые в произведении. Например, художественный мир романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова включает реалистическое изображение казачьей жизни, исторические события и личные драмы героев. В художественном мире важны не только события, но и то, как они интерпретируются автором, какие идеи и эмоции он вкладывает в текст. Каждый художественный мир уникален и отражает авторское видение действительности.
26.
Художественное время – это способ изображения времени в произведении. Оно может совпадать с реальным временем, как в исторических романах, или быть условным, как в сказках. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова время развивается нелинейно, переплетая события прошлого и настоящего. Художественное время может ускоряться (пропуская незначительные события) или замедляться (детально описывая важные моменты). Оно помогает создавать динамику повествования и подчёркивать ключевые события.
27.
Художественное пространство – это место, где разворачиваются события произведения. Оно может быть реальным, как Петербург в «Преступлении и наказании», или фантастическим, как мир Нарнии в произведениях К. С. Льюиса. Пространство помогает создать атмосферу, влияет на характер героев и развитие сюжета. Например, пустынная степь в «Старухе Изергиль» Горького подчёркивает одиночество героини. Художественное пространство тесно связано с временем, образами и идеями произведения.
28.
Эпиграф – это короткая цитата или изречение, помещённое перед текстом произведения. Эпиграф задаёт тон, направление или тему произведения, помогая читателю интерпретировать текст. Например, в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» эпиграфом служит библейская цитата: «Яко же зри зерно во чреве земли, разложится, умрет и плод сотворит мног». Этот эпиграф подготавливает читателя к теме искупления и возрождения. Эпиграфы помогают автору сразу акцентировать внимание на важных идеях текста.
29.
Эпитет – это образное определение, которое придаёт речи выразительность и помогает создавать яркие образы. Например, «сладостный май» у Пушкина или «серебряная луна» в романтической поэзии. Эпитеты могут выражать настроение, передавать авторское отношение к описываемому или подчёркивать важные детали. Они обогащают язык произведения, делая его более эмоциональным и выразительным.
30.
Эпизод – это часть произведения, представляющая собой законченный фрагмент повествования, связанный с общим сюжетом. Эпизоды могут быть ключевыми, влияющими на развитие основного конфликта, или второстепенными, которые углубляют понимание характеров героев или создают атмосферу. Например, в романе «Война и мир» Льва Толстого эпизод бала Наташи Ростовой раскрывает её юность, непосредственность и открытость миру, что контрастирует с её дальнейшими испытаниями. Эпизоды позволяют автору дробить сложный сюжет на логически завершённые части, делая текст более структурированным и выразительным. Каждый эпизод в произведении может нести важное символическое или идейное значение.
31.
Эстетика – это философская наука о прекрасном, изучающая закономерности художественного творчества, восприятия искусства и его влияния на человека. В литературе понятие эстетики тесно связано с художественным идеалом автора, его подходом к изображению мира, стилю и средствам выразительности. Например, эстетика произведений Александра Пушкина отличается гармонией, простотой и ясностью, что отражает идеал красоты, присущий его эпохе. Эстетика позволяет выявить, как автор через свои произведения раскрывает представления о прекрасном и как эти представления менялись с течением времени. Это понятие также охватывает формы и стили, которые автор использует для выражения своих идей, а также эмоциональный отклик, который они вызывают у читателя.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением