Ответы на вопросы на стр.102-103 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания1. В чём состоит проблемно-тематическое своеобразие «Донских рассказов»?Проблемно-тематическое своеобразие «Донских рассказов» Михаила Шолохова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. В чём состоит проблемно-тематическое своеобразие «Донских рассказов»?
Проблемно-тематическое своеобразие «Донских рассказов» Михаила Шолохова заключается в том, что эти произведения представляют собой художественное осмысление трагических событий эпохи Гражданской войны, революции и социальных перемен в России.
Шолохов исследует судьбу русского крестьянина в переломные моменты истории, когда традиционные устои, патриархальный уклад и связь с землёй начинают разрушаться. Основные темы рассказов включают драматизм человеческой жизни, моральные конфликты, вопросы чести, достоинства, долга и их столкновение с реальностью того времени. Автор показывает, как революция и война вторгаются в личную жизнь героев, лишая их привычного уклада, но оставляя неизменными такие ценности, как чувство собственного достоинства, любовь к труду и Родине.
Шолохов уделяет большое внимание не только событиям исторического масштаба, но и внутреннему миру своих героев, их переживаниям, нравственному выбору. Его герои — это прежде всего обычные люди, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, вынужденные искать ответы на вопросы о смысле жизни, совести и справедливости. В рассказах также поднимаются вопросы противоречий между личными убеждениями и долгом перед обществом или семьёй.
Эстетическая ценность «Донских рассказов» заключается в глубоком психологизме, ярких реалистичных описаниях и точности передачи народного языка. Благодаря этому произведения Шолохова не только отражают дух времени, но и обращаются к вечным человеческим ценностям, поднимая вопросы, актуальные во все эпохи.
2. Какую роль в раскрытии авторского замысла играют эпиграфы к первой и третьей книгам романа «Тихий Дон» — старинные казачьи песни?
Эпиграфы к первой и третьей книгам романа «Тихий Дон», основанные на старинных казачьих песнях, играют важную роль в раскрытии авторского замысла Михаила Шолохова. Они не только задают тон произведению, но и выражают ключевые темы и идеи, которые проходят через весь роман.
Казачьи песни, используемые в качестве эпиграфов, являются неотъемлемой частью культурного кода донского казачества. Они передают дух эпохи, особенности мировоззрения и традиции, которые определяли жизнь казаков. Эти песни наполнены трагизмом, мужеством и философией, которые находят отражение в судьбах героев романа.
Эпиграфы помогают читателю глубже понять исторический контекст, в котором разворачиваются события «Тихого Дона». Они подчёркивают связь героев с народной культурой, их укоренённость в традициях и духовных ценностях казачества. В то же время эти песни отражают трагедию народа, раздираемого войной и революцией, его страдания и утрату привычного миропорядка.
Символика эпиграфов усиливает драматизм повествования и акцентирует внимание на ключевых мотивах романа — конфликте между личным и общественным, трагедии разрушения традиционного уклада жизни. Таким образом, старинные казачьи песни становятся не только художественным приёмом, но и мощным инструментом для передачи основной идеи произведения: неизбежности исторических перемен и цены, которую за них платит человек.
3. Историю каких казачьих семей и с какой целью автор прослеживает на протяжении всего романа «Тихий Дон»?
Автор описывает судьбы представителей донского казачества, раскрывая сложные взаимоотношения между людьми, их внутренние конфликты, а также связь с историческими процессами, происходившими в России в начале XX века. На примере семей Мелеховых, Астаховых и Коршуновых Шолохов показывает как личные трагедии, так и глобальные изменения в жизни казачества, представляя широкую панораму эпохи.
Семья Мелеховых находится в центре повествования, и их история охватывает несколько поколений, начиная с мирной жизни на хуторе Татарском и заканчивая разрушительными последствиями революций, войн и социальных катаклизмов. Григорий Мелехов, главный герой романа, воплощает в себе сложность и неоднозначность казачьей судьбы. Его внутренние переживания, борьба между любовью к Аксинье и долгом перед женой Натальей, выбор между Белым движением и Красной армией отражают общий трагизм того времени. Григорий — человек, раздираемый противоречиями, он не может обрести покой ни в личной, ни в общественной жизни. Его судьба символизирует трагедию целого народа, оказавшегося между молотом и наковальней исторических перемен. Через историю Григория Шолохов поднимает вопросы человеческой совести, верности своим идеалам и ценностям, а также выживания в условиях, когда моральные ориентиры утрачены.
Семья Астаховых, особенно фигура Аксиньи, играет важную роль в романе. Аксинья — яркий и страстный персонаж, воплощающий неукротимую силу любви и страдания. Её отношения с Григорием становятся одной из центральных линий произведения. Трагическая любовь Аксиньи и Григория показывает, как личные чувства разрушаются под давлением внешних обстоятельств. Аксинья теряет своего ребёнка, а в финале романа погибает сама, что подчёркивает разрушительный характер эпохи, в которой отдельные судьбы не могут противостоять историческим бурям.
Коршуновы — традиционная казачья семья, придерживающаяся устоев и привычного образа жизни. Однако их жизнь тоже подвергается испытаниям, когда старые нормы и ценности начинают разрушаться под влиянием революционных событий. История этой семьи иллюстрирует неизбежность перемен, которые затрагивают все слои казачьего общества, от крестьян до военных.
Через судьбы этих семей Шолохов показывает не только личные драмы, но и обобщённый портрет казачества как особого социального слоя. Казачество, обладающее уникальной культурой и традициями, сталкивается с новыми вызовами, которые несут войны, революция и смена общественного строя. Автор изображает, как казачий уклад жизни разрушается под воздействием внешних факторов. Война приносит не только смерть и страдания, но и ломает традиционные связи между поколениями, родными, близкими. Революция вносит раскол в казачью общину, заставляя людей выбирать между поддержкой старого порядка и переходом на сторону новой власти. В результате многие семьи распадаются, а их члены отдаляются друг от друга.
Шолохов ставит перед собой задачу показать трагедию целого народа через личные истории его представителей. В каждой семье мы видим общие черты: борьбу за выживание, попытки сохранить человеческое достоинство, внутренние противоречия между долгом и чувствами. Однако Шолохов не просто фиксирует распад старого уклада, он показывает и моменты героизма, верности, стойкости. Герои его романа, несмотря на все испытания, стремятся сохранить человечность.
Автор обращается к истории казачьих семей, чтобы показать уникальную роль казачества в русской истории, а также его трагический конец как самостоятельного социального явления. Шолохов демонстрирует, как перемены, вихрем проносящиеся через жизнь героев, разрушают их мир, но при этом сохраняют память о богатой и самобытной культуре донского края. Судьбы семей в романе «Тихий Дон» становятся не только зеркалом эпохи, но и символом всей человеческой борьбы за право быть счастливыми, несмотря на внешние и внутренние катаклизмы.
Таким образом, история казачьих семей в «Тихом Доне» — это не просто художественное полотно, а мощное средство осмысления исторической судьбы казачества и России в целом. Шолохов показывает, что трагедия этих людей — часть общей национальной трагедии, когда народ оказывается между старыми устоями и новой реальностью, где необходимо переосмыслить свои ценности и искать новый путь.
4. Перечитайте последний абзац пятой части (кн. 2. ч. 5, гл. XXXI). Как вы думаете, почему вторую книгу, переполненную сценами жестоких убийств, автор завершает пейзажной зарисовкой, смысл которой — незыблемость природных законов, главный из которых — победа жизни над смертью, торжество любви и материнства? Почему эта пейзажная зарисовка следует сразу же за описанием могилы убитого казаками Валета? Что даёт это контрастное сочетание для постижения авторской позиции, авторской концепции бытия?
Во второй книге «Тихого Дона», насыщенной сценами убийств, насилия и разрушений, Михаил Шолохов завершает повествование пейзажной зарисовкой, которая несёт глубокий символический смысл. В этом эпизоде изображается жизнь природы, которая продолжается, несмотря на все человеческие трагедии, жестокость и разрушения. Эта зарисовка — своего рода контраст между миром людей и миром природы, между смертью и жизнью, насилием и созиданием.
В описании сцены, где стрепеты сражаются за право продолжения рода, а затем самка прячет свои яйца под полынью, Шолохов демонстрирует вечность и незыблемость законов природы. Природа следует своим неизменным циклам независимо от того, что происходит в мире людей. Этот образ воплощает идею победы жизни над смертью, торжества любви и материнства. В мире природы главенствуют инстинкты, направленные на сохранение и продолжение жизни, что противопоставляется миру людей, где господствуют разрушительные страсти, ненависть и жестокость.
Пейзажная зарисовка, расположенная сразу после сцены с описанием могилы убитого казаками Валета, усиливает эффект контраста. На фоне человеческой трагедии природа предстает символом вечного обновления и гармонии. Она не знает разрушительных противоречий, присущих людям, и демонстрирует непрерывность жизни даже в условиях смерти и разрушения. Это противопоставление подчеркивает авторскую позицию: несмотря на хаос, разруху и жестокость человеческой истории, жизнь как таковая не прекращается, она продолжает существовать в иной, более гармоничной форме.
Для понимания авторской концепции бытия этот контраст играет ключевую роль. Шолохов проводит мысль о том, что человеческая жизнь со всеми её страданиями и трагедиями является лишь частью большего, более стабильного порядка природы. Пейзажная зарисовка указывает на глубокую связь человека с природой и на то, что жизнь всегда побеждает смерть, даже если мир людей временами кажется поглощённым мраком и насилием. Таким образом, через этот эпизод автор предлагает философский взгляд на бытие, где трагедия и разрушение человеческого мира становятся частью общего гармоничного процесса, заключающегося в продолжении жизни и торжестве созидательных начал.
5. Найдите фрагменты (кн. 1, ч. 2, гл. I и III). в которых содержатся размышления о круговороте человеческой жизни, о вечном обновлении природного бытия. Кому, на ваш взгляд, принадлежат эти рассуждения — самому писателю или героям, жизненную философию которых он старается передать? Как вы думаете, поднимается ли автор в этих рассуждениях над своими героями, выражает ли он свою собственную, недоступную их пониманию жизненную философию?
Цитаты:
1. Глава I:
«Лет десять спустя на том месте, где раньше дымились курени Чигонацкой станицы, поселились пришлые казаки и те, кто уцелел после разгрома. Станица вновь выросла и обросла постройками...»
В этом фрагменте показан процесс восстановления после разрушения. Жизнь продолжается, несмотря на трагедии и смерть. Люди, как часть природы, следуют законам обновления и возрождения.
2. Глава III:
«А над хутором шли дни, переплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы, дул ветер, гудела на погоду гора, и Дон, застеклённый осенней прозрачно-зелёной лазурью, равнодушно шёл к морю».
Этот фрагмент передаёт незыблемость и вечность природы. Река Дон символизирует круговорот времени, неизменность природных законов и их независимость от человеческих страданий.
Цитаты, приведённые в первой части второй главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», наполнены глубокими размышлениями о цикличности человеческой жизни и вечном обновлении природы. Рассуждения в этих фрагментах скорее принадлежат самому автору, чем героям, поскольку они выражают философскую точку зрения, которую персонажи не всегда способны осмыслить. Например, в первой главе описывается, как после разрушения и гибели казачьей станицы на её месте вновь появляются поселения. «Лет через десять на том месте, где раньше дымились курени Чигонацкой станицы, поселились пришлые казаки и те, кто уцелел после разгрома». Этот эпизод подчёркивает, что даже трагедии и катастрофы, которые люди воспринимают как конец, на самом деле являются началом нового жизненного цикла. Этот процесс восстановления, замещения старого новым подчиняется законам природы, которые неизменно ведут жизнь к обновлению.
Во втором фрагменте из третьей главы особое внимание уделяется реке Дон, которая становится символом вечности и непрерывного течения времени. «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застекленный осенней прозрачно-зеленой лазурью, равнодушно шел к морю Дон». Здесь Шолохов использует образ реки для того, чтобы показать равнодушие природы к человеческим страданиям. В то время как жизнь человека полна конфликтов, трагедий, любви и утрат, природа остаётся неизменной. Дон, плавно и спокойно текущий к морю, символизирует силу, которая всегда сохраняется и движется вперёд, независимо от того, что происходит с людьми вокруг.
В этих рассуждениях автор действительно возвышается над своими героями, поскольку смотрит на жизнь с философской высоты, которой его персонажи редко достигают. Для героев, например для Григория Мелехова, жизнь наполнена постоянными внутренними и внешними конфликтами. Их сознание поглощено текущими событиями — личными драмами, семейными и социальными проблемами, войной и любовными переживаниями. В отличие от них, Шолохов передаёт свою собственную философию через описание природных явлений. Его взгляд выходит за пределы человеческого существования и устремляется к универсальному порядку, где жизнь и смерть — всего лишь этапы бесконечного процесса.
В своих размышлениях Шолохов выражает философию, недоступную его героям. Она заключается в том, что человек — это лишь малая часть великого природного цикла. Законы природы действуют независимо от человеческой воли, и даже самые сильные страдания людей теряют своё значение перед лицом вечности. Однако герои романа этого не осознают, так как сосредоточены на своих личных судьбах и не способны увидеть общую картину бытия. Например, Григорий Мелехов не понимает, что его собственные жизненные трудности — лишь малая часть более глобального порядка. Он остаётся внутри своей драмы, не осознавая её временности и ограниченности.
Таким образом, эти фрагменты подчёркивают неразрывную связь между человеком и природой, где одно подчиняется законам другого. Шолохов показывает, что, несмотря на трагедии и войны, жизнь продолжается в соответствии с вечным природным циклом. Его философия отражает гармонию, в которой люди являются частью общего мира, но не всегда понимают свою роль в нём. Это делает произведение глубоко философским и заставляет задуматься о месте человека в вечном круговороте жизни.
6. Перечитайте сцены убийства красными пленных офицеров (кн. 2, ч. 5, гл. XII) и
казни подтелковцев (кн. 2, ч. 5, гл. XXX). уделяя основное внимание поведению Григория Мелехова. Согласны ли вы с мнением, что для автора романа принципиально важно присутствие в этих сценах главною героя? Проследите за тем, как Григорий реагирует на происходящее. Представьте, что могло бы измениться в вашем восприятии описываемых событий, если бы автор вывел из них главною героя.
Григорий Мелехов в сценах казней и расправ предстает как сложный и противоречивый персонаж, отражающий трагедию гражданской войны. Его поведение показывает внутреннюю борьбу между остатками совести и моральным истощением. Во время казни он не принимает участия, стараясь отстраниться от происходящего, но его реакции полны боли, негодования и отвращения. Он наблюдает за жестокостью, которую воспринимает с трудом, и не скрывает своего возмущения бессмысленным кровопролитием. Когда Подтелков обвиняет его в двойной игре, Григорий резко напоминает ему о его собственных приказах, что указывает на его стремление защитить свою честь и выразить протест против той ненависти, что охватила всех вокруг. Его уход вместе с Христоней из хутора символизирует не только отвращение к происходящему, но и беспомощность перед лицом хаоса, где он не может ни предотвратить кровопролитие, ни изменить ситуацию.
Присутствие Григория в этих сценах играет ключевую роль для понимания читателем глубины человеческой трагедии. Он становится зеркалом, через которое отражается не только деградация моральных ценностей, но и разрушение человеческой души в условиях войны. Григорий не просто свидетель, он эмоциональный центр, который помогает передать весь ужас, абсурд и бессмысленность братоубийственной войны. Без его присутствия сцены казни утратили бы эмоциональную напряженность и драматизм, превратившись в сухое описание жестокости. Через его глаза читатель видит, как война превращает людей в палачей, убивающих своих же братьев, и как сами участники этого ужаса теряют последние остатки человечности.
Сцены казни играют важную роль в романе, так как раскрывают глубину трагедии, в которую погружается казачество. Они символизируют крайнюю степень дегуманизации, когда социальные и человеческие связи разрушаются, а традиционные ценности уступают место ненависти и жестокости. Эти эпизоды иллюстрируют, как война ломает моральные устои и приводит к полной потере ориентиров, где даже самые близкие люди становятся врагами. Шолохов использует сцены казни, чтобы показать всю глубину боли и хаоса, охватившего Дон во время революции и войны, подчеркивая, что главная трагедия заключается не только в кровопролитии, но и в уничтожении человеческой души.
7. Перечислите эпизоды мирной жизни, в которых, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой раскрываются личность Григория Мелехова, свойства его характера. Какие из его поступков вызывают у вас безусловно положительную оценку, а какие кажутся сомнительными или даже предосудительными? Как вам кажется, хотел ли автор, чтобы у читателей сложилось такое представление о поведении героя, и если да, то как он этого добивается?
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» личность Григория Мелехова наиболее полно раскрывается в эпизодах мирной жизни, где проявляются главные свойства его характера — привязанность к земле, любви к своей семье, природная чуткость, трудолюбие и стремление к правде. Эти эпизоды позволяют увидеть противоречивую натуру героя, в которой борются традиции, долг и личные чувства.
Григорий предстает как человек, глубоко укоренённый в казачьей культуре, близкий к природе и своей земле. В мирной жизни он заботится о семейном хозяйстве, трудится в поле и находит радость в простых делах, таких как сенокос или уход за скотиной. Эти моменты подчеркивают его крестьянскую сущность, любовь к земле и желание жить в гармонии с окружающим миром. Например, в одном из эпизодов Григорий, занимаясь работой на хуторе, проявляет искреннюю заботу о природе, жалея случайно убитого дикого утёнка. Этот эпизод акцентирует внимание на его способности сочувствовать всему живому, что, несмотря на все жизненные перипетии, остаётся одной из важнейших черт его характера.
Однако Григорий далеко не идеален, и в его поступках часто проявляются внутренние противоречия. Например, его отношения с женой Натальей и Аксиньей ярко иллюстрируют сложность его натуры. С одной стороны, он испытывает глубокую страсть и искреннюю любовь к Аксинье, но с другой — это чувство ведёт к разрушению его семьи и осуждению со стороны окружающих. Его уход из дома вместе с Аксиньей вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, это поступок страстного, живого человека, стремящегося к личному счастью, а с другой — он демонстрирует слабость перед эмоциями и неспособность нести ответственность за свои решения. Такое поведение порой кажется предосудительным, так как Григорий оставляет свою семью, в том числе детей, ради любви к Аксинье.
Ещё один эпизод, заслуживающий внимания, связан с конфликтами Григория с соседями и его братьями. Эти сцены показывают его вспыльчивость, гордость и решительность, которые, в зависимости от ситуации, можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Например, Григорий готов отстаивать свои права и защищать свои интересы, даже если это приводит к конфликтам. Его действия подчас кажутся сомнительными, так как он не всегда действует в интересах семьи или окружающих.
Автор, безусловно, стремился создать сложный и многогранный образ героя. Шолохов показывает, как на Григория влияет окружающая среда, исторические события и культурные традиции. Его личность раскрывается через его внутренние монологи, взаимодействие с другими персонажами и развитие событий. Шолохов использует детальное описание повседневной жизни и размышлений героя, чтобы подчеркнуть, как внешние обстоятельства обостряют его внутренние конфликты. Например, сцены общения Григория с родными, моменты его раздумий о жизни, о долге перед семьёй и обществом помогают читателю лучше понять его характер.
Автор добивается того, чтобы у читателя сложилось комплексное представление о поведении героя, акцентируя внимание на его человеческой уязвимости. Григорий — не идеальный герой; он часто ошибается, действует импульсивно, но при этом остаётся человеком с глубокими моральными переживаниями и стремлением к правде. Именно эта противоречивость делает его таким близким и понятным для читателя. Шолохов создаёт реалистичный и многослойный образ, который вызывает не только восхищение, но и сострадание, а порой и осуждение. Это позволяет читателю глубже осмыслить судьбу героя, его место в обществе и его борьбу с самим собой.
8. На материале первой части романа найдите и сопоставьте портретные характеристики «парных» персонажей — Петра и Григория Мелеховых, Натальи Коршуновой и Аксиньи Астаховой. Пытается ли автор через различия во внешности героев передать различия в их характерах, во взглядах на мир?
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» портретные характеристики персонажей помогают раскрыть их внутренние миры, отличия во взглядах на жизнь и особенности характеров. На материале первой части романа рассмотрим портреты и их связь с характерами Петра и Григория Мелеховых, Натальи Коршуновой и Аксиньи Астаховой.
Петр Мелехов описывается как человек физически сильный, уверенный в себе, жесткий и даже грубый. Его внешность подчёркивает его темперамент: широкоплечий, с грубыми чертами лица, обладающий крепкой фигурой. Внешний облик Петра соответствует его внутреннему миру: он олицетворяет традиционного казака, человека, привыкшего жить по старым правилам и находящего своё место в укладе жизни станицы. Его взгляды на мир просты и прямолинейны, он стремится к стабильности и порядку, редко подвергая свои убеждения сомнению. Эта черта становится особенно заметной на контрасте с его младшим братом Григорием.
Григорий Мелехов, напротив, представлен как человек более чувствительный и сложный. Его портрет — это собранность и сила, но в то же время в нем видна внутренняя тревожность. Шолохов описывает Григория с более тонкими чертами лица, что сразу выделяет его среди других казаков. Эти особенности подчёркивают его эмоциональную восприимчивость и склонность к размышлениям. В отличие от Петра, Григорий стремится найти своё место в жизни не через принятие традиций, а через борьбу с ними. Его внешний облик отражает эту борьбу: он сильный, но в его глазах часто можно увидеть сомнение, что указывает на его внутренние противоречия.
Наталья Коршунова олицетворяет традиционные идеалы женственности: скромность, покорность и преданность семье. Её портрет соответствует этим качествам — правильные, мягкие черты лица, спокойный и доброжелательный взгляд. Она описывается как красивая женщина, но её красота сдержанна, лишена яркости и броскости. Этот портрет подчеркивает её основательность, надежность и стремление к семейному счастью. Наталья представляет собой идеал жены в представлении казачьего общества, но её внутренний мир остаётся менее глубоким и менее сложным по сравнению с Аксиньей.
Аксинья Астахова, напротив, — яркая, страстная и эмоциональная женщина. Её портрет раскрывает эту яркость: Шолохов описывает её выразительные глаза, живую мимику, уверенные движения. Внешность Аксиньи подчёркивает её темперамент, её независимость и желание жить, следуя своим чувствам. Она не боится идти наперекор общественным нормам, её взгляд на мир полон энергии и стремления к свободе. В этом заключается её кардинальное отличие от Натальи, что делает отношения Григория с каждой из них настолько контрастными.
Шолохов через портретные различия героев передаёт их внутренние особенности и взгляды на жизнь. Петр — это человек действия, казак старого уклада, сильный, но лишённый глубоких переживаний. Григорий — человек рефлексии, который находится в поиске себя, и его внешность отражает эту неустойчивость. Наталья и Аксинья символизируют противоположные полюса женского начала: Наталья — тихое семейное счастье, Аксинья — страсть и жажда свободы. Автор использует описания внешности как важный инструмент для создания образов, подчёркивая связь между внешним обликом и внутренним миром героев.
9. Сравните два основных женских образа романа — Аксинью и Наталью. Какие черты национального характера воплощены в них? Что привлекает в каждой из этих героинь автора?
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» образы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой представляют два контрастных типа женственности, воплощающих разные черты национального характера и отражающих традиционные и более свободолюбивые представления о роли женщины в казачьем обществе.
Аксинья Астахова — это яркая, страстная женщина, символизирующая свободный дух и стремление к личному счастью. Её образ связан с проявлением национального характера в виде независимости, силы духа, стремления жить в гармонии со своими чувствами. Она решительна, готова идти против общественных устоев ради любви и счастья. Аксинья воплощает в себе женскую энергию, страсть, непокорность. Она любит Григория искренне и самозабвенно, жертвуя ради него своей репутацией и даже личной безопасностью. Её внутренняя сила и готовность бороться за своё счастье делают её образ ярким и запоминающимся. В то же время её страстная натура и импульсивность иногда приводят к трагическим последствиям, делая её жизнь сложной и полной конфликтов.
Наталья Коршунова, напротив, представляет традиционный идеал казачки. Её образ связан с такими чертами национального характера, как преданность, скромность, терпение и приверженность семейным ценностям. Она видится воплощением тихой, стабильной женской силы, которая поддерживает дом и семью. Наталья глубоко привязана к Григорию, несмотря на все трудности, которые их отношения переживают. Её терпимость и готовность прощать подчеркивают её внутреннюю добродетель, однако её подавление собственных желаний ради семьи делает её образ в некоторой степени трагическим. Наталья страдает от измен Григория и от невозможности разделить его чувства, что приводит к её внутреннему надлому.
Автор, создавая эти два контрастных образа, подчеркивает многогранность женской натуры. Аксинья привлекает своей страстью, свободолюбием и силой характера, тогда как Наталья вызывает восхищение своей верностью, терпением и глубокой привязанностью к традициям. Оба женских образа создают сложное полотно казачьей жизни, показывая, как национальный характер проявляется в разных гранях женственности.
Шолохов добивается того, чтобы читатель видел в этих героинях как достоинства, так и слабости. Аксинья впечатляет своей силой и решимостью, но её импульсивность и пренебрежение общественными нормами иногда приводят к разрушительным последствиям. Наталья, напротив, вызывает сочувствие своей судьбой, но её приверженность традициям и неспособность противостоять жизненным трудностям делает её образ более печальным. В результате через контраст этих двух героинь автор раскрывает не только их личные трагедии, но и более широкие социальные и культурные противоречия.
10. Какую роль в нравственных и идейных исканиях Мелехова сыграло общение с Подтелковым? Носителем какой правды является этот персонаж и почему она в конечном итоге не устроила Григория?
Общение Григория Мелехова с Подтелковым играет важную роль в раскрытии нравственных и идейных исканий героя. Подтелков, будучи убежденным большевиком, представляет собой носителя революционной правды, основанной на идеях социальной справедливости и классовой борьбы. Для него важно отстаивать принципы революции, несмотря на моральные и человеческие жертвы, которые приходилось приносить во имя этих идеалов.
Взаимодействие Мелехова с Подтелковым подчеркивает сложность морального выбора, перед которым оказывается Григорий. С одной стороны, он видит решительность Подтелкова, его преданность делу революции и готовность к самопожертвованию. Эти черты вызывают определенное уважение у Григория, который также стремится найти истину и свое место в стремительно меняющемся мире. С другой стороны, Мелехова отталкивает фанатизм и жестокость, с которыми Подтелков отстаивает свои идеалы. Особенно это проявляется в сценах казни, где Григорий осознает, что революционная правда Подтелкова требует уничтожения не только врагов, но и моральных принципов, которые дороги самому Мелехову.
Правда, которую несет Подтелков, заключается в необходимости полной преданности революции и безжалостной борьбы с теми, кто противостоит новому строю. Однако эта правда оказывается для Мелехова слишком односторонней и жестокой. Григорий, будучи человеком с глубоким чувством справедливости и сострадания, не может принять такую правду. Ему важно сохранить человеческие отношения, оставить место для милосердия и компромисса, чего лишена революционная идеология Подтелкова.
В конечном итоге Григория не устраивает правда Подтелкова, так как она требует подавления индивидуальности и оправдывает насилие как средство достижения цели. Для Мелехова, который постоянно находится в поиске смысла жизни и истины, революционная правда оказывается слишком категоричной и лишенной человечности. Этот конфликт подчеркивает трагизм внутреннего мира Григория, который не находит себя ни в старом мире, ни в новом, и остается одиноким в своих поисках.
11. По каким признакам можно определить, что «Тихий Дон» — роман-эпопея? В чем сходство и различия в жанровом отношении двух наиболее известных произведений этого жанра «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова?
«Тихий Дон» Михаила Шолохова можно определить как роман-эпопею по ряду признаков. Во-первых, произведение охватывает значительный временной промежуток — от событий Первой мировой войны и Октябрьской революции до Гражданской войны. Такой масштабный временной охват характерен для жанра эпопеи. Во-вторых, роман изображает жизнь целого народа — казачества, раскрывает его культуру, традиции, быт, социальные и политические противоречия. В центре повествования — судьба главного героя Григория Мелехова, но она неразрывно связана с судьбами других персонажей и историческими событиями. Таким образом, роман носит обобщающий характер, отражая исторические процессы через призму личных и коллективных судеб.
Еще одним важным признаком жанра эпопеи является многоплановость и широта описания. Шолохов создаёт сложное полотно из сюжетных линий, охватывающее темы любви, семейных конфликтов, борьбы за власть, моральных выборов, трагедий войны. В «Тихом Доне» значительное место занимают сцены масштабных исторических событий, в которых герои становятся как участниками, так и жертвами. Автор показывает не только личные переживания, но и глубокие изменения, происходящие в обществе.
Сравнивая «Тихий Дон» с «Войной и миром» Льва Толстого, можно отметить как сходства, так и различия. Оба произведения являются яркими примерами жанра романа-эпопеи. Они охватывают важные для своих эпох исторические периоды: у Толстого это Отечественная война 1812 года, у Шолохова — революционные и военные годы начала XX века. В обоих произведениях представлены масштабные батальные сцены, которые детально передают атмосферу и ужасы войны.
Сходство заключается и в изображении героев на фоне глобальных исторических событий. Как Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», так и Григорий Мелехов в «Тихом Доне» оказываются перед сложным выбором, ищут своё место в изменяющемся мире. Их судьбы раскрываются через внутренние конфликты, нравственные искания, противоречия между личным и общественным.
Однако между этими произведениями есть и значительные различия. У Толстого основное внимание уделено представителям дворянства, их отношениям, философским размышлениям о жизни, войне и мире. В центре «Тихого Дона» — казачество, его быт, социальные и политические потрясения. Шолохов более жестко и реалистично описывает трагедию войны, разрушение традиционного уклада, тяжёлые моральные выборы героев.
Еще одно различие касается стилистики. Если «Война и мир» насыщена философскими рассуждениями, то в «Тихом Доне» преобладают психологизм и бытовой реализм. Шолохов меньше использует прямую авторскую речь для философских обобщений, предоставляя читателю возможность делать выводы через действия и диалоги героев. У Толстого же авторский голос активно присутствует, он задаёт тон и направляет восприятие читателя.
Таким образом, «Тихий Дон» и «Война и мир» объединяет жанровая принадлежность к роману-эпопее, стремление передать широту исторических процессов через личные судьбы героев, глубокий психологизм. Однако их различия связаны с эпохами, о которых они рассказывают, акцентами в изображении общества и подходом к философским вопросам. Оба произведения являются классикой мировой литературы, оставляя неизгладимый след в сознании читателей.
12. Почему автор взял за основу жанровую модель романа-эпопеи? Как это связано с его замыслом, с художественными задачами, которые решал автор?
Михаил Шолохов выбрал жанровую модель романа-эпопеи для «Тихого Дона», поскольку она наилучшим образом соответствовала его замыслу и позволяла решить сложные художественные задачи, связанные с изображением масштабных исторических изменений, глубокого анализа человеческой природы и социальной среды. Основной целью автора было показать судьбу казачества в контексте революции, Гражданской войны и трансформации традиционного общества. Роман-эпопея как жанр предоставляет идеальную возможность для этого, так как сочетает в себе историческую широту, социальную значимость и психологическую глубину.
Одной из причин выбора жанра является стремление Шолохова создать художественное произведение, которое было бы не просто хроникой исторических событий, но и глубокой философской рефлексией над судьбами людей в эпоху глобальных перемен. Роман-эпопея позволяет автору охватить широкий исторический контекст, изобразить множество событий, показать столкновение различных идеологий и раскрыть через это внутренний мир героев. В «Тихом Доне» ключевой задачей Шолохова стало показать, как крупные исторические изменения затрагивают личную жизнь, судьбы отдельных людей и их семей.
Жанр эпопеи предполагает многоплановость, что также отвечает художественным задачам Шолохова. Он изображает разные слои общества, начиная от казаков и крестьян до представителей революционных кругов, демонстрируя столкновение их интересов, убеждений и представлений о жизни. Такой подход позволяет создать полную картину происходящего, подчеркнув как единство народа, так и его внутренние противоречия. При этом основное внимание сосредоточено на судьбе Григория Мелехова, которая становится символом трагической судьбы всего казачества.
Еще одной важной художественной задачей, решаемой в рамках жанра эпопеи, является соединение личного и коллективного. Через драму семьи Мелеховых Шолохов показывает, как события мирового масштаба отражаются на частной жизни. Личностные переживания героев, их внутренние конфликты и нравственные выборы становятся микрокосмом для осмысления глобальных процессов. Эта особенность позволяет читателю глубже понять трагедию целого народа.
Шолохов также использует жанр эпопеи для раскрытия вопросов морали, идеологии и человеческой природы. Герои романа, включая Григория Мелехова, находятся перед сложными нравственными дилеммами, которые определяют их дальнейшую судьбу. Через эти выборы автор ставит перед читателем вопросы о смысле жизни, цене предательства и героизма, о том, что значит оставаться человеком в условиях войны и политических потрясений.
Кроме того, жанр эпопеи позволяет Шолохову показать не только внешние события, но и внутренний мир героев. В «Тихом Доне» тщательно прописаны психологические детали, внутренние монологи, диалоги, которые помогают читателю понять мотивацию персонажей и их взгляды. Это делает произведение не просто исторической хроникой, но и глубоким анализом человеческой природы.
Таким образом, выбор жанра романа-эпопеи обусловлен задачей создания масштабного, многопланового произведения, которое бы не только отражало исторические события, но и ставило перед читателем вопросы о судьбах людей, общества и нравственных ценностях. Шолохов добивается этого благодаря сложной композиции, многогранным персонажам и детальному изображению эпохи.
13. Объясните, чем руководствовался автор, называя свой рассказ «Судьба человека».
Михаил Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека», чтобы подчеркнуть универсальность и глубину трагедии, описанной в произведении. Этот выбор названия указывает на главную тему рассказа — жизнь, испытания, страдания и стойкость личности в условиях глобальных исторических потрясений, таких как война. Шолохов хотел обратить внимание на то, как исторические события влияют на отдельного человека, ставя его перед жестокими испытаниями, и как он, несмотря на все трудности, сохраняет свою человечность.
Название отражает общий замысел автора — показать не только судьбу одного конкретного героя, Андрея Соколова, но и судьбу миллионов людей, прошедших через ужасы войны, потерю близких, разрушение привычного мира. Оно подчеркивает, что рассказ является метафорой общего человеческого опыта в эпоху глобальных катаклизмов. Шолохов показывает, как в этих обстоятельствах человек может сохранять внутреннюю силу, оставаться верным нравственным принципам, быть способным на сострадание и любовь, несмотря на все утраты.
Особенно важна личная история героя рассказа, Андрея Соколова, который теряет все: семью, дом, спокойствие и стабильность. Однако даже в этих условиях он остается человеком, готовым заботиться о других, как это проявляется в его отношении к мальчику-сироте Ванюше. Через название «Судьба человека» Шолохов подчеркивает, что даже в условиях трагедии и разрушения личность сохраняет свое достоинство, а жизнь — смысл.
Кроме того, название подчеркивает философский и гуманистический характер рассказа. Оно позволяет читателю задуматься о смысле человеческой жизни, о силе духа, о том, как важны сострадание, мужество и вера в будущее. Рассказ, таким образом, становится не просто хроникой личной судьбы, но и символом судьбы всего народа, всей страны, пережившей войну.
Название «Судьба человека» выбирается как универсальная формула, которая резонирует с любым читателем, поскольку каждый может увидеть в герое произведения частичку себя, своих родственников или знакомых, сталкивающихся с жизненными испытаниями. Таким образом, Шолохов акцентирует внимание на том, что судьба Андрея Соколова — это не только его личная трагедия, но и отражение исторической судьбы целого поколения.
14. Случайно ли герой рассказа «Судьба человека» является ровесником XX в.?
Герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», Андрей Соколов, действительно является ровесником XX века, и это неслучайно. Его биография и судьба символически отражают ключевые этапы, которые прошла Россия и ее народ в XX веке: революции, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и послевоенные трудности. Через его образ Шолохов передает идею, что судьба одного человека неразрывно связана с судьбой страны, ее историческими и социальными потрясениями.
Андрей Соколов родился в начале века, на рубеже новых исторических изменений. Это время принесло огромные перемены в жизни миллионов людей: крушение Российской империи, переход к советской власти, а затем испытания войны. В рассказе судьба Андрея как раз подчеркивает, как общественные и исторические процессы определяют жизнь простого человека. Его потеря семьи, участие в войне, плен, возвращение домой и обретение нового смысла жизни через заботу о мальчике Ванюше – это не только личная история, но и метафора судьбы всего народа.
Шолохов осознанно делает Андрея Соколова ровесником века, чтобы его жизнь стала воплощением образа «человека времени». Андрей – это собирательный образ поколения, прошедшего через тяжелейшие испытания и сохранившего силу духа, человечность и способность надеяться на будущее. Его история показывает, как ХХ век со своими глобальными конфликтами и потрясениями определил судьбы миллионов людей. Это делает образ героя универсальным и близким каждому читателю.
Таким образом, выбор времени жизни героя – неслучаен. Это позволяет Шолохову раскрыть основные проблемы и вызовы века через судьбу одного человека, сделать акцент на том, что история века – это не только масштабные события, но и индивидуальные трагедии, которые составляют основу народной истории.
15. Перескажите основные вехи жизненной судьбы главною героя рассказа, обратив внимание на те ситуации, в которых выбор героя предопределён историческими обстоятельствами.
Основные вехи жизненного пути Андрея Соколова, главного героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», тесно связаны с историческими событиями, которые определяли выбор героя и влияли на его судьбу. Жизнь Соколова проходит через ключевые этапы, которые пережила Россия в XX веке: революции, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и послевоенные годы. Рассмотрим эти события подробнее.
Андрей Соколов родился в начале века, что определило его участие в трагических и судьбоносных событиях. В годы революции и гражданской войны он оказался в гуще событий, когда выбор человека ограничивался борьбой за выживание. Как и миллионы его современников, Андрей принял сторону, которая казалась ему правильной, и был вынужден воевать в условиях разрухи и хаоса.
Далее, в межвоенный период, Андрей пытается наладить мирную жизнь. Он работает, женится, заводит детей. Но коллективизация и социальные изменения в стране делают его жизнь сложной. Исторические обстоятельства того времени лишают героев возможности жить спокойно и предсказуемо.
Ключевым поворотным моментом в судьбе Соколова становится Великая Отечественная война. Как и многие мужчины его поколения, Андрей отправляется на фронт. Здесь его выбор – не просто идти на войну, а проявлять стойкость, мужество и преданность своей стране, несмотря на ужасы, которые ему приходится пережить. Во время войны Соколов оказывается в плену, где его воля и характер подвергаются серьезным испытаниям. Он выдерживает все тяготы, отказывается сотрудничать с врагом и сохраняет человеческое достоинство даже в нечеловеческих условиях.
После войны судьба Андрея снова определяется историческими обстоятельствами. Вернувшись домой, он узнает о гибели жены и детей. Это трагедия, которая ломает многих, но Соколов находит в себе силы жить дальше. Его выбор – взять на себя заботу о сироте Ванюше – показывает, что исторические потрясения не смогли уничтожить в нем человечность. Этот поступок символизирует возрождение героя и его стремление дать новую надежду, даже если его собственная жизнь разрушена.
Таким образом, судьба Андрея Соколова – это отражение судьбы целого поколения, жизнь которого была предопределена историческими катаклизмами. Михаил Шолохов показывает, что даже в условиях тяжелейших испытаний человек может сохранить достоинство, доброту и способность к самопожертвованию.
16. Помог ли Мюллеру бескровный, духовно-нравственный поединок с русским военнопленным понять, что такое русский характер?
Духовно-нравственный поединок между Андреем Соколовым и немецким офицером Мюллером в рассказе «Судьба человека» Михаила Шолохова становится символом столкновения двух мировоззрений, двух характеров. С одной стороны, Мюллер представляет собой хладнокровного, уверенного в своей власти представителя фашистского режима, для которого человеческая жизнь — лишь инструмент в руках идеологии. С другой стороны, Соколов воплощает стойкость, силу духа и непоколебимость русского характера.
Поединок между ними происходит на уровне моральной силы, где физические действия отступают на второй план. Андрей Соколов, даже находясь в унизительном положении военнопленного, не теряет собственного достоинства. Он смотрит прямо в глаза своему противнику, отвечает ему сдержанно, но твердо, демонстрируя внутреннюю силу. Мюллер, казалось бы, обладает абсолютной властью, способной уничтожить любого, но именно эта внутренняя уверенность и спокойствие Андрея ставят его в тупик.
Особенно важным моментом является сцена, когда Соколов выпивает предложенный ему стакан водки и отказывается закусить. Этот символический жест показывает стойкость и независимость его характера. В этот момент Соколов фактически заявляет, что его нельзя сломить, что он готов умереть, но не откажется от своего человеческого достоинства. Такой поступок вызывает у Мюллера не только удивление, но и уважение. Именно это и есть победа русского духа, не требующая кровопролития.
Можно утверждать, что этот «поединок» помог Мюллеру понять, что такое русский характер. Это не только способность выживать в тяжелейших условиях, но и готовность сохранить человеческие ценности, даже находясь под смертельной угрозой. Для Мюллера это становится уроком: он осознает, что власть не всегда может сломить внутренний мир человека, если тот обладает истинной силой духа. Таким образом, сцена их противостояния становится важным символом сопротивления человеческого духа перед лицом бесчеловечной идеологии.
17. Можно ли отнести рассказ М. Шолохова «Судьба человека» к произведениям социалистического реализма?
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» вполне можно отнести к произведениям социалистического реализма, поскольку он отвечает основным требованиям этого литературного направления. Социалистический реализм был официально утвержден как главный метод советской литературы, который ставил своей задачей правдивое изображение жизни с учетом её революционного преобразования, а также воспитание читателя в духе коммунистической идеологии.
Во-первых, в рассказе «Судьба человека» присутствует реалистичное изображение событий, характерное для данного метода. Михаил Шолохов показывает тяготы жизни обычного советского человека в условиях войны, потери близких, унижения в плену, тяжёлого труда и лишений. История Андрея Соколова представлена как типичная судьба человека, пережившего войну, что подчёркивает связь художественного вымысла с реальной жизнью.
Во-вторых, рассказ отвечает требованию идейной направленности. Главный герой воплощает ключевые черты идеального советского человека: стойкость, мужество, патриотизм и внутреннюю силу. Даже в самых сложных жизненных обстоятельствах Соколов сохраняет веру в жизнь и в человека. Его поступки, такие как забота о мальчике-сироте Ванюшке, подчеркивают гуманизм и коллективистскую мораль, которые были важны для социалистического реализма.
Кроме того, в произведении ярко выражена воспитательная функция. Рассказ вдохновляет читателя на преодоление трудностей, демонстрирует примеры мужества и непоколебимости. Это особенно актуально в послевоенные годы, когда советская литература стремилась поддерживать моральный дух народа, акцентируя внимание на героизме и жертвенности.
Наконец, «Судьба человека» передает оптимизм, присущий произведениям социалистического реализма. Несмотря на все испытания, герой не теряет человеческого достоинства и находит в себе силы жить дальше. Его усыновление мальчика символизирует веру в будущее и в восстановление разрушенной войной жизни.
Таким образом, рассказ Михаила Шолохова соответствует ключевым характеристикам социалистического реализма и может быть отнесён к этому направлению.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением