Ответы на вопросы на стр.104 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинении• Путь искании Григория Мелехова.В сочинении на эту тему важно, намечая наиболее значимые, поворотные сцены и эпизоды, определить тот идеал,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинении
• Путь искании Григория Мелехова.
В сочинении на эту тему важно, намечая наиболее значимые, поворотные сцены и эпизоды, определить тот идеал, который ищет и никак не может обрести Григорий. Постарайтесь порассуждать: что мешает герою дойти до цели — только ли внешние обстоятельства?
Григорий Мелехов – центральный герой романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон», личность которого символизирует драматизм эпохи и сложность человеческой натуры. Его жизненный путь, полный противоречий, поисков и ошибок, представляет собой сложное взаимодействие внутренних стремлений героя и внешних обстоятельств. Григорий – это образ человека, который в условиях эпохальных потрясений ищет свое место в мире и пытается обрести идеал, но снова и снова сталкивается с невозможностью достичь гармонии.
Одним из ключевых поворотных моментов в судьбе Григория является его отношение к семье, к своему дому на хуторе Татарском. Это пространство изначально выступает для него символом устойчивости и традиционности, однако личные и социальные конфликты разрушают эту гармонию. Его страстная любовь к Аксинье, несмотря на всю глубину чувства, оказывается разрушительной. Она противоречит устоям казачьего общества, его обязательствам перед женой Натальей, что приводит к постоянным внутренним конфликтам. Григорий мечется между Аксиньей и Натальей, пытаясь найти в них то, что могло бы стать основой его счастья, но не может ни одной из них дать полного спокойствия.
Еще одной важной чертой поисков Григория является его отношение к войне. Участие в Первой мировой войне, а затем и в Гражданской, становится испытанием не только физическим, но и нравственным. На поле боя герой проявляет себя как храбрый и умелый воин, однако внутренняя борьба с ужасами войны, с необходимостью убивать и видеть смерть окружающих приводит к его отчуждению от идеалов, за которые он сражается. Он не может принять ни белое движение, ни красное, осознавая их одинаковую жестокость. Григорий все больше отдаляется от того, чтобы быть частью какой-либо системы, что подчеркивает его трагическое одиночество.
Идеал, который ищет Григорий, кажется недостижимым, потому что он связан с поиском внутренней гармонии и смысла жизни. Внешние обстоятельства – война, социальные потрясения, семейные трагедии – конечно, играют огромную роль в его страданиях. Однако глубинная причина его невозможности обрести цель заключается в его противоречивой натуре. Григорий стремится жить честно, по совести, но окружающий мир вынуждает его идти на компромиссы, совершать поступки, противоречащие его внутренним убеждениям. Например, его участие в казнях, предательствах, его неудачи в личной жизни – все это отталкивает его от идеала, делая его внутренне раздираемым.
Особое место в поисках Григория занимает его связь с природой. Река Дон – это не только символ казачьего края, но и отражение духовных исканий героя. Тихий Дон олицетворяет идею вечности, покоя, которой так не хватает Григорию. Он часто обращается к природе, ищет в ней утешение, но даже здесь не может найти полного успокоения. Природа становится для него напоминанием о гармонии, которую он утратил.
Шолохов через образ Григория стремится показать читателю драматизм человеческой жизни в условиях непрерывных изменений и потрясений. Григорий Мелехов – это человек, разрываемый между долгом и чувством, между любовью и ненавистью, между жизнью и смертью. Автор намеренно лишает героя завершенности, что делает его образ более живым, реальным. Читатель наблюдает за его падениями и подъемами, за его борьбой и страданиями, видя в нем отражение не только судьбы одного человека, но и целого поколения.
Таким образом, Григорий Мелехов – это символ трагической судьбы человека, который, несмотря на все усилия, не может найти свой идеал. Его путь исканий, полный противоречий, становится историей о том, как внешние обстоятельства и внутренние противоречия формируют личность, лишая ее возможности достичь гармонии. Шолохов через судьбу Григория показывает сложность и красоту человеческой жизни, призывая читателя задуматься о том, что такое идеал и возможно ли его достичь в условиях суровой реальности.
• Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
В данной работе следует выбрать для самостоятельного анализа-размышления несколько понравившихся сцен и эпизодов, пейзажных зарисовок, в которых автор поднимается до уровня философского осмысления принципов мироустройства, универсальных закономерностей природного мира и места в нём человека. Постарайтесь от частного, конкретного подняться до концептуальных обобщений о мировоззрении автора «Тихого Дона».
Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» – это не только эпопея о судьбе казачества в переломные исторические времена, но и произведение, в котором природа занимает важное место, становясь не просто фоном, а полноценным участником событий. Природа в романе Шолохова связана с душевным состоянием героев, с философскими размышлениями о смысле жизни, о закономерностях мироздания и месте человека в этом сложном мире. Через взаимодействие человека и природы автор поднимается до уровня философского осмысления, передавая глубокое мировоззрение, которое пронизывает всё произведение.
Природа на Дону живёт своей жизнью, оставаясь неизменной на фоне исторических катаклизмов. Реки, поля, степи и хутора становятся вечными свидетелями драматических событий, которые разворачиваются вокруг. Тихий Дон – это больше, чем просто географическая река. Это символ покоя, гармонии, вечности, к которому стремятся герои, но который редко достигается. Для Григория Мелехова Дон становится воплощением утраченной гармонии, к которой он жаждет вернуться, но которая остаётся недостижимой. Каждая сцена, связанная с природой, наполнена особой лиричностью и философской глубиной. Дон, то спокойный и тихий, то бурный, отражает не только внешние события, но и внутренние переживания героев.
Шолохов мастерски использует описание природы, чтобы показать настроение и внутреннее состояние персонажей. Например, в сценах, где герои переживают горечь утрат или эмоциональные конфликты, окружающий пейзаж становится угрюмым, с серыми небесами и мрачными красками. Напротив, сцены счастливых моментов сопровождаются яркими и солнечными пейзажами, отражающими радость и надежду. Таким образом, природа становится зеркалом человеческой души, тонко подчеркивая её состояние.
Особое место в романе занимают сцены, где природа изображена не только в её непосредственном виде, но и как носитель универсальных закономерностей. Например, изображение смены времён года и течения реки символизирует вечный круговорот жизни, где человек занимает лишь временное место. Герои романа, несмотря на свои амбиции и стремления, вынуждены подчиняться этим законам, потому что природа неизмеримо больше и мощнее их. Этот философский подход подчёркивает одну из ключевых идей произведения: человек – часть мира, но не его центр.
Природа также служит важным элементом в раскрытии мировоззрения автора. Шолохов через картины природы выражает свои размышления о гармонии и хаосе, о борьбе между созиданием и разрушением. Например, сцены весеннего пробуждения природы, с зелёными степями и цветущими деревьями, контрастируют с картинами войны, где поля покрыты кровью и разрушением. Этот контраст подчёркивает идею того, что природа всегда стремится к жизни, в то время как люди зачастую разрушают её своей агрессией и войнами.
Роль природы в «Тихом Доне» выходит за пределы традиционных функций описания фона или пейзажных зарисовок. Она становится философской категорией, напоминая читателю о том, что гармония возможна только тогда, когда человек живёт в согласии с законами природы, уважая её и не пытаясь подчинить её своей воле. В этом смысле Шолохов создаёт не только произведение о судьбе казачества, но и универсальную историю о взаимодействии человека и мира.
Таким образом, «Тихий Дон» Михаила Шолохова – это роман, в котором природа играет ключевую роль, раскрывая внутренний мир героев и философские взгляды автора. Через описания природы, её символику и взаимодействие с человеком Шолохов поднимает глубокие вопросы о смысле жизни, месте человека в мире и о гармонии, которая достигается только в единстве с окружающим миром. Природа в «Тихом Доне» – это не только часть повествования, но и источник вдохновения, философских размышлений и художественной красоты, что делает роман настоящим шедевром мировой литературы.
• Русский характер на исторических изломах XX века: на материале рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
Сочинение на эту тему предполагает рассмотрение жизненной судьбы главного героя рассказа в аспекте проблемы русского национального характера. Основываясь на анализе ключевых эпизодов произведения, постарайтесь объяснить, что именно позволяет Андрею Соколову вместе со всем народом преодолевать трагические испытания своего века.
Михаил Шолохов в своём рассказе «Судьба человека» мастерски передаёт сложность и многогранность русского национального характера на фоне тяжёлых исторических испытаний XX века. Через судьбу главного героя, Андрея Соколова, автор раскрывает глубокую философию жизни, основанную на стойкости, самоотверженности и душевной силе, свойственных русскому человеку. Рассказ демонстрирует, как личная трагедия становится отражением общей судьбы народа, а русский характер обретает новые грани в условиях войны, потерь и лишений.
Андрей Соколов – простой человек, чья жизнь оказывается втянутой в вихрь трагических событий своего времени. Его судьба включает в себя трудности гражданской войны, Великую Отечественную войну, плен и утрату семьи. Однако, несмотря на все испытания, герой сохраняет внутреннее достоинство и силу духа. Шолохов показывает, как национальный характер проявляется через такие качества, как терпение, упорство и способность к состраданию. Андрей Соколов находит в себе силы не только выжить, но и оставаться человеком, способным заботиться о других.
Одной из ключевых сцен, ярко иллюстрирующих русский характер, является эпизод, когда Соколов, находясь в плену, вступает в духовный поединок с немецким офицером. Эта сцена показывает не только силу воли героя, но и его внутреннюю независимость, веру в свои убеждения. Даже перед лицом смертельной опасности он сохраняет достоинство и не ломается под давлением обстоятельств. Этот эпизод символизирует стойкость русского народа, который, несмотря на все испытания, не теряет своего человеческого облика.
Другим важным моментом в рассказе является принятие Андреем Соколовым осиротевшего мальчика Ванюши. После потери собственной семьи этот поступок становится проявлением высшей степени человечности и примером способности к духовному возрождению. Этот эпизод показывает, что русский характер не исчерпывается только стойкостью перед трудностями – он включает в себя глубокую эмоциональную силу, умение сострадать и заботиться о ближнем. Через этот поступок герой обретает новый смысл жизни, находя в заботе о мальчике силы для преодоления личной трагедии.
Шолохов также подчёркивает связь человека с народом и его исторической судьбой. Андрей Соколов становится собирательным образом русского человека, чья жизнь тесно переплетена с судьбой страны. Его стойкость и мужество отражают силу всего народа, прошедшего через многочисленные испытания XX века – революции, войны, репрессии. Русский характер в рассказе – это умение находить смысл жизни даже в самых трагических обстоятельствах, способность подниматься над личной болью и продолжать бороться за жизнь и справедливость.
Михаил Шолохов через образ Андрея Соколова демонстрирует, что русский национальный характер основан на высоких моральных ценностях и духовной силе. Герой, несмотря на все трудности, сохраняет веру в добро, в людей и в будущее. Это делает его историю не только трагической, но и вдохновляющей. Рассказ «Судьба человека» показывает, что именно эти качества позволяют русскому народу преодолевать тяжёлые исторические изломы и сохранять свою идентичность. В этом произведении Шолохов создаёт мощный образ человека, чья судьба становится символом национальной стойкости и духовной силы.
Проектно-исследовательские работы
• Опыт анализа. Попробуйте объяснить, почему М. Шолохов так часто в финале своих произведений рисует образ ребёнка, придавая ему не только конкретный, но и обобщённо-символический смысл.
Образ ребёнка в финале произведений
М. Шолохова: анализ и символика
Михаил Шолохов в своих произведениях часто прибегает к изображению ребёнка, особенно в финальных эпизодах, придавая этому образу не только конкретное, но и обобщённое символическое значение. Этот художественный приём имеет глубокие философские корни и связан с общей концепцией человеческого существования, будущего и надежды, которую автор стремится передать читателю.
Образ ребёнка в творчестве Шолохова, в том числе в рассказе «Судьба человека», символизирует непрерывность жизни, несмотря на трагедии и испытания. В рассказе Андрей Соколов принимает осиротевшего мальчика Ванюшу, несмотря на свою личную боль и утрату. Этот поступок не только показывает внутреннюю силу героя, но и подчёркивает мысль о возрождении через заботу о новом поколении. Ребёнок в данном случае становится символом будущего, в котором человек, даже пережив катастрофы, находит надежду и смысл.
Шолохов уделяет внимание тому, что ребёнок представляет собой воплощение чистоты и искренности, которые способны вдохновить героя на новые свершения. Ребёнок — это не просто персонаж, а напоминание о возможности восстановления мира, который разрушен войной. Его присутствие в финале произведения возвращает читателя к идее о том, что, несмотря на жестокость окружающего мира, остаётся пространство для добра и сострадания.
Кроме того, ребёнок в произведениях Шолохова часто олицетворяет универсальные человеческие ценности: невинность, уязвимость и необходимость защиты. Эта идея тесно переплетается с темами ответственности и гуманизма, которые проходят красной нитью через творчество автора. В рассказах и романах Шолохова дети становятся мостом между прошлым, настоящим и будущим, символизируя преемственность поколений и неразрывную связь между людьми.
Шолохов также придаёт образу ребёнка символику надежды на возрождение нации. Например, в «Судьбе человека» мальчик Ванюша становится своего рода искуплением для героя, его возможностью вновь обрести семейное тепло и радость жизни. Этот момент подчёркивает, что даже в самые трудные времена человек способен находить утешение и вдохновение в заботе о других.
Таким образом, выбор ребёнка в финале произведений Шолохова — это не просто художественный приём, а философское обобщение. Этот образ является воплощением надежды, веры в лучшее будущее и стойкости человеческого духа. Через него автор передаёт свою веру в человека и его способность сохранять добро даже в условиях трагических исторических переломов.
• Опыт исследования. Постарайтесь увидеть не только общее, сближающее финалы произведений М. Шолохова, но и индивидуальное, неповторимое, отталкиваясь от чего можно сделать выводы о направленности художественной и мировоззренческой эволюции автора. Попробуйте определить характер и вектор этой эволюции.
Тема:
Художественная и мировоззренческая эволюция
Михаила Шолохова через призму финалов его произведений
Введение
Творческое наследие Михаила Александровича Шолохова представляет собой ярчайший образец русской литературы XX века, воплощающий сложную динамику исторических, социальных и культурных процессов. Будучи свидетелем и участником эпохальных событий, писатель стремился не только к художественному осмыслению этих явлений, но и к философскому пониманию роли человека в истории. В финалах своих произведений Шолохов концентрирует ключевые идеи, связанные с судьбой личности и народа. Эти эпизоды обладают не только сюжетной завершённостью, но и глубоким символизмом, позволяя увидеть эволюцию мировоззрения автора.
Цель настоящей работы – исследовать, каким образом финалы ключевых произведений Михаила Шолохова – «Тихий Дон», «Судьба человека» и «Поднятая целина» – отражают художественную и философскую эволюцию писателя. Для достижения этой цели предстоит проанализировать следующие аспекты: характерные черты финалов, отражение в них социально-исторической проблематики, а также изменение подхода Шолохова к изображению человеческой судьбы и общественных процессов.
Особое внимание уделяется концепции автора, выраженной через образы главных героев, символику завершения их путей и связь финалов с ключевыми темами произведений. Этот анализ позволяет лучше понять, как Шолохов использует литературные средства для выражения своих взглядов на человека, общество и время.
Основная часть
Финал «Тихого Дона» как трагедия личности и народа
«Тихий Дон» завершает историю Григория Мелехова, чья судьба является отражением трагедии всего казачества в годы революции и гражданской войны. Возвращение героя на хутор, к своему сыну, символизирует не только завершение его жизненных метаний, но и осознание утраченных ценностей. Финал произведения показывает, что попытки Григория найти гармонию между личными желаниями и историческими обстоятельствами заканчиваются неудачей.
Шолохов подчеркивает, что ни революция, ни гражданская война не принесли счастья или удовлетворения простым людям. Финальная сцена – это возвращение Григория к родной земле, которое выражает надежду на продолжение жизни, пусть и в изменённой, разрушенной форме. Однако автор не оставляет иллюзий: утраты, понесённые героем, необратимы, а прежний уклад жизни навсегда утерян. Этот финал свидетельствует о том, что Шолохов рассматривает историю как мощную разрушительную силу, которая неизбежно ломает судьбы людей.
Финал «Судьбы человека»: гуманизм и сила духа
В рассказе «Судьба человека» Шолохов обращается к трагическим событиям Великой Отечественной войны. Финал произведения – это трогательная сцена, в которой Андрей Соколов принимает осиротевшего мальчика Ванюшу. Этот акт усыновления становится символом духовной победы героя над ужасами войны. Шолохов подчёркивает, что даже в самых тяжёлых обстоятельствах человек способен проявлять доброту, гуманизм и стремление к возрождению.
Финал «Судьбы человека» имеет не только личностное, но и обобщённо-символическое значение. Андрей Соколов, потерявший всё – семью, дом, родину, – находит в заботе о ребёнке новый смысл жизни. Этот финал выражает веру автора в человеческую стойкость и способность к духовному возрождению. Через образ мальчика, символизирующего будущее поколения, Шолохов передаёт надежду на то, что разрушения войны будут преодолены.
Финал «Поднятой целины»: коллективный оптимизм
В «Поднятой целине» финал приобретает коллективистскую направленность. Герои произведения объединяются ради преобразования сельской жизни, несмотря на все трудности и внутренние конфликты. Здесь Шолохов демонстрирует веру в силу общественного единства, способность людей работать на общее благо. В отличие от трагизма финала «Тихого Дона» и гуманистической направленности «Судьбы человека», здесь автор предлагает оптимистичный взгляд на будущее.
Финал «Поднятой целины» отражает социально-политические убеждения Шолохова и его приверженность идеалам социалистического реализма. Писатель утверждает, что коллективный труд способен преодолеть любые преграды, а гармония между личными и общественными интересами достижима в новом обществе. Это видение перекликается с общей тенденцией советской литературы того времени, однако Шолохов привносит в своё произведение реалистичное изображение сложностей, с которыми сталкиваются герои.
Эволюция мировоззрения и художественного стиля
Сравнительный анализ финалов произведений Шолохова позволяет выявить изменения в его мировоззрении и подходе к художественному осмыслению действительности. Если в «Тихом Доне» доминирует трагизм и осознание разрушительности исторических процессов, то в «Судьбе человека» автор сосредотачивается на личной стойкости и гуманизме. «Поднятая целина» знаменует переход к более оптимистичному взгляду на будущее, отражая веру в возможность построения нового общества.
Эта эволюция связана с изменением исторического контекста и личным опытом писателя. Шолохов остаётся верен принципам реализма, однако его произведения становятся более философскими, акцентируя внимание на общечеловеческих ценностях. Финалы его произведений выполняют роль своеобразных точек обобщения, где концентрируются основные идеи и философские выводы автора.
Заключение
Финалы произведений Михаила Шолохова представляют собой ключ к пониманию его творческого пути и мировоззренческой эволюции. Через трагизм «Тихого Дона», гуманизм «Судьбы человека» и коллективизм «Поднятой целины» автор исследует сложные вопросы человеческой судьбы, исторических изменений и социальных трансформаций. Его произведения отражают не только трагедию эпохи, но и веру в силу духа, гуманизм и возможность преодоления трудностей. Эти идеи делают творчество Шолохова актуальным и сегодня, предоставляя читателям глубокое понимание связи человека с историей.
Список литературы
1. Шолохов, М. А. «Тихий Дон». Москва: Гослитиздат, 1955.
2. Шолохов, М. А. «Судьба человека». Москва: Советский писатель, 1956.
3. Шолохов, М. А. «Поднятая целина». Москва: Гослитиздат, 1932.
4. Лотман, Ю. М. «Анализ художественного текста». Ленинград: Просвещение, 1972.
5. Добин, Е. С. «Михаил Шолохов и традиции русского реализма». Москва: Советский писатель, 1985.
6. Турбин, В. П. «Творчество Шолохова: путь и идеи». Москва: Наука, 1976.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением