Ответы на вопросы на стр.106 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1061. В чём смысл определения романов Достоевского как идеологических и полифонических?Романы Фёдора Михайловича Достоевского...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 106
1. В чём смысл определения романов Достоевского как идеологических и полифонических?
Романы Фёдора Михайловича Достоевского называются идеологическими, поскольку в их основе лежит столкновение различных мировоззренческих концепций. Герои не просто участвуют в сюжете, а выражают определённые идеи и философские взгляды, отстаивают их в спорах и дискуссиях. Достоевский показывает противоборство идей реализма, утилитаризма, нигилизма, христианства, социализма и других направлений, представленных в XIX веке. Например, в «Преступлении и наказании» мы видим идею Раскольникова о «право имеющих» людях, противопоставленную христианскому смирению и всепрощению.
Полифоничность — термин, введённый Михаилом Бахтиным, который описывает уникальный стиль Достоевского, при котором все персонажи обладают самостоятельным голосом. В отличие от традиционных авторов, где герои выражают идеи, согласованные с авторским замыслом, у Достоевского персонажи равноправны. Каждый из них имеет свою точку зрения, внутреннюю логику, которая не просто служит раскрытию основного конфликта, а сама становится центром повествования.
Примером полифоничности служит роман «Братья Карамазовы», в котором спорят Иван, Алёша и Смердяков. Иван проповедует идею свободы без Бога, Алёша выступает за христианскую любовь, а Смердяков становится орудием преступления, доказывая на практике теорию Ивана. Но автор не даёт окончательной оценки, позволяя читателю самостоятельно искать истину.
Таким образом, идеологичность романов Достоевского проявляется в борьбе различных философских концепций, а полифоничность создаёт иллюзию самостоятельности каждого персонажа, что делает его произведения особенно глубокими и многослойными.

2. Какие художественные свойства сближают романы Достоевского с тургеневскими и какие различают?
Романы Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева принадлежат к психологическому реализму и исследуют духовный мир человека. Оба автора показывают борьбу идей в сознании героев, стремление к нравственному поиску, изображают социальные конфликты эпохи. Однако их подходы к созданию романов различаются.
Общие черты:
Глубокий психологизм. И Достоевский, и Тургенев детально показывают внутренний мир героев, их переживания, мысли, мотивы поступков.
Социальная проблематика. Оба автора затрагивают вопросы русской действительности: разрыв между поколениями, влияние западных идей, социальное расслоение.
Философские идеи. В романах Достоевского и Тургенева присутствуют персонажи, несущие определённые идеологические взгляды (например, Базаров в «Отцах и детях» и Раскольников в «Преступлении и наказании»).
Конфликт поколений. Тургенев показывает этот конфликт через взаимоотношения отцов и детей, а Достоевский — через противостояние новых и старых идей.
Различия:
Структура романа. Тургеневские произведения логичны, плавны, следуют классическим канонам композиции. У Достоевского — резкие повороты сюжета, напряжённые сцены, неожиданные откровения.
Персонажи. У Тургенева герои — образованные, тонко чувствующие люди, тогда как у Достоевского персонажи экстремальны, часто на грани безумия, внутренне раздвоены (Раскольников, Иван Карамазов).
Стиль. Тургеневский язык изыскан, лиричен, у него много описаний природы, тонких нюансов. Достоевский пишет быстро, экспрессивно, эмоционально, с резкими диалогами и напряжённой атмосферой.
Развитие конфликта. Тургенев делает акцент на мягких душевных метаниях, а Достоевский — на глубоком психологическом кризисе, катастрофах личности.
В итоге, Тургенев ближе к европейской традиции психологического романа, тогда как Достоевский создаёт динамичные, напряжённые произведения, основанные на философских конфликтах и экзистенциальном кризисе личности.

3. В чём эпический жанр романа у Достоевского сближается с трагедией?
Романы Достоевского обладают чертами трагедии, так как в них присутствует роковой конфликт, ведущий героя к катастрофе.
Черты трагедии в романах Достоевского:
Фатальность событий. Персонажи оказываются в ситуации, где их судьба предрешена. Например, Раскольников после убийства не может избежать наказания, его душевные муки становятся неизбежными.
Внутренний конфликт. Герои находятся на грани безумия, терзаются сомнениями, не могут найти гармонию. Раскольников мечется между теорией «твари дрожащей» и совестью, Иван Карамазов — между верой и атеизмом.
Тема наказания и искупления. Как в античных трагедиях, герои Достоевского платят за свои поступки страданиями. Раскольников проходит через мучения и находит искупление.
Роковой выбор. В центре сюжета всегда судьбоносное решение героя, которое меняет его жизнь. У Раскольникова это убийство, у князя Мышкина — брак с Настасьей Филипповной.
Динамичность. В романах Достоевского отсутствуют долгие описания, все сцены наполнены напряжением, конфликтами, драматическими моментами.
Сближение романов Достоевского с трагедией особенно заметно в «Преступлении и наказании», где Раскольников проходит путь страданий, напоминающий классический катарсис античных трагедий.
Вывод: Достоевский создаёт эпические трагедии, где герой сталкивается с роковой необходимостью, проходит через страдания и либо находит спасение, либо обречён на гибель.

Для индивидуальной работы. Стр. 106
1. Покажите на примерах из романа «Преступление и наказание», что автора не меньше интересует история идей, общественная жизнь теорий, чем бытовые ситуации и частная жизнь человека.
Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» уделяет огромное внимание не только частной жизни героев, но и истории идей, философским и общественным теориям, которые оказывают влияние на поступки персонажей. Он исследует духовные и социальные процессы, происходящие в России XIX века, анализирует различные философские концепции, находившие отклик среди интеллигенции того времени.
История идей в романе
В «Преступлении и наказании» центральное место занимает теория Раскольникова, которая построена на идее разделения людей на «обычных» и «необыкновенных». Согласно этой концепции, «великие люди» имеют право преступать закон во имя более высокой цели. Эта идея напоминает теории Наполеона и социалистических утопистов, которые в то время обсуждались в интеллектуальной среде России. Раскольников рассматривает себя как человека, который должен испытать себя, чтобы понять, к какой категории он принадлежит.
Но теория героя оказывается нежизнеспособной, так как после совершённого убийства он испытывает угрызения совести, чувство отчуждения и морального кризиса. Достоевский показывает, что рационалистические теории, отрицающие нравственные принципы и совесть, ведут к духовной катастрофе.
Другие персонажи также представляют собой носителей различных идей:
Лужин воплощает идеи буржуазного прагматизма, утверждая, что «разумный эгоизм» и личная выгода должны определять жизнь человека;
Свидригайлов представляет нигилистическое мировоззрение, живёт только своими удовольствиями, не верит ни в Бога, ни в мораль, но в итоге оказывается духовно опустошённым;
Соня Мармеладова воплощает христианскую идею смирения, всепрощения и жертвы, что в конечном итоге становится путём спасения для Раскольникова.
Таким образом, роман не просто показывает жизнь героев, но ставит важнейшие вопросы морали, свободы, ответственности и человеческого предназначения.
Общественная жизнь и социальные проблемы
Достоевский изображает тяжёлые социальные условия Петербурга XIX века, которые служат фоном для размышлений героев. Петербург показан городом бедности, преступлений и страданий, где обычные люди борются за существование. Это подчёркивает реалистический аспект произведения, в котором социальная несправедливость тесно связана с духовными кризисами героев.
Примеры социальных тем в романе:
Семья Мармеладовых – воплощение трагедии бедных слоёв общества. Соня вынуждена жертвовать собой ради семьи, её отец – слабый человек, неспособный изменить свою судьбу, а мать сходит с ума из-за безысходности;
Лужин и его «разумный эгоизм» – отражение зарождающегося в России капиталистического общества, где материальная выгода ставится выше моральных ценностей;
Судьба Катерины Ивановны – показывает безжалостность общества к слабым, её гордость и отчаяние в попытке сохранить честь приводят её к трагическому концу.
Эти бытовые ситуации служат не только описанием реальности, но и иллюстрируют разные общественные теории, существовавшие в XIX веке.
Соединение философии и реальной жизни
Достоевский показывает, что теории, не учитывающие реальную человеческую природу, обречены на крах. Раскольников пытается действовать по логике своей идеи, но в реальности он оказывается не способен жить без сострадания, любви и покаяния. Его преступление не даёт ему свободы, а лишь приводит к мучениям.
Решающий момент романа – его встреча с Соней, когда он понимает, что спасение возможно только через покаяние и следование христианским ценностям. Именно Соня, символизирующая веру и самопожертвование, помогает ему осознать гибельность его идей.
Вывод
В «Преступлении и наказании» Достоевский не просто описывает жизнь бедных людей, а глубоко исследует духовные и философские проблемы. Он показывает, что человеческая природа не может существовать без морали и сострадания, а теории, отрицающие эти принципы, приводят к разрушению личности. Соединение бытовых ситуаций и философских идей делает роман одновременно реалистическим и глубоким размышлением о судьбе человека и общества.

2. Докажите, что все герои романа «Преступление и наказание» в определённой мере являются «идеологами». Приведите примеры их высказываний, в которых раскрывается «кредо» героя, или его «символ веры».
Фёдор Михайлович Достоевский создаёт галерею персонажей, каждый из которых является носителем определённой философской идеи. Их мировоззрение, взгляды на жизнь и мораль выражаются в ключевых высказываниях. Рассмотрим основных героев и их убеждения.
Главный герой придерживается теории «сильной личности», разделяя людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Он считает, что великие люди вправе совершать преступления во имя высшей цели. Эта идея выражена в его словах:
«Я просто хотел посмелее шагнуть… да и всё!»
Однако на практике он не может оправдать убийство даже перед самим собой. Его психические мучения показывают несостоятельность его теории, ведь вместо ощущения превосходства он испытывает угрызения совести и страх.
Соня Мармеладова: вера, жертвенность и путь к спасению
Соня является воплощением христианского смирения и самопожертвования. Её жизнь полна страданий, но она остаётся верной своим моральным принципам. Ключевым моментом является сцена чтения Евангелия, где она зачитывает отрывок о воскрешении Лазаря:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт».
Эта сцена не случайна: Соня убеждена, что духовное возрождение возможно только через страдание и раскаяние. Она убеждает Раскольникова признаться в преступлении, говоря:
«Страдание принять и искупить себя им – вот что надо».
Таким образом, её вера противопоставляется разрушительной идеологии Раскольникова.
Свидригайлов – один из самых загадочных героев романа. В отличие от Раскольникова, он уже перешагнул моральные границы и совершал преступления, но не испытывает раскаяния. Он открыто заявляет:
«Я человек праздный и порочный».
Однако за его цинизмом скрывается ощущение полной внутренней пустоты.
Катерина Ивановна – это персонаж, который воплощает идею сохранения чести и гордости даже в бедности. Она из обедневшего дворянского рода, и её слова подчёркивают этот трагический контраст:
«Я дворянка! Это во мне говорит кровь!».
Но реальность беспощадна: бедность и беспомощность доводят её до отчаяния. Она не может смириться с нищетой и в итоге сходит с ума, умирая в горячке.
Пётр Петрович Лужин – это воплощение жестокого рационального эгоизма. Он считает, что человек должен заботиться только о себе, и его кредо выражается в словах:
«Возлюби, прежде всех, одного себя».
Он хочет жениться на Дуне не по любви, а из расчёта, потому что бедная жена будет ему бесконечно благодарна и зависима. Этот персонаж представляет утилитарный взгляд на жизнь, который, как показывает Достоевский, противоречит истинной человеческой природе.
Вывод
Все персонажи романа так или иначе являются идеологами, носителями определённых философских концепций. Достоевский показывает, что отказ от нравственности и духовных ценностей ведёт к деградации. В итоге только вера, сострадание и покаяние могут привести человека к спасению, что доказывает путь Раскольникова через страдания к истине.

3. Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» — «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». В чём сходство и различия Раскольникова и Базарова?
Общие черты героев
Родион Раскольников и Евгений Базаров – это два героя русской литературы XIX века, которые во многом схожи. Оба являются носителями новых идей, противопоставляют себя обществу и ведут внутреннюю борьбу между своими убеждениями и реальной жизнью.
Прежде всего, оба героя – мыслители и нигилисты. Они отвергают устоявшиеся моральные принципы и считают, что традиционные нормы устарели. Раскольников создаёт теорию «разрешённых» преступлений, согласно которой сильные люди могут переступать закон ради «высших целей». Он убеждён, что «твари дрожащие» живут по инерции, а «право имеющие» способны менять мир, действуя решительно.
Базаров, в отличие от Раскольникова, не строит конкретной криминальной теории, но он тоже отвергает общепринятые ценности. Он – нигилист, для которого не существует авторитетов, религии, искусства и моральных условностей. Он презирает аристократию и идеалистов, считая их жизнь бесполезной.
Кроме того, и Раскольников, и Базаров сталкиваются с провалом своих теорий. Раскольников, убив старуху-процентщицу, надеялся подтвердить свою принадлежность к «право имеющим», но страдает от мук совести и осознаёт, что его теория разрушительна. Базаров, презиравший чувства и любовь, сам становится жертвой любви к Анне Сергеевне Одинцовой, что подрывает его нигилистические убеждения.
Оба героя испытывают глубокое одиночество. Раскольников отдаляется от близких – матери, сестры, друзей. Базаров также оказывается изолирован: он не может найти себе места ни среди аристократов, ни среди нигилистов, ни даже в кругу своих родителей.
Наконец, судьбы героев трагичны, но в разной степени. Раскольников после долгих мучений признаёт свою вину и отправляется на каторгу, где проходит путь к духовному возрождению. Базаров же умирает от заражения крови в полном одиночестве, так и не найдя смысл жизни.
Различие героев
Несмотря на множество схожих черт, Раскольников и Базаров – очень разные персонажи.
Во-первых, их мировоззрение и идеи различны. Раскольников строит свою теорию вокруг разрешённости преступления во имя великой цели. Он считает, что существуют люди, которым дано менять мир ценой крови. Его теория подталкивает его к преступлению, но после убийства старухи-процентщицы он осознаёт её несостоятельность. Базаров, напротив, проповедует нигилизм, отвергая любые нравственные идеалы и привязанности. Однако, в отличие от Раскольникова, он не совершает преступлений и не пытается проверить свою теорию на практике.
Во-вторых, их отношение к чувствам и любви различно. Раскольников убеждён, что чувства – это слабость, и даже любовь Сони Мармеладовой поначалу воспринимает как ненужную сентиментальность. Однако со временем он осознаёт, что именно любовь способна его спасти. Базаров, напротив, с самого начала отрицает любовь, считая её глупой иллюзией, но сам попадает в её ловушку, влюбившись в Одинцову. Эта любовь разрушает его убеждения, и он погибает в полном разочаровании.
Третье различие – внутренний конфликт. У Раскольникова он выражается в противоречии между его теорией и его совестью. После убийства он не может жить спокойно, терзается, страдает, его мучают галлюцинации и кошмары. Базаров тоже испытывает внутренний конфликт, но у него он проявляется через борьбу разума и чувств. Ему хочется быть полностью рациональным, но он не может избавиться от человеческих эмоций, которые разрушают его теорию.
Также отличается и их финал. Раскольников получает шанс на спасение: он признаёт свою вину, отправляется на каторгу, где, возможно, найдёт путь к духовному обновлению. Базаров погибает бессмысленно и трагично, так и не сумев примириться с окружающим миром.
Трагизм судеб героев
Ф. М. Достоевский увидел глубинный трагизм Базарова. За его нигилизмом скрывается страдающее сердце, тоска по смыслу жизни, которую он так и не нашёл. Базаров не бесчувственен, он не робот, но его убеждения не позволяют ему признать ценность любви и эмоций, из-за чего он погибает в полном одиночестве.
Достоевский показывает, что нигилизм – это тупиковый путь, но он оставляет надежду: Раскольников осознаёт свою ошибку и через любовь Сони идёт к искуплению. Тургенев, в отличие от Достоевского, рисует безысходную трагедию. Базаров не получает шанса на спасение, он умирает с осознанием бессмысленности своей жизни, но остаётся верен своим взглядам до конца.
Таким образом, оба героя проходят через мучения, но только Раскольникову дано искупление, в то время как Базаров остаётся заложником своего нигилизма и погибает в одиночестве.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением