Ответы на вопросы на стр.111 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. В чём отличие жанровой природы «Войны и мира» от традиционных эпических форм древней и новой европейской литературы?
Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» отличается от традиционных эпических форм глубиной психологического анализа и особым синтезом исторического и частного. В отличие от древних эпосов, таких как «Илиада» Гомера, Толстой включает в повествование не только великие события, но и повседневную жизнь героев, их внутренний мир. Новые европейские эпосы, такие как «Человеческая комедия» Бальзака, сосредотачивались на изображении отдельных слоев общества, в то время как Толстой ставит своей целью показать органическую связь между личной жизнью героев и историческими событиями. Важно также, что у Толстого героизм изображён не как выдающееся действие, а как проявление моральной силы, близкой к повседневным людям.
2. Как осуществляется в произведении синтез частной и исторической жизни?
Толстой достигает синтеза частной и исторической жизни благодаря соединению деталей внутреннего мира персонажей с масштабными историческими событиями. Герои романа не просто участники войны или политики – они одновременно живут своей обычной жизнью. Например, Андрей Болконский размышляет о смысле жизни и любви, участвуя в войнах начала XIX века. Пьер Безухов, переживая личные сомнения и трагедии, становится свидетелем Бородинского сражения. Толстой через их истории подчёркивает, что великая история создаётся не только значительными личностями, но и внутренними переживаниями, ценностями, решениями, которые касаются каждого человека. События, такие как Бородино, наполняются человеческими эмоциями, что позволяет увидеть масштаб исторической драмы через призму индивидуальных судеб.
Опыт исследования
Вспомните изученные вами произведения на историческую тему («Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Бородино», «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя). Определите, как у предшественников Л. Н. Толстого показана связь частной и исторической жизни. Кого из них можно в наибольшей мере считать «учителем» автора «Войны и мира»?
Связь частной и исторической жизни в произведениях предшественников Льва Толстого отражена с разных сторон, что позволило писателю развить этот аспект в своем романе-эпопее «Война и мир». Рассмотрим ключевые произведения, указанные в вопросе:
1. «Борис Годунов» А. С. Пушкина
В трагедии Пушкина основное внимание сосредоточено на драме личности Бориса Годунова, которая разворачивается на фоне важных исторических событий Смутного времени. Пушкин показывает, как судьба государства переплетается с внутренними переживаниями героев. Борис изображён не только как политическая фигура, но и как человек, раздираемый угрызениями совести. Толстой мог позаимствовать у Пушкина этот подход, когда исторический фон служит основой для глубокого анализа личности.
2. «Полтава» А. С. Пушкина
В этом произведении исторический конфликт между Россией и Швецией обогащается лирическими вставками, посвящёнными героям, их чувствам и судьбам. Пушкин вводит фигуру Мазепы, чтобы показать, как частная жизнь и личные амбиции влияют на исторические события. У Толстого похожий подход виден в персонажах вроде Наполеона или Кутузова, чьи действия определяются не только историческими обстоятельствами, но и индивидуальными особенностями.
3. «Медный всадник» А. С. Пушкина
Здесь ярко представлена связь между маленьким человеком и грандиозными историческими переменами. Судьба Евгения, трагедия наводнения на фоне величия города, созданного Петром, подчёркивает, как история влияет на повседневную жизнь людей. Этот мотив можно видеть и у Толстого: частная жизнь героев на фоне событий Отечественной войны 1812 года.
4. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина
В этом произведении связь частного и исторического особенно отчётлива. История Пугачёвского восстания переплетается с личными судьбами Гринева и Маши Мироновой. Через их историю Пушкин показывает, как исторические потрясения влияют на простые человеческие отношения. Это напоминает подход Толстого, который также исследует влияние войны на судьбы своих героев.
5. «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Лермонтов сосредотачивается на коллективном подвиге русских солдат. Стихотворение показывает, как история творится не только знаменитыми полководцами, но и рядовыми участниками событий. У Толстого этот же подход можно увидеть в описании Бородинской битвы, где он раскрывает значение массового героизма.
6. «Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Лермонтов показывает борьбу чести и власти, соединяя личную драму с общественными проблемами. Сюжет подчёркивает, как личные мотивы и честь могут вступать в конфликт с государственными интересами, что также важно в произведениях Толстого.
7. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя
Гоголь гармонично соединяет личное и историческое, изображая судьбу семьи Бульбы на фоне борьбы запорожцев с польскими войсками. У Толстого также можно увидеть сходный подход, где семейные ценности часто переплетаются с героизмом и историческими событиями.
Учитель Толстого:
Наибольшее влияние на Льва Толстого оказал Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях Пушкин первым в русской литературе создал сложный синтез частного и исторического. Именно он показал, как можно сочетать масштабные исторические события с глубоким раскрытием личных переживаний героев. Например, в «Капитанской дочке» он не только изображает эпоху Пугачёвского восстания, но и исследует нравственные и эмоциональные дилеммы героев. Это направление Толстой развил и углубил в «Войне и мире».
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением