Ответы на вопросы на стр.113 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1131. Каков смысл художественного эксперимента Достоевского — столкновения современных людей с «положительно прекрасным», идеальным...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 113
1. Каков смысл художественного эксперимента Достоевского — столкновения современных людей с «положительно прекрасным», идеальным героем?
Фёдор Михайлович Достоевский не раз проводил в своих произведениях своеобразный художественный эксперимент, заключавшийся в столкновении людей, живущих в условиях кризиса морали и разрушения традиционных ценностей, с персонажами, которые воплощают в себе «положительно прекрасного» героя. Сам писатель размышлял о возможности существования такого образа в современной ему реальности, и этот поиск выражается в ряде его произведений.
В центре эксперимента Достоевского стоит вопрос: возможно ли среди порока, нравственного разложения, эгоизма и жестокости сохранить чистоту души, духовные и христианские идеалы? Впервые этот мотив явно звучит в романе «Идиот», где главный герой, князь Мышкин, оказывается носителем абсолютного добра, сострадания и нравственного совершенства. Однако его взаимодействие с окружающими людьми приводит не к просветлению общества, а, напротив, к его трагедии. Таким образом, Достоевский показывает, что современный мир не готов принять «положительно прекрасного человека»: он либо высмеивает его, либо отвергает, либо использует его добродетельные качества в корыстных целях.
Но князь Мышкин — не единственный пример художественного эксперимента. В «Братьях Карамазовых» Достоевский создает образ Алёши Карамазова, который тоже несёт в себе христианские идеалы смирения, любви и прощения. Однако даже он не способен избежать столкновения с грязью, пороком и сомнением, которые окружают его. Он пытается быть духовным наставником, но и сам испытывает кризис веры.
Таким образом, смысл эксперимента Достоевского заключается в том, чтобы показать несовместимость идеального добра с реальным миром, а также выявить реакции людей на его носителя. Писатель стремится понять, есть ли у человечества надежда на моральное возрождение, или же зло, эгоизм и порок оказываются сильнее.
2. Как проявляется в сюжете романа противоречивое действие личности князя на окружающих людей?
Князь Лев Николаевич Мышкин в романе «Идиот» является уникальным персонажем: он олицетворяет чистоту, добродетель и христианское смирение. Однако его появление в светском обществе Петербурга вызывает неоднозначные реакции, демонстрируя сложность взаимодействия между личностью, несущей абсолютное добро, и окружающим миром.
Во-первых, князь вызывает насмешки и недоумение. Его искренность и бескорыстие воспринимаются как странность, глупость или даже болезнь. Например, когда он впервые попадает в дом генерала Епанчина, он производит впечатление человека простодушного, наивного и лишенного житейской хитрости. Его открытость ставит его в неловкие ситуации, он не умеет лгать или притворяться, что идёт вразрез с принятыми в обществе нормами.
Во-вторых, его доброта не только не исправляет окружающих людей, но и усугубляет их внутренние противоречия. Самый яркий пример — отношения с Настасьей Филипповной и Рогожиным. Настасья, привыкшая к унижениям и циничному отношению к себе, колеблется между искренним стремлением довериться князю и разрушительным влечением к Рогожину. Она не верит, что Мышкин способен принять её такой, какая она есть, и в итоге отвергает его любовь, обрекая себя на гибель.
Рогожин, в свою очередь, испытывает странное сочетание дружбы, ревности и ненависти к князю. Их взаимоотношения строятся на глубокой психологической борьбе: Мышкин пытается спасти Настасью, но оказывается бессилен перед её собственной обречённостью, а Рогожин, движимый страстью и злостью, в конечном итоге убивает её.
Наконец, князь, несмотря на все свои усилия, становится жертвой тех же людей, которых он хотел спасти. Его присутствие не преобразует общество, а, напротив, приводит к ещё большему хаосу. К концу романа он вновь оказывается в состоянии болезни, его добродетель оказывается бессильной перед реальной жизнью.
Таким образом, Достоевский через фигуру князя Мышкина показывает парадокс: даже самый совершенный и добрый человек не способен изменить мир, если этот мир не готов принять его. Противоречивость действия его личности заключается в том, что он вызывает у людей лучшие чувства, но одновременно пробуждает в них и их самые тёмные стороны. Его существование становится трагедией, потому что он не может ни полностью преобразовать общество, ни защитить себя от его разрушительного влияния.

Для индивидуальной работы. Стр. 113
1. Какие черты князя Мышкина сближают его с Христом, Дон Кихотом, Пушкиным? Подтвердите свои размышления комментированным чтением фрагментов романа. Как вы думаете, почему для Достоевского возможно соединение таких несопоставимых «прототипов»?
Князь Мышкин в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» — это один из самых сложных и многослойных образов русской литературы. Его личность вобрала в себя черты нескольких выдающихся культурных и литературных персонажей: Христа, Дон Кихота и даже Пушкина. На первый взгляд, соединение столь разнородных архетипов кажется парадоксальным, но при внимательном рассмотрении становится ясно, что Достоевский не случайно создает этот синтез. Это попытка изобразить «идеального человека» в реальном мире, а также художественное исследование столкновения высоких идеалов с суровой действительностью.
Сходство князя Мышкина с Христом
Прежде всего, в князе Мышкине очевидны христианские черты: он необыкновенно кроток, терпелив, бескорыстен и обладает огромной способностью к состраданию. Вспомним его сцену знакомства с генералом Епанчиным и его семьей (Часть 1, глава 5). Уже в этом эпизоде становится очевидно, что Мышкин живет по евангельским заповедям, не осуждая людей, не проявляя гордости и не стремясь к наживе. Его простота и искренность воспринимаются окружающими как нечто наивное, даже странное.
Однако ярче всего его «христоподобие» проявляется в сцене с Настасьей Филипповной (Часть 1, глава 8), когда он неожиданно для всех делает ей предложение руки и сердца. Этот поступок нельзя объяснить рационально: он не любит ее, но хочет спасти, помочь, избавить от ее мучений. Он говорит: «Вы несчастны, и кто же вас пожалеет, если не я?». Это чисто христианская жертва, подобная тому, как Христос спасает грешников не ради себя, а ради их самих.
Еще одно подтверждение религиозных мотивов — это сцена, когда Мышкин принимает на себя страдания Рогожина (Часть 4, глава 11). Они проводят ночь рядом с телом убитой Настасьи Филипповны, и князь, охваченный состраданием, словно берет на себя грех убийцы. Этот эпизод перекликается с христианским учением о всепрощении и жертве Христа ради людей.
Сходство князя Мышкина с Дон Кихотом
Но князь Мышкин — не только «новый Христос». В нем присутствуют и черты Дон Кихота, рыцаря печального образа, живущего в мире своих высоких идеалов. Он не приспособлен к реальности, его представления о жизни далеки от прагматизма. Он искренне верит, что можно спасти людей одной только добротой, но окружающие воспринимают его либо как наивного, либо как сумасшедшего.
Так, когда он врывается на помолвку Настасьи Филипповны и Рогожина (Часть 2, глава 5) и пытается убедить ее уйти с ним, он оказывается в положении Дон Кихота, который хочет бороться за справедливость, но сталкивается с насмешками. Настасья Филипповна отвергает его спасение, потому что не верит, что возможна бескорыстная доброта. Этот момент напоминает знаменитые сцены из «Дон Кихота» Сервантеса, когда герой, ведомый своими благородными идеалами, натыкается на жестокую реальность.
Более того, как и Дон Кихот, князь Мышкин попадает в ситуацию, где его мечты разбиваются о реальность. Вспомним сцену его общения с высокопоставленными особами на званом ужине у Епанчиных (Часть 3, глава 5). Там его простота и искренность воспринимаются как признак недалекости, его рассуждения вызывают смех, а попытки говорить о серьезных вещах вызывают раздражение.
Сходство с Пушкиным
Сравнение Мышкина с Пушкиным основано на восприятии Пушкина как национального гения, обладающего особым интуитивным пониманием русской души. Достоевский в своей «Речи о Пушкине» отмечал, что Пушкин сумел охватить всю глубину русской натуры, передать ее духовные искания и внутренние противоречия. Князь Мышкин также интуитивно понимает людей, видит их душевные движения, сострадает им.
Вспомним его рассказ о казни во Франции (Часть 1, глава 5), где он передает все переживания человека, который в последние минуты жизни осознает свою смертность. Этот рассказ напоминает пушкинские размышления о жизни и смерти, о быстротечности человеческого существования. Как и у Пушкина, в словах Мышкина чувствуется философская глубина и художественная одухотворенность.
На первый взгляд, Христос, Дон Кихот и Пушкин — это совершенно разные образы, но для Достоевского их объединяет одно: каждый из них олицетворяет высший идеал человека. Христос — это абсолютная жертва и любовь, Дон Кихот — самоотверженный рыцарь добра, Пушкин — поэтический и духовный гений. Достоевский пытается совместить эти три начала в одном герое, чтобы проверить, возможно ли существование такого идеального человека в реальной жизни.
Ответ получается трагичным: князь Мышкин оказывается непонятым, его доброта не приносит счастья ни ему, ни окружающим. Настасья Филипповна не принимает его жертвы, а общество отвергает его. Итогом становится его безумие (Часть 4, глава 12), что символизирует невозможность идеального человека выжить в реальном мире.
Князь Мышкин — это художественный эксперимент Достоевского, его попытка показать, что идеальный человек не может существовать в обществе, где царит эгоизм, корысть и насилие. Соединяя в одном персонаже черты Христа, Дон Кихота и Пушкина, писатель исследует, как столкновение высших идеалов с реальностью приводит к трагедии. В финале герой остается один, погружаясь в безумие, что является страшным ответом на вопрос о месте добра в мире.

2. Какие мотивы романа «Идиот» перекликаются с «Преступлением и наказанием»? Докажите ваше мнение, используя приём сопоставительного анализа.
Романы Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» представляют собой глубокие философско-психологические исследования человеческой души, в которых автор поднимает важнейшие вопросы морали, свободы, преступления и искупления. Несмотря на различия в сюжетах и характерах главных героев, оба произведения имеют множество пересекающихся мотивов. Проведение сравнительного анализа позволяет выявить их глубинные идейные связи и понять концепцию Достоевского о человеке, его страданиях и поисках истины.
Мотив страдания как путь к истине
В произведениях Достоевского страдание играет ключевую роль в духовном преображении личности. В «Преступлении и наказании» Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы, движимый теорией «сильной личности». Однако, совершив преступление, он сталкивается с невыносимыми душевными муками. Его страдания приводят к осознанию ошибки и необходимости раскаяния. В этом процессе важную роль играет Соня Мармеладова, которая становится для него моральным ориентиром, помогая найти путь к покаянию.
В «Идиоте» князь Мышкин с самого начала изображается как человек, способный сострадать каждому, кто его окружает. Он не проходит через преступление, как Раскольников, но его жизнь оказывается полна страданий из-за неспособности изменить судьбы других людей. Настасья Филипповна, в отличие от Раскольникова, не находит выхода через искупление и гибнет. Однако и сам князь, оказавшись бессильным перед жестокостью окружающего мира, в итоге погружается в безумие. Таким образом, в обоих романах показано, что страдание является неотъемлемой частью человеческой жизни, но его осмысление и последствия различны.
Противостояние идеала и реальности
Одним из важнейших мотивов обоих романов является столкновение возвышенного идеала с суровой действительностью. Раскольников стремится доказать свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», но реальность показывает несостоятельность его идеи. Он пытается отстраниться от общества, став выше морали, но оказывается заложником собственных душевных терзаний.
Князь Мышкин, напротив, стремится принести добро в мир, но его идеализм не находит отклика. Он сталкивается с равнодушием, корыстью и злобой окружающих. Его попытки помочь Настасье Филипповне оказываются тщетными, а его честность и прямолинейность воспринимаются как наивность или даже безумие. В итоге и Раскольников, и Мышкин переживают глубокий духовный кризис, но если первый находит путь к спасению через покаяние, то второй оказывается неспособен выдержать жестокость мира и погружается в безумие.
Образ «лишнего человека»
Оба героя — Раскольников и князь Мышкин — выступают в роли чужаков в обществе. Раскольников сознательно дистанцируется от окружающих, считая их ниже себя. Он испытывает ненависть и презрение к «обычным» людям, но после убийства чувствует себя еще более одиноким и раздавленным своим поступком.
Князь Мышкин, напротив, открыт к общению, но его искренность и доброта воспринимаются окружающими как странность. Он не понимает интриг и игр светского общества, из-за чего оказывается в изоляции. В итоге оба героя оказываются лишними в мире: Раскольников — из-за своей гордыни, а Мышкин — из-за своей чистоты.
Тема преступления и искупления
В «Преступлении и наказании» центральной темой является преступление и последующее искупление. Раскольников совершает убийство, надеясь доказать свою теорию, но не может вынести психологического давления. Его путь к покаянию проходит через общение с Соней, которая убеждает его сознаться в преступлении. Финалом его духовного пути становится каторга, где он осознает свою вину и обретает надежду на новую жизнь.
В «Идиоте» преступление также играет важную роль, но в несколько ином аспекте. Князь Мышкин не совершает преступлений, но он становится свидетелем морального разложения общества. Настасья Филипповна оказывается раздавлена своими грехами и чувством вины, а Рогожин, охваченный страстью, убивает ее. Однако в отличие от Раскольникова, Рогожин не испытывает такого осознания вины и раскаяния, что делает его трагическим антиподом главного героя.
Женские образы и их влияние на героев
Женские персонажи в обоих романах играют важную роль в судьбе главных героев. Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» — это воплощение жертвенности и христианского смирения. Она страдает, но сохраняет моральную чистоту. Именно она помогает Раскольникову осознать необходимость покаяния.
Настасья Филипповна в «Идиоте», напротив, — женщина, раздираемая внутренними противоречиями. Она не может простить себе прошлого, не верит в возможность счастья и в итоге выбирает путь гибели. Князь Мышкин пытается спасти ее, но оказывается бессилен. В отличие от Сони, которая ведет Раскольникова к спасению, Настасья Филипповна становится символом неизбежной трагедии.
Евангельские мотивы
Оба романа насыщены христианскими мотивами. В «Преступлении и наказании» особое значение имеет эпизод, когда Соня читает Раскольникову отрывок о воскрешении Лазаря. Это символизирует возможность духовного возрождения героя через покаяние. В конце романа Раскольников, подобно Лазарю, воскресает к новой жизни.
В «Идиоте» князь Мышкин сам является христоподобным персонажем. Он несет в себе идеи христианской любви и смирения, но его добродетель оказывается не понятой обществом. В результате он не может спасти ни себя, ни других, что подчеркивает трагизм его образа.
Вывод
Романы «Преступление и наказание» и «Идиот» объединяют общие мотивы: страдание как путь к истине, столкновение идеала и реальности, образ «лишнего человека», тема преступления и искупления, а также особая роль женских образов. Оба произведения исследуют глубинные вопросы морали, свободы, любви и смысла человеческого существования.
Однако судьбы главных героев различны. Раскольников проходит через преступление и осознание своей вины, что дает ему шанс на возрождение. Князь Мышкин, напротив, несет в себе чистый идеал, но оказывается неспособен существовать в реальном мире и в конце концов погружается в безумие. Таким образом, Достоевский показывает две противоположные модели человеческого пути: искупление через страдание и трагическое поражение идеала перед лицом жестокой реальности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением