Ответы на вопросы на стр.114-115 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)



































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
• Коллективный проект. «Сокровенный человек» Платонова: жизненные истоки и литературный итог.
Этот проект требует и работы со словом, и систематизации характеров героев, и работы с записными книжками и архивами писателя, его биографией, и умения публично представить результаты работы. Поэтому спланируйте ее цели, этапы и содержание. Выберите ответственных за ту или иную часть проекта. Какие смыслы вы видите в словосочетании «сокровенный человек», если исходить из текста одноименной повести? Что «сокрыто» в образе главного героя и сто имени? Какие качества Фомы Пухова («Сокровенный человек») дали основание М. Горькому назвать платоновского героя «русским Уленшпигелем»? (Обратитесь к книгам и интернет-ресурсам, чтобы
выяснить содержание характера Уленшпигеля.)
Выберите наиболее важные характеристики Фомы Пухова (правдоискатель, труженик, странник, экспериментатор, «природный дурак», естественный человек и др.), а также наиболее яркие фрагменты повести, где проявляются эти качества. Какие из этих фрагментов можно инсценировать? Особое внимание обратите на речь повествователя и героя, их корявый язык. Увидели ли вы неоднозначность авторской позиции в тех или иных ситуациях, где раскрывается «сокровенный человек»? О каких ещё героях из других произведений Платонова можно сказать: «Сокровенный человек!»?
Коллективный проект
«Сокровенный человек» Платонова: жизненные истоки и литературный итог
Цели проекта
1. Исследование образа Фомы Пухова:
o Раскрыть многогранность характера героя.
o Понять, что скрывается за образом «сокровенного человека» и почему он важен для понимания творчества Андрея Платонова.
2. Анализ текста повести:
o Изучить ключевые эпизоды, где проявляется внутренний мир и философия героя.
o Рассмотреть особенности языка и стиля, используемых автором для создания образа.
3. Историко-биографический контекст:
o Исследовать влияние эпохи и жизненного опыта Платонова на создание повести.
o Углубить понимание «сокровенного человека» через материалы записных книжек и архивов писателя.
4. Систематизация литературных аспектов:
o Сравнить Фому Пухова с другими персонажами Платонова, которые могут быть названы «сокровенными людьми».
o Проанализировать смысловые и философские слои текста.
5. Презентация результатов:
o Создать структурированное исследование, которое можно использовать для обсуждений, уроков или коллективного чтения.
________________________________________
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
o Изучение биографии Андрея Платонова, с акцентом на его мировоззрение, влияние философов-космистов и исторических событий.
o Чтение повести «Сокровенный человек» с выделением ключевых эпизодов.
o Сбор дополнительной информации из архивов, комментариев и литературной критики.
2. Исследовательский этап:
o Анализ текста на предмет основных тем, мотивов и языка.
o Определение «сокровенных черт» Фомы Пухова: правдолюбие, наивность, трудолюбие, стремление к гармонии.
o Сравнительный анализ образа Пухова с другими героями Платонова, например, Сашей Двановым из «Чевенгура» и героями «Котлована».
o Выявление неоднозначности авторской позиции в интерпретации героев и событий.
3. Практический этап:
o Выбор ярких фрагментов повести, которые можно инсценировать.
o Обсуждение художественных особенностей текста, включая использование речевых оборотов, образных выражений и символов.
o Разработка литературного анализа повести с акцентом на её философские и этические аспекты.
4. Творческий этап:
o Создание сценария для инсценировки ключевых эпизодов повести.
o Подготовка мультимедийной презентации с включением биографических материалов, анализа языка и иллюстраций героев.
5. Заключительный этап:
o Проведение презентации проекта.
o Написание рефлексивного эссе: что лично для каждого участника значит «сокровенный человек» в творчестве Платонова.
________________________________________
Содержание проекта
1. Введение:
o Краткий обзор жизни Андрея Платонова и исторического контекста создания повести.
o Знакомство с центральным вопросом: кто такой «сокровенный человек»?
2. Основная часть:
o Образ Фомы Пухова:
- Характеристика героя как правдолюбца, трудяги, наивного мечтателя и исследователя.
- Значение имени героя и его связь с понятием «сокровенности».
o Философские аспекты повести:
- Влияние философов-космистов на Платонова.
- Конфликт между внутренним миром героя и окружающей действительностью.
o Неоднозначность авторской позиции:
- Ситуации, где действия или взгляды героя противоречат реальности.
- Вопрос: оправдывает ли автор своего героя или оставляет читателю свободу интерпретации?
o Другие «сокровенные люди»:
- Сравнительный анализ Фомы Пухова и героев из произведений «Чевенгур», «Котлован», «Фро» и др.
3. Заключение:
o Подведение итогов исследования: значение «сокровенного человека» для творчества Платонова.
o Роль философских и этических вопросов в литературе.
________________________________________
Ожидаемые результаты
• Углублённое понимание творчества Андрея Платонова.
• Развитие навыков анализа текста, интерпретации художественных образов и работы с литературными источниками.
• Готовность представить проект в виде доклада, инсценировки или мультимедийной презентации.
________________________________________
Рекомендации для работы
1. Подробно изучить текст повести «Сокровенный человек» и выделить ключевые цитаты.
2. Использовать материалы биографов Платонова для понимания его личного отношения к герою.
3. Подключить к проекту специалистов (например, учителей литературы или актёров) для постановки инсценировок.
4. Обеспечить визуальное сопровождение проекта: фотографии, иллюстрации, архивные документы.
Словосочетание «сокровенный человек» в одноимённой повести Андрея Платонова имеет глубокий и многозначный смысл, который раскрывается через текст произведения. В центре внимания автора находится образ человека, сокрытого от внешнего мира, глубоко укоренённого в своем внутреннем, духовном содержании. Это понятие связано как с личностными, так и с философскими аспектами.
Во-первых, «сокровенный человек» символизирует духовную чистоту и моральную стойкость. Главный герой повести Фома Пухов воплощает эти черты через свою простоту, добродушие и естественную связь с миром. Он не пытается подчинить природу или людей своим желаниям, а живёт в гармонии с окружающим, сохраняя при этом внутреннюю цельность. Его сокровенность заключается в способности видеть за материальным бытием высший смысл и жить в согласии с этой правдой.
Во-вторых, понятие «сокровенный» можно трактовать как скрытность или глубину. Герой обладает такими качествами, которые не всегда очевидны окружающим, но проявляются в ключевые моменты. Например, в его взаимодействиях с техникой, природой, а также в готовности принимать на себя страдания ради общего блага. Фома Пухов — человек «сокрытый» в своей скромной, неприметной внешности, но внутренне наполненный большим духовным богатством.
В-третьих, сокровенность может интерпретироваться как метафора для исконного, «подлинного» человека. Платонов, через фигуру Фомы, изображает не только индивидуального героя, но и универсальный человеческий образ. Это человек, соединённый с природой, трудом и общечеловеческими ценностями. Фома Пухов — это воплощение идеала, который стремится к правде, к добру, к искренности, даже если это идёт вразрез с реалиями окружающего мира.
Наконец, сокровенность героя связана с его способностью видеть мир через призму своего духовного опыта. Фома воспринимает окружающую реальность как живой и осмысленный организм, что позволяет ему находить гармонию даже в самых суровых условиях жизни. Его образ становится аллегорией народной мудрости, стойкости и надежды, особенно в сложные исторические времена.
Таким образом, словосочетание «сокровенный человек» в повести Платонова указывает на глубинную духовную сущность человека, его исконные качества, которые сохраняются несмотря на внешний хаос и испытания. Этот образ отражает веру автора в то, что подлинная человечность всегда остаётся «сокровенной» частью мира, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Имя главного героя повести Андрея Платонова «Сокровенный человек» — Фома Пухов — несёт в себе глубокий символизм, отражающий как личностные черты персонажа, так и его философское значение в контексте произведения.
Имя «Фома» ассоциируется с библейским апостолом Фомой, известным своим сомнением в воскресении Иисуса Христа до тех пор, пока не увидел доказательств собственными глазами. Это придаёт имени оттенок скептицизма и стремления к личному убеждению через опыт. Фома Пухов, подобно своему библейскому тёзке, не принимает на веру общепринятые истины, а ищет собственный путь к пониманию мира, основываясь на личных наблюдениях и внутреннем ощущении правды.
Фамилия «Пухов» вызывает ассоциации с чем-то лёгким, воздушным и неприметным, как пух. Это подчёркивает скромность и внешнюю неприметность героя, его способность оставаться незаметным в окружающем мире. Однако за этой внешней простотой скрывается глубокая внутренняя сила и стойкость. Фома Пухов — человек, чья истинная сущность не бросается в глаза, но проявляется в его поступках и мировоззрении.
Таким образом, в имени Фомы Пухова «сокрыты» его внутренние качества: скептицизм, стремление к истине, скромность и внутренняя сила. Он является «сокровенным человеком» не только по названию повести, но и по своей сути — человеком, чья истинная природа скрыта от поверхностного взгляда и раскрывается лишь при глубоком понимании.
Максим Горький назвал Фому Пухова «русским Уншпигелем», проводя параллель между ним и Тилем Уленшпигелем — героем средневековых немецких и фламандских легенд, а также романа Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Тиль Уленшпигель известен как плут, шутник и бродяга, который своими проделками высмеивает человеческие пороки и социальные несправедливости. Он воплощает народную мудрость, остроумие и стремление к свободе.
Фома Пухов и Тиль Уленшпигель разделяют несколько ключевых качеств:
1. Народная мудрость и простота. Оба героя происходят из простого народа и обладают глубоким пониманием жизни, основанным на личном опыте и наблюдениях. Их мудрость не академическая, а практическая, вытекающая из повседневных реалий.
2. Стремление к правде и справедливости. Тиль своими шутками и проделками обнажает пороки общества, высмеивая глупость и лицемерие. Фома, хотя и не является шутником, своим поведением и взглядами также противостоит несправедливости и ищет истину в окружающем мире.
3. Свобода духа и независимость. Оба персонажа не привязаны к материальным благам и социальным статусам. Они свободны в своих поступках и мыслях, не подчиняются общепринятым нормам, если те противоречат их внутренним убеждениям.
4. Склонность к странствиям и поискам. Тиль — вечный бродяга, путешествующий по городам и деревням в поисках приключений и новых впечатлений. Фома также находится в постоянном движении, исследуя мир вокруг себя и пытаясь найти своё место в нём.
5. Способность видеть скрытую суть вещей. Оба героя обладают даром проникновения за внешнюю оболочку явлений, понимая их истинную природу и мотивы людей. Это позволяет им действовать осознанно и эффективно в различных ситуациях.
Таким образом, сравнение Фомы Пухова с Тилем Уленшпигелем подчёркивает его роль как народного героя, носителя глубокой мудрости и искателя истины. Оба персонажа олицетворяют стремление к свободе, справедливости и пониманию мира, выходя за рамки общепринятых норм и поверхностных суждений.
Характеристики Фомы Пухова и их проявления в повести «Сокровенный человек»
Фома Пухов — многогранный и глубокий персонаж, чьи характеристики отражают важные аспекты мировоззрения Андрея Платонова. Рассмотрим наиболее важные качества героя и яркие фрагменты, где эти черты раскрываются.
1. Правдолюбец
Фома Пухов стремится к правде и справедливости, даже если это противоречит окружающим нормам и требованиям общества. Он пытается осмыслить происходящее вокруг и донести до людей своё понимание истины. Его искренность и нежелание подчиняться ложным авторитетам ярко проявляются в эпизодах, где он размышляет о состоянии природы и общества.
Фрагмент для инсценировки: монолог Фомы о жизни и природе, в котором он выражает свои сомнения и размышления о смысле бытия. Этот фрагмент подходит для театральной постановки, так как позволяет раскрыть глубину внутреннего мира героя.
2. Труженик
Фома — человек действия, который с полной самоотдачей выполняет любую работу. Его трудолюбие — не только физическая активность, но и философская потребность быть полезным. Это видно в эпизодах, где он ремонтирует машины и помогает окружающим. Он воспринимает труд как способ соединения с миром.
Фрагмент для инсценировки: сцена, в которой Фома чинит машину, обсуждая с коллегами значимость труда. Здесь можно показать как физическое усилие, так и философские рассуждения о роли труда в жизни человека.
3. Странник
Фома — вечный искатель, находящийся в движении не только физически, но и духовно. Он исследует мир, пытаясь найти своё место в нём, часто уходя далеко от привычных рамок. Его странствия — это поиск гармонии с природой и самим собой.
Фрагмент для инсценировки: сцена, где Фома отправляется в путешествие, общается с различными людьми и размышляет о своей роли в этом мире.
4. Экспериментатор
Фома склонен к поиску новых решений, нестандартных путей и осмыслению окружающей действительности через призму эксперимента. Его изобретательность проявляется в сценах, где он размышляет о том, как улучшить механизмы или упростить труд.
Фрагмент для инсценировки: эпизод, где Фома обсуждает с другими рабочими свою идею усовершенствования машины, подчёркивая важность науки и техники для будущего.
5. «Природный дурак»
Фома воспринимается окружающими как странный, наивный человек, потому что его поведение часто противоречит социальным нормам. Однако эта «наивность» является отражением его природной мудрости и способности видеть то, что скрыто от других.
Фрагмент для инсценировки: сцена, где Фома, высмеивая шаблоны поведения, говорит правду, которую боятся произнести остальные. Эта сцена будет наполнена юмором, но с глубоким философским подтекстом.
6. Естественный человек
Фома тесно связан с природой и воспринимает себя её частью. Его мысли и действия просты и естественны, он находит гармонию в единстве с окружающим миром. Это качество проявляется в сценах, где герой размышляет о природе и своей роли в ней.
Фрагмент для инсценировки: момент, когда Фома одиноко бродит по полям, наблюдает за природой и находит в её явлениях ответы на свои внутренние вопросы.
Рекомендации по инсценировке
Эти фрагменты можно использовать как основу для театральных постановок, в которых раскрывается внутренний мир Фомы Пухова. Для сцен важно задействовать минималистичные декорации (природа, рабочая мастерская, дорога) и сосредоточиться на диалогах и монологах героя. Это позволит передать философскую глубину текста Платонова и уникальность образа «сокровенного человека».
Неоднозначность авторской позиции в повести
«Сокровенный человек»
Андрей Платонов в повести «Сокровенный человек» создаёт многослойный и сложный текст, где неоднозначность авторской позиции становится ключевым элементом восприятия. Платонов балансирует между разными точками зрения, что делает его произведение открытым для множества интерпретаций.
Неоднозначность в трактовке образа Фомы Пухова
Фома Пухов изображается одновременно как простодушный человек и философ, чей взгляд на мир вызывает уважение и недоумение. С одной стороны, он воплощает искренность, трудолюбие и глубокую связь с природой. С другой стороны, его наивность и «странность» вызывают вопросы: действительно ли он понимает окружающий мир или его восприятие ограничено? Платонов не даёт однозначного ответа, оставляя читателю возможность самому оценить героя.
Например, в сценах, где Фома работает с машиной или обсуждает труд с другими, автор подчёркивает его технический гений и любовь к делу. Но при этом Фома оказывается в конфликте с обществом, которое не всегда готово понять его идеи. Эта двойственность создаёт ощущение, что Платонов сочувствует герою, но видит и его недостатки.
Фома Пухов как носитель «сокровенности»
Неоднозначность проявляется и в самой концепции «сокровенного человека». Фома Пухов воспринимается как хранитель глубинных ценностей, но эти ценности трудно сформулировать в терминах рационального понимания. Его стремление жить в гармонии с природой, трудиться ради общего блага и искать истину выглядит как утопия, невозможная в реальном мире. Авторская позиция, таким образом, колеблется между восхищением идеалами героя и осознанием их утопичности.
Конфликт с реальностью
Повесть неоднократно показывает противоречие между внутренним миром Фомы и окружающей действительностью. Например, когда герой пытается объяснить свою философию жизни другим, его слова кажутся непонятными или странными. В этом проявляется глубокий трагизм: «сокровенный человек» остаётся одиноким и непонятым в обществе, где доминируют другие ценности. Платонов не осуждает общество, но и не оправдывает его. Он словно задаёт читателю вопрос: может ли такой человек найти место в этом мире?
Природа и человек
Ещё одним элементом неоднозначности становится отношение автора к природе. Фома тесно связан с природным миром, видит в нём источник силы и гармонии. Однако природа у Платонова изображается не только как гармоничная среда, но и как сила, способная подавить человека. Например, сцены, где Фома размышляет о естественном порядке, показывают красоту и жестокость природы одновременно.
Роль автора в повести
Платонов избегает прямого морализаторства и даёт возможность читателю самому сделать выводы. Его герои сложны и многогранны, а ситуации, в которых они оказываются, полны противоречий. Это делает авторскую позицию одновременно очевидной и скрытой: автор явно сочувствует своему герою, но при этом показывает, насколько трудно ему найти своё место в мире.
Итог
Неоднозначность авторской позиции в повести «Сокровенный человек» заключается в балансе между восхищением идеалами героя и осознанием их несовместимости с реальностью. Платонов не даёт однозначных ответов, приглашая читателя задуматься о судьбе «сокровенного человека», о смысле жизни и о том, каково быть человеком в сложном и противоречивом мире.
Герои других произведений Андрея Платонова, которых можно назвать «сокровенными людьми»
Андрей Платонов в своём творчестве часто создавал образы персонажей, которые, подобно Фоме Пухову из повести «Сокровенный человек», искали глубинные смыслы жизни, стремились к истине и гармонии, однако сталкивались с суровой реальностью. Эти герои воплощают идеи, близкие к понятию «сокровенного человека»: искренность, стремление к духовной чистоте и невозможность полностью вписаться в окружающий мир. Рассмотрим несколько таких образов из других произведений писателя.
Саша Дванов из романа «Чевенгур»
Саша Дванов – центральный герой романа «Чевенгур», который стремится найти идеальное общество. Его душа полна надежд на построение коммунистической утопии, но он постепенно понимает, что это мечта невозможна. Как и Фома Пухов, Саша – наивный мечтатель и человек с высоким внутренним идеалом, стремящийся к справедливости и добру. Однако окружающий мир жесток и разрушителен, что приводит к трагическому финалу. Саша – это «сокровенный человек», потому что его мечты и внутренний мир далеки от реальной жизни, но невероятно чисты.
Никита из рассказа «В прекрасном и яростном мире»
Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» – Никита, молодой человек, стремящийся понять природу и себя. Он чувствует глубокую связь с окружающим миром и пытается найти в нём гармонию. Никита – «сокровенный человек», потому что его размышления и поступки пронизаны искренностью и желанием постичь высшие законы бытия. Однако его попытки понять мир часто встречают равнодушие или непонимание со стороны других людей.
Жители деревни в повести «Котлован»
Хотя «Котлован» в целом фокусируется на коллективной судьбе героев, некоторые персонажи, такие как рабочий Чиклин или медведь-строитель, могут быть названы «сокровенными людьми». Чиклин, несмотря на свою суровость, обладает добротой и состраданием, стремится помочь другим. Он символизирует человеческое достоинство и жертву ради общего дела. Эти черты делают его близким к идеалу «сокровенного человека».
Фро из рассказа «Фро»
Героиня рассказа «Фро» – олицетворение духовной чистоты и кротости. Она утратила смысл жизни после расставания с мужем и смертью близких, но сохраняет в душе глубинную веру в добро. Её внутренний мир полон любви и сострадания, что делает её близкой к понятию «сокровенного человека». Фро олицетворяет тот идеал, который Платонов часто описывает в своих произведениях – человека, живущего ради других, несмотря на трагизм своего положения.
Степан Копёнкин из романа «Чевенгур»
Степан Копёнкин – ещё один герой, которого можно назвать «сокровенным человеком». Его привязанность к образу Розы Люксембург – символической фигуре, олицетворяющей революцию и справедливость, – делает его мечтателем и идеалистом. Степан живёт в мире собственных представлений о справедливости и гармонии, что сближает его с другими «сокровенными» персонажами Платонова.
Герои рассказа «Джан»
В рассказе «Джан» изображаются бедные и угнетённые люди, которые, несмотря на тяжёлые условия жизни, сохраняют духовную силу и веру в будущее. Их стремление к выживанию, забота друг о друге и желание найти смысл в своём существовании делают их образами «сокровенных людей». Рассказ подчёркивает, что истинное богатство человека скрыто внутри, в его душе.
Общие черты «сокровенных людей» у Платонова
1. Духовная чистота. Герои Платонова обладают внутренней искренностью и стремлением к гармонии, несмотря на суровые условия жизни.
2. Противоречие между внутренним и внешним миром. Как и Фома Пухов, другие «сокровенные люди» часто сталкиваются с невозможностью реализовать свои идеалы в реальном мире.
3. Стремление к истине. Эти герои ищут ответы на глубокие философские вопросы, связанные с жизнью, смертью и смыслом бытия.
4. Одиночество. Они часто остаются непонятыми окружающими и живут в духовной изоляции.
Таким образом, герои Платонова, которых можно назвать «сокровенными людьми», воплощают в себе его главные философские идеи: стремление к духовности, борьбу за человечность и гармонию с миром, несмотря на трагические обстоятельства.
• Коллективный проект. Великая Отечественная война в творчестве и биографии Л. Платонова.
Комплексные цели этого большого и важного проекта потребуют от вас четкого распределения задач.
1. Подберите историко-биографический материал о работе Л. Платонова военным корреспондентом газеты «Красная звезда», о содержании циклов рассказов, вышедших с 1941 по 1945 г. («Одухотворенные люди», «Броня» и др.).
2. Подготовьте материалы по типам героев. Среди них могут быть образы солдат Отечества («Молодой офицер», «Среди народа», «Смерти нет! (Оборона Семидворья)»), образы военною детства («Железная старуха», «Маленький солдат», «Петрушка (Страх солдата)», «Возвращение»), образы стариков («Рассказ о мертвом старике», «Старый Никодим», «Житель родного юрода»). Особенно важно найти в военных рассказах образы матери — «живой тайны мира» («Одухотворенные люди», «Сержант Шадрин», «Офицер и крестьянин (Среди народа)», «Взыскание погибших»), поразмышлять о значении и различных художественных задачах воплощения этого образа у Платонова. Подготовьте рассказы о типах этих героев с примерами, яркими цитатами. Поразмышляйте о роли важнейших метафорических образов «человека-дерева» и «народа-дерева» («Божье дерево», «Молодой майор»), «человека-цветка», «ребенка-цветка» («Девушка Роза». «Цветок на земле») в военных рассказах.
3. Расскажите о трудной судьбе «послевоенного» рассказа «Возвращение» («Семья Иванова»). Какие нравственные проблемы ставила война и послевоенное время, как они отражены в рассказе, который по праву считается шедевром Л. Платонова? Познакомьтесь с экранизациями «Возвращения». Какая киноверсия кажется вам наиболее удачной? Напишите кинорецензию.
4. Итогом всей работы может быть литературный вечер или круглый стол. После его проведения поразмышляйте о том, что удалось, а над чем следовало бы поработать.
Проект «Великая Отечественная война в творчестве и биографии Андрея Платонова»
2.1.
Историко-биографический материал о работе А. Платонова военным корреспондентом и содержании рассказов 1941–1945 гг.
А. Платонов как военный корреспондент
С началом Великой Отечественной войны Андрей Платонов активно включился в работу на благо страны. С 1942 года он становится специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» — центрального издания, отражающего реалии войны. Его корреспондентская деятельность отличалась не только точностью в описании событий, но и глубоким гуманистическим подходом к раскрытию человеческих судеб в условиях войны.
Работа Платонова заключалась в том, чтобы быть на передовой, фиксировать атмосферу боевых действий, рассказывать о героях войны — как о солдатах, так и о простых людях, столкнувшихся с её ужасами. В его очерках и статьях встречались как документальные зарисовки, так и философские размышления о смысле человеческой жизни, стойкости и вере в будущее. Он стремился показать, что война не разрушает человеческую душу, а напротив, может стать испытанием, укрепляющим внутренние качества личности.
Условия творчества в годы войны
Работа в условиях войны стала серьёзным испытанием для Платонова. Он видел смерть, разруху, страдания людей, что не могло не отразиться на его произведениях. Платонов писал с фронта, находясь в самых опасных местах, что подтверждает его личная переписка с семьёй и коллегами. Его тексты наполнены болью и одновременно верой в человека, который, несмотря на разрушения, сохраняет достоинство и способность к сочувствию.
Одной из характерных черт работы Платонова в годы войны стало умение через конкретные судьбы раскрывать общенациональные темы. Герои его рассказов и очерков — это собирательные образы, отражающие духовную силу и нравственные ориентиры советского народа.
Циклы рассказов военного времени
Платонов создал в этот период цикл рассказов, посвящённых теме войны. Каждый рассказ представляет собой самостоятельное художественное произведение, но вместе они создают цельную картину осмысления войны и её влияния на человека.
1. «Одухотворённые люди»
Этот рассказ, написанный в 1942 году, стал символом гуманистического подхода Платонова к теме войны. Его герои — простые солдаты, которые проявляют невероятное мужество и самоотверженность. В центре внимания автора находится идея духовного преображения человека, который находит в себе силы для борьбы не только на поле боя, но и в своей душе.
В рассказе исследуются вопросы веры, внутреннего достоинства и человеческой стойкости. Герои Платонова — это люди, которые, несмотря на разрушения вокруг, сохраняют моральные ценности и готовы помогать друг другу, даже жертвуя собой.
2. «Броня»
Рассказ был написан в 1943 году и отражает тему взаимодействия человека и техники. Главные герои — экипаж танка, который не просто выполняет свою боевую задачу, но и осознаёт ответственность перед страной и народом. Платонов подчёркивает, что в условиях войны техника становится продолжением человеческой воли и силы духа.
3. «Семья Иванова» (позднее переименован в «Возвращение»)
Это произведение написано в 1945 году, но относится к числу лучших рассказов военного времени. В нём Платонов исследует, как война меняет людей и каково возвращение к мирной жизни. Главный герой — солдат, вернувшийся с фронта, который пытается восстановить разрушенные войной связи с семьёй. Этот рассказ стал одним из самых трогательных произведений Платонова, поднимая вопросы о любви, прощении и семье.
4. Другие произведения
К числу произведений военных лет также относятся рассказы «Юшка», «Дерево родины», «Государственный житель» и др. В них автор анализирует, как война влияет на душу человека, затрагивая такие темы, как человеческая привязанность, материнская любовь и стремление к миру.
Темы и мотивы в рассказах
В годы войны Платонов продолжал исследовать традиционные для него темы, но на фоне войны они приобрели новую глубину и звучание:
• Мотив сиротства. Война лишает людей родных и близких, но в то же время заставляет искать новое родство — человеческое единство.
• Роль техники. В рассказах Платонова техника становится символом единства человека и науки, которые вместе противостоят разрушению.
• Гуманизм. Даже в самых страшных условиях Платонов показывает, что человечность и сочувствие сильнее войны.
Значение творчества Платонова в годы войны
Произведения Платонова времён войны являются не только художественными шедеврами, но и историческим документом, раскрывающим дух времени. Его рассказы вдохновляли современников, помогали им сохранять веру в победу, а также фиксировали сложные моральные и философские вопросы, возникавшие перед обществом. Сегодня творчество Платонова военных лет продолжает изучаться и восхищать своей глубиной и человечностью.
Список произведений
• «Одухотворённые люди»
• «Броня»
• «Семья Иванова» («Возвращение»)
• «Юшка»
• «Дерево родины»
• «Государственный житель»
• Очерки и статьи для газеты «Красная звезда».
Итог
Работа А. Платонова военным корреспондентом и его творчество времён войны остаются важным вкладом в русскую литературу и культуру. Его произведения продолжают напоминать о человеческой стойкости, вере в добро и необходимость сохранять человечность даже в самых трудных обстоятельствах.
2.2.
Подробный анализ типов героев в военных рассказах
Андрея Платонова
Андрей Платонов, один из наиболее значимых русских писателей XX века, создал в своих военных рассказах уникальную галерею персонажей, раскрывающих глубину человеческой природы и философские поиски смысла жизни. Его герои отличаются многогранностью, символичностью и реализмом, объединяя личные судьбы с глобальными историческими процессами. Каждый тип героя в его произведениях играет особую роль в раскрытии темы войны, человеческого страдания, мужества и надежды.
1. Образы солдат Отечества
Примеры произведений: «Молодой офицер», «Среди народа», «Смерти нет! (Оборона Семидворья)».
Образ солдата Отечества в произведениях Платонова — это прежде всего не только воин, но и человек, который переживает внутренние конфликты, размышляет о смысле своих действий и об ответственности перед Родиной. Эти персонажи не лишены страхов и сомнений, но при этом сохраняют человеческую теплоту и мужество.
Например, в рассказе «Молодой офицер» главный герой сталкивается с необходимостью принимать сложные решения, от которых зависит жизнь других. Автор подчеркивает, что героизм заключается не только в действиях, но и в способности сохранить человечность и рассудительность даже в условиях войны. Платонов показывает, как воин становится не просто защитником, но и философом, размышляющим о добре и зле, о цене мира.
Цитата:
«Он смотрел на своих солдат и думал о том, что каждая из этих жизней доверена ему, и он не имеет права ошибиться».
Этот образ многогранен: солдаты Платонова — это не безликие фигуры на фоне войны, а глубокие, живые личности, способные на великодушие и самопожертвование ради будущего.
2. Образы военного детства
Примеры произведений: «Железная старуха», «Маленький солдат», «Петрушка (Страх солдата)», «Возвращение».
Дети в произведениях Платонова о войне символизируют утраченные мечты, невинность, а также несломленную надежду на будущее. Это герои, которые вынуждены быстро взрослеть под гнетом войны, но сохраняют удивительную способность к состраданию, веру в лучшее и внутреннюю силу.
В рассказе «Маленький солдат» главный герой, потерявший семью, становится частью партизанского движения. Его наивность и искренность сочетаются с мужеством и готовностью бороться за свободу своей страны. Через образ юного героя Платонов показывает, что даже в условиях войны дети способны нести в мир свет и надежду.
Цитата:
«Мальчик смотрел на звезды и верил, что когда-нибудь снова увидит свою маму, и мир станет таким же светлым, как раньше».
Эти образы подчеркивают хрупкость детства, которое противостоит жестокости войны, и выражают идею, что будущее зависит от сохранения чистоты человеческой души.
3. Образы стариков
Примеры произведений: «Рассказ о деревьях старике», «Старый Николаич», «Житель родного города».
Старики в произведениях Платонова представляют собой символы опыта, мудрости и связи поколений. Они часто выступают хранителями традиций, моральных принципов и духовной устойчивости.
В рассказе «Старый Николаич» герой остается в разрушенной деревне, заботясь о раненых и сиротах. Его самоотверженность и глубокая человечность показывают, что даже в тяжелые времена люди могут сохранять достоинство и поддерживать друг друга.
Цитата:
«Старик знал, что его время подходит к концу, но каждый день он находил силы помогать тем, кто нуждался в его поддержке».
Образы стариков у Платонова воплощают идею преемственности поколений и силы духа, которая помогает человечеству выживать в условиях войны.
4. Материнские образы
Примеры произведений: «Одухотворённые люди», «Сёстры Шардины», «Офицер и крестьянин (Среди народа)», «Вызвавшие погибших».
Матери в рассказах Платонова выступают воплощением жизни, любви и жертвенности. Они символизируют не только индивидуальную заботу, но и коллективную надежду на возрождение и мир.
В рассказе «Сёстры Шардины» мать, потерявшая детей на войне, продолжает заботиться о раненых, видя в них своих сыновей. Эта жертва ради других подчеркивает величие материнской любви, которая сильнее горя.
Цитата:
«Она смотрела на молодых солдат и видела в каждом из них своего сына, которого уже не вернуть, но чья память жила в её сердце».
Эти образы соединяют личное и общее, превращая материнскую любовь в символ силы, способной преодолеть ужасы войны.
5. Метафорические образы
Примеры произведений: «Божье дерево», «Молодой майор», «Девушка Роза», «Цветок на земле».
Платонов активно использует метафоры, такие как «человек-дерево» или «человек-цветок», чтобы показать связь человека с природой, его духовный рост и внутреннюю гармонию. Эти образы часто имеют религиозный или философский подтекст.
В рассказе «Божье дерево» главный герой олицетворяет силу и стойкость природы, которая, несмотря на разрушения, продолжает расти. Этот символизм указывает на неугасимую надежду и возможность восстановления.
Цитата:
«Он чувствовал себя как дерево, укоренившееся в этой земле, пережившее бури и засухи, но продолжающее тянуться к солнцу».
Через метафоры Платонов подчеркивает, что человек — часть природы, и его сила заключается в способности возрождаться.
Заключение
Типы героев в военных рассказах Андрея Платонова отражают разнообразие человеческой природы и трагизм войны. Солдаты, дети, старики, матери — все эти образы воплощают различные грани человеческого опыта, соединяя личное и общественное, земное и духовное. Платонов не только показывает ужасы войны, но и раскрывает величие человеческого духа, способного противостоять разрушению. Его герои — это живое напоминание о том, что даже в самые тяжелые времена человек сохраняет способность к состраданию, любви и вере в будущее.
2.3.
Рассказ А. Платонова «Возвращение»: трудная судьба и нравственные проблемы
Рассказ «Возвращение», первоначально названный «Семья Иванова», был написан Андреем Платоновым в 1946 году, в период, когда общество только начинало приходить в себя после разрушений Великой Отечественной войны. Это произведение отражает сложные внутренние и внешние конфликты, порождённые войной, и по праву считается одним из шедевров Платонова. Однако его судьба оказалась нелёгкой: рассказ долгое время подвергался критике и цензуре, так как изображал послевоенную реальность в неудобной для советской идеологии форме.
Трудная судьба рассказа
После завершения войны Платонов, как и многие другие писатели, стремился осмыслить пережитые события, однако его взгляд был далёк от официозного прославления героизма. Рассказ «Возвращение» был подвергнут резкой критике в печати за «упаднические настроения» и «очернение советской действительности». Его публикация в журнале вызвала бурю негодования со стороны партийных органов, которые сочли сюжет «неправильным» и не соответствующим официальной линии на оптимистическое изображение послевоенного общества. Долгое время произведение находилось в тени, однако впоследствии его глубина и честность были признаны и высоко оценены как в России, так и за рубежом.
Основные нравственные проблемы
В центре сюжета — история капитана Алексея Иванова, вернувшегося домой после войны. Однако его возвращение не становится счастливым воссоединением семьи, как это могло бы быть в традиционном сюжете. Встреча с женой и детьми выявляет глубокий разрыв между ним и близкими, обусловленный долгими годами разлуки и изменениями, которые произошли как в нём самом, так и в его семье.
Проблема отчуждения
Одной из ключевых тем рассказа является проблема отчуждения. Алексей Иванов, пройдя через ужасы войны, возвращается в дом, который уже не ощущается как его собственный. Его жена Марьяна и дети, долгое время справлявшиеся без него, изменились, обрели независимость и свою рутину. Герой сталкивается с непониманием и чувством чуждости, несмотря на физическую близость к своим близким.
Потеря близости и моральный выбор
Рассказ также затрагивает тему морального выбора, которому подвергается герой. Алексей обнаруживает, что во время его отсутствия жена завела отношения с другим мужчиной. В то же время он сам возвращается не с пустыми руками, а с молодой женщиной, с которой у него сложились отношения в военные годы. Платонов исследует, что происходит с человеческими чувствами в условиях, когда война и разлука становятся нормой.
Разрушение традиционных ценностей
Война разрушает не только жизни людей, но и традиционные ценности семьи и общества. В рассказе показано, как Алексей пытается найти своё место в мире, где прежние моральные устои подорваны войной. Платонов обращает внимание на внутреннюю борьбу героев между долгом и личными желаниями, между стремлением к порядку и хаосом, порождённым войной.
Дети как символ надежды
Особое внимание в рассказе уделено детям, которые становятся символом будущего и надежды. Их поведение и реакции показывают, что они остро чувствуют напряжённость в отношениях родителей, но при этом сохраняют детскую искренность и чистоту. Дети в рассказе воплощают возможность нового начала, преодоления горечи и боли.
Символизм и философская глубина
Рассказ «Возвращение» несёт в себе глубокий символизм. Дом семьи Иванова становится метафорой разрушенного внутреннего мира героя, а попытки его восстановить — символом поиска человеком своего места в изменившейся реальности. Платонов показывает, что война продолжает жить в сознании людей даже после её окончания, и предлагает задуматься о том, как человек может преодолеть эти внутренние травмы.
Значение рассказа
«Возвращение» — это не просто история одной семьи, а глубокое философское размышление о судьбе человека в послевоенное время. Платонов показывает, что настоящая борьба начинается не на поле боя, а в мирной жизни, где нужно заново учиться любить, понимать и прощать. Рассказ учит состраданию и терпению, заставляя задуматься о том, как сохранить человеческое в условиях, когда всё вокруг подталкивает к утрате этой человечности.
«Возвращение» по праву считается одним из лучших произведений Андрея Платонова, поскольку раскрывает сложность человеческой природы и ставит перед читателем вечные вопросы о любви, верности, долге и прощении.
Рассказ Андрея Платонова «Возвращение» стал основой для создания нескольких кинематографических интерпретаций, каждая из которых раскрывает глубину и трагизм этого произведения. Каждая экранизация по-своему отражает ключевые нравственные проблемы, поставленные автором, но ни одна из них не смогла полностью передать всю сложность платоновского текста. Рассмотрим наиболее известные из них, уделяя особое внимание их достоинствам и недостаткам, а также общему влиянию на восприятие оригинального рассказа.
Экранизация «Домой!» (1982)
Одной из самых известных адаптаций является фильм «Домой!» 1982 года, режиссёром которого стал Гавриил Егиазаров. Главные роли в фильме исполнили Александр Михайлов и Ирина Купченко, что уже обеспечивало высокий уровень актерского исполнения. Фильм бережно подходит к оригиналу, стараясь сохранить философскую глубину и драматизм платоновского текста. Героев окружают послевоенные реалии, на фоне которых разыгрываются их внутренние и внешние конфликты. Иванов, возвращаясь домой, сталкивается с равнодушием к самому себе, но также понимает, что его семья, потерянная из-за войны, нуждается в восстановлении отношений.
Однако в этой экранизации есть свои особенности. Она акцентирует внимание на семейной драме, но оставляет в стороне некоторые философские аспекты рассказа. Тем не менее, визуальный ряд и музыка усиливают эмоциональное восприятие, делая фильм трогательным и искренним. Это делает «Домой!» ярким примером, где режиссёрская интерпретация гармонично соединяет оригинальный текст и художественные приемы кино.
Экранизация «Отец» (2007)
Фильм «Отец», созданный Иваном Солововым в 2007 году, предлагает более современный взгляд на рассказ Платонова. Премьера фильма состоялась на крупных кинофестивалях, и он получил положительные отзывы за свою драматургическую основу и акцент на философской составляющей рассказа. В отличие от «Домой!», эта версия фокусируется не только на личной трагедии главного героя, но и на его стремлении обрести смысл в изменившейся послевоенной жизни.
Режиссёр использует минимализм и подчёркнутую сдержанность актёрской игры, чтобы передать напряжение и внутренние переживания героев. Фильм акцентирует внимание на вопросах ответственности и прощения, показывая, как люди постепенно находят общий язык и учатся строить новые отношения.
Телеспектакль (1968)
Телеспектакль, поставленный Академическим театром имени Евгения Вахтангова в 1968 году, стал первой значимой попыткой театральной адаптации «Возвращения». В постановке основное внимание уделяется атмосфере текста и его лирической составляющей. Актеры создают образы героев, максимально близкие к литературным персонажам. Телеспектакль был высоко оценен как критиками, так и зрителями, хотя его стилистика не позволяет раскрыть всю многогранность оригинального текста.
Общая оценка экранизаций
Каждая из упомянутых экранизаций предлагает свой уникальный взгляд на «Возвращение». Однако наиболее удачной, на мой взгляд, является фильм «Домой!» (1982). Гавриил Егиазаров создал поистине трогательную картину, сумев передать всю трагедию послевоенного общества и человеческих взаимоотношений. Александр Михайлов в роли главного героя демонстрирует сложный внутренний мир человека, разрываемого чувством долга, любви и сомнений.
Визуальный ряд фильма особенно сильный: кадры послевоенной природы и разрушенных домов создают нужную атмосферу, подчёркивая, что герои живут в мире, который нуждается в восстановлении. Музыкальное сопровождение добавляет драматизма, делая фильм запоминающимся и эмоционально насыщенным. Именно в этом фильме философская глубина Платонова звучит особенно ясно и проникновенно.
Рецензия на фильм «Домой!» (1982)
«Домой!» Гавриила Егиазарова – это не просто экранизация рассказа Платонова, но и самостоятельное произведение, передающее дух и настроение послевоенной эпохи. Актерская игра заслуживает особой похвалы: Александр Михайлов и Ирина Купченко смогли создать сложные образы, которые оставляют сильное впечатление. Режиссёр сделал акцент на эмоциональных переживаниях героев, что позволяет зрителю прочувствовать их боль, сомнения и надежды.
Несмотря на некоторые упрощения философской составляющей рассказа, фильм сохраняет его ключевые темы: поиски смысла жизни, преодоление вины, восстановление семьи и необходимость прощения. Визуальный стиль фильма делает его поэтичным и лиричным, усиливая впечатление от просмотра.
«Домой!» – это пример того, как литература и кино могут взаимодействовать, создавая произведения, которые вызывают глубокие переживания и заставляют задуматься о вечных вопросах человеческого бытия.
2.4.
Сценарий круглого стола по теме
«Великая Отечественная война в творчестве и биографии
Андрея Платонова»
Участники:
1. Ведущий круглого стола – литературовед, специалист по творчеству Андрея Платонова.
2. Участники:
o Историк – эксперт по Великой Отечественной войне.
o Литературный критик – анализ произведений Платонова.
o Биограф – исследователь жизни Платонова.
o Учитель литературы – педагогический подход к изучению произведений.
o Студенты и школьники – активные участники дискуссии.
________________________________________
Цели круглого стола:
1. Исследовать влияние Великой Отечественной войны на творчество и мировоззрение Андрея Платонова.
2. Выявить особенности военной прозы писателя.
3. Проанализировать ключевые произведения военных лет.
4. Углубить знания о роли писателя как военного корреспондента.
________________________________________
Сценарий мероприятия
1. Вступление (10 минут)
Ведущий:
Приветствие участников. Краткое введение в тему:
• Влияние Великой Отечественной войны на литературу.
• Краткий обзор биографии Платонова.
• Основные произведения Андрея Платонова, созданные в военные годы («Одухотворённые люди», «Броня», «Семья Иванова» и др.).
Речь ведущего:
«Андрей Платонов – один из тех писателей, чьё творчество затронуто трагедией войны. Его работы наполнены не только военными реалиями, но и глубокими философскими размышлениями о человеке, жизни, подвиге и смерти. Сегодня мы попытаемся понять, как война повлияла на творчество этого великого писателя».
________________________________________
2. Основной этап – обсуждение (60 минут)
Тема 1: Биографический аспект.
Биограф:
Рассказывает о работе Платонова военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Приводит примеры участия писателя в освещении событий войны. Упоминает его взаимодействие с солдатами, жизнь в военных условиях, личные переживания.
Вопросы для обсуждения:
1. Как опыт фронтового корреспондента повлиял на стиль и тематику произведений Платонова?
2. Какие личные впечатления и переживания писателя нашли отражение в его военной прозе?
________________________________________
Тема 2: Анализ произведений.
Литературный критик:
Делает обзор военной прозы Платонова. Рассказывает о рассказах «Одухотворённые люди», «Семья Иванова», «Броня» и др. Анализирует их тематику: война, героизм, трагедия, надежда.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие художественные приёмы использует Платонов, чтобы передать реалии войны?
2. Какой вклад произведения Платонова внесли в развитие жанра военной прозы?
________________________________________
Тема 3: Исторический контекст.
Историк:
Описывает особенности Великой Отечественной войны, акцентируя внимание на трудностях, которые переживали солдаты и мирное население. Сравнивает это с реалиями, описанными в произведениях Платонова.
Вопросы для обсуждения:
1. Насколько точно Платонов передал в своих рассказах историческую действительность?
2. Как произведения Платонова отражают дух эпохи?
________________________________________
Тема 4: Педагогический подход.
Учитель литературы:
Рассказывает о значении произведений Платонова для современных школьников. Предлагает методики преподавания военной прозы писателя, акцентируя внимание на нравственных уроках, которые можно извлечь из его текстов.
Вопросы для обсуждения:
1. Как объяснить учащимся философскую глубину произведений Платонова?
2. Какие аспекты творчества писателя могут быть наиболее полезными в нравственном воспитании школьников?
________________________________________
3. Заключение (20 минут)
Круглый стол завершается общей дискуссией:
• Участники делятся своими выводами.
• Обсуждается, как война изменила писателя и повлияла на его творчество.
• Формируется итоговый тезис о вкладе Платонова в осмысление войны.
Примерные тезисы для заключения:
• Платонов показал войну не только как трагедию, но и как испытание для человеческого духа.
• Его произведения учат помнить о жертвах войны и сохранять человечность даже в самых жестоких условиях.
________________________________________
Рекомендации по материалам для круглого стола:
1. Отрывки из произведений Платонова для чтения и обсуждения.
2. Фотографии и документы военного времени.
3. Краткие биографические справки и цитаты из писем Платонова.
4. Видеофрагменты экранизаций или документальных фильмов о писателе.
Итог
Круглый стол позволяет объединить литературный, исторический и философский подходы к изучению творчества Андрея Платонова, помогая глубже понять его наследие.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением